- Способы прекращения действия юридического лица
- Статья 37. Виды прекращения деятельности предприятия как юридического лица
- Информация об изменениях:
- Ликвидация юрлица и прекращение деятельности ИП: пошаговые схемы с образцами заявлений
- Прекращение деятельности индивидуального предпринимателя
- Ликвидация юридического лица
- Ликвидация в процедуре банкротства
Способы прекращения действия юридического лица
(см. текст в предыдущей редакции)
1. Ликвидационная комиссия опубликовывает в средствах массовой информации, в которых опубликовываются данные о государственной регистрации юридического лица, сообщение о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента опубликования сообщения о ликвидации.
Ликвидационная комиссия принимает меры по выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также уведомляет в письменной форме кредиторов о ликвидации юридического лица.
2. После окончания срока предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне требований, предъявленных кредиторами, результатах их рассмотрения, а также о перечне требований, удовлетворенных вступившим в законную силу решением суда, независимо от того, были ли такие требования приняты ликвидационной комиссией.
Промежуточный ликвидационный баланс утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица. В случаях, установленных законом, промежуточный ликвидационный баланс утверждается по согласованию с уполномоченным государственным органом.
3. В случае возбуждения дела о несостоятельности (банкротстве) юридического лица его ликвидация, осуществляемая по правилам настоящего Кодекса, прекращается и ликвидационная комиссия уведомляет об этом всех известных ей кредиторов. Требования кредиторов в случае прекращения ликвидации юридического лица при возбуждении дела о его несостоятельности (банкротстве) рассматриваются в порядке, установленном законодательством о несостоятельности (банкротстве).
4. Если имеющиеся у ликвидируемого юридического лица (кроме учреждений) денежные средства недостаточны для удовлетворения требований кредиторов, ликвидационная комиссия осуществляет продажу имущества юридического лица, на которое в соответствии с законом допускается обращение взыскания, с торгов, за исключением объектов стоимостью не более ста тысяч рублей (согласно утвержденному промежуточному ликвидационному балансу), для продажи которых проведение торгов не требуется.
В случае недостаточности имущества ликвидируемого юридического лица для удовлетворения требований кредиторов или при наличии признаков банкротства юридического лица ликвидационная комиссия обязана обратиться в арбитражный суд с заявлением о банкротстве юридического лица, если такое юридическое лицо может быть признано несостоятельным (банкротом).
5. Выплата денежных сумм кредиторам ликвидируемого юридического лица производится ликвидационной комиссией в порядке очередности, установленной статьей 64 настоящего Кодекса, в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом со дня его утверждения.
6. После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица. В случаях, установленных законом, ликвидационный баланс утверждается по согласованию с уполномоченным государственным органом.
7. В случаях, если настоящим Кодексом предусмотрена субсидиарная ответственность собственника имущества учреждения или казенного предприятия по обязательствам этого учреждения или этого предприятия, при недостаточности у ликвидируемых учреждения или казенного предприятия имущества, на которое в соответствии с законом может быть обращено взыскание, кредиторы вправе обратиться в суд с иском об удовлетворении оставшейся части требований за счет собственника имущества этого учреждения или этого предприятия.
8. Оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество юридического лица передается его учредителям (участникам), имеющим вещные права на это имущество или корпоративные права в отношении юридического лица, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или учредительным документом юридического лица. При наличии спора между учредителями (участниками) относительно того, кому следует передать вещь, она продается ликвидационной комиссией с торгов. Если иное не установлено настоящим Кодексом или другим законом, при ликвидации некоммерческой организации оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество направляется в соответствии с уставом некоммерческой организации на цели, для достижения которых она была создана, и (или) на благотворительные цели.
9. Ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо — прекратившим существование после внесения сведений о его прекращении в единый государственный реестр юридических лиц в порядке, установленном законом о государственной регистрации юридических лиц.
Источник
Статья 37. Виды прекращения деятельности предприятия как юридического лица
Статья 37. Виды прекращения деятельности предприятия как юридического лица
Информация об изменениях:
Законом Свердловской области от 19 ноября 1998 г. N 36-ОЗ в пункт 37.1 статьи 37 настоящего Закона внесены изменения
37.1. Прекращение деятельности предприятия как юридического лица может осуществляться в виде его ликвидации и реорганизации. Реорганизация, будучи способом прекращения предприятия как юридического лица, может проводиться в виде слияния, присоединения, разделения, преобразования предприятия.
37.2. Реорганизация предприятия влечет за собой переход прав и обязанностей прекращенного предприятия (предприятий) к вновь создаваемому предприятию (предприятиям) по правилам правопреемства.
Ликвидация предприятия как юридического лица влечет его прекращение без перехода прав и обязанностей и порядке правопреемства к другим лицам.
37.3. Требования граждан, перед которыми ликвидируемое предприятие несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, обеспечиваются путем капитализации повременных платежей по правилам Гражданского Кодекса Российской Федерации.
Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Источник
Ликвидация юрлица и прекращение деятельности ИП: пошаговые схемы с образцами заявлений
Ликвидация бизнеса вне зависимости от ее причин и юридической формы организации или физического лица-предпринимателя предполагает прекращение предпринимательской, финансовой и хозяйственной деятельности, а также прекращение действия прав и обязанностей без правопреемства.
Процесс ликвидации бизнеса может быть реализован:
1) добровольно в соответствии с Гражданским кодексом РФ и Федеральным законом от 08.08.2001 № 129-ФЗ (в ред. от 28.12.2016) «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее — Федеральный закон № 129-ФЗ);
2) по решению суда в случае банкротства (несостоятельности) или нарушения законодательства в соответствии с Гражданским кодексом РФ, Федеральным законом от 26.10.2002 № 127-ФЗ (в ред. от 03.07.2016) «О несостоятельности (банкротстве)» (далее — Федеральный закон № 127-ФЗ и Федеральным законом № 129-ФЗ.
Причин для ликвидации бизнеса много — от убыточности предприятия до невозможности исполнять обязанности по выплате задолженностей кредиторам, контрагентам и пр.
Процедуру банкротства часто используют в качестве причины ликвидации, чтобы не прибегать к добровольной ликвидации. Так предприятия добиваются законного снятия долгов.
Преднамеренное банкротство влечет за собой уголовную ответственность (ст. 196 Уголовного кодекса РФ).
Прекращение деятельности индивидуального предпринимателя
Порядок государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя представлен в ст. 22.3 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ.
Причины прекращения деятельности индивидуальными предпринимателями:
- убыточность деятельности или невысокая прибыльность;
- расширение бизнеса, необходимость иной формы деятельности, например общества с ограниченной ответственностью (ООО);
- прекращение действия документов на право осуществления коммерческой деятельности физическим лицом;
- смерть физического лица или его переезд за пределы Российской Федерации с потерей гражданства и др.
Законодательством Российской Федерации для ликвидации индивидуального предпринимателя предусмотрена упрощенная система по сравнению с ликвидацией бизнеса для юридических лиц.
Инструкция по прекращению деятельности в качестве индивидуального предпринимателя
1. Погашаем задолженность перед контрагентами и по обязательным выплатам в бюджет (Федеральная налоговая служба (ФНС), Пенсионный фонд РФ (ПФР), Фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС) и Фонд социального страхования (ФСС)).
Из Пенсионного фонда можно взять документ, подтверждающий представление сведений в территориальный орган Пенсионного фонда. На сайте ФНС разъяснено, что документ, подтверждающий представление сведений в территориальный орган Пенсионного фонда, не обязателен. Если заявитель не представит этот документ, нужную информацию территориальный орган Пенсионного фонда направит налоговому органу в электронном виде в рамках межведомственного обмена.
2. Увольняем сотрудников (при их наличии). Если у индивидуального предпринимателя работают наемные сотрудники, с ними необходимо расторгнуть трудовые договоры, выплатить заработную плату, компенсации, перечислить платежи в бюджет (ПФР, ФОМС и ФСС).
3. Направляем в налоговую заявление по форме Р26001 о государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя (Приказ ФНС России от 25.01.2012 № ММВ-7-6/25@ (в ред. от 25.05.2016) «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств» (далее — Приказ ФНС)).
Заявление необходимо заполнить лично в налоговом органе либо на сайте ФНС. В приложении 20 к Приказу ФНС указаны основные требования к оформлению заявления.
При подписании заявления у физического лица обязательно должен быть паспорт гражданина Российской Федерации.
Раздел 3 заявления заполняется должностным лицом регистрирующего органа, принявшим заявление.
Пример заполнения заявления по форме Р26001
4. Оплачиваем госпошлину и передаем квитанцию об оплате в налоговую. Сформировать квитанцию на уплату госпошлины можно с помощью сервиса «Уплата госпошлины» на сайте ФНС, указав данные плательщика: ИНН (обязательно к заполнению для безналичной электронной оплаты), ФИО и адрес места жительства.
5. Получаем свидетельство о государственной регистрации прекращения деятельности физическим лицом в качестве индивидуального предпринимателя и выписку из ЕГРИП (обычно это пять рабочих дней с момента подачи заявления и оплаченной квитанции в налоговую).
Мы рассмотрели процедуру самостоятельной добровольной ликвидации. Также можно воспользоваться услугами юридических фирм.
Ликвидация юридического лица
Порядок государственной регистрации ликвидации юридического лица или исключения недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц определен в ст. 22 Федерального закона № 129-ФЗ.
Государственная регистрация ликвидации юридического лица осуществляется регистрирующим органом по месту нахождения ликвидируемого юридического лица.
Инструкция по ликвидации юридического лица
1. На общем собрании принимаем решение о ликвидации и создаем ликвидационную комиссию (или назначаем ликвидатора). К ликвидационной комиссии переходят полномочия по управлению делами юридического лица. Она от имени ликвидируемого юридического лица выступает в суде, обязана действовать добросовестно и разумно в интересах ликвидируемого юридического лица, а также его кредиторов.
2. Подаем в налоговую решение о ликвидации и уведомление о ликвидации юридического лица по форме Р15001 в течение трех рабочих дней после принятия решения о ликвидации.
Приложения к уведомлению по форме Р15001:
- лист А, в котором указываются сведения о формировании ликвидационной комиссии/назначении ликвидатора;
- лист Б, в котором указываются сведения о заявителе.
Пример заполнения уведомления о ликвидации юридического лица по форме Р15001
3. Ликвидационная комиссия обязана опубликовать в журнале «Вестник государственной регистрации» сообщение о ликвидации, а также о порядке и сроке заявления требований кредиторами.
4. Рассчитываем задолженность перед контрагентами, кредиторами и по обязательным выплатам в бюджет (ФНС, ПФР, ФОМС и ФСС).
Из Пенсионного фонда необходимо взять документ, подтверждающий представление сведений в территориальный орган ПФР. На сайте ФНС разъяснено, что документ, подтверждающий представление сведений в территориальный орган Пенсионного фонда, не обязателен. Если заявитель не представит этот документ, нужную информацию территориальный орган ПФР направит налоговому органу в электронном виде в рамках межведомственного обмена.
Обратите внимание!
Если ликвидационная комиссия установит, что имущества юридического лица недостаточно для удовлетворения всех требований кредиторов, дальнейшая ликвидация юридического лица может осуществляться только в порядке, установленном законодательством о несостоятельности (банкротстве).
5. Увольняем сотрудников (при их наличии): расторгаем трудовые договоры, выплачиваем заработную плату, компенсации, вносим платежи в бюджет (ПФР, ФОМС и ФСС), закрываем расчетный счет, уничтожаем печати и пр.
6. Ликвидационная комиссия предоставляет в налоговую:
- заявление о государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией по форме Р16001;
- ликвидационный баланс, утвержденный учредителями (участниками);
- квитанцию об уплате государственной пошлины (сформировать можно на сайте ФНС);
- документ, подтверждающий представление сведений в территориальный орган ПФР (не обязателен).
От момента публикации в СМИ до составления ликвидационного баланса проходит не менее двух месяцев, за это время зачастую проводят налоговую выездную проверку.
К заявлению по форме Р16001 прилагается лист А с полной информацией о заявителе.
Пример заполнения заявления о ликвидации юридического лица по форме Р16001
7. Получаем документы о государственной регистрации ликвидации юридического лица (на шестой рабочий день с даты подачи документов в налоговую) или отказ в ликвидации с пояснением причины отказа.
Ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо — прекратившим свою деятельность после внесения об этом записи в ЕГРЮЛ.
Ликвидация в процедуре банкротства
В соответствии с Федеральным законом № 127-ФЗ несостоятельность (банкротство) — это признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.
Основной признак банкротства — неспособность предприятия выполнить требования кредиторов в течение трех месяцев со дня наступления сроков платежей, которые в совокупности составляют не менее чем 300 тыс. руб.
По истечении трех месяцев кредиторы имеют право обратиться в арбитражный суд для признания предприятия-должника банкротом.
Предпосылки наступления банкротства могут быть внутренними и внешними.
Внутренние факторы — это ошибки руководства или персонала:
- некомпетентность руководства;
- ухудшение качества продукции;
- снижение спроса на продукцию;
- высокая себестоимость продукции;
- низкая рентабельность продукции;
- длительный цикл производства;
- наращивание долгов и т. д.
Внешние факторы возникают вне предприятия и обычно находятся вне сферы его влияния:
- инфляция;
- изменение банковских процентных ставок и условий кредитования;
- изменение налоговых ставок и таможенных пошлин;
- изменения законодательства и т. д.
На основании заявления в арбитражный суд о признании должника банкротом (может подать и сам должник) проводятся процедуры банкротства:
1. Наблюдение.
Основные задачи — сохранить имущество и проанализировать финансовое состояние должника.
Эту процедуру проводит арбитражный управляющий.
Работа арбитражного управляющего не заменяет работу руководства предприятия — оно продолжает руководить финансово-хозяйственной деятельностью, но уже под контролем временного управляющего, согласовывая с ним все сделки.
Основная задача временного управляющего — поиск источников для восстановления платежеспособности должника.
На основании отчета временного управляющего о проделанной работе арбитражный суд может вынести заключение о признании должника банкротом с дальнейшей процедурой ликвидации или перейти к другим процедурам, которые могут позволить восстановить платежеспособность должника.
2. Финансовое оздоровление.
Цель — восстановить платежеспособность и погасить задолженность в соответствии с утвержденным графиком. Эту процедуру называют еще реабилитационной, так как она способствует сохранению должника.
На данном этапе важно определить источники финансирования и сроки, в течение которых предполагается восстановить платежеспособность.
По итогам финансового оздоровления арбитражный суд принимает решение:
- о прекращении производства по делу о банкротстве, если нет непогашенной задолженности;
- о введении внешнего управления, если есть вероятность восстановления платежеспособности;
- о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства в случае отсутствия оснований для прекращения производства по делу о банкротстве или введения процедуры внешнего управления.
3. Процедура внешнего управления (реабилитационная процедура, направленная на восстановление платежеспособности).
Платежеспособность будет считаться восстановленной при отсутствии у должника денежных обязательств и обязательных платежей, неисполненных более чем три месяца.
Задача внешнего управления — найти возможность рассчитаться или реструктурировать обязательства, исполнение которых уже просрочено.
В рамках внешнего управления арбитражным судом назначается внешний управляющий, полномочия руководителя предприятия-должника прекращаются, управление предприятием переходит в руки временного управляющего.
Если процедура не принесла положительного результата, выносится ходатайство о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства.
4. Конкурсное производство.
Применяется к должнику, признанному банкротом, ее конечный результат — ликвидация предприятия-должника.
Ликвидация происходит путем консолидации имущества должника (конкурсной массы) и последующего распределения между кредиторами денежных средств, вырученных от его продажи. Процедура вводится сроком на один год, но может быть еще продлена на шесть месяцев.
Цель конкурсного производства — соразмерное удовлетворение требований кредиторов путем продажи активов.
Сообщение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства подлежат обязательному опубликованию в официальном издании, определенном правительством Российской Федерации.
Конкурсный управляющий обязан:
- привлечь независимого оценщика для оценки имущества;
- уведомить работников о предстоящем увольнении;
- проанализировать финансовое состояние;
- сформировать конкурсную массу (имущество).
Определение арбитражного суда о завершении конкурсного производства является основанием для внесения в ЕГРЮЛ записи о ликвидации предприятия-должника.
Мировое соглашение
На любой стадии рассмотрения арбитражным судом дела о банкротстве предприятия-должника его конкурсные кредиторы и уполномоченные органы вправе заключить мировое соглашение о прекращении судебных споров и взаимных уступках.
Решение о заключении мирового соглашения со стороны конкурсных кредиторов и уполномоченных органов принимается собранием кредиторов большинством голосов от общего числа голосов конкурсных кредиторов и уполномоченных органов в соответствии с реестром требований кредиторов и считается принятым при условии, если за него проголосовали все кредиторы по обязательствам, обеспеченным залогом имущества должника.
Антикризисное управление
Для корректного антикризисного управления и формирования его стратегии необходимо проводить анализ финансовой устойчивости и платежеспособности предприятия. Цель такого анализа — установить степень краткосрочной и долгосрочной платежеспособности.
Финансовая устойчивость организации характеризуется состоянием финансовых ресурсов, обеспечивающих бесперебойный расширенный процесс производства и реализации продукции на основе роста прибыли.
Платежеспособность характеризует возможности организации своевременно расплачиваться по своим обязательствам.
Основные источники информации для проведения анализа вероятности банкротства любого предприятия — бухгалтерский баланс и отчет о финансовых результатах (формы 1 и 2 бухгалтерской отчетности).
Система показателей, используемая для анализа платежеспособности и финансовой устойчивости организации на основании Методологических рекомендаций по проведению анализа финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденных Госкомстатом России 28.11.2002:
1. Коэффициент соотношения заемных и собственных средств:
К1 = (Заемные средства / Собственные средства) x 100 % = ((стр. 1400 ф. 1 + стр. 1500 ф. 1) / стр. 1300 ф. 1) x 100 %.
Характеризует обеспеченность заемных средств собственными. Рекомендуемое значение — меньше или равно 100 %.
2. Коэффициент автономии:
К2 = (Собственные средства / Валюта баланса) x 100 % = (стр. 1300 ф. 1 / стр. 1700 ф. 1) x 100 %.
Характеризует степень зависимости от внешних источников финансирования. Рекомендуемое значение — 50 %.
3. Коэффициент маневренности:
К3 = (Собственные оборотные средства / Собственные средства) x 100 % = ((стр. 1300 ф. 1 – стр. 1100 ф. 1) / стр. 1300 ф. 1) x 100 %.
Определяет долю собственных средств, вложенную в наиболее маневренные активы. Рекомендуемое значение — 50–60 %.
4. Коэффициент обеспеченности собственными материальными оборотными активами:
К4 = (Собственные оборотные средства) / Запасы x 100 % = ((стр. 1300 ф. 1 – стр. 1100 ф. 1) / (стр. 1210 ф. 1 + стр. 1220 ф. 1)) x 100 %.
Рекомендуемое значение — 60 %. Если величина материальных запасов значительно выше обоснованной потребности, то собственные оборотные средства могут покрыть лишь часть материальных запасов.
5. Коэффициент обеспеченности собственными оборотными активами:
К5 = (Собственные оборотные средства / Оборотные активы) x 100 % = ((стр. 1300 ф. 1 – стр. 1100 ф. 1) / стр. 1200 ф. 1) x 100 %.
Рекомендуемое значение — 10 %. При значении коэффициента менее 10 % структура баланса признается неудовлетворительной, а предприятие — неплатежеспособным. Более высокое значение показателя (до 50 %) свидетельствует о хорошем финансовом состоянии предприятия и возможности проводить независимую финансовую политику.
6. Долг к капитализации:
К6 = (Долгосрочные обязательства / (Собственные средства + Долгосрочные обязательства)) x 100 % = (стр. 1400 ф. 1 / (стр. 1300 ф. 1 + стр. 1400 ф. 1)) x 100 %.
Рост показателя — негативная тенденция, означающая усиление зависимости от внешних факторов.
7. Коэффициент финансовой стабильности:
К7 = (Собственные средства + Долгосрочные обязательства) / Валюта баланса x 100 % = ((стр. 1300 ф. 1 + стр. 1400 ф. 1) / стр. 1700 ф. 1) x 100 %.
Характеризует долю источников финансирования, используемых организацией длительное время. Рекомендуемое значение — 50 %.
8. Коэффициент абсолютной ликвидности:
К8 = (Денежные средства + Финансовые вложения) / Краткосрочные обязательства x 100 % = ((стр. 1250 ф. 1 + стр. 1170 ф. 1) / стр. 1500 ф. 1) x 100 %.
Показывает, какая часть краткосрочных обязательств может быть погашена на конкретную дату. Рекомендуемое значение — 20 %.
9. Коэффициент ликвидности:
К9 = (Денежные средства + Финансовые вложения + Дебиторская задолженность) / Краткосрочные обязательства x 100 % = ((стр. 1250 ф. 1 + стр. 1170 ф. 1 + стр. 1230 ф. 1) / стр. 1500 ф. 1) x 100 %.
Характеризует, какая часть краткосрочных обязательств может быть погашена за счет денежных средств и ожидаемых поступлений. Рекомендуемое значение — 80–100 %.
10. Коэффициент текущей ликвидности:
К10 = (Краткосрочные активы / Краткосрочные обязательства) x 100 % = (стр. 1200 ф.1 / стр. 1500 ф.1) x 100 %.
Характеризует, в какой степени оборотные активы покрывают краткосрочные обязательства. Рекомендуемое значение — 200 %.
Негативные тенденции — опережающий рост краткосрочных обязательств по сравнению с оборотными активами, снижение ликвидности (реализуемости) активов, снижение чистых активов и оборотного капитала.
Недостаток коэффициентов ликвидности заключается в том, что указанные показатели предполагают, что организация в один момент должна погасить свои долги, т. е. когда начат процесс банкротства. Для нормально функционирующих организаций значение показателей может быть ниже рекомендуемых (например, для организаций с высокой оборачиваемостью активов).
Рассмотрим порядок оценки вероятности банкротства на примере.
Пример
ООО «Альфа» производит автомобили, предоставляет услуги по их ремонту и техническому обслуживанию, а также проводит научно-исследовательскую работу в области методических рекомендаций по ремонту автомобилей и их составных частей, разработке новейших методик в области диагностики их состояния.
Исходные данные для анализа динамики изменения представлены в табл. 1.
Таблица 1. Исходные данные для анализа вероятности банкротства предприятия ООО «Альфа» за 2013–2016 гг.
Показатель
Строка бухгалтерской отчетности
Значение показателя 2013 г., тыс. руб.
Значение показателя 2014 г., тыс. руб.
Значение показателя 2015 г., тыс. руб.
Значение показателя 2016 г., тыс. руб.
Источник