Способы познания мира не связанные с наукой

Ненаучные способы и виды ненаучного познания мира.

Результаты познавательной деятельности человека не ограничиваются только наукой.

Ненаучные способы познания мира – интуиция, остроумие, вера, мистическое озарение.

Интуиция-способность получить новое знание «по наитию», « в озарении»Обычно ее связывают с бессознательным. Это означает, что процесс познания важной проблемы может проходить и на осознаваемом уровне. Например, Д.И.Менделеев(1834-1907) во сне увидел принцип построения Периодической системы элементов. Но решение проблемы в интуитивном познании происходит не само собой, а на основе прошлого опыта и в процессе напряженных размышлений над проблемой. Человек, серьезно не занимающийся проблемой, никогда не решит ее путем «озарения». Поэтому интуиция находится на границе научных и ненаучных форм познания.

Остроумие— творческая способность замечать точки соприкосновения разнородных явлений и совмещать их в едином, радикально новом решении. Большая часть научных теорий (как и научных изобретений)основана на тонких и остроумных решениях. Остроумие по своим механизмам принадлежит к художественному познанию мира.

Вера – в религии является способом познания «истинного мира» и собственной души. Настоящая вера создает сверхъестественную связь между человеком и истиной.

Мистическое озарение в мистических учениях расценивается как путь к истинному познанию. В мистических учениях существуют различные духовные практики (медитация.), которые в итоге должны обеспечить выход человека на новый уровень познания.

Виды ненаучного познания мира.

1 – мифологическое познание мира пытается объяснить мир в фантастических и эмоциональных образах. На первых этапах исторического развития человечества потребность в познании мира удовлетворялась в той или иной мере в мифологических и религиозных объяснениях явлений природы, социальных отношений, многообразных проявлений человека. В мифах, представляющих собой повествование о происхождении существовании мира и его отдельных частей, находили отражения самые разные сведения, в том числе и близкие к истине. Но мифология не объясняла мир, ее предназначение – давать целостную картину мира, в котором есть и прошлое, и современное состояние(шло накопление зачатков научных знаний).

2- практическое знание, рожденное опытом повседневной жизни. Оно было , по существу, эмпирическим . выражалась специфическим языком, который может быть непонятным в отрыве от практических действий. Например, как можно измерить- чуть- чуть или щепотку? Но этот язык становиться понятным при действиях по образцу или при совместной работе с мастером, владеющим необходимыми приемами.

3- народная мудрость и здравый смысл. Народная мудрость выражается в поговорках, пословицах, загадках. Здравый смысл- это стихийно складывающее под влиянием повседневного опыта взгляды людей на окружающую действительность и на самих себя. Здравый смысл как бы суммирует опыт разных людей, проявленный в сходных ситуациях. Наряду с истинными знаниями здравый смысл может содержать и предрассудки, устойчивые заблуждения, т.к. опыт разных людей может быть очень разнообразным. В народной мудрости по одному и тому же поводу можно найти прямо противоположные суждения.

4- искусство — художественное освоение мира. Отличительная особенность художественного познания (литература, музыка, живопись, скульптура,) – использование художественного образа. Являясь отражением действительности, образ несет в себе свойства реальных предметов. Образ не просто отражает мир, а как бы обобщает важные свойства многих реальных объектов и делает это при помощи художественных средств.

5- паранаука— околонаучные знания, Она, в отличии от здравого смысла, который стремиться к ясности и рецептурности (от слова рецепт), грешит лженаучным языком. Иногда к паранауке относят знания, которые пока не находят объяснения в рамках существующих научных теорий.

Вопросы для самопроверки.

1.В чем проявляются основные отличия научного познания от ненаучного? Свободна ли наука от заблуждений?

Читайте также:  Соленые бычки холодным способом

2.В чем особенность социального познания? Почему социальное познание считается более сложным, чем познание природы?

Вопросы для самостоятельной работы.

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.

Папиллярные узоры пальцев рук — маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.

Источник

Ненаучное познание

Познание не ограничено сферой науки, знание в той или иной своей форме существует и за ее пределами. Появление научного знания не отменило и не сделало бесполезными другие формы знания. Полное отделение науки от ненауки так и не увенчалось успехом до сих пор.

Весьма убедительно звучат слова Л. Шестова о том, что, «по-видимому, существуют и всегда существовали ненаучные приемы отыскания истины, которые и приводили если не к самому познанию, то к его преддверию, но мы так опорочили их современными методологиями, что не смеем и думать о них серьезно» (Шестов Л. Апофеоз беспочвенности. — Л., 1991. С. 171)

Каждой форме общественного сознания: науке, философии, мифологии, политике, религии — соответствуют специфические формы знания. Различают также формы знания, имеющие понятийную, символическую или художественно-образную основу.

Когда разграничивают научное, основанное на рациональности, и ненаучное знание, то важно понять: ненаучное знание не является выдумкой, оно производится в определенных интеллектуальных сообществах, в соответствии с другими (отличными от рационалистических) нормами, эталонами и имеет собственные источники и средства познания. Очевидно, что многие формы ненаучного знания старше научного знания, например, астрология старше астрономии, алхимия старше химии.

Выделяют следующие формы ненаучного знания:

1) ненаучное — это разрозненное несистематическое знание, которое не описывается законами, находится в противоречии с существующей научной картиной мира;

2) донаучное, которое выступает прототипом научного, то есть, предшествует ему;

3) паранаучное — несовместимое с имеющимся гносеологическим стандартом. Широкий класс паранаучного (пара- от греч. — около, при) знания включает в себя учения или размышления о феноменах, объяснение которых не является убедительным с точки зрения критериев научности;

4) лженаучное— сознательно эксплуатирующее домыслы и предрассудки.

В качестве симптомов лженауки является нетерпимость к опровергающим доводам. Лженаучные знания очень чувствительны к сенсации, их особенностью является то, что они не могут быть объединены парадигмой, не могут обладать систематичностью, универсальностью, они вкраплениями сосуществуют с научными знаниями.

5) квазинаучноезнание ищет себе сторонников и приверженцев, опираясь на методы насилия и принуждения. Оно, как правило, расцветает в условиях жесткой иерархии науки, в которой доминирует идеологический режим. В истории нашей страны периоды «триумфа квазинауки» хорошо известны: лысенковщина, критика генетики, кибернетики и т.д.;

6) антинаучное— утопичное и сознательно искажающее представление о действительности. Приставка «анти» обращает внимание на то, что предмет и способы исследования противоположны науке. Особый интерес и тяга к антинауке возникают в периоды социальной нестабильности. Но хотя данный феномен достаточно опасен, принципиальное избавление от антинауки невозможно;

7) псевдонаучное знание представляет собой интеллектуальную активность, спекулирующую на совокупности популярных теорий.

Еще на ранних этапах человеческой истории существовало обыденно-практическое знание, доставлявшее элементарные сведения о природе и окружающей действительности. Его основой был опыт повседневной жизни, который имел разрозненный, несистематический характер, и представлял собой простой набор сведений. Люди, как правило, располагают большим объемом обыденного знания, которое производится повседневно в условиях элементарных жизненных отношений и является исходным началом всякого познания. Иногда аксиомы здравого смысла препятствуют развитию науки, вживаются в человеческое сознание так крепко, что становятся предрассудками и сдерживают процесс познания. Иногда, напротив, наука длинным и трудным путем доказательств и опровержений приходит к формулировке тех положений, которые давно утвердили себя в среде обыденного знания.

Читайте также:  Способы улучшения памяти для пожилых людей

Особую форму ненаучного и внерационального знания представляет собой так называемая народная наука, которая в настоящее время стала делом отдельных групп или отдельных субъектов: знахарей, целителей, экстрасенсов, а ранее являлась привилегией шаманов, жрецов, старейшин рода. При своем возникновении народная наука обнаруживала себя как феномен коллективного сознания. В эпоху доминирования классической науки она заняла прочные позиции на периферии, вдали от официальных экспериментальных и теоретических изысканий. Как правило, народная наука транслируется от наставника к ученику в бесписьменной форме. Иногда ее можно выделить в форме заветов, примет, наставлений, ритуалов и пр. И, несмотря на то, что народную науку квалифицируют как самобытную и проницательную, ее часто обвиняют в необоснованных притязаниях на обладание истиной.

Широкий класс паранормальногознания включает в себя учения о тайных природных и психических силах и отношениях, скрывающихся за обычными явлениями. Самыми яркими представителями этого типа знания считаются мистика и спиритизм (экстрасенсорное — телепатия, ясновидение, второе — психокинез).

Заслуживает внимание то, что в настоящее время исследование паранормального ставится на конвейер науки, которая после серий различных экспериментов делает свои выводы. К. Поппер достаточно высоко ценил псевдонауку, прекрасно понимая, что наука может ошибаться и что псевдонаука «может случайно натолкнуться на истину». У него есть и другой вывод: если некоторая теория оказывается ненаучной — это не значит, что она не важна.

Уже давно ненаучное знание не рассматривают только как заблуждение. И раз существуют многообразные формы ненаучного знания, следовательно, они отвечают какой-то изначально имеющейся в них потребности. Нельзя запрещать развитие ненаучных форм знания, как нельзя и культивировать псевдонауку. Даже если неожиданные аналогии, тайны и истории окажутся всего лишь «инофондом» идей, в нем очень остро нуждается как интеллектуальная элита, так и многочисленная армия ученых.

Достаточно часто звучит заявление, что традиционная наука, сделав ставку на рационализм, завела человечество в тупик, выход из которого может подсказать ненаучное знание. К ненаучным же дисциплинам относят те, практика которых основывается на иррациональной деятельности на мифах, религиозных и мистических обрядах и ритуалах. Интерес представляет позиция современных философов науки, и в частности П. Фейерабенда, который уверен, что элементы нерационального имеют право на существование внутри самой науки.

Мнение о том, что именно научные знания обладают большей информационной емкостью, также оспаривается сторонниками подобной точки зрения. Наука может «знать меньше» по сравнению с многообразием вненаучного знания, так как все, что она знает, должно выдержать жесткую проверку на достоверность фактов, гипотез и объяснений. Не выдерживающее эту проверку знание отбрасывается, и даже потенциально истинная информация может оказаться за пределами науки.

Особое внимание следует обратить на вопрос соотношения веры и разума.Проблема взаимоотношений знания и веры имеет давнюю историю. Она активно обсуждалась в средневековой схоластической философии. Так, уже Тертуллиан открыто выступал против разума, провозглашал парадоксальный тезис: «Верую, потому что абсурдно». Августин Блаженный утверждал, что задача богословия — познать в свете разума то, что уже принято верой. Ансельм Кентерберийский заменил изречение Тертуллиана своей компромиссной формулой: «Верю и понимаю». Фома Аквинский говорил о гармонии между верой и знанием при приоритете веры.

Читайте также:  Простой способ ручной стирки

Проблема соединения веры и знания, богословия и науки занимает важное место в одном из влиятельных направлений современной философии — неотомизме, представители которого стремились в едином синтезе объединить веру и разум. Основная задача данной философии усматривается в рациональном раскрытии и оправдании истин теологии. При этом она должна ориентироваться на собственные критерии рациональности и направляться, в конечном счете, «светом веры».

Французский ученый, философ и теолог Тейяр де Шарден пытался создать «научную феноменологию», которая синтезировала бы данные науки и религиозного опыта для раскрытия содержания эволюции Вселенной. Идею единения науки и мистики он считал панацеей от всех бед современного человечества. Важнейшее условие реализации этой идеи — технический прогресс и развитие экономики. Но решающую роль, по мнению Тейяра де Шардена, должен сыграть духовный фактор — ясная и сознательная вера в наивысшую ценность эволюции.

И. А. Ильин подчеркивал, что знание и вера совсем не исключают друг друга. С одной стороны, потому что положительная наука, если она стоит на высоте, не преувеличивает ни своего объема, ни своей достоверности и совсем не пытается судить о предметах веры (к примеру — «Бог есть» или наоборот «Бога нет»). Ее граница — чувственный опыт, ее метод — объяснить все явления естественными законами и стараться доказать каждое свое суждение. Она, согласно И. А. Ильину, держится за этот опыт и за этот метод, не утверждая, что они являются всеобщими, и не отрицая того, что можно достигнуть истины в другой области при помощи другого опыта и другого метода.

Рассматривая взаимоотношения веры и знания, Н. А. Бердяев отмечал, что они не мешают друг другу, и ни одна из них не может заменить или уничтожить другую. Русский философ утверждал беспредельность знания и веры, полное отсутствие их взаимного ограничения. Научное знание, как и вера, есть проникновение в реальную действительность, но частичную, ограниченную. Наука верно учит о законах природы, но она, по мнению Бердяева, некомпетентна в решении вопроса о вере, откровении, идее и т.п.

Усиление роли религии в современном обществе активизировало внимание исследователей к вопросу о соотношении науки и религии, знания и веры. Последняя имеет два значения: уверенность(доверие, убежденность) — то, что еще не проверено, не доказано в данный момент, и религиозная вера.

Вместе с тем следует иметь в виду, что «вера — это не только основное понятие религии, но и важнейший компонент внутреннего духовного мира человека, психический акт и элемент познавательной деятельности. Она обнаруживает себя в непосредственном, не требующем доказательств, принятии тех или иных положений, норм, истин. Как психологический акт вера проявляется в состоянии убежденности и связана с чувством одобрения или неодобрения. Если вера отрывалась от религиозной принадлежности, то в составе познавательного процесса она обозначала убежденность в правоте научных выводов, уверенность в высказанных гипотезах, являлась могучим стимулом научного творчества.

Контрольные вопросы

1. Что изучает гносеология?

2. Какие направления сформировались по поводу решения вопроса о познании?

3. Что такое субъект и объект познания?

4. Назовите этапы чувственного познания

5. Назовите этапы рационального познания.

6. Дайте характеристику абсолютной и относительной истин.

Источник

Оцените статью
Разные способы