Способы преодоления политических кризисов

Политический кризис. Типы и пути преодоления кризиса.

Политический кризис – высшая точка социального напряжения, всеобщего недовольства деятельностью политико-властных структур. Политический кризис отражает резкое обострение социально-политических противоречий, общественных отношений, недовольствие масс правящих элит страны.

Типы политических кризисов:

· правительственный кризис отражает неспособность правительства управлять обществом;

· парламентский кризис – кризис представительных и законодательных органов власти, который проявился в Республике Беларусь в 19994-1996гг., когда парламент пытался сохранить монополию власти, хотя реально в стане был избран Президент;

· конституциональный кризис отражает несовершенство конституциональных норм государства. Референдум 24 ноября 1996г. По инициативе Президента Республики Беларусь разрешил конституциональный кризис путем четкого разделения властей и полномочий;

· общенациональный кризис обозначает массовое недовольствие властью и стремление общества к революционным преобразованиям, что 25 октября 1917г. Привело к социалистической революции в России;

· внешнеполитический кризис характеризуется противоречием между государствами или группой государств. Примером международного политического кризиса может служить политический кризис 1962г., где главными субъектами были США и СССР, который получил название Карибский кризис. Кубинское правительство обратилось с просьбой к правительству СССР оказать помощь в укреплении обороны, разместить на территории Кубы стратегическое ядерное оружие. К берегам Кубы США направили 180 военных кораблей, 85 тыс. матросов, в воздухе постоянно находилось 20% стратегической авиации США с атомными и водородными бомбами.

Примером внешнеполитического кризиса может служить война США против Ирана в 2003г., которая вызвала массовый протест мировой общественности.

Пути преодоления политических кризисов:

· корректировка политическим режимом стратегии и тактики реформ, повышение эффективности управления;

· совершенствование системы представительства социальных интересов, вовлечение большого числа граждан в управление государством;

· разработка политической элитой и усвоение обществом новой государственной идеологии, которая способствует модернизации;

· обеспечение социальной направленности реформ, развитие социально-ориентированной рыночной экономики;

· реорганизация и повышение социальной эффективности центральных и местных органов власти, перераспределение полномочий между ними и усиление ответственности.

Дата добавления: 2014-12-03 ; просмотров: 341 ; Нарушение авторских прав

Источник

Основные способы и пути решения политических конфликтов и кризисов

Типы политических конфликтов

Политический конфликт является одной из форм политического процесса, способом разрешения его противоречий.

Политический конфликт – столкновение, противоборство различных социально-политических сил, субъектов политики в их стремлении реализовать свои интересы и цели, связанные прежде всего с борьбой за обретение власти, ее перераспределение, изменение своего политического статуса, с политическими перспективами развития общества. Основу политического конфликта составляют социально-экономические, этнические и политические противоречия, объективно присущие любому обществу, которые приобретают конфликтную форму движения и разрешения. В трансформирующихся обществах политический конфликт может приобретать острые и своеобразные формы проявления и выражения.

Типы политических конфликтов:

1) по времени действия: затяжные или скоротечные;

2) по интенсивности: слабые или сильные;

3) по масштабам действия: локальные или региональные;

4) по формам проявления: мирные и немирные;

5) по уровню открытости и степени развития: латентные и открытые;

6) по количеству участников: многосубъектные, или мультиполярные, и двусторонние, или биполярные;

7) по степени и характеру нормативной регуляции: системные или несистемные, институциализированные или неинституциализированные;

8) по своим последствиям: позитивные или негативные, конструктивные или деструктивные;

9) по месту происхождения: эндогенные, обусловленные факторами внутреннего характера, и экзогенные – внешнего по отношению к данной системе характера;

10) по характеру противоречий, лежащих в их основе: антагонистические и неантагонистические;

11) в зависимости от их отношения к социальной системе: внутренние и внешние;

12) по сферам их проявления: экономическая сфера, политическая, духовная, сфера межнациональных отношений, внешнеполитическая сфера и т. д.

Выделяют конфликты в трансформирующихся обществах, для которых характерны значительная острота и скорость протекания, наличие существенных противоречий между регионами и центром, приоритеты национального и «местного» самосознания, недостаточный уровень демократической политической культуры, опыта разрешения конфликтов.

Региональный, геостратегический конфликт заключается в острой и принципиальной борьбе между сторонниками различных социально-политических ориентаций в регионе. Специфика этого конфликта обычно выражается в значительных масштабах жертв и разрушений и в повышенном геополитическом значении для ряда зарубежных стран или всего мира.

Этнополитические конфликты – форма межгруппового политического действия, участники которого выступают как противоборствующие этнические общности. Понятие «этнополитический конфликт» охватывает широкий круг ситуаций. Он может возникнуть в ситуации, когда этничность превращается в фактор, определяющий существо и динамику конфликта, и сформироваться на экономической, социально-политической или другой внеэтнической основе, а впоследствии приобрести этнический, национальный характер.

Читайте также:
  1. Авторитарный политический режим
  2. Авторитарный политический режим
  3. Бюджетный дефицит, причины его возникновения и пути его преодоления в странах с рыночной экономикой.
  4. Внутри-политический режим
  5. Вопрос №80. Вето Президента и пути его преодоления. Согласительные процедуры в законодательном процессе.
  6. Геополитический и цивилизационный взгляды на историю
  7. Геополитический и цивилизационный взгляды на историю
  8. Глава 43. Противодействие расследованию и пути его преодоления криминалистическими и оперативно-розыскными средствами и методами
  9. Глава 8. Препятствия и способы их преодоления
  10. Государственный (политический) режим
Так же различают три основных типа политических конфликтов. 1. Конфликты интересов. Конфликты такого рода преобладают в экономически развитых странах, устойчивых государствах, политической нормой здесь является торг по поводу дележа экономического пирога (борьба вокруг размеров налогов, объема социального обеспечения и т.д.); этот тип конфликта наиболее легко поддается урегулированию, так как здесь всегда можно найти компромиссное решение (как это, так и то). 2. Конфликты ценностей характерны для развивающихся государств с неустойчивым государственным строем; они требуют больше усилий по урегулированию, поскольку компромисс по поводу таких ценностей, как свобода, равенство, терпимость труднодостижим, если вообще возможен. 3. Конфликты идентификации: характерны для обществ, в которых происходит отождествление субъектом себя с определенной группой (этнической, религиозной, языковой), а не с обществом (государством) в целом; этот тип конфликта возникаете условиях противоположности рас, этнической или языковой противоположности. В зависимости от уровня участников политический конфликт может быть: межгосударственным (субъекты -государства и их коалиции), государственным (субъекты -ветви власти, политические партии и т.д.), региональным (субъекты -региональные политические силы), местным.

Основные способы и пути решения политических конфликтов и кризисов

Типичными путями являются:

1) компромисс (лат compromissum — согласование между противоположными сторонами, достигнутое взаимными уступками) на основании сохранения позиций: согласие, построена на взаимных уступках, уменьшение ресурсов одни иеи из сторон понимания прав и интересов противника Чаще это путь примирения, связан не с односторонним навязыванием воли, а с активностью обеих конфликтующих сторонн;

2) примиреннисть на основании принуждения (способ насилие), что позволяет игнорировать аргументы противника В основе этого средства навязывания одной из сторон (или третьей силой всем сторонам) характерн них взаимоотношений может быть:

— явное преобладание сил и ресурсов у одной из сторон и их дефицит в другой;

— изоляция одной стороны конфликта, снижение его статуса, а также другое состояние \»что свидетельствует об ослаблении ее позиций, поражении, нанесенном ей в соответствии с правилами игры;

— уничтожение, \»тотальное истребление противника\» (X Шпейер)

Разрешение конфликта — это не просто ослабление его насильственного и разрушительного потенциала, но и устранение онтологического содержания самого конфликта, его предмета, его основу Конфликт является решенным если все участники безоговорочно признают достигнутые договоренности, а проблемы, которые породили политическое противоборство, не становятся предметом конфликту.

Возможны два варианта разрешения конфликта:

— решение самими участниками конфликтующих сторон Переговоры позволяют прийти к согласию, когда открывают путь к сотрудничеству между противоположными сторонами Этот метод использовался со времени возникновения к конфликтов вообще, т.е. с возникновением человеческого общества Одним из важнейших требований при проведении переговоров является отказ от позиционных торгов Когда стоят твердо на позициях, не вникая в интересы друг друга, согласия, конечно, не достигают В современных условиях это самое видим вокруг событий на Ближнем Востоке, в бывшей Югославии и т.д. Чтобы сделать разумного решения, необходимо примирить ин ресы, а не позиции Основная проблема переговоров заключается не в конфликтных позициях, а в конфликтах между потребностями, желаниями, заботами и опасениями каждой из сторон А такие потребности, желания и е интересам самиересами;

— сближение позиций и интересов противоположных сторон через посредника — медиатора — посредничество, посредничество в споре третьей стороны, третьего государства, не участвует в супер речци) Задача медиатора — дать сторонам готовое решение, которое стороны готовы и должны выполнять, договориться, прийти к согласию Медиация не является чем-то отличным от переговоров, а лишь особый вид перегово рного процессрного процесу.

Одной из форм решения политических конфликтов является референдумы с правовыми последствиями — например, принятие конституции, определения статуса территории и др. Другой формой являются выборы В роли арбитра как в пе ершому, так и во втором случаях выступают сами гражданни.

Важным арбитром в политических конфликтах выступает Конституционный Суд Конечно. В большинстве стран Конституционный Суд решает конфликты, возникающие:

а) между законодательными и исполнительными органами;

б) между центральными органами и ее субъектами;

в) между государственными органами и политическими партиями, общественными организациями и объединениями.

Источник

Политические кризисы: понятие, типология, формы, пути преодоления.

Политический кризис — это высшая точка социального напряжения, всеобщего недовольства и возмущения деятельностью политико-властных структур.

несколько типов политических кризисов:

Правительственный кризис — отражает неспособность правительства управлять обществом;

парламентский кризис – связан с неспособностью представительных органов власти выполнять свои функции;

конституционныйкризис — отражает несовершенство конституционных норм государства;

общенациональный кризис — знаменует массовое недовольство властью и стремление общества к радикальным переменам. Как правило, он разрешается «сменой» властвующей элиты. Однако не исключается и другой исход. Социально-политические противоречия могут быть смягчены или преодолены посредством реформ, изменения политического курса государства, корректировки поведения органов власти;

внешнеполитический кризис — характеризуется обострением
противоречий между государствами или какого-либо государства с мировым сообществом. Примером внешнеполитического кризиса может служить война США и Великобритании против Ирака в 2003 году, вызвавшая массовые протесты мировой общественности.

В зависимости от особенностей (характера) проявления принято выделять 5 основных форм политических кризисов:

Кризис легитимности отражает несоответствие политического режима ожиданиям и запросам общества, в результате резко снижается политическое влияние властных структур государства, растет недоверие к ним граждан.

Кризис участия характеризуется нарушениями принципов равенства политического участия общественных групп и углублением в связи с этим социальных и идеологических разногласий.

Кризис идентичности имеет своим следствием распад прежних идеалов и ценностей, составляющих сердцевину доминировавшей в обществе политической культуры.

Кризис распределения благ проявляется в массовом недовольстве граждан условиями и качеством жизни, ростом цен и низкой зарплатой, недоступностью материальных и духовных благ.

Кризис проникновения выражается в обострении противоречий между центральными и местными государственными органами, их стремлении к перераспределению полномочий и ресурсов власти в свою пользу.

Политическая культура: понятие, структура, функции, типология.

Политическая культура – это система исторически сложившихся политических представлений, убеждений, ценностей, норм и методов политического поведения всех субъектов политического процесса.

1. познавательный компонент: доминирующие в обществе представления и знания о политической действительности.

2. эмоциональный – психологический компонент: чувства и эмоции, которые испытывает человек, участвуя в политической жизни общества

3. оценочный компонент: оценка политических явлений.

4. поведенческий компонент: мотивы и модели политического поведения.

ФУНКЦИИ ПОЛИТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Познавательная функция подразумевает усвоение гражданами необходимых общественно- политических знаний и формирование у них компетентных политических взглядов.

Коммуникативная функция способствует передачи из поколения в поколение политического опыта, традиций

Интегративная функция обеспечивает достижение согласия в обществе на основе общепринятых политических ценностей

Мобилизационная функция организует граждан на решение определенных политических и социальных задач.

Нормативно-регулятивная функция способствует регулированию политических отношений на основе политических решений государственных органов и сформировавшихся у граждан политических ориентаций и ценностей.

Социализирующая функция проявляется в обретении человеком определенных навыков и свойств, позволяющих ему реализовывать свои гражданские права, политические функции и интересы.

3 основных типа политической культуры:

1. Патриархальная политическая культура. Данную культуру характеризует политическая неразборчивость, отсутствие интереса к политике, неучастие в политической жизни.

2. Подданническая политическая культура. Характеризуется сильной позитивной ориентацией граждан на политическую систему и слабой степенью личного участия.

3. Активистская политическая культура. Отличается стремлением граждан играть существенную роль в политических делах, что предполагает и высокий интерес к политике и политическую активность индивида.

Международные отношения: сущность, уровни, виды, формы.

Международные отношения – совокупность экономических, политических, идеологических, правовых, дипломатических и иных связей и взаимоотношений между государствами и системами государств, между основными социальными, экономическими, политическими силами, организациями и общественными движениями, действующими на мировой арене, т.е. между народами в самом широком смысле этого слова.

Масштабные уровни

Глобальные международные отношения – это отношения между системами государств, крупнейшими державами и отражающие мировой политический процесс в целом.

Региональные (субрегиональные) отношения – это отношения между государствами определенного политического региона во всех областях жизнедеятельности общества, имеющие более конкретные проявления и носящие многосторонний характер.

групповые уровни:

Групповые (коалиционные, межкоалиционные) отношения. Они реализуются через взаимоотношения групп государств, международных организаций и т.д.

Двусторонние отношения. Это наиболее распространенная форма международных отношений между государствами и организациями.

ВИДЫ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ.

Политические (правовые, дипломатические, организационные и т.д.);– играют главенствующую роль и находят свое выражение в реальной политической деятельности элементов политической системы, прежде всего государства. Они гарантируют безопасность и создают условия для развития всех остальных отношений.

Идеологические отношения – относительно самостоятельная часть политических отношений. Роль и значение идеологических отношений изменяется в зависимости от изменения роли идеологи в обществе. Но характерна общая тенденция – к возрастанию роли идеологии, а следовательно, и идеологических отношений

Экономические и научно-технические (финансовые, торговые, кооперативные). В современных условиях эти два вида международных отношений практически неотделимы. Состояние экономических отношений во многом определяется уровнем развития производства и производительных сил государств, различными моделями экономики, наличием природных ресурсов и другими секторами.

Международно-правовые отношения – предполагают регулирование взаимоотношений участников международного общения правовыми нормами и правилами.. Международно-правовые отношения носят универсальный характер и основываются на системе общепризнанных принципов. Существуют и специфические нормы, которые регулируют специальные направления (дипломатическое право, морское торговое право, международный арбитраж, суд и т.д.).

Военно-стратегические отношения-это отношения связанные с прямым или опосредованным созданием, наращиванием, перераспределением военной силы.

Создание ядерного оружия радикально изменило характер, масштабы и интенсивность военно-политических отношений государств

Культурные отношения связаны с процессами интернационализации общественной жизни, взаимопроникновением и обогащением культур, систем образования, бурным развитием средств массовой информации. В большинстве своем основное значение в их развитии имеют неправительственные организации.

43 Геополитика.

Геополитика — это наука, которая изучает роль и воздействие природно- пространственных, географических факторов на политику любого государства.Зарождение геополитических идей.Мысли о влияниигеографической среды (климата ,почвы, рек, морей), географического положения страны на историю и человека высказывали Геродот, Гиппократ, Парменид, Полибий, Аристотель и другие античные мыслители.Формирование и развитие геополитических концепций (XVI – XIX вв.)Ш.Монтескье впервые разработал основные принципы географического направления в социологии, согласно которым географическая среда определяют дух народа и характер общественного развития.Формирование геополитики как самостоятельной науки (XIX- XX вв.)Появились научные школы, изучающие и по-разному трактующие геополитические проблемы. Со второй половины XX в предмет геополитики значительно расширился. В центре ее внимания глобальные проблемы человечества, тенденции развития международных отношений и внешней политики государств

Основным объектом геополитических исследований является географическая среда страны, которая характеризуется рельефом, размером и расположением территории в мировом геополитическом пространстве

Важную роль в формировании геополитического пространства играют так называемые геостратегические линии. Под ними понимают оси, вокруг которых идет процесс геополитического структурирования и организации пространства в определенном регионе

Источник

Читайте также:  Способы согласования границ земельных участков
Оцените статью
Разные способы