Политический кризис. Типы и пути преодоления кризиса.
Читайте также:
|
Так же различают три основных типа политических конфликтов. 1. Конфликты интересов. Конфликты такого рода преобладают в экономически развитых странах, устойчивых государствах, политической нормой здесь является торг по поводу дележа экономического пирога (борьба вокруг размеров налогов, объема социального обеспечения и т.д.); этот тип конфликта наиболее легко поддается урегулированию, так как здесь всегда можно найти компромиссное решение (как это, так и то). 2. Конфликты ценностей характерны для развивающихся государств с неустойчивым государственным строем; они требуют больше усилий по урегулированию, поскольку компромисс по поводу таких ценностей, как свобода, равенство, терпимость труднодостижим, если вообще возможен. 3. Конфликты идентификации: характерны для обществ, в которых происходит отождествление субъектом себя с определенной группой (этнической, религиозной, языковой), а не с обществом (государством) в целом; этот тип конфликта возникаете условиях противоположности рас, этнической или языковой противоположности. В зависимости от уровня участников политический конфликт может быть: межгосударственным (субъекты -государства и их коалиции), государственным (субъекты -ветви власти, политические партии и т.д.), региональным (субъекты -региональные политические силы), местным. |
Основные способы и пути решения политических конфликтов и кризисов
Типичными путями являются:
1) компромисс (лат compromissum — согласование между противоположными сторонами, достигнутое взаимными уступками) на основании сохранения позиций: согласие, построена на взаимных уступках, уменьшение ресурсов одни иеи из сторон понимания прав и интересов противника Чаще это путь примирения, связан не с односторонним навязыванием воли, а с активностью обеих конфликтующих сторонн;
2) примиреннисть на основании принуждения (способ насилие), что позволяет игнорировать аргументы противника В основе этого средства навязывания одной из сторон (или третьей силой всем сторонам) характерн них взаимоотношений может быть:
— явное преобладание сил и ресурсов у одной из сторон и их дефицит в другой;
— изоляция одной стороны конфликта, снижение его статуса, а также другое состояние \»что свидетельствует об ослаблении ее позиций, поражении, нанесенном ей в соответствии с правилами игры;
— уничтожение, \»тотальное истребление противника\» (X Шпейер)
Разрешение конфликта — это не просто ослабление его насильственного и разрушительного потенциала, но и устранение онтологического содержания самого конфликта, его предмета, его основу Конфликт является решенным если все участники безоговорочно признают достигнутые договоренности, а проблемы, которые породили политическое противоборство, не становятся предметом конфликту.
Возможны два варианта разрешения конфликта:
— решение самими участниками конфликтующих сторон Переговоры позволяют прийти к согласию, когда открывают путь к сотрудничеству между противоположными сторонами Этот метод использовался со времени возникновения к конфликтов вообще, т.е. с возникновением человеческого общества Одним из важнейших требований при проведении переговоров является отказ от позиционных торгов Когда стоят твердо на позициях, не вникая в интересы друг друга, согласия, конечно, не достигают В современных условиях это самое видим вокруг событий на Ближнем Востоке, в бывшей Югославии и т.д. Чтобы сделать разумного решения, необходимо примирить ин ресы, а не позиции Основная проблема переговоров заключается не в конфликтных позициях, а в конфликтах между потребностями, желаниями, заботами и опасениями каждой из сторон А такие потребности, желания и е интересам самиересами;
— сближение позиций и интересов противоположных сторон через посредника — медиатора — посредничество, посредничество в споре третьей стороны, третьего государства, не участвует в супер речци) Задача медиатора — дать сторонам готовое решение, которое стороны готовы и должны выполнять, договориться, прийти к согласию Медиация не является чем-то отличным от переговоров, а лишь особый вид перегово рного процессрного процесу.
Одной из форм решения политических конфликтов является референдумы с правовыми последствиями — например, принятие конституции, определения статуса территории и др. Другой формой являются выборы В роли арбитра как в пе ершому, так и во втором случаях выступают сами гражданни.
Важным арбитром в политических конфликтах выступает Конституционный Суд Конечно. В большинстве стран Конституционный Суд решает конфликты, возникающие:
а) между законодательными и исполнительными органами;
б) между центральными органами и ее субъектами;
в) между государственными органами и политическими партиями, общественными организациями и объединениями.
Источник
Политические кризисы: понятие, типология, формы, пути преодоления.
Политический кризис — это высшая точка социального напряжения, всеобщего недовольства и возмущения деятельностью политико-властных структур.
несколько типов политических кризисов:
Правительственный кризис — отражает неспособность правительства управлять обществом;
парламентский кризис – связан с неспособностью представительных органов власти выполнять свои функции;
конституционныйкризис — отражает несовершенство конституционных норм государства;
общенациональный кризис — знаменует массовое недовольство властью и стремление общества к радикальным переменам. Как правило, он разрешается «сменой» властвующей элиты. Однако не исключается и другой исход. Социально-политические противоречия могут быть смягчены или преодолены посредством реформ, изменения политического курса государства, корректировки поведения органов власти;
внешнеполитический кризис — характеризуется обострением
противоречий между государствами или какого-либо государства с мировым сообществом. Примером внешнеполитического кризиса может служить война США и Великобритании против Ирака в 2003 году, вызвавшая массовые протесты мировой общественности.
В зависимости от особенностей (характера) проявления принято выделять 5 основных форм политических кризисов:
Кризис легитимности отражает несоответствие политического режима ожиданиям и запросам общества, в результате резко снижается политическое влияние властных структур государства, растет недоверие к ним граждан.
Кризис участия характеризуется нарушениями принципов равенства политического участия общественных групп и углублением в связи с этим социальных и идеологических разногласий.
Кризис идентичности имеет своим следствием распад прежних идеалов и ценностей, составляющих сердцевину доминировавшей в обществе политической культуры.
Кризис распределения благ проявляется в массовом недовольстве граждан условиями и качеством жизни, ростом цен и низкой зарплатой, недоступностью материальных и духовных благ.
Кризис проникновения выражается в обострении противоречий между центральными и местными государственными органами, их стремлении к перераспределению полномочий и ресурсов власти в свою пользу.
Политическая культура: понятие, структура, функции, типология.
Политическая культура – это система исторически сложившихся политических представлений, убеждений, ценностей, норм и методов политического поведения всех субъектов политического процесса.
1. познавательный компонент: доминирующие в обществе представления и знания о политической действительности.
2. эмоциональный – психологический компонент: чувства и эмоции, которые испытывает человек, участвуя в политической жизни общества
3. оценочный компонент: оценка политических явлений.
4. поведенческий компонент: мотивы и модели политического поведения.
ФУНКЦИИ ПОЛИТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Познавательная функция подразумевает усвоение гражданами необходимых общественно- политических знаний и формирование у них компетентных политических взглядов.
Коммуникативная функция способствует передачи из поколения в поколение политического опыта, традиций
Интегративная функция обеспечивает достижение согласия в обществе на основе общепринятых политических ценностей
Мобилизационная функция организует граждан на решение определенных политических и социальных задач.
Нормативно-регулятивная функция способствует регулированию политических отношений на основе политических решений государственных органов и сформировавшихся у граждан политических ориентаций и ценностей.
Социализирующая функция проявляется в обретении человеком определенных навыков и свойств, позволяющих ему реализовывать свои гражданские права, политические функции и интересы.
3 основных типа политической культуры:
1. Патриархальная политическая культура. Данную культуру характеризует политическая неразборчивость, отсутствие интереса к политике, неучастие в политической жизни.
2. Подданническая политическая культура. Характеризуется сильной позитивной ориентацией граждан на политическую систему и слабой степенью личного участия.
3. Активистская политическая культура. Отличается стремлением граждан играть существенную роль в политических делах, что предполагает и высокий интерес к политике и политическую активность индивида.
Международные отношения: сущность, уровни, виды, формы.
Международные отношения – совокупность экономических, политических, идеологических, правовых, дипломатических и иных связей и взаимоотношений между государствами и системами государств, между основными социальными, экономическими, политическими силами, организациями и общественными движениями, действующими на мировой арене, т.е. между народами в самом широком смысле этого слова.
Масштабные уровни
Глобальные международные отношения – это отношения между системами государств, крупнейшими державами и отражающие мировой политический процесс в целом.
Региональные (субрегиональные) отношения – это отношения между государствами определенного политического региона во всех областях жизнедеятельности общества, имеющие более конкретные проявления и носящие многосторонний характер.
групповые уровни:
Групповые (коалиционные, межкоалиционные) отношения. Они реализуются через взаимоотношения групп государств, международных организаций и т.д.
Двусторонние отношения. Это наиболее распространенная форма международных отношений между государствами и организациями.
ВИДЫ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ.
Политические (правовые, дипломатические, организационные и т.д.);– играют главенствующую роль и находят свое выражение в реальной политической деятельности элементов политической системы, прежде всего государства. Они гарантируют безопасность и создают условия для развития всех остальных отношений.
Идеологические отношения – относительно самостоятельная часть политических отношений. Роль и значение идеологических отношений изменяется в зависимости от изменения роли идеологи в обществе. Но характерна общая тенденция – к возрастанию роли идеологии, а следовательно, и идеологических отношений
Экономические и научно-технические (финансовые, торговые, кооперативные). В современных условиях эти два вида международных отношений практически неотделимы. Состояние экономических отношений во многом определяется уровнем развития производства и производительных сил государств, различными моделями экономики, наличием природных ресурсов и другими секторами.
Международно-правовые отношения – предполагают регулирование взаимоотношений участников международного общения правовыми нормами и правилами.. Международно-правовые отношения носят универсальный характер и основываются на системе общепризнанных принципов. Существуют и специфические нормы, которые регулируют специальные направления (дипломатическое право, морское торговое право, международный арбитраж, суд и т.д.).
Военно-стратегические отношения-это отношения связанные с прямым или опосредованным созданием, наращиванием, перераспределением военной силы.
Создание ядерного оружия радикально изменило характер, масштабы и интенсивность военно-политических отношений государств
Культурные отношения связаны с процессами интернационализации общественной жизни, взаимопроникновением и обогащением культур, систем образования, бурным развитием средств массовой информации. В большинстве своем основное значение в их развитии имеют неправительственные организации.
43 Геополитика.
Геополитика — это наука, которая изучает роль и воздействие природно- пространственных, географических факторов на политику любого государства.Зарождение геополитических идей.Мысли о влияниигеографической среды (климата ,почвы, рек, морей), географического положения страны на историю и человека высказывали Геродот, Гиппократ, Парменид, Полибий, Аристотель и другие античные мыслители.Формирование и развитие геополитических концепций (XVI – XIX вв.)Ш.Монтескье впервые разработал основные принципы географического направления в социологии, согласно которым географическая среда определяют дух народа и характер общественного развития.Формирование геополитики как самостоятельной науки (XIX- XX вв.)Появились научные школы, изучающие и по-разному трактующие геополитические проблемы. Со второй половины XX в предмет геополитики значительно расширился. В центре ее внимания глобальные проблемы человечества, тенденции развития международных отношений и внешней политики государств
Основным объектом геополитических исследований является географическая среда страны, которая характеризуется рельефом, размером и расположением территории в мировом геополитическом пространстве
Важную роль в формировании геополитического пространства играют так называемые геостратегические линии. Под ними понимают оси, вокруг которых идет процесс геополитического структурирования и организации пространства в определенном регионе
Источник