- ПРЕДМЕТ И МЕТОД ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРАВА СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
- 6. Метод правового регулирования общественных отношений в сфере социального обеспечения
- Метод правового регулирования общественных отношений в сфере социального обеспечения
- Сочетание централизованного и локального способов установления прав и обязанностей субъектов
- Специфические способы определения содержания правоотношений
- Отражение специфики юридических фактов, с которыми связано возникновение, изменение, прекращение правоотношений
- Установление абсолютного характера прав граждан как субъектов социального обеспечения
- Специфика санкций, обеспечивающих исполнение обязанностей субъектов, и способа защиты нарушенного права
ПРЕДМЕТ И МЕТОД ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРАВА СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
Каждая отрасль права имеет предметом своего регулирования те общественные отношения, которые регулируются только ей присущими нормами. Следовательно, определение предмета права социального обеспечения тесно связано с тем, какие общественные отношения регулируются его нормами. Основу предмета правового регулирования права социального обеспечения образуют волевые отношения по социальному обеспечению граждан в старости и при нетрудоспособности денежными видами обеспечения — пенсиями и пособиями, за счет средств государства, предприятий всех форм собственности и граждан.
Предмет права социального обеспечения составляют несколько групп общественных отношений по:
1. обеспечению престарелых и нетрудоспособных граждан денежными и натуральными материальными благами алиментарного характера;
2. предоставлению гражданам услуг, льгот и натуральных материальных благ при медицинском и санаторно-курортном лечении и социальном обслуживании;
3. содержанию престарелых и инвалидов в домах-интернатах, детей в детских дошкольных учреждениях;
4. регулированию ряда вспомогательных общественных отношений, связанных с процессом реализации и оформления гражданами права на основные виды социального обеспечения.
Предмет административного права: отношения, основанные на власти и подчинении, т. е. преобладает предписание и императивность над дозволением. Предмет гражданского права: имущественные отношения (товарно-денежные), личные неимущественные.
Метод правового регулирования права социального обеспечения — совокупность способов и приемов воздействия на поведение субъектов. Выделяют следующие методы:
1. дозволение — разрешение гражданам при наступлении старости, нетрудоспособности и в других случаях вступать в конкретные отношения по поводу тех или иных видов социального обеспечения, государство предписывает органам, осуществляющим социальное обеспечение, объем и меру должного поведения;
3. запрет — путем установления запретов государство определяет круг действий, недозволительных со стороны граждан и органов социального обеспечения. Характерно преобладание дозволения над предписанием и запретом.
При регулировании отношений, входящих в предмет правового регулирования права социального обеспечения, применяются два приема:
1. императивный — метод власти и подчинения;
2. диспозитивный — метод юридического равенства.
Специфика метода правового регулирования права социального обеспечения проявляется в его элементах: правовом положении субъектов правоотношений; особенностях юридических фактов, порождающих, изменяющих и прекращающих правоотношения по социальному обеспечению; мерах ответственности и способах защиты нарушенного права.
Субъектами социального обеспечения выступают, с одной стороны, государственный орган социальной защиты, с другой — физическое лицо (семья). При этом государственный орган является обязанной стороной, при наличии у гражданина оснований на конкретный вид социального обеспечения он не может отказать в назначении выплат, а физическое лицо (или семья) при соблюдении установленных законом условий является управомоченной стороной. Субъективному праву (мера дозволенного поведения) граждан на определенный вид социального обеспечения соответствует обязанность компетентного органа.
Источник
6. Метод правового регулирования общественных отношений в сфере социального обеспечения
Распределительный характер отношений предопределяет императивный метод регулирования – поступать при распределении ВВП только так, как это предусмотрено нормами права.
В некоторых случаях используется и диспозитивный метод, пределы которого существенно ограничены. Дозволение адресуется не обоим субъектам, а лишь одному из них – гражданину. Это касается реализации права на тот или иной вид СО, выбора наиболее выгодного варианта обеспечения (к примеру, по общему правило гражданин, имеющий право на два вида пенсии, должны выбрать только один).
Учёные выделяют специфические черты метода ПСО:
1. Сочетание централизованного регулирования отношений с региональным и муниципальным.
2. Специфика юридических фактов:
В основном это события (независящие от воли человека – смерть, достижение определённого возраста)
Правоотношения возникают, изменяются и прекращаются при наличии сложного юридического состава (достиг возраста, обратился, потом вынесли решение – почти всё носит заявительный характер). Сложный юридический состав включает: событие, волеизъявление гражданина и решение компетентного органа.
3. Специфика характера правового положения субъекта правоотношений. Между ними нет ни равенства, ни элементов подчинённости
4. Специфика защиты нарушенного права. То есть отсутствие особого правового механизма для такой защиты. Граждане могут воспользоваться как административным, так и судебным порядком, либо одновременно и тем и другим.
5. Специфика санкций, применяемых за правонарушение в сфере ПСО. В ПСО нет репрессивных санкций, а есть только правовосстановительные и правоограничительные.
7 Система права социального обеспечения (как отрасли и научной дисциплины).
Система права социального обеспечения как отрасли — это научно обоснованная классификация ее правовых норм.
1) Общая — нормы распространяются на все отношения: предмет, метод, принципы, юридические факторы, виды, источники.
2) Особенная — трудовой стаж, пенсионное обеспечение, медицинская помощи и лечения, пособия и компенсационные выплаты, социальное обслуживание, страхование от несчастных случаев на производстве и т.д.
Система науки традиционно более широка, нежели система отрасли. Так, в общую часть науки включаются такие институты, как понятие, предмет, метод, системы, правоотношения, принципы, источники прав социального обеспечения, а также история и перспективы развития этой отрасли. Особенная часть науки совпадает с особенной частью этой отрасли права, поэтому состоит из тех же институтов.
От отрасли права социального обеспечения следует отличать научную дисциплину. В отличие от отрасли как совокупности правовых норм, регулирующих специфическим методом определенный комплекс общественных отношений, право социального обеспечения как наука — это система научных знаний, правовых взглядов, идей об определенном комплексе общественных явлений. Следовательно, предметом отрасли являются общественные отношения, а предметом науки — общественные явления.
Право социального обеспечения как научная дисциплина также имеет свою систему, состоящую, как и отрасль, из Общей и Особенной частей, однако структура системы науки внутри этих частей не совпадает со структурой отрасли, поскольку предмет науки значительно шире предмета отрасли.
В Общей части науки рассматривается понятие социального обеспечения как определенного социально-экономического явления, присущего всем странам, независимо от их общественно-экономического строя; раскрывается состояние российской системы социального обеспечения на современном этапе; анализируются формы социального обеспечения; дается понятие отрасли, ее предмета, метода, системы, принципов правового регулирования. В Общей части рассматриваются учения о правоотношениях в сфере социального обеспечения и его источниках; история возникновения права социального обеспечения, обосновываются перспективы его дальнейшего развития.
Особенная часть права социального обеспечения в целом совпадает с Особенной частью отрасли. Здесь знания распределены по определенным институтам, поскольку они являются результатом научного анализа норм соответствующих институтов отрасли, однако это знания не только о содержании правовых норм, но и о социальной эффективности правового регулирования отношений нормами того или иного правового института отрасли. В этой части содержится научная постановка проблем, требующих разрешения.
В Особенной части науки права социального обеспечения рассматривается международно-правовое регулирование в сфере социального обеспечения, а также дается общая характеристика зарубежного законодательства о социальном обеспечении. Следовательно, Особенная часть науки, как и ее Общая часть, значительно шире соответствующих частей отрасли права социального обеспечения.
Отличие науки от отрасли проявляется и в методе. Для отрасли — это совокупность приемов и способов правового регулирования данного комплекса общественных отношений. Для науки — это приемы и способы научного познания общественных явлений.
В отличие от отрасли, которая отграничивается от других отраслей не только по предмету, но и по специфическому методу правового регулирования, наука применяет общенаучные методы познания. Прежде всего это диалектический метод познания, когда все явления действительности изучаются в их развитии и самодвижении. Как правовая наука право социального обеспечения использует общие для всех правовых наук методы исследования: системный анализ; обобщение нормативных, научных и практических материалов; исторический подход; частнонаучные методы — сравнительного правоведения, логический, технико-юридический и др.
Кроме того, данная наука заимствует методы, характерные для других, неправовых наук: социологический опрос, мониторинг, статистический анализ и другие методы, применяемые при исследовании различных социальных явлений, каковым, бесспорно, является социальное обеспечение населения.
Источник
Метод правового регулирования общественных отношений в сфере социального обеспечения
Метод правового регулирования общественных отношений является важнейшим дифференцирующим критерием разграничения отраслей права. Вопрос о сущности и содержании метода права социального обеспечения является одним из сложных в силу неоднозначности взглядов ученых на эту проблему и находится на стадии научных дискуссий.
Метод правового регулирования — совокупность приемов и способов, используемых законодателем для наиболее эффективного регулирования определенного комплекса общественных отношений.
Всякий отраслевой метод правового регулирования общественных отношений характеризуется не одним каким-либо признаком, а представляет собой целый комплекс средств и способов воздействия на общественные отношения, регулируемые нормами данной отрасли права. Метод не является застывшей правовой категорией, с изменением общественных отношений меняется и содержание метода.
Особенности метода права социального обеспечения:
- сочетание централизованного и локального способов установления прав и обязанностей субъектов;
- специфические способы определения содержания правоотношений;
- отражение специфики юридических фактов, с которыми связано возникновение, изменение, прекращение правоотношений в сфере социального обеспечения;
- установление абсолютного характера прав граждан как субъектов социального обеспечения;
- специфика санкций, обеспечивающих исполнение обязанностей субъектов, и способа защиты нарушенного права.
Сочетание централизованного и локального способов установления прав и обязанностей субъектов
Ст. 72 Конституции Российской Федерации закрепляет, что вопросы социального обеспечения находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов. В соответствии с этим регулирование отношений в сфере социального обеспечения осуществляется как в централизованном порядке посредством принятия федеральных законов, а также направленных на их реализацию иных правовых актов центральных органов государственной власти, так и на региональном (локальном) уровне путем издания соответствующих нормативных актов субъектов Федерации. При этом на федеральном уровне в настоящее время закрепляется определенный минимальный социальный стандарт по социальному обеспечению, который не может быть понижен ни при каких условиях субъектами Федерации, ибо предоставление такого стандарта гарантируется средствами федеральных финансовых источников.
Регулирование пенсионного обеспечения в централизованном порядке осуществляется Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», Законом РФ от 12 февраля 1993 г. N 4468-I «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» и другими актами, связанными с предоставлением пособий, компенсационных выплат и других видов социальных услуг).
Субъекты Федерации за счет собственных источников и при наличии возможностей вправе устанавливать дополнительные меры социальной защиты: надбавки к пенсиям, пособиям и т.д. Регулирование в области социального обеспечения возможно на муниципальном уровне, а также в рамках конкретного предприятия. Оно выражается в том, что на основе нормативных актов, принимаемых собственником соответствующих финансовых источников, в нецентрализованном порядке предусматриваются дополнительные виды социального обеспечения с целью повышения степени социальной защищенности человека.
Специфические способы определения содержания правоотношений
Права и обязанности субъектов в этой отрасли могут устанавливаться не только нормативным, но и договорным путем. Так, например, договорное регулирование отношений в области социального обеспечения возможно в рамках конкретного предприятия:
- в коллективном договоре могут быть предусмотрены более льготные условия по сравнению с действующим законодательством (надбавки к пенсиям, досрочный уход на пенсию и т. п.);
- в индивидуальном трудовом договоре (контракте) могут быть установлены дополнительные виды, условия, повышенные размеры обеспечения по сравнению с предусмотренными нормами права (оказание материальной помощи в случае ухода в отпуск, бесплатное ежегодное санаторно-курортное лечение, бесплатное лекарственное обеспечение в случае болезни и т.д.).
Условия, достигнутые при договорном регулировании, не должны ухудшать положение работников по сравнению с законодательством , в противном случае они признаются недействительными. Если же речь идет о более льготном обеспечении, то здесь допускается полная свобода усмотрения.
Отражение специфики юридических фактов, с которыми связано возникновение, изменение, прекращение правоотношений
В данной отрасли почти все юридические факты — это не действия, а события, возникающие, как правило, объективно и не зависящие от воли людей, в результате которых утрачивается возможность самостоятельного обеспечения необходимыми жизненными средствами либо этих средств становится недостаточно (старость, инвалидность, безработица, потеря кормильца, бедность, рождение ребенка, смерть и т.д.).
Правовые отношения по социальному обеспечению в основном возникают при наличии совокупности юридических фактов из сложных фактических составов, которые имеют:
- правовые основания обеспечения;
- волеизъявление лица, ими обладающего;
- решение компетентного органа о назначении вида обеспечения, на который претендует гражданин.
Установление абсолютного характера прав граждан как субъектов социального обеспечения
Общее юридическое положение субъектов социально-обеспечительных правоотношений характеризуется прежде всего тем, что между ними нет ни отношений власти и подчинения, ни отношений равенства. Государство в лице его органов выступает обязанным субъектом. Имущественные права принадлежат гражданам, а соответствующие обязанности возлагаются на компетентные государственные и иные органы.
Кроме того, законодатель исключает усмотренческий подход обязанной стороны в реализации прав граждан на тот или иной вид социального обеспечения, деятельность органов социального обеспечения урегулирована посредством категорических предписаний. Так, например, орган социальной защиты населения не может отказать в назначении гражданину пенсии в связи с отсутствием денег в Пенсионном фонде. Обязанная сторона должна совершить гарантированные действия для реализации права граждан на пенсионное обеспечение. Второй же стороне правоотношения — гражданину предоставлена свобода распоряжения правами.
Специфика санкций, обеспечивающих исполнение обязанностей субъектов, и способа защиты нарушенного права
Специфика санкций в сфере социального обеспечения заключается:
- имущественное взыскание может быть обращено только на граждан, которые виновно перепоручили суммы полагающихся выплат. К другому субъекту правоотношения (государственному или иному органу) имущественные санкции не применяются. В случае неполучения гражданами денежных сумм восстановление прав последних производится путем выплаты причитающихся им средств. Такую принудительную выплату нельзя считать санкцией, потому что орган социальной защиты населения не несет материального ущерба, а лишь выполняет свои обязанности;
- санкции носят правовосстановительный, а не штрафной характер: граждане возвращают переполученную сумму в полном объеме и дополнительных лишений при этом не испытывают. Кроме того, при предоставлении отдельных видов обеспечения применяются и специфические санкции. Так, например, к лицам, систематически нарушающим правила внутреннего распорядка в доме-интернате, может быть применена такая мера, как выписка из этого учреждения.
Источник