- Способы предупреждения лексических ошибок
- Работа по предупреждению лексических ошибок
- Предупреждение лексических ошибок
- Подсказки автору: 10 правил для избежания лексических ошибок в тексте
- Употребление лексической единицы в неверном значении
- Часть текста или одна фраза с характерным смыслом может пестреть словами другого порядка
- Наличие лишних слов и уточнений
- Недостаточность слов
- Многократные повторения или тавтология
- Речевая несочетаемость
- Ошибочное или неточное употребление фразеологизмов
- Неудачный подбор синонимов
- Неудачные использования близких по звучанию слов
- Ошибки в подборе антонимов
Способы предупреждения лексических ошибок
5. Употребление диалектных и просторечных слов и сочетаний: Петя шел взади (т. е. сзади); Обратно пошел дождь (т. е. опять); Вперед всех к реке прибежал Вова (т. е. быстрее всех, раньше всех, первым); поклал вместо положил, здоровый в значении большой и т. п. Подобные слова дети употребляют под влиянием .речи родителей, своего семейного речевого окружения. Устранение диалектизмов и просторечий возможно только на основе формирующегося понятия о литературном языке: младшие школьники уже могут понять, что наряду с литературным языком существуют и местные говоры.
Хотя причины лексических ошибок не одинаковы и, следовательно, неодинаковы и способы их исправления и разъяснения, но есть общий путь их предупреждения — это создание хорошей речевой среды, языковой анализ читаемых и пересказываемых текстов, выяснение оттенков значения слов в тексте, выяснение роли и целесообразности именно этого, а не какого-либо другого слова в данном контексте.
К группе морфолого-стилистических ошибок относится неправильное образование форм слов, неправильное словоизменение или словообразование. Укажем четыре относительно частых типа ошибок этой группы:
1. В начальных классах еще встречается детское словотворчество. Как правило, дети создают собственные слова в соответствии со словообразовательной системой современного русского языка: На стройке работают бетонщики, штукатурщики (надо: штукатуры), монтажники; приречная полоса (по аналогии с приморская, прибрежная. Все эти ошибки требуют индивидуального разъяснения.
2. Образование диалектных или просторечных форм от слов литературного языка: они хочут, он хотит вместо они хотят, он хочет; иха мама или ихняя мама вместо их мама; выстрельнул или стрельнул вместо выстрелил; пришел без пальта вместо пришел без пальто. Эти ошибки искореняются под влиянием общего языкового развития детей.
3. Пропуск морфем, чаще всего суффиксов (и постфикса): трудящие вместо трудящиеся; несколько раз выглядал в окно (нужно: выглядывал). Можно указать две причины подобных ошибок. Первая: ребенку трудно произносить громоздкие, со скоплением согласных слова типа трудящиеся; в устной речи школьник «теряет» отдельные звуки, их сочетания и даже морфемы, и это отражается в письменной речи. Следовательно, бороться с этими ошибками следует, развивая у школьников дикцию. Вторая причина — влияние просторечия.
Источник
Работа по предупреждению лексических ошибок
Проблема лексических ошибок разрабатывается психолингвистами и методистами. А.А. Леонтьев: «Речевая ошибка есть своего рода сигнал «шва» в речевом механизме, разошедшегося под влиянием тех или иных обстоятельств»[6].
Виды речевых ошибок:
- Употребление слова в несвойственном ему значении, отсутствие слова в лексиконе: Войска удалились из города. В зоопарке мы увидели двухбугорных верблюдов.
- Смешение синонимов.
Я хочу исправить свои пороки (недостатки).
Они любили вечерами совершать прогулки (гулять) по саду. (Смешение синонимов – глагольно-именного сочетания и слова; нарушение стиля).
На карнизе подвешены (повешены) занавески. У него организационный (организаторский) талант. Его критический ум все подвергает сомнению. Комичный сюжет пьесы.
Мои потомки были крестьянами. Девочка упала в воду, но тонуть (плавать) она не умела.
- Смешение ассоциативно близких слов.
Число вместо цифра, регион вместо область. Ёж вырыл конуру (нору).
- Плеоназм, тавтология, неоправданный повтор:
Охотник охотился, быстро кинуться. Белоснежный снег искрился на солнце. Мой брат учится на учителя.
- Нарушение лексической сочетаемости.
Одержать поражение, карие волосы, сильная дружба. Во всю длину комнаты растянулся шкаф. Кисельная барышня.
- Разрушение фразеологизма или употребление его в несвойственном ему значении.
Все делал через пень и колоду. Довел до белого колена. Сапоги он начистил вчера, чтобы утром надеть их на свежую голову. Она привыкла работать добросовестно, положа руку на сердце.
Неправильное называние нарушает требование точности речи (ошибки «неправильного называния»), в результате лексические единицы не выполняют в должной мере свою номинативную функцию. Это происходит из-за сбоев в механизме речи при выборе слова и установления его сочетаемости с другими словами.
Причина речевых ошибок: несовершенство механизма порождения речи (механизма лексического выбора и грамматического связывания), в результате происходит смешение в речи сходных по значению и/или форме лексических единиц.
Пути преодоления ошибок:
1 шаг — диагностика (тесты, наблюдение за речью учащихся),
2 шаг — классификация ошибок,
3 шаг — упражнения на основе сопоставления и дифференциации в речи языковых явлений.
Упражнение «Выбери слово». Вставь на место пропуска одно из слов:
1) У меня сегодня …настроение. Не следует вести … жизнь. (праздный, праздничный)
2) Какой … обед! Он плотно поел и сейчас … (сытый – сытный)
3) Она не умеет себя вести, ужасно невоспитанна, … Он совсем не разбираетсяв искусстве и литературе. Он … (невежа-невежда)
Вопросы и задания по разделу «Методика изучения лексики и фразеологии»
- Каковы задачи изучения лексики и фразеологии в школе? Перечислите умения и навыки, формируемые при изучении этого раздела.
- С какими разделами школьного курса РЯ связана работа по лексике?
- В чем заключается работа по обогащению словарного запаса учащихся (словарная работа)? Назовите принципы словарной работы на уроках РЯ.
- Перечислите типы и виды лексических упражнений.
- Назовите способы и приемы толкования слов (приведите примеры).
- Приведите примеры упражнений, способствующих предупреждению лексических ошибок.
- Назовите виды школьных словарей. Какова методика работы со словарями?
- Назовите типы лексических ошибок и их причины. Приведите примеры упражнений, способствующих предупреждению лексических ошибок.
- Сравните действующие учебные комплексы:
- Какие темы изучаются в разделе «Лексика. Фразеология»?
- В каком учебном комплексе задача обогащения словарного запаса учащихся решается более целенаправленно?
- Как реализуются требования программы обучать нормам языка и формировать культуру речи?
9. Приведите примеры из учебников русского языка, подтверждающие высказывание Л.П. Федоренко: «Учащимся необходимо показать тексты художественных произведений, в которых авторы добиваются лексико-грамматическими средствами особенной художественной выразительности».
10. Найдите и исправьте ошибки в ученических работах.
Источник
Предупреждение лексических ошибок
Лексическими нормами считаются нормы употребления слов в соответствии с их значениями и уместное употребление слов, правильный выбор в зависимости от ситуации общения и т.д.
Лексические нормы, или как еще их можно назвать, нормы словоупотребления, в литературном русском языке заключаются в следующем:
1) слово должно употребляться с учетом его лексического значения;
2) слово должно употребляться с учетом его стилистической окраски (принадлежности);
3) слово должно употребляться с учетом его лексической сочетаемости.
Эти правила при условии точности их соблюдения обеспечивают точность и правильность речи, как устной, так и письменной. Если не соблюдать вышеперечисленные правила лексических норм, то будут возникать лексические ошибки. Данные ошибки могут появляться и вследствие неправильного определения лексического значения того или иного слова, используемого в речи. Для того, чтобы правильно определить лексическое значение конкретного слова, необходимо обратиться к толковому словарю. Использование толкового словаря расширяет знания человека о правильной и культурной речи.
Точность и выразительность слова также необходимое условие для соблюдения лексических норм.
Точность слова — обязательное условие для его адекватного и полного понимания, следовательно, и для эффективности всей речи в целом. Точным называют такое слово, значение которого полностью соотнесено со смысловой и предметной сторонами контекста. Точность слова призвана помогать говорящему или пишущему верно выражать свои мысли, связывать их с действительностью.
В речи довольно часто можно встретиться с лексическими ошибками.
Типы лексических ошибок:
Пострадавшего необходимо облокотить о стену. В спортзале висела треугольная груша (сочетание «треугольная груша» неверно, т.к. в значение слова «груша» не входить понятие формы «треугольная»)
· Неоправданный пропуск слова:
Он занял первое место (пропущено слово «в олимпиаде») по английскому языку. Характеру Аркадия, как и его отцу (нужно «характеру его отца») свойственна мягкость. Белорусский народ будет жить плохо, но недолго…
неоправданный повтор слова: Саша сделал хороший доклад. В докладе он привёл много интересных фактов. Доклад получился очень хорошим, т.к. Саша учёл все замечания преподавателя, который предварительно познакомился с докладом. Доклад очень понравился всем нам.
Неоправданное использование однокоренных слов: Начало сессии начнётся в конце этого месяца.
Употребление ненужных уточняющих слов: Хочу познакомиться с этим юным вундеркиндом.
· Неоправданное использование антонимов:
В силу слабости своей позиции ему трудно было защищаться
· Неоправданное использование в речи заимствованных слов:Он носит бадж полицейского. Акопийская пропасть находится в курортном эпицентре, в Новом Афоне.
· Неоправданное использование устаревшей лексики, неологизмов, профессиональной и жаргонной лексики:
Список претензий длинен: подавление протестной активности, схлопывание деятельности неправительственных организаций.
· Неоправданное использование стилистически окрашенных слов, в частности канцеляризмов – словсярко выраженной окраской официально-делового стиля: За неимением красной розы жизнь моя будет разбита (использование отыменных предлогов). Необходимость усиления внимания изучению… (использование отглагольных существительных). Я обязательно поговорю с ним по этому вопросу (употребление универсальных слов). От неизвестного вируса скончался петух.
· Ошибки на неверное использование синонимов, многозначных слов, омонимов, паронимов:
o Смешение понятий:
В её разговоре Мартыну главным образом нравилась важная манера произносить букву «Р», словно это была не буква, а целая галерея, да ещё с отражением в воде (произошло смешение понятий «звук» и «буква» — речь идёт о звуке «Р» и его произнесении). Опасения врачей не оправдались.
o Неверный выбор синонима:
Реконструировал этот провинциальный клуб районный зодчий ( в данном контексте предложения следует употреблять слово «архитектор»)
o Неверное употребление многозначного слова или омонима:
o Смешение паронимов – слов, близких по звучанию, но различных по значению:
Приносим извинения за предоставленные неудобства.
Источник
Подсказки автору: 10 правил для избежания лексических ошибок в тексте
При обретении навыка составлять качественные тексты каждый автор учится грамотно формулировать свои мысли. Чрезвычайное внимание важно уделить соблюдению правил речи.
В статье предлагается систематизация ошибок от кандидата философских наук, литературного редактора Марины Голубевой.
Из нашей повседневной устной речи неточности неизбежно попадают в письменный формат. Очень благоприятным фоном для этого является отстаивание многими пользователями интернета своего права писать «как самому хочется», не заботясь о правилах.
Важность принятия лексических норм все же никуда не исчезает при создании статей, художественных произведений и даже простых комментариев в соцсетях. Культура диалога всегда была и остается визитной карточкой человека как при очном общении, так и при знакомстве онлайн. А речевая цивилизованность совершенно невозможна без знания норм лексики.
Соблюдение правил языка подразумевает уместность употребления понятий и слов. Это актуально, чтобы в диалоге сказанное понималось однозначно.
Например, в русском языке есть старинный глагол «опешить». В наше время глагол создает образ в речи говорящего сильного или неожиданного удивления. Но, памятуя о том, что в прежние века глагол «опешить» означал «остаться без лошади», некоторые люди не совсем верно его употребляют. Применяя в современном языке: «Я опешила, услышав эту новость», можно услышать и не вполне верное: «Ты меня опешила этой новостью».
По какой причине лучше придерживаться языковых норм? Предположим, есть слово «подушка». Матери семейства захотелось переименовать этот предмет в «лежалку», а ее ребенку больше нравится называть принадлежность «сонилкой» или «тюфячком». Эффективность общения и взаимопонимание в семье может резко снизиться из-за невозможности понять друг друга.
Теперь классифицируем часто встречаемые ошибки речи.
Употребление лексической единицы в неверном значении
Иногда в рассказе по причине таких несоответствий может создаваться неоправданный саркастический эффект: «Змея вырастила своих гаденышей».
Некоторые слова вследствие неверного использования с течением времени меняют стилистическую окраску. Например, слово «успех» в словаре Ожегова отражается в трех значениях, которые кратко можно обозначить так: «удача в достижении целей», «общественное признание» и «хорошие результаты в работе и учебе». В дореволюционный период в русском языке широко употреблялось выражение, относящееся к благотворительным жестам. Часто меценатство отмечалось фразой «делать (что-то) на успех людям». Сейчас же многогранное понятие «успех» чаще всего употребляется для отражения финансовых возможностей конкретного лица.
Часть текста или одна фраза с характерным смыслом может пестреть словами другого порядка
«Он, изнывая от страсти понял, что вступил в эту связь по причине недостаточной опытности»- полное несоответствие темы повествования и употребленного канцелярита.
Наличие лишних слов и уточнений
«Это средняя школа, где дети учатся»- уточнение, дублирующее первую и без того ясную часть высказывания.
Недостаточность слов
Иногда в школьной жизни совместные детско-родительские мероприятия называют «мероприятие с родителями». Правильнее и точнее сказать: «Мероприятие для учеников и их родителей».
Многократные повторения или тавтология
Недостаточный словарный запас обрекает автора на регулярное и частое повторение одного и того же слова вместо употребления подходящих синонимов или грамотных оборотов.
Речевая несочетаемость
В языковых конструкциях нередко подразумевается конкретные смысловые связки. Иногда при небольших изменениях слов, из которых состоит связка, создается путаница или бессмыслица. Часто слышим: «Встречаемся завтра порешать вопрос». В данном случае употребление приставки по- с глаголом «решать» неприемлемо, потому что форма «порешать» имеет смысловой оттенок, отражающий действие без результата. Ведь встречаясь для решения вопроса, мы имеем целью какие-то радикальные изменения. А к слову «порешать» больше подходит смысловая концовка «и бросить». В русском языке глаголам с приставкой по- присуще значение, не подразумевающее сюжетную развязку. Вслушаемся: «походить», «поиграть», «попрыгать», «похлопать».
Сюда же справедливо отнести часто встречающееся в медицинских учреждениях: «Забор анализов». Первое слово является существительным и обозначает «заграждение, изгородь». Второе существительное в этом случае также неуместно, потому что означает метод исследования, при котором выделяются и изучаются отдельные части объекта. Правильно: «Взятие (биологического) материала для анализа».
Ошибочное или неточное употребление фразеологизмов
Порой можно услышать; «Взялся за куш- не говори, что не дюж». Правильно так: «Взялся за гуж- не говори, что не дюж». Необходимо понимать, что слово «куш» носит смысловой оттенок, идущий от понятия «выгода, выручка, прибыль». В то время, как гуж связан с тяжелым трудом, перевозкой груза.
Неудачный подбор синонимов
Практически у всех слов со сходным смыслом есть своя, индивидуальная окраска. Вряд ли, например, уместно в разговоре с приятелем о повседневной жизни употребить слово «житие».
Неудачные использования близких по звучанию слов
Здесь ради шутки приведем пример из фильма «Богиня: Как я полюбила», в котором героиня Ренаты Литвиновой называет сотрудника по фамилии Егоров Ягуаровым.
Ошибки в подборе антонимов
Для иллюстрации уместно привести распространенное: «Кроме пользы вреда никакого». Этого же рода менее известная фраза: «Пойдем безобразие нарушать».
Таким образом, ошибки могут испортить впечатление о говорящем, обнаружив недостаток грамотности и культуры. Если человек занимается текстами, то промахи свидетельствуют о непрофессионализме.
По сути, владение нормами речи — это признак хорошего воспитания и всегда производит благоприятное впечатление на окружающих.
Источник