Способы предотвращения образования отходов

Неперерабатываемые отходы: от уничтожения к предотвращению

Анна Гаркуша, руководитель направления по работе с органами власти движения «РазДельный Сбор», — о том, что сегодня признается неперерабатываемым мусором, и как грамотно управлять отходами в России.

Фото: pixabay.com

Неперерабатываемые отходы в составе твердых коммунальных отходов (ТКО) — это «троянский конь», с помощью которого крупные инвесторы протаскивают в Россию мусоросжигательные технологии, а также технологии производства и применения твердого топлива из отходов RDF (от английского Refuse-derived fuel — топливо из твердых бытовых отходов. — Прим. ред.). В частности, компания «РТ-Инвест» транслирует в мир идею о том, что раздельно собрать и переработать можно не более половины ТКО. А остальное необходимо сжечь, чтобы не умножать свалки и полигоны. Вынесем за скобки энергетический аспект концепции будущих МСЗ и рассмотрим более пристально сами «неперерабатываемые» отходы на примере ТКО Подмосковья.

Начнем с того, что макулатура, металлы, стекло, пластик, полиэтилен, текстиль, резина, древесина и пищевые отходы, составляющие все вместе порядка 70% ТКО Подмосковья, — это перерабатываемые отходы. Итак, 70%, а не 50%! Почему же часть из них признаны неперерабатываемыми и приговорены к сжиганию?

Многие из перечисленных отходов, например макулатура, пленки, текстиль, древесина, теряют свои потребительские свойства после смешивания с пищевыми отходами. А их совместный вывоз, перегруз и уплотнение приводят к появлению категории трудноизвлекаемых отходов. Так, кусочки полимеров, древесины, резины, текстиля, макулатуры в смеси с пищевыми отходами сами становятся неперерабатываемыми и загрязняют потенциальный компост.

Некоторые виды пластиков, например полипропилен и полистирол, очень схожи друг с другом внешне, но методы их переработки различны. Их сложно рассортировывать при извлечении из смешанных ТКО, а при попадании в общую товарную массу они делают непригодной к переработке всю партию полимеров. Стоит отметить также, что полистирол, особенно вспененный (ВСП), и поливинилхлорид (ПВХ) выделяют при нагревании вредные вещества, а при сжигании образуют стойкие органические загрязнители.

Переработка полимеров не всегда происходит с сохранением исходных свойств материала. Зачастую вторичные полимеры пользуются меньшим спросом при производстве продукции, чем первичное сырье, что было выяснено в процессе специального опроса европейских переработчиков пластмасс.

Пленки «страдают» загрязненностью от продуктов питания и чаще всего не интересны переработчикам из-за высокой стоимости процесса.

Нерентабельность сбора и переработки сложных по составу отходов также способствует отправке их в печь. К этой категории относятся, например, домашние тапочки с резиновой подошвой и текстильным верхом или предметы личной гигиены — памперсы, прокладки, ватные палочки.

Часть полимеров в принципе не имеет маркировки из-за недисциплинированности производителя.

Существуют действительно неперерабатываемые на сегодня отходы. Это пластик с маркировкой № 7 «O или Other» в треугольнике. Их сложный состав вызван высокими требованиями к сохранению качества продукции, которую в них упаковывают. Компании, разрабатывающие такие композитные полимеры, до последнего времени не ставили перед собой задачу придумывать также и способы их утилизации. Поэтому «волшебная семерка» практически во всем мире отправляется или на помойку, или в печь. Однако если мы не умеем перерабатывать такие полимеры сегодня — это не значит, что это навсегда.

Как мы видим, есть факторы, способствующие переводу вполне утилизируемых отходов в категорию «неперерабатываемых». Если эти факторы игнорировать, то Россия столкнется с той же проблемой, что и ЕС, когда свалки делать уже негде, а сжигать отходы — экологически небезопасно и экономически расточительно.

Ориентируясь на принципы управления европейскими отходами, претерпевающие серьезные изменения в настоящий момент, в России следует предпринять следующие меры:

— Предотвратить образование отходов: это подразумевает максимальный отказ от одноразовой посуды, тары и упаковки, замену одноразовых вещей многоразовыми, продление срока службы вещей и их вторичное использование.

Читайте также:  Способы борьбы с судорогой

— Снизить класс опасности отходов и повысить качество вторичного сырья за счет внедрения раздельного сбора отходов на обязательной основе, включая отдельный сбор пищевых отходов.

— Стимулировать спрос на вторичные материальные ресурсы за счет инструментов «зеленых» госзакупок.

— Использовать инструмент расширенной ответственности производителя для отказа от полистирола, ВСП и ПВХ при производстве тары и упаковки. Перейти к легко утилизируемым или компостируемым материалам.

— Сделать наличие технологии утилизации одним из условий вывода на рынок продукции, включая тару и упаковку. Для материалов, применение которых необходимо из стратегических соображений, но не имеющих технологий утилизации, предусмотреть возможности сбора и безопасного депонирования в интересах будущих поколений.

— Особую роль во всех этих процессах должно играть экологическое просвещение: переход от безудержного потребления к разумному.

На вопрос «Что делать с неперерабатываемыми отходами сегодня?» я вижу только один ответ: грамотно депонировать эти материалы с предварительной стабилизацией и прессованием на специальных полигонах, пока в мире не появятся технологии их переработки.

Анна Гаркуша, руководитель направления по работе с органами власти движения «РазДельный Сбор»

Источник

Способы предотвращения образования отходов

Статья 3. Основные принципы и приоритетные направления государственной политики в области обращения с отходами

(в ред. Федерального закона от 29.12.2014 N 458-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

1. Основными принципами государственной политики в области обращения с отходами являются:

(в ред. Федерального закона от 29.12.2014 N 458-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

охрана здоровья человека, поддержание или восстановление благоприятного состояния окружающей среды и сохранение биологического разнообразия;

(в ред. Федерального закона от 30.12.2008 N 309-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

научно обоснованное сочетание экологических и экономических интересов общества в целях обеспечения устойчивого развития общества;

использование наилучших доступных технологий при обращении с отходами;

(в ред. Федерального закона от 29.12.2014 N 458-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

комплексная переработка материально-сырьевых ресурсов в целях уменьшения количества отходов;

использование методов экономического регулирования деятельности в области обращения с отходами в целях уменьшения количества отходов и вовлечения их в хозяйственный оборот;

доступ в соответствии с законодательством Российской Федерации к информации в области обращения с отходами;

участие в международном сотрудничестве Российской Федерации в области обращения с отходами.

2. Направления государственной политики в области обращения с отходами являются приоритетными в следующей последовательности:

максимальное использование исходных сырья и материалов;

предотвращение образования отходов;

сокращение образования отходов и снижение класса опасности отходов в источниках их образования;

(п. 2 введен Федеральным законом от 29.12.2014 N 458-ФЗ)

Источник

Предотвращение отходов

Под профилактикой ( на основе рециркуляции также Precycling ) все меры предосторожности и меры следует понимать , что материал утилизация предшествует, утилизацию, а также служить количество полученных отходов должны быть сокращено. Предотвращение образования отходов уже происходит в концепции и конструкции из продуктов , в частности , путем выбора и использования веществ в соответствии с критериями загрязнителей отказа, длина полезной жизни и рециркулируемости на высоком уровне качества.

Оглавление

Меры по предотвращению отходов

Часть качественного предотвращения отходов

  • циклическое использование ресурсов (например, экономика замкнутого цикла , от колыбели до колыбели )
  • использование многоразовых систем
  • концепция продуктов для многократного использования в системах продукт-сервис (например, аренда , совместное использование ).
  • замена токсичных или других проблемных веществ альтернативами
  • ограничение количества используемых веществ одним веществом (для простых продуктов) или минимальным количеством веществ
  • отказ от композитов
  • отказ от материалов, которые не могут быть переработаны, и переосмысление разумного использования материалов и ресурсов (где мне использовать, какие материалы и когда)

Количественное предотвращение отходов включает в себя все меры, которые с самого начала (т.е. уже во время производства ) направлены на сокращение количества отходов, которые возникают позже, например:

  • уменьшение массы используемого материала (например, упаковочные пленки с более тонкими стенками)
  • дизайн продуктов с длительным сроком службы для повторного использования, повторного использования с характеристиками ремонтопригодности , очистки емкостей необходимы, стирка , Refillability и т.д.
  • переработка бывших в употреблении товаров через магазины секонд-хенд и социальные магазины
Читайте также:  Способы консервирования рыбного сырья

Если продукты производятся для длительного использования и для многих видов использования, количество образующихся отходов очень мало по сравнению с использованием. Если, с другой стороны, продукты производятся для короткого периода использования и, возможно, только для одного использования, количество отходов, связанных с использованием, очень велико.

Источник

Экология СПРАВОЧНИК

Информация

предотвращение образования отходов

Нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение устанавливаются в целях предотвращения их негативного воздействия на окружающую среду в соответствии с законодательством.[ . ]

Эффективным методом предотвращения образования карбонатных отложений в системах оборотного водоснабжения путем поддержания углекислотного равновесия в оборотной воде в результате повышения концентрации в ней углекислоты является рекарбонацией этой воды. Однако этот метод практически применим лишь при наличии дешевого источника углекислоты, каковым могут быть отходы углекислого газа (например, на предприятиях азотной промышленности), дымовые газы, образующиеся в котельных при сжигании твердого (или жидкого) топлива, а также газы доменных печей после сжигания их в котлах или в воздухонагревателях.[ . ]

При сжигании твердых отходов в камерных и барабанных печах в основном происходит верхнее зажигание за счет открытого факела, а в печах с псевдоожиженным слоем — нижнее зажигание за счет высокой температуры газов. С целью выравнивания слоя, предотвращения образования корок и перемещения слоев колосниковые решетки камерных печей устанавливаются наклонно, либо они устраиваются уступом, либо им сообщается возвратно-поступательное движение.[ . ]

Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» от 24 июня 1998 г.1 Он состоит из преамбулы и восьми глав, объединяющих 31 статью. В преамбуле указываются цели Закона: предотвращение вредного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду, вовлечение отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительного источника сырья. Так, право собственности на отходы принадлежит собственнику сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, а также товаров (продукции), в результате использования которых эти отходы образовались. Данное право может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-прода-жи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении отходов. Приобретение права (и полномочий) собственности на опасные отходы требует наличия специальной лицензии. Глава II формулирует полномочия РФ, субъектов РФ и органов местного самоуправления в этой сфере (ст. 5—8). В число полномочий и РФ и ее субъектов входит, например, обеспечение экономических, социальных и правовых условий для более полного использования отходов и уменьшения их образования.[ . ]

Разработка руководства, поощряющего предотвращение образования отходов и рециклинг в 2002 г.[ . ]

Оценку продукции, дополнительно получаемой в результате предотвращения образования отходов или их утилизации, производят по замыкающим затратам (кадастровым ценам) на аналогичную продукцию (из первичного сырья).[ . ]

Так, проекты ликвидации многих шахт в Кемеровской области, по оценке экспертов, не обеспечат предотвращение подтопления: населенных пунктов (г Прокопьевска, пос. Бабанаково и др.), образования провалов и прорыва на поверхность метана. Недостатки проектирования: подобных работ в АО «Тулауголь» могут привести к нарушению режима охраны подземных питьевых вод. В проектах ликвидации шахт в Ростовской области, Кузбассе, других угольных бассейнах часто не предусматривается рекультивация нарушенных земель, терриконов, хранилищ отходов обогащения:. Проекты ликвидации горнодобывающих предприятий зачастую не предусматривают возможности отработки в последующем остающихся в недрах запасов полезных ископаемых. Так, практически потеряны 279 млн.тонн угля при ликвидации шахты им. Шевякова в Кузбассе.[ . ]

Сущность атомно-абсорбционного метода определения ионов, в том числе ионов магния, изложена выше. Для предотвращения образования в пламени труднодиссоции-руемых соединений магния с сопутствующими элементами в анализируемую пробу вводят избыток стронция. Для определения магния используют аналитическую линию 285,2 нм. Из аналитической практики по определению состава и свойств отходов бурения известно, что магний присутствует в значительно меньших количествах, чем кальций. Поэтому целесообразно применять комплексонометрическое определение кальция и магния.[ . ]

Читайте также:  Способы адресации ячеек относительная

В ФРГ принят закон [11] о технологиях замкнутого цикла, действующий с 1996 г. В законе четко определено, что производитель отвечает за предотвращение образования отходов, их повторную переработку или экологически чистую ликвидацию. Законом отменено существовавшее ранее распределение ролей, когда отходы, производимые промышленностью, должны были уничтожаться за счет средств налогоплательщиков Как подчеркивает министр по вопросам окружающей среды, охраны природы и безопасности ядерных реакторов ФРГ, ответственность за продукт не должна прекращаться после его изготовления, а должна распространяться на использование и последующую экологически чистую переработку или уничтожение этого продукта. Ответственность производителей за переработку или уничтожение отходов существует в рамках технически возможного и экономически целесообразного.[ . ]

Наука в целом достигла уже такого уровня, какой необходим для обеспечения развития многих направлений техники на десятки пег вперед, Однако достижения науки по предотвращению загрязнений более скромны. Это объясняется тем, что до тех пор, пока масштабы производства были невелики, технологические процессы развивались без учета их влияния на окружающую среду. За редкими исключениями производственный процесс строился так, чтобы обеспечить производство «основного» продукта, а на вопросы, связанные с образованием отходов, обращалось мало внимания.[ . ]

В конечном счете это позволит сократить объемы бюджетных дотаций, переключив их на финансирование мероприятий по предотвращению образования отходов. В этих целях необходимо использовать весь диапазон методов экономического стимулирования, включая преимущественное инвестирование, льготное кредитование и налогообложение.[ . ]

В результате классификации ПО были проанализированы данные анкетного опроса с целью изучения существующих на предприятиях методов утилизации и обезвреживания ПО. В итоге были определены пути дальнейшего движения отходов (утилизация на местах образования, передача другим предприятиям, вывоз на свалку, сброс в канализацию, сжигание и т.п.). Кроме того, на основе классификации была разработана генеральная схема централизованного сбора, вывоза и переработки ПО для использования в народном хозяйстве в качестве вторичного сырья и для предотвращения их отрицательного воздействия на окружающую среду.[ . ]

Таким образом, роль руководства в реализации экологической стратегии заключается в выработке четко расписанных должностных обязанностей для каждого подразделения или службы. Например, производственно-технический отдел должен обеспечить достаточную по показателям экологичности эффективность производства и обеспечить технологическими мерами доведение до минимума уровня сбросов, выбросов и образование неутилизируемых отходов; проектно-конструкторский отдел должен обеспечить заданные экологические параметры оборудования, а также заложить в проектный и конструкторский циклы требования по экологической безопасности; отдел сбыта и маркетинговая служба должны учитывать экологические требования потребителей и отслеживать их во времени, а также учитывать долговременную перспективу (например, возможность утилизации отслуживших товаров и оборудования); отдел кадров должен обеспечить соответствующую экологической стратегии образовательную и просветительную политику, направленную на понимание и соблюдение всеми работниками предприятия внутренних и внешних экологических требований; отдел контроля и технических измерений должен проводить внутренний производственный экологический контроль, мониторинг основных факторов воздействия на окружающую среду и рабочую зону технологий, сырья и продукции, а также по возможности участвовать в выработке рекомендаций по изменению параметров основных технологических процессов и операций для снижения этого воздействия; отдел материально-технического снабжения должен предусмотреть возможность замены используемых сырья, полуфабрикатов, энергоресурсов, исходя из параметров их экологического влияния; финансовый отдел должен оптимизировать и ввести в практику альтернативные системы экологического учета и вести соответствующую статистику для выработки рекомендаций по обеспечению окупаемости мер по снижению и дальнейшему предотвращению влияния предприятия на окружающую природную среду; отдел охраны труда должен обеспечить заданные нормативные показатели опасных и вредных факторов рабочей зоны, вести статистику и профилактику профессиональных заболеваний и обеспечивать безопасные условия труда.[ . ]

Источник

Оцените статью
Разные способы