Философия. Краткий курс
Настоящее издание представляет собой учебное пособие, подготовленное в соответствии с Государственным образовательным стандартом по дисциплине «Философия». Материал изложен кратко, но четко и доступно, что позволит в короткие сроки успешно подготовиться и сдать экзамен или зачет по данному предмету. Издание предназначено для студентов высших учебных заведений.
Оглавление
- 1. Исторические типы мировоззрения: миф, религия, философия
- 2. Философия как наука и мировоззрение
- 3. Основные проблемы философии. Структура философии
- 4. Философия Древнего Востока: общая характеристика
- 5. Философия Древней Индии
Из серии: Скорая помощь студенту. Краткий курс
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Философия. Краткий курс предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
© Обложка. ООО Группа Компаний РИПОЛ классик», 2016
© Оформление. ООО «Издательство «Окей-книга», 2016
1. Исторические типы мировоззрения: миф, религия, философия
Мировоззрение — обобщенная система взглядов человека и общества на мир в целом и на свое собственное место в нем. Мировоззрение существует на двух уровнях.
1. Первый уровень мировоззрения — мироощущение, или миросозерцание. Основой мироощущения является стихийное восприятие окружающей действительности.
Второй уровень мировоззрения — это миропонимание, т. е. логическое обоснование процессов и явлений окружающего мира. На этом уровне создается целостная картина действительности.
Собственно философское мировоззрение формируется лишь на уровне рационального мышления, обращающегося с понятиями. Философское мировоззрение характеризуется понятийным отражением окружающего мира, абстрактным мышлением и теоретическим познанием, а также способно вскрыть закономерности и сущность явлений и процессов.
2. Исторически первым типом мировоззрения считается миф.
Миф — первая попытка человека ответить на вопросы о возникновении мира и обосновать наличие естественного порядка, возникшая на самой ранней стадии общественного развития.
Для мифологического мировоззрения характерно образное восприятие мира. В этот период человек еще выделял себя из окружающей природной и социальной среды, а его мышление было конкретным и образным, а не абстрактным и понятийным. Мифологическое мышление характеризуется неотчетливым разделением субъекта и объекта, предмета и знака, вещи и слова, существа и его имени, вещи и ее атрибутов, единичного и множественного. Эта диффузность проявляется в сфере воображения и обобщения.
Для мифа характерно отождествление генезиса и сущности, т. е. замена причинно-следственных связей прецедентом. В мифе форма тождественна содержанию, и поэтому символический образ представляет то, что он моделирует. Важнейшая функция мифа — это создание модели, примера, образца.
Мифология представляет собой важнейшую предпосылку возникновения философии как качественно более высокого уровня осмысления действительности. Миф изначально являлся системой двух уровней: образного и понятийного. Затем под влиянием ряда факторов понятийный уровень занял главенствующее положение. Возникло осознанное применение понятий. Это и есть точка перехода от мифологии к философии.
3. Основные предпосылки перехода от мифа к философии:
• развитие аграрного и ремесленного производства и, как следствие, рост благосостояния общества;
• развитие государственного строя;
• возникновение научной формы знания.
4. Одновременно с мифологическим мировоззрением существовало мировоззрение религиозное.
Религия — форма мировоззрения, основанная на вере в существование трансцендентных сил и признающая за ними главенствующую роль в мироздании и жизни человека.
Религиозное и мифологическое мировоззрения обладают сходными чертами, но в религии символизм мифа заменяется сложной системой образов и смыслов, в которой существенную роль начинают играть понятийные построения. Второе принципиальное отличие религии — духовно-этическая нагруженность религиозного мировосприятия. Основными элементами религии являются вероучение и культовая система, т. е. система обрядовых действий, направленных на установление определенных отношений со сверхъестественным.
Главным способом усвоения религиозного мировоззрения выступает вера, воспринимаемая от предшествующих поколений во всем исторически-культурном контексте и опирающаяся на личный опыт человека. А практика культовых действий располагает механизмами подкрепления и формирования этой веры применительно к особенностям обыденного сознания.
Процесс систематизации и обновления мировоззрения в соответствии с происходящими изменениями как в самой жизни, так и в области знаний и развития культуры в целом совершает теология.
Теология — богословие, совокупность религиозных доктрин о сущности и действии Бога, построенная в формах идеалистического умозрения на основе текстов, принимаемых как божественное откровение.
В содержании различных религиозных мировоззрений имеется ряд повторяющихся фундаментальных идей: творения мира Богом (креационизм), предопределения Богом происходящих в мире событий (провиденциализм), целесообразности мирового устройства (телеология), души как особой сущности в человеке, связи человека и Бога, воскресения и посмертного существования. Основная функция религии состоит в том, чтобы помочь человеку преодолевать изменчивые, преходящие, относительные аспекты его бытия и возвысить человека до чего-то абсолютного, вечного, придавая его существованию непреходящий смысл.
5. Основные особенности религии:
• жесткость религиозной догматики: религиозные вероучения рассматриваются как данные свыше, поэтому считаются священными, содержащими абсолютную истину, не подлежащую сомнению и пересмотру. Религиозная доктрина не терпит критики;
• главенствующая роль веры и превосходство ее над разумом в религиозном сознании;
• символизм: каждое значимое явление в природе или истории рассматривается как проявление высшей воли. Через символ осуществляется связь между сверхестественным и естественным мирами;
• ценностный характер по отношению к действительности: все происходящее в мире и в первую очередь поступки людей получают положительную или отрицательную оценку.
6. Религию и философию роднит решение мировоззренческих проблем, однако подход к этим проблемам различный. Философия всегда базируется на принципах доказательности и обоснования, а религиозное сознание, так же как и мифологическое, объясняет процессы и явления окружающего мира сверхъестественными причинами.
Таким образом, миф, подвергшись определенной рациональной интерпретации, перешел в философию.
Философия — это учение о мире в целом, об общих принципах и закономерностях его бытия и познания. Философия представляет собой теоретическую основу мировоззрения.
Источник
Исторические виды мировоззрения: мифология, религия, философия, наука
Важнейшей задачей философии можно считать построение и рациональное обоснование мировоззрения – целостного и развёрнутого взгляда человека и общества на себя и на окружающий мир как на глобальное мироздание, на Универсум. Сложившееся мировоззрение или, другими словами, система важнейших принципов, взглядов, ценностей, идеалов и убеждений, определяющих отношение к действительности, индивидуальную «жизненную позицию» или же общее понимание мира, может быть как личностным достоянием, так и коллективной формой социокультурного сознания. В истории человеческой культуры традиционно называют несколько основных типов мировоззрений: мифологическое, религиозное, философское, а позднее — научное.
Мифология – древнейшая форма общественного сознания, сочетающая как рациональное, так и сверхестественное восприятие действительности. Мифы впервые пытаются ответить на фундаментальные вопросы познания — о происхождении Вселенной, Земли и человека; они объясняют природные явления; ставят проблему жизни, смерти и судьбы человека, поднимают вопросы его чести и долга. Мифы одухотворяют природу; устанавливают иерархию «миров» (боги, люди, демоны); «объясняют» взаимодействие сверхестественных сил с человеком. Кроме того, существует практическая направленность мифа на решение конкретных жизненных задач: хозяйство, защита от стихии и т.д.
Миф – это первый продукт «коллективного бессознательного», первая форма целостного постижения мира, превращения «хаоса» в упорядоченный и гармоничный, сколько-нибудь понимаемый «космос». Мифологическое сознание впервые устанавливает связь между человеком, природой и культурой. Благодаря мифу человек начинает жить в циклическом времени, периодически возвращаясь к «началу времён», когда «всё было лучше». Мифологическое мировоззрение не покидало историю и общественное сознание, оно активно воспроизводится в современной культуре — в искусстве, в политике, в рекламе.
Религиозное мировоззрение закономерно наследует яркую образно-эмоциональную специфику мифа и базовые начала мироустройства, изложенные в нём. Основной особенностью и отличием религии как мировоззрения становится вера в «Божественное начало», сотворившее мир, а источником знания служит «откровение», посланное избранным «пророкам» и позднее записанное в «священных текстах». Религия формирует этико-эмоциональное восприятие действительности. Рефлексия, то есть абстрактно-теоретические размышления, обращённость мысли на саму себя, для религиозного сознания вторична. Основными мировыми религиями сегодня являются буддизм, христианство, ислам, весомыми национальными религиями остаются индуизм, иудаизм, синтоизм. В современном мире религии выполняют важную консолидирующую, культурологическую и нравственно-воспитательную функцию. Между тем, в мире по-прежнему остаются острыми проблемы веротерпимости и религиозного экстремизма.
Философское мировоззрение возникает как, прежде всего, критическое отношение к мифу или, позднее, к религиозному догмату. Философское знание носит предельно общий характер, оно логично, системно и теоретически оформлено. Основная специфика философии в том, что она, имея очень много общего с научным знанием (предмет, методы, чёткий понятийный аппарат), не является только лишь наукой, но предстаёт предельным обобщением всех существующих, ранее накопленных человечеством знаний, в том числе, и конкретных знаний о природе, обществе, мышлении. Философия традиционно составляла мировоззренческую и методологическую основу гуманитарных наук, однако сегодня её постулаты становятся важны для физики, астрономии, биологии, генной инженерии, медицины.
Безусловно, предмет философии шире предмета исследования любой отдельной науки. «Есть наука, которая рассматривает сущее как таковое и то, что ему присуще само по себе, эта наука не тождественна ни одной из частных наук» (Аристотель) Так, подлинная философия — это «непосредственное видение» самой сути «того, что есть»: единого, целостного, истинного. Философия интегрирует иные науки, но не поглощает их, синтезирует всё научное знание, и вместе с тем, остаётся «открытой» для «вненаучного» знания: религии и др.
Для философии как формы познания остаётся чрезвычайно значимой нравственная составляющая познания и существования. Философские рассуждения наполнены ценностными выражениями, затрагивающими вопросы счастья, надежды, веры, любви. «Стремясь» к научной объективности и беспристрастности, философия, между тем, изначально субъективна, и не может не быть таковой: рассматривая мир через призму человеческого «я», она стремиться постичь окружающее мироздания путём придания ему личностной теплоты, превращения целой вселенной в «наш дом» – «философия – это ностальгия повсюду быть дома». (Новалис)
В исторической ретроспективе философия как мировоззрение прошла три основные стадии:
— космоцентризм: объяснение мира могуществом и предопределённостью Космического Универсума, Высших сил, энергий и циклов бытия (философия Индии, Китая, Античной Греции);
— теоцентризм (теос (греч.) – Бог): все проблемы бытия и познания рассматриваются с точки зрения существования Бога, «философское» разъяснение и обоснование религиозных истин (средневековая схоластическая и современная богословская философия);
— антропоцентризм (антропос (греч.) – человек): в центре познания – проблема человека, его возможностей, его судьбы, его свободы (философия Возрождения, Нового и Новейшего времени.)
Научное мировоззрение — относительно поздний «продукт» общественного сознания и культуры (концептуально оформилось в XIX веке), представляет собой систему теоретического и практического знания, сформированного на основе рационально-логической доказуемости фактов и опытного обоснования исследований. Современная наука взаимодействует со всеми видами познания и, прежде всего, с философией. Однако существует определённая специфика.
Учёный, выдвигая гипотезу, руководствуется, в первую очередь, строгими доказательствами, которые находятся в его распоряжении. Философ же, опираясь на богатейшую традицию рефлексии, следует за вдохновением мысли, расширяя «горизонт» познания. Его идея может разойтись с данными науки, его цель совсем не в том, чтобы прокомментировать и обобщить результаты научных изысканий, а в том, чтобы воздействовать на фундаментальные мировоззренческие установки и, возможно, изменить способы и предмет познания.
Предмет, методы и функции философии.
Как и всякая дисциплина, философия имеет свой предмет. Им является всеобщее в системе «человек-мир». В истории философских знаний выделялись различные аспекты этого отношения, что приводило к развитию и углублению взглядов на предмет философии как науки.
Философское знание составляет следующие основные разделы:
— онтология (онтос (греч.) — мир, логос (греч.) — слово, наука): учение о Бытии, его сущности, происхождении и конечности;
— гносеология (гнозис (греч.) – знание): учение о процессах познании, о природе разума, о «бессознательном», о возможностях, границах и законах познания мира;
— антропология, антропософия: учение о человеке, его сущности и существовании, о его душе и духовном мире;
— социальная философия и философия истории: разделы о взаимодействии человека и общества, о его духовной и материально-экономической сферах жизни, о глобальных социальных перспективах и проблемах выживания, а также исследование закономерностей культурно-исторического развития различных обществ, определение критериев культуры и цивилизации;
Основными методами философии являются:
— диалектика – основной, «рабочий» метод современного философского исследования, при котором вещи и явления рассматриваются гибко, критически, последовательно с учётом причин и следствий, возможностей изменения и закономерностей развития.
— метафизика — метод философского исследования, при котором изначально задаётся высота абсолютных истин, проводится поиск и обоснование непреходящих критериев, ценностей и смыслов бытия, логически «неопределимых» (любовь, добро, правда, благо, совесть, красота): это «то, что есть» — «непосредственный взгляд» на суть человека и мироздания.
— догматика – восприятие бытия и знания через призму догматов (как правило, религиозных) – недоказуемых, «данных свыше», по умолчанию принятых «раз и навсегда».
— эклектика – метод произвольных заимствований, соединение разрозненных, «вырванных из контекста» фактов, не имеющих единого начала концепций, с целью сформулировать внешне правдоподобные, но не являющиеся подлинно достоверными выводы.
— софистика – метод доказательств «чего угодно кому угодно», эффектный приём ораторского искусства, основанный на выведении из некорректно поданных фактов логически правильных, однако изначально ложных по смыслу выводов.
Важнейшими функциями философии, то есть направлениями применения, через которые реализуются её цели, задачи и назначение как науки, принято выделять следующие:
— мировоззренческая, онтологическая функция способствует формированию целостности картины мира, представлений о его устройстве, о месте в нём человека, а также принципов его взаимодействия с миром.
— методологическая, заключается в выработке определённого категориально-понятийного аппарата, свойственного философии как системе научно-теоретического знания.
— гносеологическая функция имеет целью достоверное познание окружающего мира и выработку основных методов этого познания, а также построение наиболее общих концепций и теорий; она подразумевает критическое осмысление действительности, разрушение стереотипов имеющегося знания, его модернизацию.
— аксиологическая (аксиос (греч.) — ценный), одна из важнейших функций философии, заключается в глубоком осмыслении окружающего мира и происходящих в нём процессов с точки зрения «преходящих» и «вечных» ценностей и смыслов: духовно-нравственных, личностных, общечеловеческих, социальных, узкокорпоративных, религиозных, идеологических и т.д.
— просвещенческая, воспитующая функция состоит в том, чтобы создавать и культивировать духовные и гуманистические ценности и идеалы, способствовать укреплению морали в обществе, помочь человеку обрести смысл жизни и «найти себя» в окружающем мире.
— социальная функция призвана объяснить состояние и движущие силы в человеческом обществе в глобальном масштабе, назвать важнейшие причины социальных противоречий, обозначить пути совершенствования общественных отношений.
— прогностическая функция заключается в попытке глобального прогноза тенденций развития окружающего мира: космоса, природы и общества, будущего цивилизации, стран и народов, их исторической судьбы, а также развития человека, возможностей его сознания и познания.
Источник