Способы представления темы занятия

Приемы формулировки темы урока.

Приемы формулировки темы урока в соответствии с ФГОС.

О том, насколько важна точная и ёмкая формулировка темы урока, знают многие учителя, однако, далеко не всегда мы уделяем должное внимание этой проблеме. Для большинства школьников в названии урока нет ничего, кроме скучного и сухого разнообразия. В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. И в соответствии с новыми стандартами, нужно, прежде всего, усилить мотивацию ребенка к познанию окружающего мира, продемонстрировать ему, что школьные занятия – это неполучение отвлеченных от жизни знаний, а наоборот – необходимая подготовка к жизни, её узнавание, поиск полезной информации и навыки ее применения в реальной жизни. Исходя из выше сказанного, предпочтительно, чтобы тему урока дети обозначили сами, но учитель всеми возможными способами должен подвести их к правильным формулировкам. Самостоятельная формулировка темы урока создает условия для сотворчества учителя и ученика, повышая мотивацию обучающихся.

Предлагаю несколько таких приемов.

Задание: разгадайте кроссворд

Промежуток времени между уроками, когда школьники отдыхают. (Перемена)

Источник

Мастер-класс «Формулировка темы урока как этап современного урока в условиях ФГОС»
методическая разработка на тему

Мастер-класс «Формулировка темы урока как этап современного урока в условиях ФГОС»

Скачать:

Вложение Размер
Презентация 1.05 МБ
доклад 362.31 КБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Формулировка темы урока как этап современного урока в условиях ФГОС Рудая М.В., учитель русского языка и литературы. Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Кулундинская средняя школа № 1» Кулундинского района Алтайского края

Актуальность: Особенность ФГОС нового поколения – деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности учащегося. В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения.

Типы уроков по ФГОС: Урок «открытия» нового знания; Урок комплексного применения знаний и умений; Урок общеметодологической направленности; Урок актуализации знаний и умений; Урок контроля знаний и умений; Урок коррекции знаний, умений и навыков.

Прием «Синтаксическая пятиминутка» Кисель там варят из резины там шины делают из глины кирпич там жгут в реке там рыба на бугре мычит корова в конуре собака лает на заборе поёт синичка в коридоре играют дети на стене висит картина.

Прием «Потопаем-похлопаем» Миша встал рано.

Прием «Загадка» Что без меня предметы? Лишь названья. Но я приду – всё в действие придет: Летит ракета, люди строят здания, И рожь в полях растет.

Прием «Восстанови текст» «Одно из самых ……. в мире, ……. и ……..существ»,- так отозвался об этом существе Михаил Пришвин. У этого существа………. голова, ……. глаза с ……. ресницами, ….. ноги. Окрас зимой ……, летом — …. с ………пятнами. Не только красотой славится …….. Давно известны …… …. свойства его ………»

«Одно из самых прекрасных в мире, нежных и грациозных существ»,- так отозвался об этом существе Михаил Пришвин. У этого небольшого оленя легкая голова, большие глаза с длинными ресницами, стройные ноги. Окрас зимой буровато-серый , летом — рыжий , с многочисленными светлыми пятнами. Не только красотой славится пятнистый олень. Давно известны ценные лекарственные свойства его молодых рогов.

Прием «Самый внимательный» Лягушка смотрела в зеркало и рассуждала вслух: «Конечно, я немного толста, слишком зелена, слегка лупоглаза, не особенно молода, зато я мила, сообразительна, интересна и весьма симпатична. Глаза мои выразительны, ресницы длинны, наряды ярки и разнообразны. Несомненно, я хороша, кого же из женихов мне предпочесть? Крокодила не считаем: он глуп, ленив и зол. Съест еще! Черный уж приятен, ловок, изворотлив, тонок, весел, внимателен, и, прямо скажем, красив. Зато бобр богат, умен, статен, настроение его всегда ровно, спокойно. Доходы его велики. Пожалуй, выйду за бобра!» Лягушка -невеста

Прием «Рассыпанные открытки»

Афоризм или крылатое выражение Русский язык открывается до конца в своих поистине волшебных свойствах и богатстве лишь тому, кто кровно любит и знает «до косточки» свой народ и чувствует сокровенную прелесть нашей земли. (К.Г.Паустовский) Натуральное богатство русского языка и речи так велико, что не мудрствуя лукаво, сердцем слушая время, в тесном общении с простым человеком и с томиком Пушкина в кармане можно сделаться отличным писателем. (М.М.Пришвин) Русский язык — язык, созданный для поэзии, он необычайно богат и примечателен главным образом тонкостью оттенков. (П.Мериме)

Какография Какография – это (от греч. kakos — плохой + grapho — пишу) Дидактический прием обучения орфографии, заключающийся в том, что ученику предлагается для исправления текст с умышленно сделанными в нем ошибками. Дядя, прашу тибя, памаги Тваей плимяннице Оле, А то нибудет ее наги В этай противнай школи. Мне вчира за дектант на слава Учитель паставил «два», А сам сказал, что маю работу Даже несмок прачитать Папраси его, дядя, исправить «двойку» И паставить мне «пять».

Заключение Таким образом, самостоятельная формулировка темы учащимися позволяет включить их в деятельность с первой минуты урока, чтобы потом логично перейти к целеполаганию, самостоятельной продуктивной деятельности и рефлексии ведь при такой организации урока ученик осознает смысл учебной задачи и принимает ее как лично для него значимую. Следовательно, его деятельность станет мотивированной и целенаправленной.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

« Кулундинская средняя школа № 1»

Формулировка темы урока как этап современного урока

в условиях ФГОС

Выполнила учитель русского языка и литературы

Рудая Марина Владимировна

Особенность ФГОС нового поколения – деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности учащегося. Современное образование отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков; формулировки стандарта указывают на реальные виды деятельности.

Поставленная задача требует перехода к новой системно-деятельностной образовательной парадигме, которая, в свою очередь, связана с принципиальными изменениями деятельности учителя, реализующего новый стандарт. Исходя из требований времени, меняется подход к современному уроку. Современный урок должен отражать владение классической структурой урока на фоне активного применения собственных творческих наработок, как в смысле его построения, так и в подборе содержания учебного материала.

О том, насколько важна точная и ёмкая формулировка темы урока, знают многие учителя, однако далеко не всегда мы уделяем должное внимание этой проблеме. В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. И в соответствии с новыми стандартами, нужно, прежде всего, усилить мотивацию ребенка к познанию окружающего мира, продемонстрировать ему, что школьные занятия – это не получение отвлеченных от жизни знаний, а наоборот – необходимая подготовка к жизни, её узнавание, поиск полезной информации и навыки ее применения в реальной жизни. Исходя из выше сказанного, предпочтительно тему урока дети должны обозначить сами, но учитель всеми возможными способами должен подвести ребёнка к правильным формулировкам.

Безусловно, формулировка темы урока зависит от типа урока. В условиях введения ФГОС выделяют шесть типов уроков:

1. Урок «открытия» нового знания;

2. Урок комплексного применения знаний и умений;

3. Урок общеметодологической направленности;

4. Урок актуализации знаний и умений;

5. Урок контроля знаний и умений;

6. Урок коррекции знаний, умений и навыков.

На мой взгляд, лишь урок контроля знаний не подразумевает (в силу своей специфики) формулирование темы урока учащимися, остальные типы уроков (особенно урок «открытия» нового знания) позволяют направить детей, подтолкнуть к самостоятельной формулировке темы урока, тем самым создавая условия для сотворчества учителя и ученика, повышая мотивацию школьников.

Прием «Синтаксическая пятиминутка»

Кисель там варят из резины

там шины делают из глины

кирпич там жгут

в реке там рыба на бугре

мычит корова в конуре

собака лает на заборе

поёт синичка в коридоре

играют дети на стене

Задание: причитайте выразительно. Что вызвало затруднение? Почему? Дети приходят к выводу, что без точек и запятых мысль порой становится непонятной, значит, нас сегодняшнем уроке мы будем повторять постановку знаков препинания. Тема «Повторение синтаксиса ».

Прием «Орфографическая пятиминутка»

Урок начинается с записи слов.

О…дать, ра…смотреть, з…править, ра…жигать, в…шёл, бе…конечно, п…ддержать, и…пугаться, пр…лестный, бе…вкусный .

Нужно вставить пропущенные буквы, распределив орфограммы по типу. Дети быстро распределяют слова на три группы в зависимости от правописания приставок, вычисляют слово «прелестный» как слово, написание приставки которого они не знают. Изучение этого правила и станет темой урока. Тема «Правописание приставок пре- и при-».

На доске написано предложение.

Миша сегодня встал рано.

Учитель: Ребята, похлопайте в ладоши, если знаете, какой частью речи является первое слово в этой фразе. Потопайте, если узнали часть речи второго слова. Поднимите правую руку те, кто узнал часть речи третьего слова. Поднимите левую руку те, кто знает, что за часть речи последнее слово в предложении. Молодцы! Надпишите над словами часть речи.

Как правило, топают и поднимают левую руку мало, потому что с наречием дети знакомы лишь поверхностно. Формулируем тему «Наречие как часть речи»

Что без меня предметы?
Лишь названья.
Но я приду – всё в действие придет:
Летит ракета, люди строят здания,
И рожь в полях растет.

Учащиеся очень быстро угадывают, что тема урока «Глагол».

Прием «Восстанови текст»

Прослушайте текст. О ком идет речь?

«Одно из самых ……. в мире, ……. и ……..существ»,- так отозвался об этом существе Михаил Пришвин. У этого существа………. голова, ……. глаза с ……. ресницами, ….. ноги. Окрас зимой ……, летом — …. с ………пятнами. Не только красотой славится …….. Давно известны …… …. свойства его ………»

Дети затрудняются угадать, говорят, что в тексте не хватает признаков предмета. Когда прилагательные «возвращаются» на свое место, то дети понимают, что речь идет о пятнистом олене. Ребята приходят к выводу, что прилагательные играют большую роль в тексте, и формулируют тему «Имя прилагательное».

Прием «Самый внимательный»

Лягушка смотрела в зеркало и рассуждала вслух: «Конечно, я немного толста, слишком зелена, слегка лупоглаза, не особенно молода, зато я мила, сообразительна, интересна и весьма симпатична. Глаза мои выразительны, ресницы длинны, наряды ярки и разнообразны. Несомненно, я хороша, кого же из женихов мне предпочесть?

Крокодила не считаем: он глуп, ленив и зол. Съест еще! Черный уж приятен, ловок, изворотлив, тонок, весел, внимателен, и, прямо скажем, красив.

Зато бобр богат, умен, статен, настроение его всегда ровно, спокойно. Доходы его велики. Пожалуй, выйду за бобра!»

Как правило, учащиеся быстро догадываются, что в тексте много кратких прилагательных. Тема «Краткие прилагательные»

Задание: разгадайте кроссворд по теме «Лексика»

1. Слова, близкие по лексическому значению.

2. Устаревшие слова.

3. Основная единица языка.

4. Слова, противоположные по значению.

5. Словарный состав языка.

Какое же ключевое слово получилось?

Итак, тема урока «Омонимы».

1) Вычеркните все буквы английского алфавита и прочитайте ребус.

r г l л g у d х s о n н i е w м z о й

Можно один раз сделать карточки и потом успешно пользоваться.

Задание: вставить гласные буквы.

Или другой вариант данного приема. Даны ребусы:

Учащиеся с удовольствием их разгадывают. Учитель задаёт вопрос: «Что объединяет эти ребусы?». Дети догадываются, что числа. Тема урока «Имя числительное».

Прием «Ключевые термины»

Из текста параграфа выбираются четыре-пять ключевых слов. Перед чтением текста учащимся, работающим парами или группами, предлагается дать общую трактовку этих терминов и предположить, какую тему сегодня они будут изучать.

Прием «Рассыпанные открытки»

Предлагается большая разрезанная открытка.

Сложив правильно части открытки, дети формулируют тему «Предлог»

Даются слова: окно, правдивость, уникальный, город, общение. Задается вопрос: какое слово лишнее? Как правило, учащиеся находят слово «уникальный», так как оно отвечает на вопрос какой? а не что? Тема «Имя прилагательное»

Афоризм, мудрое изречение или крылатое выражение

Даны три изречения великих людей.

  • Русский язык открывается до конца в своих поистине волшебных свойствах и богатстве лишь тому, кто кровно любит и знает «до косточки» свой народ и чувствует сокровенную прелесть нашей земли. (К.Г.Паустовский)
  • Натуральное богатство русского языка и речи так велико, что не мудрствуя лукаво, сердцем слушая время, в тесном общении с простым человеком и с томиком Пушкина в кармане можно сделаться отличным писателем. (М.М.Пришвин)
  • Русский язык — язык, созданный для поэзии, он необычайно богат и примечателен главным образом тонкостью оттенков. (П.Мериме)

Какая мысль объединяет эти высказывания? Какое слово является ключевым во всех трех высказываниях? (богатство) Итак, речь пойдет о богатстве русского языка, о богатстве его лексического запаса. Тема «Лексика»

Какография – это (от греч. kakos — плохой + grapho — пишу) Дидактический прием обучения орфографии, заключающийся в том, что ученику предлагается для исправления текст с умышленно сделанными в нем ошибками.

В социальных сетях множество фраз и выражений по замечанию на безграмотность людей. Например, «Не зная падежов – не говорите глупостев!» Дети читают, смеются, ищут ошибки. Так как на предыдущих уроках работали с именами существительными, то учащиеся легко формулируют стандартную тему сами «Склонение имён существительных».

Или другой вариант данного приема. Дается шуточное стихотворение:

Дядя, прашу тибя, памаги

Тваей плимяннице Оле,

А то нибудет ее наги

В этай противнай школи.

Мне вчира за дектант на слава

Учитель паставил «два»,

А сам сказал, что маю работу

Даже несмок прачитать

Папраси его, дядя, исправить «двойку»

И паставить мне «пять».

Ребята, как правило, поражены таким количеством орфографических ошибок легко формулируют тему «Повторение орфографии».

Таким образом, самостоятельная формулировка темы учащимися позволяет включить их в деятельность с первой минуты урока, чтобы потом логично перейти к целеполаганию, самостоятельной продуктивной деятельности и рефлексии ведь при такой организации урока ученик осознает смысл учебной задачи и принимает ее как лично для него значимую. Следовательно, его деятельность станет мотивированной и целенаправленной.

Источник

Читайте также:  Анкетирование способ регистрации данных
Оцените статью
Разные способы