Технология. 5 класс
Конспект урока
Технология, 5 класс
Урок 29. Технологии получения, преобразования и использования информации
Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:
- Урок знакомит учащихся с понятием «информация» и её характеристикам.
Информация – сведения об объектах и явлениях окружающей среды, их свойствах, состоянии и проявлениях, которые воспринимают живые организмы, технические устройства или другие приёмники сведений в процессе их приспособления к условиям окружающей среды, жизни, деятельности или работе.
Информация визуальная – воспринимаемая органами зрения,
Информация аудиальная – воспринимаемая органами слуха,
Информация обонятельная – воспринимаемая чувствительными нервными окончаниями в полости носа – рецепторами,
Информация тактильная – воспринимаемая нервными окончаниями в коже и мышцах,
Информация вкусовая – воспринимаемая вкусовыми рецепторами языка.
Основная и дополнительная литература по теме урока:
1. Технология. 5 класс: учеб. пособие для общеобразовательных организаций / [В.М. Казакевич, Г. В. Пичугина, Г. Ю. Семёнова и др.]; под ред. В. М. Казакевича. — М.: Просвещение, 2017.
2. Технология. Обслуживающий труд. 5 кл.: учеб. для общеобразоват. Учреждений / О. А. Кожина, Е. Н. Кудакова, С. Э. Маркуцкая.- М.: Дрофа, 2014.
3. Технология: учебник для учащихся 5 кл. общеобразовательной школы/ Под ред. В. Д. Симоненко – М: Вентана-Графф, 2003.
4. Технология. Обслуживающий труд. Тесты, 5-7 классы/ С. Э. Маркуцкая. – 2-е изд.,
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Информация является основой любого вида деятельности в современном мире.
Информация — сведения об объектах и явлениях окружающей среды, их свойствах, состоянии и проявлениях, которые воспринимают живые организмы, технические устройства или другие приёмники сведений в процессе их приспособления к условиям окружающей среды, жизни, деятельности или работе.
Можно ли информацию потрогать руками или она совсем не осязаема?
Информация окружает нас повсюду. Она представлена в разных видах, получаема из множества источников и служит разнообразным целям.
Слово «информация» происходит от латинского слова, обозначающего «сведения», «разъяснения», «изложение». В науке, технике и обиходе слово «информация» имеет разное значение..
Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля
Задание 1. Распределите информацию по объективности
- Гора низкая.
- Высота горы составляет 1300 м.
- Хлеб дешёвый.
- Одна буханка хлеба стоит 20 рублей.
- Стрелок меткий.
- Число попаданий стрелка: 8 из 10.
- Эта актриса – самая красивая.
- Эта актриса была признана самой красивой читателями журнала N
Правильный вариант ответа:
Высота горы составляет 1300 м.
Одна буханка хлеба стоит 20 рублей.
Число попаданий стрелка: 8 из 10.
Эта актриса самая красивая
Эта актриса была признана самой красивой читателями журнала N.
Задание 2 Впишите недостающее слово
Журчание ручейка, крик чайки, телефонный звонок, мычание коровы относятся к ______ информации
- визуальной
- аудиальной
- обонятельной
- вкусовой
- тактильной
Правильный вариант ответа:
- Журчание ручейка, крик чайки, телефонный звонок, мычание коровы относятся к аудиальной
Источник
Технология. 5 класс
Конспект урока
Технология, 5 класс
Урок 30. Формы графического представления информации
Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:
1. Органы чувств и виды информации
2. Формы графического представления информации
Визуальная информация — информация в наглядной форме.
Чертёж — изображение изделия, начерченное с помощью чертежных инструментов с указанием его размеров, наименования, масштаба и материала.
Эскиз это плоское изображение детали от руки.
Картина — произведение искусства, обладающее законченным характером и самостоятельным художественным значением.
Основная и дополнительная литература по теме урока:
1. Технология. 5 класс: учеб. пособие для общеобразовательных организаций / [В.М. Казакевич, Г.В. Пичугина, Г.Ю. Семенова и др.]; под ред. В.М. Казакевича. — М.: Просвещение, 2017.
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Для человека каналами восприятия являются его органы чувств. Это глаза, уши, рот, нос, кожа. В соответствии с каналами восприятия информации её можно разделить на пять видов:
— визуальная информация воспринимается органами зрения,
— аудиальная информация воспринимается органами слуха,
— обонятельная информация, воспринимаемая чувствительными нервными окончаниями в полости носа – рецепторами,
— вкусовая информация воспринимается вкусовыми рецепторами языка,
— тактильная информация воспринимается нервными окончаниями в коже и мышцах.
Наибольшее разнообразие имеют разные формы представления визуальной информации. Прежде всего информацию могут нести натуральные объекты, их материальные макеты и модели. Она может быть представлена в разной форме – в виде реального объекта, макета, картины, рисунка, схемы, условного знака, текста, жеста.
В науке в виде специальных знаков, символов и обозначений
Детальную информацию об окружающих предметах дают фотографии или живописные полотна. Фотография очень широко используется в научных исследованиях. Она позволяет зафиксировать то, что не способен уловить человеческий глаз.
Динамичным вариантом представления информации являются кино- и видеоизображения
Точные характеристики объекта дают другие формы представления информации – чертежи, эскизы и схемы
Иногда, чтобы точно и качественно передать информацию, используют символы и знаки. Знаком может быть какая-то материальная вещь, фигура, образ, которые для людей обозначают определённый предмет, действие или свойство.
Самыми важными знаками являются слова. Для слов, в свою очередь, были придуманы знаки, чтобы их записывать – буквы.
Для проведения расчётов так же существуют специальные знаки. Это римские и арабские цифры, знаки умножения, деления, сложения, вычитания, равенства и неравенства.
Очевидно, что есть масса различий между тем как компьютером и человеком воспринимается графическая и звуковая информация. Для человека каждое изображение, которое может быть далеким от реалистической фотографии, представляет собой содержательную структуру, ведь каждый человек может отличить, к примеру, пейзаж от портрета. Это становится возможным по той причине, что зрительное восприятие представляет собой не результат работы одних только органов зрения, но еще и является результатом обработки информации при помощи мощного интеллекта, имеющего поразительные способности распознавания.
Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля
Задание 1. множественный выбор
Что относится к графической информации
рисунок, чертеж, фотография, картинка в книге, изображение на экране телевизора, книга, цветок, дождь
Правильный вариант ответа:
рисунок, чертеж, фотография, картинка в книге, изображение на экране телевизора
Источник
Наглядные формы представления информации 5 класс
Урок по теме: «Представление информации в форме таблиц «.
« Табличная форма представления информации обладает одним очень важным преимуществом: она содержит только факты и ничего больше».
Уильям Росс Эшби специалист по кибернетике
Цель урока : изучение новых знаний
Тип урока: урок открытия и актуализации новых знаний и умений обучающихся
Обучающие : подчеркнуть роль наглядных форм представления информации, познакомить учащихся с построением таблиц, развивать у учащихся навыки работы с компьютером.
Развивающие : развить у школьников логическое мышление, активизировать мыслительную деятельность с помощью применения информационных технологий, стимулировать у учащихся интерес к предмету.
Воспитательные : привить интерес к предмету, навыки самостоятельной работы.
Планируемые образовательные результаты:
· предметные — систематизированные представления об основных устройствах ПК и их функциях;
· метапредметные — обобщённые представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации;
· личностные — понимание роли компьютеров в жизни современного человека; способность связать знания об основных возможностях компьютера со своим жизненным опытом; интерес к более детальному изучению устройства ПК.
Формы организации учебной деятельности : коллективная, индивидуальная.
Оборудование: ПК, мультимедийный проектор, презентация
Основные понятия : таблица, строка, столбец, ячейка
1. Босова Л.Л. Информатика: Учебник для 5 класса/ Л.Л. Босова. – М.: “Бином. Лаборатория знаний”, 2010
2. Босова Л.Л. Информатика: Рабочая тетрадь для 5 класса/ Л.Л. Босова. – М.: “Бином. Лаборатория знаний”, 2005
Мы знаем, что больше всего информации человек получает при помощи глаз. Всем известна пословица “Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать”, поэтому наиболее популярной, удобной является наглядная форма представления информации в виде таблиц. Переход от текстовой формы представления информации к табличной часто помогает решать достаточно трудные задачи.
Таблица – простая и удобная форма представления информации.
В форме таблицы мы можем представить школьное расписание уроков, расписание поездов и самолетов.
С помощью таблиц удобно фиксировать наличие или отсутствие связей между объектами.
Таблицы — это форма организации данных по строкам и столбцам.
С помощью таблиц удобно решать задачи по информатике.
II . Практическая часть
1. Рассмотреть решение задачи «Летние каникулы» на стр. 66
2. Решить задачу.
В три банки с надписями «малиновое», «клубничное» и «малиновое или клубничное» налили смородиновое, малиновое и клубничное варенье. Все надписи оказались неправильными. Какое варенье налили в банку «клубничное»?
Решение : Так как все надписи неправильные, то в третьей банке не может быть ни малиновое, ни клубничное варенье. Значит, там смородиновое варенье. Тогда клубничное и малиновое должны быть в первых двух банках. А так как надписи неправильные, то в банке «клубничное» на самом деле малиновое варенье.
3. В кафе встретились три друга: скульптор Белов, скрипач Чернов и художник Рыжов. “Замечательно, что один из нас имеет белые, один черные и один рыжие волосы, но ни у одного из нас нет волос того цвета, на который указывает его фамилия”, — заметил черноволосый. “Ты прав”, — сказал Белов. Какой цвет волос у художника?
Решение: Для решения подобных логических задач полезно составить таблицу.
Источник
Открытый урок в 5 классе по теме «Наглядные способы представления информации»
Открытый урок по информатике в 5 классе по теме «Наглядные способы представления информации». Урок включает в себя презентацию по теме, конспект урока и практическую работу «Создание диаграмм».
Просмотр содержимого документа
«КОНСПЕКТ УРОКА»
Тема: Наглядные формы представления информации
1. Дать представление о наглядных формах представления информации, рассказать о преимуществах и подчеркнуть роль наглядных форм представления информации.
2. Развивать логическое мышление, память, внимание, речь, навыки самостоятельной работы.
3. Воспитывать у учащихся аккуратность при записи в тетрадях, познавательный интерес к предмету, усидчивость.
Оборудование: мультимедиа проектор, презентация, компьютеры.
Тип урока: комбинированный урок.
Приемы обучения: рассказ, беседа, объяснение, показ слайдов, игра.
Организационный момент (3 мин.)
Проверка ранее усвоенных знаний (5 мин.)
Что понимается под кодированием информации? (кодирование — это представление информации в виде некоторого кода; код – это система условных знаков для представления информации)
Какие основные способы кодирования информации вы знаете? (графический, числовой, символьный) (слайд 2,3)
А теперь задание: прочитать пословицу, используя ключ – циферблат. (слайд 4,5 )
А теперь вспомним, какие формы представления информации вы знаете? (текстовая, табличная) (слайд 6 )
Какая форма представления информации более удобна и почему (табличная, сразу видно основные моменты)
3. Усвоение новых знаний (15 мин.)
Сегодня на уроке мы рассмотрим третью форму представления информации. Она еще более понятна для понимания, так как более наглядна, она так и называется наглядная форма представления информации. Как вы думаете, что может быть еще более наглядно, чем таблица? (слайд 7)
Конечно это всевозможные рисунки, фотографии, схемы, чертежи, графики. (слайд 8)
Вы вспомнили, что сделать информацию наглядной помогают рисунки, схемы, таблицы, фотографии. Почему мы о них заговорили? Какую помощь они нам могут оказать, например в учебе?
(Они помогут нам научиться делать информацию наглядной и понятной. Они помогут многое изучить).
Итак, тема сегодняшнего урока «Наглядные формы представления информации». (слайд 9 )
Фотографии – помогают нам моментально понять о чем идет речь, например на уроках естествознания, биологии, географии. (слайд 10 )
Рисунки тоже нам дают полное представление о внешнем виде объектов и предметов. (слайд 11 )
Различные условные знаки (дорожные, прогноз погоды, в компьютерах). (слайд 12 )
Схемы – различные маршруты, месторасположение или структуру объектов и т.д. (слайд 13)На уроках русского языка широко применяются схемы. (слайд 14 )
Применительно к нашему уроку информатики: устройство компьютера, информационные процессы. (слайд 15,16 )
А теперь разгадайте ребус и узнаете еще одну наглядную форму представления информации. (слайд 17 )
Что же такое диаграмма? В переводе с греческого – изображение, рисунок – это графическое представление данных. Столбчатые, круговые и др. (слайд 18)
Примеры диаграмм – продолжительность жизни некоторых животных. (слайд 19,20)
Естественно это более понятно и наглядно для восприятия.
Вывод: диаграммы используют для представления разных числовых данных. (слайд 2 1 )
4. Закрепление материала (15 мин.)
Теперь решим задачу.
Задача 1. (слайд 2 2 )
Задача 2. (слайд 23)
Итак, повторим основные моменты сегодняшнего урока: (слайд 24)
С какими наглядными формами представления информации вы познакомились?
Что помогает читателю очень быстро понять, о чем идет речь в литературном произведении?
Как можно показать устройство окружающих нас объектов, их связи друг с другом?
С какими схемами вам приходилось иметь дело на уроках математики и естествознания?
Встречались ли вы со схемами в жизненных ситуациях?
Можно ли наглядно представить числовые данные?
Компьютерный практикум «Создание диаграмм». (слайд 25)
Но сначала вам нужно разблокировать ваши компьютеры, на которых установлен пароль. Пароль вы узнаете, если расшифруете следующее сообщение (слайд 26). Те, кто расшифровывает сообщение, вводит пароль на свой компьютер и выполняет практическую работу.
Тем, кто не справился с заданием, демонстрируется ответ, и они тоже приступают к выполнению работы. (слайд 27)
Для тех кто выполнил практическую работу, имеются дополнительные задания (слайд 29-32)
Источник