- Сбалансированность бюджета — концепция, источники и причины
- Концепция сбалансированного бюджета
- Концепция сбалансированного и несбалансированного бюджета
- Источники финансирования бюджетного дефицита
- Причины дефицита
- VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2015
- ДЕФИЦИТ БЮДЖЕТА: ПРИЧИНЫ И СПОСОБЫ ПРЕОДОЛЕНИЯ.
Сбалансированность бюджета — концепция, источники и причины
Содержание:
Баланс государственного бюджета — важнейший вопрос, от которого зависит благополучие граждан. Государственный бюджет — это финансовый документ, определяющий уровень благосостояния государства. И это оказывает большое влияние на ситуацию в обществе, дает государству определенное место и престиж на мировой арене.
Наилучшим способом обеспечения сбалансированности бюджета является формирование бездефицитного бюджета, в котором объем расходов, включая расходы на обслуживание и погашение государственного (муниципального) долга, не превышает суммы доходов. Если избежать бюджетного дефицита невозможно, даже если обычные источники финансирования полностью исчерпаны, для сбалансированности бюджета необходимо прибегать к различным формам заимствований, что требует минимизации размера бюджетного дефицита на всех стадиях бюджетного процесса.
Правительство должно всегда стремиться к сбалансированности бюджета. Данный принцип утвержден Бюджетным кодексом Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-Ф3. Сбалансированный бюджет направлен на поддержание финансовой стабильности, реальности и выполнимости утвержденного бюджета на предстоящий год.
Концепция сбалансированного бюджета
Бюджетный баланс является одним из основных принципов формирования и исполнения бюджета, который заключается в количественном соответствии (сбалансированности) бюджетных расходов источникам их финансирования.
Этот принцип позволяет достичь баланса (равновесия) между общей суммой доходов бюджета (доходы бюджета и источники покрытия дефицита) и объемом расходов даже при наличии дефицита бюджета. Отсутствие бюджетного баланса создает дисбаланс. Когда расходы превышают доходы, бюджет принципиально невыполним — несбалансированный бюджет заведомо нереален, несбалансированность делает его фиктивным.
Конкретные причины отставания темпов роста доходов бюджета от темпов роста бюджетных расходов могут включать в себя:
- Кризисные явления в экономике;
- Неспособность правительства контролировать финансовую ситуацию в стране;
- исключительные обстоятельства (войны, крупные стихийные бедствия);
- милитаризация экономики в мирное время;
- крупные централизованные инвестиции в развитие производства и изменение его структуры
- чрезмерное увеличение темпов роста социальных расходов по сравнению с темпами роста валового внутреннего продукта.
Величина дефицита государственного бюджета определяется отношением абсолютного значения дефицита к расходному бюджету или объему ВВП. Многие экономисты считают нормальным финансовое положение страны, когда дефицит бюджета не превышает 2-3% ВВП, 5-6% национального дохода или 8-10% расходов бюджета.
Составление бюджета с профицитом также нежелательно, поскольку это связано с перегрузкой экономики и снижением общей эффективности использования бюджетных ресурсов.
Концепция сбалансированного и несбалансированного бюджета
В нашей стране существует трехуровневая система бюджетов. Верхний уровень — федеральный бюджет, второй — бюджеты субъектов Российской Федерации, третий — бюджеты муниципалитетов (местные бюджеты). Прежде всего, стоит определить, что такое бюджет.
Бюджет — денежный фонд центрального характера, который формируется на одном из уровней бюджетной системы для обеспечения эффективной работы органов власти и выполнения ими социально-экономических задач.
Идеальная ситуация — это когда бюджеты сбалансированы на всех уровнях, то есть доходы бюджета равны бюджетным расходам. Однако это происходит очень редко, чаще всего возникает бюджетный дефицит, т.е. превышение расходов над доходами бюджета в результате воздействия различных экономических, политических и других факторов. Профицит — это обратная ситуация, это крайне редкое явление для современной экономики. Наличие небольшого дефицита оказывает своеобразное стимулирующее влияние на экономику и подталкивает некоторые ее отрасли к более эффективному развитию и работе, а профицит, напротив, является признаком неэффективного использования доходов, получаемых из бюджета.
Мировой опыт показывает, что дефицит бюджета, не превышающий 3% ВВП, считается безопасным. В 1990-е годы бюджетный дефицит в России был достаточно большим, особенно в 1997 году (95,4 млрд. рублей), и власти были вынуждены сократить расходную часть бюджета (секвестр).
Источники финансирования бюджетного дефицита
Правило сбалансированности бюджета является одной из основ нормального развития экономики государства. В академических кругах считается, что проблема заключается не в самом существовании дефицита, а в способах его покрытия.
Финансирование бюджетного дефицита понимается как привлечение средств, полученных путем реализации государственных заимствований, и его ориентация на покрытие отрицательного сальдо бюджета.
Источники финансирования дефицита бюджета определяются при утверждении бюджета на следующий финансовый год. Эти источники можно разделить на 2 группы: внешние и внутренние.
- Государственное кредитование в иностранной валюте путем выпуска ценных бумаг на имя Российской Федерации.
- Кредиты, полученные от иностранных государств, банков, международных организаций в иностранной валюте.
Внутренние источники финансирования бюджетного дефицита:
- Кредиты, предоставляемые кредитными организациями в национальной валюте.
- Государственное заимствование путем выпуска ценных бумаг
- Бюджетные кредиты, предоставляемые бюджетами других уровней бюджетной системы
В практике российской экономики существуют и другие способы покрытия дефицита бюджета, например, получение доходов от реализации части государственных резервов, проведение приватизаций, доходов от государственной предпринимательской деятельности.
Причины дефицита
Как упоминалось ранее, дефицит — это превышение расходной части бюджета над доходной. Существует ряд причин, по которым может возникнуть дефицит бюджета:
- Спад в промышленном производстве
- Экономические кризисы
- Чрезвычайные ситуации, стихийные бедствия
- неэффективное функционирование финансовой системы
- Высокий уровень коррупции
- Высокий уровень теневой экономики при неэффективной налоговой политике
Несмотря на множество причин. Многие из них постоянно присутствуют в экономике, существует порог дефицита бюджета каждого уровня, он законодательно определен в Бюджетном кодексе РФ.
Наличие дефицита бюджета важно для того, чтобы отличить его от ситуации с кассовым разрывом — ситуации, при которой доходы и расходы разделены во времени, что приводит к нехватке финансовых ресурсов в определенный период. Кроме того, планируется дефицит бюджета, поскольку он планируется с самого начала процесса подготовки бюджета.
Рекомендую подробно изучить предметы: |
|
Ещё лекции: |
- Технология управления устареванием — терминология, суть и стратегия
- НТП и экономический рост — концепция и влияние
- Интеграция и интеграционные объединения — концепция и взаимосвязь
- План государственного бюджета — суть, концепция и ответственные органы
- Проблемы рыночной экономики — концепция, признаки и вмешательство
- Управление человеческим капиталом — теория, концепция и важность управления
- Экономические районы СССР — концепция, состав и история формирования
- Судебная экономическая экспертиза — концепция, важность криминалистики и порядок проведения
При копировании любых материалов с сайта evkova.org обязательна активная ссылка на сайт www.evkova.org
Сайт создан коллективом преподавателей на некоммерческой основе для дополнительного образования молодежи
Сайт пишется, поддерживается и управляется коллективом преподавателей
Whatsapp и логотип whatsapp являются товарными знаками корпорации WhatsApp LLC.
Cайт носит информационный характер и ни при каких условиях не является публичной офертой, которая определяется положениями статьи 437 Гражданского кодекса РФ. Анна Евкова не оказывает никаких услуг.
Источник
VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2015
ДЕФИЦИТ БЮДЖЕТА: ПРИЧИНЫ И СПОСОБЫ ПРЕОДОЛЕНИЯ.
Общеизвестен тот факт, что слово «бюджет» пришло в русский язык из английского в XX веке и означает «роспись доходов и расходов государства, предприятия или отдельного лица на определенный срок». Понятие семейный бюджет употребляется практически в каждой российской семье, но нас интересует понятие государственного бюджета, под которым понимается экономические отношениями между государством и субъектами всех форм собственности, основным финансовым планом образования и использования государственного фонда денежных средств. Бюджет служит фондом денежных средств, который создается для покрытия государственных расходов. Но этот фонд не существует в цельном виде. Государственный бюджет является основным финансовым планом государства.
Основными частями государственного бюджета являются доходная часть и расходная, между которыми должен существовать баланс. Сбалансированный бюджет свидетельствует о проведении в жизнь рациональной бюджетной политики, при которой весь объём предусмотренных расходов обеспечен доходами. Но это в идеале, зачастую бывает так, что расходная часть государственного бюджета значительно превышает доходную часть, что приводит к дефициту бюджета.
Само понятие «дефицит бюджета» имеет множество определений, одним из которых является следующее: это система экономических отношений, связанных с привлечением дополнительных доходов, сверх имеющихся у государства, и их использованием на финансирование расходов, не обеспеченных собственными доходами. Неустойчивое положение в хозяйственной и финансовой деятельности государства отражается в дефиците бюджета.
Теперь стоит разобраться в причинах такого явления, как дефицит бюджета. К ним относятся:
-экономический кризис как внутри отдельного государства, так и мирового сообщества в целом;
-нежелание или невозможность правительства управлять финансовой ситуацией в стране;
-чрезвычайные обстоятельства (войны, крупные стихийные бедствия) ;
— коррупция в государственном управлении;
-периодические спады в экономике;
-рост социальных программ, не обеспеченных государственными доходами.
Не достаточно выявить причины дефицита бюджета, необходимо определить способы преодоления его. Наиболее эффективными из них являются:
-поиск новых источников доходов;
-заимствование денег у банков, фирм, других государств и иностранных финансовых организаций;
-производство денег, или «сеньораж», т.е. печатание денег.
Однако не все перечисленные способы являются высокоэффективными.
Выпуск в обращение доходных государственных обязательств, обращающихся на фондовом рынке, не является эффективным способом преодоления дефицита бюджета, поскольку не происходит прироста денежной массы в результате погашения государственного займа. В результате этого образуется внутренний и внешний долг государства. Если правительство будет использовать только данный способ финансирования дефицита бюджета, то дефицит увеличится настолько, что его финансирование будет невозможным.
На первый взгляд кажется, что увеличение ставок налогов и введение дополнительных налогов способствуют пополнению бюджета. Но в дальнейшем данный способ преодоления дефицита бюджета может привести к невыгодности инвестиций и предпринимательской активности, а, значит, к сокращению производства и переходу части экономики в тень.
«Сеньораж» не является простым печатанием денег, поскольку он приводит к инфляции. Современный «сеньораж» выражается в создании резервов коммерческих банков, которые концентрируются в ЦБ и могут быть использованы для покрытия дефицита бюджета. Однако политика ЦБ, направленная на рост величины резервов денежных средств, поступающих к нему из коммерческих банков, вызывает недовольство последних, ослабляет их финансовое положение и усиливает противоречия внутри финансовой системы страны.
Отношение экономистов к вопросу бюджетного дефицита неоднозначно.
Существует две различные точки зрения на проблему бюджетного дефицита и государственного долга.
Большинство экономистов считает, что дефицит бюджета и государственный долг оказывают существенное влияние на развитие экономической системы: наличие дефицита бюджета и государственный долг влекут за собой реальные негативные последствия.
Во-первых, выплата процентов по государственному долгу увеличивает неравенство в доходах, поскольку значительная часть государственных обязательств сконцентрирована в руках у наиболее состоятельной части населения.
Во-вторых, ужесточение налоговой системы может привести к усилению социальной напряженности в обществе, снижению стимулов развития производства, потери интереса к инвестициям в новые программы.
В-третьих, наличие внешнего долга предусматривает передачу определённой части созданного внутри страны продукта за рубеж.
В-четвертых, увеличение роста внешнего долга страны, безусловно, снижает международный авторитет.
В результате подобных процессов экономическое развитие страны будет иметь снижающийся производственный потенциал, что может привести к ослаблению экономики.
Такая точка зрения на бюджетный дефицит и государственный долг называется «традиционной» и является основной.
Но существует и противоположная точка зрения, в соответствии с которой дефицит бюджета и государственный долг не всегда влияют на рост процентных ставок, уменьшение инвестиций. Для состояния национальной экономики подобный дефицит не представляет опасности, так как все расходы, даже если они превышают доходы, осуществляются на территории данного государства, что способствует росту благосостояния страны.
Основные направления бюджетной политики корректируется в зависимости от состояния финансовой системы страны. Глава Минфина Антон Силуанов озвучил последние корректировки федерального бюджета, согласно которым уровень дефицита на 2015 год был пересмотрен в сторону увеличения — до 0,5% ВВП с 0,4% ВВП, доходы планировались на уровне 14,797 трлн рублей, расходы — 15,214 трлн рублей, дефицит должен был составить 416,6 млрд рублей.
По данным Минфина, доходы бюджета в 2015 году составят 15,052 трлн рублей, расходы — 15,483 трлн рублей, дефицит — 430 млрд рублей.
Основными источниками финансирования дефицита федерального бюджета в 2015 — 2017 годах будут выступать государственные заимствования и поступления от приватизации федеральной собственности.
Формирование бюджетной политики любого государства мирового сообщества, осуществляется Правительством, желающим достичь отсутствия дефицита бюджета или, если это невозможно, максимально сократить бюджетный дефицит. Для этого проводится постоянный мониторинг, способствующий поиску всё новых и новых путей преодоления дефицита бюджета и основной мерой на этом пути становится создание условий для увеличения доходов и снижения расходов.
Список литературы
1.Сомоев Р.Г. Дефицит бюджета: причины, динамика, регулирование.СПб.,1999
2.Бюджетная система Российской Федерации / Под ред. О.В. Врублевской, М.В. Романовского. -М.: 2003. С.529
3. Бездворных М.В. К вопросу о правовом регулировании институтов дефицита бюджета и государственного долга // Юридическая мысль. Научно-практический журнал. № 4 (42). 2007. С.35-44
4. Астапов К. Управление внешним и внутренним государственным долгом в России // Мировая экономика и международные отношения. 2009. № 2.
5. Илларионов А.М. Теория «денежного дефицита» как отражение платежного кризиса в российской экономике // Вопросы экономики. 2009. № 12. С. 15.
6. Бюджет 2015-2017// «Российская газета» — Федеральный выпуск №6483 (211)
Источник