Книги — средство познания мира
Наталья Алимова
Книги — средство познания мира
Задача взрослого — открыть ребёнку то необыкновенное, что несёт в себе книга, то наслаждение, которое доставляет погружение в чтение. Взрослый, чтобы привлечь к книге ребёнка, должен сам любить литературу, наслаждаться ею как искусством, понимать сложность, уметь передавать свои чувства и переживания детям.
Не секрет, что современные дети мало читают, предпочитая книгу просмотру телепрограмм и видеофильмов, компьютерным фильмам. Эта печальная реальность должна заставить родителей задуматься и попытаться, как то исправить положение вещей.
Взрослые должны обращать внимание на возраст ребенка, уровень интеллектуального развития, интерес к читаемому и в связи с этим подбирать книги для чтения.Не следует стремиться прочесть все: надо думать, не о количестве, а о пользе прочитанного и воспринятого.
Детям нужно читать как можно больше книг. Очень важно, чтобы он полюбил это занятие. Книга может заинтересовать, как мальчишек, так и девчонок, главное найти такой вариант, который понравится ребенку.
Учеными установлено, что ребенок, которому систематически читают, накапливает богатый словарный запас.
Читая вместе с мамой, ребенок активно развивает воображение и память.
Именно чтение выполняет не только познавательную, эстетическую, но и воспитательную функцию. Поэтому, родителям необходимо читать детям книжки с раннего детства.
Очень важно обращать внимание детей на образный язык сказок, рассказов, стихотворений, привлекая дошкольников к повторению запомнившихся им отдельных слов, выражений, песенок персонажей.
Усваивая содержания сказки, дети учатся передавать слова разных героев, повторяют интонации. Это закладывает основы для дальнейшего самостоятельного развития интонационной выразительности в более старшем возрасте.
«Дошкольный возраст — период познания мира и человеческих отношений». Консультация для родителей В период дошкольного детства ребёнок вступает в «возраст разума» — овладевает речью, основами интеллекта, умением контролировать своё.
Центр познания и природы Центр познания и природы. Уголок природы – необходимая составляющая воспитательного процесса в детском саду. Он помогает научить детей.
Фотоотчёт «Игра — это способ познания окружающего мира» в средней группе Игра — это способ познания окружающего мира. Цель: Развивать у детей диалогическую и монологическую речь посредством игровой деятельности.
Конспект беседы для родителей с детьми «История появления книги» к празднику Всемирный день книги 23 апреля празднуется Всемирный день книги. Цель : Организация совместного времяпрепровождения родителей и детей. А также улучшение взаимодействия.
Консультация для родителей «Способ познания окружающего мира» Консультация для родителей: «Способ познания окружающего мира»Игра для дошкольников является способом познания окружающего мира. Под влиянием.
Консультация «Театр для ребёнка-своеобразная форма познания окружающего мира» В нашем СПДС «Солнышко» продолжает проводиться систематическая работа по проведению совместных мероприятий с Тольяттинской творческо-театральной.
Моделирование одежды как метод познания окружающего мира Одним из наиболее перспективных методов воспитания является моделирование, поскольку мышление старшего дошкольника отличается предметной.
Перспективно-тематическое планирование по познанию предметного и социального мира, освоению безопасного мира НОД Познание предметного и социального мира/ Освоение безопасного мира Сентябрь НОД Программное содержание Литература 1-я неделя СоциализацияТема:.
Сенсорное развитие ребёнка — это способ познания окружающего мира. Дидактические игры для младшего дошкольного возраста Сенсорное развитие ребёнка – это способ познания окружающего мира, в основе которого лежит работа органов чувств. Зрительное восприятие.
Статья для воспитателя: «Детское экспериментирование как метод познания мира. Виды детского экспериментирования» Статья для воспитателя детского сада. «Детское экспериментирование как метод познания мира. Виды детского экспериментирования» Дошкольное.
Источник
Познание окружающего мира через книгу
Воспитатель I К.К. Коржова И.Б. МКДОУ Д/С №3
Г.Лиски Воронежской обл.
Познание окружающего мира через книгу
Дата появления детской литературы в России не известна. Она появилась в недрах народной литературы. В 10-11вв. бытовали песни, басни, сказки, легенды, былины, сказания. Исследователи считают, что народная и детская литература существовали и ранее, а до нас дошли лишь более поздние материалы.
Значение книг для ребенка очень велико. Книги служат для того, чтоб расширять представление ребенка о мире, знакомить его с вещами, природой, всем, что его окружает, , воспитывается любовь, интерес и уважение к человеку и его труду, любовь к родному краю.
Книга – не учебник, она не дает готовых рецептов, как научить ребенка любить литературу, одна из важнейших задач воспитателей и родителей, потому что научить сложному искусству чтения и понимания книги очень трудно. Ребенок должен ярко, эмоционально откликаться на прочитанное, видеть изображенные события, страстно переживать их. Малыш рисует в воображении любые сюжеты, плачет и смеется, представляет (видит, слышит, обоняет, осязает) прочитанное так ярко, что чувствует себя участником событий. Книга вводит ребенка в самое сложное в жизни – в мир человеческих чувств, радостей и страданий, отношений, побуждений, мыслей, поступков, характеров. Книга учит «вглядываться» в человека, видеть и понимать его, воспитывает человечность. Прочитанная в детстве книга, оставляет более сильный след, чем книга прочитанная в зрелом возрасте.
В дошкольном возрасте дети знакомятся с русским и мировым фольклором во всем многообразии его жанров – от колыбельных песен, потешек, считалок, дразнилок, загадок, пословиц да сказок и былин, с русской и зарубежной классикой. С произведениями А.С. Пушкина, П.Г. Ершова, Ш. Перро, братьев Гримм, С. Я. Маршака, К.И. Чуковского, и многих других.
Знакомить ребенка с детской литературой желательно ежедневно в свободной форме, хотя бы 30 минут в день. Ведь книга непроизвольно объясняет жизнь общества и природы, мир человеческих отношений. Она развивает мышление, воображение, обогащает эмоции ребенка, дает прекрасные образы русского литературного языка.
С ранних лет надо учить малыша относиться к книге, как к величайшей ценности, правильно держать ее в руках, правильно перелистывать, знать ее место на книжной полке, запоминать название, автора.
При работе с младшим дошкольным возрастом, мы особую роль уделяем иллюстрациям, в осознании текста. Они помогают малышу понять прочитанный текст.
Слушая сказки, дети, прежде всего, устанавливают связи, когда события четко следуют друг за другом и последующее логически вытекает из предыдущего. Такое построение сюжета характерно для большинства сказок, которые читают и рассказывают младшим дошкольникам («Колобок», «Теремок», «Волк и козлята», «Пых» и другие).
Чтение стихов и других произведений учит любоваться, восхищаться и понимать картины природы. «Белый снег пушистый» И.Сурикова, стихи Е.Серовой «Колокольчик», «Одуванчик», А.Прокофьев «Ранней весной», Г.Скребицкий «На лесной поляне».
Чтобы ребенку были понятны все слова из читаемого произведения, необходимо расширять его опыт, подготовить к восприятию художественного текста. В своих рабочих планах воспитатель планирует вне занятий провести наблюдения, рассмотреть иллюстрации, беседы и т.д. Содержание предварительной работы определяется художественным текстом, опытом детей и возможностями дошкольного учреждения. Например, перед прочтением украинской сказки «Колосок» можно провести беседу о том кто и как выращивает хлеб, рассмотреть картинки, рассмотреть настоящий колос, зерно, муку и так далее. Если же предстоит выучить стихотворение о природном явлении, например, об осени (Е.Трутнева «Улетает лето»), то здесь воспитатель организует наблюдения на участке, в парке, проводит игры дидактические и подвижные. Дети должны сами увидеть красоту падающих листьев, паучка на кончике паутинки, услышать шорох листьев, то есть делается все то, что приближает их опыт к содержанию стихотворения.
Взрослеет ребенок и усложняется их читательский опыт. Для понимания произведения ребенку уже не требуется иллюстрация к каждому повороту сюжета. Характеризуя героев, дети чаще всего высказывают правильные суждения об их поступках, опираясь при этом на свои представления о нормах поведения и обогатившийся личный опыт. Вместе с тем при восприятии литературных произведений ребенок не ставит пере собой задачу оценить героя, события. Отношение детей к литературным фактам имеет действенное, жизненное значение. Ребенок 4-5 лет, прежде всего активный соучастник изображаемых событий; он переживает их вместе с героями.
Таким образом, исходя из особенностей обогащенного литературного и пополненного жизненного опыта детей, перед воспитателями стоят задачи:
— продолжать формировать у детей интерес к книге;
— учить внимательно, слушать и слышать произведение;
— видеть поступки персонажей и правильно их оценивать;
— развивать воображение, умение мысленно представлять себе события и героев произведения;
— поддерживать внимание и интерес детей к слову в литературном произведении;
— поддерживать сопереживание детей героям произведения и формировать личностное отношение к прочитанному.
Мы видим, что в течение всего дошкольного периода происходят активное развитие и совершенствование способностей к восприятию литературных произведений, формирование интереса и любви к книге, то есть ребенок успешно формируется как читатель. Это обстоятельство заставляет нас, педагогов, тщательно продумывать вопросы связанные с чтением книг детям дошкольного возраста и, прежде всего с отбором произведений детской литературы для каждого возрастного этапа.
Продуманный отбор книг для детского чтения определяется тем, что неизбежно влияет на литературное развитие ребенка, формирование его литературного опыта на этапе дошкольного детства, на воспитание отношения к книге. Занятия, посвященные знакомству детей с литературными произведениями, требуют от воспитателя предварительной подготовки. Условно можно выделить следующие этапы:
— подготовка воспитателя к чтению художественного произведения;
— постановка задач чтения (рассказывания) в зависимости от характера литературного произведения;
— отбор методов работы с книгой.
Подготовив детей к восприятию, воспитатель выразительно читает текст. Эта часть занятия очень важна и ответственна – здесь происходит первая встреча ребенка с художественным произведением.
Следующий этап – беседа о прочитанном. Дети легко с удовольствием включаются в такую беседу, потому что она отвечает их потребности по говорить о прочитанном, поделиться своими впечатлениями, выразить переполняющие их чувства.
Воспитатель задает детям вопросы после прослушивания литературного произведения. Первые вопросы, позволяют узнать, каково эмоциональное отношение детей к явлениям, событиям, героям. Эти вопросы задают, как правило, в начале беседы, они оживляют и обогащают первые, непосредственные впечатления, возникшие у детей при слушании произведения.
Вторые вопросы, направлены на то, что бы выявить основной замысел произведения, его проблему. Постановка таких вопросов поможет воспитателю увидеть, насколько правильно понято детьми содержание произведения.
Во время беседы полезно прочитывать отдельные фрагменты произведения. Такое повторное чтение помогает детям уловить и понять то, что могло быть упущено при первом восприятии текста.
Третьи вопросы проблемно-следственного характера, обращающие внимание детей на мотивы поступков персонажей, например: почему Маша не разрешала медведю отдыхать и говорила: «Не садись на пенек, не ешь пирожок» (Русская народная сказка «Маша и медведь»)? Почему все засмеялись, а Ваня заплакал (рассказ Л.Н. Толстого «Косточка»)? Проблемные вопросы заставляют ребенка размышлять о причинах и следствиях поступков героев, выявить внутренние побуждения персонажей замечать логическую закономерность событий.
Четвертые вопросы, обращают вн6имание детей на языковые средства выразительности. Эти вопросы привлекают ребенка к наблюдению над языком художественной литературы, над его образным эмоциональным строем.
Следующие вопросы, направлены на воспроизведение содержания. Отвечая на эти вопросы, ребенок припоминает отдельные эпизоды, а факты, логически выстраивая их. Использование вопросов зависит от возрастных возможностей детей.
И последние вопросы, побуждают детей к элементарным обобщениям и выводам. Обычно ими заканчивают беседу. Назначение таких вопросов – вызвать у ребенка потребность еще раз вспомнить и осмыслить произведение в целом, выделить наиболее существенное, главное. Зачем писатель рассказал нам эту историю? Как бы вы назвали этот рассказ (сказку)? Почему писатель так назвал произведение?
Таким образом, вопросы, которые предлагаются детям в процессе беседы после чтения, побуждают их не только запомнить литературный материал, но и обдумать, осознать его, выразить словом возникающие при слушании мысли и впечатления. В беседах после чтения воспитателю следует иметь ввиду, что вопросов не должно быть много. Вопросы должны побуждать ребенка к размышлению, помогать увидеть и понять скрытое в художественном содержании. Целесообразно заканчивать занятия повторным чтением воспроизведения, если оно не велико по объему, или читать понравившееся детям эпизоды.
Именно книги, волнуя ум, сердце и воображение детей помогают им разобраться в сложных жизненных ситуациях, обостряют чуткость к плохому и хорошему, побуждают самостоятельно находить правильные ответы на сложные вопросы. При чтении детям в свободное время, можно подобрать книгу, содержание которой, было бы связано с темой по ознакомлению с окружающим миром. Это поможет педагогу добиться более прочного усвоения детьми изучаемого материала.
Существенную роль в формировании у дошкольников интереса и любви к художественной литературе играет книжный уголок. Здесь ребенок видит книгу не в руках воспитателя, а остается с ней один на один. Он внимательно и сосредоточенно рассматривает иллюстрации, ребенок приобщается к изобразительному искусству, учится видеть и понимать графические способы передачи литературного содержания.
Только в книжном уголке воспитатель имеет возможность привить детям навыки культуры общения и общения с книгой. Так как бережное отношение к книге – одно из важных качеств культуры чтения, без которого немыслим настоящий читатель и которое наиболее успешно формируется в месте, отведенном для чтения.
Рассматривание книги дает ребенку возможность вновь пережить прочитанное, углубить свои первоначальные представления. Внимательно рассматривая иллюстрации, ребенок приобщается к изобразительному искусству, учиться видеть и понимать графические способы передачи литературного содержания. Иллюстрированная книга – это первый художественный музей, где он впервые знакомится с творчеством знаменитых художников.
Совместное общение воспитателя и ребенка с книгой носит особо теплый и доверительный характер. Побуждая детей вместе рассмотреть книгу, поговорить о ней, воспитатель тем самым формирует умение воспринимать ее в единстве словесного и изобразительных искусств.
Таким образом, положительное отношение к книге, к процессу чтения, воспитанное в дошкольном возрасте, станет фундаментом успешного обучения ребенка в школе. И книга станет добрым другом, советчиком и помощником ребенка на протяжении всей жизни.
Гурович М.М. Ребенок и книга /М.М.Гурович – Детство-пресс, 2004.
Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. / Л.С. Выготский. – СПб, 1997.
Кудрявцев В.Т. Воображение ребенка: природа и развитие: Ст.1/ В.Т. Кудрявцев //Психологический журнал. – 2001.
Симановский А.Э. Развитие творчества детей./А.Э. Симановский – Ярославль: Академия развития, 1996.
Синицына Е.И. Умные сказки./Е.И. Синицына – М.: Лист, 1999.
Источник