Способы представления продукта проекта
ü Система школьного самоуправления
ü Сравнительно-сопоставительный анализ
ü Учебное пособие
Примеры удачно выбранных продуктов проектной деятельности:
ü Дневник путешествия по римским провинциям эпохи распада Империи и по СССР конца 1980-х гг. (видеомонтаж с собственным комментарием).
ü Популярное пособие «Право на каждый день» (брошюра с рекомендациями и видеофильм).
ü Частотный словарь английского молодежного сленга.
ü Главы из учебника будущего «Биология и экология» 2500 года издания.
ü Манифест Николая II «О даровании народу России Конституции», каким он мог бы быть.
ü Экологические программы мониторинга питьевой воды, состояния радиационного фона и воздушной среды в микрорайоне (по заказу управы района).
ü Сборник научно-фантастических сочинений учащихся 6-го класса «Как принимали гостей в средневековье».
ü Коллекция софизмов, невозможных математических объектов и интересных чисел.
Портфолио проекта (или проектная папка) является неотъемлемым и очень удобным для представления результатов и обобщения опыта инструментом работы над проектом. В состав проектной папки входят:
ü паспорт проекта
ü планы выполнения проекта и отдельных его этапов (для долгосрочных проектов это могут быть недельные или помесячные планы; для проекта, выполняемого в ходе проектной недели, -ежедневные планы). В планах указываются: индивидуальное задание каждого участника проектной группы на предстоящий промежуток времени, задачи группы в целом, форма выхода очередного этапа
ü промежуточные отчеты группы
ü вся собранная информация по теме, в том числе ксерокопии и распечатки из Internet
ü результаты исследований и анализа
ü записи всех идей, гипотез и решений
ü отчеты о совещаниях группы, проведенных дискуссиях, «мозговых штурмах» и т. д.
ü краткое описание всех проблем, с которыми приходится сталкиваться проектантам, и способов их решения
ü эскизы, чертежи, наброски продукта
ü материалы к презентации (сценарий)
ü другие рабочие материалы и черновики группы В наполнении проектной папки принимают участие все участники группы. Записи учащихся должны быть по возможности краткими — в форме небольших набросков и аннотаций. В день презентации проекта оформленная папка сдается в жюри.
Грамотно составленная проектная папка позволяет:
ü организовать работу каждого участника проектной группы
ü создать удобный коллектор информации и справочник для работы над проектом
ü объективно оценить ход работы над завершенным проектом
ü судить о личных достижениях и развитии каждого участника проекта
ü сократить время поиска информации при проведении в дальнейшем других, близких по теме, проектов
Презентации учебных проектов могут быть проведены в виде:
ü демонстрации видеофильма/продукта, (выполненного на основе информационных технологий)
ü диалога исторических или литературных персонажей
ü защиты на Ученом Совете
ü иллюстрированного сопоставления фактов, документов, событий, эпох, цивилизаций
ü инсценировки реального или вымышленного исторического события
ü научной конференции
ü научного доклада
ü отчета исследовательской экспедиции
ü спортивной игры
ü театрализации (воплощения в роль человека, одушевленного или неодушевленного существа)
Примерами удачных презентаций проектов могут служить:
ü инсценировка-диалог Сознания, Самосознания и Бессознательного
ü пресс-конференция участников экспедиции на неизвестный материк
ü ролевая игра, имитирующая, поведение муравьев неизвестного науке вида в муравейнике
ü инсценировка драматической постановки на тему алхимии, включающая демонстрацию реальных химических опытов-парадоксов
ü беседа Чацкого и представителей «фамусовской Москвы» с «современными людьми» по теме «Проблема ума и безумия»
Источник
Способы представления продукта проекта
Исследовательскую работу можно представить в различных формах. Наиболее распространены текстовые работы (доклад, стендовый доклад, реферат, литературный обзор, рецензия). Кроме того, исследовательскую работу можно представить в форме компьютерной презентации или видеофильма с текстовым сопровождением. Реже ее демонстрируют в форме действующей модели или макета с текстовым сопровождением. Какую бы Вы не выбрали форму, результат (п родукт проектной деятельности) нужно оформить. Предлагаем следующую структуру:
ü Титульный лист
-Введение (цели и задачи работы, предмет и объект исследования)
-Теоретическая часть (литературный обзор)
ü Глава 2. Экспериментальная часть.
ü Обзор литературы.
Доклад – это документ, содержащий изложение результатов исследовательской деятельности или опытно-конструкторской работы, опубликованный в печати или прочитанный в аудитории. В докладе должна быть отражена новизна и практическая значимость темы, раскрыто ее основное содержание и обоснованы выводы и предложения докладчика. Все это отмечается в тезисах доклада, которые в этом учебном году будут публик оваться в сборнике по итогам конференции .
Данная форма доклада принята в современной международной практике как наиболее удачная, обеспечивающая легкость и концентрированность восприятия содержания на конференциях и других мероприятиях.
Для каждой исследовательской работы предоставляется стенд размером около 1 м 2 . Материалы, предназначенные для стендового доклада, могут быть предварительно оформлены на листе ватмана и прикреплены к стенду при помощи булавок (кнопок и т.п.).
В верхней части стенда крепится полоска 840Х100 мм с названием работы, выполненным шрифтом не менее 48 (высота прописной буквы 12 мм). Под названием на той же полосе шрифтом не менее 36 (высота прописной буквы 8 мм) указываются фамилии авторов и научного руководителя, название учреждения и города, в котором выполнена работа.
Требования к стендовому докладу:
1) Наглядность . При беглом просмотре стенда у зрителя должно возникнуть представление о тематике и характере выполненной работы.
2) Соотношение иллюстративного (фотографии, диаграммы, графики, блок-схемы и т.д.) и текстового материала устанавливается примерно 1:1. При этом текст должен быть выполнен шрифтом, свободно читаемым с расстояния 50 см.
3) Оптимальность . Количество информации должно позволять полностью изучить стенд за 1-2 минуты.
4) Популярность . Информация должна быть представлена в доступной для участников конференции форме.
Структура стендового доклада
• Цели и задачи работы.
• Описание сделанного в процессе исследования.
• Методы, используемые в ходе исследовательской деятельности.
• Основные результаты и выводы.
• Благодарности организациям и специалистам, оказавшим помощь в работе.
Методы и результаты исследования целесообразно представлять в графическом или иллюстративном виде.
Литературный обзор – это краткая характеристика того, что известно об исследуемом явлении из различных источников. В нем указываются направления исследований, которые ведут различные ученые.
При подготовке литературного обзора следует начинать работу с общего ознакомления – прочитать оглавление и бегло просмотреть содержание источника. Затем при внимательном прочтении источника по главам и разделам необходимо выделить наиболее важные части текста. Далее целесообразно:
• составить план прочитанного материала, в пунктах которого отразить наиболее существенные мысли и идеи;
• выписать из прочитанного текста полные и содержательные цитаты с точными ссылками на источник, указав его выходные данные .
После этого нужно сравнить и сопоставить данную информацию с информацией, полученной из других источников. В заключении важно дать критическую оценку прочитанного и записать замечания, обратив при этом внимание на объективность суждений.
В литературном обзоре нужно показать, что его автор знаком с областью исследования по нескольким источникам и способен поставить перед собой исследовательскую задачу. Подготовка литературного обзора помогает исследователю овладеть материалом, обоснованно отвечать на вопросы во время научного доклада.
Рецензия (от лат. recensio — рассмотрение) представляет собой критический разбор и оценку нового художественного произведения (книги, спектакля, концерта, кинофильма) или научной работы. Также в качестве рецензии может рассматриваться отзыв на научную работу или художественное произведение перед их публикацией, защитой и т.д. Рецензия может быть опубликована в виде статьи в газете или в журнале.
Научная статья является своеобразным литературным жанром. В научной статье должна быть обозначена проблема, отмечены известные попытки ее решения. Исходя из этого в структуре научной статьи целесообразно выделить:
• описание проблемы и ее актуальности для теории и практики;
• краткие данные о методике исследования;
• анализ собственных научных результатов и их обобщение;
• выводы и предложения по проведению исследовательской деятельности в дальнейшем;
• ссылки на цитируемую литературу.
Научный отчет – документ, содержащий подробное описание методики и хода исследования, его результатов, а также выводов, полученных в процессе научно-исследовательской или опытно-экспериментальной работы. Назначение научного отчета – исчерпывающе осветить выполненную работу по ее завершении или за определенный промежуток времени.
Структура научного отчета
1. Краткое изложение плана и программы законченных этапов научной работы.
2. Значимость проведенной работы, ее исследовательская ценность и практическая значимость.
3. Характеристика применявшихся методов исследования.
4. Описание результатов исследования.
5. Заключение, подводящее итоги исследования и отмечающее нерешенные вопросы.
6. Выводы и предложения по проведению исследовательской деятельности в дальнейшем.
Согласно словарю иностранных слов реферат (от лат. referre — докладывать, сообщать) представляет собой:
• краткое устное сообщение или письменное изложение научной работы, содержания прочитанной книги и т.п.;
• доклад на какую-либо тему, основанный на обзоре литературных и других источников.
В практике приходится встречаться со значительными расхождениями в требованиях педагогов к работе учащихся над рефератами, их оформлению и процедуре защиты. Прежде всего нужно помнить, что реферат не является конспектом литературных источников. Жанр этой работы требует от автора анализа используемой информации и самостоятельных выводов.
На ДАННОЙ СТРАНИЦЕ отмечены ключевые моменты, которые необходимо учитывать при руководстве работой учеников над рефератами.
Еще формы представления результатов проекта (или его части):
- бизнес-план;
- видеофильм;
- выставка;
- газета;
- журнал;
- законопроект;
- праздник;
- статья;
- сценарий;
- учебное пособие;
- чертеж
Источник
Проект на тему «Формы представления результатов проектной деятельности младших школьников»
Галина Оглоблина
Проект на тему «Формы представления результатов проектной деятельности младших школьников»
Цель исследования: выявить формы представления результатов проектной деятельности младших школьников.
«Главным результатом школьного образования должно стать его соответствие целям опережающего развития.
Ребята должны быть вовлечены в исследовательские проекты, творческие занятия, в ходе которых они научатся изобретать, понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности.»
Теоретически изучить способы организации проектной деятельности младших школьников;
Разработать форму и содержание проектных работ младших школьников;
Организовать проектную деятельность младших школьников.
«Для ученика проект — это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала. Это деятельность, которая позволяет проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат. Это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися. Результат этой деятельности — найденный способ решения проблемы — носит практический характер, имеет прикладное значение и значим для самих открывателей».
«Для учителя учебный проект — это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования: проблематизация, целеполагание, планирование деятельности, рефлексия и самоанализ, презентация и самопрезентация, а также поиск информации, практическое применение академических знаний, самообучение, исследовательская и творческая деятельность».
Этапы работы над проектом:
Практико-ориентированный проект:
Цель проекта — решение практических задач, поставленных заказчиком проекта. Проектным продуктом могут стать учебные пособия, макеты и модели, инструкции, памятки, рекомендации и т. п. Такой продукт имеет реальные потребительские свойства — он способен удовлетворить насущную потребность конкретного заказчика, класса, школы и др.
Исследовательский проект:
Цель проекта — доказательство или опровержение какой-либо гипотезы. Проект выполняется по аналогии с научным исследованием: обязательное обоснование актуальности исследуемой проблемы, выдвижение гипотезы, осуществление эксперимента, проверка различных версий, анализ, обобщение и обнародование результатов. Проектным продуктом в данном случае является результат исследования, оформленный установленным способом.
Информационный проект:
Цель проекта — сбор ин формации о каком-либо объекте или явлении для предоставления ее заказчику для дальнейшего использования по его усмотрению. Проектным продуктом могут стать оформленные оговоренным с заказчиком способом статистические данные, результаты опросов общественного мнения, обобщение высказываний различных авторов по какому-либо вопросу и пр. Результаты информационных проектов могут использоваться в качестве дидактического материала к урокам, могут быть опубликованы в школьной газете или выложены в Интернете.
Творческий проект:
Цель проекта — привлечение интереса публики к проблеме проекта. Данный проект характеризуется свободным творческим подходом к трактовке проблемы, к ходу работы и к презентации результатов. Результатом проекта, проектным продуктом могут стать произведения литературы, изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы.
Игровой или ролевой проект:
Цель — представление публике опыта участия в решении проблемы проекта. Проектным продуктом, как правило, является мероприятие (игра, состязание, викторина, экскурсия и тому подобное). При этом автор проекта выступает в какой-либо роли (организатор действия, ведущий, режиссер-постановщик, судья, литературный персонаж).
Формы представления результатов:
Устные (доклад, обзор, отчет, сообщение, сравнительный анализ);
Письменные (отчет, публикация, реферат, сборник, сказка, сценарий, учебное пособие);
Наглядно-образные (видеофильм, выставка, коллекция, макет, модель фигуры, презентация).
В результате работы я убедилась в том, что проектная деятельность позволяет
формировать активную, самостоятельную и инициативную позицию учащихся в учении;
— развивать общие учебные умения и навыки: исследовательские, рефлексивные, самооценочные;
— формировать не просто умения, а компетенции, то есть умения, непосредственно сопряженные с опытом их применения в практической деятельности;
-развивать познавательный интерес учащихся;
— реализовать принцип связи обучения с жизнью.
Источник