Детские страхи и способы их коррекции у детей дошкольного возраста
Детские страхи и способы их коррекции у детей дошкольного возраста
Детские страхи – это та проблема, с которой рано или поздно сталкивается почти любой родитель и воспитатель, с которой приходится работать практически любому детскому психологу
Согласно определению, которое даёт психологический словарь, страх – это эмоция, возникающая в ситуациях угрозы биологическому или социальному существованию индивида и направленная на источник действительной или воображаемой опасности. Функционально страх служит предупреждением субъекта о предстоящей опасности, позволяет сосредоточить внимание на её источник, побуждает искать пути её избегания. Когда страх достигает силы аффекта (панический страх, ужас), он способен навязать стереотипы поведения (бегство, оцепенение, защитная агрессия).
Подавляющее большинство страхов в той или иной степени обусловлены возрастными особенностями и имеют временный характер. Детские страхи, если к ним правильно относиться, понимать причины их появления, чаще всего исчезают бесследно (Захаров А.И.,2007). В то же время нельзя забывать, что если о многих проблемах можно сказать, что ребёнок их перерастёт, то при неблагоприятных условиях детские страхи растут вместе с ним, увеличиваются до размеров фобий и пожирает душу изнутри. Поэтому чем раньше родители и специалисты обратят внимание на детские страхи и начнут с ними работать, тем лучше (Шишова Т.А.,1997)
Страхи, которые болезненно заострены или сохраняются длительное время, являются признаком неблагополучия ребёнка, говорит о его нервной ослабленности, неправильном поведении родителей, незнании ими психических и возрастных особенностей ребёнка, наличие у них самих страхов, конфликтных отношений в семье (Захаров А.И.,2007)
Все страхи можно разбить на три группы:
Первая группа – страхи, непосредственно связанные с угрозой жизни человека;
вторая – боязни и опасения за изменение своего социального статуса и окружения;
третья группа страхов, в отличие от первых двух, рождена лишь сознанием человека и не имеет под собой реальной основы.
В соответствии с данной технологией, страх пожара относится к первой группе, страх публичных выступлений – ко второй, а страх привидений – к третьей. Имеются и промежуточные формы страха, стоящие на грани двух групп. К ним, например, относится страх пауков. Действительно, существуют ядовитые пауки (каракурт, тарантул), укус которых болезнен или даже смертелен, однако шансы встретиться с ними в наших широтах минимальны, и люди боятся всех пауков, даже совершенно безобидных. В подавляющем числе случаев люди боятся не конкретного встречного ими животного, а того страшного образа, который они сами же и создали в своём сознании ещё в детстве. Поэтому данная фобия находится на границе первой и третьей групп страхов
Причины появления детских страхов
В самом общем виде эмоция страха появляется в ответ на действие угрожающего стимула. Понимание опасности, её осознание формируется в процессе приобретения жизненного опыта и построения межличностных отношений. Страхи возникают в результате фиксации в эмоциональной памяти, сильных испугов при встрече с тем, что олицетворяет опасность или представляет непосредственную угрозу для жизни, включая нападение, несчастный случай, операцию или тяжёлую болезнь
Причиной возникновения некоторых страхов выступает воспоминание о когда-то пережитом ощущении. Аффективное состояние (страх) представляет собой комплекс негативных воспоминаний. Какое же раннее впечатление повторяется при аффекте страха? По мнению З.Фрейда, таковым является впечатление от акта рождения, когда происходит объединение неприятных ощущений и стремлений к разрядке, которое становится прообразом смертельной опасности и с тех пор повторяется у человека как состояние страха. Имеет смысл считать, что первое состояние страха возникло вследствие отделения от матери.
Часто встречаются и так называемые внушаемые страхи. Как пишет А.И.Захаров: «Их источник – взрослые, окружающие ребёнка (родители, бабушки, воспитатели детских учреждений и др.), которые непроизвольно заражают ребёнка страхом, настойчиво, подчёркнуто эмоционально указывая на наличие опасности. В результате ребёнок воспринимает только вторую часть фраз типа: «Не подходи – упадёшь», «Не бери – обожжешься», «Не гладь – укусит», «Не открывай – там чужой дядя» и т.д. маленькому ребёнку пока ещё не ясно, чем все это грозит, но он уже распознаёт сигнал тревоги, и, естественно, у него возникает реакция страха как регулятор его поведения. Но если запугивать без нужды и края, так, на всякий случай, то дитя полностью теряет спонтанность в поведении и уверенность в себе. Тогда-то страхи и начинают размножаться без каких-либо ограничений, а ребёнок становится всё более напряжённым, скованным и осторожным
Факторы, участвующие в возникновении страхов, можно сгруппировать следующим образом:
1) наличие страхов у родителей, главным образом у матери, тревожность в отношениях с ребёнком, избыточное предохранение его от опасностей и изоляция от общения со сверстниками;
2) излишняя ранняя рационализация чувства ребёнка, обусловленная чрезмерной принципиальностью родителей или их эмоциональным непринятием детей;
3) большое количество запретов со стороны родителей того же пола или полное предоставление свободы ребёнку родителем другого пола, а также многочисленные нереализуемые угрозы всех взрослых в семье;
4) отсутствие возможности для родителей идентификация с родителем того же пола, преимущественно у мальчиков, создающее проблемы в общении со сверстниками и неуверенность в себе;
5) конфликтные отношения между родителями;
6) психические травмы типа испуга, обостряющие возрастную чувствительность детей к тем или иным страхам;
7) психологическое заражение страхами в процессе непосредственного общения со сверстниками и взросления.
Существует предположение, что возрастные страхи в некоторой степени отражают исторический путь развития человека. Страх – неотъемлемое звено в эволюции человеческого рода. Так как всегда предотвращал слишком опасные для жизни, безрассудные и импульсивные действия. Как в процессе становления человечества менялись и присущие человеку страхи, так направленность детских страхов изменяется по мере взросления ребёнка.
Как и человек на ранних ступенях своего социального развития, ребёнок первых лет жизни боится всего нового и неизвестного, одушевляет предметы и сказочные персонажи, опасается незнакомых животных и верит, что он и его родители будут жить вечно.
Начиная со второго года жизни, постепенно растет, становясь значительным, страх наказания со стороны родителей, который обусловлен возросшей активностью детей и запретами со стороны взрослых. Возникают страх животных. В этот же период возникает страх разлуки с родителями (особенно с матерью).
В 2-х летнем возрасте у ребёнка может появиться фобия, заключающаяся, например, в страхе перед злым волком. Причиной её возникновения чаще всего служит агрессивное поведение отца, его угрозы и наказания.
В 3-5- летнем возрасте у детей также может развиться боязнь замкнутого пространства. Причиной появления данного страха служат многочисленные запреты взрослых, формирующие в сознании малыша своего рода замкнутое психологическое пространство вокруг него
В 5-6 лет может появится фобия, выражающаяся в страхе перед какими-либо катастрофами, ведущими к гибели мира, — нападением инопланетян, войнами, ядерными взрывами, наводнением. К этому же виду фобий, относится и боязнь нападения бандитов, хулиганов. В основе всех перечисленных противоречивых страхов лежит, прежде всего, боязнь смерти, сочетающаяся с испытываемым малышом чувством незащищенности. Данная фобия способна проявиться в том случае, если родители (особенно отец) требуют от ребёнка большей самостоятельности, чем та, на которую он способен
У дошкольников особенно распространены так называемые «медицинские» страхи. Это паническая боязнь уколов, боли, врачей, операций.
Можно также отметить детский страх, способный стать фобией, заключающийся в боязни различных мифических, сказочных или мультипликационных персонажей, привидений, чудовищ, монстров, зомби и т.д. немаловажную роль в этом играют средства массовой информации. Так, частый просмотр американских фильмов может привести к появлению и развитию разнообразных детских страхов.
Вот что говорит об различных советских и современных зарубежных мультфильмов И.Я.Медведева: «Раньше был Чебурашка, а теперь черепашки! Тоже приключения, и тоже сказочные. И даже хорошо кончаются… А если мы сравним героев этих сказок? Главные свойства Чебурашки – наивность. Черепашек ниндзя наивными не назовешь. Это «крутые парни», которые «молотят» своих противников направо и налево. В борьбе со злом Чебурашка вместе с Геной изобретает разные хитрости. У Черепашек все определяет физическая схватка со злом. Кровь льется рекой, «трупы навалены штабелями». Зло уничтожается буквально. Он готов уничтожить весь мир.
О том, что ребёнок боится смерти, можно догадаться по наличию других, тесно связанных с этим, страхов, прежде всего испытываемых во сне (страшных снов), страхов нападения, огня и пожара, страха заболеть (у девочек) и боязни стихии (у мальчиков)
О том, что ребенок испытывает страх, свидетельствует следующее:
— не засыпает один, не разрешает выключать свет;
— часто закрывает уши ладонями;
— прячется в угол, за шкаф;
— отказывается от участия в подвижных играх;
— не отпускает маму от себя;
— беспокойно спит, кричит во сне;
— часто просится на руки;
— не хочет знакомиться и играть с другими детьми;
— отказывается общаться с незнакомыми взрослыми людьми, приходящими в дом;
— категорически отказывается принимать незнакомую пищу
Преодоление детских страхов
Понимание причины страхов
Почему дети испытывают страх и как помочь маленькому ребёнку преодолеть дискомфорт? Родители часто не понимают «Ну чего он боится? Мы же дома!», а причину страхов следует искать в окружающей ребёнка среде. Нестабильность жизни, многочисленные социальные проблемы, издержки воспитания в семье и целый ряд других факторов – вот причины появления у современных дошкольников невротических реакций.
Страх – это одно из средств познания действительности, ведущее к более избирательному отношению к окружающему миру. Он выполняет определённую социализирующую и обучающую роль в процессе формирования личности. Поэтому воспитание устойчивости к страху направлено не на избавление от него, а на выработку умения владеть собой, на приобретение жизненного опыта.
Современные дети зачастую предоставлены сами себе. Открытое информационное поле, бесконтрольное просматривание мультфильмов, компьютерные игры делают детей раздражительными и нервными, а те вопросы, на которые ребёнок не может найти ответ или получить объяснение у взрослых, остаются открытыми, порождая тайну и неосознанный страх. Особенно подвержены страхам дети, чувствительные к стрессам, дети с богатым воображением, так называемые фантазёры.
Очень часто к психологу обращаются родители, дети которых боятся темноты.
В моей практике был такой случай:
На консультацию пришла мама шестилетней Маши. Девочка боится оставаться одна в комнате. Раньше мама укладывала её спать в детской, желала «спокойной ночи», выключала свет и спокойно уходила. А тут, дочка боится оставаться в комнате одна. Привезли деда из деревни, дед рассказывает сказку, девочка засыпает, но среди ночи с криком просыпается и долго не может успокоиться.
Порой взрослому трудно представить причину детского страха, но так хочется помочь ребёнку окрепнуть и освоиться в этом сложном мире. Ведь и сами взрослые часто находятся в плену собственных страхов, невольно передавая собственное беспокойство детям. Страх нельзя загонять внутрь – накапливаясь, испуг выливается истериками, или же ребёнок замыкается в себе
Ко мне обратилась семья, в общем то, взрослого восемнадцатилетнего сына. Проблема: заикание. Предложила обратиться к логопедам. Родители настояли, чтобы я позанималась с ним. Выстроила программу работы с молодым человеком. Работали над дыханием, распевались… И вот, однажды, в беседе с матерью, узнаю. На девятом месяце беременности на неё набросилась собака. Был сильный испуг. Роды прошли благополучно, мальчик родился здоровым. Но, при развитии речи, стали замечать заикание. Параллельно с сыном работала с матерью по преодолению страха. После избавления страха нападения собаки у матери, пошла работа с сыном. Сейчас он взрослый мужчина, женатый, имеет дочь. С речью всё нормально
Помня собственные страхи, взрослые могут помочь своим детям. Набраться терпения. Никогда не дразнить ребёнка трусишкой, не приводить в пример бесстрашных соседских мальчиков и девочек. Это не поможет! Гораздо эффективнее рассказать малышу о том, что они сами боялись в детстве и как им удалось преодолеть свой страх
В борьбе со страхами сначала нужно установить причину страха и только после этого приготовиться сразиться с ними. Для этого необходимо руководствоваться правилам ( Приложение 1)
Психокоррекционная работа с детьми преодолению по страхов
Прежде, чем начинать коррекционную работу с ребёнком, провожу исследование семьи, беседую с родителями, предлагаю «Тест для родителей на оценку уровня тревожности ребёнка (А,И.Захаров) (см. Приложение 2). С ребёнком использую методики: рисуночные «Нарисуй семью», «Неизвестное животное»; тест «Страхи в домиках» Захаров (Приложение 3), Тест тревожности ( Р.Тэммл, М. Дорин, В.Амен), графическая методика «Кактус» (М.Панфилова) и др.
Диагностика страхов у детей
Проективный метод диагностики страхов
Одним из лучших способов диагностики страхов является рисование. Ребёнок, рисуя дает выход своим чувствам и переживаниям, желаниям и мечтам, перестраивает свои отношения в различных ситуациях и безболезненно соприкасается с некоторыми пугающими, неприятными и травмирующими образами. Повторное переживание страха при отображении на рисунке приводит к ослаблению его травмирующего звучания. Наблюдение за ребёнком во время рисования позволяет сделать вывод о том, что графическое изображение ночных или дневных страхов требует от ребёнка определенных волевых усилий, но снижает напряжение от тревожного ожидания их реализации. Часто возникает вопрос: кто должен давать задание нарисовать страх? Большинство детских психологов ( А.И.Захаров, И.Я.Медведева, Т.А.Шишова) сходятся во мнении, что это должен делать посторонний человек, а не родители. Оптимально, если задание дает психолог ребёнку можно сказать, что рисование страхов поможет их преодолению и что не важно, как они будут изображены, главное – нарисовать их все без исключения, каждый страх на отдельном листке. Незримую поддержку оказывает и тот факт участия психолога, давшего это задание, которому можно затем доверить свои рисунки и тем самым как бы освободиться от изображённых на них страхов.
После просмотра рисунка ребёнку можно задать вопрос: «Ты нарисовал страх, а теперь скажи, боишься или нет его?» однако следует избегать искусственного внушения отсутствия страха, например, «Ты не боишься?»
Затем ребёнку предлагается разорвать страх, нарисованный на листе бумаги, на мелкие кусочки
Можно предложить ребёнку уничтожить свой страх – порвать, сжечь рисунок или что-то изменить в нём так, чтобы защитить себя: «надеть» намордник и цепь на злую собаку и т.п.
Если рисунок выполнял дошкольник, то можно сказать, что отныне его страхи будут находиться в шкафу у психолога и будут закрытыми навсегда
Если после выполнения подобных рисунков какие-то страхи все же останутся, можно попросить ребёнка, нарисовать предмет страха так, чтобы было видно, что на рисунке ребёнок не боится. Это подразумевает, что нужно нарисовать не только объект страха, а волк убегает от ребёнка
Цвет, который ребёнок использует при рисовании, может дать очень много информации о душевном состоянии маленького художника. Если в рисунке доминируют серые и черные цвета – есть, о чем задуматься, потому что эти цвета негативного восприятия действительности. «Радостные» дети предпочитают яркие, сочные краски: красную, жёлтую, синюю, зелёную. Рисунки нервных, закрытых детей графически зажаты, изображения очень мелкие. Лист остаётся полупустым, линии неуверенные. Рисунки детей говорят о многом. Например, о том, что папа нарисованный в углу листа, не общается с сыном, о том, что девочка Настя боится мамы с ремнём и когда мама кричит. А Анечка – истеричная и неуправляемая – нарисовала странное, угловатое существо и прокомментировала: «Я боюсь смерти, которая царапает мне лицо!» И это в пять лет…
Рисунки детей – отображение их внутреннего мира, к ним следует присмотреться внимательнее
Каждая индивидуальная работа должна начинаться с доверительного налаживания контакта с ребёнком. Это поза, глаза, тон речи, улыбка, а самое главное, — искреннее отношение к ребёнку. Ребёнка нельзя обмануть, фальшь он чувствует сразу.
Затем говорю ребёнку: «Я хочу познакомиться с тобой, с твоей семьёй» и предлагаю ему тест «Нарисуй семью». Другие виды диагностик использую по ходу коррекционной работы. Затем разрабатываю программу работы с ребёнком и его родителями
Вернёмся к Маше
На первой встрече, прошу нарисовать семью. Рисунок показал: мама и папа рядом, у мамы большой живот (ждут второго ребёнка), автор рисунка в стороне. Все находятся в комнате. Большое окно, за окном непонятные очертания. В беседе открывается, что у них «кто-то живёт на балконе». Днём его нет, а как только наступает темнота: «он» появляется. Во время рассказа, тело девочки сжимается, речь становится приглушенной, переходит на шепот. Прошу нарисовать балкон в дневное время. В рисунке через стекло просматриваются игрушки, которые родители время от времени выносят на балкон. В следующую встречу Маша принесла фотографию балкона (фотографировала сама). На просьбу: сфотографировать вечером, ответила, что «он» появляется только, когда свет выключат. С мамой и папой вышли на балкон в дневное время и убрали все игрушки, больше страх не появлялся. В завершение наших занятий, Маша нарисовала свой страх, а потом подрисовала к нему смешную рожицу и, мы посмеялись над ним.
Сказка – лекарство от страха
Одно из действенных средств от страха – это сказка. Сказки не только активизируют фантазию, развивают память, обогащают словарный запас, но и являются замечательными помощниками для самовыражения ребёнка. Ведь каждый герой сказки – хорошо знакомый и любимый с самого раннего возраста – может рассказать свою историю, историю о том, что с ним приключилось, что он пережил. И уже не мама, а любимый заяц поможет побороть страх и войти в чудесный мир волшебных историй.
Какие же сказки рассказывать малышу? Конечно же, добрые. Самое подходящее время для этого – когда ребёнок ложится спать. Сказка должна быть весёлой, со счастливым концом, где главные герои – не человек-паук или черепашки ниндзя, а фея, лисичка, медвежонок.
Сказка помогает ребёнку успокоиться, снять эмоциональное напряжение, развивает его коммуникативные способности, формирует навыки преодоления конфликтных ситуаций.
Ночная сказка эффективно поможет родителям справиться с типичным нежеланием детей идти спать. Ожидание сказки позволит справиться с этим нежеланием. Сказка будет являться средством поощрения и урегулирования режимных моментов.
Пусть ребёнок привыкнет к вечернему ритуалу подготовки ко сну. Добрые, весёлые сказки приглашают его в свой радостный мир без страхов и неприятностей.
Ночная история должна настроить ребёнка на спокойный сон, а потому должна отвечать ряду требований:
1. Ночная сказка должна быть доброй, спокойной, подготавливающей ребёнка ко сну.
2. Сказка должна быть короткой – не более 5 – 10 минут
3. Сказка должна иметь счастливый конец
4. Сказка может быть не закончена, если ребёнок слышал её раньше и уверен, что она хорошо закончится
В своей работе использую директивную игровую терапию
Директивная игровая терапия – это форма, в которой психолог терапевт выступает в роли организатора, руководителя психотерапевтического процесса с принятием на себя ответственности за достижение целей психотерапии
Как правило, процесс игровой терапии данного типа базируется на теории социального научения, при которой основной задачей является обучение ребёнка адекватному социальному поведению путём подражания (эталону, другим детям, психологу). При этом аффективной стороне детской игры не уделяется большого внимания.
При директивном поведении психолог структурирует ход психотерапии, определяет поведение ребенка, требования сотрудничества в терапии. Психологический механизм идентификации позволяет ребёнку усвоить необходимые конструктивные позиции и способы поведения в различных жизненных ситуациях.
К преимуществам директивной игровой терапии также следует отнести то, что психотерапевт может с высокой вероятностью прогнозировать время и качество терапевтических изменений у ребёнка, более структурированно и планомерно реализовывать, и контролировать их, а также работать с ребёнком в более интенсивном и краткосрочном режиме.
Для коррекции тревожности у детей методом директивной игровой терапии проводится цикл занятий по программам, которые наполнены содержательными играми, предлагаемыми взрослым ребёнку со стандартным ролевым способом взаимодействия между ними.
Целью программы коррекции тревожности методом директивной игровой терапии является:
— снижение уровня тревожности дошкольника путём снятия эмоционального и телесного напряжения
На занятиях психолог рассказывает сказку. При этом ребёнку предлагается сопровождать сказочный сюжет соответствующими движениями. Вначале психолог показывает движения и выполняет их вместе с ребёнком. В ходе последующих занятий предлагается ребёнку придумать движения самому
В психокоррекционной работе с детьми широко используются: куклотерапия работа с куклами начинается уже на этапе диагностики. (Приложение 4), сказкотерапия, арттерапия, музотерапия, художественная литература
Нужно использовать в своей работе юмор, умение посмеяться над своим страхом (Приложение 7):
Темноты я не боюсь,
И воды я не боюсь
(плаваю на лодке)
Но боюсь, боюсь, боюсь,
Ой боюсь щекотки!
Широко использую рисование «Я смелый!», «Я сильный» — воспитывать гордость за себя
«Нарисуй свой страх». После того как ребёнок нарисовал свой страх, предложить сделать его смешным, посмеяться над ним, подрисовать улыбку
Методика «Закончи предложение»
— Я самый сильный, потому что …
— Я самый лучший, потому что …
— Вспомни ласковые слова о себе …
— Назови свои хорошие слова …
Упражнение «Зайцы и слоники»
Сейчас мы зайцы:
— Что делает заяц, когда он боится?
— Что делает заяц, когда слышит звуки шаги человека?
— А когда видит волка?
А теперь мы будем слонами! Большими, сильными, смелыми!
— Боится ли он тигра, человека?
Затем идёт обсуждение
Упражнение «Расскажи стихотворение»:
— Как будто за тобой, кто-то гонится
— Как будто ты медведь
— Как будто ты боишься
Разработка программы работы по преодолению страхов у детей
· Психолог сам разрабатывает индивидуальную программу работы с ребёнком
· Продолжительность занятия не может превышать 40 – 50 минут
· Занятия не должны быть перегруженными и длинными
· Избавляя ребёнка от одного страха, не надо навязывать ему другой
· Следует чаще использовать в работе образы животных
· Сказки о животных хороши тем, что в них отсутствуют прямые нравоучения, назидания, их герои – не люди, что исключает построение прямых аналогий, а в метаформической форме показываются ситуации и проблемы, которые переживает в своей жизни каждый человек
I часть – вводная:
— разминка, приветствие, создание положительного фона, настрой на занятие, ритуал входа в занятие
II часть – основная или рабочая. На эту часть приходиться основная смысловая нагрузка всего занятия.
III часть – заключительная:
— снятие излишнего эмоционального напряжения, закрепление положительных эмоций от работы на занятии, ритуал выхода из занятия
Задачи: снижение уровня тревожности путём снятия эмоционального и телесного напряжения , развитие навыков конструктивного взаимодействия, психологической готовности к сотрудничеству, адекватное оценивание своих личностных особенностей.
Ритуал приветствия «Ладошки» (установление визуального и тактильного контакта). Взаимообмен с ребёнком прикосновением ладошек: «Добрый день, Маша!» и ответ ребёнка: «Добрый день (назвать имя психолога), если присутствует родитель, то и он вовлекается в процесс.
Имитационная игра: «Разноцветное царство»
Мы отправимся в Разноцветное царство на волшебных конях:
Садимся на коней (за стол)
— Кони, на старт! (руки на стол, ладони вниз)
— Поскакали (стук ладоней по столу)
— По травке (поглаживаем стол, к себе)
— По песочку (потираем ладошки)
— По камушкам (стучим коготками)
— По мостовой (стучим кулачками)
— По болотцу ((по щёчкам)
— По топкому болотцу (по щечкам с причмокиванием)
— Прискакали! (сильно ударяем ладонями по столу)
Игры с пальчиками, упражнения на дыхание
Чтобы проследить настроение ребёнка, провожу методику цветового выбора, по Люшеру, в начале занятия – это, обычно, после приветствия, разминки; и в конце занятия. После завершения работы, по цветовому выбору, делаю анализ
1. Как будто за тобой кто-то гонится
4. Тебе радостно
5. Как будто ты медведь
Я хлопаю руками,
Я топаю ногами, громко рычу – р-р-р!
Сказка «Два брата»
Детям предлагается следующий сюжет:
«Жили-были два брата — Бом и Минь. Бом был сильный, смелый и никогда не унывал (психолог показывает смелого, весёлого; просит ребёнка повторить), а Минь всего боялся, плакал и часто не знал, что делать (психолог показывает боязливого плаксивого брата, просит ребёнка повторить).
Братья очень дружили и всегда были вместе (психолог берёт ребёнка за руку и показывает, как дружили Бом и Минь).
Но вот однажды на их страну напал злой дракон. Он отнял у людей всю еду (психолог злого дракона, «летает» по комнате, просит ребёнка повторить).
Тогда Бом решил прогнать этого дракона. Собрался он, попрощался с родителями, братом и друзьями, сел на коня и уехал ( психолог показывает, как Бом простился со всеми и поскакал на коне; просит ребёнка повторить).
Минь хотел поехать с братом, но очень боялся, поэтому остался дома (психолог показывает, как Минь боялся; просит ребёнка повторить).
Прошло много времени, и от Бома не было ни каких вестей. Тогда родители послали Миня выручать брата и прогонять дракона. Минь долго плакал, но делать нечего – собрался он сел на коня и отправился в путь (психолог показывает, как Минь поплакал, сел на коня и медленно поехал; просит ребёнка повторить).
Приехал Минь к пещере дракона. Смотрит, а дракон превратил Бома в камень (психолог показывает, как Минь испугался; просит ребёнка повторить)
Испугался Минь, хотел уже убежать (психолог показывает, как Минь испугался, просит ребёнка повторить), но тут появился Добрый волшебник…»
Детям предлагается проблемная ситуация. Вопросы:
— Что произошло дальше?
— Что сделал Минь?
Рисование «Нарисуй 2 картинки: как Минь испугался, и как Минь стал смелым»
«Закрой глаза. Представь то, что ты боишься. Вспомни все детали его облика, своё отношение к нему. А теперь оставь его…
Попробуй вспомнить то место, где ты чувствуешь себя спокойно, радостно. Может это яркое солнце, берег моря, реки, солнечная поляна, зелёный лес…
А теперь помести в эту картину образ своего страха. Уменьши его в размерах…, он уменьшается…, вот он совсем маленькая точка. Отодвинь его в самый дальний угол твоей картины.
Посмотри: она маленькая, тёмное пятнышко на фоне прекрасной, великолепной жизни»
III. Заключительная часть
Ребёнку предлагается рассказать о том, что он сейчас чувствует, какое у него настроение. Похвалить его за работу.
Предложить надуть воздушный шарик с мыслями, что с каждым вдохом в шарик вдуваются страхи. Завязать шарик.
Шар воздушный улетай
Страх с собою забирай!
Ритуал прощания «Ладошки»
Упражнение с куклой-страхом
«Нарисуй свой страх. Расскажи: какой он?»
Замечание. Важно, чтобы ребёнок дал не менее пяти определений, например: коварный, хитрый и т.д.
Психолог показывает куклу-страх. Главная её особенность – открывающийся рот, который может хватать
Ребёнку разрешают взять страх в руки и показать, как он пугает. Далее психолог берёт куклу в руки сам и говорит ребёнку: «Дай я попробую, а ты мне скажешь, правильно я делаю или нет»
Примечание. Важно, чтобы на приближение куклы был какой-то активный ответ далее необходимо меняться ролями с ребёнком и делать то же самое, что делал он в отношении к психологу (нападать, хватать, кусать с помощью куклы-страха). Следует добиться, чтобы возникло своё движение рукой или всем туловищем в ответ на движение куклы
По ходу упражнения можно задавать вопросы: «Если я его буду вот так трогать, он уйдёт? Если я его спрошу, он мне ответит? А если на него закричать в ответ?». Далее ребёнку говорят «Как только ты скажешь «хватит», — он остановится»
В конце занятия необходимо найти место, где можно было бы разместить куклу-страх. Если нет специальной куклы, можно, спросить у ребёнка, на какую игрушку похож его страх. Если у ребёнка страхов несколько, то необходимо проработать каждый страх в отдельности
Источник