- Визуализация данных: как подавать статистику широкой аудитории
- Четыре типа визуализации
- Принципы рутинной визуализации
- Одно представление = одна идея
- Выбор способа представления соответствует идее
- Данные в представлении должны хорошо читаться
- Выбор способа представления соответствует аудитории
- Представление не порождает вопросы
- Инструменты рутинной визуализации и ошибки при работе с ними
- Перспективы развития визуализации: интернет вещей
- Выводы
- Способы представления информации аудитории
Визуализация данных: как подавать статистику широкой аудитории
Елена Соловьева, менеджер проектов в компании Лаборатория Касперского, специально для блога Нетологии написала статью о правильной и понятной визуализации данных. Статья участвует в конкурсе блога.
Почему необходимо подавать информацию в простой и понятной форме? Информация о клиентах, конкурентах и рынке поступает из разных источников. Статистика при этом может собираться вручную или автоматически.
Представьте, что вы получили описание действий клиентов на сайте в виде нумерованного списка на три страницы или в таблице на сто строк и десять столбцов. Сколько времени вам понадобится, чтобы разобраться в ситуации? А если информацию вам представят так?
По статистике, 60% людей воспринимают быстрее именно визуальную информацию. Мозгу легче понять, что ему хотят сказать, если представить данные в виде графиков, схем или иных графических элементов.
Четыре типа визуализации
Скотт Беринато, старший редактор HBR, выделяет четыре типа визуализации в зависимости от цели автора:
Цель: обучение, разъяснение. Используется в качестве замены развернутому описанию. Типичные примеры: организационные схемы и схемы бизнес-процессов.
Генерация идей.
Цель: решение проблемы, выяснение истины. Используется при мозговых штурмах. Типичное представление: ментальная карта.
Визуальное исследование.
Цель: глубинный анализ. Используется, чтобы лучше понять и проследить закономерности. Сюда относятся сложные многофакторные представления.
Рутинная визуализация.
Цель: сообщение, помещенное в контекст. Используется при составлении отчетов и презентаций для руководства и партнеров. Так мы информируем нашу аудиторию о положении вещей.
Определите цель и тип визуализации. У каждого типа свои принципы и инструменты. Если вы их смешаете, то не достигнете цели, а только запутаете аудиторию.
Принципы рутинной визуализации
Одно представление = одна идея
Если вы хотите показать, как в течение года росли продажи, не выводите с ними и динамику получения лидов или посещений сайта.
Выбор способа представления соответствует идее
Если вы показываете динамику, используйте диаграммы и временные шкалы, которые читаются сверху вниз или слева направо. Рассказывая о доле рынка, используйте круговые диаграммы. Не усложняйте и не применяйте гибридные виды диаграмм или представлений.
Данные в представлении должны хорошо читаться
Проверьте текстовые надписи и особенно легенды. Исправьте мелкие шрифты, залезающие друг на друга надписи, развернутые под углом к горизонтальной оси легенды. Избегайте громоздких длинных легенд и заголовков.
Обратите внимание на цвета. Не используйте оттенки одного цвета. Применяйте разные цвета, но избегайте «лоскутного одеяла». В представлении должно быть не более шести разных цветов.
Выбор способа представления соответствует аудитории
Если вы делаете доклад для аудитории, далекой от аналитики, используйте простые, интуитивно понятные представления. Выясните заранее, возможно, у вашей аудитории есть свои предпочтения к способу подачи информации.
Представление не порождает вопросы
Если вам задали вопрос типа «что значит тот красный кружок вверху», вы перемудрили.
Попросите друзей, родственников или коллег, не знакомых с вашими данными, рассказать, что они видят на представлении. Если у них возникают вопросы или ошибки при толковании, переделайте представление.
Не усложняйте. Отфильтруйте данные, которые нужно представить, от всего массива, которым владеете.
Инструменты рутинной визуализации и ошибки при работе с ними
Для рутинной визуализации используйте простейшие графики и диаграммы:
1. Гистограммы — столбчатые диаграммы.
2. Графики — представление непрерывного изменения данных.
3. Круговые и кольцевые диаграммы — представление долей относительно целого.
3. Линейчатые диаграммы — столбчатые диаграммы с отображением категорий по вертикальной оси.
5. Диаграммы с областями — линейчатые диаграммы с заполненными цветом областями.
С этими диаграммами и графиками знакомо большинство пользователей, их легко строить и читать. Но, несмотря на это, здесь есть вероятность ошибок, которые запутают аудиторию:
Не забывайте про легенды. Удобнее их поместить на столбец гистограммы или же вниз диаграммы. Так вы сэкономите графику место, и его легче будет прочесть.
Оцените необходимость комментариев и подписей к величинам. К примеру, у вас в марте начался резкий спад посещений сайта. Возможно, в том месяце вы перестали использовать таргетированную рекламу. Укажите это на графике коротким комментарием. Не переусердствуйте. Отображать нужно только ту информацию, которая необходима для понимания представления.
Не используйте 3D представления. Они утяжеляют графики и мешают пониманию.
Не обрезайте оси координат. Диаграмма не может существовать сама по себе. Ось координат должна начинаться с 0 — начальной точки отсчета.
Если вы используете круговые, кольцевые диаграммы, или линейчатые и столбчатые диаграммы с накоплением, убедитесь, что в сумме их части дают именно 100%. Ошибки часто возникают при автоматическом округлении исходных значений.
Без необходимости не переворачивайте вертикальную ось. Пользователи привыкли к одному и тому же представлению известных им диаграмм. Кардинально изменив представление, вы запутаете аудиторию.
Не заставляйте вашу аудиторию вглядываться и перечитывать диаграмму. Чем дольше представление декодируется, тем вероятнее ошибки в толковании.
Перспективы развития визуализации: интернет вещей
Интернет вещей производит беспрецедентное количество данных о нас и окружающем мире. Грамотно визуализировав этот массив, можно нарисовать и выявить закономерности и тенденции, о которых мы даже не подозревали.
К примеру, фитнес-браслеты собирают большое количество информации о нашем организме. Конвертировав ее в представление, мы проследим, как, когда и на что реагирует наш организм. Важность подобных знаний не вызывает сомнений.
Визуализация данных сейчас в центре внимания многих маркетологов, аналитиков и разработчиков. У IT-гигантов: Oracle, Microsoft, IBM, уже разработаны для этого продукты. Компании Tableau, Qlik специализируются исключительно на визуализации данных.
Выводы
Главное, представить данные так, чтобы с ними было легко работать. Как это сделать?
Первый шаг: определитесь с целью визуализации. Это для доклада руководству или схема бизнес-процесса?
Второй шаг: определите инструменты, которые соответствуют вашей цели. Для отчета руководству, используйте диаграммы и графики. Для схем бизнес-процессов, работайте с различными нотациями.
Третий шаг: постройте представление.
Четвертый шаг: убедитесь, что ваше представление не противоречит принципам визуализации. Все ли понятно? Не слишком ли много данных на одном представлении? Привычно ли оно для вашей аудитории?
Пятый шаг: проверьте на наличие распространенных ошибок. На месте ли легенды? Все ли оси отображены корректно?
Шестой шаг: покажите представление людям, которые не знакомы с вашими данными, задайте им вопросы.
Седьмой шаг: скорректируйте представление по замечаниям.
Научившись визуализировать на бытовом уровне, вы сможете быстрее понять принципы визуализации более сложных данных. А это открывает большие и интересные перспективы.
Мнение автора и редакции может не совпадать. Хотите написать колонку для «Нетологии»? Читайте наши условия публикации.
Источник
Способы представления информации аудитории
Виды информации. Представление информации.
По способу восприятия информации человеком можно выделить визуальную (зрительную), аудиальную (звуковую), обонятельную (запахи) вкусовую, тактильную (осязательную), вестибулярную и мышечную информацию (рис.3).
Визуальную информацию люди воспринимают с помощью глаз. Человек может увидеть объект или явление, букву или цифру, картину или фильм, схему или карту, жест или танец. Аудиальную информацию люди воспринимают с помощью ушей. Человек может услышать произвольные звуки, шум, музыку, пение и речь. Обонятельную информацию, или запахи, человек воспринимает с помощью носа. Запах можно охарактеризовать как терпкий или пряный, приятный или неприятный, тяжелый или легкий. Вкусовую информацию человек воспринимает с помощью языка. Вкус может быть горький или сладкий, кислый или соленый. Тактильную информацию человек воспринимает кожей. Прикасаясь к предмету, можно определить его температуру (холодный или горячий) и вид поверхности (гладкая или шероховатая, мокрая или сухая). Вестибулярную информацию человек воспринимает с помощью вестибулярного аппарата, который отслеживает положение тела человека в трехмерном пространстве. Летя в самолете и не видя горизонта, человек может определить, куда и как он перемещается: вверх или вниз, вправо или влево, ускоренно или замедленно. Мышечную информацию люди воспринимают с помощью мышц. Закрыв глаза, человек не пронесет ложку с супом мимо своего рта, может дотронуться указательным пальцем до своего носа, сравнить массу гирь, одинаковых на ощупь.
Воспринимать информацию могут не только люди, но и животные, и растения. Однако в отличие от людей, восприятие информации животными и растениями имеет свои особенности. Например, слоны способны воспринимать звуки, которые не слышит человек, у собак лучше всего развито обоняние, у летучих мышей – слух, а растения могут получать информацию с помощью корней и листьев. Несмотря на эти особенности, в живой природе, так же как и в мире людей, информация играет важную роль в обеспечении жизненных процессов. Воспринимаемую с помощью органов чувств информацию человек стремится выразить так, чтобы она была понятна другим. Одну и ту же информацию, в зависимости от цели деятельности, можно выразить разными способами и представить в разной форме.
По форме представления принято выделять числовую, текстовую, графическую, звуковую и комбинированную информацию (рис. 4).
Рис. 4. Виды информации по форме представления
Например, если человек хочет выучить слова песни наизусть, то, скорее всего, он запишет стихи с помощью букв. В этом случае информация будет представлена в текстовой форме. Запомнить мелодию песни позволит прослушивание этой песни в исполнении певца или музыканта. В этом случае информация будет представлена в звуковой форме. Образ, навеянный стихами или мелодией, можно изобразить в графической форме с помощью рисунка.
Для того чтобы выяснить количество поклонников исполнителя песни, необходимо их подсчитать и результат представить в числовой форме. Каждая из этих форм представления информации имеет свои особенности. Графическая информация наиболее доступна, так как срезу передает визуальный образ.
С помощью текстовой и звуковой информации можно представить исчерпывающие разъяснения. Числовая информация дает возможность проводить различные сравнения и вычисления. Поэтому чаще всего информацию представляют в комбинированной форме. Частным случаем комбинированной информации является мультимедийная информация , когда текстовая и числовая информация сочетается со звуковой и графической информацией, с видеоизображением .
Для представления информации человек использует различные знаки. Один и тот же знак может иметь разный смысл. Если человек наделил знак смыслом, то этот знак называют символом
Например, нарисованный овал может означать или букву «О», или цифру ноль, или химический элемент кислород, или геометрическую фигуру. В нашем примере нарисованный овал – это знак. Буква, цифра и обозначение химического элемента являются символами.
Для того чтобы понимать смысл информации, представленной с помощью символов, человеку необходимо знать не только символы, но и правила составления сообщений из этих символов. Говоря другими словами, человеку необходимо знать язык. Язык может быть разговорным, языком рисунков, мимики и жестов, языком науки и искусства.
Выделяют естественные (разговорные) и искусственные языки (рис. 5).
Естественные языки исторически сложились в процессе развития человеческой цивилизации. К естественным языкам относятся русский, английский, китайский и многие другие языки. В мире насчитывается более 10 тыс. разных языков, диалектов и наречий.
Искусственные языки специально созданы для профессионального применения в какой-либо области человеческой деятельности. Некоторые искусственные языки складывались в течение длительного исторического периода, например язык математических обозначений. С этой точки зрения они мало отличаются от естественных языков. Примерами искусственных языков являются эсперанто, языки программирования, язык математики, язык химии, язык логики, язык флажков на флоте, язык дорожных знаков.
Некоторые естественные языки имеют искусственно созданные алфавиты. Так, например, авторами русского языка являются Кирилл и Мефодий.
Представление информации с помощью определенного языка всегда связано с алфавитом. Алфавит содержит конечный набор символов, из которых можно составить как угодно много слов. Все символы в алфавите упорядочены.
Количество символов в алфавите называют мощность алфавита.
Представленную информацию можно преобразовать из одной последовательности знаков в другую, не задумываясь о смысле сообщения. Такой процесс преобразования сообщения называется кодированием. Обратный процессом кодированию является процесс декодирования. Для того чтобы выполнить кодирование или декодирование, необходимо знать правила перевода одних знаков в другие знаки. Говоря другими словами, надо знать код или шифр.
По мере развития средств появились различные способы кодирования информации. Например, кодирование с помощью азбуки (кода) Морзе (длительный сигнал – тире, короткий сигнал – точка, нет сигнала – пауза), с помощью двоичного кода (нет сигнала – 0, есть сигнал – 1). Кодирование используется для представления информации в такой форме, которая будет наиболее удобна для работы человека или технического устройства. Например, человеку удобно и привычно работать с десятичными числами, а компьютер настроен на работу с двоичными числами. Поэтому десятичное число, введенное с помощью клавиатуры компьютера, кодируется в двоичное число. При выводе числа на экран монитора происходит декодирование из двоичного числа в десятичное число. Кодирование информации необходимо не только для ее рационального представления, но и для ее эффективной защиты. Не случайно другим примером кода является пин-код сотового телефона или банковской карточки, а также код, используемый в качестве ключа от цифрового замка дорожной сумки.
Источник