Способы предоставления налоговой отчетности

Как сдать отчетность за 2020 год: все способы

Началась очередная отчетная кампания, кто-то поторопился сдать первые декларации, другие подбивают итоги, вытягивают из контрагентов недостающие документы или с опытным прищуром повторяют «а мы подождем». Не самый плохой подход — некоторые бухгалтерские программы еще не обновились полностью: некорректно заполняются формы, возникают ошибки. Мы решили напомнить, какие существуют способы сдачи отчетности, в том числе бесплатные, кто и как может ими воспользоваться, плюсы и минусы разных вариантов.

Подать отчетность лично

Самый малопопулярный вариант. Как правило, самостоятельно относить декларации в инспекцию предпочитают физлица или ИП. Руководители организаций пользуются возможностью сдать отчеты лично только в случае, если речь идет о нулевке (в стадии ликвидации или простоя). Нулевые декларации практически не требуют заполнения и на них, вроде бы жалко тратить финансы угасающего бизнеса.

  1. Бесплатно;
  2. Личный контроль;
  3. Можно и полезные знакомства в очереди заполучить.
  1. Придется все-таки посетить ФНС и другие учреждения — ПФР, ФСС — по необходимости;
  2. Хорошо, если отчеты подготовлены в специальной программе или сервисе и были предварительно проверены, иначе — одна ошибка и придется все переделывать. Есть вариант и похуже — ошибка обнаружится при камеральной проверке , скорее всего, после срока подачи декларации. Если ошибка критичная, то отчет может посчитаться непредставленным. Несданный отчет = штраф. Минимальный — 1000 рублей.
  3. Не все отчеты по закону можно сдать на бумаге, например, декларация по НДС сдается исключительно в электронном виде, а с 2021 года все организации без исключения обязаны электронно сдавать бухгалтерскую отчетность. Отчитываться в статистику теперь тоже нужно через ТКС (здесь есть исключение для представителей малого бизнеса, они до конца года вправе сдавать бумажные отчеты).
  4. Перед тем как сдать, отчеты еще нужно подготовить — найти актуальные формы, заполнить, разобраться в кодах (они есть во всех формах).

Кому подойдет: ИП без работников, на таком режиме как УСН «доходы». Подается декларация только раз в год и она относительно проста в заполнении.

Риски: самый главный — неактуальный бланк отчета. Декларация, составленная по устаревшей форме не будет принята, а если инспектор у вас ее все же примет, то впоследствии такой отчет все равно признают несданным. Бывают и другие ошибки — например, неверное отражение показателей (не в той строке, с копейками, а не в целых рублях, незаполнение обязательных полей и т.д.). При наличии существенных ошибок придется подать корректирующий отчет, а значит потратить дополнительное время и силы.

Через посредника

Здесь не имеет значения, как именно будет сдаваться отчетность, ведь этой проблемой займется другой человек или организация. Зачастую представитель еще и составляет для вас сами отчеты, но вы можете и просто передать готовые документы посреднику в бумажном или электронном виде, в зависимости от взаимодействия.

В любом случае необходимо выдать доверенность на представление ваших интересов. Если доверенность выдает организация, достаточно простой формы с подписью директора и печатью. ИП обязан выдать нотариально заверенную доверенность (п. 3 статьи 29 НК РФ).

Представитель может не только передать отчетность, но и самостоятельно ее подписать. Это актуально, если составлением отчетности занимается, например, аутсорсинговая компания. На титульном листе деклараций вы могли видеть два кода — 1 для ИП или руководителя организации-налогоплательщика и 2 — если отчетность подписывает представитель по доверенности.

  1. Отчеты может подготовить кто-то другой;
  2. Вам не надо никуда ездить или ходить.
  1. Нет прямого контроля за ситуацией, нужно получить подтверждение, что представитель свою задачу выполнил;
  2. Неважно, кто по факту виноват, если отчет сдан невовремя или с ошибками. Отвечать все равно придется налогоплательщику, а не посреднику.
Читайте также:  Способы съемки рельефа местности

Кому подойдет: всем организациям и ИП.

Риски: если пользоваться услугами, например, частного бухгалтера или обслуживающей организации, то нужно ввести четкий регламент взаимодействия и обмена документами, в т.ч. подтверждениями своевременной и полной отправки отчетности. Некоторые руководители или ИП передают свою электронную подпись посреднику, что делать категорически нельзя. ЭЦП может быть использована в корыстных, мошеннических и иных незаконных целях. Мы рассказывали , как контроль за ЭЦП усиливается ради защиты от несанкционированного использования.

Почтой

Да, не только бабушки стоят на почте в очереди за пенсией. В отчетные периоды немало бухгалтеров спешат отправить заветные письма.

Обычно это не причуда бухгалтера, а нежелание директора или предпринимателя подключиться к электронной отчетности. Но право на почтовую отправку действительно у ИП и организаций есть.

Чтобы обеспечить подтверждение, что вы отправили действительно декларацию, а не пачку бумаги, вам необходимо заполнить опись (2 экземпляра). Примерно так:

На конверте также необходимо сделать надпись «Объявленная ценность 1 рубль (один рубль)» . На руках останется опись со штампом почты и квитанция об отправке. Это доказательства сдачи отчета, вы должны хранить их.

  1. Личный контроль и подтверждение на руках;
  2. Ценное письмо можно отследить через сайт Почты России.
  1. По почте ваш отчет будет добираться долго, еще дольше его будут обрабатывать в инспекции;
  2. Остаются риски ошибок;
  3. Поиском актуальных форм и заполнением вы опять занимаетесь сами.

Кому подойдет: всем организациям и ИП, при условии, что есть право отправлять отчеты на бумаге.

Риски: все те же, что при личной сдаче отчета. Даже больше, ведь инспектор может заметить какие-то недочеты и сразу на них указать, а при отправке почтой вы о них узнаете только при камералке или даже из требования.

Есть риск, что вы не проследите за судьбой письма, а почта его благополучно потеряет, например, на каком-нибудь распределительном пункте. Пока разбираетесь, ФНС уже забьет тревогу — нет отчета, начнет слать требования и пугать блокировками счетов. Некотрые о том, что отчет не дошел, как раз по неработающему счету узнают.

Если вы вдруг превысили лимиты по количеству сотрудников, например, для 6-НДФЛ это 10 человек, включительно, то обязаны сдать отчет электронно. Прекрасно, если вы об этом знаете, а если нет? Или просто забыли, а отправили документы на бумаге. Возвращаемся в начало — отчет будет считаться непредставленным. Несданный отчет = штраф. Минимальный — 1000 рублей.

Через сайт ФНС

Действительно, вы можете отправить отчетность, правда не всю, через сайт налоговой службы .

Что для этого нужно:

  • Доступ к интернету и браузер Internet Explorer;
  • Квалифицированная электронная подпись ;
  • Настроенное рабочее место (необходимо установить сертификаты, настроить использование ключа и т.п.);
  • Регистрация в сервисе сдачи отчетности (производится налогоплательщиком самостоятельно).

Отчетность нужно заполнить или подгрузить в специальной бесплатной программе «Налогоплательщик ЮЛ» . Затем сформировать электронный файл и запаковать его. Получится зашифрованный файл транспортного контейнера, который надо загрузить на сайт, подписать и передать в ИФНС.

  1. В Налогоплательщике можно проверить заполнение отчета;
  2. Отправка бесплатная;
  3. Никуда ходить не нужно, не придется общаться ни с инспекторами, ни с работниками почты.
  1. Не всю отчетность можно сдать через сайт. К примеру, нельзя так отправить декларацию по НДС;
  2. Сайт ФНС — не самый надежный сервис. То профилактические работы, то ошибки, то перегрузки;
  3. Налогоплательщик ЮЛ — не лучшее ПО для формирования отчетов, напоминает Excel на минималках, обновлять его нужно вручную;
  4. Через сайт ФНС можно соответственно отправить только отчеты в налоговую, отчитаться в ПФР или ФСС придется другим способом;
  5. Вы привязаны к конкретному компьютеру, чтобы отправлять отчеты с другого, нужно будет и его тоже настроить под требования системы.
Читайте также:  Как нарисовать легким способом оленя

Кому подойдет: всем организациям и ИП, при условии, что не ограничений в НК (как с НДС).

Риски: этот способ, конечно, надежнее почты, но, как видите, имеет ограничения и довольно хлопотный. Из рисков — ручное обновление, придется следить за актуальностью отчетности в Налогоплательщике самостоятельно.

Электронная отчетность

Это оптимальный вариант для всех налогоплательщиков, независимо от масштаба и формы бизнеса. Особенность использования сервисов электронной отправки отчетности в том, что она не является единственной услугой. При подключении вы также получаете возможность электронного обмена письмами с ФНС и другими контролирующими органами.

Есть возможность выбрать тариф обслуживания. Например, ИП может выбрать минимальный пакет, если отчитывается раз в год, а организация оптимальный — для ежеквартальных отчетов. Есть также тарифы для нулевок.

По ТКС можно передавать отчетность сразу везде — в ИФНС, ПФР, ФСС, статистику. Кроме отчетности и писем, можно отправлять и получать другие документы:

  • Реестры по больничным листам;
  • Заявления на сверку расчетов, зачет и возврат налогов и взносов;
  • Справки о состоянии расчетов с бюджетом;
  • Выписки из ЕГРЮЛ и ЕГРИП;
  • Сведения по электронным трудовым книжкам и др.

Т.е. вся ваша работа с контролерами будет происходить в едином сервисе.

Еще одно из преимуществ — оперативное извещение о требованиях . По почте они могут к вам не дойти или поступить с опозданием. По ТКС вы сразу узнаете, что ФНС от вас хочет получить подтверждающие документы или просит дать пояснения к декларации и можете тут же дать ответ. Отправляйте письмо с просьбой об отсрочке, если объем документов слишком большой.

Налаженное взаимодействие с налоговыми органами снижает риск выездных проверок — если вы вовремя сдаете отчеты, отвечаете на требования, предоставляете документы, значит готовы к диалогу и ведете честный бизнес. А вот тактика страуса у некоторых предпринимателей — «головой в песок» или «ничего не вижу, ничего не слышу» ни к чему хорошему не приводит.

Для того, чтоб сдавать электронную отчетность с Астрал Отчет 5.0 , вам нужны интернет и электронная подпись . Сервис работает с любого ПК и из любой точки мира.

Астрал Отчет 5.0 напомнит о ближайших важных событиях — подаче отчетов, уплате налогов. Вы можете настроить автоматическое подтверждение о получении требования в последний день, чтобы не пропустить срок. Есть и дополнительные возможности — проверка контрагентов, сверка по НДС, ЭДО и т.д., их можно подключить отдельно.

Источник

Понятие, состав и виды налоговой отчетности

Начнем с понятия

Исчерпывающее понятие налоговой отчетности в действующем фискальном законодательстве не закреплено. Однако большинство специалистов сходятся в определении данного понятия.

Итак, налотчетность — это совокупность унифицированных и произвольных документов, систематически предоставляемых в территориальные отделения ФНС в обязательном порядке, в которых содержится информация об обязательствах налогоплательщика перед государством в части расчетов по налогам, сборам, взносам и иным фискальным платежам.

Читайте также:  Способ промеров по створу

Ключевое назначение — это контроль государства над полнотой, своевременностью и правильностью исчисления фискальных обязательств. То есть работники ФНС тщательно изучают данные предоставленных отчетов и анализируют полученную информацию: правильно ли налогоплательщик исчислил платеж, полностью ли он рассчитался с бюджетом, своевременно ли предоставил отчеты и осуществил оплату.

Основные виды

Общепринятый состав налоговой отчетности:

  1. Налоговая декларация — это основная форма, которую сдают практически все виды и категории налогоплательщиков. Следует отметить, что по каждому фискальному обязательству (налогу, сбору) утвержден индивидуальный унифицированный бланк (КНД).
  2. Расчеты по авансовым платежам — промежуточные отчеты, в которых содержится информация о начисленных и уплаченных авансах по налогам, сборам и взносам.
  3. Расчет по страховым взносам — довольно новый вариант фискальных отчетов. Введен в состав налотчетов в связи с передачей прав администрирования по страховым взносам в ФНС.
  4. Сведения о среднесписочной численности. Сдается до 20 января года, следующего за отчетным. Причем отчитываться обязаны все экономические субъекты без исключения.
  5. Бухгалтерские отчеты, причем эти формы идут в составе налоговой отчетности и статистической отчетности. Иными словами, бухгалтерская финотчетность сдается не только в ФНС но и в Росстат (ежегодно и обязательно).
  6. Другие формы документов. К ним относят справки, пояснительные записки, книги доходов и расходов, иные сведения, предоставляемые по индивидуальным запросам ФНС либо в обязательном порядке (периодически).

Как определить, что сдавать в ФНС

В первую очередь, стоит отметить, что виды налоговой отчетности определяются в зависимости от применяемой системы налогообложения. Иными словами, налогоплательщик на основном режиме налогообложения обязан сдавать отчеты по одному составу, а предприниматель на упрощенке — совершенно другие бланки.

Второй фактор по значимости — это вид основной деятельности. Так, для определенного вида предусмотрены дополнительные формы отчетов. Например, декларации по игорному бизнесу или водному налогу.

Вид производимой и реализуемой продукции также имеет непосредственное значение для состава налотчетов. Например, если предприятие производит подакцизную продукцию, то придется сдавать декларацию по акцизам. Причем форма декларации не одна, бланков несколько. Какой придется сдавать компании, определяется по видам подакцизного товара.

Наличие наемных сотрудников в предприятии также влияет на состав, что входит в налоговую отчетность. Если работники в штате есть, то добавляются следующие бланки:

  • расчет 6-НДФЛ;
  • единый расчет по страховым взносам;
  • справки 2-НДФЛ.

Помимо отчетов в ФНС, работодатели сдают и пенсионную отчетность (СЗВ-М, СЗВ-СТАЖ и прочие).

Требования и правила составления

Для формирования фискальных отчетов чиновники предусмотрели следующие требования:

  1. Исправления, помарки и применение корректирующих средств не допускаются. Печатать информацию с двух сторон одного листа нельзя.
  2. Информация в бланки вносится либо от руки синими или черными чернилами, либо при помощи компьютера.
  3. Для каждого показателя предусмотрено свое поле, объединение граф не допускается.
  4. Если для декларации предусмотрена унифицированная форма, то предоставлять сведения в иной форме не допускается.

Остальные требования, сроки и правила предоставления утверждены в индивидуальном порядке к каждой из форм налотчетности. Сдать информацию можно следующими способами:

  • лично в ближайшее отделение ИФНС;
  • по почте заказным письмом с описью вложений;
  • электронно через личный кабинет налогоплательщика либо по защищенным каналам связи с использованием специализированных программ.

Также отчитаться можно через доверенного представителя. В таком случае придется оформить доверенность и предоставить ее в ФНС.

Источник

Оцените статью
Разные способы