Способы предъявления стимульного материала придуманные черри

Цветовой тест М. Люшера

М. Люшер обозначает цвета 1, 2, 3 и 4 основными, что, в общем, не противоречит теории цветового восприятия. К этим основным цветам, несущим максимальную информационную (психодиагностическую) нагрузку автор добавил «для повышения информативности» теста еще четыре дополнительных цвета. Обоснование необходимости именно 8 цветов не дается. Хотя логически можно допустить, что с увеличением их числа будет прогрессивно нарастать субъективная сложность выборов испытуемого и, следовательно, увеличиваться длительность обследования и ненадежность каждого отдельного выбора.

В руководстве к цветовой методике не указаны стандартные характеристики цветовых тонов стимульного материала, хотя М. Люшер упоминает, что отобрал их из тысяч разных оттенков. Ознакомление с вариантами стимульного материала, изданными в ФРГ, Анлии и Швейцарии, показывает, что:

Имеются расхождения в размере и форме карточек.

  1. Разнятся способы предъявления карточек (отдельные карточки либо цветовые квадраты, напечатанные на одной из страниц руководства к методике).
  2. Не совпадают полиграфические характеристики карточек (глянцевитость-матовость, глубина печати, наличие-отсутствие защитного слоя).
  3. По 1-2 карточкам незначительно расходятся оттенки цветов.

Практический опыт показал, что незначительные отклонения оттенков цвета в тестовом наборе от эталона не изменяют статистически значимо усредненных результатов группового обследования. Однако точно определить границы допустимых колебаний оттенков в настоящее время не представляется возможным. И поэтому для получения сопоставимых результатов следует пользоваться стандартным цветовым набором.

Иногда задается вопрос о возможности использования вместо цветовых карточек, карточек с названиями цветов. Систематически, насколько нам известно, этот вопрос не исследовался. Поскольку существенная замена оттенка того или иного цвета из стандартного набора статистически значимо изменяет групповые предпочтения, сопоставимость этих двух процедур тестирования кажется весьма проблематичной. Тем более, что групповые стереотипы представлений об «истинном» красном, «истинном» синем и т.д. цветах не совпадают с оттенками цветов М. Люшера.

В специально поставленном исследовании нами установлено, что, выполняя задачу на свободную сортировку цветов на четыре группы (самые приятные, приятные, безразличные и неприятные), испытуемые чаще всего идут путем, рекомендуемым М. Люшером: сначала выбирают наиболее приятные, потом приятные, потом безразличные, и последними остаются неприятные цвета.

Переделка инструкции после выбора испытуемым первых пяти цветов (– теперь выбирать наиболее неприятный цвет –), как показывает опыт, нецелесообразна: подавляющее большинство испытуемых никаких затруднений в выборах не испытывает. В свою очередь, изменение инструкции тормозит работу испытуемого (удлиняет обследование) и способствует ошибкам в записи выборов экспериментатором.

Повышение информативности второго выбора проверялось специально. Выборке здоровых испытуемых предлагалось заполнить анкету САН с инструкцией «Как я себя чувствую в последнее время» и последовательно без перерывов разложить цветовые карточки 10 раз. В корреляционном анализе соотносились характеристики цветовых предпочтений, усредненные по первым двум раскладкам, первым трем и т.д. до 10 включительно, а также шкальные и частные оценки анкеты САН. Если под «информативностью» понимать количество статистически значимых коэффициентов корреляции между показателями анкеты САН и соответствующим усредненным набором предпочтений, то можно утверждать, что информативность Цветовых предпочтений существенно растет от 1 к 8 предъявлениям, а затем резко падает. В целях повышения информативности результатов тестирования и при сохранении его временной оперативности мы рекомендуем ставить перед испытуемым задачу раскладывания цветового ряда многократно. После появления пятого ряда порядка цветопредпочтения предъявление прекращается, а цветовые ряды испытуемого усредняются.

Предъявление испытуемому набора из 8 карточек имеет как положительные, так и отрицательные стороны. А именно:

  1. Процедура обследования группы тормозится тем, что один экспериментатор может работать только с одним испытуемым.
  2. Испытуемый невольно запоминает свою раскладку цветов, и невозможно гарантировать, что при дальнейших обследованиях эта память не будет влиять на его цветовые предпочтения.
  3. Легко запоминается и психофизиологическое содержание предпочтения каждого из восьми цветов. Поэтому, если такая информация каким-либо путем стала доступной испытуемому, он начинает невольно выбирать уже не из цветов, а из содержания этих цветов.
Читайте также:  Изготовление помады холодным способом

Для устранения указанных недостатков нами предложен и апробирован вариант «Попарное сравнение». В этой модификации испытуемому последовательно предъявляются 28 карточек, на каждой из которых по два цветовых квадрата. Эта серия карточек дает возможность сравнить попарно каждый цвет из стандартного набора с каждым. При такой процедуре без затруднений можно обследовать одновременно 6 испытуемых; в подавляющем большинстве своем не запоминаются не только порядок выборов, но даже не фиксируются количество и состав цветовых стимулов; у испытуемого не остается времени для выборов по психофизиологическому содержанию (если он знает характеристики цветов). Специально проведенные исследования показали, что обследования по обоим вариантам предъявления стимульного материала приводят к статистически существенно не различающимся среднегрупповым оценкам цветовых предпочтений.

Источник

Психологическая готовность ребенка к школе.
учебно-методический материал на тему

1 Диагностические методики готовности ребенка к школе. 2.Ребенок успешно освоившей программу подготовки к школе это. 3.Глоссарий понятий.

Скачать:

Вложение Размер
Психологическая готовность ребенка к школе 92.5 КБ

Предварительный просмотр:

ребёнка к школе»

(выступление на методическом совещание воспитателей НС(К)НШ-ДС№89)

1 Диагностика психологической готовности ребенка к школе…………………….7

1.1 Понятие психодиагностики и ее методы………………………………………. 8

2 Ребенок успешно освоивший программу дошкольного образования…………. 9

4 Список использованных источников……………………………………………..11

В психическом развитии ребенок проходит ряд этапов, каждый из которых отличается определенным своеобразием. В любой из этих периодов в психике детей появляется что-то качественно новое, так называемые новообразования. К таким новообразованиям относится, например, осознание самого себя и противопоставление своих самостоятельных действий совместным действиям со взрослыми у трехлетнего ребенка. Или формирование воображения и символической функции сознания у дошкольников, стремление их к общественно оцениваемой деятельности, что является одной из основных предпосылок готовности к школьному обучению [1] .

Проблема психологической готовности к школе в последнее время стала очень популярной среди исследователей различных специальностей. Психологи, педагоги, физиологи изучают и обосновывают критерии готовности к школьному обучению, спорят о возрасте, с которого наиболее целесообразно начинать учить детей в школе. Интерес к указанной проблеме объясняется тем, что образно психологическую готовность к школьному обучению можно сравнить с фундаментом здания: хороший крепкий фундамент – залог надежности и качества будущей постройки. [2]

От того, как подготовят ребенка к школе родители и педагоги, от их сегодняшней настойчивости, от понимания ими проблем и задач, стоящих перед дошкольником, зависят его успехи в учебной деятельности, а значит, ощущение радости и удовлетворения от каждого рабочего дня [3] .

Проблемами подготовки детей к школе и диагностики их психологической готовности к обучению занимались и продолжают заниматься многие педагоги и психологи в нашей стране и за рубежом. Эта тема и в настоящее время остается спорной и привлекает внимание общества.

Вопросы о том, с какого возраста целесообразно отдавать ребенка в школу, достаточно ли он подготовлен к началу систематического обучения, как первоклассник сможет адаптироваться к новым условиям, волнуют родителей и побуждают обращаться за помощью к психологам. Своевременная и правильная диагностика психического развития детей помогает выявить недостатки и нарушения психики, трудности в овладении теми или иными видами деятельности, вовремя начать коррекционно-развивающую работу.

Диагностика психологической готовности детей к школьному обучению призвана определить уровень их интеллектуального развития, наличие (либо отсутствие) желания учиться, эмоционально-волевые качества и некоторые другие психологические параметры развития будущих школьников.

Объект исследования – диагностика психологической готовности детей к школе.

Цели – исследование методов диагностики психологической готовности детей к школе, выявление наиболее показательных из них, формулировка предложений для совершенствования навыков и умений диагностики психологической готовности дошкольников к систематическому обучению.

Предмет исследования – надежность диагностических методик для определения психологической готовности детей к школе.

Задачами исследования являются:

— анализ теоретических сведений и изучение литературы по данной

теме с целью ознакомления с различными подходами к проблеме психологической готовности дошкольников к обучению в школе;

-определение психологических основ диагностики уровня и качества подготовленности детей к школе;

В соответствии с выбранной темой, целями и задачами исследования можно предположить, что данная работа будет иметь практическую значимость для психологов школ и дошкольных учреждений, занимающихся проблемой психологической готовности детей к школьному обучению; после предварительного изучения фактов и характерных черт диагностических методик различных авторов будет найден оптимальный вариант программы психолого-педагогической диагностики готовности детей к школе.

Гипотеза: выбранные методики диагностики психологической готовности к школе имеют достаточно высокий уровень надежности; при анализе результатов двух похожих тестов можно получить достаточно близкие параметры готовности детей к обучению в школе и выразить их в виде положительной корреляции

1 Диагностика психологической готовности ребенка к школе

  1. Понятие психодиагностики и ее методы

Психодиагностика в переводе с греческого означает «познание различий души». В современной интерпретации слово «психодиагностика» означает буквально «постановка психологического диагноза», что является основной целью психодиагноста.

Психодиагностика – область психологической науки и важнейшая форма психологической практики, которая связана с разработкой и использованием разнообразных методов распознавания индивидуальных особенностей человека (группы людей). [4]

В настоящее время в зарубежной литературе понятие «психодиагностика» используется как: синоним психологического тестирования; получение данных о личности с помощью проективных методик (а также их разработка); теория и практика оценки психического состояния больных с помощью психологических тестов [5] .

Психологическая диагностика как отрасль психологического знания предназначена для измерения, оценки и анализа индивидуально-психологических и психофизиологических особенностей человека, для выявления различий между группами людей, объединенных по какому-либо признаку [6] .

Средства современной психодиагностики по качеству можно разделить на две группы: формализованные и неформализованные методики. К формализованным относятся тесты, опросники, проективные и психофизиологические методики. Для них характерны: определенная регламентация, объективизация процедуры обследования (соблюдение инструкций, строго определенные способы предъявления стимульного материала, невмешательство исследователя в деятельность испытуемого), стандартизация, надежность, валидность. Данные методики позволяют собрать диагностическую информацию в относительно короткие сроки и в таком виде, который дает возможность количественно и качественно сравнивать индивидов между собой.

К малоформализованным диагностическим методикам следует отнести наблюдение, беседу, анализ продуктов деятельности. Эти методики дают ценные сведения об испытуемых и в полноценном диагностическом обследовании дополняют другие методики.

Для определения психологической готовности детей, поступающих в школу, применяются методы, выявляющие сформированность психологических

предпосылок к обучению.

Для понимания психического развития диагностика должна включать в себя как выявление новообразований закончившегося возрастного периода, так и появление и уровень развития симптомов, характеризующих следующий этап. Например, при переходе от дошкольного к младшему школьному возрасту должны учитываться сформированность игровой деятельности, уровень развития наглядно-образного мышления, познавательных мотивов, общих представлений, использование символических средств, а также обобщение переживаний, связанных с оценкой, развитие самоконтроля.

Все методы диагностики готовности к школьному обучению претендуют на прогностическую значимость, но не все из них имеют надежную корреляцию с успехами ребенка в школе. Это обстоятельство требует особой четкости в постановке задач диагностики готовности к школе, которая должна проводиться, прежде всего, в интересах профилактики.

Определение готовности к школьному обучению целесообразно в следующих случаях [7] :

  1. выявление особенностей психического развития детей с целью разработки индивидуального подхода к ним в учебно-воспитательном процессе, определение наиболее благоприятных сроков поступления ребенка в школу и формы обучения;
  2. выявление детей, не готовых к школьному обучению, с целью проведения с ними развивающей работы, направленной на профилактику школьной неуспеваемости и дезадаптации;
  3. распределение будущих первоклассников по классам в соответствии с их зоной ближайшего развития, что позволит каждому ребенку развиваться в оптимальном для него режиме;
  4. отсрочка на один год начала обучения детей, не готовых к школе (при условии, что им еще не исполнилось 7 лет).

Последнее допускается только по отношению к детям, не достигшим семилетнего возраста. Психологические исследования показали, что обучение с шести лет целесообразно лишь при наличии психологической готовности ребенка к школе. В противном случае обучение шестилеток наносит существенный ущерб их психическому развитию. С шестилетками, не готовыми к школьному обучению, необходимо заниматься по специальным развивающим психологическим программам до начала систематического обучения в школе.

В зависимости от того, каких теоретических взглядов придерживаются психологи на проблему готовности к школе, они используют те или иные методы диагностики. Но четко классифицировать эти методы довольно сложно из-за отсутствия однозначности в использовании глобальных психологических понятий.

замена объясняется тем, что термин «интеллект» приобрел слишком много побочных значений и его использование может привести к неправильному толкованию тестовых показателей». [8]

Учитывая обозначенную трудность, все методы диагностики готовности к школе можно условно сгруппировать следующим образом: тесты школьной зрелости, тесты достижений и способностей, методы определения сформированности психологических предпосылок овладения учебной деятельностью.

Диагностические методики готовности к обучению к школе

Для изучения и выявления уровня развития познавательных процессов (внимание, память, мышление) и общего интеллектуального уровня развития дошкольников используется различные экспериментальные психологические методики, результаты которых фиксируются в разделе с указанием даты проведения и названия методики.

Диагностическое обследование включает в себя следующие методики:

Изучение мотивационной сферы (беседа, определение мотивов учения – автор А. Гинзбург);

Изучение произвольной сферы внимания (тест на развития самоконтроля, корректурная проба, игра «Да» и «Нет»);

Изучение памяти и мышления (методика «Сапожки», методики «Пикрограмма», «10 слов» — А.Лурия );

Определение уровня развития мелкой моторики (пробы «Подними пальчик», «Нарисуй окружность» «Спички»)

определение мануально-сенсорной латерализации с использованием проб (см. Николаева Е.И. «Леворукий ребенок»; диагностика, обучение, коррекция. – СПБ: Детство-пресс,2005. – С. 83-100)

(Материалы московской гуманитарной академии переподготовки

работников социальной сферы)

3. Ребенок успешно освоивший программу дошкольного образования

Здоровый – обладающий хорошим здоровьем (имеет соответствующие возрасту антропометрические показатели, относительно устойчик к инфекциям, не имеет хронических заболеваний и др.)

Физически развитый – у ребенка сформированы основные двигательные качества (ловкость, гибкость, скоростные и силовые качества)

Коммуникативный – свободно общается со взрослыми и сверстниками, способен выражать свои намерения и чувства с помощью лингвистических и паралингвистических средств. Свобода общения предполагает практическое овладение ребенком нормами русской речи.

Сообразительный – способный решать интеллектуальные и личностные проблемы (задачи), адекватные возрасту.

Любознательный – проявляющий интерес ко всему новому и непонятному.

Креативный (фантазер и выдумщик) – воображающий, придумывающий, способный к созданию нового в рамках адекватной возрасту деятельности. Например, в рамках продуктивной деятельности – к созданию нового образа в рисунке, лепке, аппликации; в рамках конструктивной деятельности – к созданию новой конструкции.

Книголюб – любитель чтения (слушания) книг.

Осведомленный – обладающий кругозором, адекватным своему возрасту – представлениями о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе.

Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности:

Источник

Читайте также:  Известный приставочно суффиксальным способом
Оцените статью
Разные способы