Преодоление информационной асимметрии
Ассиметричная информация существует на многих рынках. Например, в ресторанном бизнесе, на рынке розничных магазинов и т.д. В этих ситуациях продавец имеет больше информации, чем покупатель. Это приводит к неблагоприятным отборам и, вследствие этого, некачественные товары вытесняют с рынка высококачественные.
Возникает вопрос: как продавцы могут предлагать высококачественные товары, когда посредством неблагоприятного отбора ассиметричная информация будет вытеснять высококачественные товары с рынка?
Продавцы должны убедить покупателей в том, что их товары высококачественные. Для этого они должны предоставить покупателем такую информацию, чтобы они почувствовали разницу между товарами разного качества. Продавцы этого достигают, в основном, за счет репутации. Например, на рынке ресторанов существует ситуация ассиметричной информации, так как работники ресторана имеют больше информации о том, являются ли их блюда высококачественными или нет, чем сам клиент. Но вы идете именно в этот ресторан потому, что никто из ваших знакомых не заболел после его посещения. По тому же самому принципу, вы идете именно в этот магазин потому, что он известен хорошими продуктами.[2]
Итак, репутация является для многих фирм способом передачи информации покупателям и, следовательно, она способствует уменьшению ассиметрии информации и, таким образом, помогает избежать её негативные последствия.
Иногда некоторые предприятия просто не в состоянии создавать репутацию. Это, например, закусочные или мотели. Клиенты идут туда только на один раз во время путешествия и, следовательно, для фирм очень трудно в таких условиях создавать репутацию. Ответом на эту проблему является стандартизация. Покупатель знает заранее то, что он получит. Поэтому проезжая по скоростной трассе и решив позавтракать, вы выберете именно “Макдональдс”, хотя дома вы никогда не захотите там пообедать. Дело в том, что “Макдональдс” предлагает стандартизированный продукт; в любом ”Макдональдсе” по всей стране используются одни и те же ингредиенты и подается одна и та же пища.
Итак, стандартизация помогает решить проблему ассиметричной информации в разных областях.
3. Рыночные сигналы
Существует ещё один механизм, который помогает продавцам и покупателям уменьшить асимметричность информации: рыночные сигналы. Под этим термином понимается информация об экономическом благе, целенаправленно посылаемая его продавцом в адрес потенциального покупателя. Концепция сигналов рынка была впервые разработана Майклом Спенсом, лауреатом Нобелевской премии 2001 г., который показал, что на некоторых рынках продавцы подают покупателям своего рода сигналы, содержащие информацию о качестве товаров.[4]
Сигнал должен быть эффективным. Например, реклама не может служить рыночным сигналом, так как она не эффективна. Она не дает возможности идентифицировать товары низкого и высокого качества и, следовательно, не способна уменьшить степень асимметричности информации. Однако, рыночным сигналом может быть, например, внешний вид изделия, дипломы и сертификаты на рынке труда.[5]
Классическим примером для рассмотрения рыночных сигналов является рынок труда. Действительно, работодатель находится в ситуации ассиметричной информации. Новые работники (продавцы рабочей силы) знают гораздо больше о качестве своего труда, чем фирма (покупатель рабочей силы). В момент же найма, фирме мало что известно об их работоспособности.
Какие сигналы позволяют отличать более производительного работника от неэффективных работников? По внешнему виду во время собеседования? Хорошая одежда, качественный макияж могли бы дать необходимую информацию, но нельзя отрицать тот факт, что даже плохие работники хорошо одеваются, идя на собеседование, чтобы получить работу. Итак, одежда, внешний вид не являются точными сигналами, следовательно, они не позволяют отличить высокоэффективных (работников с высокой производительностью) работников от низкоэффективных (работников с низкой производительностью).[2]
В модели Спенса образование является эффективным сигналом на рынке труда. Дипломы говорят о возможностях работника, так как более способному человеку проще достичь высокого уровня образования. Способные люди, как правило, являются более интеллектуально развитыми, целенаправленными, энергичными и трудолюбивыми, а эти качества, проявленные для получения хорошего диплома, неотъемлемы и для работы.
Итак, образование является для фирм эффективным сигналом, который позволяет избежать или уменьшить степень ассиметричной информации, возникающей на рынке труда.
4. Гарантии и обязательства
Гарантии и обязательства эффективно сигнализируют о качестве товара, поскольку долгосрочные обязательства такого рода обходятся дороже производителю низкокачественного товара, чем высококачественного. Только фирмы, которые предлагают высококачественные товары, заинтересованы в долгосрочных обязательствах. Итак, покупатели могут оценивать гарантии и обязательства как сигналы о высоком качестве. Фирмы, которые предлагают высококачественные товары, избегают асимметрию информации и последствия как неблагоприятный отбор.[1]
Заключение
Подведя итоги по проведённому исследованию, можно сделать некоторые выводы.
Рынки с асимметричной информацией – это рынки, на которых одни участники знают о товарах больше других.
Асимметрия информации является также источником ценовой дискриминации. Часто покупатель не способен определить качественные характеристики блага. Это дает возможность продавцу дифференцировать продукт исходя не из реального изменения его параметров, а посредством их имитации, которую называют фантомной дифференциацией.
Существует два типа асимметрии информации — скрытые характеристики и скрытые действия.
Асимметричность информации означает наличие информационных преимуществ у одной из сторон, участвующих в сделке, что порождает ряд экономических проблем. Выделяют два вида проблем – неблагоприятный отбор и моральный риск. Пример неблагоприятного отбора – рынок «лимонов». Пример морального риска – рынок страховых услуг.
Особую сферу проявлений риска недобросовестности составляют контрактные отношения между сторонами, одна из которых поручает другой за вознаграждение выполнение каких-либо действий. Такая проблема называется проблемой «прицнипал-агент».
Существуют различные способы преодоления асимметрии информации, представляющие собой государственное регулирование, действие рыночных сигналов, лицензирование, реклама, сертификация и прочее.
Подводя итог, можно сказать, что в научном мире сделали существенный шаг в понимании способов снижения рисков, связанных с неполнотой информации. Тем не менее, очевидно, что полностью избавиться от ее негативных последствий невозможно.
Список используемой литературы
1. Басовский Л.Е. Экономика отрасли: Учебное пособие. — М.:ИНФРА-М, 2013. – 145 с. – (Высшее образование).
2. Журавлева Г.П. Экономическая теория.Микроэкономика: Учебник. — М.:ИНФРА-М, 2013. – 440 с. – (Высшее образование).
3. Розанова Н.М. Экономика отраслевых рынков:Учебник. — М.:Издательство Юрайт, 2011. – 906 с.
4. Рой Л.В. Анализ отраслевых рынков: Учебник. — М.:ИНФРА-М,2016. – 442 с.
5. Селищева Т.А. Микроэкономика: Учебное пособие. — М.:НИЦ ИНФРА-М, 2014. – 250 с. – (Высшее образование).
6. Смитиенко Б.М. Международные экономические отношения: Учебник. — М.:НИЦ ИНФРА-М, 2014. – 528 с. – (Высшее образование:Бакалавриат).
Источник
Информационная асимметрия: понятие, способы устранения, последствия для экономики
Информационная асимметрия влияет на решения в сделках, где одна сторона информирована больше, чем другая. Она создает дисбаланс власти, который может привести к сделочным ошибкам или рыночному провалу в худшем случае. Примерами этой проблемы являются неблагоприятный отбор, монополия знаний и моральный риск.
Понятие
Информационная асимметрия возникает, когда одна сторона экономической сделки обладает большими материальными знаниями, чем другая. Это обычно проявляется, когда продавец товара или услуги обладает большими знаниями, чем покупатель, хотя возможно обратное. Почти все экономические операции сопряжены с информационной асимметрией.
Разбивка информации
Вам будет интересно: Налично-денежный оборот — это. Определение, сущность, принципы и структура
Информационная асимметрия — это специализация и разделение знаний в обществе применительно к экономической торговле. Например, врачи, как правило, знают о медицинской практике больше, чем их пациенты. Ведь, благодаря обширному образованию и обучению врачи специализируются на медицине, тогда как большинство пациентов — нет. Этот же принцип применяется к архитекторам, преподавателям, сотрудникам полиции, адвокатам, инженерам, инструкторам по фитнесу и другим специально подготовленным специалистам.
Вам будет интересно: Экономическая среда: понятие и общая характеристика
Модели
Модели информационной асимметрии и ее проявления предполагают, что по крайней мере один участник сделки имеет соответствующую информацию, в то время как другой — нет. Некоторые из них могут также использоваться в ситуациях, когда по крайней мере одна сторона может обеспечить соблюдение определенных частей соглашения или принять эффективные ответные меры за их нарушение, в то время как другая сторона сделать этого не может.
В неблагоприятных моделях отбора невежественная сторона не имеет информации при согласовании договора о сделке. В случае морального риска она не осведомлена о выполнении согласованной сделки или не имеет возможности отомстить за нарушение соглашения.
Экономические преимущества
Последствия информационной асимметрии для экономики могут быть не только отрицательными, но и благоприятными. Ее рост является желательным результатом рыночной экономики. Когда работники специализируются и становятся более продуктивными в своих областях, они могут обеспечить большую ценность для сотрудников других сфер. Например, услуги биржевого маклера более ценны для клиентов, которые не знают достаточно, чтобы купить или продать свои собственные акции с уверенностью.
Вам будет интересно: Методы расчета цен: способы расчета, экономическая обоснованность и примеры
Одной из альтернатив постоянно расширяющейся информационной асимметрии является обучение работников во всех областях, а не специализация в тех, где они могут обеспечить наибольшую ценность. Хотя с этим могут быть связаны большие издержки и, возможно, более низкий совокупный объем производства, что приведет к снижению уровня жизни.
Другая альтернатива заключается в том, чтобы сделать большие объемы информации доступными и недорогими, например через Интернет. Важно отметить, что это не заменяет информационную асимметрию. Это приводит лишь к смещению ее из более простых областей в более сложные.
Недостатки
В определенных обстоятельствах информационная асимметрия может привести к неблагоприятному отбору и моральным рискам. Это ситуации, когда индивидуальные экономические решения гипотетически хуже, чем они были бы, если бы все стороны обладали более симметричной информацией. В большинстве случаев с решением проблемы морального риска и неблагоприятного отбора справиться достаточно просто. В этом может помочь информационное агентство.
Рассмотрим неблагоприятный выбор на примере страхования жизни или страхования от пожара. Клиенты с высоким риском, такие как курильщики, пожилые люди или люди, живущие в засушливой местности, могут с большей вероятностью приобрести страховку. Это может повысить страховые взносы для всех клиентов, вынудив остальных отказаться от страховки. Решение состоит в том, чтобы выполнить актуарную работу и страховой скрининг, а затем взимать различные премии с клиентов на основе связанных с ними потенциальных рисков.
Финансы
Информационная асимметрия, как правило, наиболее велика в тех областях, где информация является сложной, труднодоступной или и той, и другой сразу. Например, относительно трудно получить эксклюзивную информацию при торговле антиквариатом, но достаточно легко в таких областях, как право, медицина, технологии или финансы.
Для предотвращения злоупотреблений со стороны финансовых специалистов в отношении клиентов финансовые рынки часто полагаются на репутационные механизмы. Финансовые консультанты и фондовые компании, которые оказываются самыми честными и эффективными распорядителями активов, как правило, получают клиентов. Нечестные или неэффективные агенты теряют клиентов или сталкиваются с юридическими убытками.
Неблагоприятный отбор
Согласно экономической теории, информационная асимметрия является наиболее проблематичной, когда она приводит к неблагоприятному отбору на рынке. Теоретически она ведет к неоптимальному рынку, даже когда обе стороны на бирже ведут себя рационально. Эта субоптимальность дает предпринимателям стимул брать на себя риск и способствовать более эффективному результату.
Реакция рынка
Существует несколько широких методов решения проблем, связанных с неблагоприятным отбором. Один из них — решение для производителей предоставлять гарантии и возврат. Это особенно заметно на рынке подержанных автомобилей.
Другой интуитивный и естественный ответ для потребителей и конкурентов — действовать в качестве мониторов друг для друга. Восполнить пробелы информации помогут потребительские отчеты, лаборатории страховщиков, нотариусов, обзор онлайн-услуг, а также информационные агентства.
Изучение эффективных рыночных механизмов известно как теория проектирования, которая является более гибким ответвлением теории игр. Ее авторы — Леонид Гурвич и Дэвид Фридман.
Сигнализирование
Одним из способов устранения информационной асимметрии является сигнализирование. Первоначально эту идею озвучил Майкл Спенс. Он предложил людям сигнализировать о своей ситуации, правдоподобно передавая информацию другой стороне и устраняя асимметрию. Эта идея была изучена в контексте подбора на рынке труда. Работодатель заинтересован в приеме на работу нового сотрудника, который является «опытным в обучении». Конечно, все будущие сотрудники будут утверждать, что они квалифицированны в обучении, но только они знают, действительно ли это так. Это информационная асимметрия.
Спенс предлагает, например, считать поступление в колледж надежным сигналом о способности учиться. Окончив колледж, квалифицированные люди сигнализируют о своем мастерстве потенциальным работодателям. Однако окончание колледжа может просто служить сигналом о том, что они способны платить за обучение, сигналом о готовности людей придерживаться ортодоксальных взглядов или подчиняться авторитету.
Скрининг
Пионером теории скрининга был Джозеф Стиглиц. Она заключается в том, что недостаточно информированная сторона может побудить другую сторону раскрыть свою информацию. Стороны могут предоставить меню выбора таким образом, что он будет зависеть от частной информации другого участника.
Примеры ситуаций, когда продавец обычно располагает более полной информацией, чем покупатель, многочисленны. Они включают продавцов подержанных автомобилей, ипотечных брокеров и кредиторов, биржевых маклеров и агентов по недвижимости.
Примеры ситуаций, когда покупатель обычно имеет лучшую информацию, чем продавец, включают продажу недвижимости, страхование жизни или продажу антиквариата без предварительной профессиональной оценки стоимости. Эта ситуация была впервые описана Дж. Кеннетом Эрроу в «Статье о здравоохранении» в 1963 году.
Джордж Акерлоф в своей научной работе «Рынок лимонов» замечает, что средняя стоимость товара имеет тенденцию снижаться даже для тех, кто имеет продукцию отличного качества. Из-за информационной асимметрии недобросовестные продавцы могут подделывать товары и обманывать покупателя. В результате многие люди не готовы рисковать.
Государство
В XX веке интерес к проблемам неправильного экономического развития во многом был обусловлен проблемами формирования мировой экономики. Роль государства в минимизации информационной асимметрии велика и глобальна. Она заключается в следующем:
- единая навигационная система посредством Интернета;
- информационные ресурсы, предоставленные государством, которые содержат сведения о всей деятельности федеральных государственных органов с обязательным предоставлением доступа частным организациям и гражданам;
- инфраструктура точек с общественным доступом к информации о любой деятельности всех федеральных органов государственной власти;
- система регистрации и оформления граждан с предоставлением информации, возможностью запросов и контролем за их исполнением;
- система публикации и своевременного распространения.
Создание единого информационного пространства — одна из главных задач государства, способная справиться с данной ролью.
Источник