В современной политической науке достаточно большое внимание уделяется поиску эффективных путей и способов урегулирования или разрешения политических конфликтов и кризисов.
Пути и способы разрешения конфликтов:
1) отрицание или замалчивание имеющегося противоречия;
2) применение репрессивных мер;
3)проведение реформ, призванных частично устранить предпосылки конфликта;
4) устранение непосредственных причин конфликта;
5) достижению компромисса между конфликтующими сторонами на основе взаимных уступок.
Первые два метода достаточно часто употребляются, особенно на ранних стадиях развития конфликтов. Однако в долгосрочной перспективе они едва ли приводят к положительным результатам. Конечно, замалчивание конфликта на первых порах может притормозить его развитие. Но при этом сохраняется реальная угроза возобновления конфликта с еще большей силой, так как оказываются не затронутыми его глубинные корни.
Наиболее предпочтительным из них является достижение компромисса между конфликтующими сторонами на основе взаимных уступок. Конечно, это предполагает выработку каждой из сторон позиции, предусматривающей пределы возможных уступок и характер возможных компенсаций за эти уступки.
Этапы процесса разрешения конфликтной ситуации:
1) подготовительный (всесторонний анализ участниками конфликта сложившейся конфликтной ситуации. Эксперты включают в информацию о конфликте данные об объекте конфликта, его субъектах, исторических корнях, непосредственных причинах и поводах, уровне напряженности на начальной стадии);
2) переговоры (предполагает непосредственный контакт участников конфликтной ситуации или их доверенных лиц, посредников. Успех переговоров зависит от двух факторов. Во-первых, от степени проработки вопросов на предварительной стадии и, во-вторых, от профессионализма посреднической стороны, ее умения создать из участников конфликта коллектив, способный к решению задач, к совместной работе, диалогу);
3) выход из конфликта и контроль за согласованными решениями.
1) революция (быстро и радикально разрешает накопившиеся проблемы, но и требует от общества очень высокой социальной платы, нередко сопровождается мощными потрясениями, отражающимися на жизни многих поколений);
2) реформа (удается сохранить определенный баланс сил, их некоторое равновесие, борьба интересов, мнений и идей осуществляется в рамках гражданского согласия, через взаимные уступки, предполагающие достижение компромиссов);
Однако для достижения общественного согласия требуется политическая воля, незаурядная политическая гибкость и мастерство правящих сил, способных осуществлять реформирование общественной системы. Здесь все спорные вопросы должны решаться на основе переговоров, компромиссов и консенсуса.
Из сказанного видно, что политические конфликты и кризисы являются важными и естественными элементами политической жизни общества. Способность властей, как и всех иных политических субъектов, решать насущные задачи на каждом из этапов протекания конфликтных и кризисных ситуаций дает им дополнительные возможности для реализации своих целей и интересов в политическом процессе.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
Источник
Политический кризис. Типы и пути преодоления кризиса.
Читайте также:
Авторитарный политический режим
Авторитарный политический режим
Бюджетный дефицит, причины его возникновения и пути его преодоления в странах с рыночной экономикой.
Внутри-политический режим
Вопрос №80. Вето Президента и пути его преодоления. Согласительные процедуры в законодательном процессе.
Геополитический и цивилизационный взгляды на историю
Геополитический и цивилизационный взгляды на историю
Глава 43. Противодействие расследованию и пути его преодоления криминалистическими и оперативно-розыскными средствами и методами
Глава 8. Препятствия и способы их преодоления
Государственный (политический) режим
Политический кризис – высшая точка социального напряжения, всеобщего недовольства деятельностью политико-властных структур. Политический кризис отражает резкое обострение социально-политических противоречий, общественных отношений, недовольствие масс правящих элит страны.
Типы политических кризисов:
· правительственный кризис отражает неспособность правительства управлять обществом;
· парламентский кризис – кризис представительных и законодательных органов власти, который проявился в Республике Беларусь в 19994-1996гг., когда парламент пытался сохранить монополию власти, хотя реально в стане был избран Президент;
· конституциональный кризис отражает несовершенство конституциональных норм государства. Референдум 24 ноября 1996г. По инициативе Президента Республики Беларусь разрешил конституциональный кризис путем четкого разделения властей и полномочий;
· общенациональный кризис обозначает массовое недовольствие властью и стремление общества к революционным преобразованиям, что 25 октября 1917г. Привело к социалистической революции в России;
· внешнеполитический кризис характеризуется противоречием между государствами или группой государств. Примером международного политического кризиса может служить политический кризис 1962г., где главными субъектами были США и СССР, который получил название Карибский кризис. Кубинское правительство обратилось с просьбой к правительству СССР оказать помощь в укреплении обороны, разместить на территории Кубы стратегическое ядерное оружие. К берегам Кубы США направили 180 военных кораблей, 85 тыс. матросов, в воздухе постоянно находилось 20% стратегической авиации США с атомными и водородными бомбами.
Примером внешнеполитического кризиса может служить война США против Ирана в 2003г., которая вызвала массовый протест мировой общественности.
Пути преодоления политических кризисов:
· корректировка политическим режимом стратегии и тактики реформ, повышение эффективности управления;
· совершенствование системы представительства социальных интересов, вовлечение большого числа граждан в управление государством;
· разработка политической элитой и усвоение обществом новой государственной идеологии, которая способствует модернизации;
· обеспечение социальной направленности реформ, развитие социально-ориентированной рыночной экономики;
· реорганизация и повышение социальной эффективности центральных и местных органов власти, перераспределение полномочий между ними и усиление ответственности.
Дата добавления: 2014-12-03 ; просмотров: 341 ; Нарушение авторских прав
Источник
Типология полит. кризисов. Способы выхода из политических кризисов.
Политический кризис— это высшая точка социального напряжения, всеобщего недовольства и возмущения деятельностью политико-властных структур. Политический кризис отражает резкое обострение социально-политических противоречий, расстройство прежних общественных отношений, недоверие масс правящей элите страны. Типы. Правительственный кризис отражает неспособность правительства управлять обществом. Парламентский кризис — кризис представительных органов власти. Конституционный кризис отражает несовершенство конституционных норм государства. Общенациональный кризис знаменует массовое недовольство властью и стремление общества к радикальным переменам. Как правило, он разрешается «сменой» властвующей элиты. Внешнеполитический кризис характеризуется обострением противоречий между государствами или какого-либо государства с мировым сообществом. Пути преодоления политических кризисов: • кризиса легитимности — корректировка политическим режимом стратегии и тактики реформ, повышение эффективности управления для обеспечения поддержки органов власти населением; кризиса участия — ускорение преобразований политике кой системы, способствующих вовлечению в управление государством возможно большего числа граждан, совершенствование системы представительства социальных интересов; • кризиса идентичности — разработка политической элитой и усвоение обществом новой государственной идеологии, которая отвечает потребностям социальной модернизации и способствует устранению предубежденности граждан в чужеродности политической системы; • кризиса распределения благ — обеспечение социальной направленности реформ, активное внедрение новых методов хозяйствования и принципов распределения материальных и духовных благ, адекватных условиям рыночных отношений; • кризиса проникновения — реорганизация и повышение социальной эффективности центральных и местных органов власти, перераспределение полномочий между ними и усиление ответственности.
.46.Система современных международных отношений.
Международные отношения — это совокупность политических, социальных, дипломатических, правовых, военных связей и отношений между основными субъектами мирового сообщества, которые стремятся обеспечить реализацию своих экономических, социальных культурных и других интересов при помощи дипломатических, военно-стратегических, финансово-экономических, информационно-идеологических и других средств. Субъекты международных отношений: • национальные государства; • группы (союзы) государств; • международные организации (государственные и неправительственные); • общественные организации и движения; • политические и общественные лидеры. Главный субъект этих отношений — национальные государства. Виды международных отношений: • политические (играют ведущую роль); • экономические; • международно-правовые; • научно-технические; • военно-стратегические; • культурные. Принципы международных политических отношений: • признание суверенного равенства государств;• нерушимость установленных границ» признание территориальной целостности государств;• неприменение силы или угрозы силой в межгосударственных отношениях, мирное урегулирование споров; • невмешательство во внутренние дела других государств;• уважение прав и свобод человека; • равноправие и право народов распоряжаться собственной судьбой; • развитие сотрудничества между государствами» добросовестное выполнение субъектами мировой политики обязательств перед международным сообществом.Характерные черты современных международных политических отношений: • Противоречивость перехода к многополюсному миру. Субъектами мировой политики являются более 200 суверенных государств, но сохраняется доминирующая роль США. • Глобализация политических и экономических отношений. Возрастает роль общих закономерностей общественного прогресса и в то же время сохраняется разнообразие моделей социально-политического развития. • Противоречивость и низкие темпы социально-экономических и политических преобразований в России, Беларуси и других бывших советских республиках. • Неустойчивость тенденции к демократизации и гуманизации мировой политики. • Обострение глобальных проблем развития человеческой.
Папиллярные узоры пальцев рук — маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.
Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.
Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ — конструкции, предназначенные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).
Источник
Политический кризис. Внешнеполитические и внутриполитические кризисы. Способы преодоления политических кризисов.
Политический кризис – это состояние политической системы общества, выражающееся в углублении и обострении имеющихся конфликтов, в резком усилении политической напряженности. Политический кризис характеризуется делегитимацией структур власти, отсутствием взаимодействия между различными центрами власти, блокированием одного центра другим, образованием парламентских властных структур, снижением эффективности социально-политического регулирования и контроля, ростом стихийных форм политического протеста (митингов, забастовок, демонстраций и др.).
Среди внутриполитических кризисов наиболее часто встречаются:
— правительственный кризис – потеря правительством авторитета, невыполнение его распоряжений исполнительными органами. Если правительство не справляется с ситуацией, то парламент может отказать ему в поддержке и отправить в отставку.
В Италии, например, правительственный кризис довольно частое явление. С 1945 г. там сменилось 52 правительства. Правительственный кризис может сопровождаться сменой лидеров, форм правления и т.д.
— парламентский кризис – это изменение соотношения сил в органах законодательной власти, когда решения парламента расходятся с волей большинства граждан страны. Парламентский кризис может возникнуть и в том случае, когда основные противоборствующие фракции примерно равны по силе и это мешает принятию решений и парализует работу законодательной власти. Результатом может стать роспуск парламента и назначение новых выборов;
— конституционный кризис связан с фактическим прекращением действия Основного закона страны (конституции). Прежняя конституция утрачивает легитимность, и требуется ее качественный пересмотр.
Обстоятельством, способствующим перерастанию политических конфликтов в политические кризисы, является зачастую нерациональное поведение, преобладание эмоций, политических амбиций конфликтующих сторон.
Однотипные политические конфликты в разных странах могут приобретать неодинаковую степень остроты и приводить к различным последствиям.
На характер протекания и результаты конфликта влияет много факторов:
— конкретная историческая обстановка, в условиях которой протекает конфликт;
— социально-экономические условия жизни общества;
— степень развитости демократических отношений;
— общий уровень культуры в обществе и уровень политической культуры;
— плотность населения, его половозрастной и национальный состав.
При большой пестроте национального состава населения многие конфликты неизбежно принимают характер этнополитических. Под ними понимается форма межгруппового политического действия, участники которого выступают как противоборствующие этнические общности.
Среди географических факторов особую роль играет само пространство: в большом пространстве конфликт имеет тенденцию к незавершенности. В России, например, частым явлениемв периоды усиления налогового и крепостного гнета государства был уход крестьянина на Дон, в Сибирь. Это не способствовало формированию в общественном сознании отношения к конфликту как к социальной норме и выработке навыков его разрешения.
Психологические факторы: сложившиеся типы характера, темпераменты. В обществе могут преобладать либо конфронтальные типы характера, либо консенсусные.
Классификация внешнеполитических конфликтов имеет определенные критерии, которыми являются:
— социально-политическая природа и содержание конфликта,экономический, социальный и политический строй государств — участников конфликта, соотношение и расстановка внутренних политических сил, цели сторон в конфликте;
— внешние условия возникновения и развития конфликта, международно-политическая обстановка, существующая система международных политических связей, союзов, обязательств государств-участников, их противоречий, эффективность механизмов реализации экономической и политической поддержки со стороны союзников и др.;
— экономический и военный потенциал участников, ресурсы, финансы, транспорт, моральное состояние населения, мобилизационные возможности общества: способность, масштабы и длительность конфликта и т. д.
Внешнеполитические конфликты имеют особенности, к которым относятся следующие:
— основные субъекты внешнеполитического конфликта — суверенные государства, их союзы и коалиции; властные отношения в отличие от внутриполитической жизни на международной арене не являются основополагающими, следовательно, категория «политическая власть» при определении содержания международного конфликта не является основной;
— международный конфликт — это продолжение внешней и внутренней политики, которую государство — участник конфликта проводило до возникновения конфликтной ситуации;
— в условиях современного мирового развития даже локальный (региональный) конфликт влияет на жизнь всего мирового сообщества и, более того, грозит перерасти в мировой пожар;
— с появлением и развитием оружия массового поражения международный конфликт несет реальную опасность массовой гибели людей не только в странах-участницах, но и во всем мире.
В целом внешнеполитические (международные) конфликты можно разделить на следующие основные типы:
— конфликты между социально-политическими системами (между отдельными странами и системами государств);
— международные конфликты, порождаемые попытками подавить борьбу народа (народов) за свою независимость;
— межгосударственные конфликты, которые в свою очередь могут быть территориальными, дипломатическими, таможенными, финансовыми и т. д.