Способы преодоления конфликта внутри малой группы

«Способы преодоления конфликта внутри малой группы»

Перед Вами тест, позволяющий оценить факторы, способствующие преодолеть назревший в группе конфликт.

Инструкция. Оцените, пожалуйста, каждый пункт теста по 7-бальной шкале.

Факторы Оценка в
баллах
Факторы
1. Общегрупповые цели ясны для всех членов группы 7 6 5 4 3 2 1 Цели не ясны либо сознательно отвергаются членами группы
2. Принятие всех задач членами группы 7 6 5 4 3 2 1 Отвержение задач отдельными членами группы
3. Преобладает рациональный подход к осознанию возникшего конфликта 7 6 5 4 3 2 1 Отсутствует рациональный подход к осознанию возникшего конфликта
4. Члены группы стремятся помочь руководителю в преодолении конфликта 7 6 5 4 3 2 1 Отдельные члены группы стремятся нанести «удар» руководителю или коллегам
5. Причины возникшей конфликтной ситуации ясны 7 6 5 4 3 2 1 Причины возникшей конфликтной ситуации не ясны
6. Стремление найти адекватный выход из конфликта 7 6 5 4 3 2 1 Стремление отдельных членов группы использовать конфликт в личных целях
7. Стремление группы сплотиться для преодоления конфликта 7 6 5 4 3 2 1 Наличие эгоистических стремлений у отдельных членов группы и нежелание «гасить» конфликт
8. Повышение групповой активности для преодоления конфликта 7 6 5 4 3 2 1 Противодействие членов группы в поиске средств для выхода из конфликта
9. Увеличение группового согласия для разрешения конфликта 7 6 5 4 3 2 1 Стремление членов группы посеять еще большую рознь между собой
10. Члены группы оценивают возможные последствия конфликта 7 6 5 4 3 2 1 Члены группы оценивают результаты конфликта с позиций достижения своих личных целей
11. Руководитель полностью владеет ситуацией 7 6 5 4 3 2 1 Руководитель не владеет ситуацией
12. Руководитель успешно управляет групподинамическими процессами 7 6 5 4 3 2 1 Руководитель выбирает позицию созерцателя в группе
13. Руководитель выбирает оптимальную тактику взаимодействия с группой для преодоления конфликта 7 6 5 4 3 2 1 Руководитель не находит оптимальной тактики взаимодействия с группой
14. Руководитель своевременно осуществляет контроль над выполнением членами группы общих задач 7 6 5 4 3 2 1 Руководитель нерегулярно контролирует выполнение решения общих задач членами группы
15. Руководитель способствует созданию нормальной рабочей обстановки в группе 7 6 5 4 3 2 1 Руководитель не способствует созданию нормального психологического климата в рабочей группе.

Обработка результатов и интерпретация Отмеченные баллы по каждому отдельному пункту теста суммируйте. Количество баллов по данному тесту может колебаться от 15 до 105. менее 30 баллов выход из конфликта не возможен. 31 — 44 балла выйти из конфликта малореально. 45 — 73 балла конфликт усложняется и становится затяжным. Требуется очень большая работа со стороны руководителя и группы для исключения противоборства. Шансов на разрешение конфликта не так уж много. 74 — 89 баллов разрешение конфликта сильно усложняется ввиду множества трудностей, связанных с деятельностью руководителя и членов группы. 90 — 105 баллов конфликт может быть успешно разрешен на рациональной основе.

Источник

9.11. тест «способы преодоления конфликта внутри малой группы»

9.11. тест «способы преодоления конфликта внутри малой группы»

Перед вами тест, позволяющий оценить факторы, способствующие преодолеть назревший в группе конфликт. Оцените, пожалуйста, каждый пункт теста по 7-балльной шкале. Отмеченные вами баллы по каждому отдельному пункту теста суммируйте. Количество баллов по данному тесту может колебаться от 15 до 105.

1. Общегрупповые цели ясны для всех членов группы

1. Цели неясны либо сознательно отвергаются членами группы

2. Принятие всех задач членами группы

2. Отвержение задач отдельными членами группы

3. Преобладает рациональный подход к осознанию возникшего конфликта

3. Отсутствует рациональный подход к осознанию возникшего конфликта внутри группы

4. Члены группы стремятся помочь руководителю в преодолении конфликта

4. Отдельные члены группы стремятся нанести «удар» руководителю или коллегам

5. Причины возникшей конфликтной ситуации ясны

5. Причины конфликтной ситуации не ясны

6. Стремление найти адекватный выход из конфликта

6. Стремление отдельных членов группы использовать конфликт в личных целях

7. Стремление группы сплотиться для преодоления конфликта

7. Наличие эгоистических стремлений у отдельных членов группы и нежелание «гасить» конфликт

8. Повышение групповой активности для преодоления конфликта

8. Противодействие членов группы в поиске средств для выхода из конфликта

9. Увеличение группового согласия для разрешения конфликта

9. Стремление членов группы посеять еще большую рознь между собой

10. Члены группы оценивают возможные последствия конфликта

10. Члены группы оценивают результаты конфликта с позиций достижения своих личных целей

11. Руководитель полностью владеет ситуацией

11. Руководитель не владеет конфликтной ситуацией

12. Руководитель успешно управляет групподинамичес-кими процессами

12. Руководитель выбирает позицию созерцателя в группе

13. Руководитель выбирает оптимальную тактику взаимодействия с группой для преодоления конфликта

13. Руководитель не находит оптимальной тактики взаимодействия с группой

14. Руководитель своевременно осуществляет контроль над выполнением членами группы общих задач

14. Руководитель нерегулярно контролирует выполнение решения общих задач членами группы

15. Руководитель способствует созданию нормальной рабочей обстановки в группе

15. Руководитель не способствует созданию нормального психологического климата в рабочей группе

Оценка результатов тестирования

Меньше 30 баллов выход из конфликта невозможен;

31—44 балла — выйти из конфликта малореально;

45 — 73 балла — конфликт усложняется и становится затяжным. Требуется очень большая работа со стороны руководителя и группы для исключения противоборства. Шансов на разрешение конфликта не так уж много;

74 — 89 баллов — разрешение конфликта сильно усложняется ввиду множества трудностей, связанных с деятельностью руководителя и членов группы;

90—105 баллов — конфликт может быть успешно разрешен на рациональной основе.

Источник

Конфликты в малых группах и пути их разрешения

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2011 в 19:49, курсовая работа

Краткое описание

Всевозможные конфликты пронизывают не только жизнь каждого человека, но и историю отдельных народов и даже историю всего человечества. Если задуматься об общем определении конфликта, то его можно было бы сформулировать следующим образом: конфликт — это столкновение интересов сообществ людей, различных групп, отдельных индивидуумов. При этом надо учитывать, что обеими сторонами конфликта столкновение интересов должно быть осознанно.

Оглавление

Введение. Социальный подход к исследованию конфликтов в малых группах3

Глава 1. Общая характеристика понятий «конфликт» и «малая группа»5

Глава 2. Конфликты в малых группах7

§ 2.1. Сущность конфликта в малой группе и ее характеристика7

§ 2.2. Причины возникновения конфликтов11

§ 2.3. Последствия конфликтов13

Глава 3. Разрешение конфликтов16

§ 3.1. Способы выхода из конфликтов16

§ 3.2. Методы разрешения конфликтов в студенческом коллективе18

Глава 4. Тест на конфликтность22

Список использованной литературы24

Файлы: 1 файл

курс соц-я.docx

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ УПРАВЛЕНИЯ

ИНСТИТУТ ПСИХОЛОГИИ И СОЦИОЛОГИИ УПРАВЛЕНИЯ
КАФЕДРА РЕКЛАМЫ

по дисциплине «Социология»

на тему «Конфликты в малых группах и пути их разрешения»

группы Реклама 1-1

Введение. Социальный подход к исследованию конфликтов в малых группах3

Глава 1. Общая характеристика понятий «конфликт» и «малая группа»5

Глава 2. Конфликты в малых группах7

§ 2.1. Сущность конфликта в малой группе и ее характеристика7

§ 2.2. Причины возникновения конфликтов11

§ 2.3. Последствия конфликтов13

Глава 3. Разрешение конфликтов16

§ 3.1. Способы выхода из конфликтов16

§ 3.2. Методы разрешения конфликтов в студенческом коллективе18

Глава 4. Тест на конфликтность22

Список использованной литературы24

Конфликт сам по себе не есть проблема, проблема в том, что нам делать с нашими различиями.

Социальный подход к исследованию конфликтов в малых группах

Всевозможные конфликты пронизывают не только жизнь каждого человека, но и историю отдельных народов и даже историю всего человечества. Если задуматься об общем определении конфликта, то его можно было бы сформулировать следующим образом: конфликт — это столкновение интересов сообществ людей, различных групп, отдельных индивидуумов. При этом надо учитывать, что обеими сторонами конфликта столкновение интересов должно быть осознанно. То есть действующие лица конфликта обязаны осмыслить его содержание, приобщиться к тем точкам зрения, которые предлагают конфликтующие стороны и постараться принять их как собственные. Конечно, конфликт может основываться на существенных причинах, которые затрагивают сами основы существования конфликтующих сторон, но он так же может быть и воображаемым, мнимым конфликтом, когда люди считают, что их интересы несовместимы и взаимоисключают друг друга.

Представители ранних школ управления, в том числе сторонники школы человеческих отношений, считали, что конфликт — это признак неэффективной деятельности организации и плохого управления. В наше время теоретики и практики управления все чаще склоняются к той точке зрения, что некоторые конфликты даже в самой эффективной организации при самых лучших взаимоотношениях не только возможны, но и желательны. Надо только уметь управлять конфликтом. Роль конфликтов и их регулирования в современном обществе столь велика, что во второй половине XX в. выделилась специальная область знания – конфликтология. Большой вклад в ее развитие внесли социология, философия, политология и, конечно, психология.

Несмотря на степень изученности данного явления западными и отечественными исследователями, большинство из них ограничивают свои исследования изучением внутриличностных, межличностных, групповых конфликтов (между неформальными малыми группами в составе одной общности), конфликтов в организациях (где конфликтующими сторонами являются группы — коллективы подразделений организации) и межгрупповых конфликтов между большими социальными группами (политические, межкультурные и др.). Происходит игнорирование такого вида конфликтов как внутригрупповые конфликты или конфликты в малых группах.

Это связано с тем, что обычным основанием для разграничения видов конфликта являются его стороны (личностные образования одного субъекта, разные субъекты или группы людей), а в вычленении внутригрупповых конфликтов это основание явным образом нарушается. Действительно, кто является сторонами внутригруппового конфликта? Либо отдельные члены группы, либо отдельные группировки внутри нее, либо член группы и остальная ее часть (позиция которой, как правило, персонифицируется лидером или другим активным членом группы). Это стало основанием для принятого (по крайней мере, частью специалистов) мнения, что внутригрупповые конфликты фактически не имеют самостоятельной феноменологии и принимают форму либо межличностных, либо межгрупповых конфликтов.

И с тем, чтобы хоть немного восполнить недостаток внимания к проблеме внутригрупповых конфликтов, я решила посвятить свою курсовую работу изучению конфликтов в малых группах. На мой взгляд, изучение и описание данного явления сегодня очень актуально и обладает немаловажной практической значимостью.

Долгое время господствовала традиционная точка зрения не только социологов, но и психологов, работавших с группами, о том, что конфликты являются негативным явлением для группы и задача состоит в их устранении. Сегодня же всем известно о позитивных функциях конфликта, особенно конфликта внутри малых групп (развитие группы, диагностика отношений, снятие напряжения, сплачивание группы и др.). Кроме того, при дополнительном изучении конфликтов и действий по их разрешению можно сделать шаг к специальному искусственному проектированию и конструированию конфликтов для решения задач развития личности в группе и самой группы. Таким образом, за последние годы отношение к конфликтам существенно изменилось. Западные психологи ведут огромную работу по психологическому оснащению достаточно широкого круга людей, прежде всего педагогов и управленцев. Например, Австралия и США имеют сегодня несколько национальных центров по изучению конфликтов, а начиная с 1980 года — специальные учебные заведения по подготовке менеджеров по конфликтам. Теорию и практику конфликтов преподают в 150 колледжах и университетах США, выпускники по этой специальности получают степень магистра наук.

Глава 1. Общая характеристика понятий «конфликт» и «малая группа»

Сегодня в конфликтологической литературе существуют самые различные определения конфликта. Так, на Западе широко распространено понятие конфликта, сформулированное известным американским теоретиком Л. Козером. Под ним он понимает борьбу за ценности и притязания на определенный статус, власть и ресурсы, в которой целями противника являются нейтрализация, нанесение ущерба или устранения соперника. Это определение раскрывает конфликт в большей степени с социологической точки зрения, так как его сущностью, по мнению автора, выступает столкновение ценностей и интересов различных социальных групп.

В отечественной литературе большинство определений конфликта носит также социологический характер. Их достоинство состоит в том, что авторы выделяют различные необходимые признаки социального конфликта, представленного многообразными формами противоборства между индивидуумами и социальными общностями, направленными на достижение определенных интересов и целей. Например, по мнению Л.Г. Здравомыслова конфликт — это важнейшая сторона взаимодействия людей в обществе, своего рода клеточка социального бытия. Это форма отношений между потенциальными или актуальными субъектами социального действия, мотивация которых обусловлена противостоящими ценностями и нормами, интересами и потребностями.

Ю.Г. Запрудский социальный конфликт определял как явное или скрытое состояние противоборства объективно расходящихся интересов, целей и тенденций развития социальных объектов, прямое и косвенное столкновение социальных сил на почве противодействия существующему общественному порядку, особая форма исторического движения к новому социальному единству.

А.В. Дмитриев под социальным конфликтом обычно понимает тот вид противостояния, при котором стороны стремятся захватить территорию либо ресурсы, угрожают оппозиционным индивидам или группам, их собственности или культуре таким образом, что борьба принимает форму атаки или обороны.

Как мы видим, существуют различные определения конфликта, но все они подчеркивают наличие противоречия, которое принимает форму разногласий, если речь идет о взаимодействии людей. Конфликты могут быть скрытыми или явными, но в основе их всегда лежит отсутствие согласия. Поэтому определим конфликт как отсутствие согласия между двумя или более сторонами — лицами или группами.

Проблема групп, в которые объединены люди в процессе своей жизнедеятельности, — один из важнейших вопросов социологии, социальной психологии, демографии и ряда других наук. В современной науке нет однозначного толкования понятий «малая группа». Одни ученые трактуют ее как немногочисленную по составу группу, члены которой объединены общей социальной деятельностью и находятся в непосредственном личном общении, что является основой для возникновения эмоциональных отношений, групповых норм и групповых процессов, другие трактуют ее как часть более крупных социальных общностей. Во всех отношениях между членами такой группы выступает элемент личного знакомства, близости, а это ведет к тому, что, хотя взаимодействия между ними и институционализированы, они никогда не бывают обезличенными, что является характерным для больших групп. При этом следует отметить, что присущее членам малой группы общее чувство внутренней принадлежности к группе не исключает различий между ними по социальным ролям, мнениям, взглядам, оценкам и степени влияния (проблема лидерства).

Глава 2. Конфликты в малых группах

§ 2.1. Сущность конфликта в малой группе и ее характеристика

Конфликтом принято называть наивысшую стадию противоречия, когда существующие в противоречии противоположности превращаются в крайние противоположности, достигая момента отрицания друг друга. Социальный конфликт всегда связан с осознанием людьми противоречий своих интересов с интересами других субъектов. Обостренные противоречия порождают открытые или закрытые конфликты.

Противоречия пронизывают все сферы общественной жизни общества: экономическую, политическую, социальную, духовную. Обострение тех или иных противоречий создает зоны кризиса. Кризис проявляется в резком усилении социальной напряженности, которая нередко перерастает в конфликт.

Следует учитывать то, что самое главное для человека — это принадлежность к общности себе подобных. Обстоятельства жизни человека с древнейших времен складывались таким образом, что ему было предназначено сотрудничество с другими людьми. Вместе с тем в процессе взаимодействия индивидов и усложнения социальных связей на определенной ступени общественного развития во взаимных отношениях наряду с сотрудничеством стали проявляться соперничество, конкуренция, психологическая несовместимость, противоположность интересов и выбора средств достижения целей. Обострение подобных противоречий привело, в конечном счете, к активному противоборству, конфликтам.

Мы приходим к выводу к выводу о том, что конфликт должен восприниматься вполне нормальным общественным явлением, свойством социальных систем, процессом и способом взаимодействия людей. Как и человек, общество по самой своей природе не может быть абсолютно совершенным, идеальным, бесконфликтным. Дисгармония, противоречия, конфликты — постоянные и неизбежные составные части общественного развития.

Конфликт — явление осознанное, действие обдуманное. Он подтверждает ту истину, что человек принципиально отличается от других живых существ тем, что его намерения и поступки направляются не врожденными инстинктами, не «меркой своего вида», а программой, целевыми установками, которые вырабатываются им самим в процессе своей жизнедеятельности. Человек наделен специфическим, только ему присущим качеством — разумом, способностью отражать реально существующий мир и общественно-историческую практику. Сознание в его индивидуальной и общественной формах представляет собой совокупность идей и взглядов, чувств, привычек и нравов. Оно охватывает все богатство духовной культуры — той «второй природы», что сотворена людьми.

Источник

Читайте также:  Укажите способы поддержки детской инициативы
Оцените статью
Разные способы