- Методы познания в философии
- Проблема метода познания
- Абстрагирование
- Аналогия
- Философские методы познания
- № 48. Концепция истины
- №49 Понятие «наука», критерии и нормы научного познания. Основные отличия медицины от псевдомедицины.
- Философия: конспект лекций
- Оглавление
- ОПОРНЫЙ КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ ПО ОСНОВАМ ФИЛОСОФИИ. Раздел 4. Философия познания
Методы познания в философии
Очевиден тот факт, что новое знание не может сформироваться и развиться самостоятельно. Для этого необходимы некоторые условия. Новое знание появляется в процессе познания. Чтобы получение нового знания стало возможным, необходимо разработать и применить новые методы и способы исследования.
Проблема метода познания
В эпоху Нового времени, главной темой европейской философии становится проблема метода познания. Задача философов заключалась в поиске такого универсального метода познания, который может привести к истинному знанию без всяческих условностей.
В те времена работы философов отражали действительность и носили следующие названия: «Новый Органон, или Истинные указания для истолкования природы» Ф. Бэкона, Р. Декарта «Рассуждения о методе, чтобы верно направлять свой разум и отыскать истину в науках» эти и многие другие труды были посвящены именно этой проблеме.
Спустя некоторое время мыслители не оставляют эту проблему и продолжают исследования, таким образом Г. Гегель разрабатывает диалектический метод познания, который, в свою очередь, пытаются проработать ещё К. Маркс и Ф. Энгельс опираясь на материалистические познания.
Естественно, что методы познания являются предметом исследования науки методологии, которая исследует учение о методах, методиках, способах и даже средствах познания.
Метод – это способ достижения конкретных результатов в познании и практике. С греческого языка дословно переводится как путь к чему-либо.
Главная задача метода – объединение о контролирование процесса познания или практической реорганизации того или иного объекта. В силу этого, метод или любая его иная форма сводится к совокупности конкретных правил, закономерностей, способов, приёмов, норм познания и действия. Метод выражается как систематические предписания, требования, ориентированные на решение конкретных задач, для достижения определённого результата в отдельно взятой сфере деятельности человека.
Разнообразие методов также как и разнообразие видов человеческой деятельности может быть квалифицировано по нескольким типам. Эти понятия дополняют друг друга и порождают многообразие друг друга.
Гносеология, наука, которая заинтересована в общелогических методах. Оно свойственны познанию в целом. Более того, применяются в обыденной жизни и в теоретическом познании равноценно. Выделяют:
Абстрагирование
Абстрагирование – это способ мышления, суть которого заключается в отвлечении от ряда свойств и отношений исследуемого явления, при этом одновременно выделяются те свойства и отношения, которые имеют значение исключительно для данного изучения.
Говоря о полученных данных, которые выделяют после проведения абстрагирующей деятельности мышления, следует отметить, что на бытовом уровне образуются различные понятия, а на научном результатом являются научные понятия и категории. Логическая деятельность учёного с применением абстрагирования даёт возможность выделить объекты предметного уровня для того, чтобы сформировать абстрактные объекты теоретического исследования. Здесь подразумеваются такие объекты, как «жидкость», «газ», «вещество», «товар» и пр. Таким образом, в них выделяется какая-то одна характерная особенность, ради которой производится исследование.
Понятие «товар» имеет определение продукта труда, который произведён для продажи и имеет установленную потребительскую ценность. Абстрагирование даёт возможность отвлечённо размышлять над его функциями в определённой познавательной ситуации, в которой не учитываются несущественные свойства товара.
Аналогия
Аналогия – логический вывод, который сформировался в процессе познания от частного к частному, взяв за основу некоторые схожие элементы.
Аналогия как метод применяется достаточно широко.
В повседневной жизни метод аналоги используется повсеместно. Человек проводит аналогию и делает соответствующие выводы, если в недавнем прошлом сталкивался со схожей ситуацией и точно знает, как она закончилась в итоге.
В области научного познания аналогия занимает место источника научных гипотез. Это происходит в ситуации, когда знания, полученные из исследования определённого объекта переносятся на другой объект, который изучен не так глубоко, но с изученным имеет много схожих свойств. Более того, метод аналогии даёт возможность формулировать законы.
Французский физик и инженер Ш. Кулон внедрил в электростатику термин точечного электрического заряда по аналогии с термином материальной точки в механике и таким образом смог точно сформулировать основной закон электростатики, который по своей форме близок к закон всемирного тяготения И. Ньютона.
Источник
Философские методы познания
Метод — это совокупность определенных правил, приемов, способов познания и действия.
Философские методы отличаются всеобщим характером применения. Эти методы используются для анализа природных явлений, социальных процессов, закономерностей сознательной деятельности человека.
Традиционно выделяются два философских метода:
Эти методы отличаются друг от друга в понимании проблемы связей в мире, а также в понимании проблемы развития.
При понимании проблемы связей метафизика рассматривает вещи, отвлекаясь от их связи с другими вещами. Диалектический метод, напротив, призывает познавать вещи и явления, учитывая их связи с другими вещами и явлениями.
При понимании проблемы развития метафизика или игнорирует развитие познаваемого предмета или сводит развитие к простым количественным изменениям предмета. Диалектика же полагает, что понять предмет можно, лишь учитывая тенденции развития этого предмета.
В ходе развития науки метафизика используется на этапе накопления научных фактов, а ди
Рефлексивный метод – метод самоанализа. В процессе рефлекторной деятельности мышления анализируется не объективная реальность как таковая, а то, как она отображается, какой вид принимает в собственном внутреннем мире субъекта алектика используется на этапе теоретического обобщенного практического материала.
Диалектический метод – метод философского исследования, при котором вещи, явления рассматриваются гибко, критически, последовательно, с учетом их внутренних противоречий, изменений, развития, причин и следствий, единства и борьбы противоположностей.
Феноменологический метод помогает перейти от дуализма физической и метафизической реальностей к монистическому взгляду на бытие.
Герменевтический метод исследует практику постижения и истолкования разнообразных смыслов, содержащихся в письменной и устной речи, в знаках и символах, в суждениях о должном и сущем.
№ 48. Концепция истины
Истина — это адекватная информация о объекте, получаемая посредством чувственного или интеллектуального постижения, либо сообщения о нем и характеризуемая с точки зрения ее достоверности. Истина – это совпадение наших знаний с самой действительностью. Истины нет среди предметов, поэтому она носит субъективный характер. Истины нет среди теорий, гипотез, законов и наших мыслей, следовательно, истина объективна. Объективность истины – мы сравниваем свои знания с действительностью, а не с мнением других людей.
Абсолютность истины предполагает полное совпадение наших знаний с самой действительностью – фиксация фактов. К абсолютным истинам относятся достоверно установленные факты, даты событий, рождения, смерти и т.д.
Истина как частичка знаний может быть абсолютной истиной. Абсолютная истина – цель познания.
Относительность истины – истина всегда относительна, потому что не бывает полного совпадения наших знаний с самой действительностью, т.к. истина находится в процессе развития.
Конкретность истины – истина всегда конкретна, потому что под совпадением наших знаний с самой действительностью мы может говорить лишь в определенное время, в определенном месте и с определенным условием.
Что дает людям гарантию истинности знания? Декарт, Спиноза, Лейбниц — критерий истины — ясность и отчетливость мышления. Пример: квадрат имеет 4 стороны.
Критерий истины заключается в практике. Именно в практике должен человек доказать истинность, т.е. действительность своего мышления. Но практика не может полностью подтвердить или опровергнуть какое бы то ни было представление, знание. “ Атом неделим” — так считалось много веков, и практика подтверждала это.
№49 Понятие «наука», критерии и нормы научного познания. Основные отличия медицины от псевдомедицины.
Наука – это социальный институт, сфера человеческой деятельности, главной функцией которой является выработка т теоретическая систематизация объективных знаний о мире. Задача науки – повышать качество жизни, а не увеличивать количество материальных ценностей для отдельных социальных групп.
Критерии научного познания:
1-основная задача научного познания – обнаружение объективных законов действительности и законов самого познания и мышления;
2-цель и высшая ценность научного познания – объективная истина;
3-ориентация на практику;
4-научное познание – есть сложный процесс воспроизводства знаний, образующих развивающуюся систему понятий, теорий и законов;
5-использование научного оборудования;
6-строгая доказательность научного знания;
Общие научные методы познания:
Источник
Философия: конспект лекций
Данное учебное пособие представляет собой конспект лекций по философии, составленный в помощь студентам средних и высших учебных заведений Материал подобран в соответствии с нормами Министерства образования и соответствует государственному стандарту для данной дисциплины
Оглавление
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Философия: конспект лекций предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Лекция № 6. Познание
Основные точки зрения на процесс познания
Познание представляет собой форму активной деятельности людей, направленную на приобретение знаний о мире. Знание — это результат познавательной деятельности, выраженный в идеальных образах и закрепленный в знаках естественных и искусственных языков. Познание обусловлено общественно-исторической практикой. Это такое взаимодействие объекта и субъекта, результатом которого является новое знание о мире.
Представители такого учения, как агностицизм отрицают (полностью или частично) принципиальную возможность познания реального мира, выявления его закономерностей и постижения объективной истины.
Сторонники скептицизма в отличие от агностиков не отрицают познаваемость мира, но либо сомневаются в возможности его познания, либо, совсем не сомневаясь в этом, останавливаются на отрицательном результате. Подобный подход излишне субъективен, хотя скептицизм в каком-то определенном смысле способствует преодолению заблуждений и достижению истины.
Материалистические теории познания строятся на понимании того, что познание — это отражение внешнего мира в голове человека, воспроизведение изучаемого объекта таким, каков он есть вне человеческого сознания. Приблизительно так материализм XVII–XIX вв. (Ф. Бэкон, М. Гоббс, Д. Локк, П. Гольбах, Б. Спиноза, Л. Фейербах, Н. Чернышевский и др.) хотя и исходил из этого положения, но не выстраивали его последовательно. Ограниченность материалистов этого периода в понимании познания заключалась в том, что для их гносеологических концепций были характерны созерцательность, метафизичность и механистичность.
В диалектико-материалистической философии познание понимается не как зеркальное отражение, пассивное созерцание мира отдельным субъектом, а как сложный диалектический, социально и культурно обусловленный процесс активного творческого отражения действительности. Этот процесс осуществляется человеком как общественным существом в ходе изменения им действительности, т. е. в ходе социально-исторической практики. На современном этапе развития теории познания (особенно в отечественном варианте) начинает преобладать представление о том, что познание как отражение действительности и познавательная деятельность хотя и связаны, но не синонимы.
Кроме того, общая теория познания (гносеология вообще) не может ориентироваться только на естественно-научную модель познавательной деятельности и не должна «оставлять за бортом» огромный массив «инонаучного» (С. С. Аверинцев), а обязана быть теорией всего знания в его единстве, взаимодействии и развитии, не выставляя напоказ науку, но и не игнорируя магию, мистику, эзотерику, астрологию и т. п.
Теория познания, или наука гносеология — это раздел философии, в котором изучаются такие проблемы, как природа познания, его возможности и границы, отношение знания и реальности, субъекта и объекта познания, истины и заблуждения, условия достоверности знания, формы и уровни познания, его социокультурные факторы и ряд других проблем.
Источник
ОПОРНЫЙ КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ ПО ОСНОВАМ ФИЛОСОФИИ. Раздел 4. Философия познания
ОПОРНЫЙ Конспект лекций по ОСНОВАМ ФИЛОСОФИИ
преподаватель: Орлова Л.А.
Тема 4.1. Сущность и формы познания
Гносеология – это раздел философии, в котором изучается природа познания и его возможности, отношение знания к реальности, выявляются условия достоверности и истинности познания. В её компетенции вторая сторона основного вопроса философии – познаваем ли мир, по поводу которой существуют две основные позиции: познавательно-реалистическая и агностическая.
Сознание – это осознанное бытие . Иначе говоря, оно представляет собой выражение отношения человека к своему бытию.
Знание – это объективная реальность, данная в сознании человека, который в своей деятельности отражает, идеально воспроизводит объективные закономерные связи реального мира.
Познание – это процесс приобретения и развития знания, его постоянное углубление и расширение; такое взаимодействие объекта и субъекта познания, результатом которого является новое знание о мире.
Надо сразу отметить, что нередко агностицизм сводят к тезису: познание невозможно. Однако наличие агностицизма в философии свидетельствует о том, что познание есть сложный феномен. Кант, например, считал, что знание не происходит целиком из опыта. Познаваем лишь мир явлений, вещи в себе (сущности) познанием не достигаются.
Агностические концепции появляются и функционируют в сфере науки, философии не из-за нигилизма, а из столкновения с противоречивой природой материальных систем и сложным характером, и процессом её отображения в сознании субъекта.
Современная философская теория познания расходится с агностицизмом в следующем:
в признании принципиальной познаваемости мира, что основано на признании объективности материального мира и его отражении человеческим сознанием;
в утверждении диалектического характера процесса познания, познаваемы не только явления, но и сущности вещей. Процесс познания идёт от явления к сущности, от сущности первого порядка к сущности более высокого порядка. В процессе познания важную роль играет как чувственное , так и рациональное познание, разрыв между двумя этими сторона познавательного процессе напрямую ведёт к агностицизму;
в признании решающей роли в познании практики, которая является целью, основой, движущей силой и критерием познания.
Основными ступенями познания являются эмпирическое и теоретическое познание, основанные на чувственном и рациональном восприятии мира. Формами чувственного познания являются: ощущения, восприятия, представления. Ощущением называется элементарный чувственный образ, например, звук, который мы слышим, цвет, который мы видим и т.д. Восприятием называется целостный чувственный образ, который мы получаем от того или иного объекта, когда одновременно работают несколько органов чувств. Представлением называется чувственный образ, который возникает в нашем сознании в отсутствии того или иного объекта, когда мы вспоминаем об этом предмете и как бы просматриваем в своей памяти, как выглядит этот объект.
Формами рационального познания выступают: понятия, суждения, умозаключения. Основные отличия между рациональным и чувственным познанием заключаются в следующем:
способность абстрактного мышления к отражению общего в предметах и явлениях, что недоступно чувственному познанию;
способность абстрактного мышления к отражению существенного в вещах и предметах;
способность абстрактного мышления к конструированию на основе познания существенных связей и отношений;
рациональное познание действительности носит опосредованный характер.
Однако между чувственным и логическим познанием существует тесная взаимосвязь. Она выражается в том, что реализация чувственной способности человека совершается посредством механизма абстрактного мышления. Рациональное пронизывает содержание чувственного познания действительности. В то же время реализация абстрактно-мысленной способности человека совершается посредством обращения к результатам чувственного отражения предметов, используемых в качестве средства достижения и выражения результатов рационального познания.
Логика научного познания
Эмпирическое и теоретическое познание состоит из структурных элементов, характеризующих последовательность действий и основные формы, в которых существует и развивается научное знание. Схематично логика познавательного процесса выражается посредством следующих форм:
Факты действительности — Факт науки — Проблема — Гипотеза — Доказательство/опровержение — Теория
Рассмотрим формы научного познания, образующие логику научного познания.
Факты действительности (ФД) – возникают из потребности их объяснения и представляют собой вещи, свойства, отношения, события, существующие в реальности независимо от их осознания. В качестве фактов, превращающихся в объект познания, выступают не любые факты, а только те, на которые направлен познавательный процесс.
Факт науки (ФН) – это отражение фактов действительности, зафиксированных в языке науки в виде эмпирических суждений. К научным фактам относятся все реализованные фрагменты практики, относящиеся к различным сферам деятельности человека. Будучи познанными, они становятся научными фактами. Описание, классификация, систематизация – важная функция науки.
Проблема – это осознанное незнание. Проблема – форма теоретического знания, содержанием которой является то, что еще не познано человеком, но что нужно познать. Иначе говоря, это знание о незнании, вопрос, возникший в ходе познания и требующий ответа.
Проблема не есть застывшая форма знания, а процесс, включающий два основных момента (этапа движения познания) – ее постановку и решение. Как считает К. Поппер, наука начинает не с наблюдений, а именно с проблем, и ее развитие есть переход от одних проблем к другим – от менее глубоких к более глубоким.
Проблемы возникают, по его мнению,:
а) либо как следствие противоречия в отдельной теории;
б) либо при столкновении двух различных теорий;
в) либо в результате столкновения теории с наблюдениями.
Правильное выведение проблемного знания из предшествующих фактов и обобщений, умение верно поставить проблему – необходимая предпосылка ее успешного решения. Поставить проблему значит:
1) расчленить известное и неизвестное, определить факты, соответствующие теории и противоречащие ей;
2) сформулировать вопрос, требующий выяснения;
3) определить задачи исследования, его условия.
Формулировка проблемы часто более существенна, чем ее разрешение, которое может быть делом лишь математического или экспериментального искусства. Постановка новых вопросов, развитие новых возможностей, рассмотрение старых проблем под новым углом зрения требуют творческого воображения и отражают действительный успех в науке.
Учёные отмечают, что при постановке и решении научных проблем необходимо следующее:
а) определенная система понятий, с помощью которых исследователь будет фиксировать те или иные феномены;
б) система методов, избираемая с учетом целей исследования и характера решаемых проблем;
в) опора на научные традиции, поскольку, по мнению ученого, «в деле выбора проблемы традиция, ход исторического развития играют существенную роль», хотя, конечно, определенное значение имеют интересы и наклонности самого ученого.
Научные проблемы следует отличать от ненаучных (псевдопроблем), например, проблема создания вечного двигателя. Решение какой-либо конкретной проблемы есть существенный момент развития знания, в ходе которого возникают новые проблемы, а также выдвигаются те или иные концептуальные идеи, в том числе и гипотезы. Наряду с теоретическими, существуют и практические проблемы.
Гипотеза – форма теоретического знания, содержащая предположение, сформулированное на основе ряда фактов, истинное значение которого неопределенно и нуждается в доказательстве . Гипотетическое знание носит вероятный, а не достоверный характер и требует проверки, обоснования.
В ходе доказательства выдвинутых гипотез:
а) одни из них становятся истинной теорией;
б) другие видоизменяются, уточняются и конкретизируются;
в) третьи отбрасываются, превращаются в заблуждение, если проверка дает отрицательный результат.
Выдвижение новой гипотезы, как правило, опирается на результаты проверки старой, даже в том случае, если эти результаты были отрицательными.
В современной методологии термин «гипотеза» употребляется в двух основных значениях:
а) форма теоретического знания, характеризующаяся проблематичностью и недостоверностью;
б) метод развития научного знания.
Как форма теоретического знания, гипотеза должна отвечать некоторым общим условиям, которые необходимы для ее возникновения и обоснования и которые нужно соблюдать при построении любой научной гипотезы вне зависимости от отрасли научного знания. Такими непременными условиями являются следующие:
выделяемая гипотеза должна соответствовать установленным в науке законам.
гипотеза должна быть согласована с фактическим материалом, на базе которого и для объяснения которого она выдвинута. Иначе говоря, она должна объяснить все имеющиеся достоверные факты.
гипотеза не должна содержать в себе противоречий, которые запрещаются законами формальной логики. Но противоречия, являющиеся отражением объективных противоречий, не только допустимы, но и необходимы в гипотезе.
гипотеза должна быть простой, не содержать ничего лишнего, чисто субъективного, никаких произвольных допущений, не вытекающих из необходимости познания объекта таким, каков он в действительности. Но это условие не отменяет активности субъекта в выдвижении гипотез.
гипотеза должна быть приложимой к более широкому классу исследуемых родственных объектов, а не только к тем, для объяснения которых она специально была выдвинута.
гипотеза должна допускать возможность ее подтверждения или опровержения; либо прямо — непосредственное наблюдение тех явлений, существование которых предполагается данной гипотезой; либо косвенно – путем выведения следствий из гипотезы и их последующей опытной проверки (т. е. сопоставления следствий с фактами). Однако второй способ сам по себе не позволяет установить истинность гипотезы в целом, он только повышает ее вероятность.
Гипотеза как метод развития научно-теоретического знания в своем применении проходит следующие основные этапы:
1) Попытка объяснить изучаемое явление на основе известных фактов и уже имеющихся в науке законов и теорий. Если такая попытка не удается, то делается дальнейший шаг.
2) Выдвигается догадка, предположение о причинах и закономерностях данного явления, его свойств, связей и отношений, о его возникновении и развитии и т.п. На этом этапе познания выдвинутое положение представляет собой вероятное знание, еще не доказанное логически и не настолько подтвержденное опытом, чтобы считаться достоверным. Чаще всего выдвигается несколько предположений для объяснения одного и того же явления.
3) Оценка основательности, эффективности выдвинутых предположений и отбор из их множества наиболее вероятного на основе указанных выше условий обоснованности гипотезы.
4) Развертывание выдвинутого предположения в целостную систему знания и дедуктивное выведение из него следствий с целью их последующей эмпирической проверки.
Опытная, экспериментальная проверка выдвинутых из гипотезы следствий. В результате этой проверки гипотеза либо «переходит в ранг» научной теории, или опровергается, «сходит с научной сцены». Однако следует иметь в виду, что эмпирическое подтверждение следствий из гипотезы не гарантирует в полной мере ее истинности, а опровержение одного из следствий не свидетельствует однозначно о ее ложности в целом. Эта ситуация особенно характерна для научных революций, когда происходит коренная ломка фундаментальных концепций и методов и возникают принципиально новые идеи.
Говоря о гипотезах, нужно иметь в виду, что существуют различные их виды . Характер гипотез определяется во многом тем, по отношению к какому объекту они выдвигаются. Так, выделяют гипотезы общие , частные и рабочие . Первые – это обоснованные предположения о закономерностях различного рода связей между явлениями. Общие гипотезы – фундамент построения основ научного знания.
Частные гипотезы – это тоже обоснованное предположение о происхождении и свойствах единичных фактов, конкретных событий и отдельных явлений.
Рабочие гипотезы – это предположение, выдвигаемое, как правило, на первых этапах исследования и служащее его направляющим ориентиром, отправным пунктом дальнейшего движения исследовательской мысли.
Доказательство – подтверждение или опровержение гипотез осуществляется путём определённой последовательности теоретических и практических действий. В качестве доказательства тех или иных положений, имеющих гипотетический характер, могут применяться разнообразные методы, например, модельного экспериментирования.
Теория – наиболее сложная и развитая форма научного знания, дающая целостное отображение закономерных и существенных связей определенной области действительности.
А. Эйнштейн считал, что любая научная теория должна отвечать следующим критериям:
не противоречить данным опыта, фактам;
быть проверяемой на имеющемся опытном материале;
отличаться «естественностью», т.е. «логической простотой» предпосылок (основных понятий и основных соотношений между ними);
содержать наиболее определенные утверждения: это означает, что из двух теорий с одинаково «простыми» основными положениями следует предпочесть ту, которая сильнее ограничивает возможные априорные качества систем;
не являться логически произвольно выбранной среди приблизительно равноценных и аналогично построенных теорий (в таком случае она представляется наиболее ценной);
отличаться изяществом и красотой, гармоничностью;
характеризоваться многообразием предметов, которые она связывает в целостную систему абстракций;
иметь широкую область своего применения с учетом того, что в рамках применимости ее основных понятий она никогда не будет опровергнута;
указывать путь создания новой, более общей теории, в рамках которой она сама остается предельным случаем.
Любая теория – это целостная развивающаяся система истинного знания (включающая и элементы заблуждения), которая имеет сложную структуру и выполняет ряд функций.
К числу основных функций теории можно отнести следующие:
1) Синтетическая функция – объединение отдельных достоверных знаний в единую, целостную систему.
2) Объяснительная функция – выявление причинных и иных зависимостей, многообразия связей данного явления, его существенных характеристик, законов его происхождения и развития, и т. п.
3) Методологическая функция – на базе теории формулируются многообразные методы, способы и приемы исследовательской деятельности.
4) Предсказательная функция – функция предвидения. На основании теоретических представлений о «наличном» состоянии известных явлений делаются выводы о существовании неизвестных ранее фактов, объектов или их свойств, связей между явлениями и т.д. Предсказание о будущем состоянии явлений (в отличие от тех, которые существуют, но пока не выявлены) называют научным предвидением.
5) Практическая функция . Конечное предназначение любой теории – быть воплощенной в практику, быть «руководством к действию» по изменению реальной действительности. Поэтому вполне справедливо утверждение о том, что нет ничего практичнее, чем хорошая теория.
Список использованных источников:
1. Сущность познания, его ступени и формы. – Текст : электронный. – URL : https :// infopedia . su /19 x 477 f . html (дата обращения : 11.12.2019).
2. Сущность познания, его ступени и формы. – Текст : электронный. – URL : https :// studfile . net / preview /3176504/ page :6/ (дата обращения : 11.12.2019).
3. Сущность и формы познания. – Текст : электронный. – URL : https :// otherreferats . allbest . ru / philosophy /00816314_0. html (дата обращения : 11.12.2019).
Тема 4.1.1. Истина и заблуждение. Критерии истины
Сущностью процесса познания является получение как можно более объективного, полного и точного знания об окружающем мире. Различные философские школы по-разному отвечали на вопрос о возможности познания мира и получения истинного знания. Агностики считали, что получить достоверные знания невозможно, эмпирики – что это можно сделать только при помощи ощущений, а рационалисты утверждали, что критерием истины может быть только разум.
В истории философии существуют различные определения понятия «истина». Классическим считается определение, согласно которому истина есть соответствие мыслей человека окружающей действительности. В современной науке наиболее часто употребляемым определением является следующее: истина – это соответствие полученных знаний содержанию объекта познания.
Характерной чертой истины является наличие в ней объективной и субъективной стороны.
Объективная сторона показывает нам истину в той ее части, содержание которой от нас не зависит, поскольку оно существует в объективной реальности. Объективная сторона истины является предпосылкой такой ее черты, как конкретность. Конкретность истины — это зависимость получаемого знания от связей и взаимодействий, присущих тем или иным явлениям, от условий, места и времени, в которых они существуют и развиваются.
Субъективная сторона указывает на тот факт, что по своей форме истина всегда субъективна, поскольку при ее получении в процессе познания происходит взаимодействие объекта и субъекта познания, в котором непосредственное участие принимает сознание последнего.
Принято выделять истину абсолютную и истину относительную .
Абсолютной истиной называют полное, неизменное, раз и навсегда установленное знание о каком-либо предмете или явлении. Однако в реальности подобное практически недостижимо.
В большинстве случаев мы имеем дело с относительной истиной (или истинами), представляющей собой неполное, ограниченное, верное лишь в определенных условиях знание, которым обладает человек (человечество) на данном этапе своего развития.
Практически любая истина по своему содержанию объективна , а по форме – относительна. Философы выделяют несколько видов истины: обыденную (повседневную), научную (которая, в свою очередь, подразделяется на истину в области математики, физики, биологии, химии, истории и т. д.), нравственную , художественную и др. Иначе говоря, виды истины соответствуют видам знания.
Движущей силой процесса познания, а также критерием истины является практика. Практика представляет собой активную деятельность человека во взаимодействии с окружающим его материальным миром. Она характеризуется следующими чертами:
преобразованием окружающей действительности.
Целенаправленность проявляется в создании людьми некоторых идеальных моделей, которые они впоследствии стремятся воплотить в окружающей действительности. Предметно-чувственный характер отражает тот факт, что в процессе практики человек непосредственно сталкивается с материальными предметами окружающего мира (в отличие, например, от мыслительной, духовной деятельности, в рамках которой такого контакта не происходит). И, как следствие, преобразует, изменяет эти предметы. Различают множество видов практики:
общественно-производственная (промышленное и сельскохозяйственное производство; изготовление продуктов потребления и средств производства);
социально-политическая (создание государства, формирование партий, реформы социальных структур и органов управления, революционные движения, забастовки и т. п.);
научно-экспериментаторская (социальный, физический, химический, генетический и другие виды эксперимента);
врачебная, или медицинская (хирургическая, стоматологическая, терапевтическая и т. д.);
семейно-бытовая, или повседневно-хозяйственная (строительство и ремонт жилья, садоводство, приготовление пищи и т. д.).
Эти формы практики являются основными, поскольку они охватывают самые важные сферы жизнедеятельности человека. Причем тот или иной вид познания имеет в качестве критерия истины соответствующую именно ему форму практики.
Существуют и иные классификации. По полученным результатам различают практику созидательную (конструктивную) и разрушительную (деструктивную). По содержанию и назначению практика бывает стандартизованной (стереотипно-механической), сопряженной с многократным воспроизведением одного и того же результата, и поисковой, нацеленной на получение новой, познавательной информации. В зависимости от субъекта деятельности практика подразделяется на индивидуальную, микрогрупповую, практику социального слоя, класса, нации (народности), государства, общества. Любая практика всегда имеет социальный (общественный) характер.
В процессе практики изменяется не только окружающая человека действительность, но и сам индивид. Практика воздействует на его органы чувств, сознание, мышление. Происходит взаимообогащние индивида, общества и природы. Но практика противоречива в отношении характера результатов познания: на ее основе формируются разного рода заблуждения. Заблуждением называют непреднамеренное несоответствие каких-либо суждений или понятий познаваемому объекту.
Заблуждение – это ложное знание, принимаемое за истинное. Роль заблуждений в познании неоднозначна. С одной стороны, – заблуждение уводит познающего в сторону от истины, мешает познанию. Но с другой стороны, оно может способствовать созданию проблемных ситуаций, служащих толчком для дальнейшего изучения действительности.
Помимо практики существуют и другие критерии истины, в частности, формально-логический, который применяется в тех условиях, когда нет возможности опереться на практику (например, выявление логических противоречий в математических рассуждениях).
Процесс открытия истины – долгий процесс. Истины могут формироваться десятилетиями и даже столетиями. Фактически истина есть процесс, она находится в постоянном развитии. Вместе с ней развивается и практика, которая, несмотря ни на что, все-таки остается наиболее надежным критерием установления истины.
Список использованных источников:
1. А. Клименко. Обществознание. // Клименко А., Румынина В. – Текст : электронный. – URL : https :// www . gumer . info / bibliotek _ Buks / Pravo / Klim /03. php (дата обращения : 11.12.2019).
2. Истина и заблуждение. Критерии истины. – Текст : электронный. – URL : https :// studopedia . ru /7_21057_ istina — i — zabluzhdenie — kriterii — istini . html (дата обращения : 11.12.2019).
Тема 4.2. Роль философии в научном познании
Какую роль играет философия в научном познании? Обычно говорится, что философия дает ученому базовые теоретические и методологические принципы. Но это слишком общая характеристика. Она не раскрывает все богатство функций философии в реальной научной практике. На самом деле философские, или метафизические, составляющие научной деятельности очень разнообразны и плодотворны.
Так, к основным функциям философии в научном познании относятся:
Критическая . Это наиболее яркая, наиболее заметная функция философии. В тех ситуациях, когда ученый производит пересмотр сложившихся представлений, переосмысливает сами устоявшиеся научные понятия и общепризнанные способы мышления, когда он пытается выйти за рамки традиционного и взглянуть на все это как бы со стороны, он занимается именно философской деятельностью. Подвергнуть сомнению самое, казалось бы, привычное и отправиться в свободный интеллектуальный поиск – это и есть философия в действии.
Пытаясь найти нужные ориентиры, ученый может отбросить современные ему научно-философские положения и вернуться к каким-то более ранним метафизическим системам. Он может черпать из них потенциал для критики имеющихся представлений. Например, именно это произошло в начале Нового времени (XVI-XVII вв.), когда были подвергнуты сомнению устои аристотелевско-схоластической метафизики; в тот период ученые в поисках более адекватного способа мышления и соответствующих критических аргументов обратились к античному учению об атомах –к представлениям Демокрита, Эпикура, Лукреция.
Разумеется, значение критической функции философии резко возрастает в периоды научных революций. Если во время относительно спокойного развития науки, когда преобладают процессы устойчивого накопления знаний, наука кажется совершенно автономной по отношению к философии, то в период смены научных представлений роль философии в области оснований науки становится весьма важной, иногда даже решающей.
Предпосылочная . Научная деятельность пронизана понятиями, первоначально выдвинутыми в философском познавательном проекте. Это, например, такие фундаментальные, логико-методологические понятия, как причинность , взаимосвязь, отношение, сущность, элемент и многие другие. Философия обеспечивает научное познание базовыми интеллектуальными инструментами. Это понятийная, или категориальная, поддержка науки. Кроме того, философия обеспечивает науку и определенными содержательными представлениями, исходными тезисами.
Вообще для обозначения совокупности начальных допущений и предпосылок используют специальный термин «предпосылочное знание». К пред-посылочному знанию относятся общие представления об объективной реальности и методологические принципы. Без предпосылочного знания невозможно выполнить даже относительно простые научные процедуры. Так, используя процедуру измерения скорости движущегося тела» мы в классической механике основываемся на том базисном допущении, что свойства часов и линеек являются абсолютными, не зависят от их скорости (а в релятивистской механике, как известно, это допущение не проходит).
Философское предпосылочное знание существенно влияет на возможность достижения конкретных научных результатов. Философские установки могут помочь ученому и, наоборот, могут помешать ему совершить открытие. Это касается даже математики, при всей ее кажущейся самодостаточности. Например, Р. Декарт, основываясь на разработанных им философских идеях о познаваемых и непознаваемых объектах, ограничил предмет геометрии лишь алгебраическими кривыми, что фактически помешало ему выйти к новой области математических исследований; метафизические позиции Рене Декарта оказались для развития математики препятствием, которое позже отбросили Готфрид Лейбниц и Исаак Ньютон. В то же самое время у Готфрид Лейбница разработка дифференциального исчисления была существенно связана с его общими метафизическими представлениями о непрерывности.
Философские установки обеспечивают основу для качественной оценки проводимых научных исследований: значимости полученного материала, общей метафизической «привлекательности» выдвигаемых гипотез и т.п. Исходные предпосылки влияют даже на такую прозаическую вещь, как финансирование научных исследований. Ведь планирование исследований всегда производится в соответствии с определенными философскими соображениями. Общая концепция, главенствующая в той или иной науке, формирует саму цель планируемых исследований, поэтому как указывает Марио Бунте, она оказывается даже более важным элементом, чем бюджет, т.к. исходный философский фон будет отчасти определять и бюджетную сторону. Например, если ведущий теоретический принцип близок к эмпирической философии, то исследование будет ограничено собиранием данных и феноменологическими теориями. И наоборот, если философские соображения выходят за рамки эмпиризма, то будут поощряться поиски смелых теорий и т.п.
Обобщающе-экстраполирующая. Эту функцию можно считать частным случаем предыдущей, однако стоит подчеркнуть ее особую важность для научного проекта.
Установка на выдвижение общих принципов, далеко выходящих за пределы наличного опыта, была выработана в традиционной философии. Ученые привыкли использовать эту установку почти не задумываясь. Ученый в своих выводах постоянно выходит за рамки полученного эмпирического материала. Действительно, на каком основании исследователь, выполнивший определенную серию экспериментов в лаборатории, осмеливается перенести результаты на более широкую область, которая им в реальности не изучалась и, более того, говорить об обнаружении им какой-то закономерности! Ведь на самом деле наука реально занимается лишь ограниченными фрагментами мира; она опирается на конечные области данных наблюдений и экспериментов. Впервые достаточно четко это было показано великим немецким философом И. Кантом.
Но если бы наука только фиксировала то, что она непосредственно получила из опыта, она никогда не сформулировала бы ни одного закона из разрозненного эмпирического материала, из данных единичных наблюдений. Все эмпирические данные так и остались бы разрозненными. Тем более наука никогда не могла бы ничего сказать о «мире в целом», связать знания о нем в какую-то единую картину.
Именно И, Кант блестяще показал великую роль метафизики или «теоретического разума») в науке, позволяющей обобщить полученные данные и сформулировать научные законы, а от них подняться на еще более высокую ступень общности – к фундаментальным принципам. И если мы сегодня говорим, например, о неуничтожимости материального движения, об эволюционном процессе в живой природе, о симметриях в мире элементарных частиц и т. п., то все эти выдающиеся обобщения (принцип движения, принцип эволюции, принцип симметрии) являются именно метафизическими положениями. Мы «никогда не сможем исследовать весь мир, все его пространственно-временные области. Но мы убеждены, что неисследованные области подчиняются тем же самым фундаментальным законам, которые мы приписываем изученным фрагментам мира.
Можно сказать, что наука как таковая вообще основана на далеко идущих обобщениях. Привычные и естественные для ученого представления о том, что природа как целое единообразна, постоянна и проста в своих фундаментальных основаниях, это на самом деле не следствия продвижения науки, а предпосланные ей метафизические гипотезы, обладающие предельно общим, экстраполирующим характером.
Эвристическая . Философия является неистощимым поставщиком ценных идей, регулятивов, теоретических сюжетов для ищущего новые пути ученого. Те или иные ходы философского мышления могут подсказать ученому решение научных проблем или направить его мышление к осознанию важнейших закономерностей строения мира. Например, помощниками в теоретических исканиях Вернера Гейзенберга, одного из творцов квантовой механики, являлись произведения Платона.
Выдвижение плодотворных идей и придание им важного культурного смысла является одной из основных функций философии вообще. Главнейшей функцией философии как специфической формы человеческого знания, культуры. является рождение и обогащение поистине бессмертной сокровищницы всеобщезначимых идей».
Подхваченные наукой плодотворные философские идеи и концепции со временем естественным образом оказываются в составе научных теорий, как, например, это случилось с умозрительной атомистской концепцией. В итоге знание, относившееся к традиционной метафизической области, может постепенно включаться в науку. Известный западноевропейский философ Карл Поппер, один из первых обративший внимание на позитивную роль метафизики в науке, называет этот процесс «движением от мифа к науке».
Кроме того, философия оказывает серьезную помощь развитию науки, давая единое понимание различных методологических принципов и подходов, которые приложимы к разнообразным областям познания. Отсюда, одной из основных задач философии в области специальных наук как раз является перенесение новой методологии, полученной в одних науках, в другие научные дисциплины.
Ценностно-этическая. На первый взгляд, деятельность ученого выглядит «чистым познанием», свободным от субъективного отношения ученого к изучаемому объекту, от индивидуальных предпочтений и оценок. Во многом этот идеал верен. Он является внутринаучным регулятором познавательного продвижения. Однако в более широком контексте проблема взаимоотношения з нания и ценности намного сложнее. На самом деле научное познание вообще было бы невозможно без ценностно-личностной включенности ученого в область исследовательской деятельности: так, для занятий наукой он должен видеть в ней высокий смысл и ценность, ради которых стоит тратить время собственной жизни. Без определенного ценностного отношения ученый вообще не смог бы выбрать тот или иной объект исследования. Ценностные аспекты играют важную роль также на институциональном уровне научной деятельности. Как известно, этико-социальные проблемы взаимоотношений ученых и общества являются всегда актуальными и непростыми. По роду своей деятельности ученые оказываются вовлеченными в сложный контекст социальной ответственности. Сказанное означает, что научная деятельность пронизана многообразными ценностными отношениями. Но ценностные отношения как таковые находятся опять же в русле общих метафизических представлений о добре и зле, о допустимом и неприемлемом, о непреходящем и суетном. Обсуждая все эти вопросы, мы оказываемся в сфере философствования.
Интерпретирующе-коммуникативная. В наш век узкой специализации и взаимонепонимания философия может выступать и действительно выступает средством общения для различных областей знания:
1) философия оказывается посредником для ученых смежных или более отдаленных специальностей, решающих проблему, общую для их областей деятельности. В этом случае базовые, предельно общие рамки
обсуждения помогают ученым выделить главное в их совместной проблеме, наладить полноценное междисциплинарное общение;
2) она позволяет преодолеть разрыв таких существенно различных научных областей, как естествознание и гуманитарная наука. Философия науки занята «наведением мостов» между естественнонаучным и гуманитарным знанием;
3) общение ученых и представителей других сфер деятельности тоже осуществляется «на территории» философии (хотя чаще непрофессиональной); общение ученых и деятелей искусства, ученых и прессы, а также современные социально-политические и этические дискуссии о науке тоже проходят (или по крайней мере должны проходить) именно в поле общефилософской аргументации, свободного концептуального диалога. Надо сказать, что, по сути дела, общество и видит науку во многом через призму той философии, которая интерпретирует научные знания, адаптирует их к общественному сознанию, включает в современное ей мировоззрение через различные образы, метафоры, ключевые идеи, а также дает экстраполяции, социальные прогнозы и т.п.
Проясняющая . Сегодня становится весьма актуальной задача понять саму научную деятельность, ведь наука становится все более разветвленной, дифференцированной, перегруженной фактической информацией. Иногда легче самому поставить эксперимент, чем найти нужные данные о его выполнении другими учеными, об иных его версиях. Часто научные журналы, будучи не в силах овладеть потоком информации, работают только с ограниченным кругом источников: два журнала могут ссылаться только друг на друга. Все это производит известное впечатление хаоса. Научная деятельность в таких условиях выглядит утрачивающей свой смысл. Понимать, что же действительно происходит в данной конкретной области, группе наук, современной науке в целом, – очень важная задача, и эта задача философская в широком смысле слова.
Важнейшим видом проясняющей деятельности является работа в области т.н. оснований той или иной науки. М. Бунге именует этот непрекращающийся процесс прояснения содержания теоретических систем «домашней уборкой». Исследования в области оснований важны не только в период критического переосмысления науки (во времена научных революций), и в относительно спокойные периоды тоже должна проводиться «текущая уборка» имеющегося научного знания. Известный логик А. С. Есенин-Вольпин называет такие исследования фундаменталистикой, настаивая на том, что вообще в любой области знания должна быть собственная сфера оснований, ставящая своей целью не расширение или применение знаний, а их обоснование, шлифовку, повышение строгости доказательств, изгнание всех некритично воспринятых утверждений. Достоинства такого упорядочения очевидны. Здесь выявляются скрытые допущения, изучаются способы аргументации, осуществляется проверка непротиворечивости, полноты теории, внутренних связей между ее первичными и производными понятиями.
Направляющая. Из обзора предыдущих функций мы увидели, что метафизика оказывает существенную помощь науке, является важным интеллектуальным инструментом для решения научных задач. Но значение метафизики для науки не исчерпывается инструментальными функциями. Соотношение метафизики и науки гораздо глубже. Несколько неожиданный поворот этой темы предлагает западный философ и историк науки Джозеф Агасси. Он переворачивает принятые представления о помощи науке со стороны метафизики. Дж. Агасси утверждает, что следует, наоборот, считать н ауку средством решения метафизических проблем. Действительно, факты из истории науки показывают, что критерием выбора тех или «иных научных проблем часто является их значение для метафизики. Особенно, конечно, это касается фундаментальных исследований. В науке мы занимаемся преимущественно теми проблемами, которые важны и интересны именно с метафизической точки зрения и которые могут подтвердить и систематически развернуть фундаментальные метафизические идеи о структуре и основаниях мироздания. Это означает, что метафизика играет в науке направляющую роль, координируя сам процесс научного поиска, стимулируя научный интерес. Метафизика не просто помогает науке в ее самостоятельном поиске, но она «ведет» за собой науку в общей исследовательской стратегии. Метафизика задает науке устойчивые ориентиры, являясь для науки, по словам Дж. Агасси, «программой будущего научного развития».
Следует говорить не только о том, что значение философии для науки возрастает в периоды научных революций, когда философия становится инструментом критики; ее роль более значительна: она часто является и движущей силой самих научных революций. Приведем пример. Историк науки Александр Койре показывает, что научная революция XVI-XVII вв., ознаменовавшая собой собственно рождение новой науки, была связана прежде всего с революцией метафизической – с изменением глобальных представлений о Вселенной вообще. «Метафизическая революция» прежде всего отвергла схоластически-аристотелевское понимание Космоса; она заменила старые представления о Космосе как о конечном иерархическом мире новым представлением о бесконечной и гомогенной Вселенной. Причем интересно, что в основаниях науки Нового времени лежали совсем не новые опытные данные: А. Койре показывает, что сами опыты XVII в. по измерению ускорения были совсем не точны, для того чтобы они были действительно значимы, их надо было бесконечно экстраполировать, и если они должны были якобы доказать реальность инерциального движения, то ведь эта инерциальность в строгом смысле в реальных условиях вообще невозможна. Поэтому ведущим фактором в построении математической механики явились не непосредственные экспериментальные данные, а именно изменение философской установки, «инфинитизация Вселенной».
Таким образом, философское знание выступает предпосылкой научного исследования, создает ему необходимый концептуальный фон; оказывает непосредственное влияние на сам процесс исследования, задавая критерии для качественной оценки той или иной гипотезы или теории; экстраполирует полученные данные и обобщает их до уровня фундаментальных научных принципов; интерпретирует научные результаты и опосредует диалог различных областей знания; выступает важным эвристическим средством; служит инструментом критики в период становления новых научных представлений; становится непосредственной движущей силой научных революций, меняя глобальные представления о миропорядке; направляет научный поиск и формирует фундаментальный интерес ученых к решению важнейших метафизических проблем; осмысливает общие ориентиры ценностных отношений, связанных с научной деятельностью; проясняет основания и содержание научного знания, способствуя самопониманию науки.
Это разнообразие функций показывает, что научная деятельность от начала и до конца пронизана философским содержанием. Указанные функции пересекаются друг с другом, образуя единую «равнодействующую» присутствия метафизики в научном познании. Предельно обобщая значение философии для науки, можно сказать, что роль философии в науке прежде всего мировоззренческая и методологическая. Философия задает науке мировоззренческий и методологический базис, необходимый для исследовательской деятельности.
Список использованных источников:
1. Роль философии в научном познании. – Текст : электронный. – URL : https :// studfile . net / preview /3794541/ page :3/ (дата обращения : 11.12.2019).
2. Роль философии в научном познании. – Текст : электронный. – URL : https :// novainfo . ru / article /9666 (дата обращения : 11.12.2019).
Источник