ЕГЭ. Познание.Тема 2. Многообразие форм и видов человеческих знаний
Знание – это результат познавательной деятельности человека.
Знание — это многозначное понятие:
- Во-первых, это вся та информация, которую человек получил, осознал, воспринял об окружающем его мире, всё, что он о нём знает.
- Знания – это и умения, навыки, которые человек получил в результате овладения информацией.
- Наконец, о знании говорят как об определённой познавательной единице, противоположной практике, но в то же время находящейся с ней во взаимосвязи.
Знание имеет несколько форм и видов в зависимости от методов, способов, сущности познания мира, общества и человека. Каковы же они?
Существует множество видов познания, соответственно и видов знаний. Рассмотрим научное и ненаучное познание.
Виды познания:
- научное– процесс получения систематизированного, объективного, доказанного, проверяемого, истинного знания;
- социальное познание – один из видов научного познания; это познание законов и принципов функционирования общества, культуры, человека. Результатом социального познания являются социальные и гуманитарные знания;
- ненаучное– разрозненное, несистематизированное, находящееся в противоречии с научной картиной мира.
Виды ненаучного познания:
- Обыденное познание основано на наблюдениях и здравом смысле человека, согласовывается с его жизненным опытом, являются ориентиром повседневного поведения человека, его взаимоотношений с другими людьми и природой. Характерной особенностью обыденных знаний является то, что они описывают происходящее: «бумага горит», «предмет, подброшенный вверх обязательно упадет на землю», но не объясняют почему именно так, а не иначе.
- Мифологическое познание– познание, свойственное первобытным культурам, в которых люди не отделяли себя от окружающего мира, отождествляли сложные явления и понятия с богами, высшими силами.
- Религиозное познание– это познание, в основе которого лежит вера в бога или богов.
- Художественное познание– это познание средствами искусства при помощи художественных образах произведений литературы или театра, музыки или кино, архитектуры или живописи.
- Паранаучное познание – (от гр. рага — возле, мимо, вне), околонаучное познание, несовместимое с научным познанием. В отличие от науки паранаука не предоставляет факты, основана на предположениях, которые не находят своего подтверждения в результате исследований. Паранауками являются уфология, астрология, телепатия, магия, экстрасенсорика и другие.
- Самопознание– познание собственных психических и физических свойств, самоосмысление.
В зависимости от формы познания мира люди обладают соответствующими видами знания.
Виды знания.
- Научное знание – основано на научном познании мира, объективной реальности. Научному знанию присущи логическая обоснованность, доказательность, воспроизводимость результатов, проверяемость, стремление к устранению ошибок и преодолению противоречий
- Обыденно-практическое ( обыденно-житейское)— знание , которое человек получает в течение повседневной жизни; включает в себя и здравый смысл, и приметы, и назидания, и рецепты, и личный опыт, и традиции. Оно хотя и фиксирует истину, но делает это не систематично и бездоказательно и в своем применении не требует предварительных систем доказательств.
- Донаучное — основа научного знания, оно возникло ещё до того, как знания оформились в определённые науки.
- Паранаучное – основанное на паранучные исследования мира, несовместимые с научным знаниями; включает в себя учения или размышления о феноменах, объяснение которых не является убедительным с точки зрения критериев научности;
- Лженаучное – знание, сознательно использующее всякого рода домыслы и предрассудки.
- Антинаучное – утопичное, искажающее действительность.
- Квазинаучное — «квази» — от лат. quasi якобы, как будто, то есть «мнимый, ненастоящий»; опирается на методы насилия и принуждения, возникает в строго идеологизированном режиме; например, в СССР при Сталине — лысенковщина, то есть критика и гонения на генетику как науку.
- Псевдонаучное — «псевдо», от греческого корня pseudos «ложь»; знание, спекулирующее на популярных теориях, например, о снежном человеке, о древних астронавтах.
- Художественное – строится на целостном отображение мира и человека в нем, на образе, а не на понятии; ему свойственна субъективность видения мира автором.
Отдельно выделяют следующие виды знания (не по формам познания, а по особенностям восприятия мира).
- Философское познание – заключается в стремлении объяснить окружающую действительность, место, которое в ней занимает человек, и то, каким оно должно быть.
- Рациональное – отражение реальности в логических понятиях и категориях, связано с рациональным мышлением.
- Иррациональное – не связано с рациональным мышлением и даже противоречит ему. Предметом являются эмоции, страсти, переживания, интуиция.
- Личностное – характеризует объём знания конкретного человека, зависит от его способностей, желания познавать мир.
- Коллективное знание – общезначим (надличностно), предполагает наличие общей для всей системы знаний.
Таким образом, форм и видов знаний достаточно много. Это свидетельствует об огромном желании человека познавать мир, получать сведения о нём, но в то же время подтверждает огромную силу воздействия знаний на жизнь общества. Поэтому так остро встаёт проблема ответственности учёных за свои открытия, а также вопрос о необходимости объективного познания мира, свободе научной деятельности.
Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна
Источник
МНОГООБРАЗИЕ ПУТЕЙ ПОЗНАНИЯ И ФОРМ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ПОЗНАНИЯ
Под путями познания понимают способы получения знаний. В ходе общественного развития знание передается из поколения в поколение, прирастает и уточняется в многообразных, но взаимосвязанных социально-культурных формах. Разграничивают научные (основанное на рациональности и логике) и ненаучное (основанное на чувственно-образном восприятии окружающей действительности). Наука — опытно-экспериментальное знание. Она появилась лишь в XVH веке. Частью научного познанияявляется социальное познание. Научное познание такого объекта, как общество, включает в себя социальное знание(социологический подход) и гуманитарное знание(общечеловеческий подход).
Ненаучный путь познанияпредставлен в следующих формах:
— обыденно-практическое (житейское);
— игровое;
— художественное (искусство);
— мифологическое;
— религиозное;
— народная мудрость и здравый смысл;
— самопознание;
— паранаука (околонаучное знание)
Исторически первой формой знания было мифологическое знание.
Миф — самый ранний способ понимания природной и общественной действительности (т.е. рассказ древнего человека о мироздании). Мифологическое познание — это первая попытка человечества в фантастических образах обобщить и объяснить различные явления природы и общества, своеобразная форма проявления мировоззрения древнего общества. Мифологическое познание тесно связано с религиозным, поскольку в нём отразились элементы религии и представления о сверхъестественном. Из мифа выделились религиозная и философская формы знания.
Обыденно-практическое, или житейское, познание («И опыт, сын ошибок трудных. ») формируется на основе жизненной практики, опыта повседневной жизни, которые доставляют элементарные сведения о природе и окружающей действительности и представляют простой набор полезных сведений, приметы, наказы старших, личный опыт. Мы многое узнаем уже на уровне нашего обычного здравого смысла. Однако житейское познание субъективно ииндивидуально. Житейское познание сельского и городского жителя будет различаться в обыденных вещах (откуда берётся вода, сколько минут надо идти от дома до школы и т.д.).
Народная мудрость и здравыйсмысл — это обобщенные практические знания целых поколений.
Возрастание объема и усложнение деятельности людей, направленной на удовлетворение их потребностей, приводили к необходимости фиксировать знания, достижения практики в виде описаний. Причем такие описания содержали собранный воедино обобщенный опыт разных людей, иногда даже многих поколений. Такие обобщенные практические знания составили основу народной мудрости. Из обобщенного опыта возникали своеобразные афоризмы, поговорки, суждения, содержащие практические выводы Большинство положений народной мудрости, зафиксированных в пословицах , поговорках, загадках, связано первоначально с практической предметной деятельностью («Куй железо, пока горячо»). Родилось это суждение из наблюдения, что металл следует обрабатывать в таком состоянии, когда он легче поддается воздействию. Это суждение означает призыв делать что-либо своевременно, пока условия способствуют деятельности.
Отличительной чертой народной мудрости как своеобразного свода рецептов поведения для разных случаев является то, что она неоднородна, противоречива. Это связано с тем, что в ней фиксируется отношение разных людей к одним и тем же явлениям, поступкам. В своде народной мудрости можно отыскать прямо противоположные суждения по одному и тому же поводу. Например: «Не откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня» и «Утро вечера мудренее».
Словарь определяет здравый смысл как стихийно складывающиеся под воздействием повседневного опыта взгляды людей на окружающую действительность и самих себя; эти взгляды являются основанием для практической деятельности и морали. Здравый смысл включает определенные сведения , усвоенные стихийно, без специальной познавательной деятельности Эти знания усваиваются в той мере, в какой человек овладевает живым, непосредственным опытом современников, навыками человеческой жизнедеятельности. Он составляет так называемое природное мышление и присущ каждому здоровому человеку. Так, с точки зрения здравого смысла, если не знаешь как пользоваться каким-либо прибором, целесообразно спросить у знающего, а если такового нет — не трогать прибор без крайней нужды. Здравый смысл подсказывает, что лучше не делать того, что может повредить другим и самому себе.
Религиозное познание — это совокупность религиозных чувств, взглядов и представлений о Боге, бессмертии души т.д. Главным признаком религиозного сознания является вера в сверхъестественное. Религиозное познание исходит из того, что мир создан вечной и неизменной духовной сущностью — Богом. Познание божественной сущности с точки зрения религиозного познания и есть познание мира. Бог сотворил этот мир и все его законы, а значит, может изменять их. Таким образом, не имеет смысла изучать закономерности мира, а следует лишь познавать Бога.
Познавательная сторона искусствазаключается в том, что восприятие художественного образа влечет за собой расширение человеческого опыта, охватывающего собой и сферу настоящего, и сферу прошлого, а иногда и будущего. Специфическим способом художественного познания является использование художественного образа. Конечно, искусство не ограничивается познанием мира, его назначение значительно шире. В искусстве выражается эстетическое отношение человека к действительности. Жизненный опыт — при посредстве художественной формы — не только расширяется, но и углубляется: человек ощущает свою связь с современниками и прошлыми поколениями. Этот опыт не только познание ранее неведомого, но и восприятие сложнейшего потока чувств, мира душевных переживаний, нравственных и иных мировоззренческих проблем, продумывание с новых точек зрения прежних жизненных решений. Искусство позволяет через единичные, уникальные явления и факты познавать типичное и универсальное. В своё время литературный критик В.Г. Белинский называл роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин» «энциклопедией русской жизни». Действительно, через жизнеописание Онегина перед читателем проходят самые разные стороны жизни русского общества начала XIX в.
Некоторое исследователи в качестве особой формы выделяют игровую форму знания. Игровое познание строится на основе условных правил, целей и игровых норм. Оно носит обучающий характер, выявляет качества и возможности человека. Его относят к первым формам познания.
Особое место в познавательной деятельности занимает самопознание, или рефлексия.
Самопознание — это познание особого объекта, т е. самого себя. Оно происходит на основе формирования образа «я» (отношение к собственной внешности и представление о своих способностях), которое затем переходит в самооценку. Самооценка представляет собой эмоциональное отношение к собственному образу. «Я талантлив» или «Я бездарность». Образ «я» не остается неизменным на протяжении жизни. Важным средством познания является самоисповедь — полный внутренний отчёт перед собой. Изучение себя может осуществляться и в процессе другой деятельности — общения, игры, труда, познавательной деятельности, но в некоторых сложных ситуациях требует специальных усилий и знаний.
Паранаучное(дословно с лат. околонаучное) знание внешние подражает научному. Однако в паранауке много туманных, и недоказанных положений, нет объективности и проверяемости, например в уфологии, астрологии и т.д. Иногда к паранауке относят знания, которые не находят пока ясного и стройного объяснения в рамках существующих научных теорий.
Источник