К. Маркс об отчуждении и перспективах его преодоления
Отчужденный труд Марксом рассмотрен в 4 аспектах.
1. Рабочий использует материалы, взятые у природы, и получает, в итоге нужные, для жизни предметы, продукты труда. Ни исходный материал, ни продукт ему не принадлежат — они ему чужие. Чем больше рабочий работает, тем больше мир предметов, не принадлежит ему. Природа делается для рабочего только средством труда, а предметы, которые создаются в производстве — средством жизни, физического существования. Рабочий полностью от них зависит.
2. Процесс труда для рабочего принудителен. Но такой труд — это не удовлетворяет потребности в труде, а только средство для удовлетворения других потребностей. Только вне труда рабочий распоряжается собой — т.е. свободен. Таким образом он свободен только осуществлять жизненные функции, общие у человека с животными. А труд — форма деятельности, специфическая для человека, для рабочего представляется унижением в себе человека.
3. Труд подневольный отнимает у человека его «родовую» жизнь. Род человека живет в природе. Жизнь человека неразрывно связана с природой. Эта связь — деятельный контакт с природой, в которой главное — труд, производство: «. производственная жизнь и есть родовая жизнь». Но для рабочего труд — лишь средство для поддержания собственной жизни, а не рода. Рабочий относится к природе и производству не как свободный человек, а как рабочий, т.е отчужденно. Это и значит, что у рабочего отобраны и родовая жизнь и человеческая сущность.
4. Подневольный труд порождает отчужденность между людьми. Рабочие чужды друг другу, поскольку они конкурируют за возможность трудиться.
Не только рабочий но и все люди являются отчужденными. Отношения между людьми тоже отчужденные и различия только в видах и уровнях отчуждения Маркс указывает на существование первичных и вторичных уровней отчуждения. Почему же человек становится отчужденным?
Отчужденный труд равнозначен существующей частной собственности. Частная собственность — основа экономической жизни. На частнособственнической экономике держится вся история. Это значит, что эконом история — ключ к пониманию человеческой жизни как таковой. «Религия, семья, государство, право, мораль, наука, искусство. суть лишь особые виды производства и подчиняются его всеобщему закону». Жизнь людей в условиях отчуждения калечит их, делает «частичными индивидами» или неразвитыми, недочеловеческими существами. «Частная собственность сделала нас настолько глупыми и односторонними, что какой-нибудь предмет является нашим лишь, когда мы обладаем им. когда мы им непосредственно владеем, едим его, пьем — употребляем. Поэтому на место всех физических и духовных чувств стало простое отчуждение всех этих чувств — чувство обладания».
Устранение отчуждения. Универсальный человек. Процесс, обратный отчуждению — присвоение человеком собственной подлинной сущности. Маркс связывает его с общими преобразованиями, с освобождением которых в основе имеет уничтожение отчуждения труда. Что будет, если человек начнет производить как человек, т.е. не подневольно. В этом случае труд станет средством саморазвития человека, в реализацию человеком своих лучших сторон.
Характеристика присвоения человеком собственной сущности, или превращения труда из принудительного в человеческий рассматривается Марксом по тем же параметрам, что и процесс отчуждения: 1. по присвоению предметов труда и его результата 2. по освобождению самой деятельности 3. присвоению человеком труда общей родовой сущности 4. гармонизации отношений между людьми.
Здесь Маркс создает грандиозную по своему пафосу картину человечества, живущего в единстве с природой, преобразующего природу в соответствии с ее законами. Гармония с внешней природой осуществляется в деятельности, в которой человек реализует свои цели не по законам утилитарной пользы, а по законам красоты. Внутренняя природа человека также преобразуется. Вместо отчужденного недочеловека появляется человек, само природное развитие есть гармоничный рост всей истории человеческого общества. В человеке начнут реализовываться способности, пока еще реализующиеся не у всех (музыкальное ухо, художественно развитый глаз) — творческие способности.
Универсально развитый, живущий в единстве и гармонии с внешней и внутренней природой человек — таков идеальный философский образ, рисующийся Марксом в качестве ядра коммунистического идеала. Уничтожение частной собственности необходимо, но недостаточно для присвоения людьми человеческой сущности.
Источник
Способы преодоления отчуждения труда
Л.В.Савченко
Дальневосточный факультет Московского
университета потребительской кооперации
Отчуждение — социальный процесс, характеризующийся превращением деятельности человека и ее результатов в самостоятельную силу, господствующую над ним и враждебную ему. Отчуждение выражается в господстве овеществленного труда над трудом живым, в превращении личности в объект эксплуатации и манипулирования, в фетишизации социальных отношений. Проявляется оно и в психологии, сознании индивида. Речь идет о разрыве между ожиданиями человека и нормами, которые ему жестко предписываются социальной структурой, о восприятии этих норм как чуждых, внешних и враждебных человеку, о чувстве изоляции, одиночества и т.п.
Категорией «отчуждение» оперировали теоретики «общественного договора» Гоббс и Руссо. Она является одной из центральных в философской системе Гегеля. Глубоко разработана теория отчуждения труда К.Марксом. Для него цель общественного развития состояла в освобождении человека от экономической зависимости, в восстановлении его личной целостности, в его духовной эмансипации.
История человечества для Маркса-это история постоянного развития человека и одновременно растущего отчуждения. Процесс отчуждения происходит в труде и в разделении труда. А труд, в свою очередь, является живой связью человека с природой, сотворение нового мира, сотворение самого себя.
Но с развитием частной собственности и разделением труда последний утрачивает характер выражения человеческих творческих сил. Труд и продукты труда приобретают самостоятельное бытие, независимое от человека. Труд становится отчужденным, так как он перестает быть частью природы рабочего. Поэтому его деятельность становится ему чужой. И продукт труда отчуждается от него. И сам мир воспринимается человеком как чужой и враждебный ему.
Таким образом, можно выделить следующие основные моменты отчуждения в капиталистическом обществе. 1). Отчуждение самой деятельности человека. 2). Отчуждение условий труда от самого труда. 3). Отчуждение результатов труда от наемного рабочего. 4). Отчуждение социальных институтов от трудящихся. 5), Отчуждение идеологии от жизни, формирование у членов общества такого уровня ожиданий и притязаний, которые не соответствуют действительным возможностям общества, что часто бывает причиной отклоняющегося поведения. Для Маркса отчуждение в процессе труда неразрывно связано с отчуждением человека от самого себя, от других людей и от природы. Отчужденный человек не только чужд другим людям, он лишен человечности, как в естественном, так и в духовном смысле. Такое отчуждение от человека его собственной сущности ведет к экзистенциальному эгоизму. В отчужденном труде человек лишается себя самого как человеческого существа.
Одной из сторон углубляющегося отчуждения является возрастание в обществе власти денег. Смыслом жизни отчужденного человека становится потребление и обладание вещами. Отчужденный человек-товар знает лишь один способ отношений с внешним миром: когда он потребляет и когда его потребляют. Чем больше степень его отчужденности, тем больше потребление и обладание становится смыслом жизни человека. Вспомним, что одной из распространенных характеристик западного общества 60-70-х, годов нашего столетия была именно она — «общество потребления». Явно заражено «вирусом потребления» российское общество конца столетия.
История внесла одну существенную поправку в Марксову концепцию отчуждения. Он ограничивал отчуждение капитализмом. Практика показала, что отчуждение существует и в системе государственной собственности, в социалистических формах хозяйствования. Маркс не мог предвидеть масштабов массового отчуждения’.
Проблеме отчуждения уделяют внимание представители самых разных философских направлений и школ. Называются разные пути его преодоления. При всем разнообразии точек зрения ясно, что преодоление отчуждения должно быть следствием комплекса экономических, социальных, политических, культурных преобразований, возрастания степени свободы личности, обогащения внутреннего мира человека. Не последнее место занимает и фактор разнообразия форм собственности и форм хозяйствования/принцип единства в многообразии!.
Как один из способов преодоления отчуждения труда можно рассматривать кооперативную форму хозяйствования. Вытекает это из самих принципов кооперативного движения. Приведем в качестве примера три принципа:
1. Кооператив-это самостоятельная, отдельная, четко очерченная личностными и функциональными рамками структура общества. Это групповое объединение людей, в пользу которого отдельные индивидумы делегируют часть своих хозяйственных функций. Кооператив является суверенной частью общества. Носители этого суверенитета — его члены.
2. Кооператив — это самоуправляемая ячейка общества. Все существенные вопросы решаются прямо или косвенно через своих представителей его члены. Сами члены и выбирают форму самоуправления.
3. Кооперативное движение общедоступно. А отсюда — добровольность и демократичность.
По своей внутренней сущности кооперативная форма хозяйствования соответствует двум наиболее важным, с точки зрения будущего- человечества, стратегическим направлениям. Это — стратегия самоограничения, которая должна быть взята на вооружение в XXI веке как один из путей выхода из глобальных проблем. И стратегия сотрудничества, как альтернатива углубляющемуся противостоянию цивилизаций,культур, народов.
Ранее мы отмечали, что одной из сторон возрастающего отчуждения является погоня за деньгами и потреблением. Кооперативная форма хозяйствования противостоит этой тенденции в силу того, что принципиально не сводится к получению прибыли. Главная ее цель — сотрудничество и взаимопомощь. Большое преимущество кооперативной формы хозяйствования заключается в ее высокой адаптивной способности, в возможности развиваться в любых экономических укладах.
Но и само кооперативное движение в нашей стране не избежало отчуждения от своих принципов. В частности, нарушались принципы самоорганизации и самоуправляемости. Кооперативы на деле были жестко интегрированы в государственные формы. Абсолютизирована организационная сторона их деятельности. Предстоит сложная работа по возрождению принципов кооперативного движения, подхода к нему не только с организационно — хозяйственной стороны, но и как к определенному жизненному укладу, системе духовно-нравственных ценностей. В таком случае кооперативное движение займет свою нишу не только в хозяйственной системе, но и в духовной жизни общества.
Источник
Теория отчуждения труда К.Маркса и её значение для развития экономической социологии
Содержание:
Предмет: | Экономика |
Тип работы: | Реферат |
Язык: | Русский |
Дата добавления: | 07.06.2020 |
- Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
- Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.
Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!
Если вы хотите научиться сами правильно писать и выполнять рефераты, как это сделать я подробно написала на странице — как написать реферат.
Посмотрите похожие темы рефератов возможно они вам могут быть полезны:
Введение:
Отчуждение — один из атрибутов современного (как и любого классового) общества. Эта категория часто использовалась Марксом в своих ранних работах, что позволяло, с одной стороны, некоторым авторам свести отчуждение к капиталистической эксплуатации, а с другой стороны, использовать отчуждение как некую магическую формулу, которая сама по себе должна все объяснять. При этом, конечно, без выделения четких критериев самого явления отчуждения.
В работе мы рассмотрим понятие категории отчуждения, его виды и стороны, а также особенности проявления в современном капиталистическом обществе и способы преодоления.
Отчуждение труда: вопрос Маркса
Говоря о категории «отчуждение», мы обращаем внимание на «Экономические и философские рукописи», написанные молодым Марксом в 1844 году. Несмотря на грубый характер этих рукописей, в них Маркс, по сути, дал систематизированное изложение своего понимания сущности мира. феномен «отчуждения», закладывающий методологические основы, с которых можно уже сегодня начать изучение этого явления. В своем анализе Маркс сосредоточился не на морально-этическом, а на социально-экономическом аспекте отчуждения. Он исходил из того, что человек является общественным существом, а потому реализует себя в практической (прежде всего трудовой) деятельности. Поэтому проблему отчуждения следует ставить не «в целом», а как проблему отчужденного труда. Именно отчужденный труд является той стороной отчуждения, которую Маркс считал основной и из которой он выводил частные проявления отчуждения (отчуждение результатов и процесса труда, отчуждение человека от человека в повседневной жизни, отчуждение самого себя). социальная система от человека и т. д.).
В «Экономических и философских рукописях» 1844 года Маркс показал, из чего именно состоит отчужденный труд. Расширяя этот вопрос, Маркс писал: «труд для рабочего есть нечто внешнее, не принадлежащее его сущности; в том, что в своей работе он не утверждает себя, а отрицает, он чувствует себя не счастливым, а несчастным, не развивает свободно свою физическую и духовную энергию, но истощает его физическую природу и разрушает его духовную силу. Поэтому рабочий чувствует себя только вне труда, и в процессе труда он чувствует себя оторванным от самого себя. Он дома, когда не работает; а когда он работает, его уже нет дома. Из-за этого его работа не добровольная, а принудительная; это принудительный труд. Это не удовлетворение потребности в труде, а только средство для удовлетворения всех других потребностей, но не потребность в труде. Отчуждение труда ясно проявляется в том, что, как только физическое или иное принуждение к труду прекращается, они бегут от труда, как чума. Внешний труд, труд, в процессе которого человек отчуждает себя, есть самопожертвование, самоистязание. И, наконец, внешний характер труда проявляется для рабочего в том, что этот труд принадлежит не ему, а другому, и в процессе труда он принадлежит не себе, а другому. «
В этой цитате сосредоточено сразу несколько важных моментов, которые мы объясним ниже.
Во-первых, «труд для рабочего есть нечто внешнее, не принадлежащее его сущности». Здесь мы тоже говорим об отчуждении труда как процессе, взятом не только со стороны результата, но и со стороны механизма реализации трудоспособности. Развивая свою мысль, Маркс показывает, что речь идет не только о том, что труд, создающий продукт для другого человека, превращается в чужеродный из-за силы эксплуатации, но и об изматывающем характере самого труда, независимо от того, кто присваивает его результаты. Изнурительный характер труда не приносит радости, не развивает работника, а только отнимает у него силы на всю жизнь. В этой работе рабочий не осознает себя как общественное существо, а проводит свое время и энергию в «нигде», тем самым отчуждая не только труд, но и время жизни рабочего, которое он проводит в процессе труда. Отсюда следует постановка вопроса о необходимом уровне развития производительных сил для реализации реального потенциала общественной собственности на средства производства при социализме.
Во-вторых, вполне естественно, что такая работа на самом деле не является проявлением человеческой сущности. Здесь Маркс прямо выводит психологическое отрицательное отношение к труду из технической, технологической и социальной природы труда, что делает этот труд невыносимым: «Следовательно, рабочий чувствует себя самим собой только вне труда, а в процессе труда он чувствует себя. отрезан от самого себя. Он дома, когда не работает; а когда он работает, его уже нет дома. «Отвращение к работе вызвано двумя аспектами: социальным отчуждением, связанным с присвоением результатов труда работника другим субъектом, и техническим и технологическим отчуждением, связанным с недостаточным уровнем развития производительных сил для того, чтобы работа приносила удовольствие, принося радость сотрудника, а не утомление организма.В первом случае, работая на другого человека, сотрудник не чувствует причастности к результатам труда, а потому испытывает отвращение к работе, видя в ней лишь способ сохранить свою существование (отсюда принцип, согласно которому заработная плата является основной целью труда). Во втором случае работник не имеет возможности получать удовольствие от работы в силу самой ее природы, которая неразрывно связана с рутиной, физически и психологически истощающей тело. Такая работа, даже при отсутствии капиталистической эксплуатации, тем не менее вызывает психологическое отвращение у рабочего, который по-прежнему воспринимает ее как «потерянное время». Здесь Маркс также говорит о потребности в труде, которая не удовлетворяется отчужденным трудом. Сама постановка вопроса о потребности в труде представляется наиболее важной методологически. Сегодня многие думают, что человек по натуре ленив. Кстати, ту же мысль высказал Л.Д. Троцкий, который, казалось, позиционировал себя как марксист, тем не менее писал о тяжелой работе следующее: «Как правило, человек стремится уклониться от работы. Тяжелая работа вовсе не является врожденной чертой: она создается экономическим давлением и социальным образованием. Можно сказать, что человек — довольно ленивое животное».
Объяснение «природной лени» позволяет правящим классам, с одной стороны, оправдывать свое господство (мол, без нас ленивая народная масса все испортит), а с другой — вдохновлять трудящихся. с идеей, что общество, в котором труд будет высшей человеческой потребностью, потому что это, как они говорят, «утопия» и не соответствует «человеческой природе». Тем не менее практика показывает, что от природы человеку присуща именно потребность в труде, поскольку само становление человека как личности, как мыслящего существа связано с трудовой деятельностью. Конечно, здесь важную роль играет сам характер труда и его социальные условия. Монотонный, тяжелый физический труд вряд ли сам по себе превратится в жизненную потребность. Точно так же творчество, выполняемое в условиях эксплуатации человека человеком, значительно сужает его «творческую» составляющую. В то же время, даже при капитализме, часто можно наблюдать людей творческих профессий (ученых, учителей, инженеров и других представителей «универсального труда»), которые рассматривают труд не только как способ заработка. Причем многие заняты как бы двумя видами работы: одна работа как способ выжить (служебная работа), а другая работа как способ деятельности «для души», что является смыслом жизни человека. Примерами являются социально активные работники, которые тратят львиную долю своего свободного времени на образовательную деятельность, профсоюзную борьбу, партийную работу и другие виды «универсального труда».
В-третьих, подчеркивает Маркс, «и, наконец, внешний характер труда проявляется для рабочего в том, что этот труд принадлежит не ему, а другому, и в процессе труда он принадлежит не себе, а другому. » Обращаем внимание на то, что Маркс только в конце выявил социальное отчуждение результатов труда, показывая, что рабочий, производя продукт труда для другого человека, тем самым отчуждает свою деятельность и свою человеческую сущность, свою жизнь этому человеку. То есть человека нельзя не отчуждать, если он работает на другого человека. В то же время отчуждение труда ассоциируется у Маркса не только с социально-классовой стороной, но и с материальными условиями, делающими возможным классовое отчуждение. Недостаточный учет этого момента не позволяет нам в полной мере понять суть отчуждения, а также его специфику в советском обществе.
Маркс связывал категорию отчуждения с зависимостью человека от внешних проявлений социального элемента, в первую очередь, с навязанным извне разделением труда на умственный и физический, частной собственностью и эксплуатацией человека человеком. Другими словами, отчуждение — это процесс, в котором результат деятельности человека, как и сама его деятельность, а вместе с ней и вся система общественных отношений, выходят из-под контроля человека, существуют и развиваются по собственной логике, доминируют персона. Преодоление социально-технического и технологического отчуждения — это процесс социального освобождения человека.
Маркс увидел здесь аналогию с социально-экономическими явлениями, а именно с отношениями между трудом и капиталом. Как и почему богатство общества, его прогресс — все то, что создано трудом человека, — оказывается чуждым, часто враждебным самим рабочим? Почему, например, фабричный труд (наиболее производительный во времена Маркса) действовал на рабочих отупляюще, превращая их в простой придаток машин; почему замена ручного труда машинами нередко оборачивалась лишь ростом безработицы; наконец, почему созданное человечеством материальное и культурное богатство находится в частной собственности меньшинства, тогда как его действительные творцы — трудящиеся лишены не только контроля над ним, но часто и доступа к нему?
Анализируя этот процесс отчуждения, Маркс начинает с простого: рабочий трудится на фабрике, но продукт фабрики принадлежит не ему, а владельцу средств производства — капиталисту. Продукт труда оказывается чужим для его создателя — это первая, простейшая форма отчуждения труда. Но вслед за этим чужой и чуждой рабочему становится и его собственная производственная деятельность — он не заинтересован в том, что делает; его труд вынужденный, он приходит на фабрику только для того, чтобы заработать себе на жизнь. Эта жизнь начинается для него лишь за воротами фабрики. В результате происходит еще одно превращение: рабочий не воспринимает свой фабричный труд как нечто значимое, как свое участие в созидании общественного богатства. Это ведет к утрате общественного, общекультурного смысла человеческой деятельности. Тем самым жизнь человека как полноправного представителя человечества или, по выражению Маркса, родовая жизнь человека — низводится до роли средства для поддержания его индивидуальной жизни.
Всеобщее отчуждение рабочего от окружающего его общества составляет главную тему экономических исследований Маркса. «Капитал» — это развернутый ответ на вопросы, поставленные им в теории отчужденного труда. В своей теории эксплуатации труда Маркс прослеживает всю «историю» прибавочной стоимости: каким образом она формируется из продукта труда, как она возвращается в производство в виде нового капитала и как замыкается этот цикл «самовозрастания» капитальной стоимости. Маркс показывает, что «самовозрастание» капитала — это особая, присущая капитализму форма общественного прогресса. В ее рамках собственник капитала не только получает власть над трудом нанятого им рабочего, но и подчиняет своим целям сами условия его труда и найма: технологию и организацию производства, направленность технического прогресса, даже характер потребительского спроса. Извлечение прибыли становится самоцелью, подчинение труда капиталу приобретает устойчивый всесторонний характер.
Виды и стороны отчуждения
Маркс выделял несколько видов отчуждения: отчужденный труд (основной вид), отчужденный продукт труда, отчуждение людей друг от друга, отчуждение общественной жизни (или отчуждение «родовой деятельности»). И в каждом из этих типов отчуждения проявляются как технические (технические и технологические), так и социально-экономические, и психологические аспекты отчуждения. Но помимо видов отчуждения, которые показывают, что именно отчуждается от человека, представляется разумным выделить его стороны, которые отражали бы причины отчуждения.
Обобщая приведенные выше положения Маркса, мы пришли к выводу, что в феномене отчуждения можно выделить три тесно связанных стороны: техническую и технологическую (далее мы будем называть эту сторону «техническое отчуждение»), социальную (социальную). -экономические и социально-политические) и психологические.
Техническая и технологическая сторона отчуждения (технического отчуждения) связана, прежде всего, с преобладанием обстоятельств над человеком без прямой связи с эксплуатацией. В основе этой стороны отчуждения лежит недостаточный для социального освобождения уровень развития производительных сил, а также технико-технологические и организационно-технические ограничения производственных отношений. Техническое отчуждение, как мы покажем ниже, может в определенном смысле существовать даже при отсутствии прямой эксплуатации человека человеком как следствие ограниченных возможностей производительных сил общества. Сохранение технического отчуждения в значительной степени связано не с отношениями между людьми, а с нежеланием общества переходить к новому техническому и технологическому (а значит, социально-экономическому) качеству — качеству свободы от качества необходимость. То есть здесь мы имеем дело с неподготовленностью человеческого общества к социально-экономическим условиям, при которых все его члены будут не только свободны от эксплуатации, но и получат реальные материальные условия для всестороннего развития. В условиях технического отчуждения мы имеем дело с господством над человеком еще неизвестных ему социальных сил, которые кажутся ему «неизвестными» и «неконтролируемыми». Эта сторона отчуждения распространяется на технические, технологические и организационно-технические аспекты производственных отношений, не всегда затрагивает чисто социальную сторону, которая связана с имущественным уровнем производственных отношений. Длительное сохранение технического отчуждения существенно затрудняет развитие потребности в труде и способствует негативному отношению к трудовому процессу в значительной части общества. Это же техническое отчуждение способствует формированию условий, при которых возможно возникновение социальной и психологической стороны отчуждения. Советский Союз столкнулся с этой проблемой, когда социализм был вынужден опираться на неадекватную техническую и технологическую базу, что неизбежно привело к ряду противоречивых тенденций, которые привели к существованию отчуждения, хотя капиталистическая эксплуатация больше не существовала смысл слова.
Социальная сторона отчуждения связана с отчуждением труда в результате социальных отношений между людьми, когда одной группе людей приписываются продукты, произведенные другими людьми. В социальной стороне отчуждения правомерно различать два типа: социально-классовое (или социально-экономическое) и социально-политическое отчуждение.
Социально-экономическое отчуждение касается, прежде всего, производственных отношений между людьми, основанных на господстве частной собственности на средства производства и присвоении результатов общественного труда частными собственниками. Здесь мы имеем дело с продуктом труда, который присваивается не человеком, который его произвел, а тем, кто имеет частную собственность на средства производства и, таким образом, отчуждает в свою пользу продукт, который не был произведен им. Вместе с отчуждением продукта отчуждается и сам процесс труда, который выступает в качестве антипода человеку. Рабочий, приступая к выполнению своих трудовых функций, понимает, что результаты его усилий не будут ими присвоены, что его труд только позволит ему не умереть с голоду. Наряду с трудом от человека отчуждена вся система общественных отношений (Маркс называл это «родовым отчуждением»), в котором он мало на что влияет. Здесь мы имеем дело с отчуждением социальных и политических институтов, отчуждением культурных достижений в результате отчуждения труда. Этот вид отчуждения, по Марксу, является прямым следствием частной собственности и эксплуатации человека человеком.
Социальная сторона отчуждения может вызвать техническое и технологическое отчуждение. Так, например, стремление получить неограниченную прибыль подталкивает владельцев средств производства к экономии на обеспечении достойных условий труда рабочих, использовании дешевой низкоквалифицированной рабочей силы вместо развития автоматизации производственного процесса и т. д.
Социально-политическая сторона отчуждения напрямую вытекает из социально-экономической и связана с тем, что, поскольку продукт труда присваивается не самим рабочим, а теми, на кого он работает, то политические функции управления также являются отчуждены от личности и присваиваются представителями правящего класса. С другой стороны, у обычного человека просто нет физической возможности выполнять политические функции, так как львиная доля его времени поглощена работой (отчужденным трудом). Провозглашая формальные политические права и свободы, закрепляя их в конституциях и декларациях, общество, основанное на отношениях частной собственности, не может создать материальные условия для подлинного участия всех трудящихся в управлении государством. Политическая практика показывает, что, несмотря на формальное равенство всех перед законом, мы имеем дело с практическим неравенством.
Отдельным проявлением политического отчуждения является институт представительства. По мнению некоторых политологов, любое делегирование полномочий само по себе чревато опасностью отчуждения. На наш взгляд, делегирование в делегацию другое. В условиях демократического контроля организованных рабочих над народными представителями, механизмов отзыва депутатов политическое отчуждение значительно уменьшается и, в конечном итоге, снимается. Если член трудового коллектива, выдвинутый в представительный орган власти, чувствует свою ответственность перед своими избирателями, знает, что в случае ненадлежащего выполнения своих обязанностей он может быть отозван в любой момент, об отчуждении не может быть и речи. Другое дело, когда «слуги народа» превращаются в «хозяев над народом», когда в условиях слабо развитого уровня самоорганизации рабочих и контроля с их стороны государственная власть превращается в политическую силу, а не контролируется обществом, для которого корпоративные интересы ставятся выше общественных. Здесь институт представительства превращается в сильнейший элемент политического отчуждения, играя лишь декоративную, формальную роль, служа политической элите и придавая легитимность власти правящего класса.
Здесь мы вплотную подходим к психологической стороне феномена отчуждения, поскольку, строго говоря, любое отчуждение проходит через «голову» человека и проявляется в отношении человека к общественной жизни.
Психологическая сторона отчуждения выражается в отношении человека к обществу как не к своему, а к чужому. Часто исследователи рассматривают этот аспект отчуждения как основной. С нашей точки зрения правомерно рассматривать психологическую сторону отчуждения, хоть и значительную, но тем не менее производную от технической, технологической и социально-экономической.
Однако психологическая сторона отчуждения наиболее разнообразна, поскольку отражает в себе как политическую, так и социально-экономическую и культурно-идеологическую стороны. Таким образом, психологическое отчуждение может проявляться как отчуждение человека от самого себя, как религиозное отчуждение, в результате которого человек ищет спасения в потустороннем мире и, тем самым, оставляет проблемы реального мира. Существуют и другие разнообразные проявления психологической стороны отчуждения, которые мы не будем подробно рассматривать в этом исследовании. Так или иначе, любое отчуждение приобретает психологический аспект.
Подведем итог: индивид, отчужденный от результатов своего труда и от самого процесса труда, осознавая это, перестает относиться к окружающему обществу как к своему. Элемент рынка с культом конкурентной борьбы распространяет эту борьбу не только на представителей правящих классов, но и на бедные слои общества, в результате чего мы можем наблюдать безразличие и нежелание помогать друг другу, недоверие, подозрительность, зависть и т. д. В такой ситуации каждый за себя и соперник против другого.
Еще одна составляющая вопроса связана с тем, что, не имея времени и сил для участия в политической жизни, трудящиеся сами иногда «добровольно» отказываются от этого, передав политические функции «профессионалам». Эрих Фромм достаточно подробно описал это явление в своей работе «Побег из свободы». Мы видим пример такого «бегства» в современной России, где граждане зачастую полагаются не на собственную борьбу за свои права, а на «сильную руку», которая «все устроит» и «все сделает». Фашистская Германия, где значительная часть граждан добровольно согласилась подчиняться фюреру, дала нам более катастрофические примеры «бегства». Это также может включать ложные формы сознания. Прежде всего, это религиозные и иные антинаучные формы мировоззрения, реакционные идеологии, вызванные отчуждением человека от политического и философского знания. В таких условиях люди могут вполне сознательно бороться и даже добиваться определенных успехов в борьбе за сложившиеся в их сознании идеи о лучшем устройстве общества, при этом сами по себе эти идеи не соответствуют интересам тех, кто борется за их.
В то же время, признавая зависимость психологической стороны отчуждения от социально-экономических факторов, нельзя полностью отрицать определенную независимость психологического восприятия отчуждения. Психологическое отчуждение не всегда буквально копирует социальное, техническое и технологическое отчуждение. Так, например, из истории известны случаи, когда люди, находящиеся в сложных для себя условиях, с примитивными орудиями труда, не были психологически отчуждены от плодов своей деятельности, а чувствовали гордость и причастность к процессу. Примером тому может быть известный субботник, которому Ленин посвятил свою знаменитую статью «Великая инициатива». Аналогичные примеры — героические трудовые подвиги тыловиков в годы Великой Отечественной войны, которые, несмотря на рутинные трудовые функции, огромный износ физических сил, психологически не чувствовали себя отчужденными от производимой продукции, поскольку понимали свою причастность к производимой продукции. причина победы.
С другой стороны, очень часто мы можем наблюдать людей, которые живут в комфортных условиях, работают в уютных офисах, но не ощущают причастности к общему делу, испытывают сильное психологическое чувство депрессии и отчуждения от процесса и результата своего работают, несмотря на техническую оснащенность рабочих мест и относительно высокую заработную плату. Духовное рабство, чувство одиночества и бесперспективности личностного роста — вот источник отчуждения относительно обеспеченного материально, но бедного духовно человека.
Отдельно хочу сказать об отчуждении людей друг от друга. Здесь решающую роль играют именно те общественные отношения, в которых осуществляется жизнедеятельность личности. Я до сих пор помню времена, когда в домах были только деревянные двери, которые в советское время даже не всегда запирались, люди были открыты друг для друга. И именно из-за социальной поляризации населения, навязывания всеобщего соревнования между всеми и всеми, а, грубо говоря, с переходом к капитализму, каждый человек стал самостоятельным, самодостаточным. Защищен от внешнего мира многочисленными железными дверьми, высокими заборами и т. д. Люди порой не знают своих соседей по этажу, не говоря уже о соседях по подъезду, что в советское время было просто немыслимо. Живя, казалось бы, в относительном комфорте, степень отчуждения между людьми намного выше, чем в условиях повседневных трудностей в начале советского периода, в военное и послевоенное время. И тут возникает большой вопрос, кто будет более отчужденным: современный, относительно обеспеченный индивидуалист-обыватель в уютной московской квартире или простой рабочий из коммунальной квартиры, живущий единой жизнью с коллективом и ощущающий свое участие в строительстве социализма. И здесь технический и технологический уровень может быть выше в первом случае, а степень отчуждения, безусловно, выше во втором, поскольку технический и технологический уровень, взятый отдельно от социально-экономических и политических отношений, сам по себе не ведет к преодоление отчуждения.
При капитализме также интересно, что рассмотрение отчуждения от труда распространяется не только на работников, которые отчуждают свой труд в пользу других людей, но также и на праздного потребителя, который живет только за счет чужого труда. Такой человек никогда не поймет положительных эмоций, которые может принести трудовой процесс, поскольку он отчужден от труда как от процесса саморазвития человеческой личности, как процесса роста человека над собой, его всестороннего развития. и трансформация. Таким образом, при капитализме отчуждение труда носит тотальный характер и распространяется на всех членов общества.
Отчуждение в современном обществе
В современном капиталистическом мире отчуждение не только сохраняется, но и усиливается. С распадом СССР в нашей стране и во всем мире социальная сторона отчуждения снова стала доминировать (в западных странах так называемое «социальное государство», созданное для противодействия революционной угрозе, стало преобладать. урезанный), то есть отчуждение труда как от его результатов, так и со стороны самого процесса со всеми вытекающими отсюда последствиями как в политической сфере, так и в психологическом отношении человека к своей деятельности. Несмотря на технические и технологические возможности значительного устранения отчуждения, в условиях капиталистической системы эти достижения используются в прямо противоположных целях. Таким образом, информационный потенциал так называемого «постиндустриального общества» по сути превращается в тотальную обработку информации населения в угоду тем или иным политическим настроениям правящей элиты, тотальную слежку за трудящимися и невидимую цензуру в обществе СМИ. Все это связано с возрождением крайне реакционных форм общественного сознания, что наиболее ярко проявляется в росте клерикализации общества, замене научной картины мира всевозможными иррациональными формами общественного сознания. То же самое относится и к реинкарнации наиболее реакционных и человеконенавистнических форм фашистских и неонацистских идеологий, которые интенсивно подпитываются крупным капиталом как в материальном, так и в информационном плане.
В современном обществе с особой силой дает о себе знать так называемое «самоотчуждение» от политической сферы, или, как назвал это явление Э. Фромм, «бегство от свободы». Правда, этот «побег» отличается от побега, произошедшего в нацистской Германии. Там люди добровольно подчинялись диктатуре, осознавая сам факт ее существования, в современном обществе многим еще нужно доказывать, что любая власть — это диктатура правящего класса. Достаточно большое количество наших соотечественников, живущих в относительно благополучных условиях в крупных городах (прежде всего, это касается Москвы и Санкт-Петербурга), погрузились в рутину своих проблем и с трудом понимают (и, что самое печальное, не хотят понять) политические процессы современного общества. Поэтому, будучи настоящими «рабами», они сами радуются своим «цепям», принимая их за «свободу». Понятно, что ни о какой массовой борьбе за социально-экономические и тем более политические права речи не идет, но протест принимает форму локальных вспышек, которые легко подавляются централизованной властью крупного бизнеса. Надо сказать, что в западных странах ситуация несколько иная. Там протестная активность сильнее, а уровень самоорганизации намного выше, чем в России. И тем не менее политическое отчуждение здесь проявляется не меньше, чем в Российской Федерации. Действительно, несмотря на всю мощь институтов самоорганизации рабочих в этих странах, борьба ведется не за коренные изменения и не за замену одной общественной формации на другую, а за частные уступки со стороны правительства. Люди готовы бороться за малое, но пока не все понимают необходимость фундаментальных, революционных изменений в самых основах буржуазного общества.
Специфика современного отчуждения состоит в социальной составляющей, в положении человека, его нестабильности, зависимости от внешних обстоятельств, а не в чистой бедности, хотя последняя тоже никуда не ушла. В этом отношении техническая и технологическая сторона отчуждения здесь выступает как продукт и следствие социального, в отличие от СССР, где социальное отчуждение было следствием технического. Именно желание получить больше прибыли приводит капиталиста к желанию сэкономить на условиях труда, нанять иностранных рабочих, которые в силу своего безвыходного положения соглашаются на снижение заработной платы вместо внедрения новых технологий в производство, улучшения условий труда, и т.п.
Заключение
Обмен богатствами внутреннего мира между людьми — основная цель межличностного общения. Тогда изменится внутренняя природа личности, появятся всесторонне развитые личности. Универсально развитый человек, живущий в единстве и гармонии с внешней и внутренней природой, — это идеал Маркса. Достижение этого идеала он связывает с ликвидацией отношений частной собственности, преодолением социальной консолидации человеческих ролей в системе разделения труда и формированием отношений нового типа — коммунистических.
Сложившийся недавно цивилизационный подход, мода на который в конце 20 — начале 21 века. Распространение в основном только в России, было сформировано вопреки формационному учению Маркса, преувеличивающему значение экономики и производства, но недооценивавшему или даже полностью умалявшему роль культуры и духовного начала.
Тем не менее, учение Карла Маркса остается великим достижением человеческой культуры, и время от времени возникающие на Западе циклы интереса к его наследию, известные как «Возрождение Маркса», свидетельствуют об огромном эвристическом потенциале радикально ориентированных социальные теории.
Присылайте задания в любое время дня и ночи в ➔
Официальный сайт Брильёновой Натальи Валерьевны преподавателя кафедры информатики и электроники Екатеринбургского государственного института.
Все авторские права на размещённые материалы сохранены за правообладателями этих материалов. Любое коммерческое и/или иное использование кроме предварительного ознакомления материалов сайта natalibrilenova.ru запрещено. Публикация и распространение размещённых материалов не преследует за собой коммерческой и/или любой другой выгоды.
Сайт предназначен для облегчения образовательного путешествия студентам очникам и заочникам по вопросам обучения . Наталья Брильёнова не предлагает и не оказывает товары и услуги.
Источник