Способы познания истины философия

Основные формы и методы познания. Проблема истины в философии и науке.

Основные формы познания:

Чувственное познание, или живое созерцание, — это активное отражение органами чувств человека непосредственно (или с помощью приборов) воздействующих на них предметов и процессов материального мира. Исходной предпосылкой чувственного познания является включение человека во всеобщее взаимодействие природных и социальных факторов и условий.

Чувственное познание имеет три формы – ощущения, восприятия и представления.

Особенность ощущений в том, что в них отражаются отдельные стороны и свойства предметов и явлений материального мира, внутренние состояния организма при непосредст-венном воздействии на органы чувств человека (рецепторы) материальных раздражителей.

Все ощущения подразделяются на внешние (экстероцепторы) – контактные и дистантные, которые отражают свойства предметов и явлений внешнего мира; внутренние (интероцепторы), которые отражают состояние организма; внешне-внутренние. Среди этих трех групп ощущений выделяются следующие виды: зрение, слух, обоняние, осязание, вкус, болевые, тактильные, температурные, равновесия и ускорения, вибрационные, статико-динамические, мышечно-суставные.

Ощущение – одновременно и компонент чувственного образа, и компонент деятельности, реакции организма. Вне реакции, движения, деятельности оно так же невозможно, как и без внешних раздражителей. В этом смысле можно сказать, что неподвижный глаз слеп, неподвижная рука – не орган познания.

Субъективность ощущений означает, что они, во-первых, не существуют в отрыве от субъекта личности; во-вторых, зависят от определенным образом организованных органов чувств, нервной системы, мозга, их состояния, от уровня развития практики и знаний человечества. Наконец, ощущения субъективны как идеальная форма материальных предметов, противоположная их объективному бытию. Субъективность в этом смысле ничего общего не имеет с субъективизмом, как искаженным отражением.

Восприятие это целостный чувственный образ предмета, формирующийся мозгом из ощущений под непосредственным воздействием на органы чувств этого предмета. Возьмем, например, арбуз. Он обладает определенной формой, размером, цветовой гаммой, букетом запахов и т.п. Но все эти ощущения при восприятии арбуза не фиксируются отдельно. Он воспринимается нами как нечто целостное.

Как и ощущения, восприятия вызываются непосредственным воздействием объекта. Поэтому они служат лишь ступенькой для перехода чувственного познания на более высокий уровень отражения в форме представления.

Представление – это уже обобщенный образ предметов и их отношений. Оно формируется на основе ощущений и восприятий, полученных в прошлом опыте, и складывается, следовательно, без непосредственного воздействия этих предметов на органы чувств.

Для представления характерна новая черта – обобщение, т.е. более глубокое отражение предмета. Оно – источник воображения, фантазии. На его основе можно формировать не только образы того, что есть, но и того, что не существует в действительности.

Абстрактное мышление (рациональное познание) является не только средством проникновения во внутреннюю сущность вещей, средством отражения законов и закономерностей, определяющих их бытие, но и представляет собой творческий, активный процесс постановки и решения проблем. Поэтому оно есть высшая ступень познания.

Во-первых, абстрактное (логическое) мышление является опосредованным отражением мира. Оно складывается и развивается лишь на основе чувственного отражения и связано с внешним миром через органы чувств.

Во-вторых, абстрактное мышление – это обобщенное отражение действительности. Сравнивая и анализируя данные органов чувств, мышление выделяет сходные, общиепризнаки и свойства у различных предметов действительности. При этом параллельно идет процесс отвлечения от существенного для анализируемого класса предметов, свойств, признаков и т.п.

В-третьих, логическому познанию свойственна и такая черта, как конкретизация. Она выражается в том, что мышление (познание) не останавливается на ступени абстракции (общего вывода, правила, закона), а на их основе путем тех же операций анализа и синтеза, сравнения применяет обобщенное знание к новым фактам, частным, отдельным процессам.

К основным формам рационального познания относятся понятия, суждения, умозаключения.

Простейшей, исходной формой отражения в мышлении внутренней стороны предметов, их сущности, законов, определяющих бытие предметов, их конкретно-всеобщую природу является понятие. Понятия образуются посредством следующих операций мышления: 1) выделения предмета как нового, необычного, неизвестного или отдельных его сторон и свойств;
2) «узнавания», осмысления, понимания неизвестного на основе известного; 3) анализа и синтеза; 4) сравнения и обобщения, как выделения общего в различном и специфического в общем;
5) классификации и систематизации.

В отличие от ощущений, восприятий и представлений понятия глубже отражают действительность.

Следующей ступенью процесса рационального познания выступает суждение. В широком плане суждение – это мысль, в которой посредством одного или нескольких логически связанных понятий нечто утверждается или отрицается об объектах познания. Суждения могут быть истинными и ложными. Критерием истинности их, как и любых других форм познания, является практика.

Умозаключением называется такой способ мышления, когда на основе нескольких суждений (посылок) по законам логики делается определенный вывод (следствие). Умозаключение, если оно получено в соответствии с законами логики и исходит из истинных посылок (суждений), всегда содержит новое знание.

Основные методы познания:

Как подчеркивал Гегель, не только результат исследования, но и путь, ведущий к нему, должен быть истинным. Метод — это совокупность правил поведения и требований к деятельности, сформулированных на основе знаний о свойствах объективной реальности. Метод — это, образно говоря, фонарь, освещающий путнику дорогу в темноте.

Существуют различные типы классификации методов, в совокупности образующих методологию, которая понимается и как система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, и как учение об этой системе.

Остановимся лишь на одном, но важном, разделении всех методов на две большие группы — на методы эмпирические и теоретические. Эмпирические методы не вытекают из сущности объекта, а поэтому содержат в себе много субъективных моментов. Но они таковы только в том случае, если не входят как необходимый момент в сферу действия системы методов теоретических, которые построены на единстве предмета и метода. Поскольку теоретические методы выступают способом организации субъектом своей деятельности в соответствии с сущностью предмета, то эмпирические методы, вовлеченные в сферу действия теории, получают внутри нее направленность и объективность.

Читайте также:  Масло можжевельника способ применения

Познание начинается с наблюдения. Наблюдение — это метод направленного отражения характеристик предмета, позволяющий составить определенное представление о наблюдаемом явлении. В блок процедур наблюдения входят описание, измерение, сравнение.

Эксперимент — это более эффективный метод, отличающийся от наблюдения тем, что исследователь с помощью эксперимента активно воздействует на предмет путем создания искусственных условий, необходимых для выявления ранее неизвестных свойств предмета.

Метод моделирования основан на создании модели, которая является заместителем реального объекта в силу определенного сходства с ним. Главная функция моделирования, если брать его в самом широком понимании, состоит в материализации, опредмечивании идеального. Построение и исследование модели равнозначно исследованию и построению моделируемого объекта, с той лишь разницей, что второе совершается материально, а первое — идеально, не затрагивая самого моделируемого объекта. Из этого вытекает вторая важная функция модели в научном познании — модель выступает программой действия по предстоящему построению, сооружению моделируемого объекта.

Анализ и синтез. Эмпирический анализ — это просто разложение целого на его составные, более простые элементарные части. Синтез — это, наоборот, — соединение компонентов сложного явления. Теоретический анализ предусматривает выделение в объекте основного и существенного, незаметного эмпирическому зрению. Аналитический метод при этом включает в себя результаты абстрагирования, упрощения, формализации. Теоретический синтез — это расширяющее знание, конструирующее нечто новое, выходящее за рамки имеющейся основы.

Индукция и дедукция. Индукция может быть определена как метод перехода от знания отдельных фактов к знанию общего. Дедукция — это метод перехода от знания общих закономерностей к частному их проявлению. Теоретическая индукция и основанная на ней дедукция отличаются от эмпирических индукции и дедукции тем, что они основаны не на поисках абстрактно-общего, одинакового в разных предметах и фактах («Все лебеди — белы»), а на поисках конкретно-всеобщего, на поисках закона существования и развития исследуемой системы.

Как в прошлом, так и в современных условиях три великих ценности остаются высоким мерилом деяний и самой жизни человека – его служение истине, добру и красоте. Первая олицетворяет ценность знания, вторая – нравственные устои жизни и третья — служение ценностям искусства. При этом истина, если хотите, есть тот фокус, в котором соединяются добро и красота.

Истина — это цель, к которой устремлено познание, ибо, как справедливо писал Ф. Бекон, знание — сила, но лишь при том непременном условии, что оно истинно. Истина есть знание. Но всякое ли знание есть истина? Знание о мире и даже об отдельных его фрагментах в силу ряда причин может включать в себя заблуждения,, а порой и сознательное искажение истины, хотя ядро знаний и составляет, как уже отмечалось выше, адекватное отражение действительности в сознании человека в виде представлений, понятий, суждений, теорий.

Но что такое истина, истинное знание? Еще Аристотель предложил его решение, в основе которого лежит принцип корреспонденции: истина — это соответствие знания объекту, действительности.

Р. Декарт предложил свое решение: важнейший признак истинного знания — ясность. Для Платона и Гегеля истина выступает как согласие разума с самим собой, поскольку познание является с их точки зрения раскрытием духовной, разумной первоосновы мира.

Позиция прагматизма сводится к тому, что истина состоит в полезности знания, его эффективности.

Что касается других позиций, то при наличии и в них определенных положительных моментов они содержат в себе коренные слабости, позволяющие не согласиться с ними и в лучшем случае признать их применимость лишь в ограниченных масштабах.

Классическая концепция истины хорошо согласуется с исходным гносеологическим тезисом диалектико-материалистической философии о том, что познание есть отражение действительности в сознании человека. Истина с этих позиций есть адекватное отражение объекта познающим субъектом, воспроизведение его таким, каким он существует сам по себе, вне и независимо от человека, его сознания.

Существует ряд форм истины: обыденная или житейская, научная истина, художественная истина и истина нравственная. В целом же форм истины почти столько, сколько видов занятий. Особое место среди них занимает научная истина, характеризующаяся рядом специфических признаков. Прежде всего это направленность на раскрытие сущности в отличие от обыденной истины. Кроме того, научную истину отличает системность, упорядоченность знания в ее рамках и обоснованность, доказательность знания. Наконец, научную истину отличает повторяемость и общезначимость, интерсубъективность.

Ключевой характеристикой истины, ее главным признаком является ее объективность. Объективная истина — это такое содержание наших знаний, которое не зависит ни от человека, ни от человечества. Если наше знание — это субъективный образ объективного мира, то объективное в этом образе и есть объективная истина.

Относительная истина — это ступень на пути к истине абсолютной. Относительная истина содержит в себе зерна истины абсолютной, и каждый шаг познания вперед добавляет в знание об объекте новые зерна истины абсолютной, приближая к полному овладению ею.

Итак, истина одна — она объективна, поскольку содержит знание, не зависящее ни от человека, ни от человечества, но она в то же время и относительна, т.к. не дает исчерпывающего знания об объекте. Больше того, будучи истиной объективной, она содержит в себе и частицы, зерна истины абсолютной, является ступенью на пути к ней.

И в то же время истина конкретна, поскольку сохраняет свое значение лишь для определенных условий времени и места, а с их изменением может превратиться в свою противоположность.

Читайте также:  Способ убрать лишний вес

Заблуждение, — это такое содержание сознания, которое не соответствует реальности, но принимается за истинное.

Ложь — намеренное искажение действительного положения дел с целью обмануть кого-либо.Ложь нередко принимает облик дезинформации — подмены из корыстных целей достоверного недостоверным, истинного ложным.

Наконец, прагматический подход. Истинно то, что полезно. В принципе истина всегда полезна, даже тогда, когда она неприятна. Но обратное заключение: полезное всегда есть истина — несостоятельно. При подобном подходе любая ложь, если она полезна субъекту, так сказать, во спасение ему, может считаться истиной. Порок критерия истины, предлагаемого прагматизмом, также в его субъективной основе. Ведь в центре здесь стоит польза субъекта.

Источник

Методы познания истины

Некоторые люди говорят: давайте будем рассуждать или рассматривать вещи так, чтобы вопросы: есть ли Бог или нет Бога; а также: если есть Бог, то Каков Он (?) — остались открытыми, т.е. попросту не касаться их.
Такой взгляд на вещи в светской литературе называется «независимым», «общим». Можно, однако, спросить: независимым от чего? Скажут: есть, мол, вещи, которые можно признавать или не признавать; но, если этих вещей вообще не касаться, то рассуждения будут иметь наиболее общий характер; т.е., в принципе, уже с ними нельзя будет не согласиться.
Иными словами говорят следующее: давайте человека поставим некоторым центром-распорядителем способов поиска истины, т.к. он и является единственным субъектом познания истины. Получается, что человек здесь заранее диктует, как надо познавать истину. Такой подход в рассуждениях будем называть гомоцентричным («человеко-центричным»), т.к. человек — здесь центр-распорядитель любого способа познания и apriori(заранее) сам себя ставит над познанием и, следовательно, над истиной.
В результате акта познания человек обладает ли истиной? Говорят: нет, но — образом истины; причем, ошибочность этого образа истины обнаруживается в процессе человеческой практики, т.е. время и опыт выявляют качество акта познания истины. Хорош ли этот способ? Иными словами, тут тебе говорят: хочешь узнать насколько горяч утюг — потрогай его, и, если почувствуешь боль от ожога, то утюг горячий. Даже простой здравый смысл противится такому способу познания истины. Но даже если и согласиться на него, то и тут истина может быть далека от ее образа, т.к. обжечься можно об утюг, если он будет и очень холодным.
В действительности же гомоцентричный подход не дает познания истины, т.к. невозможно перепробовать все данные опыта; и сколько бы времени ни прошло, все равно еще не все испытания будут проделаны. Даже в простом опыте с утюгом: кто может сказать, что обжегшись миллион раз о горячий утюг, на миллион первый раз опять обожжешься?
Итак, опыт не дает критерия истинности.
Существуют ли у человека другие критерии истины при гомоцентричном подходе? Нет. Т.к. если бы человек мог сказать, что вот этот способ познания приблизит его к истине, а другой способ — нет, то, следовательно, он уже знает, как отличить истинное от неистинного, и значит знание истины у него уже есть. Т.о. получается то, чтобы узнать что-либо об истине, ее уже надо знать!
Приверженцы гомоцентричного способа указывают на практические результаты наук, не понимая, что это не достижение подхода, а следствие действия Божественной благодати за выделенный человеком труд; благодати, являемой Богом по Его благословению, данному человеку при его сотворении: «наполняйте землю и обладайте ею . и владычествуйте над . (всею землею)».
Другой способ жизнесозерцания — теоцентричный. Здесь основой всего видимого и невидимого является Бог. Бог, как Личность, Сам являет Себя творению в любых условиях наилучшим возможным способом. Как Всемогущий, Он не стеснен никакими обстоятельствами. И, как Всемилостивый и Милосердный, Он снисходителен к немощам человека. А как Самая Любовь, без меры любящая человека, Сам смиренно без устали стучит в двери его сердца, терпеливо ожидая, когда человек откроет Ему его.
Он есть путь, истина и жизнь. Он Сам ведет доверившегося Ему человека к Истине, т.е. к Себе и дает ему Себя, т.е. Жизнь; дает Себя без меры, т.е. дает «жизнь с избытком»; жизнь, не имеющую границ — жизнь вечную, Духа Своего Святого.
Когда человек приближается к Богу, возрастая в любви, Бог в одно мгновение может дать познания человеку такие, на приобретение которых другим исследователям потребовались бы многие и многие годы.
Иными словами, истинное Бытие и истинная Жизнь есть Бог. Он дает всему существование и жизнь. Познание же человеком даже бытия вещей, т.е. вещественного мира, зависит от системы (иерархии) его внутренних ценностей: убеждений, общественных и личных установок, интересов, склонностей, привычек и т.д. . , и даже настроения; поэтому два человека, глядя на одну и ту же вещь, видят ее по-разному.
Какие два человека будут всегда понимать друг друга? — люди, в душах которых уже живет Сама Истина — Бог-Дух Святой, рожденные свыше и рожденные от Бога, корректирующие свою иерархию ценностей согласно Истине, т.е. божественной воле Святого Духа, живому Евангелию — Евангелию всегда живого Господа нашего Иисуса Христа, живущему в духе их.
Живя на земле, иметь правильную систему ценностей, т.е. всех качеств, определяющих личность, это значит следовать по стопам Божией Матери, быть Ее дитём: т.к. единственный земной человек, имевший такие же качества, но ни в чем не согрешивший — это Пресвятая Дева Мария, Божья Матерь.
Соделав Её Своею Матерью («соделав», значит сделав совместно с Ней, в согласии с Ее волей), Господь соединил Своё Сердце с Сердцем Пресвятой Девы навеки: Сердце Божие и сердце человеческое — как две половинки одной маслины, поэтому и искупление человека Богом было соделано, как соискупление через Искупителя, БогоЧеловека Иисуса Христа, и Соискупительницу, Пренепорочную Матерь Его, Пресвятую Деву Богородицу. Бог Творец времени и не объемлется им, и воздыхания Своего второго Сердца — молитвы Пресвятой Девы Марии Богородицы слышал до создания мира, потому и полнота молитвенного обращения ко Господу возможна лишь при задействовании обоих Сердец: Святейшего Сердца Иисуса и Пренепорочного Сердца Божией Матери; также и полнота почитания Божественного Сердца Иисуса немыслима без почитания Пренепорочного Сердца Его Матери: путь к Сердцу Бога лежит через Сердце Его Матери, т.к. Бог, единый во Святой Троице, Отце и Сыне и Святом Духе, открыл Себя творению через Свое Второе Лицо, Сына, воплотившись по воле Отца от Духа Святого и Марии Девы в Богочеловека Иисуса Христа, Сына Божия и Девы Марии.
Т.о. необходимо верить в Бога, знать Бога, верить и доверять Богу, иметь ненасытимое желание Богопознания через познание Господа Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа, любить Бога. Любить Его всем сердцем своим, всей душою, всем помышлением своим, всеми силами своими. И подобно этой любви, любить ближнего своего, как самого себя, т.е. не глядя на его недостатки.
Поэтому важно знать, как Бог открывает Себя человеку, как знать Бога, как верить Ему и как нужно любить Его. Кто есть Божья Матерь и Кем Она является для нас. Кто были Ее родители. Как Она родилась, росла, жила. Как Она родила Бога-Сына, как вырастила Его и жила с Ним. Как страдала с Ним, как приняла Его смерть. Как встретила Она Его Воскресение, Вознесение на небо. Как приняла Святого Духа. Как утверждала Церковь. Какова была кончина Ее земной жизни, воскресение и вознесение с телом на небо. Какую славу Она приняла на небе. Кем Она является теперь и небу и земле и каковы теперь отношения у нас с Ней. Кем является для нас Иосиф, обручник Божией Матери и какие отношения должны быть у нас с ним. Кем является для нас Ангел-Хранитель и какие отношения должны быть у нас с ним. Кто есть я, каким меня создал Бог и каким меня Он хочет видеть. Как любит меня Бог. Крест Спасителя и чем Он является для меня. Воскресение Господа Иисуса Христа и спасение человека. Кто есть Церковь и кто является элементом Ее здания. Что есть Провидение Божие и как Оно печется обо мне. Провидение Божие и роль Церкви в спасении человека. Божья Матерь — Матерь Церкви. Семья — это Церковь. Церковь и окружающий мир.
Что нужно знать о качествах Бога и каково Его Милосердие к человеку. Каково значение Божьего Милосердия в жизни земли и его значение в настоящее время. Какова особенность настоящего времени и роль в этом Милосердия Божия. Как открыл Бог тайну Божьего Милосердия и кто Его вестница. Жизнь св.Марии-Фаустины Ковальской, качества ее души, ее подвиги и любовь к Создателю, обнаруживающие особое отношение к ней Бога. Какова роль Польши в Провидении Божьем и особое отношение к ней Бога. Воскресение России и ее ведущая роль для всего мира. Предшествование времени Божьего Милосердия времени Второго Пришествия Христова. Кто является мне самым близким из ближних. Иерархия близости. Почитание родителей, благополучие и долголетие, почему Бог связал эти качества. Семья есть Церковь.

Читайте также:  Самый простой способ торта наполеона

— Жизнь человека не зависит от изобилия его имения (Еванг.).
— Если бы Мои верные были добрыми друг для друга, то изменилось бы обличие мира (Иисус Христос — Габриеле Босси).
— Избранные души освящают мир. Чем душа совершеннее, тем больше света она разливает вокруг себя и тем дальше он распространяется (Иисус Христос — св.Фаустине).
— Мое Царство на земле — это Моя жизнь в человеческой душе . Я Сам непосредственно являюсь наставником душ, а косвенно руковожу ими через священников и веду их к святости только Мне известным путем (там же).

ВОПРОС. Действительно, человек постигает истину опытным путем и бывают случаи, когда истину подобным путем постигнуть невозможно, отсюда появляется агностицизм в данном случае, в отношении Бога. Но откуда возникла уверенность, что Бог обладает априорным знанием об истинности? Это же не рационально, исходя из того что человек не может познать истину в последней инстанции, перекладывать это на некую высшую силу. Это же противоречит идее развития человечества, эволюции ценностей, это очерчивает круг знания, вокруг того, что изначально задано высшей силой, а значит ограничивает познание.

ОТВЕТ. Человек, руководствующийся своим «я», познает то, что хочет познать, обычно планируя сначала свои действия, осуществляющие это познание. Любое же планирование эксперимента основано у любого человека на тех понятиях, которые он уже имеет. Следовательно, возможности его познания заранее ограничены этими понятиями. Таким образом любое человеческое знание ограничено кругом собственных представлений. Выйти из круга своих представлений человек не в состоянии (как, например, «прыгнуть выше самого себя»).
Что называется «рациональным»? Рациональным называют знание, полученное научным методом и не противоречащее правилам формальной логики. Однако и научный метод, и формальная логика ограничены.
Формальная же логика настолько ограничена, что с ее помощью (аксиоматически) невозможно построить многие уже существующие математические теории. Поэтому «рациональное» не может даже пытаться выражать нечто об истине.
«Развитие человечества», «эволюция ценностей» действительно являются лишь идеями, т.е. вымышленными некоторыми людьми искусственными понятиями.

Источник

Оцените статью
Разные способы