Правовое регулирование
Правовое регулирование – осуществляемое при помощи системы правовых средств воздействие на общественные отношения.
Для того чтобы общество было организованным и упорядоченным, необходимо осуществлять определенное согласование разнообразных интересов как отдельного человека так и сообщества людей. Это осуществляется посредством социального регулирования, то есть целенаправленного воздействия на поведение людей. Регулирование может быть внутренним (саморегулирование) и внешним (со стороны кого — либо).
В системе социального регулирования важная роль принадлежит именно правовому регулированию. Регулированием можно назвать только такое воздействие, при котором ставятся достаточно ясно обозначенные цели.
Воздействие норм, в результате которого реализуются поставленные цели, можно назвать правовыми. Если под воздействием законодательного акта или его норм наступают последствия, не предусмотренные законодательством, а иногда противоречащие целям законодателя, такое воздействие не может считаться правовым регулированием. Также нельзя считать правовым регулированием воздействие, осуществляемое неюридическими средствами. Например, воздействие на сознание людей через средства массовой информации, нравственное и правовое просвещение.
Предмет правового регулирования
Право не должно и не может регулировать все общественные отношения и все социальные связи людей. Поэтому должна быть достаточно точно определена сфера правового регулирования, то есть те связи, которые необходимо урегулировать правом.
В сферу правового регулирования должны входить отношения со следующими признаками:
— в них находят отражение как индивидуальные интересы членов общества, так и интересы общесоциальные;
— в них реализуются взаимные интересы их участников, каждый из которых идет на какое-то ущемление своих интересов ради удовлетворения другого;
— они строятся на основе согласия выполнять определенные правила, признания обязательности этих правил;
— они требуют соблюдения правил, обязательность которых подкреплена достаточно действенной силой
Этим признакам отвечают три группы общественных: отношений:
1) отношения людей по обмену материальными и духовными ценностями (имущественные);
2) отношения по властному управлению обществом (государственное управление социальными процессами);
3) отношения по обеспечению правопорядка (призваны обеспечить нормальное протекание процессов обмена ценностями и процессов управления в обществе). Эти отношения возникают из нарушения правил поведения людей в двух указанных сферах.
Общественные отношения, входящие в эти группы составляют предмет правового регулирования, поскольку по своей природе могут поддаваться нормативно-организационному воздействию и требуют правового регламентирования.
От характера и содержания общественных отношений зависят особенности, характер, способы и средства правового регулирования.
Такой характер и вид общественных отношений обусловливают степень интенсивности правового регулирования (широта охвата правовым воздействием, степень обязательности правовых предписаний, формы и методы правового принуждения, степень детализированности предписаний, напряженность правового воздействия на общественные отношения).
Методы, способы и типы правового регулирования
Разнообразие общественных отношений, входящих в сферу правового регулирования, порождает различия в методах и способах юридического воздействия. В теории правового регулирования принято выделять два метода правового воздействия.
Метод децентрализованного регулирования (автономный, диспозитивный) – построен на координации целей и интересов сторон в общественном отношении субъектов гражданского общества, удовлетворяющих свои частные интересы (в сфере отраслей частноправового характера).
Метод централизованного (императивного, авторитарного) регулирования – базируется на отношениях субординации между участниками общественного отношения. В этих отношениях приоритетным является общественный интерес. Централизованные, императивные методы используются в публично-правовых отраслях (в конституционном, административном, уголовном праве).
Метод правового регулирования является одним из важных критерия разграничения прав на отрасли.
Способы правового регулирования определяются характером предписания, зафиксированного в норме права, способами воздействия на поведение людей. В теории права принято выделять три основных способа правового регулирования.
1. Дозволение – состоит в предоставлении субъектам прав на совершение определенных положительных действий (предоставление субъективных прав).
Дозволение связано с предоставлением субъектам возможности совершать определенные действия в собственных интересах (например, работник предприятия имеет право на достойное вознаграждение за свой труд). Дозволения весьма не однородны. Они могут выражаться в таких формах, как субъективное право, свобода, законный интерес. Каждая из названных форм имеет собственную природу и обладает соответствующей степенью гарантированности.
2. Обязывание – заключается в возложении обязанности совершить определенные положительные действия (обязанность платить налоги).
Обязывание связано с возложением на лиц необходимости совершить активные указанные в законе либо в договоре действия (например, должнику необходимо исполнить свои обязанности перед кредитором). Обязывание как способ правового регулирования ориентируется на интересы управомоченного субъекта и представляет собой специфический приказ, долг совершать определенные действия.
3. Запрет – сводится к возложению обязанности воздерживаться от определенных действий.
Запрещение связано с необходимостью воздержания от конкретных действий, с пассивным поведением (например, работники правоохранительных органов не имеют права применять недозволенные методы расследования). Запрещение есть разновидность обязывания, представляющее собой определенное долженствование.
Второй и третий способы имеют определенное сходство. Оба предполагают возложение обязанностей, но если в одном случае обязанности носят позитивный характер, то в другом – пассивный. Кроме того, можно выделить дополнительные способы правового воздействия. Это:
— поощрение— выражается в награждении субъектов за определенные заслуги;
— рекомендации – состоят в предложении избрать наиболее целесообразный (оптимальный вариант поведения).
Также к дополнительным способам относятся применение мер принуждения (например, возложение юридической ответственности за правонарушение). К дополнительным способам можно отнести предупредительное (превентивное) воздействие норм, предусматривающих возможность правового применения правового принуждения.
В юридической литературе и в практике существуют две юридические формулы (принципа), на основе которых выделяются два типа правового регулирования.
Общедозволительный тип – выражается в принципе: разрешено все, что прямо не запрещено законом. По этому типу в регулируемых правом отношениях устанавливаются строго и четко сформулированные запреты. Как правило, объем этих запретов невелик.
Общедозволительный тип правового регулирования связан с закреплением в праве социальной свободы, с правом человека на выбор средств и способов достижения поставленных целей.
Общедозволительный тип правового регулирования основывается на общем дозволении, из которого путем запрещения делается исключение.
Его формула: дозволено все, кроме того, что прямо запрещено. Например, субъектам дозволено совершать различные виды сделок, однако совершение некоторых сделок любому субъекту запрещено (например, купля – продажа наркотиков).
Данный тип правового регулирования способствует (или хотя бы препятствует) проявлениям инициативности, активности, самостоятельности в решении тех или иных задач. Однако подобный тип правового регулирования не применим к деятельности государственных органов, ибо это создало бы возможности для различного рода злоупотреблений.
Общедозволительный тип правового регулирования связан с закреплением в праве социальной свободы, с правом субъекта на выбор средств способов достижения поставленных целей.
Разрешительный тип – выражается в принципе: запрещено все, что прямо не разрешено законом. Участники правовых отношений подобного типа может совершить только действия, которые прямо разрешены законом, а все остальные действия запрещены.
Разрешиетльный тип правового регулирования вытекает из необходимости в высокой и строгой упорядоченности социальных связей, последовательной реализации принципов законности. Он является единственным при применении мер государственного принуждения.
Разрешительный тип правового регулирования основывается на общем запрещении какого-либо вида действия, однако в индивидуальном порядке запрещенное поведение запрещается.
Его формула звучит следующим образом: запрещено все, кроме прямо разрешенного. Это означает, что участник правовых отношений подобного типа может совершать только действия, которые прямо разрешены законом, а все остальные действия запрещены.
Здесь в законе указывается точный, строго ограниченный объем правомочий: все, что выходит за пределы компетенции властвующего субъекта, категорически запрещено.
Источник
Правовое регулирование, его пределы, способы и типы
Правовое регулирование (правовое воздействие) — это результативное, нормативно-организованное влияние на общественные отношения как специальной системы собственно правовых средств (норм права, правоотношений, актов реализации и применения), так и иных правовых явлений (правосознания, правовой культуры, правовых принципов, правотворческого процесса).
Правовому регулированию подлежат общественные отношения, обладающие следующими признаками:
1) Отношения, сочетающие индивидуальные интересы и общесоциальные интересы.
2) Отношения, в которых возможен разумный компромисс интересов их участников, в которых каждый соглашается с определенным ограничением своих интересов ради социального согласия, безопасности и спокойствия.
3) Отношения, которые строятся на основе согласия людей с определёнными правилами и признания их обязательности для себя.
4) Отношения, которые могут быть защищены и подкреплены внешним, в том числе государственным принуждением.
Пределы правового регулирования обусловлены потребностями конкретного общества. Современному обществу свойственна юридизация социальных отношений, которые ранее исключались из сферы правового регулирования (например, предпринимательская деятельность).
В правовом регулировании используется большой арсенал способов (приемов) правового регулирования:
1) дозволения (состоят в предоставлении субъектам прав на совершение определённых позитивных действий);
2) обязывания (заключаются в возложении обязанности совершать определённые позитивные действия);
3) запреты (сводятся к возложению обязанности воздерживаться от запрещённых действий);
4) поощрения (выражаются в награждении субъектов за определённое положительное поведение);
5) рекомендации (состоят в предложении избрать наиболее целесообразный (оптимальный) вариант поведения).
В практике правового регулирования в различных сферах общественной жизни в определённом соотношении используются два типа регулирования:
1) Общедозволительный тип правового регулирования выражается в принципе: «Разрешено всё, что прямо не запрещено законом». Значит, субъекты вправе совершать любые действия, не попавшие в разряд запретов. Этот тип правового регулирования распространяется на граждан и негосударственные юридические лица.
2) Разрешительный тип правового регулирования выражается в принципе: «Запрещено всё, что прямо не разрешено законом». Следовательно, субъект вправе избрать только такие формы поведения, которые прямо предписаны правом. Такой тип регулирования свойственен деятельности государственных органов и государственных служащих. Должностное лицо, государственный орган вправе действовать только так, как прямо предписано законом, должностной инструкцией, нормативным приказом.
Механизм правового регулирования, его элементы и средства
Механизм правового регулирования — это функционирующая, как единое целое, система правовых средств, с помощью которых осуществляется правовое регулирование общественных отношений.
Средствами правовой регулирования является:норма права, нормативно-правовые акты, акты официального толкования, правоотношения, акты реализации права, акты применения права, правосознания, режим законности.
Целью механизма правового регулирования является оптимизация общественных отношений, обеспечение общественного и правового порядка на основе режима законности.
Элементы механизма правового регулирования:нормы права, юридические факты, акты непосредственной реализации права (акты соблюдения, исполнения, использования), акты применения права, законность, правовая культура.
Отдельные элементы механизма правового регулирования доминируют на разных его стадиях. Использование их в определенном порядке характеризует процесс правового регулирования.
3.Стадии процесса правового регулирования
1. Стадия регламентации общественных отношений. На этой стадии создаются нормы права, формируются правила поведения субъектов, условия возникновения у них прав, обязанностей, полномочий, ответственности;
2. Стадия возникновения условий, при которых происходит переход от правовых норм к конкретным актам поведения субъектов права. Ключевым элементом, обозначающим данную стадию, является юридический факт (фактический состав). В определенных случаях юридическим фактом выступает акт применения права, в особенности, когда речь идет о фактическом составе;
3. Стадия непосредственной реализации норм права, в том числе — возникновение правовых отношений.
В некоторых случаях для реализации норм права в фактическом поведении субъектов необходимо издание правоприменительного акта (например, возникновение прав и обязанностей у супругов возможно только при наличии издания акта государственной регистрации брака). Тогда выделяют четвертую, факультативную стадию механизма правового регулирования — стадию применения права. В реальности она совпадает со второй или третьей стадиями механизма правового регулирования.
Источник