- Способы, методы и правила предотвращения межличностных конфликтов
- Методы предупреждения и разрешения межличностных конфликтов
- Профилактика межличностных конликтов
- Понятие профилактики
- Межличностный конфликт как предмет изучения конфликтологии
- Готовые работы на аналогичную тему
- Профилактика межличностных конфликтов как способ их предотвращения
Способы, методы и правила предотвращения межличностных конфликтов
Сод. Модуль 15. Управление конфликтами.
5. Способы, методы и правила предотвращения межличностных конфликтов
6. Основные принципы социальной технологии управления конфликтом
7. Способы разрешения межиндивидуальных конфликтов
8. Управление конфликтами
на начало лекции
На любом уровне, в любом звене управленческой деятельности, каких бы масштабов она ни достигала: от маленькой организации, состоящей из нескольких человек, вплоть до многомиллионных государств, — людям, осуществляющим процесс управления, приходится сталкиваться с конфликтами. Это ставит их перед необходимостью овладеть умениями и навыками управленческого воздействия на развертывающиеся конфликтные противодействия.
Несомненно, первым социально-психологическим действием, создающим предпосылку разрешения конфликта, является умение определить, в чем заключены истинные причины конфликтного противостояния. Необходимо иметь в виду, что истинная причина конфликта довольно часто скрывается одной или обеими конфликтующими сторонами. Нередко в межличностном конфликте стремление избавиться от конкурента или занять его место, задетое самолюбие или обида (в том числе и давняя) маскируются заботой о деле, принципиальностью, желанием исправлять неблагоприятную в каком-то отношении ситуацию.
В предупреждении возможных конфликтов важную роль имеет умение внимательно изучать своих партнеров — товарищей по работе, учебе, проведению свободного времени, культурной, политической деятельности и т.п. Очень важно также проявлять интерес к каждому из них как личности, уметь находить взаимопонимание с ними по всем, в том числе и спорным вопросам, что позволяет снижать, а то и вовсе снимать напряженность в межличностных взаимоотношениях.
Способы предотвращения межличностных конфликтов:
1. Умение менеджера соблюдать принципы «социальной дистанции» во взаимоотношениях с другими людьми. Причем она не выделена конкретно. В одних ситуациях она едва различима, в других ее длина резко возрастает. Но каждый раз ее должен определить сам человек. В любом случае нельзя забывать, что социальная дистанциявыражает степень социально-психологической совместимости, близости или отдаленности людей; которая способствует легкости и трудности их взаимодействия и которая, если ее правильно выбрать и придерживаться, способна предотвратить межличностные конфликты, которые могут вспыхнуть, когда люди очень близки друг к другу, но могут возникнуть и в тех случаях, когда они чрезмерно далеки друг от друга.
2. Следование «правилу разнообразия». Чем больше взаимной заинтересованности партнеров по общению, чем разнообразнее их интересы и чем больше совпадения этих интересов, тем значительнее ресурс сотрудничества, тем меньше возможностей для возникновения конфликтного противостояния. Если же интересы, связывающие людей очень узки и ограничены (например, только финансовый, только сексуальный, только политический, только спортивной и т.п.), то база возможных конфликтов между этими людьми существенно расширяется.
3. Правило «сглаживания». Оно сводится к следующему: «сглаживатель» старается не выпустить наружу признака конфликта и ожесточенности, апеллируя к потребности в солидарности. Тем самым становится возможным погасить стремление к конфликтному противостоянию у другого человека.
Методы предотвращения межличностных конфликтов:
1. В своих советах, как расположить к себе людей, Д. Карнеги предлагает давать людям возможность почувствовать их значительность. Мы чаще всего стремимся расположить к себе других, демонстрируя перед ними свои достоинства- начитанность, доброту, отзывчивость и т.п., тогда как более короткий и эффективный путь к бесконфликтному сотрудничеству с другим человеком- предоставить ему возможность для проявления его личной значимости. Поэтому метод обращения к значимости другого и всемерной поддержки его значимости является очень важным компонентом в стратегии предотвращения межличностных конфликтов, а также более быстрого, безболезненного и эффективного их разрешения.
2. Метод исключаемой социальной демонстрации. Часто межличностные конфликты возникают из-за того, что один из партнеров по общению изо всех сил стремится к демонстрации своих достоинств, успеха, интеллекта, силы и т.п., вызывая тем самым раздражение и агрессивность окружающих, подталкивая их к конфликтному противодействию. Напротив, чем чаще и активнее мы исключаем социальную демонстрацию, т.е. произвольное или непроизвольное подчеркивание различий между нами и нашими партнерами по общению, тем меньше возникает поводов для межличностных конфликтов, тем больше шансов на конструктивное сотрудничество с окружающими.
Правила предотвращения межличностных конфликтов:
1. «Не употребляйте конфликтогенов». Напомним, что конфликто-генами называются слова, действия или бездействия, способные привести к конфликту.
2. Если мы на конфликтоген в наш адрес стремимся ответить более сильным конфликтогеном, то конфликт становится неизбежным. Поэтому «Не отвечайте конфликтогеном на конфликтоген «.
3. «Проявляйте эмпатию к собеседнику». Чтобы вспомнить одно из этих правил или оба их, нужно поставить себя на место контрагента, ощутить чувства, желания, понять мнение собеседника. Этот процесс называется эмпатией.
4. «Делайте как можно больше благожелательных посылов». Во взаимодействии людей друг с другом существует явление, противоположное конфликтогену. Это — благожелательные посылы в адрес собеседника. К их числу относится все, что поднимает настроение человеку: дружеская улыбка, внимание, интерес к личности, уважительное отношение, сочувствие и т.п.
|
Каждый из нас нуждается в положительных эмоциях, поэтому человек, одаривающий своего собеседника благожелательными посылами, способен предотвратить межличностный конфликт, даже если для такового возникают некоторые предпосылки.
Основные технологические фазы управленческого воздействия на предотвращение конфликтного взаимодействия изображены на схеме № 1.
Схема № 1. Технологические фазы управленческого воздействия на предотвращение конфликта.
на начало лекции
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
Источник
Методы предупреждения и разрешения межличностных конфликтов
Если в межличностном конфликте преобладают негативные тенденции (взаимная неприязнь, обиды, подозрения, недоверие, враждебные настроения и т. д.) и оппоненты не могут или не желают идти на диалог, то в качестве первого этапа урегулирования конфликта следует использовать так называемые косвенные методы урегулирования межличностного конфликта. Рассмотрим некоторые из этих методов.
1.Метод «выхода чувств». Оппоненту дают возможность высказать все, что у него наболело, и тем самым понижают спровоцированное конфликтом эмоционально-психологическое напряжение. После этого человек в большей степени предрасположен к поиску вариантов конструктивного урегулирования конфликтной ситуации.
2.Метод «положительного отношения к личности». Конфликтующий, прав он или виноват — всегда страдалец. Надо высказать ему свои сочувствия и дать положительную характеристику его личным качествам тина: «Вы человек умный и т.д.». Стремясь оправдать положительную оценку, прозвучавшую в его адрес, оппонент будет стремиться найти конструктивный способ разрешения конфликта.
3.Метод вмешательства «авторитарного третьего». Человек, находящийся в межличностном конфликте, как правило, не воспринимает высказанных оппонентом в его адрес положительных слов. Оказать содействие в таком деле может некто «третий», пользующийся доверием. Таким образом, конфликтующий будет знать, что его оппонент не такого уж плохого о нем мнения, и этот факт может стать началом поиска компромисса.
4.Прием «обнаженная агрессия». В игровой форме в присутствии третьего лица оппонентам дают «выговориться о наболевшем».
В таких условиях ссора, как правило, не достигает крайних форм и напряжение в отношениях оппонентов понижается.
5.Прием «принудительного слушания оппонента». Конфликтующим ставят условие внимательно слушать друг друга. При этом каждый, прежде чем ответить оппоненту, должен с определенной точностью воспроизвести его последнюю реплику. Сделать это достаточно трудно, так как конфликтующие слышат только себя, приписывая оппоненту слова и тон, которых в действительности не было. Предвзятость оппонентов друг к другу становится очевидной и накал напряженности в их отношении спадает.
6.Обмен позиций. Конфликтующим предлагают высказывать претензии с позиции своего оппонента. Этот прием позволяет им «выйти» за пределы своих личных обид, целей и интересов и лучше понять своего оппонента.
7.Расширение духовного горизонта спорящих. Это попытка вывести конфликтующих за рамки субъективного восприятия конфликта и помочь увидеть ситуацию в целом, со всеми возможными последствиями.
Важным этапом на пути разрешения конфликта является сама готовность к его разрешению. Такая готовность появляется вследствие переоценки ценностей, когда одна или обе конфликтующие стороны начинают осознавать бесперспективность продолжения противостояния. В этот период происходят перемены в отношениях к ситуации, к оппоненту и к самому себе. Меняется также конфликтная установка.
Для успешного разрешения конфликта, в конечном счете, необходимо, чтобы обе стороны проявили желание его разрешить. Но если такое желание будет проявлено хотя бы одной стороной, то и это даст больше возможностей и другой стороне для встречного шага. В межличностном конфликте люди как бы обоюдоскованы взаимными обидами, претензиями и другими негативными эмоциями. Сделать первый шаг на пути к разрешению конфликта довольно трудно: каждый считает, что уступить должен другой. Поэтому готовность к разрешению конфликта, проявленная одной из сторон, может сыграть решающую роль в разрешении конфликта в целом.
Источник
Профилактика межличностных конликтов
Вы будете перенаправлены на Автор24
Понятие профилактики
Конфликт – это противостояние двух начал, где проявляют активность обе стороны. Основная цель конфликта – разрешение противоречий между двумя субъектами.
Предупреждение конфликтов – цель намного более важная, чем задача их разрешения. Силы и средства, которые используются при предупреждении конфликтов, намного меньше тех, что затрачиваются при разрешении уже произошедших конфликтов, вот почему изучение данного направления представляет собой особый интерес. Заниматься такой деятельностью могут как студенты и преподаватели, так и правоохранительные органы, органы государственного управления, психологи.
Профилактика любыми науками рассматривается в качестве совокупности мер по укреплению ситуации, предупреждению и устранению причин негативного явления, то есть ее можно рассматривать в виде предварительных мер по недопущению чего-либо. В основном, толковые словари относят термин «профилактика» к медицинской сфере, говоря о необходимости предупреждения заболеваний. Конфликт заболеванием не является, но тем не менее нарушает баланс интересов между людьми, а потому тоже нуждается в предупреждении.
Межличностный конфликт как предмет изучения конфликтологии
Под межличностным конфликтом понимают конфронтацию, которая возникает в процессе коммуникативного воздействия индивида и социума.
Другими словами, когда между личностями возникает конфликт, он начинает сопровождаться психологической составляющей, требующей незамедлительного разрешения. Обязательным условием при этом является наличие какого-либо противоречия.
Рисунок 1. Межличностный конфликт. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Конфликты, как правило, создаются под влиянием объективных факторов. Например, появляется вакантная должность руководителя подразделения. Два сотрудника желают занять данную должность, в результате чего между ними возникает конфликт. При этом у личностей появляются определённые роли и статусы.
Готовые работы на аналогичную тему
Субъективные факторы также могут иметь значение при возникновении конфликтов. Например, определённое значение окажет то, в каком психологическом состоянии в данный момент времени находится какая-либо личность, вступающая в конфликт.
Конфликты могут возникнуть как между людьми, которые знают друг друга длительное время, так и между людьми, встретившимися впервые. Важную роль и в том, и в другом случае будет играть личное восприятие оппонента.
Необходимо отметить, что процесс конфликта имеет свою собственную, сложную структуру. В частности, он характеризуется минимум тремя позициями, которые отражают взаимное влияние субъектов:
- субъект, какой он есть в действительности;
- субъект, каким он видит самого себя;
- субъект, каким он видится другому.
Конфликт, как явление, преследует определённую цель. Межличностный конфликт, в частности, направлен на разрешение проблемы, которая в данный момент времени имеется между личностями. По мере конфликта у оппонентов появляется определённое отношение друг другу и установка действовать определённым образом. Это характеризует направленность проявления психики и поведения субъекта, который готов к восприятию будущих событий, как позитивных, так и негативных.
Мнение индивидов также может формироваться под воздействием слухов, доводов, мнений и их суждений о данном индивиде. Они могут генерироваться как одним человеком, так и какой-либо группой, стать следствием какого-либо явления и так далее.
Например, предприниматель договорился встретиться с каким-либо человеком, который в будущем должен был стать его партнером. Однако до деловой встречи он услышал от третьих лиц негативные отзывы о данном человеке, после чего, основываясь на их мнениях, он решает не продолжать дальнейшее сотрудничество.
Таким образом, негативная установка может усугубить раскол между оппонентами и затруднить урегулирование отношений между ними, в том числе и разрешении возникающих конфликтов. Однако нередко причиной конфликтов становится недоразумение, когда люди неправильно понимают друг друга. Это может происходить из-за того, что люди имеют разные представления о предметах, фактах, явлениях и так далее. То есть разные люди могут по-разному реагировать на реальные факты действительности, и это необходимо воспринимать как вполне естественное явление.
Профилактика межличностных конфликтов как способ их предотвращения
Профилактика конфликтов заключается в таком способе организации жизнедеятельности личностей, который исключил бы конфликты или свёл их к минимуму. Профилактика – это, по сути, предупреждение конфликта в широком смысле слова. Например, для того чтобы предупредить конфликты между подростками, нужно минимизировать деструктивные факторы, которые могут возникнуть.
Наиболее эффективной формой предупреждения конфликтов является устранение причин их возникновения. Однако причины, по которым могут возникнуть конфликты, весьма разнообразны, а потому требуется комплексный подход к профилактике конфликтов.
Так, выделяется несколько стадий формирования конфликта:
- возникновения конфликтной ситуации;
- осознание ситуации как конфликтной;
- конфликт;
- кульминация.
Кроме того, выделяют три типа позиции людей в конфликте:
- деструктивная, когда человек постоянно стремится расширить границы конфликта, принизить партнёра, негативно оценить его личность, проявить подозрительность и недоверие к нему, а также нарушать этику общения,
- непродуктивная, когда человек, вступающий в конфликт, пассивен, склонен к уступкам, может легко согласиться с точкой зрения другого партнёра, который давит на него, а также стремится уходить от острых вопросов;
- конструктивная, когда человек стремится урегулировать конфликт, найти его достойное решение, которое было бы приемлемо не только для него но и для другого участника, он открыт и искренен, лаконичен.
Так или иначе, путём конфликтов люди пытаются разрешить все проблемы, которые возникли у них на данный момент времени. Если мы говорим о коллективе, то для предотвращения конфликтов потребуются беседы и разговоры. Это означает, что все индивиды должны быть вовлечены в коллективную деятельность, сплочены и объединены опытным руководителем. Для профилактики конфликтов также могут быть использованы следующие способы:
- Просвещение, которое заключается в приобщения к психологическим знаниям.
- Психопрофилактика, то есть отслеживание и устранение причин девиантного поведения.
- Психоконсультирование – это консультирование индивидов, у которых имеются определённые проблемы, с целью систематического отслеживания их психологического статуса.
- Психодиагностика, которая подразумевает изучение внутреннего мира человека, с целью выявления психических отклонений и их последующей коррекции.
Источник