Способы правового регулирования правомочие

Правовое регулирование

Правовое регулирование – осуществляемое при помощи системы правовых средств воздействие на общественные отношения.

Для того чтобы общество было организованным и упорядоченным, необходимо осуществлять определенное согласование разнообразных интересов как отдельного человека так и сообщества людей. Это осуществляется посредством социального регулирования, то есть целенаправленного воздействия на поведение людей. Регулирование может быть внутренним (саморегулирование) и внешним (со стороны кого — либо).

В системе социального регулирования важная роль принадлежит именно правовому регулированию. Регулированием можно назвать только такое воздействие, при котором ставятся достаточно ясно обозначенные цели.

Воздействие норм, в результате которого реализуются поставленные цели, можно назвать правовыми. Если под воздействием законодательного акта или его норм наступают последствия, не предусмотренные законодательством, а иногда противоречащие целям законодателя, такое воздействие не может считаться правовым регулированием. Также нельзя считать правовым регулированием воздействие, осуществляемое неюридическими средствами. Например, воздействие на сознание людей через средства массовой информации, нравственное и правовое просвещение.

Предмет правового регулирования

Право не должно и не может регулировать все общественные отношения и все социальные связи людей. Поэтому должна быть достаточно точно определена сфера правового регулирования, то есть те связи, которые необходимо урегулировать правом.

В сферу правового регулирования должны входить отношения со следующими признаками:

— в них находят отражение как индивидуальные интересы членов общества, так и интересы общесоциальные;

— в них реализуются взаимные интересы их участников, каждый из которых идет на какое-то ущемление своих интересов ради удовлетворения другого;

— они строятся на основе согласия выполнять определенные правила, признания обязательности этих правил;

— они требуют соблюдения правил, обязательность которых подкреплена достаточно действенной силой

Этим признакам отвечают три группы общественных: отношений:

1) отношения людей по обмену материальными и духовными ценностями (имущественные);

2) отношения по властному управлению обществом (государственное управление социальными процессами);

3) отношения по обеспечению правопорядка (призваны обеспечить нормальное протекание процессов обмена ценностями и процессов управления в обществе). Эти отношения возникают из нарушения правил поведения людей в двух указанных сферах.

Общественные отношения, входящие в эти группы составляют предмет правового регулирования, поскольку по своей природе могут поддаваться нормативно-организационному воздействию и требуют правового регламентирования.

От характера и содержания общественных отношений зависят особенности, характер, способы и средства правового регулирования.

Такой характер и вид общественных отношений обусловливают степень интенсивности правового регулирования (широта охвата правовым воздействием, степень обязательности правовых предписаний, формы и методы правового принуждения, степень детализированности предписаний, напряженность правового воздействия на общественные отношения).

Методы, способы и типы правового регулирования

Разнообразие общественных отношений, входящих в сферу правового регулирования, порождает различия в методах и способах юридического воздействия. В теории правового регулирования принято выделять два метода правового воздействия.

Метод децентрализованного регулирования (автономный, диспозитивный) – построен на координации целей и интересов сторон в общественном отношении субъектов гражданского общества, удовлетворяющих свои частные интересы (в сфере отраслей частноправового характера).

Метод централизованного (императивного, авторитарного) регулирования – базируется на отношениях субординации между участниками общественного отношения. В этих отношениях приоритетным является общественный интерес. Централизованные, императивные методы используются в публично-правовых отраслях (в конституционном, административном, уголовном праве).

Метод правового регулирования является одним из важных критерия разграничения прав на отрасли.

Способы правового регулирования определяются характером предписания, зафиксированного в норме права, способами воздействия на поведение людей. В теории права принято выделять три основных способа правового регулирования.

Читайте также:  Разный способ приготовления макарон

1. Дозволение – состоит в предоставлении субъектам прав на совершение определенных положительных действий (предоставление субъективных прав).

Дозволение связано с предоставлением субъектам возможности совершать определенные действия в собственных интересах (например, работник предприятия имеет право на достойное вознаграждение за свой труд). Дозволения весьма не однородны. Они могут выражаться в таких формах, как субъективное право, свобода, законный интерес. Каждая из названных форм имеет собственную природу и обладает соответствующей степенью гарантированности.

2. Обязывание – заключается в возложении обязанности совершить определенные положительные действия (обязанность платить налоги).

Обязывание связано с возложением на лиц необходимости совершить активные указанные в законе либо в договоре действия (например, должнику необходимо исполнить свои обязанности перед кредитором). Обязывание как способ правового регулирования ориентируется на интересы управомоченного субъекта и представляет собой специфический приказ, долг совершать определенные действия.

3. Запрет – сводится к возложению обязанности воздерживаться от определенных действий.

Запрещение связано с необходимостью воздержания от конкретных действий, с пассивным поведением (например, работники правоохранительных органов не имеют права применять недозволенные методы расследования). Запрещение есть разновидность обязывания, представляющее собой определенное долженствование.

Второй и третий способы имеют определенное сходство. Оба предполагают возложение обязанностей, но если в одном случае обязанности носят позитивный характер, то в другом – пассивный. Кроме того, можно выделить дополнительные способы правового воздействия. Это:

поощрение— выражается в награждении субъектов за определенные заслуги;

рекомендации – состоят в предложении избрать наиболее целесообразный (оптимальный вариант поведения).

Также к дополнительным способам относятся применение мер принуждения (например, возложение юридической ответственности за правонарушение). К дополнительным способам можно отнести предупредительное (превентивное) воздействие норм, предусматривающих возможность правового применения правового принуждения.

В юридической литературе и в практике существуют две юридические формулы (принципа), на основе которых выделяются два типа правового регулирования.

Общедозволительный тип – выражается в принципе: разрешено все, что прямо не запрещено законом. По этому типу в регулируемых правом отношениях устанавливаются строго и четко сформулированные запреты. Как правило, объем этих запретов невелик.

Общедозволительный тип правового регулирования связан с закреплением в праве социальной свободы, с правом человека на выбор средств и способов достижения поставленных целей.

Общедозволительный тип правового регулирования основывается на общем дозволении, из которого путем запрещения делается исключение.

Его формула: дозволено все, кроме того, что прямо запрещено. Например, субъектам дозволено совершать различные виды сделок, однако совершение некоторых сделок любому субъекту запрещено (например, купля – продажа наркотиков).

Данный тип правового регулирования способствует (или хотя бы препятствует) проявлениям инициативности, активности, самостоятельности в решении тех или иных задач. Однако подобный тип правового регулирования не применим к деятельности государственных органов, ибо это создало бы возможности для различного рода злоупотреблений.

Общедозволительный тип правового регулирования связан с закреплением в праве социальной свободы, с правом субъекта на выбор средств способов достижения поставленных целей.

Разрешительный тип – выражается в принципе: запрещено все, что прямо не разрешено законом. Участники правовых отношений подобного типа может совершить только действия, которые прямо разрешены законом, а все остальные действия запрещены.

Разрешиетльный тип правового регулирования вытекает из необходимости в высокой и строгой упорядоченности социальных связей, последовательной реализации принципов законности. Он является единственным при применении мер государственного принуждения.

Читайте также:  Способы формирования компонентов учебной деятельности младших школьников

Разрешительный тип правового регулирования основывается на общем запрещении какого-либо вида действия, однако в индивидуальном порядке запрещенное поведение запрещается.

Его формула звучит следующим образом: запрещено все, кроме прямо разрешенного. Это означает, что участник правовых отношений подобного типа может совершать только действия, которые прямо разрешены законом, а все остальные действия запрещены.

Здесь в законе указывается точный, строго ограниченный объем правомочий: все, что выходит за пределы компетенции властвующего субъекта, категорически запрещено.

Источник

«Особенности выявления недостатков нормативно-правового регулирования»

Статья на тему:

«Особенности выявления недостатков нормативно-правового регулирования»

Первоначально, для того, чтобы выделить особенности выявления недостатков нормативно-правового регулирования рассмотрим само понятие «нормативно-правового регулирования».

В основах гражданского права определено понятие нормативно-правового регулирования как целенаправленное воздействие на общественные отношения с помощью правовых (юридических) средств.

Регулирование может быть направлено на внешние правоотношение (регламентация общественных отношений, правила поведения и т.д.), так и на внутренние (саморегулирование).

Обратимся к особенностям выявления недостатков нормативно-правового регулирования и из чего они состоят.

Нормативно-правовое регулирование деятельности органов внутренних дел имеет ряд особенностей. Во-первых, оно осуществляется достаточно массивным и разветвленным объемом нормативных правовых актов. Такая обширная правовая база обусловлена, с одной стороны, многообразием направлений работы в установленной сфере деятельности, а с другой — сложностью проводимых процедур. Во-вторых, явно прослеживается преобладание подзаконного регулирования выполнения возложенных обязанностей.

Изучение правовых явлений, подчиненное практически выполняемым задачам, является целью определения и понимания регулятивной роли нормативно-правовых актов и способов выявления несоответствия в их взаимосвязи и взаимодействии.

Правовым регулированием можно назвать только такое воздействие, при котором ставятся достаточно ясно обозначенные цели. Например, в целях упорядочения прохождения службы в органах внутренних дел принят Федеральный закон от 30.11.2011 г. №342-ФЗ. Воздействие норм указанного закона, в результате которого реализуются поставленные цели, и есть нормативно-правовое регулирование.

Но если под воздействием законодательного акта или его норм наступают последствия, не предусмотренные законодательством, а в некоторых ситуациях и противоречащие целям законодателя, то такое воздействие не может считаться правовым регулированием.

Также, не является правовым регулированием воздействие, осуществляемое неюридическими средствами.

При определении правовых предписаний различаются императивный и диапозитивный методы правового регулирования.

В теории права принято выделять такие способы правового регулирования, как управомочивание (предоставление участнику правовых отношений субъективных прав), обязывание совершить какие-то действия и запрещение (категорическое ограничение определенных действий).

К дополнительным способам относится предупредительное (превентивное) воздействие норм, предусматривающих возможность применения правового принуждения. Так, нормы Уголовного кодекса обладают превентивным воздействием на лиц, склонных к совершению преступлений.

К дополнительным способам можно также отнести стимулирующее воздействие норм права.

Соотношение между результатом правового регулирования и стоящей перед ним целью представляет собой эффективность правового регулирования.

Исходя из статистических данных о совершаемых правонарушениях, в сфере правового регулирования имеется немало пробелов и недостатков, связанных именно с его эффективностью.

Добиться повышения эффективности правового регулирования, возможно реализуя направления совершенствования процесса нормотворчества (максимальное соответствие норм права объективно складывающимся обстановке и общественным отношениям) и совершенствования правоприменения (соблюдение норм права и закона является более выгодным по соотношению к их нарушению или игнорированию).

Не стоит забывать о повышении уровня правосознания и правовой культуры, которые в свою очередь имеют определенное внимание на качество правового регулирования, на укрепление законности и правопорядка.

В этой связи стоит обратиться к системе проведения мониторинга правоприменения, которая за годы существования доказала свою эффективность.

Читайте также:  Зелень это бессуффиксный способ

На федеральном уровне проведение мониторинга правоприменения нормативно было закреплено с 2011 года. Согласно Указу Президента Российской Федерации № 657 «О мониторинге правоприменения в Российской Федерации» эта процедура ежегодно осуществляется по Плану, утверждаемому Правительством Российской Федерации.

Мониторинг правоприменения предусматривает комплексную и плановую деятельность, осуществляемую федеральными органами исполнительной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации в пределах своих полномочий, по сбору, обобщению, анализу и оценке информации для обеспечения принятия (издания), изменения или признания утратившими силу (отмены) законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

В целях повышения эффективности реализации законодательства Российской Федерации, обеспечения единства правоприменительной практики, улучшения качества нормотворческой деятельности и совершенствования информационно-правового обеспечения деятельности органов внутренних дел Российской Федерации, с учетом организационного, методического и информационного сопровождения автоматизированных информационных систем правового назначения на основе использования перспективных программно-технических средств и информационных технологий Приказом МВД России от 25 августа 2017 г. № 680 утверждено Положение о мониторинге правоприменения в системе МВД России.

Отмечено, что одной из главных задач мониторинга является выявление случаев неправильного применения на практике законодательства. Дело в том, что не всегда проблема заключается в норме права, порой вопрос касается неверного его толкования либо правоприменения.

Механизм мониторинга правоприменения представляет собой формирование актуальных проблем, анализирование законодательства, регламентирующего деятельность правоохранительных органов, а также поступающих предложений в том числе граждан, СМИ, институтов гражданского сообщества, формирование и направление в федеральный и территориальный сегменты модуля «Мониторинг» предложений по совершенствованию нормативно-правового регулирования и правоприменительной практики.

Непосредственно сталкиваясь с проблемными вопросами законодательства при осуществлении оперативно-служебной деятельности каждый рядовой сотрудник органов внутренних дел может реализовать право на изменение сложившейся ситуации путем внесения предложений. Ведь одной из задач мониторинга как раз и является выявление случаев неправильного применения на практике законодательства. Но зачастую при анализе и сборе предложений встречаются типичные недостатки: неактуальность предложений (вопрос уже рассматривался ранее, уже подготовлен законопроект на решение указанной проблемы, есть разъяснения или устоявшаяся судебная практика и т.п.), вопрос не отнесен к сфере деятельности органов внутренних дел; автор предложения не может донести основную мысль своего предложения и определить механизм его действия.

Подводя итоги к вышесказанному, хотелось добавить следующее. Договорно-правовой департамент МВД России отмечает, что «работу облегчает «мониторинг»». Начиная с 2011 года предложения по совершенствованию законодательства в автоматизированном режиме поступают в АИС «Мониторинг». Операторами предложений, ответственными за внесение информации в территориальный сегмент модуля «Мониторинг», как правило являются юрисконсульты. При этом в каждом отдельном подразделении, где есть правовой отдел (отделение, группа, направление) установлен свой порядок представления и внесения таких предложений.

Стоит обратить внимание на решение такой важной задачи, тем более что она закреплена законодательно и носит императивный, то есть обязательный к исполнению – характер. Процесс подачи предложений по совершенствованию законодательства очень прост: сотрудники обращаются к юристу своего подразделения. Актуальные предложения выносятся его на рассмотрение и в конечном итоге оно попадает в Договорно-правовой департамент МВД России. А затем рассматривается на предмет актуальности и целесообразности экспертами указанного департамента и профильных подразделений центрального аппарата МВД России. Предложения, признанные целесообразными, реализуются.

Юрисконсульт правового направления
ОМВД России по Киришскому району ЛО

Источник

Оцените статью
Разные способы