Способы познания мира ребенка

Средства познания окружающего мира детьми дошкольного возраста

ЕЛЕНА Брежнева
Средства познания окружающего мира детьми дошкольного возраста

В период дошкольного детства ребенок открывает мир природы. Поддерживая естественный интерес дошкольников ко всему живому, педагог ведет детей от знакомства с природой к ее пониманию, вызывает желание заботиться о растениях и животных, воспитывает основы экологической культуры, любознательность, способность любоваться красотой природного мира.

Азы экологической воспитанности связаны с познавательным интересом к объектам и явлениям природы, систематичностью представлений о природном мире, способностью использовать знания о потребностях живого организма для разумной детской деятельности и осознанного поведения в природной среде. Познавательные задачи решаются детьми в процессе игр, обследования материалов, экспериментов; в процессе наблюдений за явлениями живой и неживой природы; в ходе обсуждения наблюдаемых явлений, а также в продуктивной деятельности, труда и других видов детских занятий.

В дошкольном возрасте процесс познания у ребенка происходит эмоционально-практическим путем. Каждый дошкольник – маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя мир. Ребенок стремится к активной деятельности. Вот почему такие виды деятельности как экспериментирование и наблюдения наиболее близкие и естественные для ребенка-дошкольника. Ведь начиная с детского сада, дети познают, что лес — это древесина, которая нужна человеку для строительства, изготовления бумаги, лес дает человеку пищу в виде грибов, ягод, орехов и т. д. Птицы нужны и полезны, так как они уничтожают насекомых. Землю нужно копать, пахать, сеять на ней, и она даст хороший урожай.

Именно в дошкольном детстве закладывается позитивное, бережное отношение к природе, к «рукотворному миру» и ко всему окружающему.

Дошкольники запоминают и усваивают быстро, например, что снежинка на ладони тает и из нее получается вода, а вот то, что снежинка красивая, имеет различные узоры, разнообразные формы, что ее можно рассматривать, дети понимают не сразу, для этого нужна долгая, кропотливая работа. Для того чтобы к ребенку пришло понимание природы, мало дать конкретные знания о ней, необходимо научить слушать ее, сопереживать ей, радоваться ей, учить видеть прекрасное (когда идет снег или светит солнце, когда зеленеет трава, учить слышать пение птиц, звон капели, шум ветра). Именно эти навыки обогащают душу и внутренний мир ребенка, заставляют его глубже познавать окружающее, повышают интеллект и культуру. Поэтому в работе с детьми особое место уделяется экологическим сказкам, способствующим приобщению дошкольников к ознакомлению с природой, с окружающим их миром, развитию у них душевности, отзывчивости, творчества, умения замечать прекрасное в обыденной жизни.

Экологические сказки – самый доступный способ передачи знаний о явлениях природы, о животных, растениях и окружающем мире. Ненавязчиво, в форме игры сказки дают необходимые детям знания. Краткость, простота сюжета, конкретность и в конце сказки – вывод, а иногда – вопрос для поддержания диалога с маленькими слушателями – такова схема построения экологических сказок. Не всегда есть возможность понаблюдать с дошкольниками за жизнью диких животных или отправиться в путешествие, увидеть своими глазами рассвет или подводное царство. А экологическая сказка даёт такую возможность благодаря хорошо развитому у детей дошкольного возраста воображению. Также через сказки удается привить не только любовь к природе, но формируется у детей ответственное и доброжелательное отношение к природе, сопереживание живому организму. Слушая интересные сюжеты, дошкольники не только усваивают экологические правила, нормы поведения в природе, но и пытаются сопереживать за живую природу и окружающий мир.

В дошкольном возрасте закладывается фундамент основных представлений и понятий окружающем мире, который существенно влияет на умственное развитие ребенка. Возможности умственного развития детей дошкольного возраста очень высоки: дети могут успешно показывать не только внешние наглядные свойства предметов и явлений, но и их внутренние, существенные связи и отношения. В период дошкольного детства формируются способности к начальным формам абстракции, обобщению, умозаключению. Очень важно научить ребенка творчески относиться к окружающему миру; развивать умственную активность и самостоятельность. Такое обучение можно осуществить путем организации особого вида детской деятельности – экспериментирование.За основу детской деятельности можно взять китайскую пословицу: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай потрогать – и я пойму!» Усваивать все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Эти слова можно взять девизом к экспериментальной деятельности дошкольников.

2. Что такое экспериментирование? Важнейшая особенность эксперимента состоит в том,что в процессе его осуществлении ребенок приобретает возможность управлять тем или иным явлением: вызывать или прекращать его; изменять это явление в том или ином направлении. Экспериментирование – это особый способ духовно – практического освоения действительности, направленный на создание таких условий, в которых предметы наиболее ярко — обнаруживают свою сущность, скрытую в обычных ситуациях.

3. Цели и задачи экспериментирования.

* Формировать у детей познавательный интерес к природе, развивать наблюдательность, мыслительную деятельность.

* Подводить детей к суждениям, умозаключениям, учить делать простейшие выводы, устанавливать причинно – следственные связи.

* Способствовать восприятию дошкольником целостной картины мира и основ культурного познания им окружающего мира.

* Учить составлять пиктограммы; пользоваться условными обозначениями.

Источник

Три способа познания.

Светлана Шерстянова
Три способа познания.

Сегодня мы поговорим о том, как помочь ребёнку в области познания и обучения, определив индивидуальные особенности ребёнка в ощущении окружающего мира. В жизни мы естественно используем все свои органы чувств (зрение, слух, осязание, но при этом бессознательно отдаём предпочтение одним, а не другим. Это врождённая особенность диктует нам, какой способ познания лучше выбрать – зрительный, слуховой или осязательный. Людей, которым свойственны те или иные способы познания называют: зрителями, слушателями и деятелями. Выяснив, каким способом, ребёнок усваивает информацию об окружающем мире, вы сможете в дальнейшем помочь избежать проблем в усвоении учебного материала.

Учитывая способ познания ребёнка нужно целенаправленно заниматься с ним, подбирая необходимые игры, прививая недостающие и развивая врождённые навыки.

Почему так важно развивать у ребёнка все способы познания? Известно, что основную массу информации ребёнок получает посредствам тех органов чувств, которым отдаёт предпочтение. А детский сад, школа, общество апеллируют сразу ко всем органам чувств ребёнка. К примеру, звуки рассчитаны на слуховое восприятие, буквы и цифры – на зрительное, а ребёнок вынужденный получать информацию каким-то одним способом, неминуемо отстаёт в развитии от сверстника, у которого задействованы все способы познания.

Читайте также:  Способы вязания рыболовных крючков леской

И так, как определить к какому типу относится ребёнок, что характерно для разных способов познания?

«Зрители» познают окружающий мир визуально, то есть при восприятии информации больше полагаются на зрительные ощущения. Их внимание обращено на видимые признаки объектов цвет форма, размер. Большинство «зрителей» обладают значительной моторикой, то есть движениями, которые задействуют одновременно глаза и мелкую мускулатуру, например мускулатуру пальцев. «Зрители»-дети любят рассматривать картинки, им интереснее рассматривать иллюстрации к сказке, чем слушать саму сказку. Они с удовольствием играют в кубики, складывают картинки из фрагментов (пазл, лепят, вырезают, все их занятия рассчитаны на взаимодействие глаз и рук. Они быстро учатся рисовать и писать печатными буквами, с легкостью запоминают графику коротких слов. Но у них возникнуть проблемы языковых навыков, коммуникативности и общей физической координации.

«Слушатели» познают окружающий мир, воспринимая голоса и звуки, предпочитая слуховые ощущения зрительным и осязательным. Поскольку речь воспринимается на слух, «слушатели» раньше, чем другие дети, начинают говорить и отличаются большим словарным запасом. Они любят петь, рассказывать стихи, задают бесконечное количество вопросов, правильно и хорошо говорят. Они рано проявляют интерес к чтению и легко запоминают указания педагога. Предпочитают разговорные игры или игры с отгадыванием слов. «Слушатели» получают удовольствие от чтения, часто придумывают различные истории. Так как основное внимание «слушателей» приковано к языку, они могут отставать от сверстников в развитии навыков, связанных со зрительными и моторными (двигательными) восприятиями.

«Деятели» познают окружающий мир тактильным (или кинестетическим) способом, то есть непосредственного прикосновения или движения. Такой способ предполагает сильно развитую моторику, активное движение, а значит, активность крупной мускулатуры – плечей, рук, ног, стопы и тому подобное.

Большинство «деятелей»-младенцев не знают покоя. Они много двигаются сами и любят, когда их кружат или подбрасывают. Они раньше, чем другие дети, начинают ползать и ходить. В дошкольном возрасте они предпочитают активные игры, связанные с прыжками, лазанием, бегом, любят кубики и движущиеся игрушки на колесах.

Основные проблемы, с которыми «деятелям» приходится сталкиваться уже в детском саду, связаны с их неспособностью на протяжении длительного времени оставаться в покое и концентрировать свое внимание на одном предмете. Их стиль – активные игры на открытом пространстве! В дальнейшем беспокойное поведение и невнимательность на уроках могут быть причиной плохой успеваемости, тогда как вне школы бесстрашные и сильные «деятели» неизменно завоевывают авторитет среди сверстников. В тоже время, неистовый темперамент большинства «деятелей» обуславливает такие черты характера, как раздражительность и ранимость. Они требуют немедленного исполнения желаний и не готовы бороться с трудностями. «Деятели» эмоционально неустойчивы – гнев и радость чередуются с непостижимой быстротой. Их явное предпочтение физического восприятия восприятиям зрительным и слуховым приводит к языковым проблемам и отставанию в школе.

Конечно, часто встречаются дети, которым в той или иной степени присущи черты поведения нескольких типов познания. Тем не менее, основной способ познания определяется по ярко выраженным признакам.

Так как же развить и укрепить познавательные способности детей?

• Главным в развитии познавательных способностей является игра;

• Помните – ребенок должен получать удовольствие от игры с Вами;

• Игры для развития тех или иных способностей Вы можете подбирать на свое усмотрение;

• Только терпение и самодисциплина научат Вас понимать ребенка и помогать ему;

• Для всестороннего развития ребенка иногда нужно уметь поступиться своими интересами;

Проявите настойчивость и помогите ребенку реализовать новые способности, которые так необходимы ему для сбалансированного развития.

Проект «Ребенок познает мир» Данный проект разработан воспитателем первой квалификационной категории Зыряновой Оксаной Владимировной. Оксана Владимировна работает в.

Рекомендации родителям по работе с детьми в рамках проекта РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ ПО РАБОТЕ С ДЕТЬМИ В РАМКАХ ПРОЕКТА: Воспитатель МАОУ ОО школы № 8: Сунцова О. В. 1. Каждый ребенок должен участвовать.

Источник

Познавательное развитие детей дошкольного возраста

Альбина Сильченко
Познавательное развитие детей дошкольного возраста

В младшем дошкольном возрасте познание начинается с непосредственного восприятия предметов и явлений окружающего мира. Ребенок при виде незнакомого предмета стремится обследовать его. Он тянется к игрушке, берет в руки, рассматривает. Ребенок пытается знакомиться с разными свойствами предмета, на основе которых складывается первоначальный образ этого предмета, не всегда верный, односторонний, но значимый для него. Обычно при ознакомлении с предметом ребёнок стучит по нему, переворачивает его, ударяет по нему ладонью, облизывает его. У ребёнка формируются представления о внешних свойствах предметов, об их форме, цвете, величине, вкусе, запахе. Это означает, что малыш при помощи сенсорного познания формирует свое представление об окружающем мире, приобретает чувственный опыт. Ребёнок видит, слышит, осязает, различает запахи и вкусовые ощущения, а значит, познаёт.

Иными словами, в младшем дошкольном возрасте доминирует способ познания «вижу—действую», который соответствует наглядно-действенному мышлению.

Познавательная активность трёхлетних детейхарактеризуется сле-дующими особенностями: активными действиями ребёнка в окружающей среде; желанием малыша подражать близким, любимым взрослым, пере -нимать их опыт, интересы и даже впечатления о мире.

В среднем дошкольном возрасте протекают серьёзные физиологиче-ские изменения в коре головного мозга (начинается процесс миелинизации нервных окончаний). Соответственно качественно изменяются психические (познавательные) процессы. Благодаря этому ребёнок начинает овладевать новым способом познания — освоением информации посредством слова, т. е. не подкреплённым зрительными образами. Теперь, для того чтобы узнать и понять что-либо, ребёнку не обязательно непосредственно видеть новые объекты (предметы, явления) и действовать с ними. У него появляется возможность постигать и перерабатывать информацию, воспринятую через рассказы, комментарии, объяснения взрослых.

Однако новый способ познания не сменяет предыдущий, а дополняет его. Всё это расширяет познавательные возможности ребёнка и усиливает его стремление познавать мир.

Читайте также:  Студент решает задачу по математике вероятность того что студент выберет графический способ

В старшем дошкольном возрасте ребёнок активно начинает осваивать большой мир с его непростым содержанием.

Интеллектуальные умения ребёнка 5—7 лет (анализ, сравнение обобщение, классификация, установление закономерностей) помогают ему более осознанно и глубоко воспринимать, постигать и систематизировать поступающие сведения о нашем мире.

Для того, чтобы удовлетворить стремления, желания и потребности в арсенале пятилетнего ребёнка имеются различные способы познания: действия и собственный практический опыт (этим он владеет достаточно хорошо); слово, т. е. рассказы взрослых (этот способ ему уже знаком продолжается процесс его совершенствования). Оба способа познания качественно меняются на протяжении старшего дошкольного возраста. Они становятся более осознанными и целенаправленными, ребёнок все больше проявляет собственную активность и инициативность в познании мира.

Периоды познавательного развития

Основой познавательного развития ребёнка дошкольного возраста — (3-7 лет) является предметное содержание нашего мира, которое в разных возрастных группах имеет свои особенности.

Развитие и обогащение познавательной сферы детей от рождения до 7 лет — сложный путь, который включает в себя накопление информации об окружающем мире; упорядочение и систематизацию представлений о мире; формирование отношения к информации, а значит, к миру. Все составляющие всегда имеют место в развитии ребёнка. Но интенсивность, степень выраженности и содержательная направленность этих процессов на каждом возрастном этапе разные.

В возрастноминтервале от 3 до 7 лет можно условно выделить четыре периода: два периода накопления информации — 3—4 года и 5—6 лет и два периода упорядочения информации — 4—5 лет и 6—7 лет. Отличительные особенности периодов накопления и упорядочения информации определяются возрастными особенностями психического и физиологического развития ребёнка, содержательной основой познания ребёнка.

В младшем дошкольном возрасте «территория познания» ребёнка ограничена ближайшим непосредственным окружением. Это связано с его познавательными возможностями, с основным способом познания на данном возрастном этапе («вижу—действую»).Поэтому наилучшим образом малыши постигают и осознают:

реальные предметы и объекты, к которым можно приблизиться, которые можно рассмотреть, подержать в руках, с которыми можно проделать различные манипуляции (действия);

события и явления окружающей действительности, в которых они сами являются активными участниками.

Благодаря этому дети накапливают довольно много представлений и знаний о ближайшем непосредственном окружении. Они хорошо ориентируются в своей группе и на своём участке детского сада, знают наименования окружающих предметов и объектов (кто? что, их различные качества и свойства (какой). Но эти представления ещё непрочно закреплены в сознании детей. Дошкольники пока слабо ориентируются в более сложных и скрытых от непосредственного взгляда характеристиках предметов и явлений (Кому они нужны? Как используются в жизни? Как взаимосвязаны друг с другом).

В поисках новых впечатлений и ответов на волнующие вопросы дети начинают раздвигать рамки той среды, где прожили всю предыдущую жизнь, и всячески расширяют познаваемые горизонты (квартира, группа, участок и т. п.). Однако расширение «территории познания» осуществляется только в рамках физических возможностей детей и прежнему подчинено основному способу познания: «вижу — действую». Иными словами, для расширения кругозора в младшем дошкольном возрасте новые предметы, явления, события дети должны воспринимать непосредственно (видеть, иметь к ним доступ и принимать активное участие (действовать).

В целом возраст 3—4 года можно охарактеризовать как период накопления информации.

Накопление информации происходит благодаря личному участию ребёнка в различных ситуациях, событиях; наблюдениям ребёнка реальными явлениями, предметами; манипулированию ребёнка с реальными предметами и его активным действиям в своём ближайшем окружении.

Постепенно к 4 годам ребёнок постигает (накапливает) огромное количество представлений о предметах и явлениях своего ближайшего окружения. Однако накопленные представления не всегда связаны между собой в сознании детей.

В среднем дошкольном возрасте предметное содержание приобретает значительную широту. Новый способ познания (посредством слова) расширяет «территорию познания» ребёнка, выводит его за пределы непосредственного восприятия (из ближайшего непосредственного окружения в большой мир).

Однако педагогам необходимо помнить, что содержание ближайшего окружения не теряет своей актуальности для ребёнка. Казалось бы, в знакомых объектах, предметах и явлениях он открывает новые грани, постигает их с других, ранее недоступных сторон. Ребёнок начинает осмысливать их внутренние характеристики: целевое назначение, функции. А главное, дети подходят к осознанию того, что собранная информация о конкретных предметах не существует в нашем мире хаотично, разрозненно и обособленно. Всё в этом мире взаимосвязано и взаимозависимо. Осмысление связей и зависимостей становится содержанием познавательного развития ребёнка.

Одна из линий усложнений этого содержания может быть представ- лена как последовательное овладение детьми следующими основные отношениями действительности: «часть — целое», «предмет — предмет», «предмет — система предметов». Отмечено, что приблизительно с 4 лет возможно формирование у детей умений рассматривать предмет в их взаимосвязи и во взаимодействии с целыми совокупностями других предметов, выступающими в качестве систем, внутри которых искомый предмет существует и функционирует. Иначе говоря, объектом познавательной деятельности ребёнка становится фундаментальное отношение «предмет — система предметов».

Открывающиеся перед ребёнком пятого года жизни информационные просторы также имеют свои особенности, которые необходимо учитывать при отборе конкретного содержания для познавательного развития дошкольника. Предлагаемая ребёнку информация должна касаться только тех объектов, предметов, явлений и событий, которые доступны человеческому восприятию, но в момент передачи информации отсутствуют ввиду отдалённости в пространстве и во времени.

На пятом году жизни дети всё чаще демонстрируют индивидуальные предпочтения к различным содержаниям. Это проявляется в избирательном отношении к миру, проявляющемся в более стойком, направленном интересе к отдельным объектам, предметам. Данные проявления в 4 года носят единичный характер. Но относиться к этому явлению надо внимательно и всячески его поддерживать, стимулировать и развивать. Ведь здесь закладывается фундамент последующих познавательных интересов, наличие которых является показателем готовности ребенка к обучению в школе.

В целом возраст от 4 до 5 лет можно охарактеризовать как период упорядочения информации.

Достигнутый к 4 годам уровень психического развития позволяет ребенку сделать очень важный шаг в познавательном развитии: дети 4-5 лет активно стремятся упорядочить накопленные представления об окружающем мире. Это сложное занятие для маленького ребёнка, но очень приятное и интересное.

Читайте также:  Какими способами получают нитраты

При помощи взрослых ребёнок начинает находить в окружающей действительности и выстраивать элементарные связи и зависимости между отдельными событиями, явлениями, предметами ближайшего окружения, которые в основном уже есть в его собственном опыте.

В возрасте 4—5 лет можно выделить следующие основные направления познавательной активности детей: знакомство с предметами, явлениями, событиями, находящимися за пределами непосредственного восприятия и опыта детей; установление связей и зависимостей между предметами, явлениями и событиями, приводящими к появлению в сознании ребёнка целостной системы представлений; удовлетворение первых проявлений избирательных интересов детей; формирование положительного отношения к окружающему миру.

В старшем дошкольном возрасте ребёнок по-прежнему с интересом смотрит на мир. Всё чаще и смелее он бросает свой взор на открывшуюся перспективу познания большого мира. Ведь большой мир — это огромный пласт знаний, которые накопило человечество на пути познания мира. Дети смело «пересекают пространство и время», им всё интересно, их манит и привлекает. Старший дошкольник с одинаковым рвением пытается освоить как то, что поддаётся осмыслению на данном возрастном так и то, что он пока не в состоянии глубоко и правильно осознать.

Именно у детей 5—7 лет наблюдается пик познавательных вопросов. Их познавательныепотребности можно выразить девизом: «Хочу знать!» В содержательную основу познавательного развития старшего дошкольника всё активнее начинают входить социальные понятия.

Старшего дошкольника отличает стремление расширить познаваемые горизонты действительности; желание выявить и вникнуть в существующие в нашем мире связи и отношения; интерес к новым источникам информации (помимо взрослых); потребность утвердиться в своем отношении к окружающему миру, более яркие и чёткие (по сравнению с предшествующими годами) индивидуальные познавательные интересы и предпочтения.

Однако в старшем дошкольном возрасте можно условно выделить две тенденции, которые определяют периоды освоения содержания.

Первая тенденция попадает на возраст 5—6 лет и характеризуется повышенным интересом к отдельным содержаниям, находящимся в информационном поле большого мира. Эти содержания часто базируются на уже имеющихся у ребёнка представлениях о ближайшем непосредственном окружении и являются их информационным продолжением. Например, ребёнок имеет представления о растениях своего окружения.Теперь его интересует: где ещё растут такие растения (цветы, деревья и пр.? Что растёт в Африке? Каков растительный мир воды (рек, озёр, морей? Какие растения были в период динозавров? Когда появился первый цветок? И т. д. Рассуждая, предполагая и получая ответы на свои вопросы, ребёнок достаточно резко расширяет свой кругозор за счёт новых сведений.

В целом возраст от 5 до 6 лет можно охарактеризовать период накопления информации.

При этом в отличие от возрастного периода 3—4 года, где также шло накопление информации, содержания, интересующие детей 5 лет, касаются не ближайшего окружения, а отдалённого, большого мир.

Вторая тенденция попадает на возраст 6—7 лет и характеризуется тем, что познавательные усилия ребёнка нацелены на систематизацию и расширение представлений о предметах, явлениях природы и об общественной жизни, на активизацию самостоятельной поисковой деятельности. В этой возрастной группе более ярко проявляются индивидуальные познавательные интересы, потребности и способности детей. В целом возраст от 6 до 7 лет можно охарактеризовать период упорядочения информации.

Накопленные к 6 годам сведения о мире являются серьёзной базой для дальнейшего развития познавательной сферы ребёнка. Эта база данных о большом мире снова требует от ребёнка определённых умений упорядочения накопленных и поступающих сведений. В этом ему, конечно, помогут взрослые, которые направят процесс познания детей 6—7 лет на установление осмысленных взаимосвязей нашего мира (причинно-следственных, целевых); упорядочение информации по разным основаниям, дальнейшее формирование положительного отношения к миру.

Развивая познавательную сферу детей дошкольного возраста, важно помнить, что собственно информация (сведения, факты, события жизни) ни в коем случае не рассматривается как самоцель, как знания ради знаний. Информация рассматривается как средство, с помощью которого надо сформировать у ребёнка целостную картину мира, широкий кругозор, развить у него необходимые для познавательного развития процессы, навыки, умения, способы познания.

Дополнение к программе допполнительного образования для детей школьного возраста с УО «Познавательное развитие» 1 г обучения Продолжительность и количество занятий Количество занятий определяется учебным планом: 1 полугодие длится 15 недель, 2 полугодие — 19 недель.

Дополнение к программе допполнительного образования для детей школьного возраста с УО «Познавательное развитие» 2 г обучения 2 год обучения (умеренная и тяжелая степень УО) «Развитие речи и окружающий мир» «Игрушки» Продолжать знакомство с игрушками (мяч, кукла,.

Дополнение к программе допполнительного образования для детей школьного возраста с УО «Познавательное развитие» 4 г обучения 4 год обучения «Развитие речи и окружающий мир» «Осень. Урожай» Продолжать знакомство с характерными признаками сезона (1-2): желтеют.

Интеллектуальное и познавательное развитие у детей младшего дошкольного возраста За последние десятилетия интеллектуальное и познавательное развитие у детей младшего дошкольного возраста становится одной из актуальнейших.

«Муравьи-санитары леса». Конспект ООД по ОО «Познавательное развитие» для детей старшего дошкольного возраста Конспект организованной образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» по теме\r\n «Муравьи – санитары.

Конспект экскурсии «Сокровище матушки Земли» для детей старшего дошкольного возраста по ОО «Познавательное развитие» Мы с детьми решили подробно изучить, что такое почва, почему на ней растут растения, узнать, живет ли кто-нибудь в земле? Ждем, когда наступит.

Опыт работы по теме «Познавательное развитие детей дошкольного возраста через сенсорное воспитание» На формирование моего опыта оказали влияние следующие факторы: — изучение методической литературы — изучение опыта коллег — посещение занятий.

Проект «Смотри во все глаза». Познавательное развитие детей старшего дошкольного возраста из цикла «Познай себя» Цель: продолжать формировать познавательный интерес к человеку. Задачи: • Дать представления о том, что глаза являются одним из основных.

Пояснительная записка к программе допполнительного образования для детей школьного возраста с УО «Познавательное развитие» Пояснительная запискаНастоящая рабочая программа «Познавательное развитие» разработана на основе программы дополнительного образования «Все.

Тема: «Познавательное развитие детей дошкольного возраста» «Прежде чем давать знания, надо научить думать, воспринимать, наблюдать.» Василий Александрович Сухомлинский «Маленький ребенок по сути.

Источник

Оцените статью
Разные способы