Способы прекращения хозяйственных обществ

Способы прекращения хозяйственных обществ

Статья 25. Особенности ликвидации партнерства

1. Партнерство может быть ликвидировано добровольно в порядке, установленном Гражданским кодексом Российской Федерации, с учетом требований настоящего Федерального закона и соглашения об управлении партнерством.

2. Партнерство может быть ликвидировано по решению суда по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом.

3. Партнерство должно быть ликвидировано или преобразовано в акционерное общество в случае, если в партнерстве остается единственный участник. Такой участник партнерства в течение десяти дней с момента, когда он стал единственным участником партнерства, обязан преобразовать это партнерство в акционерное общество или принять решение о ликвидации партнерства. Соглашением об управлении партнерством должен предусматриваться порядок преобразования или ликвидации партнерства в соответствии с настоящим Федеральным законом в случае, если в партнерстве остается единственный участник. Если в течение указанного срока партнерство не будет преобразовано или не будет принято решение о ликвидации партнерства, оно подлежит ликвидации в судебном порядке на основании сведений, предоставляемых нотариусом по месту нахождения партнерства по требованию заинтересованных лиц, органа, осуществляющего государственную регистрацию юридических лиц, либо иных государственных органов или органов местного самоуправления, которым право на предъявление такого требования предоставлено федеральным законом.

4. Добровольная ликвидация партнерства и назначение ликвидационной комиссии осуществляются в случаях, предусмотренных соглашением об управлении партнерством, и по решению участников партнерства или органа партнерства, которые уполномочены на это соглашением об управлении партнерством. Такое решение принимается в порядке, установленном соглашением об управлении партнерством. С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят все полномочия по управлению делами партнерства. Ликвидационная комиссия от имени ликвидируемого партнерства выступает в суде.

5. Требования кредиторов ликвидируемого партнерства, с которыми в соответствии со статьей 3 настоящего Федерального закона достигнуто соглашение о полном или частичном прекращении обязательств партнерства при наступлении условий, указанных в договоре, из которого возникли данные обязательства, удовлетворяются в пределах согласованного сторонами размера.

6. Имущество партнерства, оставшееся после удовлетворения требований кредиторов, передается ликвидационной комиссией участникам партнерства в соответствии с частью 12 настоящей статьи.

7. В случае, если на момент принятия решения о ликвидации партнерства партнерство не имеет обязательств перед кредиторами, его имущество распределяется между участниками партнерства по истечении установленного срока для предъявления требований кредиторами и составления промежуточного ликвидационного баланса в соответствии с частью 12 настоящей статьи.

8. Промежуточный ликвидационный баланс утверждается участниками партнерства или органом, принявшим решение о ликвидации юридического лица.

9. Если имеющихся у ликвидируемого партнерства денежных средств недостаточно для удовлетворения требований кредиторов (за исключением кредиторов, с которыми в соответствии со статьей 3 настоящего Федерального закона достигнуто соглашение о полном или частичном прекращении обязательств партнерства при наступлении условий, указанных в договоре, из которого возникли данные обязательства), ликвидационная комиссия осуществляет продажу иного имущества партнерства, в том числе входящего в складочный капитал партнерства, с публичных торгов в порядке, установленном для исполнения судебных решений.

10. Выплаты кредиторам ликвидируемого партнерства денежных сумм производятся ликвидационной комиссией в порядке очередности, установленной Гражданским кодексом Российской Федерации, в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом.

11. После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается участниками партнерства или органом, принявшим решение о ликвидации юридического лица.

12. Оставшееся после завершения расчетов с кредиторами имущество, иные объекты гражданских прав ликвидируемого партнерства распределяются ликвидационной комиссией между всеми участниками партнерства пропорционально их долям в складочном капитале партнерства, если иной порядок и (или) очередность участников партнерства не предусмотрены соглашением об управлении партнерством или настоящим Федеральным законом.

Источник

Способы прекращения хозяйственных обществ

(в ред. Федерального закона от 05.05.2014 N 99-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

1. Хозяйственными товариществами и обществами признаются корпоративные коммерческие организации с разделенным на доли (вклады) учредителей (участников) уставным (складочным) капиталом. Имущество, созданное за счет вкладов учредителей (участников), а также произведенное и приобретенное хозяйственным товариществом или обществом в процессе деятельности, принадлежит на праве собственности хозяйственному товариществу или обществу.

Объем правомочий участников хозяйственного общества определяется пропорционально их долям в уставном капитале общества. Иной объем правомочий участников непубличного хозяйственного общества может быть предусмотрен уставом общества, а также корпоративным договором при условии внесения сведений о наличии такого договора и о предусмотренном им объеме правомочий участников общества в единый государственный реестр юридических лиц.

2. В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, хозяйственное общество может быть создано одним лицом, которое становится его единственным участником.

Хозяйственное общество не может иметь в качестве единственного участника другое хозяйственное общество, состоящее из одного лица, если иное не установлено настоящим Кодексом или другим законом.

3. Хозяйственные товарищества могут создаваться в организационно-правовой форме полного товарищества или товарищества на вере (коммандитного товарищества).

4. Хозяйственные общества могут создаваться в организационно-правовой форме акционерного общества или общества с ограниченной ответственностью.

5. Участниками полных товариществ и полными товарищами в товариществах на вере могут быть индивидуальные предприниматели и коммерческие организации.

Участниками хозяйственных обществ и вкладчиками в товариществах на вере могут быть граждане и юридические лица, а также публично-правовые образования (статья 125).

6. Государственные органы и органы местного самоуправления не вправе участвовать от своего имени в хозяйственных товариществах и обществах.

Учреждения могут быть участниками хозяйственных обществ и вкладчиками в товариществах на вере с разрешения собственника имущества учреждения, если иное не установлено законом.

Законом может быть запрещено или ограничено участие отдельных категорий лиц в хозяйственных товариществах и обществах.

Хозяйственные товарищества и общества могут быть учредителями (участниками) других хозяйственных товариществ и обществ, за исключением случаев, предусмотренных законом.

7. Особенности правового положения кредитных организаций, страховых организаций, клиринговых организаций, специализированных финансовых обществ, специализированных обществ проектного финансирования, профессиональных участников рынка ценных бумаг, акционерных инвестиционных фондов, управляющих компаний инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов, негосударственных пенсионных фондов и иных некредитных финансовых организаций, акционерных обществ работников (народных предприятий), а также права и обязанности их участников определяются законами, регулирующими деятельность таких организаций.

Источник

Способы прекращения хозяйственных обществ

(см. текст в предыдущей редакции)

Читайте также:  Полип шейки матки способы удаления

1. Ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода в порядке универсального правопреемства его прав и обязанностей к другим лицам.

2. Юридическое лицо ликвидируется по решению его учредителей (участников) или органа юридического лица, уполномоченного на то учредительным документом, в том числе в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, с достижением цели, ради которой оно создано.

3. Юридическое лицо ликвидируется по решению суда:

1) по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае признания государственной регистрации юридического лица недействительной, в том числе в связи с допущенными при его создании грубыми нарушениями закона, если эти нарушения носят неустранимый характер;

2) по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае осуществления юридическим лицом деятельности без надлежащего разрешения (лицензии) либо при отсутствии обязательного членства в саморегулируемой организации или необходимого в силу закона свидетельства о допуске к определенному виду работ, выданного саморегулируемой организацией;

3) по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае осуществления юридическим лицом деятельности, запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с другими неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов;

4) по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае систематического осуществления общественной организацией, общественным движением, благотворительным и иным фондом, религиозной организацией деятельности, противоречащей уставным целям таких организаций;

(в ред. Федерального закона от 23.05.2015 N 133-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

5) по иску учредителя (участника) юридического лица в случае невозможности достижения целей, ради которых оно создано, в том числе в случае, если осуществление деятельности юридического лица становится невозможным или существенно затрудняется;

6) в иных случаях, предусмотренных законом.

4. С момента принятия решения о ликвидации юридического лица срок исполнения его обязательств перед кредиторами считается наступившим.

5. Решением суда о ликвидации юридического лица на его учредителей (участников) или на орган, уполномоченный на ликвидацию юридического лица его учредительным документом, могут быть возложены обязанности по осуществлению ликвидации юридического лица. Неисполнение решения суда является основанием для осуществления ликвидации юридического лица арбитражным управляющим (пункт 5 статьи 62) за счет имущества юридического лица. При недостаточности у юридического лица средств на расходы, необходимые для его ликвидации, эти расходы возлагаются на учредителей (участников) юридического лица солидарно (пункт 2 статьи 62).

6. Юридические лица, за исключением предусмотренных статьей 65 настоящего Кодекса юридических лиц, по решению суда могут быть признаны несостоятельными (банкротами) и ликвидированы в случаях и в порядке, которые предусмотрены законодательством о несостоятельности (банкротстве).

Общие правила о ликвидации юридических лиц, содержащиеся в настоящем Кодексе, применяются к ликвидации юридического лица в порядке конкурсного производства в случаях, если настоящим Кодексом или законодательством о несостоятельности (банкротстве) не установлены иные правила.

Источник

Ликвидация юрлица и прекращение деятельности ИП: пошаговые схемы с образцами заявлений

Ликвидация бизнеса вне зависимости от ее причин и юридической формы организации или физического лица-предпринимателя предполагает прекращение предпринимательской, финансовой и хозяйственной деятельности, а также прекращение действия прав и обязанностей без правопреемства.

Процесс ликвидации бизнеса может быть реализован:

1) добровольно в соответствии с Гражданским кодексом РФ и Федеральным законом от 08.08.2001 № 129-ФЗ (в ред. от 28.12.2016) «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее — Федеральный закон № 129-ФЗ);

2) по решению суда в случае банкротства (несостоятельности) или нарушения законодательства в соответствии с Гражданским кодексом РФ, Федеральным законом от 26.10.2002 № 127-ФЗ (в ред. от 03.07.2016) «О несостоятельности (банкротстве)» (далее — Федеральный закон № 127-ФЗ и Федеральным законом № 129-ФЗ.

Причин для ликвидации бизнеса много — от убыточности предприятия до невозможности исполнять обязанности по выплате задолженностей кредиторам, контрагентам и пр.

Процедуру банкротства часто используют в качестве причины ликвидации, чтобы не прибегать к добровольной ликвидации. Так предприятия добиваются законного снятия долгов.

Преднамеренное банкротство влечет за собой уголовную ответственность (ст. 196 Уголовного кодекса РФ).

Прекращение деятельности индивидуального предпринимателя

Порядок государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя представлен в ст. 22.3 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ.

Причины прекращения деятельности индивидуальными предпринимателями:

  • убыточность деятельности или невысокая прибыльность;
  • расширение бизнеса, необходимость иной формы деятельности, например общества с ограниченной ответственностью (ООО);
  • прекращение действия документов на право осуществления коммерческой деятельности физическим лицом;
  • смерть физического лица или его переезд за пределы Российской Федерации с потерей гражданства и др.

Законодательством Российской Федерации для ликвидации индивидуального предпринимателя предусмотрена упрощенная система по сравнению с ликвидацией бизнеса для юридических лиц.

Инструкция по прекращению деятельности в качестве индивидуального предпринимателя

1. Погашаем задолженность перед контрагентами и по обязательным выплатам в бюджет (Федеральная налоговая служба (ФНС), Пенсионный фонд РФ (ПФР), Фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС) и Фонд социального страхования (ФСС)).

Из Пенсионного фонда можно взять документ, подтверждающий представление сведений в территориальный орган Пенсионного фонда. На сайте ФНС разъяснено, что документ, подтверждающий представление сведений в территориальный орган Пенсионного фонда, не обязателен. Если заявитель не представит этот документ, нужную информацию территориальный орган Пенсионного фонда направит налоговому органу в электронном виде в рамках межведомственного обмена.

2. Увольняем сотрудников (при их наличии). Если у индивидуального предпринимателя работают наемные сотрудники, с ними необходимо расторгнуть трудовые договоры, выплатить заработную плату, компенсации, перечислить платежи в бюджет (ПФР, ФОМС и ФСС).

3. Направляем в налоговую заявление по форме Р26001 о государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя (Приказ ФНС России от 25.01.2012 № ММВ-7-6/25@ (в ред. от 25.05.2016) «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств» (далее — Приказ ФНС)).

Заявление необходимо заполнить лично в налоговом органе либо на сайте ФНС. В приложении 20 к Приказу ФНС указаны основные требования к оформлению заявления.

Читайте также:  Способ как вырастить длинные волосы

При подписании заявления у физического лица обязательно должен быть паспорт гражданина Российской Федерации.

Раздел 3 заявления заполняется должностным лицом регистрирующего органа, принявшим заявление.

Пример заполнения заявления по форме Р26001

4. Оплачиваем госпошлину и передаем квитанцию об оплате в налоговую. Сформировать квитанцию на уплату госпошлины можно с помощью сервиса «Уплата госпошлины» на сайте ФНС, указав данные плательщика: ИНН (обязательно к заполнению для безналичной электронной оплаты), ФИО и адрес места жительства.

5. Получаем свидетельство о государственной регистрации прекращения деятельности физическим лицом в качестве индивидуального предпринимателя и выписку из ЕГРИП (обычно это пять рабочих дней с момента подачи заявления и оплаченной квитанции в налоговую).

Мы рассмотрели процедуру самостоятельной добровольной ликвидации. Также можно воспользоваться услугами юридических фирм.

Ликвидация юридического лица

Порядок государственной регистрации ликвидации юридического лица или исключения недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц определен в ст. 22 Федерального закона № 129-ФЗ.

Государственная регистрация ликвидации юридического лица осуществляется регистрирующим органом по месту нахождения ликвидируемого юридического лица.

Инструкция по ликвидации юридического лица

1. На общем собрании принимаем решение о ликвидации и создаем ликвидационную комиссию (или назначаем ликвидатора). К ликвидационной комиссии переходят полномочия по управлению делами юридического лица. Она от имени ликвидируемого юридического лица выступает в суде, обязана действовать добросовестно и разумно в интересах ликвидируемого юридического лица, а также его кредиторов.

2. Подаем в налоговую решение о ликвидации и уведомление о ликвидации юридического лица по форме Р15001 в течение трех рабочих дней после принятия решения о ликвидации.

Приложения к уведомлению по форме Р15001:

  • лист А, в котором указываются сведения о формировании ликвидационной комиссии/назначении ликвидатора;
  • лист Б, в котором указываются сведения о заявителе.

Пример заполнения уведомления о ликвидации юридического лица по форме Р15001

3. Ликвидационная комиссия обязана опубликовать в журнале «Вестник государственной регистрации» сообщение о ликвидации, а также о порядке и сроке заявления требований кредиторами.

4. Рассчитываем задолженность перед контрагентами, кредиторами и по обязательным выплатам в бюджет (ФНС, ПФР, ФОМС и ФСС).

Из Пенсионного фонда необходимо взять документ, подтверждающий представление сведений в территориальный орган ПФР. На сайте ФНС разъяснено, что документ, подтверждающий представление сведений в территориальный орган Пенсионного фонда, не обязателен. Если заявитель не представит этот документ, нужную информацию территориальный орган ПФР направит налоговому органу в электронном виде в рамках межведомственного обмена.

Обратите внимание!

Если ликвидационная комиссия установит, что имущества юридического лица недостаточно для удовлетворения всех требований кредиторов, дальнейшая ликвидация юридического лица может осуществляться только в порядке, установленном законодательством о несостоятельности (банкротстве).

5. Увольняем сотрудников (при их наличии): расторгаем трудовые договоры, выплачиваем заработную плату, компенсации, вносим платежи в бюджет (ПФР, ФОМС и ФСС), закрываем расчетный счет, уничтожаем печати и пр.

6. Ликвидационная комиссия предоставляет в налоговую:

  • заявление о государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией по форме Р16001;
  • ликвидационный баланс, утвержденный учредителями (участниками);
  • квитанцию об уплате государственной пошлины (сформировать можно на сайте ФНС);
  • документ, подтверждающий представление сведений в территориальный орган ПФР (не обязателен).

От момента публикации в СМИ до составления ликвидационного баланса проходит не менее двух месяцев, за это время зачастую проводят налоговую выездную проверку.

К заявлению по форме Р16001 прилагается лист А с полной информацией о заявителе.

Пример заполнения заявления о ликвидации юридического лица по форме Р16001

7. Получаем документы о государственной регистрации ликвидации юридического лица (на шестой рабочий день с даты подачи документов в налоговую) или отказ в ликвидации с пояснением причины отказа.

Ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо — прекратившим свою деятельность после внесения об этом записи в ЕГРЮЛ.

Ликвидация в процедуре банкротства

В соответствии с Федеральным законом № 127-ФЗ несостоятельность (банкротство) — это признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.

Основной признак банкротства — неспособность предприятия выполнить требования кредиторов в течение трех месяцев со дня наступления сроков платежей, которые в совокупности составляют не менее чем 300 тыс. руб.

По истечении трех месяцев кредиторы имеют право обратиться в арбитражный суд для признания предприятия-должника банкротом.

Предпосылки наступления банкротства могут быть внутренними и внешними.

Внутренние факторы — это ошибки руководства или персонала:

  • некомпетентность руководства;
  • ухудшение качества продукции;
  • снижение спроса на продукцию;
  • высокая себестоимость продукции;
  • низкая рентабельность продукции;
  • длительный цикл производства;
  • наращивание долгов и т. д.

Внешние факторы возникают вне предприятия и обычно находятся вне сферы его влияния:

  • инфляция;
  • изменение банковских процентных ставок и условий кредитования;
  • изменение налоговых ставок и таможенных пошлин;
  • изменения законодательства и т. д.

На основании заявления в арбитражный суд о признании должника банкротом (может подать и сам должник) проводятся процедуры банкротства:

1. Наблюдение.

Основные задачи — сохранить имущество и проанализировать финансовое состояние должника.

Эту процедуру проводит арбитражный управляющий.

Работа арбитражного управляющего не заменяет работу руководства предприятия — оно продолжает руководить финансово-хозяйственной деятельностью, но уже под контролем временного управляющего, согласовывая с ним все сделки.

Основная задача временного управляющего — поиск источников для восстановления платежеспособности должника.

На основании отчета временного управляющего о проделанной работе арбитражный суд может вынести заключение о признании должника банкротом с дальнейшей процедурой ликвидации или перейти к другим процедурам, которые могут позволить восстановить платежеспособность должника.

2. Финансовое оздоровление.

Цель — восстановить платежеспособность и погасить задолженность в соответствии с утвержденным графиком. Эту процедуру называют еще реабилитационной, так как она способствует сохранению должника.

На данном этапе важно определить источники финансирования и сроки, в течение которых предполагается восстановить платежеспособность.

По итогам финансового оздоровления арбитражный суд принимает решение:

  • о прекращении производства по делу о банкротстве, если нет непогашенной задолженности;
  • о введении внешнего управления, если есть вероятность восстановления платежеспособности;
  • о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства в случае отсутствия оснований для прекращения производства по делу о банкротстве или введения процедуры внешнего управления.

3. Процедура внешнего управления (реабилитационная процедура, направленная на восстановление платежеспособности).

Платежеспособность будет считаться восстановленной при отсутствии у должника денежных обязательств и обязательных платежей, неисполненных более чем три месяца.

Читайте также:  Закрываем петли итальянским способом

Задача внешнего управления — найти возможность рассчитаться или реструктурировать обязательства, исполнение которых уже просрочено.

В рамках внешнего управления арбитражным судом назначается внешний управляющий, полномочия руководителя предприятия-должника прекращаются, управление предприятием переходит в руки временного управляющего.

Если процедура не принесла положительного результата, выносится ходатайство о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства.

4. Конкурсное производство.

Применяется к должнику, признанному банкротом, ее конечный результат — ликвидация предприятия-должника.

Ликвидация происходит путем консолидации имущества должника (конкурсной массы) и последующего распределения между кредиторами денежных средств, вырученных от его продажи. Процедура вводится сроком на один год, но может быть еще продлена на шесть месяцев.

Цель конкурсного производства — соразмерное удовлетворение требований кредиторов путем продажи активов.

Сообщение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства подлежат обязательному опубликованию в официальном издании, определенном правительством Российской Федерации.

Конкурсный управляющий обязан:

  • привлечь независимого оценщика для оценки имущества;
  • уведомить работников о предстоящем увольнении;
  • проанализировать финансовое состояние;
  • сформировать конкурсную массу (имущество).

Определение арбитражного суда о завершении конкурсного производства является основанием для внесения в ЕГРЮЛ записи о ликвидации предприятия-должника.

Мировое соглашение

На любой стадии рассмотрения арбитражным судом дела о банкротстве предприятия-должника его конкурсные кредиторы и уполномоченные органы вправе заключить мировое соглашение о прекращении судебных споров и взаимных уступках.

Решение о заключении мирового соглашения со стороны конкурсных кредиторов и уполномоченных органов принимается собранием кредиторов большинством голосов от общего числа голосов конкурсных кредиторов и уполномоченных органов в соответствии с реестром требований кредиторов и считается принятым при условии, если за него проголосовали все кредиторы по обязательствам, обеспеченным залогом имущества должника.

Антикризисное управление

Для корректного антикризисного управления и формирования его стратегии необходимо проводить анализ финансовой устойчивости и платежеспособности предприятия. Цель такого анализа — установить степень краткосрочной и долгосрочной платежеспособности.

Финансовая устойчивость организации характеризуется состоянием финансовых ресурсов, обеспечивающих бесперебойный расширенный процесс производства и реализации продукции на основе роста прибыли.

Платежеспособность характеризует возможности организации своевременно расплачиваться по своим обязательствам.

Основные источники информации для проведения анализа вероятности банкротства любого предприятия — бухгалтерский баланс и отчет о финансовых результатах (формы 1 и 2 бухгалтерской отчетности).

Система показателей, используемая для анализа платежеспособности и финансовой устойчивости организации на основании Методологических рекомендаций по проведению анализа финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденных Госкомстатом России 28.11.2002:

1. Коэффициент соотношения заемных и собственных средств:

К1 = (Заемные средства / Собственные средства) x 100 % = ((стр. 1400 ф. 1 + стр. 1500 ф. 1) / стр. 1300 ф. 1) x 100 %.

Характеризует обеспеченность заемных средств собственными. Рекомендуемое значение — меньше или равно 100 %.

2. Коэффициент автономии:

К2 = (Собственные средства / Валюта баланса) x 100 % = (стр. 1300 ф. 1 / стр. 1700 ф. 1) x 100 %.

Характеризует степень зависимости от внешних источников финансирования. Рекомендуемое значение — 50 %.

3. Коэффициент маневренности:

К3 = (Собственные оборотные средства / Собственные средства) x 100 % = ((стр. 1300 ф. 1 – стр. 1100 ф. 1) / стр. 1300 ф. 1) x 100 %.

Определяет долю собственных средств, вложенную в наиболее маневренные активы. Рекомендуемое значение — 50–60 %.

4. Коэффициент обеспеченности собственными материальными оборотными активами:

К4 = (Собственные оборотные средства) / Запасы x 100 % = ((стр. 1300 ф. 1 – стр. 1100 ф. 1) / (стр. 1210 ф. 1 + стр. 1220 ф. 1)) x 100 %.

Рекомендуемое значение — 60 %. Если величина материальных запасов значительно выше обоснованной потребности, то собственные оборотные средства могут покрыть лишь часть материальных запасов.

5. Коэффициент обеспеченности собственными оборотными активами:

К5 = (Собственные оборотные средства / Оборотные активы) x 100 % = ((стр. 1300 ф. 1 – стр. 1100 ф. 1) / стр. 1200 ф. 1) x 100 %.

Рекомендуемое значение — 10 %. При значении коэффициента менее 10 % структура баланса признается неудовлетворительной, а предприятие — неплатежеспособным. Более высокое значение показателя (до 50 %) свидетельствует о хорошем финансовом состоянии предприятия и возможности проводить независимую финансовую политику.

6. Долг к капитализации:

К6 = (Долгосрочные обязательства / (Собственные средства + Долгосрочные обязательства)) x 100 % = (стр. 1400 ф. 1 / (стр. 1300 ф. 1 + стр. 1400 ф. 1)) x 100 %.

Рост показателя — негативная тенденция, означающая усиление зависимости от внешних факторов.

7. Коэффициент финансовой стабильности:

К7 = (Собственные средства + Долгосрочные обязательства) / Валюта баланса x 100 % = ((стр. 1300 ф. 1 + стр. 1400 ф. 1) / стр. 1700 ф. 1) x 100 %.

Характеризует долю источников финансирования, используемых организацией длительное время. Рекомендуемое значение — 50 %.

8. Коэффициент абсолютной ликвидности:

К8 = (Денежные средства + Финансовые вложения) / Краткосрочные обязательства x 100 % = ((стр. 1250 ф. 1 + стр. 1170 ф. 1) / стр. 1500 ф. 1) x 100 %.

Показывает, какая часть краткосрочных обязательств может быть погашена на конкретную дату. Рекомендуемое значение — 20 %.

9. Коэффициент ликвидности:

К9 = (Денежные средства + Финансовые вложения + Дебиторская задолженность) / Краткосрочные обязательства x 100 % = ((стр. 1250 ф. 1 + стр. 1170 ф. 1 + стр. 1230 ф. 1) / стр. 1500 ф. 1) x 100 %.

Характеризует, какая часть краткосрочных обязательств может быть погашена за счет денежных средств и ожидаемых поступлений. Рекомендуемое значение — 80–100 %.

10. Коэффициент текущей ликвидности:

К10 = (Краткосрочные активы / Краткосрочные обязательства) x 100 % = (стр. 1200 ф.1 / стр. 1500 ф.1) x 100 %.

Характеризует, в какой степени оборотные активы покрывают краткосрочные обязательства. Рекомендуемое значение — 200 %.

Негативные тенденции — опережающий рост краткосрочных обязательств по сравнению с оборотными активами, снижение ликвидности (реализуемости) активов, снижение чистых активов и оборотного капитала.

Недостаток коэффициентов ликвидности заключается в том, что указанные показатели предполагают, что организация в один момент должна погасить свои долги, т. е. когда начат процесс банкротства. Для нормально функционирующих организаций значение показателей может быть ниже рекомендуемых (например, для организаций с высокой оборачиваемостью активов).

Рассмотрим порядок оценки вероятности банкротства на примере.

Пример

ООО «Альфа» производит автомобили, предоставляет услуги по их ремонту и техническому обслуживанию, а также проводит научно-исследовательскую работу в области методических рекомендаций по ремонту автомобилей и их составных частей, разработке новейших методик в области диагностики их состояния.

Исходные данные для анализа динамики изменения представлены в табл. 1.

Таблица 1. Исходные данные для анализа вероятности банкротства предприятия ООО «Альфа» за 2013–2016 гг.

Показатель

Строка бухгалтерской отчетности

Значение показателя 2013 г., тыс. руб.

Значение показателя 2014 г., тыс. руб.

Значение показателя 2015 г., тыс. руб.

Значение показателя 2016 г., тыс. руб.

Источник

Оцените статью
Разные способы