Способы преодоления кризисных состояний
Наш Центр создан для оказания помощи детям и подросткам от 7 до 18 лет, нуждающихся в психолого — педагогической и медико — социальной помощи вследствие различных факторов риска и особенностей личностного развития, а также их родителям (законным представителям).
Основными направлениями деятельности нашего Центра являются:
- оказание консультативной помощи несовершеннолетним в возрасте от 7 до 18 лет и их родителям (законным представителям), по вопросам возрастного развития, предупреждения и преодоления трудностей обучения, развития, социализации, и направленной на сохранение психического, соматического и социального благополучия семьи.
- формирование у детей здорового образа жизни и минимизация последствий употребления наркотическими средствами, психотропными, сильнодействующими и одурманивающими веществами (далее — психоактивные вещества);
- вовлечение в программы учреждения родителей (законных представителей) и организация совместной деятельности по профилактике рецидивов употребления психоактивными веществами у несовершеннолетних.
- организационно-методическое и информационное обеспечение региональных и межмуниципальных мероприятий, направленных на формирование здорового образа жизни в образовательной среде;
- обучение волонтерских групп по программам формирования здорового образа жизни и профилактическим программам антинаркотической направленности.
- исследование и мониторинг социально-психологического климата в учреждениях Архангельской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
- разработка и проведение социально-психологических тренингов с персоналом и воспитанниками учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с целью коррекции и профилактики выявленных в ходе исследования проблем;
- участие в расследовании случаев, требующих комплексной социально-психологической диагностики (самовольные уходы воспитанников учреждений, суицидальные попытки и пр.);
- оказание психолого-педагогической, консультативной помощи несовершеннолетним и специалистам учреждений, направленной на создание условий для развития личности детей и подростков и их успешной социализации.
- учреждение проводит диагностику, консультирование и по необходимости социально-психологическое и медико-социальное сопровождение детей и подростков от 7 до 18 лет, обратившихся за помощью самостоятельно, по инициативе родителей (законных представителей), либо направленных другим учреждением с согласия родителей (законных представителей).
- специалисты учреждения организуют и проводят профилактические мероприятия в образовательных организациях Архангельской области для разных целевых групп: детей, их родителей (законных представителей), специалистов общеобразовательных организаций и других учреждений профилактики.
- взаимоотношения участников строятся на основе сотрудничества, уважения личности, приоритета общечеловеческих ценностей. Права и обязанности участников определяются уставом и локальными актами, предусмотренными уставом.
НАШ ДЕВИЗ:
Завтра обязательно наступит.
Ночь пройдет и будет солнечный денек.
Первый луч, НАДЕЖДА, помощь друга,
В мире этом ты не одинок!
МЫ рады любому сотрудничеству и готовы оказать любую посильную помощь ВАМ!
Услуги центра «Надежда» бесплатны и конфиденциальны!
Часы приема по предварительной записи:
8 (8182) 20-18- 37
понедельник – пятница: 9.00-16.00
Источник
Как пережить кризис?
Что такое кризис? Кризис – период так называемого перелома, когда появляются проблемы, с которыми невозможно справиться прежними способами. После кризиса всегда следует период лизиса – это период стабильности.
Как известно, мудрость многих поколений закреплена в культуре, языке и традициях. В японском языке слово кризис состоит из двух иероглифов. Первый означает «проблема, потеря чего-то важного», а второй означает «новые возможности». Так и в жизни – кризисный период начинается тогда, когда в жизни человека появляются новые условия. Эти условия сложны, потому что они не привычны для нас, они являются совершенно новым опытом, таким с которым мы никогда раньше не сталкивались. Но это не значит, что никто и никогда не сталкивался с подобным в своей жизни.
Случай из практики. На телефон экстренной психологической помощи обратилась молодая семейная пара. Женщина объяснила, что муж к ней совсем потерял интерес, у него тоже накопились к ней претензии. Всего через год, семейная жизнь стала скучной и бессмысленной. Раньше они много гуляли вместе, предпочитали походы в кино, театр, дискотеки. Но прежние совместные интересы перестали быть актуальны (надоели), а новые, увлекательные для обоих, они ещё не нашли. В результате, они практически перестали проводить время вместе. Это угнетало обоих, но они смогли решиться и честно признаться себе в том, что изменения в их отношении друг к другу произошли.
Вся жизнь человека связана с постоянным прохождением через кризисные периоды и спокойные. Все кризисы человечество обычно переживает циклично, за кризисом следует спокойный период, когда новых знаний и умений достаточно, чтобы справляться с трудностями. Потом, появляются новые проблемы, и все повторяется вновь.
Люди рождаются, взрослеют, стареют и умирают с одними и теми же проблемами в течение многих тысяч лет. Выйти из кризиса сможет лишь тот, кто сумеет приспособиться к изменившимся новым условиям. Вспомним, что человечество как вид, выжило лишь благодаря тому, что смогло приспособиться к изменению климатических условий среды. В северных странах наши предки не ходили нагишом, как это делали люди из южных стран, а согревались у костра, закутавшись в теплые шкуры. Умение изменить свое поведение в соответствии с условиями, которые выдвигает нам жизнь в данный момент и есть адекватный способ решить проблему, а значит, и преодолеть кризис.
Для примера вспомним историю взросления и развития человека. Каждый этап в нашей жизни связан с прохождением критического периода. Сначала человек, рождаясь на свет, переживает свой первый кризис. Он заключается в том, что ребенка привыкшего находиться в тепле и постоянстве среды материнской утробы, переносят в холодную внешнюю среду. В утробе питание происходит за счет пуповины, а температура достаточная и стабильная. В момент рождения ребенок попадает в совершенно иные условия: яркий свет после внутриутробной темноты, жесткие пеленки и руки врачей после мягкой плаценты, вынужденное питание через рот после питания через пуповину. Доказательством того, что ребенок переживает в этот момент кризис, служат и объективные признаки, которые можно наблюдать: потеря в весе новорожденного, физиологическая желтуха и т.д. Но уже через несколько дней ребенок снова начинает набирать вес, а желтуха проходит сама собой. Природа наделила малыша врожденными способностями приспосабливаться к новым сложным условиям.
Потом наступает кризис конца первого года жизни, поэтому, когда у ребенка крепнет костный аппарат (скелет), он научается ходить, а когда у него созревают зоны мозга, он начинает говорить первые слова. Прежние навыки ползать уже не нужны, а чтобы дотянуться до нужного предмета ребенку приходится учиться держать свое тело ровно.
Дальше, ребенок постепенно учится лучше действовать с предметами (игрушками, бытовыми приборами) и ему уже не нужен взрослый как посредник. Это тоже кризисный период, потому что родители привыкли давать ребенку какие-то вещи, руководить его действиями, а теперь он умеет это делать сам. Это кризис трехлетнего возраста, его так и называют – период «Я сам».
Как видим, психологический смысл каждого кризиса в том, чтобы человек научился менять свое поведение на то, которое адекватно и соответствует новым изменившимся условиям и потребностям самого ребенка. Чтобы он приспособился жить по-новому, адекватно оценивая свою новую роль, выполняя новые обязанности, развивая новые качества так, чтобы это помогало ему в дальнейшей жизни.
Трагедия лишь в том, что мы – люди – в отличие от животных в процессе эволюции научились чувствовать. Мы помним что-то хорошее, что было в нашей прежней жизни, и оно не дает нам покоя. Часто клиенты спрашивают, как быть, если воспоминания не дают покоя, а окружающие вещи постоянно напоминают о прошлом.
Случай из практики. Мужчина 30 лет обратился на телефон экстренной психологической помощи с запросом: новая девушка категорически требует забыть старые отношения и перестать общаться с бывшей женой. Как не испортить отношения с новой, но и остаться друзьями с прежней?
Мы не можем забыть все, что происходило с нами раньше – это невозможно сделать. Мы можем помнить все хорошее, потому что имеем на это право. Поступать адекватно – это, значит, не забывая прежнее (все хорошее и плохое) жить дальше, делать выводы из совершенных ранее ошибок и стараться не допускать их.
Справляться с кризисом нам помогают механизмы психологической защиты. Их много (рационализация, проекция, вытеснение, замещение, компенсация, морализация и др.), но биологических механизмов, помогающих справиться с опасностью, у человечества только два. Ими пользовались всегда, издревле и продолжают до сих пор – бегство и борьба. Источником опасности может служить все, что угодно: предмет, вредная привычка, другой человек.
Бегством можно назвать избегание проблем, когда человек предпочитает не связываться с источником опасности, старательно забывает про него, вычеркивает из своей жизни, меняет темы разговора, ну и, конечно же, в буквальном смысле, просто убегает от него. Например, человек любит свою работу, но не любит своего коллегу, с которым вынужден каждый день сидеть в одном кабинете рядом. Избегание заключается в том, что постоянно он придумывает причины, чтобы как можно меньше видеться с ним, например, уходит из кабинета, задерживается в курилке или даже чаще болеет.
Борьба – это обратная модель поведения, когда человек занимает активную деятельностную позицию и начинает бороться с возникшей проблемой.
В конечном итоге и то и другое является нашей защитой от пугающего фактора. Но не всегда этот защитный механизм бывает адекватным ситуации, и поэтому не помогает решать главную проблему – не устраняет причину кризиса, а лишь снимает симптомы.
Можно долго и безуспешно лечить насморк различными мазями, каплями, микстурами, пытаясь устранить симптом, но болезнь не пройдет до тех пор, пока вы не устраните причину – вирусы и бактерии её вызывающие.
Как показывает практика, самым сложным для человека, оказавшегося в кризисной ситуации, бывает просто обратиться за помощью к другим людям или довериться специалисту. К психологу приходят уже после того как проблема проявила себя в полной мере.
Каждая трудность, с которой мы сталкиваемся в своей жизни, несет в себе определенный смысл, который мы не всегда можем точно, быстро и правильно понять. Для того чтобы ее преодолеть, важно понимать суть происходящего. Человеку легче принять что-то, когда он это понимает, когда событие вкладывается в его систему ценностей, представлений, ожиданий.
Каждая проблема индивидуальна, но в целом, можно сказать, что они проходят и уходят по одинаковой схеме у всех людей. Сначала, у каждого человека, оказавшегося в неожиданной и трудной ситуации, происходит шок, потом человек пытается отрицать происходящее, когда пришло понимание, наступает стадия агрессии или другими словами, стадия поиска виновных, за ней следует депрессия, завершается все стадией принятия.
Шок. Человек сталкивается с непредвиденным, неожиданным событием, которого никогда не было в его жизни раньше. Женщина воспитывалась в семье, где не было принято силой решать конфликты. Когда муж впервые ударил ее во время ссоры, она была просто не готова к этому. Смысл этой стадии в том, чтобы, подготовить сознание и тело (тесно связанные между собой) человека к чему-то неизвестному. На физиологическом уровне происходит сбой прежних «настроек» организма. У человека может начаться не контролируемая дрожь, конечности становятся ватными, язык перестает двигаться и т.д. Организм должен перенастроиться, и для этого ему нужно время. У каждого человека длительность пребывания в этой фазе различна и может колебаться от нескольких минут, до нескольких часов.
Отрицание. Смысл стадии в том, чтобы осознать, что не все события нашей жизни подвластны нашему контролю. На этой стадии люди, ставшие жертвой насилия или потерявшие близких отказываются верить в произошедшее с ними. Говорят, что ничего не помнят и отказываются говорить об этом с другими людьми. Эта стадия может длиться от нескольких часов до нескольких дней или даже недель.
Агрессия. Поиск виновных является способом выплеснуть внутренние эмоции, попыткой вернуть контроль над ситуацией. Довольно часто проявляется аутоагрессия (агрессия, направленная на себя), человек винит себя за то, в чем объективно он не может быть виновен. Под действием эмоций, человек может впасть в состояние аффекта и попытается причинить вред себе или другим людям. Длительность этой стадии может затянуться до нескольких месяцев или даже лет, но также может пройти очень быстро – все зависит от индивидуальных особенностей человека.
Депрессия. Когда человек, в конце концов, понимает, что ничего уже нельзя изменить, он может впасть в депрессивное состояние. Это время снижения активности, попытка переосмыслить свою роль в том, что произошло. Человеку, в этот момент, скорее всего, может потребоваться поддержка окружающих, но ни в коем случае не навязчивая болтливость, а простое спокойное сочувствие и понимание. Длительность депрессии, также зависит от индивидуальных особенностей человека, она может длиться, в среднем, от нескольких суток до года. Особенностью депрессии является то, что при неблагоприятных условиях, она может стать затянувшейся, либо перерасти в заболевание.
Принятие. Эта стадия является завершающей. В конечном итоге, она наступает всегда и у каждого человека, независимо от его возраста и жизненного опыта. На стадии принятия человек понимает, что жизнь, какая бы она ни была, продолжается и любую проблему, при желании можно решить. А то, что произошло, является его новым опытом, с которым можно и нужно научиться жить дальше.
ведущий психолог ОДМПКиИП ФКУ ЦЭПП МЧС России
Источник
Конструктивные способы выхода из кризиса
Как справиться с внутренним кризисом?
Елена Емельянова заместитель директора Центра экстренной психологической помощи Комитета по труду и социальному развитию администрации г. Саратова, член совета РАТЭПП, консультант, психолог-супервизор
Кризис обозначает потерю какой-то существовавшей жизненной формы, к которой человек привык, и появляется возможность вхождения в новую жизненную форму, еще не известную для человека. Успешное преодоление кризисов, превращаясь в систему, постепенно приводит к формированию определенных личностных качеств, возникновению особой жизненной идеологии человека, созданию своего рода сценария победителя. Аккумулируя удачный опыт выхода из кризисов, человек обучается жить, побеждая себя и побеждая обстоятельства. Если человек овладевает ситуацией, то он освобождается от проблемы, вызвавшей кризис, и проживание этой проблемы делает его личностно более зрелым, психологически адекватным и интегрированным.
Жизненный путь каждого человека, развитие его личности сопровождается сменой потенциалов и формам проявления себя.
Кризисное переживание всегда включает в себя стресс и неопределенность, порождает напряженность и тревогу. Кризис обозначает потерю какой-то существовавшей жизненной формы, к которой человек привык, и появляется возможность вхождения в новую жизненную форму, еще не известную для человека.
Если мы имеем в виду возрастные кризисы, то они знаменуют собой завершение одного этапа развития и начало другого. И такие периоды характеризуется тем, что старое отмирает, многое из актуального и значимого прежде теряется. Во время переходного периода происходит позитивное изменение личности, которая берет из прошлого опыта то, что нужно для приобретения нового, и адаптируется в совершенно новой ситуации, которая требует развития новых свойств и черт.
Внутренний кризис может сопровождаться внешними конфликтами, однако через преодоление конфликтного развития происходит овладение новыми средствами, появляется расширение возможностей, освоение новых сфер жизни. Если же новая потребность подавляется внешними социальными требованиями, то кризис может обостряться и затягиваться.
Для того чтобы определить, каким будет выход из кризиса — конструктивным или деструктивным, необходимо проанализировать кризисную ситуацию по следующей схеме:
- Содержание кризиса, т. е. каким является кризис: кризис потери, возрастной кризис, биографический кризис, потери смысложизненных ценностей и т. д.
- Отношение к кризису:
- направленность на разрешение кризиса;
- отсутствие мотивации на самопомощь и поддержку извне.
- Продолжительность или время развития кризиса. Состояние кризиса запускает дальнейшую работу самосознания, происходящую в интеллектуальной и эмоциональной сферах, а разрешение конфликта представляет собой острую форму развития личности. Но, с другой стороны, кризис может явиться причиной невротических расстройств. Развитие человека может быть рассмотрено как циклическое движение в границах проблема — ее разрешение.
Итак, возникает затруднение, проблема, она влечет за собой дезорганизацию прежних способов деятельности, возникает напряжение, идет проверка старых способов разрешения проблемы, если они не адаптивны — усиливается напряжение, потом идет осознание проблемы, привлечение внешних и внутренних ресурсов, и как результат:
- переформулирование проблемы и творческий выход из ситуации;
- невозможность разрешения ситуации доступными средствами и последующая дезорганизация системы, уход от разрешения проблемы, или деструктивный выход.
Проблема — это осознание человеком невозможности разрешить имеющиеся трудности и противоречия, которые возникли в данной конкретной ситуации теми средствами, которые у него есть, с использованием знания и опыта, который человек накопил к данному моменту. Поэтому возникает потребность в знаниях и опыте со стороны, для того чтобы найти причину кризиса, найти точку опоры, силы и принять ситуацию такой, какая она есть.
Ситуативно развивающийся кризис имеет три стадии:
- тревога, напряженность, состояние дискомфорта;
- реакция на дискомфорт;
- последействие кризиса.
—>
Развивающийся кризис представляет собой переломный момент, переход от состояния высокого напряжения, тревоги, даже паники к активному преодолению этого состояния, с одной стороны, и к выходу и достижению нужного результата — с другой. Успешное преодоление кризисов, превращаясь в систему, постепенно приводит к формированию определенных личностных качеств, возникновению особой жизненной идеологии человека, созданию своего рода сценария победителя. Аккумулируя удачный опыт выхода из кризисов, человек обучается жить, побеждая себя и побеждая обстоятельства.
Как можно помочь человеку, который находится в острой ситуации кризиса?
- На первом так называемом этапе кризисной поддержки, необходимо человека выслушать. Особое внимание нужно уделить технике слушания, человека нужно слушать терпеливо, сочувственно, ни в коем случае не перебивать, не критиковать, даже не выражать сочувствия, а давать понять, что вы внимательно слушаете. Когда человек рассказывает о своих проблемах, отмечается снижение эмоционального напряжения, и может даже произойти эмоциональная разрядка.
- Затем необходимо проговорить возможные варианты выхода, т. е. выяснить, какую стратегию поведения в кризисе человек выберет.
- Следующий этап — это проговорить и попробовать неизвестные ранее способы разрешения кризисной ситуации. При этом необходимо большое внимание уделять навыкам самоанализа и самонаблюдения. И обязательно наличие новых значимых людей для поддержки и помощи во время принятия плана выхода из кризисной ситуации. Человек в кризисе обладает ограниченными личностными ресурсами, поэтому рядом с ним должен быть тот, кто либо уже пережил такой кризис и может поделиться жизненным опытом, либо человек, который в силу профессиональных или личностных особенностей может оказать психологическую помощь и поддержку.
Когда человек столкнулся во время кризиса с самим собой, с определенными травмирующими обстоятельствами и преодолел их, то он сумел превратить их в источник новых ресурсов и жизненных ценностей. В ряде исследований было показано, что эффективность совладания с кризисами определяется не столько быстротой их преодоления, сколько глубиной внутренней проработки собственных переживаний, возможностями использования возникшей проблемы для собственного роста и развития, осознанием экзистенциального контекста кризиса.
Если человек овладевает ситуацией, то он освобождается от проблемы, вызвавшей кризис, и проживание этой проблемы делает его личностно более зрелым, психологически адекватным и интегрированным.
Общим признаком всех деструктивных стратегий преодоления кризисов является фактическое нежелание человека и неспособность работать со своей проблемой. Человек не готов и не хочет принимать решения, не хочет брать на себя ответственность за них, боится последствий и поэтому ждет, что все как-нибудь устроится само собой. Однако постепенно у человека накапливается негативный опыт нерешения своих проблем, и это приводит к еще более глубокому, затяжному и тяжелому личностному кризису, который может переходить в невротические состояния, невроз и иметь другие, более деструктивные последствия для личности.
Конструктивное же преодоление личностных конфликтов и кризисов предполагает принятие реальности, анализ сложившейся ситуации, способность различать главное и второстепенное, выделять составные части. Возникшие в проблеме, и решать ее поэтапно. В этом случае жизненный кризис является поворотным пунктом жизненного пути личности, который приводит к новым высотам развития человеческой личности.
Таким образом, жизненный кризис представляет собой жизнь личности в ее высшей, актуальной форме, осознание глубокого противоречия внутри себя и выход из этого противоречия, который требует концентрации всех физических, психических, интеллектуальных и духовных сил человека. И такой выход приводит к новому витку в развитии человека.
Источник