Ненаучные способы и виды ненаучного познания мира.
Результаты познавательной деятельности человека не ограничиваются только наукой.
Ненаучные способы познания мира – интуиция, остроумие, вера, мистическое озарение.
Интуиция-способность получить новое знание «по наитию», « в озарении»Обычно ее связывают с бессознательным. Это означает, что процесс познания важной проблемы может проходить и на осознаваемом уровне. Например, Д.И.Менделеев(1834-1907) во сне увидел принцип построения Периодической системы элементов. Но решение проблемы в интуитивном познании происходит не само собой, а на основе прошлого опыта и в процессе напряженных размышлений над проблемой. Человек, серьезно не занимающийся проблемой, никогда не решит ее путем «озарения». Поэтому интуиция находится на границе научных и ненаучных форм познания.
Остроумие— творческая способность замечать точки соприкосновения разнородных явлений и совмещать их в едином, радикально новом решении. Большая часть научных теорий (как и научных изобретений)основана на тонких и остроумных решениях. Остроумие по своим механизмам принадлежит к художественному познанию мира.
Вера – в религии является способом познания «истинного мира» и собственной души. Настоящая вера создает сверхъестественную связь между человеком и истиной.
Мистическое озарение в мистических учениях расценивается как путь к истинному познанию. В мистических учениях существуют различные духовные практики (медитация.), которые в итоге должны обеспечить выход человека на новый уровень познания.
Виды ненаучного познания мира.
1 – мифологическое познание мира пытается объяснить мир в фантастических и эмоциональных образах. На первых этапах исторического развития человечества потребность в познании мира удовлетворялась в той или иной мере в мифологических и религиозных объяснениях явлений природы, социальных отношений, многообразных проявлений человека. В мифах, представляющих собой повествование о происхождении существовании мира и его отдельных частей, находили отражения самые разные сведения, в том числе и близкие к истине. Но мифология не объясняла мир, ее предназначение – давать целостную картину мира, в котором есть и прошлое, и современное состояние(шло накопление зачатков научных знаний).
2- практическое знание, рожденное опытом повседневной жизни. Оно было , по существу, эмпирическим . выражалась специфическим языком, который может быть непонятным в отрыве от практических действий. Например, как можно измерить- чуть- чуть или щепотку? Но этот язык становиться понятным при действиях по образцу или при совместной работе с мастером, владеющим необходимыми приемами.
3- народная мудрость и здравый смысл. Народная мудрость выражается в поговорках, пословицах, загадках. Здравый смысл- это стихийно складывающее под влиянием повседневного опыта взгляды людей на окружающую действительность и на самих себя. Здравый смысл как бы суммирует опыт разных людей, проявленный в сходных ситуациях. Наряду с истинными знаниями здравый смысл может содержать и предрассудки, устойчивые заблуждения, т.к. опыт разных людей может быть очень разнообразным. В народной мудрости по одному и тому же поводу можно найти прямо противоположные суждения.
4- искусство — художественное освоение мира. Отличительная особенность художественного познания (литература, музыка, живопись, скульптура,) – использование художественного образа. Являясь отражением действительности, образ несет в себе свойства реальных предметов. Образ не просто отражает мир, а как бы обобщает важные свойства многих реальных объектов и делает это при помощи художественных средств.
5- паранаука— околонаучные знания, Она, в отличии от здравого смысла, который стремиться к ясности и рецептурности (от слова рецепт), грешит лженаучным языком. Иногда к паранауке относят знания, которые пока не находят объяснения в рамках существующих научных теорий.
Вопросы для самопроверки.
1.В чем проявляются основные отличия научного познания от ненаучного? Свободна ли наука от заблуждений?
2.В чем особенность социального познания? Почему социальное познание считается более сложным, чем познание природы?
Вопросы для самостоятельной работы.
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).
Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.
Папиллярные узоры пальцев рук — маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.
Источник
Ненаучное познание
Познание не ограничено сферой науки, знание в той или иной своей форме существует и за ее пределами. Появление научного знания не отменило и не сделало бесполезными другие формы знания. Полное отделение науки от ненауки так и не увенчалось успехом до сих пор.
Весьма убедительно звучат слова Л. Шестова о том, что, «по-видимому, существуют и всегда существовали ненаучные приемы отыскания истины, которые и приводили если не к самому познанию, то к его преддверию, но мы так опорочили их современными методологиями, что не смеем и думать о них серьезно» (Шестов Л. Апофеоз беспочвенности. — Л., 1991. С. 171)
Каждой форме общественного сознания: науке, философии, мифологии, политике, религии — соответствуют специфические формы знания. Различают также формы знания, имеющие понятийную, символическую или художественно-образную основу.
Когда разграничивают научное, основанное на рациональности, и ненаучное знание, то важно понять: ненаучное знание не является выдумкой, оно производится в определенных интеллектуальных сообществах, в соответствии с другими (отличными от рационалистических) нормами, эталонами и имеет собственные источники и средства познания. Очевидно, что многие формы ненаучного знания старше научного знания, например, астрология старше астрономии, алхимия старше химии.
Выделяют следующие формы ненаучного знания:
1) ненаучное — это разрозненное несистематическое знание, которое не описывается законами, находится в противоречии с существующей научной картиной мира;
2) донаучное, которое выступает прототипом научного, то есть, предшествует ему;
3) паранаучное — несовместимое с имеющимся гносеологическим стандартом. Широкий класс паранаучного (пара- от греч. — около, при) знания включает в себя учения или размышления о феноменах, объяснение которых не является убедительным с точки зрения критериев научности;
4) лженаучное— сознательно эксплуатирующее домыслы и предрассудки.
В качестве симптомов лженауки является нетерпимость к опровергающим доводам. Лженаучные знания очень чувствительны к сенсации, их особенностью является то, что они не могут быть объединены парадигмой, не могут обладать систематичностью, универсальностью, они вкраплениями сосуществуют с научными знаниями.
5) квазинаучноезнание ищет себе сторонников и приверженцев, опираясь на методы насилия и принуждения. Оно, как правило, расцветает в условиях жесткой иерархии науки, в которой доминирует идеологический режим. В истории нашей страны периоды «триумфа квазинауки» хорошо известны: лысенковщина, критика генетики, кибернетики и т.д.;
6) антинаучное— утопичное и сознательно искажающее представление о действительности. Приставка «анти» обращает внимание на то, что предмет и способы исследования противоположны науке. Особый интерес и тяга к антинауке возникают в периоды социальной нестабильности. Но хотя данный феномен достаточно опасен, принципиальное избавление от антинауки невозможно;
7) псевдонаучное знание представляет собой интеллектуальную активность, спекулирующую на совокупности популярных теорий.
Еще на ранних этапах человеческой истории существовало обыденно-практическое знание, доставлявшее элементарные сведения о природе и окружающей действительности. Его основой был опыт повседневной жизни, который имел разрозненный, несистематический характер, и представлял собой простой набор сведений. Люди, как правило, располагают большим объемом обыденного знания, которое производится повседневно в условиях элементарных жизненных отношений и является исходным началом всякого познания. Иногда аксиомы здравого смысла препятствуют развитию науки, вживаются в человеческое сознание так крепко, что становятся предрассудками и сдерживают процесс познания. Иногда, напротив, наука длинным и трудным путем доказательств и опровержений приходит к формулировке тех положений, которые давно утвердили себя в среде обыденного знания.
Особую форму ненаучного и внерационального знания представляет собой так называемая народная наука, которая в настоящее время стала делом отдельных групп или отдельных субъектов: знахарей, целителей, экстрасенсов, а ранее являлась привилегией шаманов, жрецов, старейшин рода. При своем возникновении народная наука обнаруживала себя как феномен коллективного сознания. В эпоху доминирования классической науки она заняла прочные позиции на периферии, вдали от официальных экспериментальных и теоретических изысканий. Как правило, народная наука транслируется от наставника к ученику в бесписьменной форме. Иногда ее можно выделить в форме заветов, примет, наставлений, ритуалов и пр. И, несмотря на то, что народную науку квалифицируют как самобытную и проницательную, ее часто обвиняют в необоснованных притязаниях на обладание истиной.
Широкий класс паранормальногознания включает в себя учения о тайных природных и психических силах и отношениях, скрывающихся за обычными явлениями. Самыми яркими представителями этого типа знания считаются мистика и спиритизм (экстрасенсорное — телепатия, ясновидение, второе — психокинез).
Заслуживает внимание то, что в настоящее время исследование паранормального ставится на конвейер науки, которая после серий различных экспериментов делает свои выводы. К. Поппер достаточно высоко ценил псевдонауку, прекрасно понимая, что наука может ошибаться и что псевдонаука «может случайно натолкнуться на истину». У него есть и другой вывод: если некоторая теория оказывается ненаучной — это не значит, что она не важна.
Уже давно ненаучное знание не рассматривают только как заблуждение. И раз существуют многообразные формы ненаучного знания, следовательно, они отвечают какой-то изначально имеющейся в них потребности. Нельзя запрещать развитие ненаучных форм знания, как нельзя и культивировать псевдонауку. Даже если неожиданные аналогии, тайны и истории окажутся всего лишь «инофондом» идей, в нем очень остро нуждается как интеллектуальная элита, так и многочисленная армия ученых.
Достаточно часто звучит заявление, что традиционная наука, сделав ставку на рационализм, завела человечество в тупик, выход из которого может подсказать ненаучное знание. К ненаучным же дисциплинам относят те, практика которых основывается на иррациональной деятельности на мифах, религиозных и мистических обрядах и ритуалах. Интерес представляет позиция современных философов науки, и в частности П. Фейерабенда, который уверен, что элементы нерационального имеют право на существование внутри самой науки.
Мнение о том, что именно научные знания обладают большей информационной емкостью, также оспаривается сторонниками подобной точки зрения. Наука может «знать меньше» по сравнению с многообразием вненаучного знания, так как все, что она знает, должно выдержать жесткую проверку на достоверность фактов, гипотез и объяснений. Не выдерживающее эту проверку знание отбрасывается, и даже потенциально истинная информация может оказаться за пределами науки.
Особое внимание следует обратить на вопрос соотношения веры и разума.Проблема взаимоотношений знания и веры имеет давнюю историю. Она активно обсуждалась в средневековой схоластической философии. Так, уже Тертуллиан открыто выступал против разума, провозглашал парадоксальный тезис: «Верую, потому что абсурдно». Августин Блаженный утверждал, что задача богословия — познать в свете разума то, что уже принято верой. Ансельм Кентерберийский заменил изречение Тертуллиана своей компромиссной формулой: «Верю и понимаю». Фома Аквинский говорил о гармонии между верой и знанием при приоритете веры.
Проблема соединения веры и знания, богословия и науки занимает важное место в одном из влиятельных направлений современной философии — неотомизме, представители которого стремились в едином синтезе объединить веру и разум. Основная задача данной философии усматривается в рациональном раскрытии и оправдании истин теологии. При этом она должна ориентироваться на собственные критерии рациональности и направляться, в конечном счете, «светом веры».
Французский ученый, философ и теолог Тейяр де Шарден пытался создать «научную феноменологию», которая синтезировала бы данные науки и религиозного опыта для раскрытия содержания эволюции Вселенной. Идею единения науки и мистики он считал панацеей от всех бед современного человечества. Важнейшее условие реализации этой идеи — технический прогресс и развитие экономики. Но решающую роль, по мнению Тейяра де Шардена, должен сыграть духовный фактор — ясная и сознательная вера в наивысшую ценность эволюции.
И. А. Ильин подчеркивал, что знание и вера совсем не исключают друг друга. С одной стороны, потому что положительная наука, если она стоит на высоте, не преувеличивает ни своего объема, ни своей достоверности и совсем не пытается судить о предметах веры (к примеру — «Бог есть» или наоборот «Бога нет»). Ее граница — чувственный опыт, ее метод — объяснить все явления естественными законами и стараться доказать каждое свое суждение. Она, согласно И. А. Ильину, держится за этот опыт и за этот метод, не утверждая, что они являются всеобщими, и не отрицая того, что можно достигнуть истины в другой области при помощи другого опыта и другого метода.
Рассматривая взаимоотношения веры и знания, Н. А. Бердяев отмечал, что они не мешают друг другу, и ни одна из них не может заменить или уничтожить другую. Русский философ утверждал беспредельность знания и веры, полное отсутствие их взаимного ограничения. Научное знание, как и вера, есть проникновение в реальную действительность, но частичную, ограниченную. Наука верно учит о законах природы, но она, по мнению Бердяева, некомпетентна в решении вопроса о вере, откровении, идее и т.п.
Усиление роли религии в современном обществе активизировало внимание исследователей к вопросу о соотношении науки и религии, знания и веры. Последняя имеет два значения: уверенность(доверие, убежденность) — то, что еще не проверено, не доказано в данный момент, и религиозная вера.
Вместе с тем следует иметь в виду, что «вера — это не только основное понятие религии, но и важнейший компонент внутреннего духовного мира человека, психический акт и элемент познавательной деятельности. Она обнаруживает себя в непосредственном, не требующем доказательств, принятии тех или иных положений, норм, истин. Как психологический акт вера проявляется в состоянии убежденности и связана с чувством одобрения или неодобрения. Если вера отрывалась от религиозной принадлежности, то в составе познавательного процесса она обозначала убежденность в правоте научных выводов, уверенность в высказанных гипотезах, являлась могучим стимулом научного творчества.
Контрольные вопросы
1. Что изучает гносеология?
2. Какие направления сформировались по поводу решения вопроса о познании?
3. Что такое субъект и объект познания?
4. Назовите этапы чувственного познания
5. Назовите этапы рационального познания.
6. Дайте характеристику абсолютной и относительной истин.
Источник