Средства познания окружающего мира детьми дошкольного возраста
ЕЛЕНА Брежнева
Средства познания окружающего мира детьми дошкольного возраста
В период дошкольного детства ребенок открывает мир природы. Поддерживая естественный интерес дошкольников ко всему живому, педагог ведет детей от знакомства с природой к ее пониманию, вызывает желание заботиться о растениях и животных, воспитывает основы экологической культуры, любознательность, способность любоваться красотой природного мира.
Азы экологической воспитанности связаны с познавательным интересом к объектам и явлениям природы, систематичностью представлений о природном мире, способностью использовать знания о потребностях живого организма для разумной детской деятельности и осознанного поведения в природной среде. Познавательные задачи решаются детьми в процессе игр, обследования материалов, экспериментов; в процессе наблюдений за явлениями живой и неживой природы; в ходе обсуждения наблюдаемых явлений, а также в продуктивной деятельности, труда и других видов детских занятий.
В дошкольном возрасте процесс познания у ребенка происходит эмоционально-практическим путем. Каждый дошкольник – маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя мир. Ребенок стремится к активной деятельности. Вот почему такие виды деятельности как экспериментирование и наблюдения наиболее близкие и естественные для ребенка-дошкольника. Ведь начиная с детского сада, дети познают, что лес — это древесина, которая нужна человеку для строительства, изготовления бумаги, лес дает человеку пищу в виде грибов, ягод, орехов и т. д. Птицы нужны и полезны, так как они уничтожают насекомых. Землю нужно копать, пахать, сеять на ней, и она даст хороший урожай.
Именно в дошкольном детстве закладывается позитивное, бережное отношение к природе, к «рукотворному миру» и ко всему окружающему.
Дошкольники запоминают и усваивают быстро, например, что снежинка на ладони тает и из нее получается вода, а вот то, что снежинка красивая, имеет различные узоры, разнообразные формы, что ее можно рассматривать, дети понимают не сразу, для этого нужна долгая, кропотливая работа. Для того чтобы к ребенку пришло понимание природы, мало дать конкретные знания о ней, необходимо научить слушать ее, сопереживать ей, радоваться ей, учить видеть прекрасное (когда идет снег или светит солнце, когда зеленеет трава, учить слышать пение птиц, звон капели, шум ветра). Именно эти навыки обогащают душу и внутренний мир ребенка, заставляют его глубже познавать окружающее, повышают интеллект и культуру. Поэтому в работе с детьми особое место уделяется экологическим сказкам, способствующим приобщению дошкольников к ознакомлению с природой, с окружающим их миром, развитию у них душевности, отзывчивости, творчества, умения замечать прекрасное в обыденной жизни.
Экологические сказки – самый доступный способ передачи знаний о явлениях природы, о животных, растениях и окружающем мире. Ненавязчиво, в форме игры сказки дают необходимые детям знания. Краткость, простота сюжета, конкретность и в конце сказки – вывод, а иногда – вопрос для поддержания диалога с маленькими слушателями – такова схема построения экологических сказок. Не всегда есть возможность понаблюдать с дошкольниками за жизнью диких животных или отправиться в путешествие, увидеть своими глазами рассвет или подводное царство. А экологическая сказка даёт такую возможность благодаря хорошо развитому у детей дошкольного возраста воображению. Также через сказки удается привить не только любовь к природе, но формируется у детей ответственное и доброжелательное отношение к природе, сопереживание живому организму. Слушая интересные сюжеты, дошкольники не только усваивают экологические правила, нормы поведения в природе, но и пытаются сопереживать за живую природу и окружающий мир.
В дошкольном возрасте закладывается фундамент основных представлений и понятий окружающем мире, который существенно влияет на умственное развитие ребенка. Возможности умственного развития детей дошкольного возраста очень высоки: дети могут успешно показывать не только внешние наглядные свойства предметов и явлений, но и их внутренние, существенные связи и отношения. В период дошкольного детства формируются способности к начальным формам абстракции, обобщению, умозаключению. Очень важно научить ребенка творчески относиться к окружающему миру; развивать умственную активность и самостоятельность. Такое обучение можно осуществить путем организации особого вида детской деятельности – экспериментирование.За основу детской деятельности можно взять китайскую пословицу: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай потрогать – и я пойму!» Усваивать все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Эти слова можно взять девизом к экспериментальной деятельности дошкольников.
2. Что такое экспериментирование? Важнейшая особенность эксперимента состоит в том,что в процессе его осуществлении ребенок приобретает возможность управлять тем или иным явлением: вызывать или прекращать его; изменять это явление в том или ином направлении. Экспериментирование – это особый способ духовно – практического освоения действительности, направленный на создание таких условий, в которых предметы наиболее ярко — обнаруживают свою сущность, скрытую в обычных ситуациях.
3. Цели и задачи экспериментирования.
* Формировать у детей познавательный интерес к природе, развивать наблюдательность, мыслительную деятельность.
* Подводить детей к суждениям, умозаключениям, учить делать простейшие выводы, устанавливать причинно – следственные связи.
* Способствовать восприятию дошкольником целостной картины мира и основ культурного познания им окружающего мира.
* Учить составлять пиктограммы; пользоваться условными обозначениями.
Источник
Ознакомление детей с окружающей действительностью в процессе опытно-экспериментальной деятельности воспитателя и ребёнка
Евгения Наумова
Ознакомление детей с окружающей действительностью в процессе опытно-экспериментальной деятельности воспитателя и ребёнка
Наумова Евгения Викторовна
БДОУ «Детский сад №8 г. Тары»
Воспитатель 1 категории
Ознакомление детей с окружающей действительностью в процессе опытно-экспериментальной деятельности воспитателя и ребёнка (2013год)
«Все дети думают, чувствуют и видят по-своему»
Перед дошкольным образованием в современное время стоят задачи, связанные с созданием благоприятных условий для полноценного проживания ребёнком дошкольного детства, с формированием основ базовой культуры личности и всесторонним развитием психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, с подготовкой к жизни детей в современном обществе и к обучению в школе, с обеспечением безопасности жизнедеятельности дошкольника. Как отмечено в национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» главные задачи современной школы — раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире, постановке и достижение серьёзных целей, формирования умения реагировать на разные жизненные ситуации. Воспитатель детского сада совместно с родителями должен развивать у ребёнка познавательную активность; коммуникативные способности; умения высказывать свои впечатления; обогащать словарный запас; вызывать у ребёнка интерес к исследованию природы, развивать мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение, любознательность, активизировать восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями, с основами математических знаний с этическими правилами в жизни общества; воспитать его умным, творческим, чтобы научиться изобретать, понимать и осваивать новое, выражать собственные мысли, принимать решения и помогать друг другу.
Этого можно достичь через различные формы и методы работы с детьми: экскурсии, ситуативные разговоры, игры с правилами, игровые методы, словесные методы, наблюдение и непосредственно через метод экспериментирования, ознакомление детей с окружающей действительностью. Решить данную проблему качественно позволит внедрение в образовательный процесс опытно – экспериментальной деятельности. Во время экспериментирования ребёнок осознаёт своё место в природе, то, что он является неотъемлемой её частью. Оказывает мощное положительное влияние как на развитие многих других деятельностей (конструирование, художественное творчество, игра, труд в природе, так и на общее психическое развитие ребёнка.
Этот вид деятельности как специально организованный способствует становлению целостной картины мира ребёнка дошкольного возраста и основ культурного познания окружающего мира, а это – труд, который даёт малышу основу первых знаний, первых осмысленных речевых высказываний; ребёнок – творец, потому что прикладывает активные усилия к освоению практической деятельности. Развиваясь как деятельность, направленная на познание и преобразование объектов окружающей действительности, детское экспериментирование способствует расширению кругозора, обогащению опыта самостоятельной деятельности, саморазвитию ребёнка.
Усвоение системы научных понятий, приобретение экспериментальных способов познания окружающей действительности, позволит ребёнку стать субъектом учения, что является одним из аспектов подготовки к школе, позволит развить его интеллектуальную активность, познавательную культуру и ценностное отношение к реальному миру.
Таким образом, эксперименты положительно влияют на эмоциональную сферу ребёнка, на развитие его творческих способностей, они дают детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идёт обогащение памяти ребёнка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения. Необходимость давать отчёт об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи дошкольника. Следствием является не только ознакомление ребёнка с новыми фактами, но и накоплением фонда умственных приёмов и операций, которые рассматриваются как умственные умения.
Для осуществления данных проблем необходимо углубить знания и изучить методики экспериментирования, т. к. в настоящее время в связи с пересмотром приоритетных форм и методов обучения в дошкольном образовании преобладают именно методы, развивающие у детей способности к начальным формам обобщения, умозаключения, абстракции. А таким методом и является экспериментирование.
Детское экспериментирование тесно связано с другими видами деятельности: познавательно-исследовательской, коммуникативной, продуктивной, трудовой. Что в свою очередь позволяет вести наблюдение, умение чётко выразить свою мысль, облегчает проведение опыта.
Связь детского экспериментирования с продуктивной (художественное творчество) тоже двусторонняя. Чем сильнее будут развиты изобразительные способности ребёнка, тем точнее будет зарегистрирован результат природоведческого эксперимента. В то же время глубже ребёнок изучит объект, в процессе ознакомления с природой, тем точнее он передаст его детали во время продуктивной деятельности.
Не требует особого доказательства связь экспериментирования с познанием (ФЭМП). Во время проведения опыта постоянно возникает необходимость считать, измерять, сравнивать, определять форму и размеры. Всё это придаёт математическим представлениям реальную значимость и способствует их осознанию. В то же время владение математическими операциями облегчает экспериментирование.
Как узнать, что происходит с каждым из окружающих ребёнка предметов? Всё надо обследовать по всем анализаторам, а все полученные при этом данные вносятся в память. К сожалению, многие взрослые не задумываются, какие мучительные ощущения возникают у ребёнка при лишении возможности загружать свою память различными новыми сведениями. Природа сделала инстинкт познания в раннем возрасте очень мощным, практически непреодолимым. С возрастом потребность в познании нового ослабевает. Основная масса людей в зрелом возрасте живёт и работает, используя багаж знаний, накопленный на предыдущих стадиях индивидуального развития, и не испытывает особых страданий при невозможности открывать что-то новое ежедневно и ежечасно. Вот почему некоторые взрослые не понимают детей и рассматривают их деятельность как бесцельную. Однако как доказал Н. Н. Поддьяков, лишение возможности экспериментировать, постоянные ограничения самостоятельной деятельности в раннем и дошкольном возрасте приводят к серьёзным психическим нарушениям, которые сохраняются на всю жизнь, негативно сказываются на ребенка, на способности обучаться в дальнейшем. Очень жаль, что долгое время это не учитывалось системой дошкольного образования. Единственный выход здесь, как считают педагоги и психологи — это широкое внедрение метода организованного и контролируемого детского экспериментирования дома и детском саду. Эксперимент самостоятельно проводимый ребёнком, позволит ему создать модель естественнонаучного явления и обобщить полученные действенным путём результаты, сопоставить их, классифицировать и сделать выводы о ценностной значимости физических явлений для человека и самого себя.
В процессе экспериментирования ребёнку необходимо будет ответить не только на вопрос, как он это делает, но и на вопросы, почему он это делает именно так, а не иначе, зачем делает, что желает узнать, что получит в результате.
В настоящее время отдельные аспекты детского экспериментирования получили отражение в работах Н. Н. Поддьякова, А. Н. Поддьякова, О. В. Дыбиной, И. Э. Куликовской, Н. Н. Совгир, А. И. Савенкова.
Исследованы своеобразие и виды детского экспериментирования (Н. Н. Поддьяков, особенности вариативного поиска дошкольников в условиях оперирования многофакторными объектами (А. Н. Поддьяков, рассмотрены возможности организации экспериментирования в детском саду (О. В. Дыбина, Л. Н. Прохорова, И. Э. Куликовская, Н. Н. Совгир). Введению термина «экспериментирование» наука обязана Ж.Пиаже: он проанализировал значение этой деятельности для детей и подростков, доказал, что достоинство детского экспериментирования заключается в том, что оно даёт реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимосвязях с другими объектами.
Важнейшая особенность экспериментирования, согласно Н. Н. Поддьякову, состоит в том, что в процессеего осуществления человек приобретает возможность управлять теми или иными явлениями: вызывать или прекращать его изменять это явление или ином направлении. Все эти основные особенности эксперимента, правда, в зачаточной форме, отмечаются в экспериментировании детей с предметами и явлениями. Однако на сегодняшний день методика организации детского экспериментирования разработана неполно- экспериментирование в практику работы дошкольных учреждений внедряется медленно.
В 1990-е годы профессор, академик Академии творческой педагогики РАО Н. Н. Поддьяков, проанализировав и обобщив свой богатейший опыт исследовательской работы в системе дошкольного образования, пришёл к выводу, что в детском возрасте ведущим видом деятельности является экспериментирование. За использование этого метода обучения выступали такие известные педагоги, как Я. А. Коменский, И. Г. Песталоцци, Ж. -Ж. Руссо, К. Д. Ушинский.
Н. Н. Поддьяков,в своих работах выделяет следующие структуры при проведении экспериментов:
1. постановка проблемы;
2. поиск путей решения проблемы;
3. проведение наблюдения;
4. обсуждение увиденных результатов;
5. формулировка выводов;
• Индивидуальные или групповые
• Однократные или циклические (цикл наблюдений за водой, за ростом растений, помещённых в разные условия и т. д.)
По характеру мыслительных операций эксперименты могут быть различными:
• Констатирующие (позволяющие увидеть какое-то одно состояние объекта или одно явление,
• Сравнительные (позволяющие увидеть динамику процесса);
• Обобщающие (позволяющие прослеживать общие закономерности процесса, изучаемого ранее по отдельным этапам)
По способу применения эксперименты могут быть различными. Они делятся на демонстрационные и фронтальные. Демонстрационные проводит воспитатель, а дети следят за его выполнением. Эти эксперименты проводятся тогда, когда исследуемый объект существует в единственном экземпляре, когда он не может быть дан в руки детей или он представляет для детей определённую опасность (например, при использовании горящей свечи). В остальных случаях лучше проводить фронтальные эксперименты, так как они более соответствуют возрастным особенностям детей.
Детское экспериментирование, в отличие от экспериментирования школьников, имеет свои особенности. Оно свободно от обязательности, нельзя жёстко регламентировать продолжительность опыта. Необходимо учитывать то, что дошкольникам трудно работать без речевого сопровождения (т. к. именно в старшем дошкольном возрасте наглядно-образное мышление начинает заменяться словесно-логическим и когда начинает формироваться внутренняя речь, дети проходят стадию проговаривания своих действий в слух, нужно учитывать индивидуальные различия, имеющиеся между детьми, не следует чрезмерно увлекаться фиксированием экспериментов, необходимо учитывать право ребёнка на ошибку и применять адекватные способы вовлечение детей в работу, особенно тех, у которых ещё не сформировались навыки (работа руками детей, дробление одной процедуры на несколько мелких действий, поручаемых разным ребятам, совместная работа воспитателя и детей, помощь воспитателя детям, работа воспитателя по указанию детей (например, при демонстрационных экспериментах,сознательное допущение воспитателем неточностей в работе и т. д.) В любом возрасте роль педагога остаётся ведущей. Без него эксперименты превращаются в бесцельное манипулирование предметами, не завершённое выводами и не имеющее познавательной ценности.
1. Дыбина О. В.Неизвестное рядом: занимательные вопросы и эксперименты для дошкольников — М. :ТЦ «Сфера», 2005г.
2. Поддьяков А. И. Комбинаторное экспериментирование дошкольников с многосвязным объектом — «чёрным ящиком» Вопросы психологии, 1990.
3. Поддьяков Н. Н. Творчество и саморазвитие детей дошкольного возраста. Концептуальный аспект. –Волгоград: Перемена, 1995.
4. Тугушева Г. П., Чистякова А. В. Игра- экспериментирование для детей дошкольного возраста. Дошкольная педагогика, 2001.-№1
Источник