Способы пределы правового регулирования

Правовое регулирование

Правовое регулирование – осуществляемое при помощи системы правовых средств воздействие на общественные отношения.

Для того чтобы общество было организованным и упорядоченным, необходимо осуществлять определенное согласование разнообразных интересов как отдельного человека так и сообщества людей. Это осуществляется посредством социального регулирования, то есть целенаправленного воздействия на поведение людей. Регулирование может быть внутренним (саморегулирование) и внешним (со стороны кого — либо).

В системе социального регулирования важная роль принадлежит именно правовому регулированию. Регулированием можно назвать только такое воздействие, при котором ставятся достаточно ясно обозначенные цели.

Воздействие норм, в результате которого реализуются поставленные цели, можно назвать правовыми. Если под воздействием законодательного акта или его норм наступают последствия, не предусмотренные законодательством, а иногда противоречащие целям законодателя, такое воздействие не может считаться правовым регулированием. Также нельзя считать правовым регулированием воздействие, осуществляемое неюридическими средствами. Например, воздействие на сознание людей через средства массовой информации, нравственное и правовое просвещение.

Предмет правового регулирования

Право не должно и не может регулировать все общественные отношения и все социальные связи людей. Поэтому должна быть достаточно точно определена сфера правового регулирования, то есть те связи, которые необходимо урегулировать правом.

В сферу правового регулирования должны входить отношения со следующими признаками:

— в них находят отражение как индивидуальные интересы членов общества, так и интересы общесоциальные;

— в них реализуются взаимные интересы их участников, каждый из которых идет на какое-то ущемление своих интересов ради удовлетворения другого;

— они строятся на основе согласия выполнять определенные правила, признания обязательности этих правил;

— они требуют соблюдения правил, обязательность которых подкреплена достаточно действенной силой

Этим признакам отвечают три группы общественных: отношений:

1) отношения людей по обмену материальными и духовными ценностями (имущественные);

2) отношения по властному управлению обществом (государственное управление социальными процессами);

3) отношения по обеспечению правопорядка (призваны обеспечить нормальное протекание процессов обмена ценностями и процессов управления в обществе). Эти отношения возникают из нарушения правил поведения людей в двух указанных сферах.

Общественные отношения, входящие в эти группы составляют предмет правового регулирования, поскольку по своей природе могут поддаваться нормативно-организационному воздействию и требуют правового регламентирования.

От характера и содержания общественных отношений зависят особенности, характер, способы и средства правового регулирования.

Такой характер и вид общественных отношений обусловливают степень интенсивности правового регулирования (широта охвата правовым воздействием, степень обязательности правовых предписаний, формы и методы правового принуждения, степень детализированности предписаний, напряженность правового воздействия на общественные отношения).

Методы, способы и типы правового регулирования

Разнообразие общественных отношений, входящих в сферу правового регулирования, порождает различия в методах и способах юридического воздействия. В теории правового регулирования принято выделять два метода правового воздействия.

Метод децентрализованного регулирования (автономный, диспозитивный) – построен на координации целей и интересов сторон в общественном отношении субъектов гражданского общества, удовлетворяющих свои частные интересы (в сфере отраслей частноправового характера).

Читайте также:  Дедовский способ лечения пяточной шпоры

Метод централизованного (императивного, авторитарного) регулирования – базируется на отношениях субординации между участниками общественного отношения. В этих отношениях приоритетным является общественный интерес. Централизованные, императивные методы используются в публично-правовых отраслях (в конституционном, административном, уголовном праве).

Метод правового регулирования является одним из важных критерия разграничения прав на отрасли.

Способы правового регулирования определяются характером предписания, зафиксированного в норме права, способами воздействия на поведение людей. В теории права принято выделять три основных способа правового регулирования.

1. Дозволение – состоит в предоставлении субъектам прав на совершение определенных положительных действий (предоставление субъективных прав).

Дозволение связано с предоставлением субъектам возможности совершать определенные действия в собственных интересах (например, работник предприятия имеет право на достойное вознаграждение за свой труд). Дозволения весьма не однородны. Они могут выражаться в таких формах, как субъективное право, свобода, законный интерес. Каждая из названных форм имеет собственную природу и обладает соответствующей степенью гарантированности.

2. Обязывание – заключается в возложении обязанности совершить определенные положительные действия (обязанность платить налоги).

Обязывание связано с возложением на лиц необходимости совершить активные указанные в законе либо в договоре действия (например, должнику необходимо исполнить свои обязанности перед кредитором). Обязывание как способ правового регулирования ориентируется на интересы управомоченного субъекта и представляет собой специфический приказ, долг совершать определенные действия.

3. Запрет – сводится к возложению обязанности воздерживаться от определенных действий.

Запрещение связано с необходимостью воздержания от конкретных действий, с пассивным поведением (например, работники правоохранительных органов не имеют права применять недозволенные методы расследования). Запрещение есть разновидность обязывания, представляющее собой определенное долженствование.

Второй и третий способы имеют определенное сходство. Оба предполагают возложение обязанностей, но если в одном случае обязанности носят позитивный характер, то в другом – пассивный. Кроме того, можно выделить дополнительные способы правового воздействия. Это:

поощрение— выражается в награждении субъектов за определенные заслуги;

рекомендации – состоят в предложении избрать наиболее целесообразный (оптимальный вариант поведения).

Также к дополнительным способам относятся применение мер принуждения (например, возложение юридической ответственности за правонарушение). К дополнительным способам можно отнести предупредительное (превентивное) воздействие норм, предусматривающих возможность правового применения правового принуждения.

В юридической литературе и в практике существуют две юридические формулы (принципа), на основе которых выделяются два типа правового регулирования.

Общедозволительный тип – выражается в принципе: разрешено все, что прямо не запрещено законом. По этому типу в регулируемых правом отношениях устанавливаются строго и четко сформулированные запреты. Как правило, объем этих запретов невелик.

Общедозволительный тип правового регулирования связан с закреплением в праве социальной свободы, с правом человека на выбор средств и способов достижения поставленных целей.

Читайте также:  Способ разблокировки экрана айфона

Общедозволительный тип правового регулирования основывается на общем дозволении, из которого путем запрещения делается исключение.

Его формула: дозволено все, кроме того, что прямо запрещено. Например, субъектам дозволено совершать различные виды сделок, однако совершение некоторых сделок любому субъекту запрещено (например, купля – продажа наркотиков).

Данный тип правового регулирования способствует (или хотя бы препятствует) проявлениям инициативности, активности, самостоятельности в решении тех или иных задач. Однако подобный тип правового регулирования не применим к деятельности государственных органов, ибо это создало бы возможности для различного рода злоупотреблений.

Общедозволительный тип правового регулирования связан с закреплением в праве социальной свободы, с правом субъекта на выбор средств способов достижения поставленных целей.

Разрешительный тип – выражается в принципе: запрещено все, что прямо не разрешено законом. Участники правовых отношений подобного типа может совершить только действия, которые прямо разрешены законом, а все остальные действия запрещены.

Разрешиетльный тип правового регулирования вытекает из необходимости в высокой и строгой упорядоченности социальных связей, последовательной реализации принципов законности. Он является единственным при применении мер государственного принуждения.

Разрешительный тип правового регулирования основывается на общем запрещении какого-либо вида действия, однако в индивидуальном порядке запрещенное поведение запрещается.

Его формула звучит следующим образом: запрещено все, кроме прямо разрешенного. Это означает, что участник правовых отношений подобного типа может совершать только действия, которые прямо разрешены законом, а все остальные действия запрещены.

Здесь в законе указывается точный, строго ограниченный объем правомочий: все, что выходит за пределы компетенции властвующего субъекта, категорически запрещено.

Источник

Правовое регулирование, его пределы, способы и типы

Правовое регулирование (правовое воздействие) — это результативное, нормативно-организованное влияние на общественные отношения как специальной системы собственно правовых средств (норм права, правоотношений, актов реализации и применения), так и иных правовых явлений (правосознания, правовой культуры, правовых принципов, правотворческого процесса).

Правовому регулированию подле­жат общественные отношения, обладающие следующими признаками:

1) Отношения, сочетающие индивидуальные интересы и общесоциальные интересы.

2) Отношения, в которых возможен разумный комп­ромисс интересов их участников, в которых каждый соглашается с определенным ограничением своих интересов ради социального согласия, безопасности и спокойствия.

3) Отношения, которые строятся на основе согласия людей с определёнными правилами и признания их обя­зательности для себя.

4) Отношения, которые могут быть защи­щены и подкреплены внешним, в том числе государствен­ным принуждением.

Пределы правового регулирования обусловлены потребностями конкретного общества. Современному обществу свойственна юридизация социальных отношений, которые ранее исключались из сферы правового регулирования (например, пред­принимательская деятельность).

В правовом регулировании используется большой арсе­нал способов (приемов) правового регулирования:

1) дозволения (состоят в предоставлении субъектам прав на совершение определённых позитивных действий);

Читайте также:  Способы приобретения гражданства репатриация

2) обязывания (заключаются в возложении обязанности совершать определённые позитивные действия);

3) запреты (сводятся к возложению обязанности воздерживаться от запрещённых действий);

4) поощрения (выражаются в награждении субъектов за определённое положительное поведение);

5) рекомендации (состоят в предложении избрать наиболее целесообразный (оптимальный) вариант поведения).

В практике правового регулирования в различных сфе­рах общественной жизни в определённом соотношении используются два типа регулирования:

1) Общедозволительный тип правового регулирования выражается в принципе: «Разрешено всё, что прямо не запрещено законом». Значит, субъекты вправе совершать любые действия, не попавшие в разряд запретов. Этот тип правового регулирования распространяется на граждан и негосударственные юридические лица.

2) Разрешительный тип правового регулирования выражается в принципе: «Запрещено всё, что прямо не разре­шено законом». Следовательно, субъект вправе избрать только такие формы поведения, которые прямо предписаны правом. Такой тип регулирования свойственен деятельности государственных органов и государственных служащих. Должностное лицо, государственный орган вправе действовать только так, как прямо предписано законом, должностной инструкцией, нормативным приказом.

Механизм правового регулирования, его элементы и средства

Механизм правового регулирования — это функциони­рующая, как единое целое, система правовых средств, с помощью которых осуществляется правовое регулирование общественных отношений.

Средствами правовой регулирования является:норма права, нормативно-правовые акты, акты официального толкования, правоотношения, акты реализации права, акты применения права, правосознания, режим законности.

Целью механизма правового регулирования является оптимизация общественных отношений, обеспечение об­щественного и правового порядка на основе режима закон­ности.

Элементы механизма правового регулирования:нормы права, юридические факты, акты непосредственной реализации права (акты соблюдения, исполнения, использования), акты применения права, законность, правовая культура.

Отдельные элементы механизма правового регулирова­ния доминируют на разных его стадиях. Использование их в определенном порядке характеризует процесс правового регулирования.

3.Стадии процесса правового регулирования

1. Стадия регламентации общественных отношений. На этой стадии создаются нормы права, формируются пра­вила поведения субъектов, условия возникновения у них прав, обязанностей, полномочий, ответственности;

2. Стадия возникновения условий, при которых проис­ходит переход от правовых норм к конкретным актам по­ведения субъектов права. Ключевым элементом, обознача­ющим данную стадию, является юридический факт (фак­тический состав). В определенных случаях юридическим фактом выступает акт применения права, в особенности, когда речь идет о фактическом составе;

3. Стадия непосредственной реализации норм права, в том числе — возникновение правовых отношений.

В некоторых случаях для реализации норм права в фактическом поведении субъектов необходимо издание правоприменительного акта (например, возникновение прав и обязанностей у супругов возможно только при на­личии издания акта государственной регистрации брака). Тогда выделяют четвертую, факультативную стадию ме­ханизма правового регулирования — стадию применения права. В реальности она совпадает со второй или третьей стадиями механизма правового регулирования.

Источник

Оцените статью
Разные способы