Способы правовой социализации личности
Глава 1. Правовая социализация
Жизнь человека в обществе подчинена множеству писаных и неписаных законов. Усвоение этих законов, правовых знаний и требований, определяющих меру возможного и должного поведения, постепенное овладение необходимыми социальными навыками, осознание своих прав и способов их реализации, понимание сложных взаимоотношений между различными людьми и социальными институтами — все это называется процессом правовой социализации. Человек не рождается гражданином, он им становится в результате длительного взаимодействия с окружающей средой.
Процесс правовой социализации включает в себя, во-первых, усвоение критериев оценок юридически значимых ситуаций; во-вторых, изучение законов и правил как таковых, безотносительно к самому себе; в-третьих, обучение тому, как пользоваться этими правилами. Человек должен не только уяснить, что в обществе действуют конкретные законы, ему необходимо еще и отнести их к самому себе, т. е. осознать, что они означают для него, что ему позволено, а что не позволено, какие наказания он может понести за нарушение законов, каковы способы защиты своих законных прав и т. д.
Существует три пути усвоения правовой культуры (норм права правовых ценностей) в процессе социализации:
1) предметный способ, когда человек в процессе той или иной деятельности, взаимодействуя с другими лицами, усваивает соответствующий образ действий, шаблон поведения;
2) традиционный способ, когда человек, наблюдая действия людей в различных ситуациях, усваивает соответствующий способ поведения;
3) рациональный способ, когда человек узнает о правовых ценностях, стандартах правового поведения из бесед с другими людьми, из чтения книг, из каналов средств массовой информации.
Необходимо отметить, что процесс усвоения правовых норм, стандартов правового поведения протекает последовательно, согласно жизненным циклам, этапам (стадиям) социализации личности.
Уже в самом раннем возрасте ребенок впитывает первые элементы правовой культуры. «Он включается в правоподобную деятельность, приобретает навыки и усваивает стандарты нормативно-оценочного поведения, получает первые юридические представления из сказок, приобретает в ролевых играх понятия о функциях права и его представителей и постепенно формирует, хотя и примитивную, детскую, но собственную картину правовой жизни. С возрастом, по мере расширения круга общения, усложнения деятельности, происходит интенсивное обогащение и развитие этой и иных сфер сознания» 1 .
Самая очевидная цель правовой социализации — обеспечение правомерного поведения, что предполагает формирование у личности такого интегрального правового образования, как правосознание.
Правосознание связано с процессом социализации двояко.
Во-первых, жизненный опыт и практика человека оказывают влияние на формирование его установок, отношений, ценностных ориентаций в правовой сфере. Содержание правосознания человека (его правовая информированность, оценка правовой действительности, мотивация правомерного поведения) зависит от его социальных связей, от степени включенности в правовую культуру общества, а также от вовлеченности в асоциальные группы, которые влияют на усвоение правовой информации.
Во-вторых, правосознание не только отражает правовой опыт человека, но и мотивирует его поведение. «Формируясь под воздействием внешних влияний, оно, по принципу обратной связи, направляет практику людей, ориентирует их на поиск оптимального разрешения правовых ситуаций, в которых они оказываются, т. е. выполняет функцию регулятора поведения» 2 .
Правосознание как один из элементов сознания личности включает в себя три компонента: интеллектуальный (познавательный), оценочный (эмоциональный) и поведенческий (эмоционально-волевой). Познавательный компонент характеризуется суммой правовых знаний и умений. Эмоциональный — оценочными суждениями и отношением к нормам права (положительное, безразличное, негативное). Поведенческий компонент предполагает наличие установки (готовности) на правомерное поведение, привычки к безоговорочному исполнению норм права и нетерпимому отношению к их нарушению.
В процессе правовой социализации у человека под влиянием различных социальных факторов и личностных особенностей может сформироваться правосознание только на познавательном уровне (как сумма правовых знаний). Это далеко не всегда обеспечивает правомерное поведение, так как человек может прекрасно знать, что нельзя нарушать закон, и тем не менее его нарушать.
Если у человека сформировано правосознание на оценочном уровне (он не только знает закон, но и положительно его оценивает), то и это не всегда гарантирует правомерное поведение, так как человек может оказаться в ситуации соблазна, искушения нарушить закон, чтобы извлечь какую-либо выгоду, или же оказаться в ситуации давления на него членов асоциальной группы.
Чтобы стать настоящим стимулом и регулятором правомерного поведения, правовые знания должны перейти в ценностные установки, получить эмоциональную окраску, стать внутренним убеждением, закрепиться в привычную форму поведения.
Основы правосознания, как и в целом сознания, личности закладываются в детские, школьные годы. Важнейшими агентами правовой социализации являются семья и школа. Основным психологическим механизмом формирования правосознания у детей и подростков является так называемая персонификация.
Для ребенка нравственно-правовые ценностные ориентации, закон персонифицированы в фигурах родителей. Именно от них он узнает, как подобает себя вести в различных ситуациях, копирует с них модели социального поведения. Но степень и глубина усвоения образцов поведения, нравственно-правовых установок в значительной мере зависит от отношения ребенка к конкретным лицам (родителям) — носителям определенных ценностных ориента-ций. При положительном эмоциональном отношении к родителям, а позже и к учителям ребенок усваивает (в соответствии с механизмом эмоционального переноса) не только конкретное содержание процесса общения, но и их отношение к предметам, явлениям, их образ мышления, мировоззрение, а также привычки, вкусы и даже походку. При этом, естественно, усваиваются, перенимаются и те нравственно-правовые ценности, носителем которых является тот или иной человек (мать, отец, учитель). Так формируются основные нравственно-правовые категории, понятие о добре и зле, представление о справедливости.
При негативном отношении ребенка к родителям, учителям отвергаются не только они сами, но и та система нравственно-правовых ценностей, носителями которых они являются. В последующем происходит переориентация на других людей с другой, часто противоположной, системой ценностей.
Процесс правовой социализации не сводится к формированию представлений о должном, нормативном поведении. Параллельно этому у ребенка происходит формирование представлений о его собственных правах. Причем в процессе общения с родителями, сверстниками, взрослыми он вначале апеллирует к неким нравственным нормам, к чувству справедливости, которые ощущает, но еще не может четко сформулировать.
В наиболее концентрированном виде сфера нравственно-правовых отношений у ребенка ассоциируется с понятием справедливости в ситуации столкновения должного и желаемого. Поведение взрослых в таких ситуациях весьма поучительно. Известно, что некоторые воспитатели детских садов, родители, учителя младших классов не всегда считают нужным или просто не желают «разбираться» в конфликтах детей: несправедливо строго относятся к одним и незаслуженно ласково к другим. В глазах детей это не что иное, как ярко запоминающиеся уроки беззакония, произвола, больно ранящие обижаемого ребенка. При повторении подобной фрустрирующей ситуации накапливающаяся у ребенка раздражительность провоцирует новые конфликты, а впоследствии может найти выход в правонарушении.
В более старшем возрасте приходит понимание того, что права ребенка зафиксированы определенными законами и традициями общества, которым взрослые (родители, учителя) обязаны подчиняться независимо от того, нравится это им или нет.
Исключительно важным здесь является постепенное включение ребенка в различные социальные институты, прежде всего поступление в школу. Если, например, до школы покупка цветных карандашей и альбома для рисования определялась желанием родителей, то с поступлением ребенка в школу он начинает понимать, что и альбом, и карандаши, и тетради родители обязаны приобрести не потому, что об этом сказала учительница, а потому, что таковы общие правила для всех. Ребенок начинает осознавать права как нечто свойственное человеку независимо от его отношений с родителями, учителями, другими взрослыми.
Скорость правовой социализации, т. е. то, как быстро дети овладевают соответствующими нормами и навыками поведения, определяется различными факторами. Дети, более развитые интеллектуально, социализируются быстрее своих менее способных сверстников, у них раньше происходит отход от персонификации правовых институтов. И, конечно, многое определяется тем, в какой микросреде растет ребенок, каков образовательный, культурный уровень родителей. Несомненно, значительную роль играет и их профессиональная деятельность. В семье юриста правовая социализация ребенка будет осуществляться и быстрее, и плодотворнее.
Важным агентом правовой социализации, как отмечалось выше, является школа. Правовая социализация в ней осуществляется по двум направлениям. Во-первых, это прямая правовая социализация на специальных уроках, на которых школьникам рассказывают о принципах государственного устройства, о роли и функциях права в жизни общества, объясняют права и обязанности граждан и т. д.
Во-вторых, целям правовой социализации служат встречи школьников с представителями правоохранительных органов, на которых разъясняется необходимость соблюдения правовых норм, убедительно показывается на примерах из судебно-следственной практики, к каким печальным последствиям приводит их несоблюдение.
Необходимо отметить, что прямая правовая социализация в нашей стране не завершается школой. Она продолжается практически во всех вузах страны, где студенты изучают основы права и более глубоко и обстоятельно усваивают систему правовых знаний.
1 Ратинов А. Р., Ефремова Г. X. Правовая психология и преступное поведение. Красноярск, 1988. С. 43.
Источник
Раздел II. ПРАВОВАЯ ПСИХОЛОГИЯ
Глава 2. ПРАВОВАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ. ПРАВОСОЗНАНИЕ И ПРАВОИСПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ
§ 1. Правовая социализация личности
Правоисполнительное поведение личности формируется в результате ее правовой социализации.
Правовая социализация личности — включение в ценностно-нормативную систему личности ценностей, охраняемых правом; овладение личностью правомерными способами поведения, формирование у нее чувства социальной ответственности и солидарности с правом.
Высший уровень правовой социализации — поведение личности на основе правосолидарных установок — привычное правоисполнительное поведение как устойчивая особенность нравственной личности. При этом нормы права соблюдаются не из страха наказания и даже не из чувства солидарности с правом, а по настоятельной нравственной потребности совершать только правомерные действия — жить достойно.
Дефектность правовой социализации может проявляться в недооценке ценности права (правовой негативизм), в безответственном, легкомысленном отношении к требованиям закона (правовой инфантилизм), в активном неприятии норм права (правовой нигилизм) и в сознательном преступном поведении. Правовая социализация неразрывно связана с нравственным формированием личности.
Мораль и право — две взаимосвязанные формы регуляции поведения людей в обществе. Исполнение норм права обеспечивается силой государственного принуждения, исполнение норм нравственности — социально-психологическими механизмами. Моральная санкция осуществляется мерами духовного воздействия, правовая санкция — мерами юридической ответственности. Нормы права охватывают сферу безусловно должного поведения, нравственность — сферу сложных отношений между сущим и должным. Значительная часть общественных отношений регулируется одновременно и нормами права, и нормами нравственности. Возможное несоответствие между нормами права и нравственности — конфликт норм — устраняется, как правило, возобладанием норм нравственности. Но нельзя считать, что нравственность выше права. Само право для социализированной личности является нравственной ценностью.
Добровольно контролировать свое поведение социальными эталонами может только нравственная личность. Нравственное поведение — высший критерий человеческого поведения и основная предпосылка правоисполнительного поведения.
Нормы нравственности определяют культуру отношений между людьми, сложившуюся в многовековой истории человечества. В нравственности выражаются базовые потребности социума. Пересекаясь с другими формами соционормативной регуляции (правом, обычаями, традициями), нравственность имеет свою специфику.
Требования нравственности формируются стихийно, самовоспроизводятся в практике массового поведения. Они являются отражением исторического опыта в массовом сознании. Выполнение норм нравственности неуклонно контролируется социумом. Нравственные санкции — одобрение или осуждение — имеют идейно-духовный характер, адресуются в духовный мир индивида. Нравственная личность — индивид с развитым внутриличностным социальным контролем. Развитость механизма внутриличностного контроля является основой и правовой социализации личности.
Поведение индивида определяется тем, что он себе запрещает и позволяет, то есть ценностными критериями его психической саморегуляции. При низком уровне нравственного, социально-психологического развития у него преобладают спонтанно возникающие влечения. Психические структуры такого индивида недостаточно интегрированы, его эмоции могут преобладать над разумом, низшие потребности над высшими. Каждый человек обладает своим набором «значений для себя», индивидуальным классификационно-оценочным механизмом — личностным конструктором, определяющим меру возможных его отклонений от норм в различных типовых ситуациях. В острых конфликтных ситуациях, в обстановке конфликта норм, условиях сложного взаимодействия сознания и подсознания возможна регрессия поведения — переход индивида на низшие уровни его развития. Регрессия может распространиться на отдельные регуляционные компоненты — потребностно-мотивационные, смысловые, целевые или операциональные.
Дефекты психической саморегуляции наиболее возможны в кризисные периоды жизни индивида.
Особенно «хрупок» подростковый возраст. Критический перелом в этом возрасте проявляется во всем — в изменении лица, голоса, строения тела, новых способах взаимодействия со средой. Проснувшиеся половые инстинкты создают значительное внутреннее напряжение. Повышена возбудимость, ослаблены тормозные процессы, возросшие силы не находят в ряде случаев достойного и эмоционально-насыщенного применения. Отношение же к подростку, как правило, еще как к ребенку. Отсюда — подростковый протест, негативизм, искаженные формы самоутверждения. В отдельных случаях возможно и обольщение преступной романтикой. Неправы те, кто утверждает, что подростки-правонарушители отличаются несформированностью интересов. Напротив, их интересы уже сформированы, но это социально отрицательные интересы: раннее приобретение сексуального опыта, половые извращения, наркомания, асоциальность, безнравственное самоутверждение.
Первоначальная разновидность отклоняющегося поведения — делинквентное поведение — система незначительных правонарушений, провинностей, проступков. Первые проявления делиМсвентного поведения — прогулы, драки со сверстниками, мелкое хулиганство, терроризирование слабых сверстников, шантаж, угон велосипедов, мотоциклов, вызывающее поведение в общественных местах. Делинквентность может быть обусловлена как педагогической запущенностью, невоспитанностью, малокультурностью, так и психическими аномалиями — неадекватностью реакций, ригидностью (негибкостью) поведения, склонностью к аффективным реакциям. Делинквентное поведение в значительной мере обусловлено неблагополучием семейного воспитания, иногда «гиперопекой» или крайне жестким обращением, неблагоприятным влиянием микросреды.
Своевременно не пресеченные проявления предпреступного поведения закрепляются в соответствующие поведенческие стереотипы, формируется асоциальный стиль поведения, который при соответствующих условиях может перерасти в устойчивый антисоциальный тип поведения. Отвержение базовых социальных ценностей — такова первопричина социально-дезадаптивного поведения.
Социальная неадаптированность личности, ее отклоняющееся поведение связаны с ослаблением социального контроля, безнадзорностью, попустительством, асоциальным проявлением личности на ранних стадиях формирования.
Возможность систематического бесконтрольного поведения переходит во внутреннюю неспособность к самоограничению.
Массовое исследование образа жизни преступников до совершения ими преступления показало, что все они до осуждения систематически совершали аморальные проступки. «Это был тот период, когда степень «испорченности» указанных лиц не была еще достаточно высокой. Но отрицательное воздействие микросреды — ближайшего окружения на работе и в быту, жизненные неурядицы, собственные ошибки и неправильные поступки — все это продолжалось в течение более или менее длительного времени, изменения личности накапливались и привели, наконец, к совершению преступления» [95].
Правонарушения совершают социально дезадаптированные лица. Социальная дезадаптация личности уходит истоками в раннюю юность и даже в отроческий период жизни индивида. Асоциальная личность формируется, как правило, в ответ на труднопреодолимые жизненные коллизии. В этих условиях личность легко включается в асоциальную субкультуру и формирует свою асоциальную жизненную стратегию.
Преступления совершает индивид, смирившийся со своим низким социальным статусом, хорошо принимающий себя и в качестве «плохого человека», положительно утверждающий себя в этом своем качестве.
Все люди хотят быть хорошими, но различно само понимание ими хорошего. «Обыкновенно думают, — писал Л. Н. Толстой в романе «Воскресение», — что вор, убийца, шпион, проститутка, признавая свою профессию дурною, должны стыдиться ее. Происходит же совершенно обратное. Люди, судьбою и своими грехами-ошибками поставленные в известное положение, как бы оно ни было неправильно, составляют о себе такой взгляд на жизнь вообще, при котором их положение представляется им хорошим и уважительным. Для поддержания же такого взгляда люди инстинктивно держатся того круга людей, в котором признается составленное ими о жизни и о своем месте в ней понятие» [156].
Это же отмечает и Ф. М. Достоевский: «Преступник, восставший на общество, ненавидит его и почти всегда считает себя правым, а его виноватым» [33].
Поведение асоциального индивида определяется его представлениями о выгодах и невыгодах определенных поступков. Он склонен к оправданию всего того, что считает выгодным. Для этого он использует мощный механизм оправдательной мотивации, маскирующих мотивов. Представления тех благ, которые он может получить, резко снижают его способность критического отношения к используемым при этом средствах. И чем примитивнее психическая организация индивида, тем меньше его беспокоит моральная сторона используемых им средств.
Поведение людей в значительной мере зависит от взаимодействия сознания с малоосознаваемыми, подсознательными и бессознательными процессами. Правовые установки, правовая интуиция — все это полуавтоматизированные, в значительной мере подсознательные явления. Однако в своем генезисе они неизбежно связаны с сознательной деятельностью человека — с его категориально-ценностной ориентацией в действительности. Все составляющие правовой психологии — единый системный механизм адаптивного поведения личности и социальной группы. Правовые и общесоциальные ценности, представления и устремления людей слиты в единый психологический механизм их поведения.
Системным, комплексным является и механизм правовой социализации личности. Правовая социализация индивида предопределяется его общесоциальной социализацией. Все, что противодействует нормальной социализации личности, неизбежно ведет и к дефектам правовой социализации. Особенно опасны для индивида стихийные влияния негативных сторон действительности. Десоциализируется тот индивид, который не охватывается релевантными для него средствами социально положительного воздействия.
Поведение асоциальной личности связано с утратой ее социально-положительных притязаний. Девиантность становится для личности средством извращенного самоутверждения.
Социальная дезадаптация личности связана в ряде случаев не только с ценностной дезориентацией, но и с несформированностью у нее социально положительных способов самоутверждения. Трагедия человека — с юных лет почувствовать себя обреченным неудачником, способным совершать лишь негативные действия. Фундаментальная социальная потребность человека — потребность в самоуважении, в личностном признании — должна находить отклик в социально положительной среде. К отклоняющимся формам поведения прибегает отклоненная социумом личность. К низменным формам поведения прибегает приниженная обществом личность.
Постоянное осознание индивидом своего несоответствия требованиям социальной среды вызывает надлом личности и ее внутренний протест против этих требований. Зарождается стремление индивида противостоять враждебной для него среде. Референтными для него становятся асоциальные группы. Индивид изыскивает средства самоутверждения в этих группах. Алкоголик, вор, хулиган утверждаются в асоциальной среде утрированием своих асоциальных качеств.
Эта негативная социальная идентификация порождает у личности новые, асоциальные критерии эффективности своего поведения. Несостоявшийся общесоциальный масштаб личностного самоизмерения индивид заменяет доступным для него асоциальным суррогатом. И вот уже физически слабый паренек, начавший пить и курить, начинает чувствовать себя «настоящим парнем». А первые его успехи в «деле» создают ему ореол «своего парня». Утрированные поощрения главарей льстят его болезненному самолюбию. И только в этой субкультуре индивид начинает видеть смысл своего существования. У индивида укрепляется мотивация девиантного поведения. Антинормативность становится нормой поведения — таков парадокс девиантности. Несостоявшаяся социальная адаптация неизбежно оборачивается социальной дезадаптацией — сначала делинквентностью, а затем и преступностью. При этом сползание асоциальности подкрепляется механизмом защитной мотивации («Все так живут», «Иначе не проживешь», «Они «наверху» тоже воруют» и т. п.)
Итак, для того, чтобы человек вел себя правомерно, он должен принять базовые социальные ценности, усвоить (интервализировать) основные нормы и способы социализированного поведения. Правовые представления и оценки могут быть сформированы лишь на этой основе.
Правовая социализация личности связана, конечно, не только с присвоением ею социальных ценностей, но и со специальным формированием правовых представлений и навыков правоисполнительного поведения, с формированием правосознания личности.
Источник