Способы преодоления организационного стресса

Стресс и способы его преодоления

Ускорение ритма современной жизни привело к существенному повышению физической, психической, эмоциональной нагрузки на человека, обусловленной бытовыми проблемами, межличностными отношениями, содержанием профессиональной деятельности, информационными перегрузками. Довольно часто человеку приходится пребывать в состоянии эмоционального напряжения, переживать чувство повышенной тревоги, беспокойства, неуверенности в себе, т.е. испытывать так называемый СТРЕСС. Такие состояния нередко сопровождаются не только нарушением психического равновесия, но и целым рядом негативных изменений в функционировании физиологических механизмов в организме человека. По данным ВОЗ, до 40% населения Земли нуждается в помощи медицинских специалистов.

ЧТО ТАКОЕ СТРЕСС, КАКОВЫ ПРИЧИНЫ И ФАКТОРЫ

ЕГО ВОЗНИКНОВЕНИЯ

Термин «стресс» (в переводе с английского stress) означает «давление, нажим, напряжение».

Согласно Большого толкового словаря русского языка, «Стресс – состояние напряжения организма человека или животного как защитная реакция на различные неблагоприятные факторы (холод, голодание, физические и психические травмы и т.п.)».

По своей сути стрессэто ответная реакция организма человека на перенапряжение, негативные и позитивные эмоции. Во время стресса организм человека вырабатывает гормон адреналин, который заставляет искать выход. Стресс в небольших количествах нужен всем, так как он заставляет думать, искать выход из проблемы, и в этом случае он имеет положительное значение. Но с другой стороны, если стрессов становится слишком много, организм слабеет, теряет силы, способность решать проблемы и может вызвать серьезные заболевания.

Стрессы можно подразделить на:

  • Положительные и отрицательные– по степени эмоциональной окраски.
  • Кратковременные и долгосрочные(или острые и хронические) – по продолжительности.
  • Физиологические и психологические– последние , в свою очередь, подразделяются на информационные и эмоциональные по причине возникновения.

Источники стресса могут быть:

Внешниепереезд на новое место жительства, смена работы, смерть близкого человека, развод, каждодневные неприятности, связанные с денежными проблемами, выполнением обязательств к определенному сроку, спорами, семейными отношениями, невысыпанием.

Внутренниепересмотр жизненных ценностей и убеждений, изменение личной самооценки и т.п.

Причины и факторы, вызывающие стресс (психологи называют их стрессоры), разнообразны и многочисленны:

  • перемены в жизни (каникулы, новая работа, брак, развод и т.д.);
  • любая сильная эмоция;
  • усталость;
  • физическая травма, операция, заболевание;
  • шум;
  • резкие изменения температуры и т.д.

Любого рода перемены, даже положительные, заставляют нас приспосабливаться к новым обстоятельствам. Но при всем разнообразии переживаний и шоковых ситуаций, случающихся в нашей жизни, реакция организма на любой стресс, в сущности, одинаковая – в организме запускаются, выработанные много веков назад, биохимические процессы, назначение которых – справиться с экстремальной ситуацией. Со временем действие стрессоров суммируется и накапливается. Чем больше их в нашей жизни в данный период, тем выше будет уровень нашего стресса.

Защитная реакция организма при продолжающимся или повторяющимся действии стрессора проходит через три определенных стадии.

  • В первой стадииреакция тревоги (в ответ на раздражение, независимо от его природы), происходит активизация всех систем организма.
  • Во второй стадии– стадии резистентности (сопротивляемости, устойчивости), организм начинает адаптироваться к продолжающемуся действию стрессора.
  • Третья стадия— стадия истощения, наступает при длительном воздействии стрессора. Энергия, необходимая для адаптации, истощается, общая сопротивляемость организма резко падает. Если в этот период не будет оказана помощь, стадия истощения может завершиться серьезным заболеванием и даже летальным исходам.

СИМПТОМЫ СТРЕССА И ВОЗМОЖНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ОТ НЕГО

Симптомы могут постепенно нарастать или возникать внезапно, в течение нескольких минут. Появляются приступы тревоги, беспокойства, паники, которые обычно длятся недолго, протекают в виде эмоциональных взрывов, сопровождающихся чувством ужаса и такими реакциями организма, как усиленное сердцебиение и потение. Тревожное состояние, как правило, развивается постепенно. К симптомам также можно отнести мышечное напряжение, усталость, раздражительность, нетерпеливость, бессонницу или расстройства сна, трудности с концентрацией внимания, упадок настроения, или, наоборот, перевозбуждение, гнев, нарушение памяти, повышенная утомляемость и т.д.

Читайте также:  Компенсация морального вреда как способ защиты гражданских прав диссертация

Стрессы являются главными факторами риска возникновения и обострения многих заболеваний: сердечно-сосудистых (инфаркт миокарда, стенокардия, гипертоническая болезнь), желудочно-кишечного тракта (гастрит, язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки), снижения иммунитета.

К негативным реакциям приводят не только сильные, острые, но и небольшие, но длительные стрессовые воздействия. Поэтому длительное психологическое напряжение, депрессии также могут приводить к заболеваниям.

Лечение стресса медикаментозными средствами показано только по назначению врача. С учетом состояния пациента врач может назначить седативные препараты (лекарственные средства, уменьшающие нервное напряжение и волнение, а также снижающие чувство страха) или транквилизаторы (лекарственные средства, способствующие снятию эмоционального напряжения).

СПОСОБЫ И ПРИНЦИПЫ ПРЕОДОЛЕНИЯ СТРЕССА

Каждому из нас присущ свой уровень стресса, который определяется наследственными и другими факторами и свой уровень отношения и реагирования на стресс.

Разные люди отвечают на стресс по-разному: одни начинают поглощать немыслимое количество пищи, другие совсем теряют аппетит; одни с трудом засыпают ночью, в то время как другие испытывают сонливость даже днем.

К базовым принципам преодоления стресса следует отнести:

  • Отвлечение от стрессовой ситуацииесли происходящее производит на человека сильное впечатление и после этого он продолжает думать об этом, то тем самым он «застревает» на стрессовой ситуации и думает не о том, как ее разрешить, а постоянно переживает по поводу произошедших событий. Чтобы отвлечься от стрессовой ситуации, необходимо подумать о чем-нибудь другом связанном с приятными ощущениями и переживаниями (отдых, приятное событие, личные достижения).
  • Снижение субъективной значимости события, вызвавшего стресспересмотреть свое отношение к случившемуся по принципу: «Что не делается, то к лучшему…».
  • Активное поведение– не держать в себе нахлынувшие чувства и эмоции, вызвавшие стресс, а выплеснуть наружу накопившуюся энергию путем занятия каким-то даже немыслимым делом (например, помыть окно или пол зубной щеткой, протирание чистой посуды и т.п.); а также занятия спортом, игрой в футбол, волейбол и т.п.
  • Умение расслаблятьсястресс вызывает общее напряжение и увеличение частоты волн мозговой активности. Расслабление же, наоборот, снижает их частоту, что приводит к снижению уровня возбуждения центральной нервной системы.
  • Позитивное мышление —позитивный способ мышления и связанные с ним положительные эмоции добра, любви, радости – это главный личностный инструмент обеспечения здоровья и благополучия.

К числу других способов снятия стресса и поддержания психического здоровья можно отнести следующее:

  • В любой ситуацииследует сохранять оптимизм.
  • Стремитьсяк разумной организованности в жизни, работе, быту.
  • Научитьсяговорить себе нет, не брать на себя решение слишком многих проблем, тем более чужих, определив границы собственных возможностей.
  • Учитьсярадоваться жизни.
  • Не бытьмаксималистом.
  • Не копатьсяв своем прошлом и тем более не сожалеть о том, что не сделал когда-то или сделал не так.
  • Соблюдатьправильный режим питания, сна и отдыха.
  • Не злоупотреблятьалкоголем, воздерживаться от вредных привычек.
  • Вестиздоровый активный образ жизни, занимаясь ежедневно физическими упражнениями и самомассажем головы, шеи, плеч, ступней.
  • При необходимости– снижение темпа жизни и пересмотр некоторых жизненных позиций.

Помните! Полностью исключить из жизни стрессовые ситуации невозможно, но можно жить и работать так, чтобы свести их число к минимуму, минимизировать их последствия и тем самым сохранить здоровье на долгие годы.

Источник

Организационный стресс: диагностика и преодоление

Анастасия Иванова,
бизнес-тренер ЗАО «ТЛС-ГРУП», психолог

Что такое стресс?

Условия жизни в современном обществе, организация нашего рабочего дня, да и в целом жизнь в мегаполисе предполагают постоянную смену событий, насыщенность мозга информацией.
И когда речь идет о нас с вами, вряд ли кому-то придет в голову выискивать положительные моменты в стрессе. Скорее мы подумаем о том, как избежать срыва и, как следствие, краха карьеры, нормального ровного хода наших трудовых будней.
Чтобы быть успешным, нужно уметь гибко перестраивать свое поведение, выдерживать большие нагрузки и работать в постоянном напряжении. Человек переносит это без последствий до определенного момента, пока нагрузки не превысят возможности его организма. Сейчас стресс перестал быть проблемой одного человека, он все чаще рассматривается как угроза благополучию компаний.
В чем же его опасность для организации? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно определить, что мы понимаем под словом «стресс» и как он может быть выражен.
Стресс — это реакция организма на внешние или внутренние воздействия, адаптация человека к изменяющимся либо опасным условиям.
То есть стресс возникает не в каждой сложной ситуации. Если происходящие события незначимы для человека, либо он уже с ними когда-то справлялся, то он достаточно легко и безболезненно преодолевает трудности.
Стресс можно рассматривать как универсальную адаптивную реакцию человека на опасную или неопределенную, но при этом значимую для него ситуацию в условиях отсутствия адекватного стереотипа поведения или при невозможности его применить.
Незначительные стрессы неизбежны и безвредны. Более того, определенный уровень напряженности в работе воспринимается сотрудниками как драйв, тонус.
Изучая на практике способы управления мотивацией и приверженностью, можно сделать вывод, что если сотрудники постоянно находятся в зоне комфорта, они теряют «драйв» и тонус. И в этой ситуации ограничение сроков работы, увеличение нагрузки полезно, чтобы их «встряхнуть».
Но чрезмерное напряжение вредно для сотрудников и для организации в целом.
Работники, которые долгое время пребывают в стрессовой ситуации, отмечают снижение работоспособности, ухудшение качественных и количественных показателей работы. У них снижается способность быстро реагировать на изменения ситуации, поведение становится «шаблонным», возникают обостренные переживания одиночества, депрессии, хронической усталости и др.
В итоге это приводит к возникновению ряда заболеваний (язвенная болезнь желудка, инфаркт миокарда, гипертония, бронхиальная астма, нефросклероз и др.).
Опасным следствием долгого пребывания в стрессе является профессиональное выгорание. Н. Е. Водопьянова, Е. С. Старченкова в своей книге «Синдром выгорания» так описывают это явление: «Синдром профессионального выгорания — это неблагоприятная реакция на рабочие стрессы, включающая в себя психологические, психофизиологические и поведенческие компоненты.
По мере того как усугубляются последствия рабочих стрессов, истощаются моральные и физические силы человека. У «сгоревших» на работе людей снижается трудовая мотивация, развивается безразличие к работе, ухудшаются качество и производительность труда».
В результате в организации ухудшается психологическая атмосфера, учащаются конфликты, увеличивается количество претензий со стороны партнеров и клиентов. Сотрудники начинают негативно относиться к коллегам, к работе, к организации или к себе. Снижается лояльность и привлекательность работы. Как следствие — увеличивается текучесть кадров, снижается эффективность деятельности всей организации.

Читайте также:  Что такое конвективный способ

Как распознать?

Чтобы понять, как предотвратить возникновение чрезмерного стресса, необходимо определить факторы, вызывающие его.
Все источники стресса в организации можно разделить на 3 группы.
1. Источники, связанные с особенностями самой организации (ее структурой, политикой управления, бизнес-процессами и пр.).
2. Источники, связанные с профессиональной деятельностью и условиями работы сотрудника.
3. Источники, связанные с индивидуальными особенностями человека.
Рассмотрим каждую группу подробнее
1. Особенности организации
•Организационная структура [особенности специализации и разделения труда; централизация управления;
уровень формализации заданий; участие сотрудников в управлении (принятии решений); кадровая политика, продвижение по службе].
•Процессы [уровень реалистичности, ясность, противоречивость целей; качество обратной связи по результатам деятельности; возможности для профессиональной подготовки (переподготовки)].
•Управление (политика найма; эффективность оценки деятельности; справедливость оплаты труда; режим работы; охрана труда и техника безопасности).
2. Профессиональная деятельность и организация работы
•Содержание работы (объем рабочей нагрузки; сложность, ответственность и опасность заданий; информационная загрузка; временные ограничения; возможности для проявления творчества, риска).
•Средства работы (безопасность труда; надежность и удобство использования техники).
• Физико-химические и технические условия труда (шум, вибрация, освещенность; факторы опасности и вредности; интерьер помещения и рабочего места).
•Социальные условия (психологический климат, сплоченность коллектива; межличностные отношения, конфликты, конкуренция; признание и одобрение).
3. Индивидуальные особенности человека
1. Профессиональные (уровень знаний и профессиональный опыт; стремление к профессиональному совершенствованию; кризисы карьеры; удовлетворенность ожиданий и целей).
2. Морально-нравственные и организационные (нравственная зрелость и устойчивость; целеустремленность и дисциплинированность; ответственность и аккуратность).
3. Психологические [развитие способностей и профессионально-важных качеств; особенности личности (тревожность, агрессивность, эмоциональность, склонность к риску и др.)].
4. Физиологические и физические особенности человека (наличие хронических заболеваний, возрастных
изменений, вредных привычек).
Таким образом, повышенный уровень стресса в организации может быть
вызван сочетанием организационных характеристик, взаимоотношений в коллективе, профессиональных, физических и личностных особенностей человека.

Как оздоровить атмосферу?

Что делать, если вы замечаете признаки стресса у себя в организации?
Первый шаг — диагностика ситуации. Для того чтобы получить полную информацию о состоянии сотрудников, нужно использовать несколько источников:
•проанализируйте статистику по числу больничных листов, количеству и причинам увольнений.
К сожалению, не во всех организациях ведется статистический учет количества и причин увольнений. А ведь зачастую интервью при увольнении дает очень ценную информацию о психологическом климате и ситуации в компании;
•проведите опрос сотрудников или тестирование — выяснить уровень стресса и выгорания.
Второй шаг — оценка выраженности в организации каждого фактора, вызывающего стресс.
•Посмотрите на эффективность организационной структуры, четкость бизнес-процессов. Насколько эффективно распределены зоны ответственности между подразделениями?
•Насколько понятны сотрудникам политика и процедуры найма, оценки, продвижения по служебной лестнице? Воспринимаются ли они как справедливые и реальные?
•Каков психологический климат в коллективе? Каковы наиболее частые причины конфликтов?
•В каких условиях приходится работать сотрудникам организации?
Третий шаг — составление программы снижения и профилактики стресса, в зависимости от того, какие факторы выявлены.
Остановимся подробнее на приемах снижения и профилактики стресса.
Можно выделить два основных направления для управления стрессами:
•изменение организационного климата;
•оказание помощи персоналу в рамках специальных программ.
Благоприятный организационный климат является наилучшей профилактикой стрессов. Трудная ситуация может еще больше сплотить организацию и усилить ее творческий потенциал.
Для создания благоприятного организационного климата на практике используются такие формы, как:
•организация системы обратной связи (например, через корпоративную прессу или сайт);
•привлечение персонала к участию в принятии решений, связанных с реорганизацией структуры или технологического процесса;
•использование проектных и командных форм организации труда.
Но предупреждаем, что опасно уповать на корпоративные выезды и праздники, которые сплачивают организацию и усиливают корпоративный дух. Если в компании тяжелые условия труда, не выстроены бизнес-процессы, то на корпоративных мероприятиях коллектив может сплотиться «против организации».
Чтобы выстроить работу по снижению стресса эффективно, нужно придерживаться двух следующих принципов.
1. Уважение к личности и предоставление ей адекватных прав и ответственности. Сотрудник должен быть осведомлен об основных целях и задачах организации, быть в курсе ее достижений и побед, должен понимать причины тех или иных решений.
2. Конкретные меры должны разрабатываться на основе результатов исследований потребностей, интересов и настроений сотрудников.
Еще одной формой профилактики стресса является проведение специальных мероприятий, в число которых входят:
•меры социальной поддержки персонала (действенную социальную поддержку оказывают сплоченные рабочие коллективы и непосредственные руководители);
•специальные программы управления стрессами, в ходе которых сотрудники овладевают поведенческими и когнитивными методами преодоления напряжения и восстановления;
•различные фитнес-программы, которые организации предоставляют своим сотрудникам (цель этих программ — укрепление физического здоровья и повышение устойчивости к стрессам);
•программы для управленцев (руководители могут передавать свой опыт и знания и влиять на организационную структуру; они могут создавать условия, снижающие стресс у
подчиненных).
В заключение хочется отметить, что оптимальной нам видится ситуация, в которой формируется такой тип корпоративной культуры и мышления, когда все события и решения в организации проходят мониторинг на стресс.

Читайте также:  Выращивание букетным способом рассады урожайный огород татьяна

Источник

Оцените статью
Разные способы