- Операция «Явка». 10 способов, которыми власть загоняет избирателей на участки
- 1. Опросы и референдумы в день выборов
- 2. Призы избирателям
- 3. Агитация в учебных заведениях
- 4. Манипулятивные соцопросы
- 6. Контекстная реклама в «ВКонтакте»
- 7. Приказы «сверху»
- 10. Подкуп избирателей
- Как повысить явку избирателей. Часть 1.
- Как повысить явку избирателей. Часть 1.
Операция «Явка». 10 способов, которыми власть загоняет избирателей на участки
Анна Бегиашвили
В преддверии выборов 18 марта перед россиянами встает вопрос — идти или не идти голосовать. В то время как Алексей Навальный объявил забастовку избирателей, другие оппозиционные политики, в том числе Ксения Собчак и Максим Кац, утверждают, что высокая явка наоборот невыгодна власти. Меж тем по всей России граждан пытаются привлечь на выборы всеми возможными способами. The Insider собрал самые яркие примеры методов повышения явки.
1. Опросы и референдумы в день выборов
18 марта на многих участках одновременно с выборами будут организованы разнообразные референдумы и опросы. Так, например, планировалось, что 18 марта должен был состояться референдум о переименовании Свердловской области. От этой идеи в итоге отказались, потому что подготовка заняла бы слишком много времени. Теперь вместо этого планируется проведение опросов по благоустройству. Причем деньги на эти опросы должны быть выделены из резервного фонда области, средства из которого обычно направляются на ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций и на пособия гражданам.
Жителям Анапы тоже предлагают поучаствовать в голосовании за проекты благоустройства. Опросы будут проводиться в тех же или в соседних с избирательными участками зданиях.
В школах Подмосковья 18 марта пройдет референдум о том, хотят ли школьники учиться шесть дней в неделю. Копию решения избиркома Московской области опубликовал Алексей Навальный.
2. Призы избирателям
В некоторых регионах будет проводиться конкурс «Фото на выборах». В распоряжении РБК есть презентация конкурса, в которой говорится, что его цель — «мобилизовать избирателей 18–39 лет», а также «создать позитивный фон и атмосферу праздника на участках». Избирателям предложат проголосовать, а затем сфотографироваться в специальных фоторамках, которые установят на избирательных участках. Фотографию надо будет выложить в Instagram или во «ВКонтакте» с хэштегом конкурса и названия города. К продвижению планируется привлечь «звездных избирателей»: актеров, музыкантов, блогеров. Два источника РБК, близкие к Кремлю, рассказали, что в качестве призов будут вручаться iPhone и iPad.
В Екатеринбурге предприниматель Николай Наумчук предложил бесплатно кататься на ледяных горках любому, кто произнесет кодовую фразу: «Мы за выборы!» DW пишет, что Наумчук уже несколько лет выигрывает многомиллионный тендер на строительство главных городских горок.
3. Агитация в учебных заведениях
The Insider уже писал о том, что учителей по всей России обязали узнавать, кто явится на выборы. В одном из вузов Ярославля студентов просят заранее уведомить о желании проголосовать. «Должно быть не менее 10 человек от группы», — указывает руководство студентам. А сотрудникам детского санатория угрожают лишением премии в случае неявки. Информация об этом появилась на странице ярославского штаба Навального в Facebook.
В Хакасии сотрудникам детских садов раздают бланки, в которых «Единая Россия» просит принять участие в выборах и сдать для обработки свои персональные данные, сообщает Екатерина Чернышева.
В геленджикской школе №3 прошла информационная пятиминутка, посвященная выборам президента России и сбору подписей за Владимира Путина. Информация об этом появилась на сайте учреждения. Запись уже удалена, но скриншот сохранился.
Работа ведется через организованные сети, когда в основном заняты структуры, работающие по месту жительства: учителя, врачи, сотрудники опеки и так далее. Естественно, по ним идет работа в стационарном режиме по спискам. Работают разные технологии — от просьб до списков отслеживания: «отзвонитесь, как проголосуете». Разнообразие неисчислимо.
Александр Кынев, политолог
4. Манипулятивные соцопросы
В начале февраля на оживленных перекрестках Челябинска проводилось анкетирование граждан с использованием манипулятивных вопросов, указывающих на взаимосвязь выборов и отношений России с США. Фото опубликовал штаб Навального в Челябинске.
Уже 9 февраля (хотя, анкетирование должно было закончиться 10 февраля) на улицах раздавали листовки с «результатами» опроса, где более 70% опрошенных якобы считают, что Запад может повлиять на итоги выборов из-за низкой явки и согласны с тем, что активное участие россиян в выборах ударит по авторитету США.
5. Реклама на любых носителях
В саратовских магазинах сети «Магнит» начали продавать тематические пакеты с приглашением принять участие в выборах, передает FreeNews-Volga. «Выбирай будущее своей страны. Приходи на выборы 2018 марта», — гласит надпись на полиэтиленовой упаковке.
DW пишет, что Сыктывкарский молокозавод по просьбе регионального ЦИК поместил логотип президентской кампании на упаковки с молоком.
X5 Retail Group в некоторых регионах, по договоренности с ЦИК, оповещает о выборах с помощью кассовых чеков.
«Обычно на чеках размещаются промопредложения, ежедневно в магазинах торговых сетей Х5 [»Пятерочка«, «Перекресток«, «Карусель«] их видят более 10 миллионов человек», — заявил директор по связям с госорганами Станислав Наумов. По его словам, эксперименты в нескольких российских регионах подтвердили эффективность этого вида информирования.
6. Контекстная реклама в «ВКонтакте»
«ВКонтакте» постоянно показывает пользователям рекламные объявления с призывами голосовать на выборах. При этом они зачастую размещаются от имени СМИ («Первый канал», Ura.ru).
7. Приказы «сверху»
Руководители госучреждений и предприятий активно используют административный ресурс, в рекомендательном или принудительном порядке призывая сотрудников явиться на выборы.
В Челябинске на предприятиях издают внутренние приказы о назначении ответственных за информирование.
В штаб Навального в Хабаровске попало секретное постановление заместителя мэра города, главы Индустриального района Константина Жукова, в котором он требует от всех частных предприятий на его территории предоставить сведения о голосовании сотрудников и обеспечить их явку. К постановлению прилагается «План действий руководителя предприятия в день голосования».
Самый простой и эффективный метод — работа с административно зависимым электоратом. Это три категории: первая — госслужащие, в том числе сотрудники правоохранительных органов и военные. В их обязанности входит присутствовать на выборах. Вторая — работники бюджетных учреждений, то есть учителя, врачи, работники социальной сферы. Они менее зависимы, но с ними тоже работа идет. И третья — работники государственных корпораций. Есть информация, что от таких людей требуют, например, доказательства, что они пришли на выборы, не доказательства голосования, а присутствия (сфотографировать что-нибудь).
Екатерина Шульман, политолог
8. Эксплуатация молодежных телепрограмм
В феврале в рекламе на телеканалах СТС и ТНТ, специализирующихся на развлекательных молодежных телепрограммах, стали появляться вставки, в которых известные актеры и телеведущие разыгрывают сценки про важность участия в выборах.
Выборы интегрированы даже в популярный телесериал про хоккеистов «Молодежка». В одной из серий (на 29:25) главные герои обсуждают, надо ли ходить на выборы. «Я доверяю тем, кого хорошо знаю», — говорит один из них о своем подходе к голосованию. В другой серии (на 13:46) тренеры команды вспоминают о том, что Владимир Путин тоже играет в хоккей. Они замечают, что в спорной ситуации, возникшей во время игры, Путин поступил бы, «как и любой нормальный мужик», и помог бы пострадавшему игроку команды-соперника, как это сделал герой сериала.
9. Мобилизация сотрудников УИКов
В нескольких регионах России члены участковых избирательных комиссий проводят поквартирные обходы. Иногда в них принимают участие работники МФЦ.
Координатор «Открытой России» Андрей Пивоваров описал схему подобных обходов в Санкт-Петербурге. Члены УИКов должны разработать и предоставить руководству план-график и маршрутные листы обхода квартир. Ходить они должны вместе с представителем управляющей компании (чтобы жильцы открывали двери) и полицейским. При этом работы сотрудников УИКов не будет дополнительно оплачена.
В Свердловской области, ЯНАО и ХМАО объявлены конкурсы, чтобы стимулировать избирательные комиссии. УИКи будут награждать денежными призами и подарками за оригинальность форм и методов работы, сообщает «Коммерсантъ».
10. Подкуп избирателей
«Протестная Москва» выяснила, что «Единая Россия» покупает явку в Москве. Специальная страница в «ВКонтакте», занимающаяся рекрутингом промоутеров, проводит набор людей, готовых прийти на выборы за денежное вознаграждение от 300 до 500 руб., в зависимости от количества пришедших. В качестве цели указано повышение явки на нескольких участках.
Заказчиком «Алексей» он называет «Единую Россию».
Это уже так называемое круизное голосование, когда люди голосуют не за себя. Члены группы подходят к известному члену комиссии, по какому-то коду он их определяет, и он расписывается за кого-то другого. Приехал на следующий участок — голосует так же. Обычно идут голосовать за кого-нибудь помоложе, молодые на выборы меньше ходят. Когда мы видим, что избиратель пришел и говорит : «А за меня уже проголосовали», это верный признак как раз такой технологии. Это уже прямая фальсификация.
Александр Кынев, политолог
Помимо этих 10 явных способов увеличения явки, есть еще и технология работы со списками, когда избирательные комиссии перед выборами снижают количество зарегистрированных избирателей. По слова Кынева, это можно делать двумя путями: честным и нечестным. » Честный — это просто грамотно их проверить и вычеркнуть всех, кого на самом деле нет: умерших и куда-то уехавших насовсем. Как показывает практика, избиратели годами числятся в списках после смерти. Нечестный способ — например, забыли про какой-нибудь большой дом. Извините, якобы техническая ошибка, мы извиняемся, — и во второй дополнительный список включат их, а если не придут, то и не добавят. Более грамотно —повычеркивать людей, которые систематически не ходят. Главная проблема этого способа — нельзя увлекаться. Если вы скажете, что на прошлых выборах у вас было избирателей 5 миллионов, а стало 4, вам никто не поверит. Если вы посмотрите историю выборов по регионам, то увидите, что численность меняется по синусоиде. На парламентских выборах количество избирателей растет, потому что важно абсолютное количество голосов. Когда важен процент, а количество уже не имеет такого значения, то происходит обратное».
Наконец, есть еще один важный способ повышение явки — репрессивная борьба с теми, кто агитирует за бойкот голосования. Но это тема для отдельного материала.
Источник
Как повысить явку избирателей. Часть 1.
Как повысить явку избирателей. Часть 1.
Дата публикации: 15.02.2016 г.
Автор: Вера Блашенкова
Мы прекрасно умеем думать за других, знаем, что другим нужно сделать, чтобы нам было хорошо, но, увы, это знание не распространяется на себя-любимых. Так уж повелось, что в нашей стране почти у каждого есть свое мнение относительно качественного, справедливого и правильного способа управления государством. Однако, когда дело доходит до конкретных действий, граждане проявляют апатию, и многие из них до избирательных участков не доходят.
Что сделать, чтобы избиратели пришли и проголосовали?
Мы подготовили серию материалов об основных приемах повышения явки избирателей с примерами и пояснениями.
Итак, начнем с самого очевидного решения. Что нужно сделать для того, чтобы люди пришли на выборы?
Ответ: рассказать им, когда и где будут проходить выборы. Поэтому первый прием это:
1. Доведение информации о дате, месте и времени голосования.
Зачастую многие граждане действительно не знают/не помнят о том, в какой день состоятся выборы. Поэтому они что-то планируют, куда-то уезжают, и в конечном счете в «тот самый день» не присутствуют на выборах. На встречах с избирателями, дебатах, иных выступлениях – необходимо постоянно напоминать о дате, месте и времени голосования, говорить о важности предстоящих выборов, об их значении для развития региона на ближайшие несколько лет. Вся «фишка» в том, в каком виде, или в какой форме вы им об этом напомните.
КАК напомнить? Например:
- Размещать дату голосования на всей агитационной продукции кандидатов, а также на рекламных материалах избирательных комиссий — баннерах и билбордах. Баннеры всегда на виду, и если они будут креативными, то дата запомнится.
- Доставка приглашений избирателям через участковые комиссии.
Многие избиратели не знают, где они должны голосовать. Разумеется, если избиратель – постоянный участник выборов, то ему известно место голосования. Нередко это здание ближайшей школы или дома культуры. Но бывают нововведения – избирательные округа перерезаются, и избирательные участки переносятся, поэтому важно довести до сведения избирателей, КУДА им нужно прийти, и в КАКОЕ ВРЕМЯ (см. подробнее в этой статье>>)
Нередко члены избирательных комиссий разносят гражданам персональные приглашения с информацией о том, где и когда им предстоит проголосовать. В некоторых случаях избирательная комиссия даже информирует о кандидатах, за которых предстоит проголосовать. На наш взгляд, информация о кандидатах в приглашениях может вызвать сложную реакцию в день голосования: если вдруг кого-то из участников придется вычеркивать из бюллетеня. Нередко люди, собирающиеся проголосовать за вычеркнутого кандидата, приходят на участок и устраивают скандал по этому поводу. Если же у них в руках еще будет буклет от избирательной комиссии, то председателю придется потратить немало времени на разъяснения.
- Подготовка избирательной комиссиейспециального выпуска газеты, в котором дана информация о дате, времени, процедуре голосования и его важности для жизни города, района или села. Некоторые СМИ предоставляют возможность комиссии разместить краткую информацию о кандидатах. Газеты читают преимущественно люди старшего поколения, которые ходят на выборы, поэтому напоминание о голосовании будет не лишним.
- Выпуск видеороликов/аудиороликов, стимулирующих принять участие в выборах.
Небольшие по хронометражу, как их часто называют «визитки» вполне уместны. Информация о выборах – относится к «социальной рекламе» — явление в настоящее время очень популярное. При качественном подходе можно крайне эффективно воздействовать на чувство долга избирателей. С не меньшим успехом можно использовать иные форматы. На одной избирательной кампании в Саратове администрацией города был подготовлен аудиоролик, призывающий саратовцев принять участие в выборах, который транслировался в киосках города, где продаются видеокассеты и диски.
- Взаимодействие с главами предприятий, директорами фирм и т.д.
В случае с коллективами работников фирм, предприятий, заводов, очень эффективным способом мотивации является проведение работы с руководителями соответствующих структур, которые, в свою очередь, донесут информацию о важности предстоящей избирательной кампании до своих подчиненных. Один из примеров, как мотивировать, можно прочесть на этой странице. В ряде случаев руководителям местных организаций могут быть разосланы письма с просьбой организовать встречи с сотрудниками.
- Информирование избирателей посредством почтовых или смс-рассылок о дате и времени голосования.
Накануне парламентских выборов в 2007 году ведущие телефонные операторы произвели рассылку своим абонентом с приглашением прийти на избирательные участки и проголосовать. Аналогично поступили во время одной из избирательных кампаний власти Хабаровска, которые попросили местных операторов отправить клиентам текстовые сообщения с напоминанием о дате и времени голосования.
- Использование в СМИ узнаваемых образов (уважаемые личности, лидеры мнений).
Известные деятели культуры, науки, образования, спортсмены и другие общественные деятели, появляющиеся на страницах газет и экранах телевизоров накануне выборов, обычно оказывают мощное мотивирующее воздействие на избирателей. Поэтому очень важно подобрать нужного человека и сформулировать обращение. На молодую аудиторию можно воздействовать, например, через интернет, где популярные блогеры смогут донести информацию о значении предстоящих выборов на понятном для молодежи языке.
- Упоминание о выборах на массовых мероприятиях.
Интересен пример Красноярского края, где по инициативе Молодежной парламентской ассамблеи при Таймырской Думе в городе Дудинка был организован турнир по мини-футболу под девизом «Сегодня в футбол играй – завтра президента выбирай». Здесь тоже важно не переусердствовать, поскольку если всем заранее будет известно о политическом подтексте в организации мероприятия, то многие просто не придут.
1. Тиражируйте ДАТУ, ВРЕМЯ и МЕСТО голосования.
2. Используйте РАЗНЫЕ носители для информирования.
3. Напоминайте о п.1 РЕГУЛЯРНО .
4. Подготовьте список веских ПРИЧИН , почему нужно принять участие в выборах.
Этот бесплатный материал поможет Вам составить список обязательных мероприятий, направленных на изменение явки избирателей и подготовить свои решения. Вместе с тем, есть ИНЫЕ вполне законные способы, как повысить или снизить явку избирателей.
Источник