Способы правовой защиты наименования места происхождения товара
ГК РФ Статья 1517. Действие исключительного права на географическое указание или наименование места происхождения товара на территории Российской Федерации
(в ред. Федерального закона от 26.07.2019 N 230-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
1. На территории Российской Федерации действует исключительное право на географическое указание или наименование места происхождения товара, зарегистрированное федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности, а также в других случаях, предусмотренных международным договором Российской Федерации.
2. Государственная регистрация в качестве географического указания обозначения, позволяющего идентифицировать товар, происходящий с территории географического объекта, который находится в иностранном государстве, допускается, если это обозначение охраняется в качестве географического указания или иного средства индивидуализации товара в стране происхождения товара при условии его соответствия требованиям статьи 1516 настоящего Кодекса. Обладателем исключительного права на географическое указание может быть только лицо, право которого на такие географическое указание или иное средство индивидуализации товара охраняется в стране происхождения товара.
Государственная регистрация наименования находящегося в иностранном государстве географического объекта в качестве наименования места происхождения товара допускается, если наименование этого географического объекта охраняется в качестве наименования места происхождения товара в стране происхождения товара. Обладателем исключительного права на наименование места происхождения товара может быть только лицо, право которого на такое наименование охраняется в стране происхождения товара.
Ст. 1517 ГК РФ ч.4. Действие исключительного права на географическое указание или наименование места происхождения товара на территории Российской Федерации
Источник
Способы правовой защиты наименования места происхождения товара
ГК РФ Статья 1520. Знак охраны географического указания и наименования места происхождения товара
(в ред. Федерального закона от 26.07.2019 N 230-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
1. Лицо, имеющее право использования географического указания в соответствии с пунктом 2 статьи 1518 настоящего Кодекса, для оповещения о своем праве может помещать рядом с географическим указанием знак охраны в виде словесных обозначений «зарегистрированное географическое указание», «с защищенным географическим указанием», «зарегистрированное ГУ» или соответствующей эмблемы, указывающих на то, что применяемое обозначение является географическим указанием, зарегистрированным в Российской Федерации.
Лицо, имеющее право использования наименования места происхождения товара в соответствии с пунктом 2 статьи 1518 настоящего Кодекса, для оповещения о своем праве может помещать рядом с наименованием места происхождения товара знак охраны в виде словесных обозначений «зарегистрированное наименование места происхождения товара», «с защищенным наименованием места происхождения товара», «зарегистрированное НМПТ» или соответствующей эмблемы, указывающих на то, что применяемое обозначение является наименованием места происхождения товара, зарегистрированным в Российской Федерации.
2. Федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности утверждает эмблемы, указанные в пункте 1 настоящей статьи.
Источник
Географические указания: что нужно знать о новом виде средств индивидуализации товаров и перспективах регионального развития
LLEPOD / Depositphotos.com |
Президент РФ недавно подписал закон, которым закрепляется новый вид средств индивидуализации товаров – географические указания (Федеральный закон от 26 июля № 230-ФЗ «О внесении изменений в часть четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации и статьи 1 и 23.1 Федерального закона «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции», далее – Закон № 230-ФЗ). Поправки за отдельными исключениями вступят в силу с 27 июля 2020 года.
Географические указания появятся в установленном ст. 1225 Гражданского кодекса перечне результатов интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации. При этом сохранится возможность регистрации и наименований мест происхождения товаров (далее – НМПТ). Рассмотрим, в чем заключаются отличия двух указанных средств индивидуализации товаров, работ, услуг и организаций и выясним, как поправки о географических указаниях могут повлиять на развитие региональных брендов и регионов в целом.
Правовая охрана региональных брендов
К средствам индивидуализации товаров, работ, услуг и организаций, с помощью которых может обеспечиваться охрана в том числе и региональных брендов, согласно действующему законодательству относятся фирменные наименования, товарные знаки и знаки обслуживания, коммерческие обозначения и наименования мест происхождения товаров (глава 76 ГК РФ). При этом заявки на регистрацию НМПТ подаются в Роспатент достаточно редко. Так, по состоянию на конец февраля прошлого года, по словам Заместителя руководителя Роспатента Любови Кирий, из 27 регионов не было подано ни одной заявки на регистрацию такого средства индивидуализации.
«В настоящее время локальные производители в основном стремятся обеспечить правовую охрану своей продукции с помощью товарных знаков», – отметила руководитель группы компаний «Центр правового обслуживания» Анна Коняева. Регистрация товарного знака предоставляет правообладателю монополию на его использование, в то время как исключительное право использования НМПТ в отношении уже зарегистрированного наименования может быть предоставлено любому лицу, которое в границах того же географического объекта производит товар, обладающий теми же особыми свойствам (п. 2 ст. 1518 ГК РФ). Возможно, в том числе по этой причине производители товаров предпочитают в качестве способа правовой охраны своей продукции регистрацию товарных знаков. Кроме того, зарегистрировать НМПТ на практике сложнее прежде всего из-за необходимости получения заключения уполномоченного Правительством РФ федерального органа исполнительной власти о том, что в границах определенного географического объекта заявитель производит товар, особые свойства которого исключительно или главным образом определяются характерными для данного географического объекта природными условиями и (или) людскими факторами (п. 5 ст. 1522 ГК РФ).
Может ли судебный акт быть пересмотрен по новым обстоятельствам, если после рассмотрения дела о нарушении исключительного права предоставление правовой охраны НМПТ, исключительного права на ранее зарегистрированное НМПТ будет признано недействительным? Узнайте ответ в «Энциклопедии судебной практики. Гражданский кодекс РФ» интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите полный доступ на 3 дня бесплатно!
Стоит отметить, что не допускается использование зарегистрированного НМПТ лицами, не имеющими соответствующего свидетельства, даже если при этом указывается подлинное место происхождения товара. Запрещается также использование сходного с НМПТ обозначения для любых товаров, способного ввести потребителей в заблуждение относительно места происхождения и особых свойств товара. Товары, этикетки, упаковки товаров, на которых незаконно использованы НМПТ или сходные с ними до степени смешения обозначения, являются контрафактными (п. 3 ст. 1519 ГК РФ). Так, в одном деле ответчик – производитель минеральной воды, хотя и обладал исключительным правом на НМПТ, проиграл спор с другим производителем относительно использования этого НМПТ на этикетках бутылок, так как указывал соответствующее НМПТ на бутылках с минеральной водой, добываемой не в соотносящемся с наименованием месте происхождения товара, а в другой скважине, находящейся в этом же городе-курорте (постановление СИП от 1 октября 2018 г. № С01-617/2018 по делу № А63-11878/2017).
Географические указания vs. наименования мест происхождения товаров
С 27 июля 2020 года у граждан, юрлиц, ассоциаций и иных объединений появится возможность регистрации географических указаний. Под ними понимаются обозначения, идентифицирующие происходящий с территории географического объекта товар, определенное качество, репутация или другие характеристики которого в значительной степени связаны с его географическим происхождением (характеристики товара) (п. 10 ст. 1 Закона № 230-ФЗ). Директор юридической службы «Единый центр защиты» Константин Бобров указал, что ключевыми отличиями географических указаний от НМПТ являются снятие требования к уникальности товара, обосновывающейся местом его происхождения, и отмена требования о необходимости выполнения всех этапов производства в определенной местности. Зарегистрировать географическое указание будет можно, если хотя бы один из этапов производства осуществляется на территории соответствующего географического объекта.
Напомним, что НМПТ признаются обозначения, представляющие собой либо содержащее современное или историческое, официальное или неофициальное, полное или сокращенное наименование страны, городского или сельского поселения, местности или другого географического объекта, а также обозначение, производное от такого наименования и ставшее известным в результате его использования в отношении товара, особые свойства которого исключительно или главным образом определяются характерными для данного географического объекта природными условиями и (или) людскими факторами (п. 1 ст. 1516 ГК РФ). По мнению Анны Коняевой, появление в ГК РФ такого средства индивидуализации товаров, услуг и пр., как географические указания не означает, что не остается необходимости в сохранении НМПТ, несмотря на более легкую процедуру регистрации географических указаний. Дело в том, по словам эксперта, что для регистрации НМПТ необходимо соблюдение большего количества условий, а это является некой гарантией серьезного подхода заявителя к производству своей продукции, ее качеству. «В этом случае выигрывает прежде всего потребитель», – пояснила Анна Коняева. Сходную позицию занимает и Константин Бобров. Он считает, что НМПТ следует сохранить наряду с географическими указаниями, поскольку отдельные производители могут быть заинтересованы в обеспечении правовой охраны для своих «брендов» именно на таком высоком уровне, как в случае с регистрацией НМПТ. Эксперт обратил внимание также на то, что в случае с регистрацией географических указаний, а не НМПТ, существует больше рисков «смешения» качественных, оригинальных и некачественных товаров.
Основываясь на будущей редакции ГК РФ, учитывающей поправки о географических указаниях, можно выделить следующие основные сходные и отличительные черты этого нового вида средств индивидуализации и НМПТ.
Сходства географических указаний и НМПТ | |