- 17. Защита от манипуляций. Контрманипуляция.
- 18.Конфликты в деловой сфере, их причины и разновидности.
- Удача за чужой счёт
- Щит от манипуляций
- Контрманипуляции — побеждаем противника его же оружием
- 5 базовых приемов контрманипуляций
- Прием №1: запугивание.
- Прием №2: запутывание.
- Прием №3: принуждение.
- Прием №4: эмотирование.
- Прием №5: вовлечение.
- В обучении контрманипуляциям главное — практика
- Контрманипуляция и контроль эмоций: основные правила
- Основы контрманипуляции
- Приемы контрманипуляции
- Контроль эмоций и его значение
- Практика контроля эмоций
17. Защита от манипуляций. Контрманипуляция.
Защита от манипуляции осуществляется двумя основными тактиками: активная защита и пассивная защита.
Пассивная защита. Довольно простой способ защиты, а состоит
он из действий сбивающих процесс манипуляции, то есть вы обрываете связь
с манипулятором. Отведите взгляд или сделайте вид что не расслышали, не
отвечайте на вопросы или переведите разговор на другую тему. Данный
способ защиты универсален и используется чаще всего в случаях, где вы
ведете себя не уверенно и не знаете на верняка что ответить
Активная защита. Здесь вы должны высказать все что думаете, выпустите все шипы, покажите ваше психологическое превосходство перед манипулятором. Не нужно стесняться и молчать. Этот способ является резким и вы чаще всего выступаете в роли конфликтогена и это может привести к открытому конфликту, что не очень хорошо для обоих сторон, поэтому желательно сначала воспользоваться пассивной защитой. Но если вы решили воспользоваться активной защитой, то вам необходимо расставить все точки над и. На пример если вы не хотите давать денег в долг, то уточните причину, например вас не устраивает то, что данный человек не держит своих обещаний и едва ли вернет заем.
Контрманипуляцияна мой взгляд является самой сложной и эффективной защитой, ведь лучшая защита- это нападение. Заключается она в том, что в момент обработки вас манипулятором вы делаете вид как будто не понимаете что на вас воздействуют и ведете себя обычно, но в конце разговора вы ошеломляете своего противника внезапным вопросом, то есть начинаете уже свою манипулятивную игру и подготовившись показываете то, что вы манипулятор намного сильнее. У вас возникает психологическое господство над оппонентом и вы можете не просто защититься от атаки, но и внедрить свои цели. Например у вас попросили денег в долг, за место того чтобы стать заемщиком, вы смогли заставить человека выполнить для вас некую услугу, будь то разгрузка автомобиля и т.д. Все зависит от вашего мастерства.
18.Конфликты в деловой сфере, их причины и разновидности.
Деловое общение — это прежде всего взаимодействие партнеров, обмен информацией, согласование позиций и точек зрения, и здесь мы, естественно, сталкиваемся с конфликтами.
Само слово «конфликт» происходит от лат. — вместе и — удар, т.е. в дословном переводе — «столкновение», «противодействие». Этимология слова позволяет лучше почувствовать суть явления, условия его существования и способы преодоления. Конфликт — это отсутствие согласия между двумя или более сторонами, которые могут быть конкретными лицами или группами. Каждая сторона делает все, чтобы принята была ее точка зрения и цель, и мешает другой стороне делать то же самое.
Отсутствие согласия обусловлено наличием разнообразных мнений, взглядов, идей, интересов, точек зрения и т.д. Однако оно, как уже отмечалось, не всегда выражается в форме явного столкновения, конфликта. Это происходит только тогда, когда существующие противоречия, разногласия нарушают нормальное взаимодействие людей, препятствуют достижению поставленных целей. В этом случае люди просто бывают вынуждены каким-либо образом преодолеть разногласия и вступают в открытое конфликтное взаимодействие.
Таким образом, конфликт — это трудноразрешимое противоречие, обусловленное действием примерно равных по силе, но противоположно направленных целей, мотивов, интересов, типов поведения, сопровождающееся острыми эмоциональными переживаниями.
Очень важно знать формулу конфликта и эффективно ею владеть. Она выглядит следующим образом:
Конфликт = Конфликтная ситуация + Инцидент.
Конфликтная ситуация — это накопившиеся противоречия, содержащие истинную причину конфликта.
Инцидент — это стечение обстоятельств, являющихся поводом для конфликта, либо действия самих участников конфликта с целью разрешения или углубления возникшего противоречия.
Из формулы видно, что конфликтная ситуация и инцидент существуют независимо друг от друга, т.е. ни одно из них не является следствием или проявлением другого.
У всех конфликтов, несомненно, есть свои причины. Однако истинные причины конфликтов не всегда лежат на поверхности, их мотивы часто не осознаются и не афишируются конфликтующими. Это могут быть не только крупные упущения и серьезные промахи, но и мелкие обиды. Например, больно и обидно бывает, когда:
— достается за то, за что ты не несешь ответственности;
— тебя не привлекают к решению вопросов, в которых ты компетентен;
— награды и поощрения за то, что сделал ты, достаются другим;
— тебя не считают способным что-то сделать самостоятельно, и задание, о котором ты мечтал, достается другому;
— ты выдвигаешь идеи и предложения, а кто-то выдает их за свои;
— перед тобой рисуют заманчивые перспективы, приглашая к сотрудничеству, а когда ты соглашаешься, выясняется, что все выглядит совсем иначе.
Подобные примеры можно продолжать до бесконечности. И в такие моменты мы редко задумываемся (да и неважно для нас в тот момент!), что же является истинной причиной такой ситуации. Ведь она же возникла не сразу, существовал некий первоначальный импульс или первый конфликтоген, который спровоцировал ее.
Источник
Удача за чужой счёт
Манипуляции — странный предмет. Вроде бы пытаются управлять вами. Но стыдно и неудобно вам. Стыдно защищаться. Стыдно отказать. А поддаваясь на манипуляции, жалеем об этом, злимся и даем себе обещание — «больше никогда!».
Никогда — легко сказать, но сложно сделать. И все дело в том, что существуют 2 типа манипуляции.
Первая — простая, без ярко выраженных атак. О ней мы говорили в прошлой статье.
А вторая — агрессивная манипуляция. В таких случаях манипулятор:
- ведёт себя агрессивно;
- не принимает вашего отказа и продолжает вас «дожимать» ;
- обманывает вас.
В этом случае как раз и нужна «тяжёлая артиллерия» — контрманипуляции.
короткое видео по теме манипуляций (5 минут)
Щит от манипуляций
Вы пришли на работу, а начальник говорит вам:
— Вы — наш лучший сотрудник! Поэтому мы поставим вас работать на самую убыточную точку! Кто, как не вы, справится с этим?
Что нужно сделать?
- Отследить свои чувства. Я радуюсь, что начальство меня ценит. Я боюсь подвести коллег.
- Взять паузу. «Спасибо большое, я подумаю до завтра».
- Задать себе вопрос «зачем? ». Зачем я должен соглашаться на это?
- Осознать свои желания. Да, мне интересна эта задача. Но только если мои усилия будут вознаграждены.
- Продумать ответ, основываясь на своих целях. «Спасибо вам за доверие. Давайте обсудим повышение моего оклада в связи с дополнительным объемом работы».
- Поддерживать внутренний баланс во время разговора. Говорите по делу. В этот момент, если собеседник готов на конструктивное решение вопроса, он пойдёт на компромисс: «Хорошо, мы повысим ваш оклад на 10%».
В большинстве случаев вам достаточно этого щита. Он поможет и принять правильное решение, и не пообещать лишнего, о чем потом будете жалеть.
В случае вашего отказа или сомнений простой щит от манипуляций не срабатывает. В этом случае оппонент пытается вас прогнуть, вывести на эмоции и лишить чувства равновесия. В этом случае остается с достоинством выйти из коммуникации:
Не эмоционировать в ответ. Вас пытаются вывести из равновесия, чтобы вы перешли на эмоциональный диалог: «Я? А вот вы…». Один из моих лайфхаков в этой ситуации — «косить под дурачка» и отвечать нейтрально: «хорошо», «так бывает» и коронная фраза «в смысле?». Это вводит нападающего ступор, а вы получаете время, чтобы привести в норму дыхание и подумать, как вывести коммуникацию в другое русло либо не вовлекаться в дальнейшую коммуникацию в принципе.
Щит от манипуляций — это базовый прием. Если он не помогает, боремся с манипулятором его же оружием.
С агрессивными манипуляторами щит не помогает. Поэтому, если вы чувствуете усиливающееся давление, пора забирать у противника его же оружие — манипуляции.
«10 способов защиты и уклонения от манипуляций»
Получите бесплатно в удобном мессенджере
Контрманипуляции — побеждаем противника его же оружием
На каждую агрессивную манипуляцию есть свои способы защиты, приёмы контрманипуляции. Это те же самые приёмы, что применяет манипулятор, но направленные против него самого и выполненные более умело. Тогда в игре «жертва — нападающий» вы меняетесь ролями.
5 базовых приемов контрманипуляций
Прием №1: запугивание.
В ответ на манипуляцию используйте прямую или скрытую (выраженную невербально) угрозу.
В середине рабочего дня Иван из соседнего отдела говорит:
— Я вижу, как ты работаешь — за весь день ни один клиент у тебя ничего не купил.
В обычной ситуации вы начнете оправдываться или отчитываться перед человеком, который, по сути, вам не начальник. А вот используя прием запугивания, продолжение диалога выглядит так:
— А я вижу, что ты вместо работы тратишь время на слежку за мной. Руководителю будет интересно это узнать.
Прием №2: запутывание.
Манипулятор может вами управлять, когда у него есть о вас информация. Решение простое — не выдавайте ему важные данные, дозируйте информацию или искажайте её так, чтобы сбить его с толку.
Отличный пример — сцена из сериала «Миллиарды». Помощник прокурора хочет завербовать сотрудника финансовой корпорации:
— Вы в курсе, что в вашей компании нарушается закон. Судя по всему, вы умный и хороший человек. Что в компании оскорбляет ваши чувства?
— Рынок — это живой организм, типа воробья, и мы можем создать некую абстрактную модель, почти тождественную этому самому воробью, включая миграцию, ветер, погоду и иные переменные.
Правоохранитель в ступоре, финансист перехватывает инициативу и получает подтверждение,что ни на него самого, ни на компанию у прокуратуры ничего нет.
Прием №3: принуждение.
Чтобы добиться от вас желаемого, манипулятор принуждает вас что-то сделать. Вспомните принцип «трех да» в маркетинге и продажах. Если вы сказали «да» два раза, то и на третий, быстрее всего, скажете.
Противодействие — склоните манипулятора к нужным вам действиям с помощью ложных аналогий, двусмысленностей, переключения с темы на тему.
Плутарх рассказывал, как одного римлянина порицали за то, что он хотел развестись:
— Разве жена неверна тебе? Разве она не хороша собой? Как ты можешь разводиться с ней?
— А разве мой башмак не хорош? Но кто из вас знает, как он жмёт мне ногу!
Прием №4: эмотирование.
Ваши эмоции — это крючок для манипулятора, с помощью которых он вытаскивает вас из границ. А чтобы прекратить это, сделайте их своим оружием. Вызывайте у манипулятора негативные эмоции, чтобы «выбить» его из седла.
Например, можно не давать ему договорить, пока он не потеряет контроль:
— Ты эгоист, всё делаешь только для себя! И я давно хотел тебе сказать…
— Давно — это сколько?
— Неважно, суть не в этом, а в том, что ты…
— Почему не в этом?
Здесь вы видите провокацию на эмоцию злости, раздражения у манипулятора.
Прием №5: вовлечение.
Манипулятор воздействует на вас, рисуя радужные картины будущего. Действуйте так же и пообещайте ему что угодно, не имеющее под собой реального основания, чтобы вовлечь его в свою игру и спровоцировать на нужные вам реакции.
Помните детскую сказку про то, как мужик и медведь делили вершки и корешки?
— Мужик, я тебя сломаю.
— Не ломай меня, медведюшка, лучше давай вместе репу сеять. Я себе возьму хоть корешки, а тебе отдам вершки.
Это 5 базовых приемов манипуляции, которые можно использовать в паре (вас запугивают — вы запугиваете) или без связки с друг другом (вас запугивают — вы вовлекаете).
Если вы освоите эти базовые приёмы, то сможете эффективно противостоять нападающим и быстро менять расстановку сил в свою пользу. Но на самом деле приемов контрманипуляции намного больше. В следующей статье я расскажу о фигурах «высшего пилотажа» в противостоянии манипуляторам.
В обучении контрманипуляциям главное — практика
Задача на сегодня: вспомнить минимум 1 ситуацию за день, когда вами пытаются манипулировать. Выбрать один из приемов и отрепетировать ответ на манипуляцию. Потом проработать ее уже в реальности.
И самое главное — после реальной проработки проанализировать внутреннее состояние и самочувствие — стали ли вы ощущать себя лучше, смелее, свободнее?
Какие приёмы возьмёте на вооружение в первую очередь?
Источник
Контрманипуляция и контроль эмоций: основные правила
Сегодня, пожалуй, не встретишь человека, который хотя бы единожды не ставал объектом манипуляции со стороны окружающих, например, коллег по работе, друзей, любимых или просто каких-то знакомых. И ощущение, возникающее, когда тебя вынуждают делать что-то, чего делать не хотел и совсем не планировал; когда незаметно пытаются втянуть в сомнительное предприятие, не из приятных.
Неподготовленные люди, хотя и осознают где-то внутри себя, что надо бы отказать, все же нередко сдаются под натиском манипуляторов, на что, собственно, последние и рассчитывают. Ради достижения своих целей они могут давить на жалость, вызывать чувство вины и ощущение потери, соблазнять и даже угрожать. Чтобы противостоять манипуляциям, существуют самые разные методы и приемы, активные и пассивные формы защиты, интересные техники. Но в нашей сегодняшней статье мы хотим подробно поговорить лишь об одном из видов борьбы с манипуляциями – контрманипуляции. Далее мы расскажем, что это такое, как работает, какие существуют виды контрманипуляции, а также детально коснемся важности умения контролировать эмоции при общении с психологическими агрессорами.
Основы контрманипуляции
Контрманипуляция относится к активным методам защиты от манипуляции. Охарактеризовать ее можно как ответную психологическую атаку адресата манипуляции против ее изначального инициатора. При этом «жертва» оперирует теми обстоятельствами, которые были заданы манипулятором.
В наиболее простой форме контрманипуляцию можно представить так:
- притворяешься, что не понимаешь, что тобой манипулируют;
- начинаешь ответную атаку;
- завершаешь атаку неожиданным поворотом ситуации (этот маневр должен продемонстрировать манипулятору, что его жертва имеет преимущество, поэтому при успешной контратаке инициатор получает психологический удар, приводящий его к поражению).
Основой контраманипуляции служит постоянная адаптация к агрессору, позволяющая держать оборону. Важно подбирать наиболее подходящие для ответа моменты. Иногда можно ответить с иронией, иногда – с юмором, иногда – просто отрицательно и т.д. Прибегать к контрманипуляции нужно осторожно, ведь этот метод сам по себе непривычен для человека, по причине чего на него расходуется немалое количество психической энергии. Часто приходится выходить из зоны комфорта.
Ко всему прочему для применения контрманипуляции человек должен воспитывать в себе определенные качества, такие как невосприимчивость к провокациям и стойкость к критике, угрозам и другим видам психологических атак, способным выбить из равновесия. Но самое главное – это уверенность в себе, самоконтроль и смелость отвечать манипуляцией на манипуляцию.
В дополнение к этому мы можем выделить еще и несколько базовых принципов успешной контрманипуляции. Чем точнее вы будете их соблюдать, тем лучше будут ваши результаты:
- отвечать нужно короткими фразами;
- в ваших словах должна прослеживаться некая туманность;
- полезно говорить пословицами, поговорками, шаблонными фразами;
- предложения желательно обезличивать;
- если позволяет ситуация, нужно применять чувство юмора и шутить;
- в конце высказывания, если допускает контекст, улыбайтесь;
- общайтесь вежливо и уважительно;
- остерегайтесь негативных и агрессивных выпадов со своей стороны;
- используйте самоиронию;
- если беседа ни к чему не ведет или вы понимаете, что окажетесь в невыгодном положении, лучше воздержитесь от контрманипуляции;
- воздерживайтесь от оправданий.
Следование этим принципам желательно довести до автоматизма, но для этого нужна постоянная тренировка. Если вы готовы осваивать новый навык и учиться отвечать ударом на удар, то и нижеследующие приемы контрманипуляции вам обязательно пригодятся. Кстати, если хотите увидеть хороший пример ответной психологической атаки, предлагаем вам посмотреть этот небольшой отрывок из фильма «Собачье сердце».
Приемы контрманипуляции
Приемы контрманипуляции – это те же приемы манипуляции, но выполненные с целью психологической защиты, а также выполненные более умело, нежели это получается у манипулятора. Предлагаем несколько вариантов, обладающих наиболее мощным психологическим воздействием (именно ими стоит овладеть):
- Запугивание. Адресат манипуляции использует открытую (вербальную) или скрытую (посредством невербальных сигналов) угрозу в сторону манипулятора. Угроза может быть какой-угодно, например, касающейся материального положения манипулятора, его карьеры, статуса в обществе, престижа и т.д. В усугубленной форме угроза касается жизненной безопасности человека.
- Запутывание. Адресат манипуляции, чувствуя давление со стороны агрессора, либо утаивает от него важную информацию, либо предоставляет ее дозированно, либо намеренно искажает.
- Принуждение. Используя ложные аналогии, речевые двусмысленности, переключения с темы на тему и другие манипулятивные уловки, адресат манипуляции принуждает ее инициатора к совершению каких-либо действий.
- Эмотирование. Адресат манипуляции вызывает у агрессора ответные психические реакции и перемены в эмоциональном состоянии, стимулируя у него негативные переживания и неблагоприятное психоэмоциональное состояние.
- Вовлечение. Прием основан на том, что адресат манипуляции применяет устные обещания в самых разных формах, не имеющие под собой никаких реальных обязательств. Делается это для вовлечения манипулятора в свою «игру» и провокации на выгодные для адресата действия или реакции.
Вышеназванные приемы позволяют эффективно противостоять манипуляторам и практически мгновенно менять отношения по схеме «жертва-нападающий» на отношения «нападающий-жертва». Однако есть и еще несколько полезных приемов, которые могут использоваться как отдельно, так и дополнительно к уже озвученным:
- Суггестия. Этот прием полезен, когда нужно вызвать у манипулятора конкретное психическое состояние, привить ему какое-то намерение или установку. Для этого адресат должен поставить манипулятора в состояние подавленности, утомления, неуверенности или тревоги (для этого можно использовать предыдущие приемы), в котором внушаемость (суггестивность) повысится. Также внушить человеку что-либо значительно проще, если задета его самооценка или уровень компетентности, к примеру, профессиональной.
- Заражение. В данном случае адресат манипуляции навязывает агрессору свое восприятие текущей ситуации или собственное эмоциональное состояние. Чтобы это сделать, рекомендуется применять невербальные средства общения, такие как ритм и темп речи, тон голоса, жесты, мимику, восклицания и особые интонационные сигналы. Благодаря этому удается воздействовать на сенсорные каналы манипулятора.
- Обесценивание. Третий прием применяется, чтобы оказать психологическое давление. Адресат манипуляции дает инициатору обратную связь в форме критики его точки зрения или даже личности, его дискредитации, принижающих замечаний в его сторону, саркастического осмеяния его действий и мотивов, пренебрежительных суждений о его компетентности и т.п. Действуя так, жертва снижает самооценку агрессора и модифицирует его психическое состояние, вызывая у него беспокойство, тревогу, неуверенность и т.д.
- Побуждение. Прием, который лучше всего использовать для формирования у агрессора позитивной мотивации, благодаря чему первоначальный адресат манипуляции сможет реализовать собственные цели. Обороняющийся человек выстраивает решение стоящей проблемы в свою пользу, стимулируя манипулятора к выполнению конкретных действий, возможно, даже тех, которые сначала были предложены самим манипулятором.
- Игнорирование. Применяется, когда нужно снизить самооценку манипулятора, вызвать в его психическом состоянии беспокойство, неуверенность, тревогу. Но эффективен, только если есть уверенность, что пренебрежение и игнорирование воспримется манипулятором болезненно. Осуществляется прием очень просто: адресат манипуляции не обращает внимания на суждения и высказывания агрессора, демонстрирует некую рассеянность, избегает визуального контакта, специально пропускает доводы и замечания манипулятора, даже если они логически обоснованы.
И еще несколько слов о контрманипуляции. В некоторых случаях, когда манипулятор оказывает психологическое воздействие, допустимо намеренно поиграть по его правилам. Это удобно в ситуациях:
- когда отношения с манипулятором важны, а ущерб от его влияния не особо серьезно затрагивает ваши интересы;
- когда есть реальная возможность получить выгоду, подыгрывая агрессору;
- когда проигрыш от манипуляции можно легко компенсировать.
Плюс ко всему контрамнипуляция может спровоцировать конфликт. Если, например, давление адресата манипуляции сильнее давления ее инициатора, а последний в силу каких-то причин не желает отступать, произойдет накопление негативного потенциала ситуации, что и приведет к прямому противостоянию.
Исходя из этого, применяя против нападающего его же методы, нужно быть очень чутким к изменениям в состоянии собеседника и ситуации вообще. Часто намного безопаснее либо просто-напросто расставить все точки над i, и открыто спросить человека, чего он хочет на самом деле, либо не реагировать на действия партнера по общению, самым тщательным образом контролируя свои эмоции. У этого сценария тоже есть немало преимуществ.
Контроль эмоций и его значение
Профессионалы в области межличностных отношений уже давно заметили, что манипуляторы быстро теряют интерес к людям, нечувствительным к их воздействию. Фишка тут в том, что манипулятору просто не удается почувствовать своего превосходства над собеседником, если последний не поддается не его уловки и хитрости.
Манипулятора можно сравнить с тонущим человеком, который пытается остаться на плаву и использует для этого головы окружающих. Вот только в случае с людьми, умеющими контролировать свои эмоциональные проявления, он попросту соскальзывает обратно в воду. Чем меньше человек обращает внимание на манипуляции, тем легче ему избежать неприятностей и болезненных ощущений.
Случается и так, что адресат манипуляции начинает испытывать чувство вины, когда перестает играть по правилам манипулятора. Например, манипулятором является кто-то из ваших домашних. Он привык вами управлять и предугадывает ваши реакции и действия. Но тут вы вдруг решились перестать быть восприимчивым к его атакам, начали демонстрировать уверенность в себе и стойкость характера.
Это идеальная ситуация для того, чтобы задеть вас, к примеру, начать давить на чувство жалости. Чтобы не попасть в очередную ловушку, нужно все время фокусироваться на своем состоянии, а также помнить, что на самом деле оно вызвано искусственно. Другими словами, нужно продолжать контролировать свои эмоции и не позволять им брать верх. Нужно помнить, что в общении с манипуляторами, преследуя цель противостоять психологической атаке, часто приходится на какое-то время становиться бессердечным и невосприимчивым человеком.
Со стороны может показаться, что вы бесчеловечны и злы, но на самом деле это абсолютная неправда, даже если вам приходится в этом сомневаться. Манипуляции могут принимать форму обвинений – это вынуждает адресата снова начинать защищаться. Но именно здесь и нужно быть максимально осознанным, чтобы в очередной раз не оказаться жертвой психологического давления. Чтобы парировать атаки, нужно всем своим видом показывать спокойствие, причем это должно выражаться как вербально, так и невербально.
Эмоциональное состояние человека, общающегося с манипулятором (иногда даже просто находящегося в его присутствии), конечно же, нестабильно, и вовсе не нейтрально. Жертва находится в состоянии внутреннего дискомфорта, и самая предсказуемая и ожидаемая агрессором модель как раз и состоит в том, чтобы она начала действовать по его сценарию, к примеру, стала агрессивной, подавленной, удрученной. Это все проявления психологической слабости, делающей человека податливым и неспособным ясно мыслить.
В итоге манипулятор успешно повернет ситуацию с выгодой для себя, парирует любые доводы и аргументы жертвы, переубедит ее и заставит сделать то, что ему нужно. Подобных примеров может быть множество, но все они говорят об одном: отсутствие эмоционального контроля не способно привести ни к чему хорошему, и уж тем более к успешной защите от манипуляции. Однако все сказанное нельзя отнести к людям невосприимчивым, т.е. к тем, кто либо на самом деле равнодушен к выпадам в свою сторону, либо делает вид, что он такой человек.
Практика контроля эмоций
Умение контролировать свои эмоции может стать лучшим способом контрманипуляции. Главное же его достоинство состоит в том, что он будет эффективным даже тогда, когда человек просто играет роль невосприимчивого к психологическим атакам человека. Манипулятору в этом случае очень сложно догадаться, ведет себя потенциальная жертва естественно или притворяется; он воспринимает поведение за чистую монету.
Манипуляторы умело оперируют словами и формулировками, грамотно используют эффект неопределенности и затуманивают смысл, чтобы вызвать у жертвы эмоциональный отклик. Но все это оказывается бесполезным, если адресат манипуляции тщательно обдумывает свои ответы и реакции, отвечает логично и отрешенно.
Любому, кто только начинает действовать таким образом, поначалу будет некомфортно. Но на смену неуверенности, сбивающемуся дыханию и учащенному сердцебиению уже совсем скоро придут уверенность в себе, ясный взгляд, подходящие для любой ситуации слова и отсутствие ненужных эмоциональных реакций. Не стоит только забывать, что в процессе управления своим внутренним состоянием необходимо обращать внимание и на внешние его проявления. Любые признаки нервозности и эмоциональности нужно за собой замечать и так же стараться сдерживать.
Естественно, общение предполагает диалог, поэтому отмалчиваться не удастся, и в любом случае придется что-то отвечать. Имейте в виду, что «правильные» ответы не возьмутся в голове бог весть откуда, поэтому нужно пытаться заблаговременно определять то, что можно использовать при общении. Неплохо, например, заучить десяток-другой контрамнипуляционных фраз. Вот несколько из них:
- «Это твоя позиция»;
- «Это всего лишь стереотипы»;
- «Что ты имеешь в виду?»;
- «Я правильно понял, что…?»;
- «Вы действительно думаете, что…?»;
- «Я подумаю об этом на досуге»;
- «Если бы я так сделал, это был бы не я»;
- «Если ты так думаешь, тем хуже для тебя»;
- «Не понимаю, как это касается меня»;
- «Понятно, но с этим не ко мне» и т.д.
Используя эти фразы, вы сразу же дадите манипулятору понять, что его попытки управлять вами раскрыты. Кроме того, быстрые и безэмоциональные ответы укажут на то, что вы готовы к любому повороту событий. Даже у опытного манипулятора это вызовет затруднения, а это значит, что ему приедятся к вам адаптироваться. Сделать это быстро, тем более за одну «сессию» общения, под силу далеко не каждому человеку.
Профессионалы в области межличностной коммуникации говорят, что нужно постоянно совершенствовать мастерство; прекращать попытки парировать нападки агрессора нельзя даже тогда, когда возражения еще не наработаны и выглядят неуверенными. Контрманипуляция и контроль эмоций эффективны всегда, в том числе и в ситуациях, когда далеки от совершенства.
В дополнение нужно заметить, что общение с манипулятором может окончиться и тем, что последнее слово останется за ним. Но это последнее слово не нужно воспринимать, как показатель успешности контрманипуляции. Невосприимчивость, отсутствие эмоций, отрешенность и построенные на логике ответы могут приносить свои плоды не только «здесь и сейчас», но и в расчете на долгосрочную перспективу.
Манипулятор может пытаться воздействовать на потенциальную жертву сегодня, завтра, послезавтра, через неделю и еще через две. Расчет тут ставится на продолжительную «осаду». Задача адресата манипуляции постоянно продолжать гнуть свою линию и придерживаться изначально выбранной стратегии поведения. Психологическую выносливость манипулятора нельзя предугадать, ведь у каждого человека свой предел. Поэтому если попытки управлять вами не прекращаются сразу, нужно проявлять настойчивость – долгожданный момент обязательно наступит.
Снижение интереса манипулятора к вашей персоне может иметь несколько проявлений. Так, ощущая пассивное противостояние с вашей стороны, человек может внезапно от вас дистанцироваться и начать общаться более холодно. А возможна и полная потеря интереса к вашей персоне. Такое безразличие не должно вас беспокоить, т.к. это сигнализирует о вашей победе. Поверьте, следующие попытки манипулятора воздействовать на вас, если и повторятся, то очень и очень нескоро. Но помните, что агрессор может набраться опыта и стать более искусным манипулятором, поэтому и вам следует повышать свое мастерство и доводить психологическую защиту до безупречности.
Именно для этого в заключение нашей статьи предлагаем вам ознакомиться с несколькими нашими дополнительными материалами на тему манипуляций, из которых вы сможете получить бесценные знания:
А еще рекомендуем почитать книгу французского психолога и специалиста по когнитивно-поведенческой психологии и НЛП – Изабель Назаре-Ага. Эта работа называется «Эмоциональный террор. Как манипуляторы играют на ваших чувствах». Она тоже даст вам ответы на множество важных и интересных вопросов.
Источник