Способы преодоления организационных коммуникаций

Преграды в организационных коммуникациях и пути их преодоления.

Организационные коммуникации — это такой тип коммуникационного воздействия, при котором в роли как отправителя, так и получателя выступают отдельные элементы, подразделения организации. Руководитель должен иметь четкое представление о преградах на пути обмена информацией в организации и методах совершенствования такого обмена.

В организационных коммуникациях могут возникать определенные преграды.
Искажение сообщений. Оно может быть преднамеренным, когда лицо искажает какое-то сообщение с определенной целью. Это может быть фильтрация, т. е. лицо, передающее сообщение, что- то специально утаивает от получателя. Сообщение может искажаться из-за несовпадения статусов, уровней.

Информационные перегрузки.В этом случае преграды могут возникнуть по причине большого объема информации, невозможности и неумению со стороны менеджера отбирать действительно нужную и важную информацию.

Неудовлетворительная структура организации. Проблемой многих современных предприятий является неоправданно усложненная структура организации, в которой информация как бы «запутывается’» при прохождении по ней, искажается или неправильно трактуется.

Неудовлетворительный кадровый состав.

Неудовлетворительный состав рабочих групп.

Неудовлетворительный способ организации власти и распределения задач.
Конфликты между различными группами или подразделениями.

Если есть преграды в коммуникативном процессе, значит, должны существовать пути их преодоления. Таких путей существует несколько (квалифицированный менеджер, имеющий большой опыт работы, может владеть своими собственными секретами преодоления преград):
регулирование информационных потоков. Именно это направление вызвало необходимость создания на предприятии системы
информационного менеджмента;

-управленческие действия. Они включают в себя планирование, организацию, мотивацию, реализацию и контроль;

-системы обратной связи. Если системы обратной связи не отработаны, то теряется смысл в самом коммуникативном процессе;

-системы сбора предложений. Это могут быть анонимные ящики
или анонимные звонки. На многих предприятиях такие ящики существуют в подразделениях и цехах;

-информационные бюллетени, публикации и видеозаписи организации тоже относятся к информационному менеджменту;

современные информационные технологии. Оснащение предприятий персональными компьютерами, установка Интернета, электронная почта, факсы,видеоконференции.

Источник

Барьеры в организационных коммуникациях и пути их преодоления

К числу преград в организационных коммуникациях можно отнести следующие:

-информационные перегрузки. Руководитель часто не в состоянии эффективно реагировать на всю информацию. Он вынужден отсеивать менее важную информацию, оставлять только ту, которая кажется ему наиболее важной. Однако при этой фильтрации он иногда допускает ошибки.

-неудовлетворительная структура организации. В организациях с многочисленными уровнями управления растет вероятность информационных искажений, поскольку каждый последующий уровень управления может корректировать и отфильтровывать информацию.

Пути совершенствования коммуникаций в организациях:

-регулирование информационных потоков. Для этого руководитель должен: а) представлять потребности в информации собственные, своих начальников, коллег и подчиненных; б) научиться оценивать качественную и количественную стороны своих информационных потребностей, а также

других потребителей информации в организации;

-организация периодических встреч со своими подчиненными разных уровней;

-улучшение системы обратной связи;

-реализация системы сбора предложений по совершенствованию любого аспекта деятельности организации (например, в виде ящиков или создания специальных групп руководителей и рядовых работников);

-издание информационных бюллетеней, которые содержат информацию для всех работников и где могут печататься статьи с обзором предложений по поводу управления, новых видов продукции или услуг, ответы руководства на вопросы рядовых сотрудников;

-развитие современных информационных технологий (локальные сети, Интернет, электронная почта, видеоконференции).

Управление нововведениями.

Инноватика – это наука о целенаправленных изменениях, нововведениях в организации.

Инновация – это конечный результат внедрения новшества с целью изменения объекта управления и получения экономического, социального, научно-технического, экологического и другого вида эффекта.

Новшество – оформленный результат фундаментальных, прикладных исследований, разработок или экспериментальных работ в какой-либо сфере деятельности по повышению ее эффективности.

Основные факторы, влияющие на характер и направленность инновационного процесса:

-информированность в нововведениях. Организации зачастую приступают к освоению не тщательно продуманного нововведения, а начинают вводить новшество, имея о нем самое смутное представление, уточняя по ходу дела, что же они внедряют. В результате внедрение новшества часто становится равнозначным “изобретению велосипеда”;

Читайте также:  Повышение оригинальности техническим способом

-внешняя подконтрольность – это степень, в которой организация зависит от внешней среды или несет ответственность перед внешними системами (формами такой зависимости является потребность в заемных средствах, кадрах, потребителях и т.д.). Организации, стремящиеся контролировать свою среду, а не просто приспосабливаться к ней, проявляют большую готовность к нововведениям; 84

-резервные ресурсы (финансы, кадры, материалы и т. д.). Очень высокий уровень резервов может даже вызвать необходимость в нововведениях;

Существуют следующие методы уменьшения или полного устранения сопротивления инновациям:

1. Информирование персонала о необходимости инноваций, убеждение в потребности перемен.

2. Привлечение работников к обсуждению проектов, анализу и выбору вариантов проекта, к разработке управленческого решения.

3.Переговоры. Нередко они подразумевают, что в обмен на согласие сопротивляющихся инновациям, им предлагаются материальноевознаграждение или иные стимулы.

4. Кооптация – представление лицу, которое может оказать сопротивление переменам, ведущей роли в принятии решений о введении новшеств и в их осуществлении.

5. Маневрирование. Случается, что руководитель представляет предложение сотрудникам, якобы уже одобренное руководством, а потом, заручившись их согласием, сообщает и нем начальству.

6.Принуждение – это угроза лишить работы, продвижения по службе, возможности повышения профессиональной квалификации, роста заработной платы с целью получения согласия на перемены.

Нововведения могут касаться:

-цели. Для выживания организации руководство должно периодически оценивать и менять свои цели в соответствии с изменениями внешней среды;

-структуры (изменения в системе распределения полномочий и ответственности, делении на отделы, в управленческой иерархии и т.д.;

-технологии и задач (изменение процесса и графика выполнения работ, внедрение нового оборудования, изменения нормативов и самого характера работы);

-персонала (изменение установок, поведения работников).

группы сотрудников – участников инновационной деятельности:

“Вольный сотрудник” – сотрудник, который по своему должностному статусу должен заниматься новаторством

“Золотые воротнички” – высококвалифицированные ученые и специалисты, обладающие предпринимательским подходом к использованию своих профессиональных знаний

“Научно-технические привратники”, или “информационные звезды”, которые относятся к категории ключевых специалистов лабораторий НИОКР и отличаются от своих коллег ориентацией на внешние информационные источники

“Альтернативный персонал” представляют собой внештатных временных сотрудников, к услугам которых прибегают при нехватке собственного персонала, что позволяет избежать значительного сокращения штата в периоды спада.

Понятие, виды и функции управленческого решения

УР – развернутый во времени логико-мыслительный, эмоционально-психологический и организационно-правовой акт выбора альтернативы, выполняемый руководителем в пределах своих полномочий единолично или с привлечением других лиц

УР-это альтернативный выбор социальной цели и нормы, вырабатываемой субъектом управления для целенаправленного воздействияна объект управления.

Классификация управленческих решений по признакам :

— по функциональному содержанию (решения плановые, организационные, контролирующие, прогнозирующие); 89

-по характеру решаемых задач (экономические, организационные, технологические, технические, экологические и пр.);

— по иерархии управления (на уровне большой системы, подсистем, отдельных элементов системы);

— по характеру организации разработки (единоличные, коллегиальные, коллективные);

— по целям (текущие (оперативные), тактические, стратегические);

— по причинам возникновения (ситуационные, по предписанию вышестоящих органов, программные, инициативные и пр.);

— по методам формализации (графические, математические, текстовые);

— по сложности (стандартные и нестандартные);

— по способу передачи (вербальные, письменные, электронные).

В зависимости от того, в какой степени знаком с ситуацией субъектуправления, принимающий решение, различают решения:

— уверенности (детерминистские решения, когда известна ситуация и имеющие в ней место причинные зависимости);

— риска (вероятностные решения, когда не известен хотя бы один из моментов, но известна и может быть посчитана его вероятность, если такого рода случаи часто имеют место);

— неуверенности (стратегические решения, когда принимающему решение ни один из указанных моментов не известен).

Читайте также:  Конденсаторы по способу применения

-направляющая функция – это установление цели, выбор и обоснование стратегических направлений (приоритетов) развития, а также качественных структурных изменений;

-организующая функция – координация действий отдельных частей и элементов управляемой системы;

-мотивирующая функция – согласование различных интересов, трансформация их в общий вектор.

Требования, предъявляемые к эффективным управленческим решения.

Результат которого приближается к намеченной цели при затрате минимально возможных в данных условиях средств (ресурсов, времени, энергии и т.п.)

Эффективность следует определять как отношение чистых положительных результатов (превышение желательных последствий над нежелательными) и допустимых затрат.

Для того чтобы быть эффективным, решение должно удовлетворять ряду требований:

1) быть реальным, т.е. исходить из достижимых целей, реально располагаемых ресурсов и времени;

2) содержать механизм реализации, т.е. включать разделы, охватывающие организацию, стимуляцию, контроль при реализации решений;

3) быть устойчивым по эффективности к возможным ошибкам в определении исходных данных;

4) готовиться, приниматься и выполняться в реальном масштабе времени тех процессов, которыми управляют, с учетом, возможных скоростей развития нештатных, аварийных ситуаций;

5) быть реализуемым, т.е. не содержать положений, которые сорвут исполнение в результате порождаемых им конфликтов;

6) быть гибким, т.е. изменять цель и (или) алгоритм достижения цели при изменении внешних или внутренних условий;

7) предусматривать возможность верификации и контроля исполнения

42. Технология подготовки и принятия решения.

Под технологией управленческого решения обычно понимают систему подходов, методов, приемов и этапов работы управленческого персонала (государственных и иных служащих) с управленческим решением.

По теории управленческих решений выделяются два общепринятых подхода: нормативный ( количественный) и дескриптивный (качественный)

В основе рационального решения лежат следующие операции:

— предварительная формулировка проблемы или задачи;

— разработка оценочной системы;

— сбор информации, ее обработка;

— анализ и диагностика ситуации;

— разработка прогноза развития ситуации; 93

— разработка альтернативных вариантов решения проблемы;

— отбор основных вариантов управляющих воздействий;

— экспертная оценка основных вариантов управляющих воздействий;

— коллективная экспертная оценка основных вариантов управляющих воздействий;

— разработка плана действия;

— декомпозиция принятого решения до уровня конкретных исполнителей с увязкой ресурсов и сроков;

— контроль за реализацией решения;

— анализ результатов развития ситуации после управленческих воздействий и при необходимости корректировка цели и задач.

Факторами, влияющими на процесс принятия решений, являются:

-распределение полномочий в организации;

-участие работников в принятии решений;

-личностные качества руководителя;

-уровень риска, время и изменяющееся окружение;

-информационные и поведенческие ограничения.

Источник

Барьеры в межличностных и организационных коммуникациях и пути их преодоления

В процессе управленческой деятельности широко используются межличностные коммуникации. Это такой тип коммуникационного воздействия, при котором в роли как отправителя так и получателя выступают отдельные индивиды. Для него характерен непосредственный контакт между субъектами общения.

В процессе межличностной коммуникации важно уметь преодолевать возникающие здесь преграды.

Преграды, обусловленные восприятием. Люди реагируют не на то, что происходит, а на то, что воспринимается как происходящее. Одна из преград, связанных восприятием возникает из-за конфликта между основаниями суждений, убеждениями отправителя и получателя. Люди могут интерпретировать одну и ту же информацию по-разному в зависимости от накопленного опыта. Например, события сентября-октября 1993года в России одни воспринимают как государственный переворот, а другие как подавление мятежа.

Расхождения в основаниях суждений может становиться причиной избирательного восприятия информации в зависимости от круга интересов, потребностей, эмоционального состояния и внешнего окружения людей. Во многих случаях люди воспринимают только часть сообщения полученного ими.

Семантические барьеры. Семантика изучает способ использования слов и значения, передаваемые словами. Поскольку слова могут иметь разные значения для разных людей, то сообщение сформулированное одним человеком, необязательно будет интерпретировано и понято таким же образом получателем информации. Например, в толковом словаре русского языка С. Ожегова слово «А» имеет шесть толкований.

Невербальные прерады. В невербальной коммуникации используются любые символы, кроме слов. Примерами невербальной коммуникации могут быть обмен взглядами, выражение лица, улыбка и выражения неодобрения, поднятые с недоуменим брови, живой или остановившийся взгляд и т.д.

Читайте также:  Сознание как способ существования человека

Другая разновидность невербальной коммуникации связана с вербальной и проявляется в том, как произносятся слова. Это интонация, модуляция голоса, плавность и другие характеристики речи. Исследования показывают, что 55% сообщений воспринимается через выражения лица, позы, жесты, 38% — через интонации и модуляции голоса и всего 7% остается собственно словами в личном разговоре[100]. Следовательно, во многих случаях то, как мы говорим, важнее того, что мы говорим.

Неумение слушать. Исследования показывают, что многие менеджеры, по сути дела, слушают и воспринимают лишь четверть сообщений. И это не удивительно, ведь в системе образования учат чтению, письму, умению обращаться с числами, но почти не обучают умению слушать. Заметим также, что мало воспринимать факты – нужно прислушиваться к чувствам людей.

Плохая обратная связь. Обратная связь важна, поскольку дает возможность установить, действительно ли сообщение, принятое получателем, истолковано в изначально придававшемся ему смысле. -задавать вопросы;

-оценивать язык поз, жестов и интонаций человека;

-проводить относительно подчиненных «политику открытых дверей», означающей, что вы готовы в определенное время обсудить с ними любые их вопросы и подкрепить свои слова действиями.

Способы совершенствование искусства общения:

-проясняйте свои идеи перед началом их передачи;

-проявляйте внимание к чувствам других людей, будьте готовы «влезть в их шкуру»;

-следите за языком собственных поз, жестов, интонаций;

-добывайтесь установления обратной связи: а)задавайте вопросы; б)оценивайте язык поз, жестов и интонаций человека; в) контролируйте первые результаты работы; г) проводите относительно подчиненных «политику открытых дверей», означающей, что вы готовы в определенное время обсудить с ними любые их вопросы и подкрепить свои слова действиями;

Руководитель должен иметь четкое представление о преградах на пути обмена информацией в организации и методах совершенствования такого обмена.

К числу преград в организационных коммуникациях можно отнести следующие:

-искажение сообщений. Такое искажение может быть обусловлено рядом причин: а) сообщения могут искажаться непреднамеренн в силу затруднений в межличностных контактах; б) из-за несогласия с сообщением руководитель модифицирует сообщение так, чтобы изменение смысла происходило в его интересах; в) в результате фильтрации, что делается для того, чтобы с одного уровня управления на другой уровень шли только те сообщения, которые его касаются. На каждом уровне управления отфильтровывается 30-50% информации; г) в силу разных статусов уровней организации. Нередко нижние уровни управления стараются снабжать высшие инстанции только положительной информацией, так как хотят получить одобрение от руководителя, опасаются быть наказаными;

-информационные перегрузки. Руководитель часто не в состоянии эффективно реагировать на всю информацию. Он вынужден отсеивать менее важную информацию, оставлять только ту, которая кажется ему наиболее важной. Однако при этой фильтрации он иногда допускает ошибки.

-неудовлетворительная структура организации. В организациях с многочисленными уровнями управления растет вероятность информационных искажений, поскольку каждый последующий уровень управления может корректировать и отфильтровывать информацию.

Пути совершенствования коммуникаций в организациях:

-регулирование информационных потоков. Для этого руководитель должен: а) представлять потребности в информации собственные, своих начальников, коллег и подчиненных; б) научиться оценивать качественную и количественную стороны своих информационных потребностей, а также других потребителей информации в организации;

-организация периодических встреч со своими подчиненными разных уровней;

-улучшение системы обратной связи;

-реализация системы сбора предложений по совершенствованию любого аспекта деятельности организации (например, в виде ящиков или создания специальных групп руководителей и рядовых работников);

-издание информационных бюллетеней, которые содержат информацию для всех работников и где могут печататься статьи с обзором предложений по поводу управления, новых видов продукции или услуг, ответы руководства на вопросы рядовых сотрудников;

-развитие современных информационных технологий (локальные сети, Интернет, электронная почта, видеоконференции).

Источник

Оцените статью
Разные способы