- Упражнения для снятия аудиторного шока по теме
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Упражнения для снятия аудиторного шока(сценического страха) консультация на тему
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Аудиторный шок
- Страх перед аудиторией. Страх перед аудиторией. Способы их преодоления
- Использованная литература
Упражнения для снятия аудиторного шока
по теме
Это состояние человека,которое подавляет человека и физически,и морально,снижает возможности работы интеллекта.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uprazhneniya_dlya_snyatiya_auditornogo_shoka.docx | 12.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Упражнения для снятия аудиторного шока (сценического шока)
Это состояние человека ,на мой взгляд,прежде всего тем,что это состояние,которое подавляет человека и физически ,и морально,снижает возможности работы интеллекта.
Это состояние человека вызывается тем,что во всех его сферах возникают зажимы:и психологические,и интеллектуальные,и мускульные,и дыхательные.
Выполняется в группеи рассчиттано на полное внутренее раскрепощение.Каждый из участников выбирает животное,рыбу,и т.д..Затем в течение 2-3 минут все должны побыть этим существом,переняв его манеру движения,повадки.звуки и т.д.Но о своем выборе нельзя говорить вслух,нужно постараться изобразить это существо…
Затем группа обменивается впечатлениями.угадывая кто был раскован.как «отпускал» свои эмоции.
Непосредственно перед выступлением полезно сделать следующее упражнение:
.Сделайте вдох,отведя локти и плечи назад.Затем еще раз резко вдохните воздух.но только в нижнюю часть грудной клетки или,скорее ,в живот.Наберите воздуха столько.чтобы почувствовать давление в животе.Задержите дыхание примерно на две секунды и сделайте резкий выдох.Повторяем упражнение несколько раз.
Оно выполняется за 10-15 минут до начала выступления.Удобно расположитесь в кресле.на стуле,отдавая самому себе команды,сосредоточьте свое внимание на том или ином участке тела и почувствуйте его теплоту.
Например,по команде :»Тело!»сосредоточьтесь на своем теле,по команде: «Рука!»- на правой руке.Команды следует подавать сссссебе интервалами в 10-12 секунд.Найдите при этом благоприятный для вас ритм.
При ответе на экзамене .у доски,привыступлениии перед любой аудиторией старайтесь предсавить.что за счет вашей воли и сознания над всеми присутствующими образуется своеобразный «зонтик»,плотно накрывающий всех,кто вас слушает.
Ваша цель-уверенно,крепко и стабильно держать ручку этого «зонтика»на протяжении всеговашего монолога.
Источник
Упражнения для снятия аудиторного шока(сценического страха)
консультация на тему
Природа аудиторного шока и соответсвенно приемы его преодоления были объектом исследования и физиологов,и психологов,и тренеров спортивных команд,и актеров,и конечно же,преподавателей,т.к.все эти професии соединены в профессии педагога воедино.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uprazhneniya_dlya_snyatiya_auditornogo_shoka.docx | 12.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Упражнения для снятия аудиторного шока (сценического шока)
Это состояние человека ,на мой взгляд,прежде всего тем,что это состояние,которое подавляет человека и физически ,и морально,снижает возможности работы интеллекта.
Это состояние человека вызывается тем,что во всех его сферах возникают зажимы:и психологические,и интеллектуальные,и мускульные,и дыхательные.
Выполняется в группеи рассчиттано на полное внутренее раскрепощение.Каждый из участников выбирает животное,рыбу,и т.д..Затем в течение 2-3 минут все должны побыть этим существом,переняв его манеру движения,повадки.звуки и т.д.Но о своем выборе нельзя говорить вслух,нужно постараться изобразить это существо…
Затем группа обменивается впечатлениями.угадывая кто был раскован.как «отпускал» свои эмоции.
Непосредственно перед выступлением полезно сделать следующее упражнение:
.Сделайте вдох,отведя локти и плечи назад.Затем еще раз резко вдохните воздух.но только в нижнюю часть грудной клетки или,скорее ,в живот.Наберите воздуха столько.чтобы почувствовать давление в животе.Задержите дыхание примерно на две секунды и сделайте резкий выдох.Повторяем упражнение несколько раз.
Оно выполняется за 10-15 минут до начала выступления.Удобно расположитесь в кресле.на стуле,отдавая самому себе команды,сосредоточьте свое внимание на том или ином участке тела и почувствуйте его теплоту.
Например,по команде :»Тело!»сосредоточьтесь на своем теле,по команде: «Рука!»- на правой руке.Команды следует подавать сссссебе интервалами в 10-12 секунд.Найдите при этом благоприятный для вас ритм.
При ответе на экзамене .у доски,привыступлениии перед любой аудиторией старайтесь предсавить.что за счет вашей воли и сознания над всеми присутствующими образуется своеобразный «зонтик»,плотно накрывающий всех,кто вас слушает.
Ваша цель-уверенно,крепко и стабильно держать ручку этого «зонтика»на протяжении всеговашего монолога.
Источник
Аудиторный шок
§ 76. Чрезмерное волнение иногда приводит оратора к состоянию, называемому аудиторным шоком. Это особое психическое состояние, которое часто возникает у начинающих ораторов: колени дрожат, руки трясутся, во рту пересохло, щеки горят, дыханье тяжелое. Но главная беда — из головы мгновенно улетучиваются все те прекрасные мысли и факты, которые были заготовлены дома.
Крайний случай этого явления описан в рассказе И.Л. Андроникова «Первый раз на эстраде». Аудиторный шок проявляется у героя уже на репетиции, когда он решает рассказать заготовленный текст знакомому. «Он не скрыл, что десятиминутный текст я произносил более получаса и внешне это выглядело очень непрезентабельно: я все время почесывался, облизывался, хохотал и кланялся и при этом отступал все время назад, так что он, доктор, должен был несколько раз возвращать меня из угла на исходную точку. Но более всего его поразило, что, с трудом произнося заученные слова, я помогал себе какими-то странными движениями левой ноги — тряс ею, вертел, потирал носком ботинка другую ногу, а то начинал стучать ногой в пол.»
В состояние аудиторного шока могут впадать не только начинающие ораторы, но и люди почтенные, прекрасно владеющие языком, письменной речью, но теряющие этот дар в многолюдном собрании. «Нечто подобное рассказывают про известного критика В.В. Стасова, который «…» в клубе художников, желая прочесть лекцию, минут пять изображал из себя молчаливую, смущенную статую, постоял на эстраде, помялся, да с тем и ушел, не сказав ни единого слова.» [14] 70 % начинающих ораторов считают неконтролируемый страх, охватывающий их перед началом выступления и продолжающийся во время речи, проблемой номер один.
Лучшим средством против страха является непрерывная практика публичных выступлений. Очень страшно бывает в первый раз. Но даже первое выступление позволит оратору накопить некоторый опыт — знания о себе, о причинах своего волнения, о своих недостатках. Значит есть надежда уже во второй раз многое предвидеть и многого избежать.
Еще одно важное условие преодоления аудиторного шока — хорошая подготовка. Как говорил А.Ф. Кони, «размер волнения обратно пропорционален затраченному на подготовку труду.» Кроме того первые выступления начинающего оратора должны проходить в небольшой, хорошо знакомой аудитории, и лишь когда первые навыки произнесения речи закрепятся, можно переходить в большую и незнакомую аудиторию.
Конечно, следует отличать страх, когда сознание и воля парализованы, от волнения, творческого подъема. Большинство риторов указывает, что волнение, в отличие от страха, в небольших дозах даже полезно. Опасен стресс, причем не только для говорящего, но и для слушателей, которые, не разгадав истинного состояния выступающего, могут настроиться агрессивно против него и речи, так как внешние проявления стресса могут быть восприняты как сигнал агрессивного поведения оратора (резкий высокий тон, быстрый темп речи, нарушение ритма).
Дата добавления: 2015-09-13 ; просмотров: 14 ; Нарушение авторских прав
Источник
Страх перед аудиторией. Страх перед аудиторией. Способы их преодоления
Название | Страх перед аудиторией. Способы их преодоления |
Дата | 17.12.2018 |
Размер | 67.5 Kb. |
Формат файла | |
Имя файла | Страх перед аудиторией.doc |
Тип | Реферат #60698 |
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «СВФУ имени М.К. Аммосова» Медицинский институт 31.05.01 Лечебное дело. Очная специалитет Кафедра «Госпитальная терапия, профессиональные болезни и клиническая фармакология» Тема: Страх перед аудиторией. Способы их преодоления. Выполнил: студент группы ЛД-16-104/2 Татаринов Николай Николаевич Проверил: доцент, к.м.н. Хорунов Алексей Николаевич г. Якутск 2016 год Причины страха. Аудиторный шок (сценический страх) _________________3 Пути преодоления страха перед публичным выступлением______________6 В настоящее время найти человека, который ни разу не выступал на публике – большая редкость. Если только он не отшельник, живущий в лесу, или является немым от рождения. Каждый из нас учился в школе и в других образовательных учреждениях. Нас вызывали отвечать по предмету, мы выступали с докладами, рефератами, дипломами. Скорее всего, у человека возникало неприятное чувство, когда ему сообщали о том, что его вызывают к доске. И даже зная это, он испытывал чувство страха. Многие предпочитали дожидаться, когда их вызовут по списку. Стоить знать, что страх выступления испытывает каждый. Это – наследие прошлого, от которого нельзя просто уйти. Однако необходимо разумно подходить к выступлению. Следует понять и принять кое-что. Когда человек готовит доклад, читает литературу по теме, анализирует, пересказывает и делает выводы, мало кто знает по этой теме больше него. Поэтому публичное выступление будет для вас шансом доказать, что вы начитаны, остроумны, а также умеете думать и рассуждать. Причины страха. Аудиторный шок Немецкий исследователь Отто Эрнст в книге «Слово предоставлено вам» называет причины возникновения скованности и страха перед публичным выступлением и предлагает пути их преодоления. Рассмотрим несколько причин, вызывающих у некоторых ораторов нерешительность, скованность, страх перед аудиторией: 1 — недостаток опыта (ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ: широко используйте возможности участия в различных собраниях, диспутах, спорах, дискуссиях: в кругу семьи, в рабочем коллективе, после просмотра телепередач, прочтения книг, статей и т. д.); 2 — недооценка собственных возможностей (ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ: заставьте убедить себя в том, что вы хорошо подготовились к выступлению и можете сообщить членам своего коллектива нечто новое и важное); 3 — чрезмерное погружение в собственные переживания (ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ: сконцентрируйте внимание на содержании речи, думайте о деле; представляемая вами в данный момент позиция нижнее вашей особы); 4 — ошибочная оценка слушателей (искаженное восприятие) (ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ: стремитесь увидеть в слушателях не злонамеренных цензоров, а понимающих партнеров, доброжелательно настроенных по отношению к оратору, особенно к начинающему); 5 — воспоминания о провале (ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ: смиритесь с мыслью о том, что одно из ваших выступлений действительно оказалось неудачным и было воспринято слушателями не так, как вы того хотели. Такое может случиться и с опытным оратором). ПОМНИТЕ: преодоление последствий таких неудач является составной частью процесса становления оратора. Проанализируйте свое выступление, способ изложения и аргументацию, выявите причины неудачи и на основании такого самоанализа сделайте соответствующие выводы. Аудиторный шок (сценический страх) — состояние эмоционального напряжения при выражении мыслей, в результате которого люди испытывают затруднения в исполнении речи. По сравнению с речью в обычных условиях 1) возрастает количество и длительность пауз (так наз. паузы нерешительности). Внешне такое поведение выглядит, как если бы говорящий не знал, что ему говорить: речь часто начинается с „гм”, „кх”, „ну”; в середине фразы нередки бессмысленные повторы, а также поисковые слова типа „это”, „такой”, „в общем” и т.п.; часты заполнители молчания — „видите ли”, „знаете ли”, „вот”, „ну”; 2) происходит снижение словарного разнообразия; словарь беден: говорящий употребляет главным образом те слова, которые наиболее характерны для его повседневной лексики; 3) напряженная речь характеризуется грамматической незавершенностью: “Так, о чем эта инструкция? Ну, в общем… охрана труда. Как вы знаете, проблема не из последних”; 4) дрожат руки и ноги, появляется желание ухватиться за что-либо; 5) из-за сокращения (а иногда даже спазма) челюстной и шейно-плечевой мускулатуры затрудняется речь: артикуляция (дикция) становится неотчетливой, а голос звучит непривычно высоко, пронзительно; 6) во рту пересыхает (нарушается нормальное слюновыделение), приходится все время “глотать”, что тоже не способствует говорению, на лбу выступает пот; 7) возникают непроизвольные бессознательные движения (так наз. “манеризмы”, у каждого свои: кто покачивается с носков на пятки, кто предпочитает сунуть руку в карман и звенеть мелочью, кто поправляет волосы или почесывается). Пути преодоления страха перед публичным выступлением.
Например, представьте, что вы подготовили 15 пунктов доводов в пользу того, почему ваши слушатели должны записаться на курсы ораторского мастерства. Но речь короткая, и вы сможете раскрыть только три или четыре пункта. Какие вы выберете? «Вы сможете победить страх публичных выступлений» пробуждает больше эмоций, чем «Научитесь ясно выражаться». Страх, как одна из самых сильных эмоций, вызывает больший отклик и рисует в уме больше ярких картин.
Пример: Задумайтесь о разнице между словами, которыми разные воюющие стороны обозначают солдат-смертников. Для одних это будут террористы-камикадзе, для других – мученики. Какое значение больше подойдет?
Пример: Говоря о разбойных нападениях, можно сказать «В нашем городе есть проблема». А можно сказать «Это рак нашего города», апеллируя к сложившемуся отношению к раковым болезням.
Например, на своей пресс-конференции Владимир Путин не только ответил на вопрос журналиста, но и пошутил с ним, развеселив остальную аудиторию. От хорошего юмора выигрывает почти любое выступление.
Пример: Сравните части выступлений. Какая вызывает больше эмоций? — Утверждение, что курение вызывает рак легких, и демонстрация фото пораженных легких. — Утверждение, что окна в режиме проветривания смертельно опасны для кошек, и фото застрявшей между рамами кошки. В первом случае аудитория видит только оратора. Во втором – им наглядно демонстрируют всю опасность.
Например, вы можете подобрать грустные слова, показать соответствующее фото, но эффект усилится, если грусть будет еще и в вашем голосе, позе, выражении лица. Дополнительные методы для оратора:
Пример: Когда Владимир Путин прослезился во время своей речи на митинге, это подействовало лучше, чем слова. Люди видели, что он испытывает те чувства, о которых говорит.
— Гнев нужно выражать громким вызывающим голосом. — Грусть или отчаяние требуют более мягкого тона. — Оптимизм или радостное возбуждение нуждаются в более быстром темпе речи.
Хороший актер на сцене не притворяется, а вживается в роль и испытывает нужные чувства по-настоящему. Хороший оратор тоже должен не изображать, а заново пережить то, о чем рассказывает. Некоторые ораторы находят это сложным, потому что говорят о прошлом, а все эмоции давно сгладились. Но аудитория слышит рассказ впервые, им важно показать, какие чувства бушевали в вас тогда.
Кафедра – это барьер. Оратор словно закрывается ею от людей. Подойдите к аудитории. Попросите их занять места в передних рядах. Чем ближе вы стоите к аудитории, тем более личным окажется для нее выступление. Чем более личным оно кажется, тем выше шансы установить сильную эмоциональную связь.
— Голод и другие потребности организма. Если выступление длинное, следует делать перерывы. — Шум, некомфортная температура (слишком жарко или холодно) и плохое освещение раздражают и злят. Заранее проверьте помещение для публичного выступления и постарайтесь по возможности улучшить условия. — Если вы выступаете дольше, чем планировали, слушатели начинают нервничать, особенно если опаздывают куда-то. Следите за временем. — Трудные слушатели, например, так называемые Снайперы в аудитории, могут раздражать, если вы слишком много времени тратите на пререкания. Научитесь справляться с ними.
В лучшем случае аудитория посмеется, но если вы нечаянно обидите людей или наступите на больную мозоль, то эмоционального отклика достигнуть не удастся. Лучшая подстраховка – анализ аудитории. Если такой возможности нет, будьте предельно внимательны к настроению людей, когда выступаете. Если случайно задели людей, нужно просто извиниться. Убедить — значит логическими доводами доказать или опровергнуть какое-либо положение. Это в известной мере логическая задача, решение которой как кажется многим ораторам (руководителям), не представляет особого труда. Однако результаты исследования в области современной психологии позволяют сделать вывод о том, что большинство говорящих оценивают свои возможности убеждать, а еще в большей мере — переубеждать слишком оптимистично. Чтобы эта оценка не оказалась преувеличенной, необходимо придерживаться некоторых правил. Вот они: Помните о цели своего выступления. а) прорабатывайте большой объем литературы; б) «вынашивайте» речь как минимум неделю; в) не пытайтесь затронуть слишком много вопросов; г) говорите с людьми на привычном языке; д) помните, что начало и окончание речи нужно тщательно готовить. Готовьте себя к выступлению: а) репетируйте речь; в) разминайте тело и голос перед выступлением; г) следите за своим внешним видом и поведением. Всегда поддерживайте контакт с аудиторией. Еще Гораций когда-то сказал: «Если хочешь заставить меня плакать, то, прежде всего, должен заплакать сам». Использованная литература
Феникс, 1997.- с. 81.
Источник |