Способы преодоления переживания психотравмирующих обстоятельств
Эмоциональное выгорание: симптомы, причины и фазы развития
Симптом «загнанности в клетку» когда психотравмирующие обстоятельства устранить невозможно, приходит чувство безысходности.
Симптом «тревоги и депрессии» – чувство неудовлетворенности деятельностью и собой порождают мощные энергетические напряжения в форме переживания ситуативной или личностной тревоги, разочарования в себе, в избранной профессии, в конкретной должности или месте работы.
Фаза резистенции. Сопротивление нарастающему стрессу. Формирование защиты с участием «выгорания»
происходит на фоне следующих явлений:
Симптом «неадекватного избирательного эмоционального реагирования» – когда человек перестает улавливать разницу между двумя принципиально отличающимися явлениями: экономичным проявлением эмоций (легкая улыбка, приветливый взгляд, мягкий, спокойной тон речи, сдержанные реакции на сильные раздражители, лаконичные формы выражения несогласия, отсутствие категоричности, грубости) и неадекватным избирательным эмоциональным реагированием.
Симптом «эмоционально – нравственной дезориентации» является неадекватным реагированием во взаимоотношениях с коллегами. (При этом звучат суждения: «Это не тот случай, чтобы переживать», «Такие люди не заслуживают доброго отношения», «Почему я должен за всех волноваться».)
Симптом «расширения сферы экономии эмоций»: на работе вы до того устаете от контактов, разговоров, ответов на вопросы, что вам не хочется общаться, даже с близкими. Часто именно домашние становятся первой жертвой пресыщения общением.
Фаза истощения характеризуется более или менее выраженным падением общего энергетического тонуса и ослаблением нервной системы. Эмоциональная защита в форме «выгорания» становится атрибутом личности.
Симптом «эмоционального дефицита» проявляется в том случае, когда человек не в состоянии войти в положение, сочувствовать и сопереживать, отзываться на ситуации, которые должны трогать, все реже проявляются положительные эмоции и все чаще отрицательные. Резкость, грубость, раздражительность, обиды, капризы дополняют симптом «эмоционального» дефицита.
Симптом «эмоциональной отстраненности» почти полностью исключаются эмоции из сферы профессиональной деятельности. Человек научается работать как бездушный автомат. В других сферах он живет полнокровными эмоциями.
Симптом «личностной отстраненности или деперсонализации» — полная или частичная утрата интереса к субъектам профессиональной деятельности. («ненавижу…»), В таких случаях «выгорание» смыкается с неврозоподобными или психопатическими особенностями личности, в таком случае противопоказана профессиональная деятельность с людьми.
Симптом «психосоматических и психовегетативных нарушений» проявляется на уровне физического и психического самочувствия. Обычно у педагогов даже сама мысль об учениках, вызывает плохое настроение, дурные ассоциации, бессонницу, чувство страха, неприятные ощущения в области сердца, сосудистые реакции, обострение хронических заболеваний и т.д.
Переход реакций с уровня эмоций на уровень тела свидетельствует о том, что эмоциональная защита – «выгорание» – самостоятельно уже не справляется с нагрузками. Психосоматикой организм спасается от разрушительной эмоциональной энергии.
Факторы, вызывающие синдром профессионального выгорания: монотонность работы; вкладывание в работу больших личностных ресурсов при недостаточности признания и положительной оценки; строгая регламентация времени работы, особенно при нереальных сроках исполнения; напряженность и конфликты в профессиональной среде, недостаточная поддержка со стороны коллег и их излишний критицизм; нехватка условий для самовыражения личности, когда не поощряются, а подавляются экспериментирование и
инновации; работа без возможности дальнейшего обучения и профсовершенствования; неразрешенные личностные конфликты.Наиболее подвержены «выгоранию» люди с определенными чертами личности:
Фрейденберг описывает их как мягких, гуманных, сочувствующих, увлекающихся, одновременно неустойчивых, интровертированных, одержимых навязчивыми идеями (фанатичных). Е. Махер добавляет авторитаризм и низкий уровень эмпатии, трудоголизм, посвящение себя реализации только рабочих целей.
Приемы стабилизации эмоционального состояния педагогов
Внутренние (личностные) ресурсы: умения и навыки, знания и опыт, модели конструктивного поведения, актуализированные способности.
На физиологическом уровне — это тип нервной системы (сила, устойчивость, и др.), пол, возраст, состояние здоровья, способы реагирования организма на стресс.
На психологическом уровне: Эмоционально-волевой ресурс – осознание и принятие своих чувств и эмоций, потребностей и желаний, овладение социально приемлемыми формами проявлениями чувств, контроль динамики переживания, устранение «застреваний».
Когнитивное противодействие – понимание причин стресса, осмысление ситуации, психологическая компетентность, гибкость мышления, адекватная самооценка, поиск поддержки.
Поведенческое противодействие – активность и гибкость поведения, перестройка поведения, активизация деятельности.
Социальный уровень: социальные роли позиции и установки, отношение к другим людям. Например на положительном полюсе – ролевая определенность, высокий статус, а на отрицательном — ролевая неопределенность, низкий статус.
Духовный уровень: К этому уровню относят три психологических ресурса:
Надежда – психологическая категория, способствующая жизни и росту. Надеяться – значит не отчаиваться, а ждать и готовиться к встрече с благоприятными обстоятельствами.
Рациональная вера – убежденность в том, что существует огромное число реальных возможностей, нужно вовремя обнаружить эти возможности.
Душевная сила – мужество. Спиноза под душевной силой понимал способность сказать «нет» тогда, когда весь мир хочет услышать «да».
Ключевой ресурс противостояния «выгоранию» — способность к смыслотворчеству. Слишком высокая психологическая цена, затраченная на жизненные достижения, понижает мотивацию, притязания и подрывает смысл жизни как и слишком низкая цена. Оптимальный смысл жизни помогает максимально использовать собственные резервы, направляя их на преобразование обстоятельств и собственной личности. Принятие ответственности за каждый жизненный выбор позволяет человеку почувствовать жизненную силу.
Внешние (социальные) ресурсы
противодействия «выгоранию». К этим ресурсам относится сфера свободного времени. Наиболее стрессоустойчивым оказывается тот, кто получает положительные эмоции и поддержку в семье, кругу надежных друзей, возможность для творчества, увлечения, позволяющие почувствовать, что жизнь больше, чем работа.
Составители: педагоги-психологи ГБНОУ «ГМЛИ» Колотилина В.В., Сокол Е.Б. Кемерово 2015
Источник
Как победить психологическую травму?
Понятие « психологическая травма » подразумевает серьезное потрясение, которое появилось в результате каких-либо стрессовых событий. Психотравма является такой же опасной, как и физическая, ведь негативные события могут привести к большим проблемам с психикой. Единого способа лечения психологической травмы не существует, и все зависит от индивидуальности случая.
Симптомы и последствия психологической травмы
Если физические проблемы заметить можно невооруженным глазом, то душевную травму распознать тяжело. Заметить какие-либо изменения в человеке можно по изменившемуся поведению, мимике и манере речи.
Основным симптомом в психотравме является боль, которая иногда может быть сильнее физической. Эмоциональные страдания доставляют человеку много боли, а психотравмирующее событие со временем не теряет актуальность. Случаются ситуации , когда человек от отчаяния даже готов пойти на самоубийство.
Последствиями психологической травмы могут быть и физические проблемы со здоровьем. Например, часто появляются проблемы с органами пищеварения, когда человек не смог принять и «переварить» произошедшее. Полученная травма может способствовать бессоннице или делать сон беспокойным. Сила психотравмы зависит от того, насколько значимым было событие, и как оно было воспринято.
Причины возникновения
Нет ни одного человека на планете, который бы не получил хотя бы малейшую психологическую травму. Любое событие, которое произошло внезапно и не соответствует ценностям человека, может привести к психической травматизации . Не всегда причиной психологической травмы может стать непосредственное участие, иногда достаточно быть сторонним наблюдателем неприятной ситуации. Основным катализатором является не само действие, а реакция на него.
Виды психотравм
В психологии есть такая классификация психотравм:
- Шоковая психологическая травма подразумевает кратковременный травматизм . Например, когда умирает близкий человек после длительной болезни, реакция на это событие будет несколько другой, чем когда смерть наступает внезапно.
- Острую психологическую травму также можно отнести к краткосрочным. В качестве примера можно взять разрыв отношений с возлюбленным.
- Хроническая психологическая травма формируется достаточно долгое время. Ф акторами формирования могут быть неблагоприятная обстановка в семье, длительное заключение и прочее.
Стадии травм
Травмировать психику человека можно по-разному. Выделяют несколько стадий травматизации:
- Первая стадия длится около 10-15 минут и характеризуется малым ощущением боли.
- Острый эмоциональный шок может длиться до 5 часов. В это время происходит усиление работоспособности и храбрости.
- Психофизиологическая демобилизация длится до 3 суток, при этом у человека наблюдаются подавленное состояние и опустошенность.
- Стадия разрешения длится от 3 до 12 суток, при этом человек все еще испытывает чувство подавленности.
- Стадия восстановления начинается после 12 дней с момента произошедшего, при этом никаких положительных сдвигов в психике человека не наблюдается.
- Стадия оставленных реакций наступает через месяц после событий. В это время для человека характерны нарушение сна и негативизм.
Лечить психологическую травму обычно долго. Чтобы справиться с травмой и проработать проблему, часто нужно обратиться за помощью . Лечением психологических травм занимаются психологи, психиатры и гипнологи.
Борьба с травмой
Психологи рекомендуют пациентам следующие шаги по избавлению от психотравм:
- Первым и главным правилом является признание проблемы .
- Не стоит сдерживать эмоции, иначе это может нести разрушительные последствия .
- Еще одним важным условием является проработка травмы. Как бы не было больно и неприятно, нужно вспомнить все детали, чтобы научиться воспринимать произошедшее адекватно.
- Продолжайте решать бытовые вопросы, не выпадая из мира реальности.
- Не зацикливайтесь на произошедшем, чтобы не усиливать воздействие травмы. Обращайте внимание на реальные положительные события.
- Избавьтесь от чувства вины.
- Обзаведитесь боевой группой поддержки, возможно, в вашем окружении есть люди, которые пережили подобное.
- Не используйте произошедшее, как основной толчок для своих выгод.
Одной из основных проблем при получении психологической травмы является ее отвержение . Главным признаком того, что вы смогли справиться с проблемой, является принятие произошедшего и желание двигаться дальше. Не зацикливайтесь на прошлых событиях и планируйте свое будущее. Избавиться от токсичных мыслей и негативных эмоций поможет курс Викиум «Детоксикация мозга».
Источник