- Урок «Преодоление отсталости стран мира» план-конспект урока по географии (11 класс) по теме
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- По теме: методические разработки, презентации и конспекты
- Проблема преодоления отсталости развивающихся стран. Какие страны относятся к развивающимся? Наименее развитые страны мира
- Этнические проблемы
- Влияние конкуренции
- Высокий государственный долг
- Демографические проблемы
- Уровень ВВП и его значение
- К каким странам относится Российская Федерация
- Самые беднейшие развивающиеся страны
- Страны, ставшие развитыми
Урок «Преодоление отсталости стран мира»
план-конспект урока по географии (11 класс) по теме
Представлен конспект урока с использованием кейс-метода. Урок рассчитан на 2 часа и предполагает большую работу учащихся с текстом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ur_2003.docx | 23.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок «Преодоление отсталости слаборазвитых стран мира –
глобальная проблема человечества»
учиться работать в группах, распределяя обязанности, организовывая совместную деятельность; учиться бесконфликтному общению, готовности вести диалог; формировать коммуникативные компетентности в общении с одноклассниками; формировать осознанное, уважительное отношение к другому человеку и народам мира
развивать критическое мышление; развивать умения работать с текстом, формулировать и обосновывать свою позицию, защищать ее;
определить особенности слаборазвитых стран, место данной проблемы среди глобальных проблем человечества, наметить возможные пути решения данной проблемы.
Оборудование: раздаточный материал со статьей, политическая карта мира, средства для оформления проекта
Тип урока: урок изучения нового
Место урока: урок предлагается учителем к изучению в теме «Африка», т. к. большинство слаборазвитых стран находятся в этом регионе, а количество часов на изучение глобальных проблем слишком мало.
На данном этапе целесообразно пользоваться презентацией «Глобальные проблемы человечества. Проблема преодоления отсталости стран, ее место среди глобальных проблем»
Сегодня, когда глобализация – это состоявшийся факт, все больше мы говорим о глобальных проблемах человечества. Специфика глобальных проблем заключается в том, что они имеют ряд общих признаков:
носят общемировой характер, т.е. затрагивают судьбы и интересы всего человечества;
угрожают человечеству серьезным регрессом в условиях жизни и дальнейшем развитии производительных сил (или даже гибелью человеческой цивилизации как таковой);
нуждаются в срочном и неотложном решении;
взаимосвязаны между собой;
требуют для решения совместных действий всего мирового сообщества.
. вопрос: Какие вы можете выделить глобальные проблемы?
К глобальным стали относить:
проблему сохранения мира, предотвращения ядерной войны, разоружения;
природных ресурсов (рассматриваемую часто как две разные проблемы – энерге-
тическую и сырьевую);
преодоления отсталости и бедности и др.
По мере развития человеческой цивилизации могут возникнуть и уже возникают новые проблемы. Так, к разряду глобальных стали относить проблему освоения и использования ресурсов Мирового океана, проблему мирного освоения космоса, терроризма, урбанизации и т.д.
. вопрос: Назовите регионы мира, которые мы уже изучали?
Какой регион нам предстоит изучить? (Африка)
Почему же начался урок с глобальных проблем человечества? Какая связь между регионом Африка и глобальными проблемами?
О какой из проблем мы сегодня поговорим более подробно?
Итак, тема урока – «Преодоление отсталости стран мира»
Изменения, произошедшие в 90-ые гг позволяют говорить о смене приоритетов в глобальных проблемах. Если в 70-е – 80-е гг главной считалась проблема предотвращения ядерной войны, то сейчас на первое место одни специалисты ставят экологическую проблему, другие – демографическую, а третьи – проблему бедности и отсталости. Вопрос приоритетности проблем имеет не только научное значение, но и практическое. По разным оценкам, ежегодные затраты на решение должны составлять не менее 1 трлн. долларов, или 2,5% мирового ВВП.
. вопрос: Правомерно ли говорить, что проблема бедности и отсталости стран влечет за собой многие другие, свой ответ обоснуйте.
. вопрос: Сформулируйте, какие же цели мы поставим сегодня на урок.
( Рассмотреть особенности бедных и беднейших стран мира, пути преодо-
Группам необходимо определить, по каким направлениям они будут работать:
«Особенности слаборазвитых стран»
1. Рассмотрев текст, определите особенности слаборазвитых стран, сгруппируйте их по общим признакам
2. Приведите аргументы, которые доказывают, что данные особенности характерны для этих районов.
«Пути преодоления отсталости стран»
1. Рассмотрите текст, опишите возможные пути преодоления отсталости.
2. укажите, какие из этих путей реализуются уже сейчас. Какие пути можите предложить Вы.
Группы работают по раздаточному материалу, после предоставляют проект
Проект групп по проблеме «Особенности слаборазвитых стран», где указываются особенности стран и приводятся доказательства (аргументы) по пунктам
задание: сопоставить список особенностей со списком Лакоста «Особенности развивающихся районов», который был составлен в 80-ые годы XX века.
Что из этого списка не соответствует сегодняшней действительности?
Какие особенности мы можем добавить к уже имеющимся, в начале XXI века.
Особенности слаборазвитых стран
(возможные особенности, которые можно выделить по тексту)
1. низкая доля в пр-ве общемирового национального продукта
полное или почти полное отсутствие обрабатывающей промышленности
крайне низкий уровень развития производительных сил
узость отраслевого состава хозяйства
ведущее значение минерально-сырьевых отраслей
доиндустриальная структура энергобаланса и слабость электроэнергетики
слабое развитие инфраструктуры
2. голод, недоедание
3. высокая детская смертность, недостаток медицинской помощи
4. большое число неграмотных
низкий образовательный уровень
5. малое потребление энергоресурсов
6. огромная внешняя финансовая задолженность, которая продолжает расти
7. кризисное состояние с/х
высокая доля экономически активного населения, занятого в с/х
низкий уровень оснащения с/х, недостаточное использование минеральных ре-
8. неконтролируемый рост населения, отсутствие жилья
10. низкий доход на душу населения
11. возрастание экологических проблем
12. милитаризация экономики
13. ограниченное участие этих стран в создании и использовании мирового научно-
14. несоблюдение прав человека
15. негативное отношение стран «третьего мира» к развитым странам, требо-
вание пересмотра существующего миропорядка
Особенности развивающихся районов (список Лакоста)
- недоедание, голод;
- безграмотность, массовые эпидемии, высокая детская смертность;
- истощение или неиспользование природных ресурсов;
- высокий процент рабочих рук, занятых с/х с низкой производительностью труда на одного человека;
- низкий процент населения, живущего в городах;
- раздутый и паразитирующий третичный сектор экономики;
- низкий валовый продукт на душу населения;
- высокий уровень безработицы и неполной занятости, эксплуатация детского труда;
- слабо развития промышленность;
- большая зависимость экономики и общества в целом от иностранного капитала и помощи;
- ярко выраженное социальное неравенство;
- быстрый рост населения;
- слабая структурированность экономики и общества.
Проект группы по проблеме «Преодоление отсталости слаборазвитых стран» и характеристика каждого из направлений.
Возможные направления решения проблемы отсталости по тексту
1. Экономическая помощь развитых стран
внешний долг растет, проценты по кредитам постоянно возрастают
Предоставление адресных инвестиций, частные инвестиции – прямые и портфельные, банковские займы
коррумпированность и просто воровство, неэффективность исполь-
зования получаемых стредств
Списание долга у особенно слаборазвитых стран, который растет постоянно
2. Ошибки экономической политики самих стран
которые не умеют правильно использовать эти кредиты
3. Увеличить долю промышленного потенциала большинства стран, развивать обрабатывающую промышленность – индустриализация, постиндустриализация
4. Ввести современные средства ведения с/х, в том числе и достижения «зеленой революции», преобразование аргарных отношений
не стоит так уж полагаться на «зеленую революцию», т.к. растения и
животные, производство и урожайность которых увеличиваются, не
рассчитаны на страны Африки, Лат Америки и Азии, а являются тради-
цинными для Европы и Сев Америки и не пользуются спросом в выше
названных регионах. Так Индия провела «зеленую революцию» и теперь
является экспортером зерна, тк это не традиционная пища Азии.
5. Разработка эффективных национальных стратегий, опирающихся на внутренние ресурсы
6. Реформа образования, здравоохранения
Подготовка педагогических и научно-технических кадров
7. Проведение рациональной демографической политики, стимулирование проблем занятости.
8. Замена традиционных источников энергии (физической силы животных, сжигание древесины, различного рода органики), которые ввиду низкой их эффективности не позволяют существенно повысить производительность труда в промышленности, на транспорте, в сфере услуг, в с/х.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Индия — крупнейшая развивающая страна мира
Этот урок проводится в форме семинара -игры. Обучающиеся лучше запоминают учебный материал.
Показатели уровня социально – экономического развития стран мира
Презентация на тему » Показатели уровня социально — экономического развития стран мира».
Проектная деятельность на уроках географии.Проект «Страны мира»
Курс “Экономическая и социальная география мира” 10 класса является завершающим этапом в изучении школьной географии. При его прохождении возникают трудности разного характера и некоторые из них можно.
Оценочные практические самостоятельные работы по географии 10 класса по темам «Государственный строй стран мира», «Оценка ресурсообеспеченности отдельных стран (регионов) мира».
Оценочные практичекие работы по географии 10 класса по темам «Составление систематизирующей таблицы «Государственный строй стран мира», «Оценка ресурсообеспеченности отдельных стран (регионов) мира » .
Тесты по географии 10 класс по темам: «Население мира», «Страны мира», «Природные ресурсы»
Тесты по географии 10 класс по темам: «Население мира», «Страны мира», «Природные ресурсы».
Внеклассное мероприятие по английскому языку для 9-11 классов «Россия – отсталая страна. Нам нечем гордиться. / Россия – великая держава – у нас есть повод для гордости».
Цель внеклассного мероприятия- способствовать развитию навыков коммуникативной деятельности обучающихся во внеклассной деятельности. Данное мероприятие способствовало развитию навыков поиска и отбора .
Многообразие стран мира. Практическая работа «Сравнение и характеристика стран мира».
Создать условия для применения знаний и умений при выполнении практической работы.
Источник
Проблема преодоления отсталости развивающихся стран. Какие страны относятся к развивающимся? Наименее развитые страны мира
Почти все государства, за исключением стран бывшего СССР, делятся на два типа: развитые и развивающиеся страны. В чем между ними разница? Как следует из названий, под развитыми странами подразумеваются такие государства, которые достигли высокого уровня развития промышленности, сельского хозяйства, науки. Граждане этих стран имеют высокий уровень жизни. В это понятие входит не только уровень дохода на душу населения, но и доступность медицинских и социальных услуг. К развивающимся странам относятся государства, которые еще не достигли такого уровня, но стремятся его достигнуть.
Этнические проблемы
Проблема в том, что большинство из них – это государства, возникшие относительно недавно. Они являются бывшими колониальными провинциями. Границы этих территорий не исторически обусловленные, а искусственные, проведенные европейскими государствами. Поэтому развитие стран Азии, Африки и Латинской Америки зависит от того, насколько этим народам удалось ужиться. Нередко в этих регионах происходят межэтнические конфликты, доходящие до геноцида, революции, отмечается политическая нестабильность.
В таких государствах отсутствуют традиции отношения к территории и к соотечественникам как к своим людям. Отсюда высокий уровень коррупции и бегство капиталов за рубеж.
Влияние конкуренции
Не меньшую проблему составляет недоступность новых технологий, которыми обладают развитые страны, но которыми они неохотно делятся. Проблема преодоления отсталости развивающихся стран в том, что им непросто конкурировать с развитыми странами. Однако, несмотря на трудности, они продолжают развиваться, и иногда весьма успешно. Яркие примеры — Китай или Сингапур.
На их территории приходится строить с нуля всю инфраструктуру. Население этих государств традиционно занимается сельским хозяйством или добычей полезных ископаемых, которые перерабатываются в других странах. Строительство перерабатывающих заводов требует колоссальных средств, которых у развивающихся стран просто нет.
Высокий государственный долг
Чтобы обеспечить ускоренный рост экономики, правительства развивающихся стран вынуждены брать кредиты за рубежом на кабальных условиях. МВФ требует от стран, которым выдает кредиты, соблюдения определенных условий, которые не многие развивающиеся страны могут выполнить, не ухудшая социального состояния своих граждан.
Чем опасен госдолг? Государство, получив госдолг, уже не может самостоятельно проводить экономическую политику. Правительство не в состоянии действовать в интересах своего народа. Оно попадает в экономическую зависимость. Основное требование при получении займа – это перевод внутренних цен на мировые, что во многих государствах приводит к тому, что доходы граждан падают, а цены растут. Сокращаются рабочие места в области социальной сферы. И без того слабая экономика еще сильнее теряет свои позиции. Невыплата долга автоматически означает дефолт, потерю доверия международного сообщества и потерю значительной части государственных активов.
Демографические проблемы
Одна из наиболее существенных проблем преодоления отсталости развивающихся стран – это негативная демографическая ситуация. В развивающихся странах наблюдается высокий уровень рождаемости и одновременно высокий уровень смертности, в том числе младенческой. Несмотря на это, численность населения растет, и это не может не отражаться на состоянии экономики. В таких странах наблюдается высокий процент безработицы, а соответственно, преступности.
Так как в развивающихся странах население не обеспечено рабочими местами полностью, уровень безработицы составляет от 30 % и выше. Стоимость рабочей силы значительно ниже, чем в развитых государствах. Поэтому развитые страны все чаще переносят производство, не требующее высокой квалификации, в эти государства. Это имеет свои плюсы и минусы.
Положительная сторона в том, что в эти государства происходит приток инвестиций, осваиваются новые технологии, появляются рабочие места. Недостатком такой системы является то, что экологическое состояние этих стран ухудшается, все ресурсы уходят на поддержание работы зарубежных предприятий («потогонных фабрик»), а на собственные разработки их не хватает. При этом доходы на душу населения не растут, несмотря на приток капитала. В результате рядом с небоскребами, предназначенными для чиновников, иностранных инвесторов и туристов, расположены жалкие лачуги рабочих. Это не решает проблем преодоления отсталости развивающихся стран.
Уровень ВВП и его значение
Обычно страны относят к развитым или развивающимся по уровню ВВП. Так как уровень промышленности и сельского хозяйства в таких странах находится на низком уровне, производительность труда невысока. Это отражается на уровне ВВП (внутренний валовый продукт). Это объем выпускаемой всеми предприятиями страны продукции. Выражается ВВП в долларах США. Чем этот показатель выше на душу населения, тем считается выше уровень развития страны, благосостояния граждан.
В развивающихся странах годовой ВВП на душу населения составляет менее 2 тыс. долларов США, а в некоторых странах Африки этот показатель менее 100 долларов. Это значит, что многие товары недоступны для широких слоев населения, даже при низком уровне цен.
К каким странам относится Российская Федерация
Российская Федерация не относится к развивающимся странам. РФ (несмотря на критику) имеет высокоразвитую промышленность, машиностроение и станкостроение. В стране работает необходимая для обеспечения нормальной жизнедеятельности инфраструктура: транспорт, электричество, системы водоснабжения. Работают медицинские и социальные учреждения. Имеются высшие и средние учебные заведения, научные центры и академии. Грамотность населения составляет не менее 99 %. Больше половины населения живет в городах.
Однако, если сравнивать страны по ВВП на душу населения, Россию трудно отнести к развитым или развивающимся. Этой особенностью обладают все государства, входившие в состав СССР до его распада. Они занимают переходное состояние и по уровню развития ближе к развитым странам, чем к развивающимся.
Самые беднейшие развивающиеся страны
Не все государства могут развиваться успешно. Некоторые из них не могут справиться с экономическими, политическими и социальными трудностями. Поэтому они считаются самыми бедными и отсталыми. К наименее развитым странам мира относятся:
Как видно из списка, многие из этих стран имеют выгодное географическое положение, они богаты природными ископаемыми, но здесь постоянно вспыхивают конфликты между племенами, проживающими на этой территории.
Страны, ставшие развитыми
Несмотря на то что большинство развивающихся стран находятся на низком уровне развития, многие правительства этих государств предпринимают попытки изменить ситуацию. Наиболее успешные государства, которым удалось сделать рывок и выйти на уровень развития, близкий к развитым странам, – это Китай, Сингапур, Тайвань, Саудовская Аравия, Израиль.
Не отстают от стран Азии также некоторые государства африканского континента. Правители поставили задачу решить проблемы отсталости развивающихся стран, в которых они проживают, путем объединения усилий. Так был создан Южноафриканский Таможенный союз. Уровень этих стран по ВВП на душу населения составляет свыше 15 тыс. долларов. В этот союз входят такие государства, как Ботсвана, Лесото, Свазиленд, Гамбия и ЮАР.
Пример таких государств указывает на то, что, какими бы ни были проблемы преодоления отсталости развивающихся стран, всегда есть пути их решения и выхода на более высокий уровень жизни.
Источник