Гендерные стереотипы и пути их преодоления
В проекте «Мнения» вашему вниманию представляются победители конкурса эссе «Гендерное равенство: от привилегии к праву», который прошел 23-30 октября среди членов и друзей РОМО «Гражданский Форум».
Основополагающей особенностью современного мира является постоянная трансформация социальных институтов, процессов и ролей. Радикально меняются принципы, механизмы и формы функционирования политики, образования, семьи, брака и досуга. Это накладывает неизгладимый отпечаток на взаимоотношения между людьми и группами, которые постоянно изменяются, усложняются и порождают конфликты. Закономерно, что вопросы гендерных взаимодействий между людьми, как мы можем наблюдать, в современном белорусском обществе получили статус актуальной социальной проблемы, а сам термин, растиражированный массмедиа, превратился в объективацию зла. Поэтому представляет интерес, что такое гендер и какую роль играют гендерные стереотипы в жизни белорусов.
В современном научном дискурсе гендер определяется в качестве социального пола, который определяет ролевое поведение, критерии оценивания социальных явлений и процессов, гендерные ожидания людей. Гендерные исследования включают в себя большое количество направлений, в рамках которых проблематизируется тот или иной аспект социальной реальности. Одним из наиболее проблемных вопросов гендерных исследований, стоящий в одном ряду с гендерной самоидентификацией, является вопрос о гендерных стереотипах.
У истоков современного понимания дефиниции «стереотип» стоит американский социолог Уолтер Липпман, определивший его в качестве модели категоризации людей, явлений или процессов по каким-либо признакам. Функциональность стереотипов определяется тем, что они позволяют человеку приспособиться к окружающей его социальной действительности с минимальными энергетическими и психологическими затратами. Стереотипы упрощают реальность, делают её понятной и предсказуемой. Важной и в то же время проблемной особенностью стереотипов является их глубокая укоренённость в сознании человека, которая при столкновении с отличающейся реальностью лишь усугубляется, возводя реальность в категорию исключения, которое только подтверждает правило.
В массмедиа стереотипы обычно рассматриваются негативно, ведь они являются продуктом социальной среды, а не личного опыта, и отличаются той или иной степенью расхождения с реальностью. Данная позиция не лишена логики, ведь в условиях постоянных изменений социального мира мышление на основе категорий, создаваемых на почве стереотипов, не продуктивно. Более того, в межличностной коммуникации оно ведёт к многочисленным ошибкам и конфликтам между представителями различных гендерных ролей.
Когда мы рассматриваем вопросы стереотипизации гендерных отношений, мы сталкиваемся с процессом формирования и поддержания гендерного неравенства в обществе. В пространстве повседневной жизни современного белорусского общества каждый из нас может наблюдать множество примеров, характеризующих использование гендерных стереотипов в межличностных отношениях и социальных процессах. В качестве характерных иллюстраций здесь можно перечислить лишь некоторые из них: «настоящее мужское поведение», «женское и мужское начало», «истинная женская красота» и др. Этот же тезис подтверждает распределение гендерных позиций в социальной, политической, духовной и экономической сфере жизни современного белорусского общества.
Следует констатировать, что гендерные стереотипы являются неотъемлемой частью нашей жизни, которая должна стать предметом рефлексии. В разных культурах гендерные стереотипы имеют как свои особенности, так и универсальные характеристики, обусловленные процессом исторического развития сообщества. Поэтому наивно ожидать, что могут существовать готовые шаблоны для решения вопросов, связанных с преодолением гендерных стереотипов и гендерного неравенства. Каждая культура и каждое общество вновь и вновь предпринимают попытки выработать действенные механизмы и способы искоренения гендерных стереотипов. Можно наблюдать как позитивные и довольно успешные практики, так и заметные перекосы или, в мягкой форме, проявления позитивной гендерной дискриминации.
В Республике Беларусь проблематика гендерных стереотипов, учитывая консерватизм, как белорусского менталитета, так и социальных отношений, требует большего внимания со стороны гражданского общества, «третьего сектора» и гражданских активистов. В противном случае, мы и дальше будем сталкиваться с постоянным диспаритетом статусных позиций по гендерному признаку в политической, экономической и социальной сферах. Будем и дальше сохранять ситуацию доминирования мужчин над женщинами в наиболее престижных и высокооплачиваемых секторах белорусской экономики. Однако эта ситуация не отвечает задаче обеспечения развития современного белорусского общества, которая может быть решена только на условиях гендерного равенства и справедливости. Это требует как законодательных новаций, так и изменения в стиле мышлении и принципах социализации. Это требует необходимых усилий со стороны семьи и образования, но при серьезной поддержке гражданского общества и государства.
Источник
ПРЕОДОЛЕНИЕ ГЕНДЕРНЫХ СТЕРЕОТИПОВ В ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ
Родители, наверное, не раз замечали, если гости дарят кому-то из детей мягкую игрушку, например зайчика, то девочка чаще всего прижимает его к себе и долго ходит с ним в обнимку по квартире, целует, кормит, укладывает спать, мальчик же исследует его и проверит на прочность. Почему все-таки мальчишки и девчонки ведут себя так по-разному? Влияют ли на поведение родительские установки, или дело в другом? И как с учетом этого следует воспитывать детей?
Итак, все начинается еще с беременности. Будущих родителей чаще всего интересует вопрос: «У нас будет мальчик или девочка?» И большинство из них непременно хотят узнать об этом заранее, чтобы определить, какого цвета нужно покупать одежду, какой цвет и узор выбрать для обоев в детской комнате. Припомните, с какими подарками приходят к вам друзья. Наверняка нечасто случается, чтобы девочке подарили футбольный мяч, а мальчику – набор детской посуды.
Психологи отмечают, что взрослые неосознанно формируют свое отношение к ребенку с учетом его пола. Причем это сказывается непосредственно на методах воспитания. Многие родители склонны думать, что мальчика нужно ставить в жесткие рамки и как можно больше от него требовать. В то же время девочке можно позволить почти все, потому что она будущая женщина. Однако дети, которых воспитывают с применением разных подходов, могут расти с ощущением обиды, которую они понесут потом во взрослую жизнь. А почему, собственно, мальчику нельзя плакать, а девочке – играть с машинками?
Плоды гендерного воспитания (воспитания по половой принадлежности) можно увидеть на каждом шагу. Не все стереотипы – зло, но не все и добро. Давайте рассмотрим самые распространённые устоявшиеся мнения о воспитании детей.
Розовое – для девочек, синее – для мальчиков
Считается, что нельзя одевать мальчика в «девчачьи» цвета. Возможно, это и верно, ведь он всё-таки должен воспринимать себя как представителя другого пола. Но в старшем возрасте, выбирая, допустим, цвет рубашки, не стоит зацикливаться только на серо-зелено-синих цветах. Сейчас никого уже не удивит парень в розовой рубашке или в красном свитере. Не нужно навязывать ребенку цветовой стереотип, будьте более лояльны в этом плане.
Выбор игрушек
Если девочка упорно отвергает куклы и тянется к машинкам и роботам, то это зачастую воспринимается родителями как плохой признак. Фраза «ты же девочка!» не раз становилась предметом спора ребенка и родителя. Но когда сын начинает играть с куклами, то это пугает еще больше.
Однако такой выбор игрушек не всегда свидетельствует о проблемах с психикой. Может даже лучше, что ребенок растет как личность со своими вкусами и не похож на остальных детей? Ведь именно из-за подобного стереотипа большинство девушек плохо разбираются в технике (ведь им с детства прививали интерес к кухонной утвари), а мужчины считают, что возить коляску с ребенком «женское» дело.
Девочки более послушны, чем мальчики
В раннем детстве девочки, действительно, более послушны. Это запрограммировано природой. Женщины лучше мужчин приспосабливаются к окружающей среде. Но в подростковом возрасте картина несколько меняется. Уже группа мальчиков более послушно следует указаниям старших.
Мальчики не должны плакать
Это неправда. Мальчики порой более эмоционально реагируют на происходящее, чем девочки. Они более чувствительны к боли, к страданию. Но, поскольку им с молоком матери внушили этот миф, они изо всех сил пытаются сдержаться. В результате мальчик вырастает во взрослого мужчину, у которого слишком силен запрет на выражение своих чувств. В лучшем случае его не понимает любимая женщина, в худшем – он загоняет все эмоции внутрь и постоянно живет в стрессе.
Девочки более работоспособны, чем мальчики
Не совсем так. Просто работоспособность у мальчиков и девочек разная. Девочки быстрее включаются в работу, и учитель или воспитатель это сразу замечает по устремленным на него горящим девчоночьим глазам. Мальчики раскачиваются дольше и на учителя смотрят реже (чаще – на парту, в сторону или прямо перед собой). К тому моменту, когда мальчики достигнут пика работоспособности, девочки уже начинают уставать. Получается несоответствие во времени. Самый важный ключевой момент урока девочки усваивают раньше, зато у мальчиков дольше сохраняется интеллектуальная активность.
Мальчики более изобретательны, чем девочки
Так было задумано природой. Поисковое поведение свойственно мужчинам в сложных ситуациях. В самом деле, меняться, приспосабливаться под изменчивый мир им значительно сложнее, чем женщинам.
Поисковым поведением определяется и тяга мальчиков к освоению новых пространств, склонность к поиску нетрадиционных решений, к рискованным поступкам.
Среди изобретателей мужчин существенно больше, чем женщин. Однако это не означает, что мальчики более способны и одарены, чем девочки. Исследования психологов показали, что одаренных девочек в младшем возрасте на несколько процентов больше, чем мальчиков. К 12-14 годам картина меняется, одаренных мальчиков становится больше.
Мальчикам требуется больше пространства
Во-первых, это связано с поисковым поведением мальчиков, с необходимостью постоянно осваивать новою территорию. Во-вторых, девочки опираются на так называемое «ближнее зрение». Они любят маленькие уголки, уютные домики. Мальчики же, в основном, ориентируются на большие пространства. С поисковым поведением связано, и то, что мальчики лучше ориентируются на местности.
Девочки большую часть информации воспринимают на слух, а мальчики — зрением
В общем, правда, хотя, конечно, существуют и индивидуальные особенности. То, что девочке можно объяснить, мальчику лучше показать в действии. Но и мальчикам, и девочкам очень важно не преподносить готовых решений, а побуждать их к самостоятельному поиску.
Рекомендации для родителей по преодолению гендерных стереотипов детей
- Смотрите на своих детей не через призму гендерных установок, а учитывайте их индивидуальность. Если дочка любит играться с машинками и участвует в «мальчишечьих» играх – примите это. Если мальчик любит ласкаться к вам и нередко плачет навзрыд – не осуждайте его, а подумайте о том, что это может быть проявление творческой натуры. Избавиться от этих особенностей путем воспитания нельзя – они просто есть. А вот создать своим детям ненужные комплексы и вредные программы на будущую жизнь – запросто!
- Укрепляйте в детях те способности, которые в них есть, а не пытайтесь воспитать черты, которые приняты для поведения. Если старшая девочка хорошо считает, но при этом предпочитает удобные джинсы и кеды, то это не повод создавать сравнительные параллели с младшей сестренкой, у которой по математике тройки и четверки, зато она охотно носит юбки и бантики.
- В одинаковых ситуациях старайтесь реагировать одинаково, не принимая во внимание пол. Если ребенок нуждается в вашей помощи и сочувствии, дайте ему их, вне зависимости от того, сколько ему лет, мальчик он или девочка.
- Критически относитесь к собственным увлечениям и хобби с точки зрения приобщения к ним детей. Если муж играет в футбол или любит охоту, а сыну больше нравятся танцы, и он не выносит вида крови, то иронические замечания в стиле «Не знал, что мой сын будет вести себя как девочка» недопустимы. Аналогична ситуация с дочкой, у которой не ладится с вязанием или музыкой.
- Не делите домашние обязанности на «мужские» и «женские». Главное, чтобы ребенку нравилось то, что он делает. Если сын хочет возиться с тестом, дайте ему эту возможность. И не запрещайте дочке помогать папе чинить утюг.
- Игрушки – это игрушки и не более того! Девочка имеет полное право возиться с машинками брата. Делать глобальные выводы и тем более отпускать замечания, если ваш сын вдруг захотел поиграть с куклой или попросил купить ему игрушечный пылесос, точно не стоит. Той же стратегии нужно придерживаться и при выборе подарка.
Уважаемые родители, любите своих детей такими, какими они есть!
Список используемых источников:
Источник
Тема: Гендерные стереотипы в современном обществе.
10 класс. Обществознание
Тема : Гендерные стереотипы в современном обществе . (Слайд 1)
1. Определить особенности гендерных стереотипов в современном мире; помочь подросткам в осознании своей половой принадлежности, формировании адекватного образа мужчины и женщины, принятии себя как представителя(-ницу) того или иного пола.
2. Развитие элементов творческой деятельности как качеств мышления – интуиции, пространственного воображения, смекалки и т.д.; развитие критического мышления, навыков групповой самоорганизации, умения вести диалог; развитие мировоззрения.
3. Воспитание уважения к человеческой личности, раскрытие ценности каждого человека, независимо от половой принадлежности; обратить внимание на процесс выстраивания взаимоотношений с противоположным полом.
Задачи урока: (Слайд 3)
Рассмотреть гендерные стереотипы и их негативную роль в обществе; изучить социальные представления и предназначении мужчины и женщин в обществе; выявить ложные гендерные стереотипы.
Ожидаемые результаты урока: (Слайд 4)
После этого урока ученики научатся выявлять и определять социальные стереотипы, поймут глубину проникновения гендерных стереотипов в повседневную жизнь, смогут анализировать и предупреждать риски существующих стереотипов.
1. Организационный момент.
2. Актуализация опорных знаний и умений.
1. Чем понятие «гендер» отличается от понятия «пол»?
2. Что мы имеем в виду, когда говорим о стереотипах?
3. Приведите примеры расовых и национальных стереотипов?
4. Какие риски возникают, если придерживаться стереотипных взглядов?
3. Мотивационное слово учителя.
В морозное утро, на автобусной остановке стояли двое. Несмотря на то, что на улице было очень холодно, оба ждущих, были без шапок. Когда сидящая на остановке пожилая женщина спросила у них, почему же те без головного убора, один ответил: «Мне совершенно не холодно?», а другой «Я испорчу прическу!».
Скажите, кто из них – девочка, а кто – мальчик? Свой ответ аргументируйте.
Как вы определили пол наших героев?
Были ли разногласия в ответах?
Вероятно, что выполнение задания ни у кого не вызвало особых трудностей. Ведь «все мальчики не боятся мороза», а «все девочки беспокоятся только о своей внешности ». Но почему вы так думаете? Неужели вы знаете всех в мире мальчиков и всех в мире девочек? Конечно же, нет. тогда на основании чего вы сформулировали свой ответ? Наверное, на основании того, что в обществе существуют устойчивые представления о том, какими должны быть девочки и женщины, мальчики и мужчины. Существуют так называемые стереотипы – гендерные стереотипы. Определению особенностей такого рода стереотипов и их особенностей мы посвятим наш урок.
4. Изучение нового материала.
Разбить класс на две группы «Юноши» и «Девушки».
1 этап. Представление об особенностях противоположного пола. Группы выполняют упражнение «Кто есть кто?». ( Слайд 5) . (На листах ватмана ,вокруг фигуры, необходимо схематично изобразить все, с чем ассоциируется у учеников противоположный пол. Также можно использовать и качественные характеристики.)
По окончании работы группы защищают свои проекты.
Слово учителя. С раннего детства человек живет в пространстве социокультурных стереотипов, которые произведены обществом под воздействием самых разнообразных причин. Исследователи утверждают, что гендерные стереотипы возникают на почве различных статусов и ролей женщин и мужчин в обществе. Эти стереотипы имеют длительную историю. Например, еще до начала ХХ века обществу была присуща позиция, женщина создана только для кухни, дома и детей. И до сих пор эта мысль глубоко пронизывает сознание многих людей — мужчин и женщин. Поэтому еще и в наше время часть мужчин(И женщин) считают женщину только хозяйкой в доме, а не личностью, которая может решать общественные дела. Достаточно распространенной является и общественное мнение об одинокой женщине как несчастную. Успешная женщина обязательно должна быть замужем, воспитывать детей, быть хорошей хозяйкой. А человек выступает как кормилец, защитник, источник дохода, руководитель. Довольно часто женщин оценивают по наличию семьи и детей, а мужчин — за профессиональные успехи. Их определяют сильными и более приспособленными к жизни и карьеры. Согласно этому принятия важных общественных решений — это дело мужчин. Отсюда недооценка роли женщин в принятии социально важных решений
2 этап. Механизмы действия стереотипов.
Слово учителя. Гендерные стереотипы пришли к нам из древних времен. они унаследованы от устоев жизни ранних цивилизаций и культур. Со временем в обществе с помощью стереотипов формируются представления о том, какими должны быть девочки и женщины, мальчики и мужчины. Эти взгляды воплощаются в такие нормы, которые становятся моделями для подражания. На основании этого всем женщинам и всем мужчинам навязываются определенные правила поведения, которых они должны придерживаться. (Просмотр ролика)
Фиксируем понятие. (Слайд 6)
Гендерные стереотипы – это формы поведения, которые общество ожидает от людей в зависимости от их пола.
Общество поощряет тех, чье поведение полностью соответствует гендерным стереотипам, и осуждает тех, кто с каких-нибудь причинам не вписывается. Общество поощряет тех, чье поведение полностью соответствует гендерным стереотипам, и осуждает тех, кто с каких-нибудь причинам не вписывается в предложенные рамки. Против людей, которые «не такие, как все», возникают определенные предубеждения. На их основании рождаются предрассудки.
Предубеждение — необъективные представления о личности или группу, представления, трудно поддающихся изменениям даже на фоне широкой информации.
Предубеждения могут быть как положительными, так и отрицательными.
Суеверие — неоправданно негативное отношение к определенной группе людей в целом и каждого человека в отдельности.
Подготовьте друг другу вопросы, которые вас интересуют, но вы стесняетесь спросить
3 этап. Преодоление стереотипов
Слово учителя. Устаревшие взгляды мешают движению общества вперед, поэтому их необходимо в корне изменить. Прежде всего в области профессиональной занятости, где человек лучше может проявить себя. Здесь следует избавиться стереотипа, по которому женщина, имея образование, высокие профессиональные способности и навыки, усматривается прежде всего как жена и мать, а уже потом как профессиональная работница, имеющая одинаковые с мужчиной возможности на рынке труда. И то и другое должно рассматриваться для общества одинаково весомым, а потому за человеком (женщиной или мужчиной) оставлять право сознательного выбора. Не менее важно уметь правильно построить отношения в семье на основе взаимного уважения и поддержки. Независимо от того, кто больше зарабатывает или занимает высокую должность, в семье супруги должны оставаться самими собой, поддерживать друг друга в своих стремлениях, помогать в воплощении жизненных планов. Мать и отец должны принимать одинаковое участие в воспитании детей и их обеспечении, выполнении повседневных бытовых обязанностей. Не должно быть места унижению личного достоинства человека, следует в любой ситуации оставаться человеком, способным к взаимопомощи и взаимопониманию .
Упражнение 3. Мозговой штурм «Опасность стереотипов» (Слайд 9)
Ученики должны определить, в чем состоит опасность стереотипов.
Выводы: до сих пор гендерные стереотипы мешают развитию личности и построению демократического общества. Они являются достаточно устойчивыми и трудно поддаются преодолению. Ко многим из них привыкли, много просто не замечают, воспринимая как этическую норму или как традицию, которым нужно следовать, но много и таких стереотипов, которые негативно влияют на жизнь людей. Надеюсь, что вы убедились в опасности даже тех стереотипов, которые на первый взгляд кажутся «добрыми». Что же делать? Каких избавиться? Иногда говорят, что стереотипы нужно «ломать». Но это опасно. «Сломав» старые стереотипы, можно, не подозревая об этом, создать на их месте новые. Есть и другой путь — постепенно изменять и преодолевать стереотипы, прежде всего, в собственном сознании. Нужно учиться не слепо им следовать, а относиться к ним критически, уметь анализировать. Необходимо также знать, как и кем они воспроизводятся, поддерживаются и распространяются сегодня. Это прежде всего — язык, художественная литература и СМИ (средства массовой информации). Гендерные стереотипы закрепились в языке, транслируются всеми СМИ (телевидение, радио, газеты и журналы), в последнее время их влияние становится заметным в Интернете.
Перед окончанием урока обсудить.
1. Назовите основные факторы формирования стереотипов относительно женщин и мужчин.
2. Нужно ли уж важно преодолевать гендерные стереотипы? Возможно, их лучше «не замечать»?
3. Как влияет стереотип на личность человека, его индивидуальность?
4. Существуют безвредные стереотипы?
5. Как преодолеть стереотипы?
6. Подведение итогов. Рефлексия.
Мне нравится быть девушкой…
Мне нравится быть парнем …
Мне не нравится в мужчинах …
Мне не нравится в женщинах …
Я завидую девушкам потому что …
Я завидую парням …
6. Домашнее задание.
Подготовить сообщение о проявлении гендерных стереотипов в рекламе, профессиональной деятельнеости.
Источник