§ 6. Представление информации
Понять, что такое представление информации, какими способами её можно представить.
Научиться называть способ представления информации на носителе и выбирать подходящий способ представления полученной информации.
Понять
Чтобы сохранить полученную информацию, необходимо представить её на носителе, то есть сохранить её в виде знаков (букв или цифр), рисунка, схемы, фотографии.
Существуют разные способы представления информации. Рисунок, схема, фотография — примеры графического способа представления информации. Текст — это текстовое представление информации. Числа (цифры) — это числовое (цифровое) представление информации.
Название способа представления информации
Графическое представление информации — фотография или рисунок
Знаковое (текстовое) представление информации — знаки (буквы, числа и другие)
Приятного аппетита!
Числовое (цифровое) представление информации — знаки (цифры)
Рисунок — это наглядный способ представления информации. С помощью рисунка удобно выражать образы, внешние признаки предметов и явлений, движение, настроение. Так, на рисунке изображены два человека. Они общаются. Но главный смысл рисунка в том, что они не понимают друг друга и сердятся, доказывая каждый своё.
Текст обладает меньшей наглядностью, чем рисунок, но текстом можно представить такую информацию, которую нельзя представить рисунком. Например, рисунком нельзя представить имена и фамилии людей, содержание разговора, причину взаимного непонимания и многое другое.
Настроение человека можно представить и текстом, и графически — в виде схемы.
Один человек весёлый, довольный, а другой — грустный, печальный
Схема по сравнению с рисунком — более упрощённое представление информации, полученной, например, в результате наблюдения. Упрощённое представление — значит, не содержащее подробностей, не имеющее портретного, внешнего сходства с изображаемым объектом.
Есть ещё и другие способы представления информации. Например, математическое выражение.
Выполни
План действий
- Рассмотри рисунок и расскажи, что на нём изображено.
- Назови способ представления информации.
- Можно ли представить эту информацию текстом? Если да, то сделай это в своей рабочей тетради.
- Представь эту же информацию в виде текста в текстовом редакторе.
- Сохрани файл под именем «Представление информации» в папке «Моё портфолио».
Главное
- Представление информации — это действие с информацией, смысл которого: сделать запись, нарисовать рисунок, составить схему, составить и записать математическое выражение на носителе.
- Человек представляет информацию на носителях в виде текста, чисел, рисунка, схемы, математического выражения.
Знать
- Зачем люди представляют информацию?
- Что такое представление информации?
- Как люди представляют собранную информацию? Приведи пример.
- Назови, какие способы сбора информации и способы представления информации тебе известны.
- Для чего нужны носители информации?
Уметь
Выполни задания в рабочей тетради № 1.
Выполни на компьютере задания к параграфу из раздела УМЕТЬ компакт-диска.
В книге «Расширь свой кругозор» прочитай на досуге текст «Представление информации в компьютере».
Источник
Конспект урока с презентацией для 3 класса по теме «Представление информации»
План-конспект урока для 3 класса по теме:
Автор урока: учитель высшей категории информатики и ИКТ МОУ «Лицей математики и информатики» Гераськина Ирина Юрьевна
ввести понятия о видах информации;
разобрать способы представления информации;
закрепить полученные знания;
развитие внимания, памяти, речи;
Тип урока : изучение нового материала.
Учебник : Матвеева Н.В. Информатика: учебник для 3 класса. М: Бином, 2006
Дополнительные источники : картинки для презентации взяты из Интернета на yandex . ru
Организационный момент . (2 мин.)
Проверка домашнего задания . ( 5 мин.)
Фронтальный опрос. Вопросы:
Какие действия с информацией вы знаете?
Чем сбор информации отличается от наблюдения?
При помощи, каких инструментов человек собирает информацию?
Изучение нового материала . (1 6 мин.)
Объяснение проводится с помощью презентации с элементами беседы.
Откройте тетради и запишите новую тему «Представление информации» (слайд 1).
Чтобы сохранить собранную информацию для себя или передать её другим людям, необходимо пред ставить информацию на носителе. Представить — значит, выразить мысли с помощью устной речи (звука ми), письменного текста (знаками), чисел, изобразить рисунком, сделать фотографию. Поэтому выделяют следующие способы представления информации: текстовую, графическую и числовую (Слайд 2; учащиеся схему записывают в тетрадь ). На слайде представлена графическая информация, т.е. картинка. Сколько яблок изображено на ней? (Ученики отвечают, что 2 яблока. Учитель нажимает на клавиатуру появляется цифра 2) Цифра «2» — это числовая информация. Какие яблоки изображены на картине? (Ученики отвечают на вопрос. Учитель нажимает на клавиатуру; появляется описание яблок) Фраза «яблоки красные, спелые и сочные» является текстовой информацией. Часто одну и ту же информацию можно представить разными способами: и текстом, и рисунком, и числом. Рассмотрим примеры в учебнике на стр. 45-46. (Разбираются примеры)
Итак, запишите в тетради «одну и туже информацию можно представить разными способами».
Примерами графической информации могут быть картинка, фотография, схема (слайд 3). Рисунок дает наглядное представление о предметах и явлениях, а схема — это упрощенное графическое изображение, не содержащее подробностей или не имеет портретного сходства с изображаемым объектом. (Рассматриваются Мальвина, схема).
Как вы думаете, что может являться числовой информацией? (слайд 4) После того как учащиеся привели свои примеры, учитель нажимает мышку и на слайде появляются примеры числовой информации.
Приведите примеры текстовой информации. (слайд 5) После примеров учащихся учитель показывает примеры на слайде
Чтобы представить собранную информацию надо выполнить следующую последовательность действий с ней (слайд 6):
Выбрать способ представления информации
Представить информацию в виде устной речи текста, рисунка, схемы.
Запишите в тетради следующее: «Представить информацию — означает сделать запись, рисунок, схему»
Представление информации на носителе — это одно из действий с информацией (слайд 7). Представление графической, текстовой, числовой информации на носителе позволяет человеку передавать информацию и долго хранить её. Текстовая, числовая, графическая информация представляется в памяти компьютера в виде 0 и 1.
В каком виде представляется информация на экране монитора?
С помощью компьютера можно представлять, сохранять и передавать информацию.
Закрепление нового материала . (12 мин.)
Задание 1. (слайд 8) Определите, какая информация представлена в треугольниках.
Учащиеся выполняют устно.
Задание 2. (слайд 9) Какая информация представлена на слайде? Представьте эту информацию в числовом и текстовом виде.
На слайде сначала виден вопрос. После ответа учеников на него, учитель показывает задание (нажав на кнопку мыши) которые учащиеся выполняют в тетрадях. После выполнения задания ответы на него обсуждаются.
Задание 3. (слайд 10) Отгадайте загадку. Ответ представьте в виде графической информации.
Словно смелый капитан!
А на нем — горит экран.
Яркой радугой он дышит,
И на нем компьютер пишет
И рисует без запинки
Наверху машины всей
Размещается . (Дисплей, монитор)
Учащиеся в тетрадях рисуют монитор.
Итог урока (5 мин.)
Учащиеся отвечают на вопрос: «Что сегодня для вас было новым и интересным или не интересным?»
Источник
Информатика 3 класс
Урок 2. Тема «Информационные процессы. Способы представления информации»
На данном уроке ты узнаешь, какие действия можно выполнять с информацией, познакомишься с определением «информационные процессы», и выяснишь, какими способами можно представить информацию.
На прошлом уроке мы узнали, что вся наша жизнь связана с информацией. Мы получаем информацию, когда слушаем учителя на уроке, смотрим новости по телевизору, читаем книгу, общаемся с друзьями. Мы сохраняем информацию, когда запоминаем правило или стихи, делаем заметки в блокноте, записываем номер телефона в телефонную книгу, сохраняем фотографии на флешку. Мы передаем информацию, отправив письмо по электронной почте, посылаем смс, рассказываем друзьям интересные истории. Решая задачу, мы обрабатываем информацию. То есть с информацией можно выполнять определенные действия. Информацию можно хранить, обрабатывать, передавать и получать. Действия, выполняемые с информацией, называют информационными процессами.
Информационный процесс – это любые действия, выполняемые с информацией.
Мы уже знаем, что человек воспринимает информацию с помощью органов чувств, поэтому ее делят на виды (зрительная, слуховая, обонятельная, осязательная, вкусовая). Но человек может не только воспринимать информацию, но и представлять ее в каком-либо виде. Поэтому по форме представления информацию тоже разделили на виды. Различают следующие виды информации по форме представления:
1. Текстовая информация (книги, газеты, журналы);
2. Числовая информация ( ценники в магазинах, данные термометров, весов, время, номера телефонов );
3. Графическая информация(схемы, рисунки, таблицы);
4. Звуковая информация (музыка, звонок, сигнализация);
5. Видеоинформация (фильм).
Одну и ту же информацию можно представить разными способами
Источник
План-конспект урока «Информация. Виды информации» (3 класс)
План-конспект урока «информация. Виды информации» (3 КЛАСС)
знакомство учащихся с понятием информации и видами информации (по способу её восприятия и по способу представления);
развитие логического мышления учащихся, памяти, внимания, а также интереса к предмету «Информатика»;
работа над повышением устной речи учащихся;
достижение сознательного усвоения материала учащимися.
знакомство учащихся о понятием «информация»;
формирование знаний и умений учащихся по определению видов информации;
развитие логического мышления учащихся, памяти, внимания;
развитие познавательного интереса учащихся;
формирование активности и самостоятельности учащихся;
повышение мотивации учащихся за счет игровых технологий;
воспитание у ребят чувства ответственности, дружбы, взаимовыручки;
презентация, подготовленная в MS PowerPoint ;
карточки для установления соответствия.
карточки для игры
карточки с ответами на загадки;
информационные ветряные мельницы;
Формы организации учебной деятельности: фронтальная, парная, групповая, индивидуальная.
Организационный момент – 1 мин.
Проверка домашнего задания – 5 мин.
Сообщение темы и постановка целей урока – 2 мин.
Изучение нового материала(1 этап) – 18 мин
Физкультминутка – 1 мин
Изучение нового материала(2 этап)- 6 мин
Закрепление изученного материала – 9 мин
Подведение итогов урока, рефлексия – 2 мин
Домашнее задание – 1 мин
Тип урока: урок изучения нового материала.
1.Организационный момент. (слайд 1)
Дорогие ребята!
По расписанью ровно в срок
Мы начинаем наш урок!
Ждут открытия всех вас.
За работу, в добрый час!
2. Проверка домашнего задания. (слайд 2-5 )
– Ребята, чтобы проверить, как вы усвоили составляющие компьютера, разгадаем загадки.
1. Словно смелый капитан,
А на нём горит экран.
Яркой радугой он дышит,
И на нём компьютер пишет
И рисует без запинки
Всевозможные картинки.
На верху машины всей
Размещается … (дисплей)
2. Скромный серый колобок,
Длинный тонкий проводок,
Ну а на коробке –
Две или три кнопки.
В зоопарке есть зайчишка,
У компьютера есть … (мышка)
3. По клавишам прыг да скок –
Бе-ре-ги но-го-ток!
Раз-два, и готово –
Отстукали слово!
Вот где пальцам физкультура!
Это вот … (клавиатура) .
4. Около дисплея – главный блок:
Там бежит электроток
К самым важным микросхемам.
Этот блок зовут … (системный)
Учитель: К этому уроку вам нужно было найти любую информацию о животных. (Выслушиваются сообщения 2 – 3 учащихся). (слайд 6)
Учитель: Где и как вы нашли эту информацию? И напоминаю вам, ребята, природу нужно беречь! Не рвите цветы, не ломайте веток, не бросайте мусор.
3. Сообщение темы и постановка целей урока.
– «Информация. Виды информации» – это тема нашего сегодняшнего урока.
– Как вы думаете, ребята, что означает это слово? (Ответы учащихся)
Информация – это знания, сообщения, сведения, новости, которые мы получаем. (слайд 7);
Информацию можно получать разными способами. В получении информации нам помогают органы чувств. (слайд 8)
Чтобы понять, как человек получает информацию, послушаем, ребята, сказку. (слайд 9)
В некотором царстве, тридесятом государстве жила-была царица всех наук – Математика. И были у нее две сестры – принцессы Физика и Информатика. Дружными были сестры, друг без друга не могли прожить ни дня. Вместе правили, во всем советовались друг с другом. Самой младшей и самой любимой сестрой Математики была Информатика. А назвали ее так за то, что она из всего извлекала информацию . Вставала принцесса рано. Выглядывала в окно и получала информацию о том, какая сегодня погода на улице, а потом быстро всем рассказывала. Сразу интересовалась, как она выглядит.
Учитель: Ребята, а как принцесса получала информацию? С помощью чего?
Выйдет принцесса из дворца прогуляться, а когда вернется – принесет много информации – новостей.
Учитель: Ребята, а как можно узнать новости на улице? С помощью какого органа? (Ответы учеников).
Учитель: Не глядя, отличала розу от тюльпана. А вы можете, закрыв глаза, отличить эти цветы? Как? (Ответы учеников).
Дворцовые повара охотно брали принцессу с собой на рынок. Она всегда могла выбрать самый свежий хлеб, самые сладкие фрукты. Ее приглашали торговцы, чтобы она определила самую теплую ткань для накидок своих сестер и самые нежные ткани для их платьев. Еще не спустившись к обеду, принцесса знала, что приготовлено. Выходила на улицу прогуляться и, не заходя к соседям, уже знала, что у них на завтрак.
Учитель: А как она узнавала это? Какой орган в этом помогает? (Ответы учеников).
Свои цветы принцесса поливала только теплой водой. И не заходя в речку, определяла, можно ли уже купаться.
Учитель: Как она это определяла, с помощью чего? (Ответы учеников). Вот какая умная была принцесса.
Учитель. Ребята, понравилась вам сказка? Итак, что вы узнали из этой сказки?
4. Изучение нового материала.(1 этап)
– Вспомните, с помощью какого органа чувства мы получаем информацию о предмете, лежащем на столе? (С помощью глаз) (Слайд 10)
– С помощью глаз человек получает зрительную информацию об окружающем мире.
– Приведите примеры, когда человек получает зрительную информацию. (Читает книгу, смотрят друг на друга, рассматривают рисунки…) (Слайд 11)
– Информация, полученная с помощью глаз, называется зрительной или визуальной .
Зрение помогает различить цвета предметов, их размеры, форму, узнавать далеко они или близко, движутся или неподвижны.
– Какой орган, позволил нам определить звуки? (Уши). (Слайд 12)
– С помощью ушей человек получает слуховую информацию: слышит речь, музыку, шум.
– Приведите примеры, когда человек получает информацию с помощью ушей. (Ответы учащихся)
– Какой орган, позволил нам почувствовать запах? (Нос) (Слайд 13-14)
– С помощью носа человек получает обонятельную информацию: ощущает запахи окружающего мира.
– Какой орган позволил нам определить сладкий или кислый вкус у предмета? (Язык).
– С помощью языка человек получает вкусовую информацию: горькая, солёная, сладкая или кислая.
– Какой орган позволил нам определить гладкий предмет или шершавый? (Кожа)
– С помощью кожи (особенно на кончиках пальцев) человек получает тактильную или осязательную информацию.
– С помощью кожи человек узнаёт о том, каков предмет на ощупь – тёплый или холодный, гладкий или шершавый, мягкий или твёрдый.
– Кожа – орган осязания. Старайтесь не ранить кожу, не допускать ожогов, обморожения!
5. Физкультминутка: (Слайд 16)
– А теперь поиграем в игру: я называю слово, а вы определяете, к какому виду информации его можно отнести. Если информация зрительная – закрываем глаза, звуковая – прикрываем ладошками ушки, если информацию получаем в виде запаха – закрываем нос, определяют на вкус – рот, распознают кожей – хлопаем в ладоши.
Звонок, горячо, дым, сладко, музыка, колется, жарко, мокрый, горький, зелёный, шершавый, радио, липкий, бензин, лимонад, мороз.
– Молодцы. Садитесь.
6 . Изучение нового материала. (2 этап) (слайд 17)
Практически 90% информации человек получает при помощи органов зрения, примерно 9% — посредством органов слуха и только 1% — при помощи остальных органов чувств. Воспринимая информацию с помощью органов чувств, человек стремится зафиксировать ее так, чтобы она стала понятной и другим, представляя ее в той или иной форме.
Существуют ребята и другие виды информации. С ними мы тоже сейчас познакомимся. Форма представления одной и той же информации может быть различной. (слайд 18)
И поэтому существуют определенные виды информации по форме представления: (слайд 19-24)
Учитель: Как вы думаете, в виде чего представлен каждый вид информации? Например, числовая информация — это информация в виде чего? (и т. д. Обратить внимание детей на то, что графическая информация- это информация в виде рисунков, т. к. графика – это рисунок).
Решение ребусов, кроссворда по группам. Также проведение фронтальной викторины и индивидуальной работы по карточкам.
Рассмотрите схему процесса передачи информации: (слайд 25)
Источником информации является тот, кто передаёт информацию.
Приёмником информации является тот, кто её получает.
7. Закрепление изученного материала.
Задание 1 «Информационная ветреная мельница»
Мельница отвечает за обработку информации. Механизм сломался, и все виды перепутались. Наша задача – определить, какие картинки подходят к данной мельнице.
Задание 2- Слайд 26.
Задание 3 — Слайд 27.
8 . Подведение итогов урока. Рефлексия. (слайд 28)
Обсуждаются следующие вопросы:
С какими видами информации мы познакомились?
Чем отличается зрительная информация от осязательной?
Помогает нам в жизни информация?
9. Домашнее задание (слайд 29)
Придумать примеры на каждый вид информации и записать их в тетрадь.
Источник