Методы регулирования публичного права
Вы будете перенаправлены на Автор24
Общие положения о методах публичного права
Метод правового регулирования – это система правовых способов и средств, направленных на регулирование определенной группы общественных отношений.
Все методы могут быть разделены на две группы, в зависимости от регулируемой ими сферы: частноправовые и публичные.
Методы регулирования публичного права По данной теме мы уже выполнили реферат Понятие, особенности, виды правотворческой политики подробнее – это совокупность юридических средств, среди которых преобладают запреты и обязывания, а также ограничения, подлежащие применению, несмотря на усмотрении участников конкретного общественного отношения.
Юридическая литература выделяет императивный метод регулирования, характеризующийся строгой субординацией участников правовых отношений и централизованным осуществлением, а также диспозитивный метод, которому присущи свойства координации и децентрализации.
Применение того или иного метода определяется в зависимости от объекта регулирования, объективных факторов, специфики субъекта, который действует в определенной области общественной или государственной жизни.
Императивный метод в публичном праве
Для публичного права наиболее характерным является императивный метод регулирования. Так, государство, выступающее в качестве субъекта с властными полномочиями, устанавливает в одностороннем порядке нормы поведения, которые могут иметь вид целей, принципов, санкций и заданий. Эти нормы отличаются таким свойством, как общеобязательность, то есть все правообязанные субъекты принимают модель поведения, руководствуясь указанными нормами.
Стоит выделить некоторые признаки императивного метода регулирования в публичном праве:
Готовые работы на аналогичную тему
- формируются и используются властотношения, а параллельно нормы и определенные решения принимаются и исполняются по системе «команда – выполнение»;
- субъекты публичного права строго связаны законами при очерчивании их деятельности правовыми рамками;
- публичная сфера характеризуется позитивным обязыванием, понятие которого раскрывается в юридической литературе и означает возложение обязанности на государственные органы, их должностных лиц, организации и предприятия по действию в конкретном направлении с целью достигнуть некого результата;
- нередкое выражение императивного метода в запретах определенных действий, что, соответственно, существенно сужает зону возможного противоправного поведения, предостерегая таким образом субъектов правоотношений от неправомерных действий;
- сочетание в публичном праве принуждения и убеждения, посредством выделения методов косвенного и прямого воздействия, позволяющих оказывать влияние на поведение людей и общественные процессы.
Эффективность методов регулирования публичного права
Важной составляющей в процессе использования методов публичного права является комплексный подход. Методы соответствующих сфер публичного права должны применяться согласованно. Только в таком случае экономические и социальные показатели будут увеличиваться. С одной стороны, такой подход направлен на обеспечение концентрации методов применительно к определенным объектам, а с другой, гибкое их использование, учитывая изменяющиеся ситуации.
Важное значение приобретает также сочетание правовых конституционных норм и норм других областей права, в ситуации, когда конституционные нормы являются ориентиром. При достижении совмещенного действия норм, предотвращаются различные правовые коллизии. Для публичного регулирования все более характерным становится сочетание методов международного и национального права.
Актуальным является вопрос введения конституционных, налоговых, административных, таможенных и других правовых режимов, как на постоянной, так и на временной основе. В данном случае идет речь об использовании разных правовых норм в комбинациях. Так, различные методы можно объединить в группы, используя в качестве критерия характер воздействия, степень самостоятельности. Предложим классификацию, включающую в себя шесть пунктов:
- методы общего нормативного регулирования: формирование общих правил; утверждение порядка формирования, реорганизации и ликвидации структур; выбор схемы их деятельности;
- установочно-программные методы: тематические планы; целевые программы; земельный кадастр; схемы управления; генпланы городов; концепции, функциональные правила; схемы градостроительного планирования развития территорий;
- легализующие методы: сертификация, аккредитация и лицензирование;
- методы количественно-нормативного измерения: плата; стандарты; лимиты; цены; налоги (сборы); квоты; ставки; нормативы; тарифы;
- методы подержания и стимулирования деятельности: льготы; поощрения; отсрочки; надбавки; кредиты; субсидии; дотации; госзаказы; трансферты;
- «запретные» и контрольно-учетные методы: статистическая отчетность; санкции; учет; запреты; лишение легальности; ограничения; проверки и иные формы контроля; предписания.
Эффективность применения таких методов регулирования публичного права достигается, учитывая специфику соответствующих объектов воздействия.
В прошлом, а также в настоящее время функционирует процесс «обмена» методами в публичном и частном праве. Некоторые переходят в сферу публичного регулирования, если появляются новые явления, процессы или интересы, требующие публично-правового регулирования, например, борьба с международной преступностью, информационная безопасность и т.п. Некоторые методы отходят в частноправовое регулирование, если необходимо сужение областей управления.
Подводя итог, можно сделать вывод о подвижности областей публичного регулирования, которое предстает как постоянно действующий фактор. Такая подвижность прослеживается в видоизменении методов регулирования, объектов и уровня принятия нужных решений. При этом, необходимо сохранить самое главное – признание на официальном уровне верховенства законов и допустимости легальных юридических актов и действий.
Источник
Правовое регулирование
Правовое регулирование – осуществляемое при помощи системы правовых средств воздействие на общественные отношения.
Для того чтобы общество было организованным и упорядоченным, необходимо осуществлять определенное согласование разнообразных интересов как отдельного человека так и сообщества людей. Это осуществляется посредством социального регулирования, то есть целенаправленного воздействия на поведение людей. Регулирование может быть внутренним (саморегулирование) и внешним (со стороны кого — либо).
В системе социального регулирования важная роль принадлежит именно правовому регулированию. Регулированием можно назвать только такое воздействие, при котором ставятся достаточно ясно обозначенные цели.
Воздействие норм, в результате которого реализуются поставленные цели, можно назвать правовыми. Если под воздействием законодательного акта или его норм наступают последствия, не предусмотренные законодательством, а иногда противоречащие целям законодателя, такое воздействие не может считаться правовым регулированием. Также нельзя считать правовым регулированием воздействие, осуществляемое неюридическими средствами. Например, воздействие на сознание людей через средства массовой информации, нравственное и правовое просвещение.
Предмет правового регулирования
Право не должно и не может регулировать все общественные отношения и все социальные связи людей. Поэтому должна быть достаточно точно определена сфера правового регулирования, то есть те связи, которые необходимо урегулировать правом.
В сферу правового регулирования должны входить отношения со следующими признаками:
— в них находят отражение как индивидуальные интересы членов общества, так и интересы общесоциальные;
— в них реализуются взаимные интересы их участников, каждый из которых идет на какое-то ущемление своих интересов ради удовлетворения другого;
— они строятся на основе согласия выполнять определенные правила, признания обязательности этих правил;
— они требуют соблюдения правил, обязательность которых подкреплена достаточно действенной силой
Этим признакам отвечают три группы общественных: отношений:
1) отношения людей по обмену материальными и духовными ценностями (имущественные);
2) отношения по властному управлению обществом (государственное управление социальными процессами);
3) отношения по обеспечению правопорядка (призваны обеспечить нормальное протекание процессов обмена ценностями и процессов управления в обществе). Эти отношения возникают из нарушения правил поведения людей в двух указанных сферах.
Общественные отношения, входящие в эти группы составляют предмет правового регулирования, поскольку по своей природе могут поддаваться нормативно-организационному воздействию и требуют правового регламентирования.
От характера и содержания общественных отношений зависят особенности, характер, способы и средства правового регулирования.
Такой характер и вид общественных отношений обусловливают степень интенсивности правового регулирования (широта охвата правовым воздействием, степень обязательности правовых предписаний, формы и методы правового принуждения, степень детализированности предписаний, напряженность правового воздействия на общественные отношения).
Методы, способы и типы правового регулирования
Разнообразие общественных отношений, входящих в сферу правового регулирования, порождает различия в методах и способах юридического воздействия. В теории правового регулирования принято выделять два метода правового воздействия.
Метод децентрализованного регулирования (автономный, диспозитивный) – построен на координации целей и интересов сторон в общественном отношении субъектов гражданского общества, удовлетворяющих свои частные интересы (в сфере отраслей частноправового характера).
Метод централизованного (императивного, авторитарного) регулирования – базируется на отношениях субординации между участниками общественного отношения. В этих отношениях приоритетным является общественный интерес. Централизованные, императивные методы используются в публично-правовых отраслях (в конституционном, административном, уголовном праве).
Метод правового регулирования является одним из важных критерия разграничения прав на отрасли.
Способы правового регулирования определяются характером предписания, зафиксированного в норме права, способами воздействия на поведение людей. В теории права принято выделять три основных способа правового регулирования.
1. Дозволение – состоит в предоставлении субъектам прав на совершение определенных положительных действий (предоставление субъективных прав).
Дозволение связано с предоставлением субъектам возможности совершать определенные действия в собственных интересах (например, работник предприятия имеет право на достойное вознаграждение за свой труд). Дозволения весьма не однородны. Они могут выражаться в таких формах, как субъективное право, свобода, законный интерес. Каждая из названных форм имеет собственную природу и обладает соответствующей степенью гарантированности.
2. Обязывание – заключается в возложении обязанности совершить определенные положительные действия (обязанность платить налоги).
Обязывание связано с возложением на лиц необходимости совершить активные указанные в законе либо в договоре действия (например, должнику необходимо исполнить свои обязанности перед кредитором). Обязывание как способ правового регулирования ориентируется на интересы управомоченного субъекта и представляет собой специфический приказ, долг совершать определенные действия.
3. Запрет – сводится к возложению обязанности воздерживаться от определенных действий.
Запрещение связано с необходимостью воздержания от конкретных действий, с пассивным поведением (например, работники правоохранительных органов не имеют права применять недозволенные методы расследования). Запрещение есть разновидность обязывания, представляющее собой определенное долженствование.
Второй и третий способы имеют определенное сходство. Оба предполагают возложение обязанностей, но если в одном случае обязанности носят позитивный характер, то в другом – пассивный. Кроме того, можно выделить дополнительные способы правового воздействия. Это:
— поощрение— выражается в награждении субъектов за определенные заслуги;
— рекомендации – состоят в предложении избрать наиболее целесообразный (оптимальный вариант поведения).
Также к дополнительным способам относятся применение мер принуждения (например, возложение юридической ответственности за правонарушение). К дополнительным способам можно отнести предупредительное (превентивное) воздействие норм, предусматривающих возможность правового применения правового принуждения.
В юридической литературе и в практике существуют две юридические формулы (принципа), на основе которых выделяются два типа правового регулирования.
Общедозволительный тип – выражается в принципе: разрешено все, что прямо не запрещено законом. По этому типу в регулируемых правом отношениях устанавливаются строго и четко сформулированные запреты. Как правило, объем этих запретов невелик.
Общедозволительный тип правового регулирования связан с закреплением в праве социальной свободы, с правом человека на выбор средств и способов достижения поставленных целей.
Общедозволительный тип правового регулирования основывается на общем дозволении, из которого путем запрещения делается исключение.
Его формула: дозволено все, кроме того, что прямо запрещено. Например, субъектам дозволено совершать различные виды сделок, однако совершение некоторых сделок любому субъекту запрещено (например, купля – продажа наркотиков).
Данный тип правового регулирования способствует (или хотя бы препятствует) проявлениям инициативности, активности, самостоятельности в решении тех или иных задач. Однако подобный тип правового регулирования не применим к деятельности государственных органов, ибо это создало бы возможности для различного рода злоупотреблений.
Общедозволительный тип правового регулирования связан с закреплением в праве социальной свободы, с правом субъекта на выбор средств способов достижения поставленных целей.
Разрешительный тип – выражается в принципе: запрещено все, что прямо не разрешено законом. Участники правовых отношений подобного типа может совершить только действия, которые прямо разрешены законом, а все остальные действия запрещены.
Разрешиетльный тип правового регулирования вытекает из необходимости в высокой и строгой упорядоченности социальных связей, последовательной реализации принципов законности. Он является единственным при применении мер государственного принуждения.
Разрешительный тип правового регулирования основывается на общем запрещении какого-либо вида действия, однако в индивидуальном порядке запрещенное поведение запрещается.
Его формула звучит следующим образом: запрещено все, кроме прямо разрешенного. Это означает, что участник правовых отношений подобного типа может совершать только действия, которые прямо разрешены законом, а все остальные действия запрещены.
Здесь в законе указывается точный, строго ограниченный объем правомочий: все, что выходит за пределы компетенции властвующего субъекта, категорически запрещено.
Источник