- ЕГЭ. Познание. Тема 6. Социальное познание
- Особенности социального познания
- Принципы социального познания
- Источники социального познания
- Объекты социального познания
- Цели социального познания
- Методы социального познания
- Типы социального знания
- Социальное прогнозирование
- Виды социальных прогнозов
- Методы социального прогнозирования
- методология социального познания
ЕГЭ. Познание. Тема 6. Социальное познание
Человечеству во все времена свойственно было желание познать не только природу, но и общество.
Социальное познание – это изучение процессов, происходящих в обществе, выявление их закономерностей, особенностей, причин и источников развития. Сфера социального познания – это деятельность человека во всех её проявлениях и формах.
Особенности социального познания
- Объект и субъект совпадают. Действительно, изучая общество, закономерности его развития, учёный одновременно сам является частью этого общества.
- Специфика методов социального познания. Многие методы, характерные для научного познания, в данном случае либо вообще неприемлемы, либо используются в редких случаях, часто с согласия самих людей (например, наблюдение, эксперимент).
- Зависимость исследователя от общества. Это может привести к необъективности тех или иных выводов. Достаточно привести в пример деятельность Сталина. Разве могли в его время критиковать политику вождя? Всё приукрашивалось и многое искажалось.
- Высокая вероятность неточности исследований. Приведём пример. В школе проводится анкетирование учащихся с целью выявления их отношения к наркотикам. Можно быть уверенным, что тот, кто их уже пробовал , никогда в анкете в этом не признается , а значит, и выводы будут неточными, приблизительными.
- Изучение предмета исследования в его взаимоотношениях,взаимосвязях, а не изолированно, обособленно.
Принципы социального познания
- Исследователи рассматривают общество, процессы и законы в нём в развитии,а не в статичности.
- Все процессы , происходящие в обществе взаимосвязаны и влияют друг друга. Социальное познание основано на изучении этой взаимосвязи.
- В социальном познании важен и каждый индивид в отдельности, и общество в целом, то есть происходит выявление общего и особенного.
Источники социального познания
- Социальная действительность, её развитие на данном этапе.
- Исторический опыт, знания о процессах развития общества, накопленные человечеством.
- Общественная практика, в ходе которой происходит развитие , изменение, преобразование общества.
Основные формы социального познания – это социальный и научный факт. В чём их различие?
Социальный факт – это какое-то конкретное событие, которое имело место в действительности в ту или иную эпоху и время.
Научный факт – событие, которое описано, изучено, с учётом конкретной ситуации, причин, последствий события на развитие общества.
Объекты социального познания
- Действия, поступки как отдельных лиц, так и социальных групп и всего общества в целом.
- Материальные и духовные ценности, созданные человечеством, то есть продукты деятельности.
- Словесные действия людей: высказывания, точки зрения, мысли, идеи, суждения о чём-либо.
Цели социального познания
- Изучение закономерностей развития общества, сложных взаимодействий и взаимосвязей, существующих в нём как между отдельными людьми, так и между группами.
- Стремление понять место и роль человека в обществе
- Изучение и постижение внутреннего мира личности, его «Я-концепции».
Методы социального познания
Эмпирические
- Наблюдение (может быть невключённым, то есть со стороны изучается объект, и включённым, когда объект познания принимает участие в исследовании, изучение объекта изнутри- например, социальной группы).
- Опрос (анкетирование, интервью)
- Тестирование
- Экспертная оценка
- Социометрия (изучение и измерение межличностных отношений)
- Эксперимент
- Измерение социальных установок (шкала самооценок, ранжирования, например вероятность победы на выборах того или иного кандидата).
Теоретические
- Анализ (анализ документов, социально-исторический анализ литературы)
- Обобщение
- Классификация
- Умозаключение
- Статистический метод
- Выдвижение гипотезы
- Научная абстракция
Итогом социального познания является знание
Типы социального знания
- Гуманитарное(предмет – субъективный мир человека)
- Социально-экономическое(изучение процессов, оказывающих значительное влияние на развитие общества – отношения собственности, распределения, обмена, потребления, то есть изучение экономической жизни)
- Социально-философское (изучение наиболее общих законов развития общества).
Социальное прогнозирование
В 20 веке появилась особая отрасль социальных знаний – футурология, занимающаяся социальным прогнозированием.
Научное прогнозирование следует отличать от утопии и фантастики.
Утопия основана на вере в предполагаемое будущее, а прогноз- на возможность альтернативного развития.
Фантастика — это художественное творчество, вымысел, характеризуется конкретностью деталей, а прогноз – лишь обобщённое видение будущего.
Виды социальных прогнозов
- Прогноз на ближайшее будущее е— 25-30 лет. Для него характерно достаточно точное и определённое видение будущего (например, численность населения, запасы сырья и др.)
- Прогноз на обозримое будущее (30-80 лет, до которого хоть кто-то из сегодня живущих людей сможет дожить ). Прогноз носит общий и вероятный характер.
- Прогноз на необозримое будущее (свыше 80 лет, когда будет жить совершенно новое поколение людей). Это лишь гипотезы общего плана.
Методы социального прогнозирования
- Моделирование – создание реальной или воображаемой модели развития общества и её дальнейшее изучение.
- Экспертиза— изучение мнения экспертов по той или иной изучаемой проблеме с целью выявления наиболее вероятных вариантов развития
- Экстраполяция– (лат. extra сверх, вне и polio выправляю, изменяю) изучение части или явления в целом и распространение выводов на будущее.
Таким образом, социальное познание- познание законов развития общества- это довольно сложный, но очень нужный и важный вид деятельности человека, направленной на дальнейшее совершенствование жизни людей.
Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна
Источник
методология социального познания
Методология социального познания – это теория познания социальной реальности, общества в его историииЦель методологии социального познания – выяснение сущности, объективного содержания процессов, происходящих в обществе. В ОБЩЕСТВ НАУКАХ ПРЕОБЛАДАТ СОЦИАЛЬНЫЕ МЕТОДЫ ПОЗНАНИЯ ОНИ ОРЬЕНТИРОВАНЫ НА ИССЛЕДОВАНИЕ СВЯЗЕЙ МЕЖДУ ЛЯДЬМИ И ИХ ОТНОШЕНИЙ ЧТО И ПРЕДПОЛАГАЕТИЗУЧЕНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ СОБЕННОСТЕЙ ЛЯДЕЙ НАЦИЙ ГРУППСущность методологии социального познания заключена в установлении определенного подхода к исследованию конкретного фактического материала.
Предмет методологии социального познания – исследование познавательных аспектов научного изучения социальной реальности, а также деятельности специалистов в области социальных наук.
Цель методологии социального познания – выяснение сущности, объективного содержания процессов, происходящих в обществе.
ПЕРВОЕ1_СОЦИАЛЬНАЯ_____ ПОЛИТОЛОГИЯ ЭКОНОМИКА ИСТОРИЯ
ВТОРОЕ2 ___ГУМАНИТАРН ___ПСИХОЛОГИЯ ЭТНОГРАФЯ ИСКУССТВО ФИЛОЛОГИЯ
ФИЛОСОФ3 ОБЬЕДИНЯЕТ ПЕРВОЕ И ВТОРОЕНаряду с Эмилем Дюркгеймом и Карлом Марксом Вебер считается одним из основоположников социологической науки[6][7][8].
Вебер ввёл в научный оборот термин «социальное действие». Учёный был последовательным сторонником методов антипозитивизма, утверждая, что для исследования социальных действий лучше подходит не чисто эмпирический, но «объясняющий», «интерпретирующий» метод. В рМетодологией называют систему принципов научного исследования. Именно методология определяет, в кокой мере собранные факты могут служить реальным и надежным основанием знания.С формальной точки зрения, МЕТОДОЛОГИЯ СОЦ ПОЗНАН НЕ СВЯЗАНА С СУЩНОСТЬЯ ЗНАНИЯ, но скорее имеет дело с операциями, при помощи которых конструируется знание. Поэтому термином «методология» принято обозначать совокупность __________________исследовательских процедур, техники и __методов________________, включая приемы сбора и обработки данных.
Содержательное понимание методологии исходит из того, что в ней реализуется эвристическая (т. е. поисковая) функция предметной области исследования. ТЕОРЕТИЧ СИСТЕМА знания имеет СМЫСЛ лишь постольку, поскольку онаНЕ только описывает и ОБЬЯСНЯЕТ некоторую предметную область, но одновременно является инструментом поиска нового знания.
Методология – это особая дисциплина, исследующая познавательные аспекты научной деятельности применительно к каждой науке.
выделял три основные методологические функции теории:
3) классифицирующую.
Методология включает в себя три уровня знаний:
I. Философско-гносеологический, объединяющий логику, теорию познания (гносеологию) и общую методологию научного исследования.
II. Теоретический уровень, представляющий теоретический подход к изучению явлений, который опирается на данные конкретного научного анализа.
III. Эмпирический уровень, где изучаются методы и технические приемы исследования .
В развитии современной методологии и теории познания все большее место занимают вопросы, связанные с выяснением динамики познавательных проблем; культурно-исторической природы познавательных средств; изменчивости категорий и понятий, формированием новых познавательных установок и т. д.
1.2.1. Связь между методологией и социальной философией.
Современная методология тесно связана с социальной философией, которая представляет собой важнейшую область философского знания, нацеленного на осмысление состояний и процессов жизнедеятельности людей в обществе. Объектом познания социальной философии, в отличие от собственно философии, является не весь мир, универсум в его целостности и беспредельности изменений природы, бытия и мышления вообще, но только общество, как способ и результат взаимодействия людей друг с другом и с окружающим миром. Таким образом, объект социально-философского познания – это постоянно изменяющаяся действительность общественной жизни в единстве и разнообразии всех отношений людей.
Основная проблема социальной философии – вопрос о том, что есть общество, какова его природа (основания) и закономерности существования и развития.
I. Философско-гносеологический уровень (общая теория познания).
II. Теоретический уровень.
III. Эмпирический уровень (методы и технические приемы социологического исследования).
Сущность методологии социального познания заключена в установлении определенного подхода к исследованию конкретного фактического материала.
Предмет методологии социального познания – исследование познавательных аспектов научного изучения социальной реальности, а также деятельности специалистов в области социальных наук.
Цель методологии социального познания – выяснение сущности, объективного содержания процессов, происходящих в обществе.
Исторически в методологии социального познания сформировались 2 направления:
умозрительно-философское направление – исходные положения социальных теорий выводятся непосредственно из философских принципов (Г. Гегель); позитивистское направление – “наука сама себе философия”, положения социальных теорий формируются не только на основе философских принципов (О. Конт, Г. Спенсер).
Базовыми категориями методологии социального познания как особой научной дисциплины являются следующие категории:
1) Социальное познание – это целостный процесс отражения объективной социальной действительности в сознании человека с целью получения и расширения знаний об обществе, приближения к истине.
2) Методологический подход представляет собой определенное принципиальное монистическое или плюралистическое толкование социальной реальности и происходящих в ней процессов под определенным углом зрения. Например, существуют историко-материалистический (марксистский), плюралистический (позитивистский), культурно-исторический (цивилизационный), антропологический, социологический и др. подходы.
3) Процедура – последовательность всех операций, общая система действий и способов организации научного исследования.
(«4») 4) Метод – способ сбора, обработки и анализа доступной информации.
5)Техника – совокупность специальных приемов для эффективного использования того или иного метода.
6) Методика – совокупность методов, приемов, технических средств, применяемых исследователем. Методика изменяется в зависимости от конкретного объекта исследования, в отличие от методологии, которая является стабильным основанием для любого конкретного исследования в данной социальной науке.
Таким образом, методология социального познания – это теория познания социальной реальности, общества в его историческом развитии и современном состоянии. Сущность методологии социального познания заключена в установлении определенного подхода к исследованию конкретного фактического материала. Основными понятиями методологии социального познания как особой научной дисциплины выступают такие понятия, как: социальное познание, методологический подход, процедура, метод, техника, методика и др.
II. Классификация методов научного познания
Философские методы Общенаучные подходы и методы исследования Частнонаучные (специальные) методы Дисциплинарные методы Методы междисциплинарного исследования
2.2.1. Философские методы
(«5») Среди философских методов познания наиболее древними являются:
аналитический (характерный для современной аналитической философии) интуитивный феноменологический герменевтический (понимание) и др.
Рассмотрим кратко характерные особенности диалектики и метафизики, так как эти философские методы достаточно широко представлены в истории философии и науки, включая их современный этап.
Диалектика
Диалектика (греч. dialektike – веду беседу, спор) – учение о наиболее общих законах развития природы, общества и познания и основанный на этом учении универсальный метод мышления и действия. В истории философии сложились три основные формы диалектики:
Античная диалектика, которая была «наивной и стихийной», поскольку опиралась на житейский опыт. Она представлена в учениях Гераклита («всё течёт, всё изменяется»), Платона (который понимал диалектику как искусство диалога), Зенона (который пытался выразить реальные противоречия в логике понятий) и в некоторых других. Немецкая классическая диалектика, которая была разработана Кантом, Фихте, Л. Шеллингом и особенно глубоко Гегелем. Материалистическая диалектика, основы которой были заложены классиками марксизма и которая представляет собой целостную систему принципов, категорий и законов.
Диалектический метод исходит из того, что если в объективном мире происходит постоянное развитие, возникновение и уничтожение всего, взаимопереходы явлений, то понятия, категории и другие формы мышления должны быть гибки, подвижны, взаимосвязаны, едины в противоположностях, чтобы правильно отразить развивающуюся реальную действительность. Поэтому важнейшим принципом диалектики является историзм – рассмотрение предмета в его развитии, самодвижении, изменении.
Окружающий нас мир представляет собой единое целое, определённую систему, где каждый предмет как единство многообразного неразрывно связан с другими предметами и все они постоянно взаимодействуют друг с другом. Из положения о всеобщей связи и взаимозависимости всех явлений вытекает один из основных принципов материалистической диалектики – всесторонность рассмотрения.
Кроме историзма и всесторонности, диалектический метод включает в себя и другие принципы – объективность, конкретность, детерминизм, «раздвоение единого» (принцип противоречия) и др. Эти принципы формулируются на основе соответствующих законов и категорий, в совокупности отражающих единство, целостность объективного мира в его беспрерывном развитии.
Основные категории диалектики: развитие, противоречие, причина и следствие, необходимость и случайность, общее и единичное, качество и количество, содержание и форма и др.
Связь и взаимодействие определённых философских категорий выступают как законы диалектики, главным из которых является закон единства и борьбы противоположностей, вскрывающий самое основное в развитии – его источник, каким является противоречие (взаимосвязь противоположностей).
Противоположности – это такие стороны, моменты, предметы, которые одновременно:
(«6») а) неразрывно связаны;
б) взаимоисключают друг друга, причём не только в разных, но и в одном и том же отношении;
в) взаимопроникают – и при определённых условиях – переходят друг в друга.
К числу противоположных можно отнести, например, такие явления и процессы, как:
положительное и отрицательное интегрирование и дифференцирование (в математике) ассимиляция и диссимиляция (в биологии) ассоциация и диссоциация (в химии и психологии) прогресс и регресс материальное и идеальное и т. п.
Кратко суть рассматриваемого закона может быть выражена формулой: «Разделение на противоположности, их борьба и разрешение».
Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений вскрывает механизм развития: постепенное накопление количественных изменений в определённый момент необходимо приводит к коренным качественным преобразованиям (скачкам), к возникновению нового качества, которое в свою очередь оказывает обратное влияние на характер и темпы количественных изменений.
Закон отрицания выражает поступательный, циклический, преемственный характер развития и его формулу: «спираль», а не «круг» или «прямая линия». При этом развитие предстаёт как процесс, как бы повторяющий пройденные уже ступени, но повторяющий их иначе, на более высокой основе. Примеры циклического развития:
«ячменное зерно»: растение – зёрна – новые зёрна тезис – антитезис – синтез теория – практика – новая теория
Каждый цикл выступает как виток в развитии, а спираль – как цепь циклов. Действие данного закона обнаруживается не в каждый момент, а в целостном, относительно завершённом процессе развития.
Метафизика
Антиподом диалектики является метафизический метод. Термин «метафизика» (буквально «то, что следует после физики») был введён в I в. до н. э. комментатором Родосским. Систематизируя произведения великого древнегреческого мыслителя, он расположил «после физики» те из них, в которых шла речь об общих вопросах бытия и познания, о «первой философии», (о сущности, причинах и т. д.) в отличие от «второй философии» — частнонаучного знания.
В современном обществознании понятие «метафизика» имеет три основных значения:
(«7») Философия как наука о всеобщем, исходным прообразом которой и было учение Аристотеля о «первых родах сущего». Её основные категории – это предельные понятия, «охватывающие» одновременно и объект и субъект познания. Особая философская наука – онтология, учение о бытии как таковом, независимо от его частных видов и в отвлечении от вопросов теории и логики познания. В этом значении данное понятие употреблялось как в прошлом (Декарт, Лейбниц, Спиноза и др.), так и в настоящем – особенно в современной западной философии. Философский способ познания (мышления) и действия, противостоящий диалектическому методу как своему антиподу. Именно в этом значении понятия «метафизика» далее пойдёт речь. Самая характерная, существенная черта метафизики – односторонность, абсолютизация одной (безразлично какой именно) стороны живого процесса познания, или шире – того или иного элемента целого, момента деятельности в любой её форме.
Метафизика, как и диалектика, никогда не была чем-то раз и навсегда данным, она изменялась, выступала в различных исторических формах, среди которых можно выделить две основных:
«Старая» метафизика была характерна для философии и науки в XVII – XIX вв. (метафизический материализм, натурфилософия, философия истории и т. д.). специфика этой формы метафизики – отрицание всеобщей связи и развития, отсутствие целостного системного взгляда на мир, мышление по принципу «или-или», убеждение в окончательной завершённости всех мировых связей. Новая метафизика в отличие от старой не отвергает ни всеобщую связь явлений, ни их развитие – это было бы абсурдно в эпоху громадных достижений науки и общественной практики. Особенность антидиалектики в новой форме – сосредоточение её усилий на поисках различных вариантов истолкования, интерпретации развития.
Это может пониматься следующим образом:
а) как простой, всеобщий и вечный рост, увеличение, или наоборот, уменьшение (т. н. «плоский эволюционизм»), т. е. как только количественные изменения;
б) как только качественные изменения, цепь сплошных скачков («катастрофизм»);
в) как повторение, монотонный процесс, имеющий строго линейную направленность («развитие по прямой линии»);
г) как вечное движение по кругу, без возникновения нового (концепции «круговорота»);
д) как движение, из которого при этом изымается его сущность – противоречие;
е) как только прогресс, т. е. восхождение от низшего к высшему, от простого к сложному.
Возможны и другие – в том числе и смешанные – интерпретации развития, связи и взаимодействия.
2.3. Роль философии в научном познании
Говоря о методологической роли философии (независимо от её формы) в научном познании, следует указать на две крайние модели, которые сложились в решении этого очень сложного вопроса.
Во-первых, умозрительно-философский подход (натурфилософия, философия истории и т. п.), суть которого – прямое выведение исходных положений научных теорий непосредственно из философских принципов, помимо анализа специального – фактического и концептуального – материала данной науки. Такой подход был характерен для концепций Шеллинга и Гегеля.
Во-вторых, позитивизм, согласно которому «наука сама себе философия». Роль философии в частнонаучном познании либо абсолютизируется (в первой модели), либо принижается или даже вовсе отвергается. И хотя в обоих случаях были достигнуты определённые позитивные результаты, однако указанная проблема не была решена.
История познания в самой философии показывает, что её воздействие на процесс развития науки и её результаты выражается в следующих основных моментах:
Философия влияет на научное познание так или иначе на всех его стадиях, но в наивысшей мере – при построении теорий, особенно фундаментальных. Это наиболее активно происходит в период «крутой ломки» понятий и принципов в ходе научных революций. Очевидно, указанное влияние может быть как позитивным, так и негативным – в зависимости от того, какой философией – «хорошей» или «плохой» — руководствуется учёный. «Дурная философия, — говорил В. Гейзенберг, — исподволь губит хорошую физику». («8») Существенное влияние на развитие научного познания философия оказывает своей умозрительно-прогнозирующей функцией: в её недрах вырабатываются идеи, научная значимость которых подтверждается через большой период времени (например, идеи атомизма античности). Воздействие философских принципов на процесс научного исследования всегда осуществляется не прямо и непосредственно, а сложным опосредованным путём – через методы, формы и концепции других методологических уровней. Причём реализация философских принципов в научном познании означает вместе с тем их переосмысление, углубление, совершенствование и развитие. Философские методы не всегда дают о себе знать в процессе исследования в явном виде, они могут учитываться и применяться либо стихийно, либо сознательно. Но в любой науке есть элементы всеобщего значения (например, законы, категории, понятия, причины и т. д.), которые и делают всякую науку прикладной логикой, пронизанной философским компонентом. Принципы философии реально функционируют в науке в виде всеобщих регулятивов, универсальных норм, образующих в своей совокупности методологическую программу самого верхнего уровня. Философия разрабатывает определённые универсальные модели реальности, сквозь призму которых учёный смотрит на предмет исследования, выбирает всеобщие познавательные средства – категории, принципы, понятия и т. п., определённые мировоззренческие и ценностные установки, смысложизненные ориентиры (особенно в гуманитарных науках), вооружается знанием общих закономерностей самого познавательного процесса и т. п. Философско-методологические принципы выполняют функцию вспомогательного, производного от практики, критерия истины.
2.4. Общенаучные подходы и методы исследования
Они получили широкое развитие и применение в науке XX в. Они выступают в качестве своеобразной промежуточной методологии между философией и фундаментальными теоретико-методологическими положениями гуманитарных наук. К общенаучным относятся такие понятия, как информация, изоморфизм, модель, структура, функция, система, элемент, оптимальность и т. д.
Источник