Способы предоставления информации покупателям
ГК РФ Статья 495. Предоставление покупателю информации о товаре
Перспективы и риски споров в суде общей юрисдикции. Ситуации, связанные со ст. 495 ГК РФ
1. Продавец обязан предоставить покупателю необходимую и достоверную информацию о товаре, предлагаемом к продаже, соответствующую установленным законом, иными правовыми актами и обычно предъявляемым в розничной торговле требованиям к содержанию и способам предоставления такой информации.
2. Покупатель вправе до заключения договора розничной купли-продажи осмотреть товар, потребовать проведения в его присутствии проверки свойств или демонстрации использования товара, если это не исключено ввиду характера товара и не противоречит правилам, принятым в розничной торговле.
3. Если покупателю не предоставлена возможность незамедлительно получить в месте продажи информацию о товаре, указанную в пунктах 1 и 2 настоящей статьи, он вправе потребовать от продавца возмещения убытков, вызванных необоснованным уклонением от заключения договора розничной купли-продажи (пункт 4 статьи 445), а если договор заключен, в разумный срок отказаться от исполнения договора, потребовать возврата уплаченной за товар суммы и возмещения других убытков.
4. Продавец, не предоставивший покупателю возможность получить соответствующую информацию о товаре, несет ответственность и за недостатки товара, возникшие после его передачи покупателю, в отношении которых покупатель докажет, что они возникли в связи с отсутствием у него такой информации.
Источник
Способы предоставления информации покупателям
Статья 10. Информация о товарах (работах, услугах)
Перспективы и риски споров дв суде общей юрисдикции. Ситуации, связанные со ст. 10
1. Изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. По отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством Российской Федерации.
2. Информация о товарах (работах, услугах) в обязательном порядке должна содержать:
наименование технического регламента или иное установленное законодательством Российской Федерации о техническом регулировании и свидетельствующее об обязательном подтверждении соответствия товара обозначение;
(в ред. Федерального закона от 21.12.2004 N 171-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
сведения об основных потребительских свойствах товаров (работ, услуг), в отношении продуктов питания сведения о составе (в том числе наименование использованных в процессе изготовления продуктов питания пищевых добавок, биологически активных добавок, информация о наличии в продуктах питания компонентов, полученных с применением генно-инженерно-модифицированных организмов, в случае, если содержание указанных организмов в таком компоненте составляет более девяти десятых процента), пищевой ценности, назначении, об условиях применения и хранения продуктов питания, о способах изготовления готовых блюд, весе (объеме), дате и месте изготовления и упаковки (расфасовки) продуктов питания, а также сведения о противопоказаниях для их применения при отдельных заболеваниях. Перечень товаров (работ, услуг), информация о которых должна содержать противопоказания для их применения при отдельных заболеваниях, утверждается Правительством Российской Федерации;
(в ред. Федеральных законов от 21.12.2004 N 171-ФЗ, от 25.10.2007 N 234-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
цену в рублях и условия приобретения товаров (работ, услуг), в том числе при оплате товаров (работ, услуг) через определенное время после их передачи (выполнения, оказания) потребителю, полную сумму, подлежащую выплате потребителем, и график погашения этой суммы;
(в ред. Федерального закона от 21.12.2013 N 363-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
гарантийный срок, если он установлен;
(в ред. Федерального закона от 17.12.1999 N 212-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
правила и условия эффективного и безопасного использования товаров (работ, услуг);
информацию об энергетической эффективности товаров, в отношении которых требование о наличии такой информации определено в соответствии с законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности;
(абзац введен Федеральным законом от 23.11.2009 N 261-ФЗ)
срок службы или срок годности товаров (работ), установленный в соответствии с настоящим Законом, а также сведения о необходимых действиях потребителя по истечении указанных сроков и возможных последствиях при невыполнении таких действий, если товары (работы) по истечении указанных сроков представляют опасность для жизни, здоровья и имущества потребителя или становятся непригодными для использования по назначению;
адрес (место нахождения), фирменное наименование (наименование) изготовителя (исполнителя, продавца), уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера;
(в ред. Федерального закона от 25.10.2007 N 234-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
информацию об обязательном подтверждении соответствия товаров (работ, услуг), указанных в пункте 4 статьи 7 настоящего Закона;
(в ред. Федерального закона от 17.12.1999 N 212-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
информацию о правилах продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг);
указание на конкретное лицо, которое будет выполнять работу (оказывать услугу), и информацию о нем, если это имеет значение, исходя из характера работы (услуги);
(абзац введен Федеральным законом от 17.12.1999 N 212-ФЗ)
указание на использование фонограмм при оказании развлекательных услуг исполнителями музыкальных произведений.
(абзац введен Федеральным законом от 17.12.1999 N 212-ФЗ)
Если приобретаемый потребителем товар был в употреблении или в нем устранялся недостаток (недостатки), потребителю должна быть предоставлена информация об этом.
3. Информация, предусмотренная пунктом 2 настоящей статьи, доводится до сведения потребителей в технической документации, прилагаемой к товарам (работам, услугам), на этикетках, маркировкой или иным способом, принятым для отдельных видов товаров (работ, услуг). Информация об обязательном подтверждении соответствия товаров представляется в порядке и способами, которые установлены законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, и включает в себя сведения о номере документа, подтверждающего такое соответствие, о сроке его действия и об организации, его выдавшей.
(в ред. Федеральных законов от 17.12.1999 N 212-ФЗ, от 21.12.2004 N 171-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Абзац утратил силу. — Федеральный закон от 21.12.2004 N 171-ФЗ.
Источник
Статья 495. Предоставление покупателю информации о товаре
1. Продавец обязан предоставить покупателю необходимую и достоверную информацию о товаре, предлагаемом к продаже, соответствующую установленным законом, иными правовыми актами и обычно предъявляемым в розничной торговле требованиям к содержанию и способам предоставления такой информации.
2. Покупатель вправе до заключения договора розничной купли-продажи осмотреть товар, потребовать проведения в его присутствии проверки свойств или демонстрации использования товара, если это не исключено ввиду характера товара и не противоречит правилам, принятым в розничной торговле.
3. Если покупателю не предоставлена возможность незамедлительно получить в месте продажи информацию о товаре, указанную в пунктах 1 и 2 настоящей статьи, он вправе потребовать от продавца возмещения убытков, вызванных необоснованным уклонением от заключения договора розничной купли-продажи (пункт 4 статьи 445), а если договор заключен, в разумный срок отказаться от исполнения договора, потребовать возврата уплаченной за товар суммы и возмещения других убытков.
4. Продавец, не предоставивший покупателю возможность получить соответствующую информацию о товаре, несет ответственность и за недостатки товара, возникшие после его передачи покупателю, в отношении которых покупатель докажет, что они возникли в связи с отсутствием у него такой информации.
Комментарий к ст. 495 ГК РФ
1. Пункт 1 коммент. ст. возлагает на продавца обязанность предоставить покупателю информацию о товаре, предлагаемом к продаже. Указанная обязанность возникает еще до заключения соответствующего договора и по своему характеру является преддоговорной.
Информация должна предоставляться покупателю в наглядной и доступной форме на русском языке. По своему содержанию указанная информация должна быть необходимой (т.е. полной), достоверной (т.е. соответствующей действительности) и обеспечивать покупателю возможность компетентного выбора товара. При этом в случае спора презюмируется отсутствие у покупателя специальных познаний о свойствах и характеристиках этого товара (п. 22 Постановления ВС N 7).
Состав информации определяется ст. 10 — 12, п. 2, 4 ст. 26.1 Закона о защите прав потребителей, пп. 11 — 16 Правил продажи отдельных видов товаров и включает в себя, в частности: обозначение технических регламентов, которым должны соответствовать товары; основные потребительские свойства товара (для продуктов питания — состав, пищевая ценность, назначение, условия применения и хранения, вес (объем), дата и место изготовления и упаковки, а также противопоказания для применения (см.: Постановление Правительства РФ от 23 апреля 1997 г. N 481 «Об утверждении Перечня товаров, информация о которых должна содержать противопоказания для применения при отдельных видах заболеваний» // СЗ РФ. 1997. N 17. Ст. 2020)); цену в рублях и условия приобретения товаров; гарантийный срок (при его наличии); правила и условия эффективного и безопасного использования товара; срок службы или годности товара.
Указанные сведения доводятся до потребителя в технической документации, прилагаемой к товару, на этикетках, маркировкой или иным способом, принятым для отдельных видов товаров.
2. До заключения договора покупателю должна быть предоставлена возможность самостоятельно или с помощью продавца ознакомиться с необходимыми товарами.
Покупатель вправе осмотреть предлагаемый товар и (или) потребовать проведения проверки свойств или демонстрации его действия (п. 2 коммент. ст.). Продавец обязан проводить проверку качества и безопасности (осмотр, испытание, анализ, экспертизу) предлагаемого для продажи товара в случае, когда проведение проверок предусмотрено законодательством, обязательными требованиями технических регламентов или условиями договора.
3. Неисполнение продавцом обязанности по предоставлению информации до совершения договора розничной купли-продажи п. 3 коммент. ст. приравнивает к необоснованному уклонению от заключения договора и предоставляет покупателю право требовать возмещения причиненных этим убытков (п. 4 ст. 445 ГК). Если договор все-таки был заключен, несмотря на непредоставление необходимой информации о товаре покупателю, последний вправе в пределах разумного срока отказаться от договора и потребовать возврата уплаченной за товар суммы и возмещения убытков.
4. Нарушение продавцом информационной обязанности оказывает влияние и на границы его ответственности за недостатки проданного товара. По общему правилу продавец отвечает лишь за недостатки товара, возникшие до момента передачи товара покупателю, либо по причинам, возникшим до этого момента (см. п. 1 ст. 476 ГК). Однако в силу п. 4 коммент. ст. если недостатки возникли после передачи товара из-за неправильной его эксплуатации, хранения и т.п., которые, в свою очередь, явились следствием отсутствия у покупателя необходимой информации, ответственность за них также несет продавец (розничный торговец). В этом случае покупатель может воспользоваться любым из способов защиты, предусмотренных п. 1 ст. 503 ГК для случаев продажи товара ненадлежащего качества.
5. В случае причинения вреда жизни, здоровью или имуществу вследствие непредоставления необходимой или достоверной информации о товаре он подлежит возмещению на основании правил § 3 гл. 59 ГК.
Судебная практика по статье 495 ГК РФ
Отменяя решение суда первой инстанции и признавая постановление законным и обоснованным, суды апелляционной и кассационной инстанций руководствовались статьями 4 и 10 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей», статьями 492, 495 Гражданского кодекса Российской Федерации и признали доказанным факт введения потребителей в заблуждение относительно потребительских свойств или качеств товара при реализации товара (работы, услуги), что образует объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Кроме того, суды не установили наличия нарушений требований к организации и проведению проверок.
При указанных обстоятельствах суды не усмотрели оснований для признания сделки аренды недействительной в соответствии со статьей 178 Гражданского кодекса Российской Федерации, которые обоснованно руководствовались правовой позицией, изложенной в пункте 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 «О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств» о том, что если стороне переговоров ее контрагентом представлена неполная или недостоверная информация либо контрагент умолчал об обстоятельствах, которые в силу характера договора должны были быть доведены до ее сведения, и сторонами был заключен договор, эта сторона вправе потребовать признания сделки недействительной и возмещения вызванных такой недействительностью убытков (статьи 178 или 179 Гражданского кодекса Российской Федерации) либо использовать способы защиты, специально предусмотренные для случаев нарушения отдельных видов обязательств, например, статьями 495, 732, 804, 944 Гражданского кодекса Российской Федерации. Таких обстоятельств суды не установили.
В пункте 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 «О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств» разъяснено, что если стороне переговоров ее контрагентом представлена неполная или недостоверная информация либо контрагент умолчал об обстоятельствах, которые в силу характера договора должны были быть доведены до ее сведения, и сторонами был заключен договор, эта сторона вправе потребовать признания сделки недействительной и возмещения вызванных такой недействительностью убытков (статья 178 или статье 179 Гражданского кодекса) либо использовать способы защиты, специально предусмотренные для случаев нарушения отдельных видов обязательств, например, статьями 495, 732, 804, 944 Гражданского кодекса.
Руководствуясь статьями 432, 434, 454, 456, 469, 495 Гражданского кодекса Российской Федерации, суды оценили представленные в материалы дела доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, проанализировали сложившиеся между сторонами взаимоотношения и пришли к выводу о необоснованности заявленных требований, указав на недоказанность истцом факта поставки товара, не соответствующего оплаченному счету.
По мнению ООО «САЛЬВИЯ», судами не применены подлежащие применению статьи 426, 437, 438, 495 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — Гражданский кодекс); неправильно применены статьи 670, 425, 469, 470, 475 Гражданского кодекса, пункты 1.4, 3.3, 7.1, 9.4.4 договора купли-продажи от 20.11.2014 N 5503ДМО/2014; ответчик, как официальный дилер, и как продавец, несет ответственность за качество проданного автомобиля на весь период гарантийного срока независимо от смены собственника; сам по себе переход к лизингополучателю (истец) права собственности на автомобиль не освобождает ответчика от исполнения обязательств, которые в договоре купли-продажи от 20.11.2014 N 5503ДМО/2014 указаны в качестве гарантийных.
Исследовав обстоятельства исполнения сторонами договора от 21.06.2019 N 210618/01, суды установили, что заявленные истцом (покупателем) недостатки не относятся к товару, поэтому отказали в применении последствий, предусмотренных статьей 495 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 291.6, 291.8 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судья Верховного Суда Российской Федерации
Источник