- Методики преодоления кризисных периодов развития детей и подростков
- Кризисные периоды развития детей и подростков
- Готовые работы на аналогичную тему
- Методические приемы преодоления кризиса подростков
- Признаки подросткового кризиса и алгоритм решения проблемы
- Кризис подросткового возраста. Рекомендации психолога родителям.
Методики преодоления кризисных периодов развития детей и подростков
Вы будете перенаправлены на Автор24
Кризисные периоды развития детей и подростков
Возрастной кризис – это переходный период между возрастными этапами, переживаемый ребенком при переходе от одного этапа к другому.
Во время кризиса происходит блокирование целенаправленной жизнедеятельности в определенный момент развития личности. Кризис обуславливается физиологическими сдвигами в организме ребенка, его морфофункциональными перестройками.
Возрастной кризис протекает в зависимости от врожденных свойств нервной системы, характера, биологических и социальных отношений.
Ребенок становится открытой системой во время кризиса, становится неустойчивым и отвечает даже на слабые раздражители интенсивными откликами.
Возрастные кризисы, считают специалисты, естественные, нормативные. В этот период стрессовые факторы, неблагоприятные внешние воздействия в значительной степени влияют на формирование личности ребенка.
Кризисы являются закономерностью психического развития, а если знать их периодичность и причины возникновения, то можно смягчить возможные отрицательные их последствия.
Возрастной кризис, считал Л.С. Выготский, связан с возникновением основных новообразований, разрушающих одну социальную ситуацию развития и образующих другую, адекватную новому психологическому облику человека. Возникновение нового сопровождается разрушением старого, что в принципе необходимо.
В период детства и в подростковом возрасте происходят основные возрастные кризисы, потому что именно в этот период жизни происходит накопление ведущих знаний и восприятие самого себя. В кризисные периоды происходят кардинальные изменения, которые хорошо заметны всем окружающим.
Каждый человек родом из детства, считал З. Фрейд, когда говорил о причинах возникновения психических заболеваний и неврозов у взрослого. Отсюда совершенно понятно, что кризисам детского возраста необходимо уделять наибольшее внимание.
К числу кризисов детского возраста относятся кризис новорожденности, кризис первого года жизни, кризис 3-х и 7-ми лет, подростковый кризис.
Готовые работы на аналогичную тему
Хронологические границы возрастных кризисов условны и могут отклоняться, специалисты считают, что они значительно «помолодели» на 1-2 года.
Критические периоды имеют свои особенности:
- незаметное возникновение кризиса и размытость границ начала и конца, с резким обострением в середине, когда он достигает своего апогея;
- возникновение сложностей в воспитании, появляется строптивость, рост конфликтных ситуаций, возникают мучительные переживания во внутренней жизни ребенка;
- характер развития становится негативным, и ребенок не приобретает что-то новое, а теряет нечто из приобретенного прежде.
Однако наблюдаются в период кризиса и конструктивные процессы развития – это приобретение новообразований, говорил Л.С. Выготский.
Негативные проявления поведения могут обостриться, если взрослые будут игнорировать новые потребности ребенка в области общения и деятельности.
Таким образом, в кризисные периоды конфликтность и трудновоспитуемость ребенка надо воспринимать как сигнал необходимости изменений, а не аномалии поведения.
Методические приемы преодоления кризиса подростков
Стремление помочь ребенку преодолеть кризисное состояние является мотивом подлинной помощи. Сверхзадача её состоит в активизации внутренних ресурсов самого подростка.
Он проживает свою жизнь сам и взрослый, желающий оказать эту помощь, должен оставить простор для труда души, для собственных усилий подростка.
Формы оказания помощи имеют большое значение и определяют последствия.
В организационном и психолого-педагогическом плане объединение усилий родителей и психолога является сложной задачей.
Организация помощи базируется на методах и приемах психодиагностики, которая дает возможность ответить на ряд стратегических вопросов:
- может ли педагог-психолог в данном конкретном случае оказать эффективную помощь;
- если сможет, то кто будет объектом помощи и предметом воздействия;
- если помощь оказать не может, то к каким специалистам направить родителей.
Способ воздействия тоже является психодиагностической задачей – это может быть индивидуальная работа с родителями, с семьей в целом, с ребенком и родителем, в группе детей, в группе родителей. Диагностика в этом случае осуществляется с помощью опросников, проективных методов, беседы.
Начинается психологическая диагностика сразу в процессе первой встречи с родителем. Суть этой встречи заключается в том, что устанавливается психологический контакт с родителем и определяется направление дальнейшей диагностической деятельности.
Первичная диагностика и данные обследования помогают решить вопрос о необходимости специальной диагностики отношения родителя к ребенку, патопсихологической диагностики, диагностики личности родителя.
По результатам первичной психологической диагностики родители могут быть направлены психологом к другим специалистам. Происходит это тогда, когда психолог приходит к заключению о том, что в первую очередь в помощи нуждается сам родитель.
Самый действенный способ наказания, считают и учителя, и школьные психологи – это вызов родителей в школу. Но, многих неприятностей можно было бы избежать, если бы школьные психологи активизировали профилактические средства психолого-педагогического воздействия. Это можно делать через родительские собрания с участием психологов, через тренинги родителей, направленные на переориентацию их поведения, деловые игры, семинары для учителей и родителей.
Работая с детьми и родителями школьный психолог должен иметь литературу для родительской аудитории, ресурсы интернет-образования, обучающую видеотеку.
Ещё одним методическим приемом по преодолению кризисов подростков является внедрение разных видов информирования – это памятки, буклеты, листовки, благодарственные письма и отчеты перед родителями, вечера вопросов и ответов.
Наиболее трудным, но в тоже время наиболее точным является метод наблюдения. Если учителя и психологи в школе используют этот метод систематически и целенаправленно, то эффективность его значительно возрастает.
Признаки подросткового кризиса и алгоритм решения проблемы
Надвигающуюся катастрофу можно своевременно распознать по заметным переменам в поведении подростка.
Они проявляются в поступках и жалобах:
- неряшливый внешний вид;
- жалобы на физическое недомогание;
- быстрая перемена настроения;
- повышенная сонливость или плохой сон;
- проблемы с аппетитом;
- нервозность без видимой причины;
- усталость;
- уход от контактов;
- отказ от совместных дел;
- риск в поступках;
- пониженное внимание;
- мысли о загробной жизни;
- раздражительность;
- тревожность;
- чувство безнадежности;
- приобщение к наркотикам или алкоголю;
- отсутствие планов на будущее.
Условием конструктивного разрешения кризиса является открытое общение обеих сторон.
Психологу важно знать, как подросток видит проблему взаимодействия, какие его поступки будут способствовать преодолению кризиса, как сам подросток и его родители видят эту кризисную ситуацию, с чьей стороны ситуация усугубляется, важно найти точки соприкосновения и разделяющие моменты.
В таких сложных кризисных ситуациях взрослые должны стать источником знаний и добра для своих детей, которые пытаются научиться жить в мире взрослых, и не уверены в своих силах.
Конечно, поведение подростка раздражает школьного учителя, не понимающего кризисного состояния ребенка, с которым нельзя найти общий язык – это с одной стороны, а с другой стороны родители, которые тоже мало что понимают в происходящем.
Недоверие обеих сторон приводит к конфликтам, что усугубляет внутренние трудности ребенка.
Разрешение сложных и не сложных проблем зависит от того, насколько известны алгоритмы их решений. Половина дела будет уже сделана, если выход из ситуации известен.
Здесь, прежде всего, взрослому человеку надо понаблюдать за подростком, снять с него повышенную тревожность, узнать, какие хорошие работы выполняет ребенок, обязательно найти время для того, чтобы поговорить о том, чем он занимается.
Психолог должен объяснить родителям и учителям, каковы их общие цели, чтобы снять напряженность и найти выход из трудной ситуации.
Сложность данной модели действий заключается в том, что участники должны двигаться навстречу друг другу.
Здесь необходимо сотрудничество учителя и семьи ребенка ему во благо. В противном случае, ребенок может совсем утратить веру в авторитет взрослого и остаться со своими проблемами один на один.
Источник
Кризис подросткового возраста. Рекомендации психолога родителям.
Разберемся в терминах
Кризис (от греческого «kreses» — решение, поворотный пункт, исход) в психологии определяется как состояние, вызванное какой-либо причиной, или как резкое изменение статусов персональной жизни.
Возрастной кризис – это период в жизни человека (как правило, в 3, 7, 11-13 лет), когда в течение относительно короткого времени (несколько месяцев, год) выявляются резкие и существенные психологические изменения личности, развитие приобретает бурный, стремительный, кризисный оттенок.
Кризис подросткового возраста – это трудности в поведении детей возраста 12-15 лет.
Подростковый возраст является одним из самых важных, существенно влияющим на дальнейшее развитие, критическим периодом в жизни человека. Он выступает в роли «переходного мостика» между детством и взрослостью.
Понятие «кризис» применительно к подростковому периоду используется для того, чтобы подчеркнуть тяжесть, болезненность переходного состояния от детства к взрослости.
В первую очередь кризис связан с перестройкой организма ребенка – половым созреванием (пубертатный период). Активизация и сложное взаимодействие гормонов роста и половых гормонов вызывают интенсивное физическое и физиологическое развитие. Появляются вторичные половые признаки.
Подростковый возраст иногда называют затянувшимся кризисом. Возникают трудности в функционировании сердца, легких, кровоснабжении головного мозга, эмоциональный фон становится нестабильным. Поэтому может появляться раздражительность, даже агрессивность, бурные всплески энергии сменяются упадком сил.
Психологические особенности детей, переживающих кризис подросткового возраста
В данный период времени у ребенка появляется чувство взрослости, зачастую, родительский авторитет обесценивается. В семье могут возникать частые конфликты, нередко подросток реагирует протестом на любые попытки взрослых вмешаться в его жизнь. Именно через это столкновение подростки узнают себя, о своих возможностях, удовлетворяют потребность в самоутверждении.
В случаях, когда этого не происходит и подростковый период проходит гладко, бесконфликтно, то в дальнейшем можно столкнуться с двумя вариантами протекания «запоздалого кризиса»:
- особенно болезненным и бурным протеканием кризиса в 17–18 лет;
- затяжная инфантильная позиция роли «ребенка», характеризующей человека в период молодости и даже в зрелом возрасте.
В период подросткового кризиса ребенку хочется всего и сразу. Человек уже видит возможности, которые открыты перед ним, но фактически он еще не умеет управлять своим поведением, желаниями. Нуждаясь в родителях, в их любви и заботе, в их мнении, подросток испытывает сильное желание быть самостоятельным, равными с родителями в правах.
Главная особенность подростка – это личностная нестабильность. Многие подростки из-за своего физического состояния или внешности начинают сильно нервничать и обвинять себя в несостоятельности. Эти ощущения часто не осознаются, и формируют напряженность, с которой подростку трудно справиться. На таком фоне любые внешние трудности воспринимаются особенно трагически.
Отдельно следует указать на отроческий кризис, связанный с духовным ростом и изменением психического статуса. Появляется рефлексия на внутренний мир и глубокая неудовлетворенность собой. Несовпадение прежних представлений о себе с сегодняшним образом. Неудовлетворенность собой может быть столь сильной, что появляются навязчивые состояния: непреодолимые угнетающие мысли о себе, сомнения, страхи.
Не всякий подросток, однако, проходит столь тяжелое испытание душевным кризисом. А те, кто проходят, по большей части выходят из него самостоятельно: близкие нередко не догадываются о душевных переживаниях своих детей подросткового возраста.
Фазы подросткового кризиса:
- негативная, или предкритическая фаза, когда происходит изменение старых привычек, стереотипов;
- кульминационная фаза (в подростковом возрасте – это 13 лет, хотя эта точка, конечно, достаточно условна);
- посткритическая фаза, т.е. период формирования нового осознания своей личности, построения новых межличностных отношений и т.п.
Варианты протекания подросткового кризиса:
- классические симптомы практически любого из кризисов детского возраста: строптивость, упрямство, негативизм, своеволие, недооценка взрослых, отрицательное отношение к их требованиям. Некоторые психологи добавляют сюда также ревность к собственности. Для подростка требование – не трогать ничего у него на столе, не входить в его комнату, а главное – «не лезть ему в душу». Остро ощущаемое переживание собственного внутреннего мира – вот та главная собственность, которую оберегает подросток и ревниво защищает от других;
- чрезмерное послушание, зависимость от старших или сильных люднй, возврат к старым интересам, вкусам, формам поведения.
Позитивный смысл подросткового кризиса заключается в том, что через него подросток удовлетворяет потребности в самопознании и самоутверждении, у ребенка не просто возникают чувство уверенности в себе и способность полагаться на себя, но и формируются способы поведения, позволяющие ему и в дальнейшем справляться с жизненными трудностями.
Конечно, не следует на весь подростковый возраст смотреть под углом кризиса. Но знание кризиса необходимо для того, чтобы помочь подростку наиболее полно реализовать возможности этого периода, выработать эффективные, конструктивные способы преодоления трудностей, что, с точки зрения современной психологии, важно для решения главных задач развития в этот период.
Рекомендации психолога родителям
1. Родителям необходимо внимательно относиться к возрастному развитию своего ребенка, чтобы не пропустить первые признаки наступления подросткового возраста.
Родители должны отнестись серьезно к индивидуальным темпам развития ребенка. Не считать его маленьким, когда ребенок уже начинает ощущать себя подростком. Но и «не толкать ребенка в подростковость насильно». Возможно, Вашему сыну (или дочке) нужно на год или два больше времени, чем его сверстникам. Ничего страшного в этом нет.
2. Родители должны с уважением отнестись ко всем заявлениям и позициям подростка, какими бы глупыми и незрелыми они Вам не казались.
Обсудите и проанализируйте вместе с сыном (или дочкой) каждый пункт. Добейтесь того, чтобы Вы одинаково понимали, что именно значит, например, такая фраза, как: «Я все могу решать сам!». Что именно за ней стоит? Я могу сам решать, какую куртку мне надеть на прогулку? Или я могу сам решать, ночевать ли мне дома? Разница, согласитесь, существенна.
3. Как можно раньше дайте подростку столько самостоятельности, сколько он может принять. Утомительно и занудно советуйтесь с ним по каждому пустяку. («Как ты думаешь, какие лучше обои купить? Подешевле и похуже, или получше, но подороже?»).
Беззастенчиво впутывайте его в свои проблемы и проблемы семьи. («Сегодня мой начальник опять ругался, что клиенты жалуются… А что я могу сделать? Как бы ты на моем месте поступил (а)?»).
Пусть подросток поймет, что Вы действительно, не на словах, а на деле, видите в нем равного Вам члена семьи.
4. Обязательно сами делайте то, чего вы хотите добиться от своего сына (или дочки). Звоните домой, если где-то задерживаетесь. Рассказывайте не только о том, куда и с кем Вы ходите, но и о содержании Вашего времяпрепровождения. Давайте развернутые и по возможности многоплановые характеристики своим друзьям и знакомым. Это позволит Вам побольше узнать о друзьях вашего сына (или дочки).
Чаще приглашайте к себе гостей. Если у вас, родителей, «открытый дом», Вы, скорее всего, будете видеть тех, с кем проводит время ваш ребенок. И вовремя сможете принять меры, если что-то пойдет не так.
Рассказывайте о своих чувствах и переживаниях. Возможно, иногда что-то расскажет Вам и Ваш ребенок.
Делитесь с подростком своими проблемами. Не стесняйтесь попросить у подростка совета. Вопреки распространенному мнению, иногда подростки очень чувствительны и тактичны в оценке и коррекции именно чужих ситуаций. Кроме того, в этом случае существенно повышается вероятность того, что и со своей проблемой ребенок пойдет именно к Вам.
5. Постарайтесь обнаружить и скорректировать те ошибки в воспитании, которые Вы допускали на предыдущих возрастных этапах.
Источник