- КОНСТРУКТИВНЫЕ И ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ СПОСОБЫ ПОВЫШЕНИЯ ПРОЧНОСТИ ДЕТАЛЕЙ МАШИН
- Большая Энциклопедия Нефти и Газа
- Выносливость — вал
- Пчелинцев В. А., Раб В. Н. Повреждаемость основных деталей машиН
- 4.3 Методы повышения работоспособности
- 5 Зубчатая передача
- 5.1 Общая характеристика, условия работы и область применения
КОНСТРУКТИВНЫЕ И ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ СПОСОБЫ ПОВЫШЕНИЯ ПРОЧНОСТИ ДЕТАЛЕЙ МАШИН
Основной вид разрушения деталей машин составляют усталостные поломки.
Основные способы повышения прочности деталей машин:
1. Правильный выбор материала детали.
2. Исключение или уменьшение влияния концентрации напряжений (резкое изменение поля напряжений (деформаций)).
3. Масштабный фактор (учет влияния абсолютных размеров детали).
4. Учет влияния состояния поверхности (для повышения усталостной прочности детали подвергают чистовой обработке (шлифование, полирование)).
5. Учет влияния асимметрии цикла («наведение» в поверхностном слое благоприятной системы остаточных напряжений (ППД, ХТО, лазерная, плазменная обработки)).
24. КОНСТРУКТИВНЫЕ РАЗНОВИДНОСТИ ВАЛОВ И ОСЕЙ.
Быстроходные валы. Быстроходные валы имеют концевые участки, участки для установки подшипников и участки, на которых нарезают зубья шестерен цилиндрических или конических зубчатых передач. Зубья шестерни цилиндрической зубчатой передачи нарезают на среднем участке вала. Диаметр его чаще всего определяется размером dбп величину которого находят из условия надежного контакта торцов вала и внутреннего кольца подшипника. Конструкция вала в этом месте зависит от передаточного числа и величины межосевого расстояния передачи.
Промежуточные валы. Промежуточные валы не имеют концевых участков
Между подшипником и колесом на том же диаметре, что и подшипник располагают кольцо. Диаметральные размеры кольца определяются из условия контакта его торцов с колесом и внутренним кольцом подшипника. Поэтому кольцо имеет чаще всего Г-образное сечение.
Тихоходные валы. Тихоходные валы имеют концевой участок, в средней части вала между подшипниковыми опорами размещают зубчатое колесо. Валы следует конструировать по возможности гладкими, с минимальным числом УСТУПОВ. В этом случае достигается существенное сокращение расхода металла на изготовление вала, что Особенно важно в условиях крупносерийного производства. Колесо с гладим валом собирают в сборочном приспособлении, определяющем осевое положение колеса. В индивидуальном мелкосерийном производстве можно снабдить буртами для упора колес.
Для повышения технологичности конструкции радиусы галтелей и размеры фасок на одном валу желательно принимать одинаковыми. Ширину канавок для выхода инструмента также нужно принимать одинаковой. Если на валу предусмотрено несколько шпоночных пазов, то для удобства фрезерования их располагают на одной образующей вала и выполняют одной ширины, выбранной по меньшему диаметру вала.
Для уменьшения номенклатуры шлицевых фрез и сокращения времени на их перестановку размеры шлицев на разных участках вала, принимают одинаковыми.
После определения диаметров и длин участков вала, а также его конструктивных элементов производят расчет вала на выносливость. Надо иметь в виду, что шпоночные пазы, резьбы под установочные гайки, поперечные сквозные отверстия под штифты или отверстия под установочные винты, канавки, а также резкие изменения сечений вала вызывают концентрацию напряжений, уменьшающих его усталостную прочность. Поэтому если вал имеет небольшой запас усталостной прочности, следует избегать элементов, вызывающих концентрацию напряжений.
В местах пониженной усталостной прочности нежелательно выполнение канавок для выхода инструмента (шлифовального камня, плашки и др.).
Вместо канавок сопряжение двух диаметров вала следует оформлять в виде галтели. Сопряжение должно быть как можно более плавным. Где возможно, следует увеличь радиусы галтели.
Эвольвентные шлицы вызывают меньшую концентрацию напряжений по сравнению с прямобочными. Шлицевое соединение меньше снижает выносливость вала, чем шпоночное.
Источник
Большая Энциклопедия Нефти и Газа
Выносливость — вал
Выносливость вала в большой степени зависит от конструктивного оформления мест перехода от одного диаметра к другому и мест расположения шлицев, пазов, отверстий и др. Это объясняется тем, что в указанных местах возникает концентрация напряжения изгиба и кручения. [1]
Выносливость валов определяется относительно малыми объемами металла в зонах значительной концентрации напряжений. Поэтому особо эффективны специальные конструкторские и технологические мероприятия по повышению выносливости валов. [3]
Выносливость вала можно повысить конструктивно, делая переходные закругления ( галтели) возможно большего радиуса, и технологически путем обточки и шлифования поверхностей, что приводит к снижению концентрации напряжений. Поверхностное упрочнение ( закалка ТВЧ, азотирование, цементация, дробеструйный наклеп, обкатка роликами) существенно повышает выносливость валов. [4]
Предел выносливости валов после наплавки оказался значительно сниженным, и особенно резко для валов, наплавленных оловянистой бронзой или латунью. [5]
Улучшение выносливости валов с прессовой ( посадкой посредством обкатки рассмотрено IB разд. [7]
Предел выносливости вала сильно зависит от его конфигурации, от наличия концентрации напряжений, а также от величины и распределения контактного давления в случае, если для закрепления деталей на валу применены посадки с натягом. [8]
Для повышения выносливости валов применяют различные конструктивные приемы и меры технологического упрочнения. [9]
Для повышения изгибной выносливости валов , кроме выбора рациональной конфигурации ( плавные переходы от одного диаметра к другому, большие радиусы скругления), применяются соответствующие технологические приемы обработки, в частности, наклеп дробью. Наклепу может подвергнуться как вал целиком, снаружи и изнутри ( за исключением, например, резьб), так и отдельные места, наиболее опасные с точки зрения выносливости. Резьба в опасных сечениях может упрочняться накаткой. [10]
Заметное влияние на выносливость вала оказывает чистота его поверхности в опасных сечениях, особенно в местах концентрации напряжений. [11]
Для повышения предела выносливости валов и осей применяют различные виды поверхностного упрочнения. [12]
Шлицевое соединение меньше снижает выносливость вала , чем шпоночное. Эвольвентные шлицы вызывают меньшую концентрацию напряжений по сравнению с прямобочными. [13]
Аналогично можно оценить предварительно выносливость вала . [14]
Характерно, что предел выносливости вала значительно повышается при накатке галтелей роликами. Однако степень понижения усталостной прочности с ростом абсолютных размеров валов с упрочнением и без упрочнения имеет одну и ту же величину. [15]
Источник
Пчелинцев В. А., Раб В. Н. Повреждаемость основных деталей машиН
Назва | Пчелинцев В. А., Раб В. Н. Повреждаемость основных деталей машиН |
Сторінка | 7/13 |
Дата | 15.05.2013 |
Розмір | 1.22 Mb. |
Тип | Документи |
4.3 Методы повышения работоспособности
Рисунок 4.4 — Конструктивные средства повышения сопротивления валов усталости в местах посадок (а – утолщение подступичной части; б — закругление кромок ступицы; в — утончение ступицы; д — разгрузочные канавки; е — втулки или заливки в ступице из материала с низким модулем упругости) Упрочнением подступичных частей поверхностным наклепом (обкаткой роликами или шариками) можно повысить предел выносливости валов с концентрацией напряжений на 80-100 %, причем этот эффект распространяется на валы диаметром 500-600 мм и более. Такое упрочнение получило в настоящее время широкое распространение. Прочность валов в местах шпоночных, шлицевых и других разъемных соединений со ступицей может быть повышена применением: эвольвентных шлицевых соединений; шлицевых соединений с внутренним диаметром, равным диаметру вала на соседних участках, или с плавным выходом шлицев на поверхность, обеспечивающим минимум концентрации напряжений изгиба; шпоночных канавок, изготовляемых дисковой фрезой и имеющих плавный выход на поверхность; бесшпоночных соединений. Переходные участки валов между двумя ступенями разных диаметров выполняют следующих типов (рис. 4.5). С канавкой для выхода шлифовальных кругов, которые обычно выполняют на валах диаметром 10. 50 мм шириной 3 мм и глубиной 0,25 мм, а на валах диаметром 50- 100 мм — шириной 5 мм и глубиной 0,5 мм, должны иметь максимально возможные радиусы закруглений. Канавки существенно повышают стойкость шлифовальных кругов при обработке. Однако они вызывают значительную концентрацию напряжений и понижают прочность валов при переменных напряжениях. Канавки выполняют в валах, диаметры которых определяются условиями жесткости (в частности, валах коробок передач), и на концевых участках валов, на которых изгибающие моменты невелики. Канавки также нужны на концах участков с резьбой для выхода резьбонарезного инструмента. Рисунок 4.5 – Переходные поверхности валов: а — с канавкой для выхода шлифовального круга; б — постоянного радиуса; в — под промежуточное кольцо; г — эллиптическая с поднутрением; д — оптимальной формы при изгибе (внутренняя кривая) и при кручении и растяжении (наружная кривая); е — с разгрузочной канавкой; ж — с отверстием в ступени большого диаметра С переходной поверхностью — галтелью постоянного радиуса – радиус ρ выбирают меньше радиуса закругления или радиального размера фаски насаживаемых деталей. ^ Желательно, чтобы радиус закругления в сильнонапряженных валах был больше или равен 0,1d . Однако это условие далеко не всегда можно выдержать, так как при этом увеличиваются осевые размеры. При высокой напряженности вала возможно осевое базирование деталей по самой переходной поверхности, но это исполнение весьма трудно в технологическом отношении. Когда радиус галтели сильно ограничивается радиусом закругления кромок насаживаемых деталей, ставят проставочные кольца. С переходной поверхностью – галтелью специальной формы – опасной зоной обычно является переход галтели в ступень меньшего диаметра; поэтому в заданных габаритах целесообразно делать галтель переменного радиуса кривизны с увеличением радиуса в зоне перехода к ступени меньшего диаметра. Применяют галтели эллиптической формы и чаще галтели, очерчиваемые двумя радиусами кривизны. Переменность радиуса кривизны галтели повышает несущую способность вала на 10 %. Подбором галтели оптимальной фирмы на длине 0,75-1 диаметра вала можно практически избавиться от концентрации напряжений. Однако использовать такие формы можно в редких случаях, например, в торсионных валах (т. е. валах, служащих пружиной, работающей на кручение), на свободных участках сильнонапряженных валов и т. д. Повышение прочности валов в переходных сечениях достигается также удалением малонапряженного материала: выполнением разгрузочных канавок и высверливанием отверстий в ступенях большого диаметра. Эти мероприятия обеспечивают более равномерное распределение напряжений и снижают концентрацию напряжений. Пластическим упрочнением галтели (обкаткой роликами, а при больших диаметрах валов – чеканкой) можно повысить несущую способность валов в 1,5-2 раза. 5 Зубчатая передача5.1 Общая характеристика, условия работы и область примененияЗубчатые передачи выполняются в виде составных частей машин, либо в виде отдельных агрегатов. Они выполняют функции передачи энергии с преобразованием угловых скоростей и осуществляются с помощью зубчатых колес, которые непрерывно и знакопеременно зацепляются друг с другом своими зубьями (рис. 5.1). Рисунок 5.1 – Схемы зубчатых передач: а – прямозубая; б – косозубая; в – шевронная; г – коническая; д – с круговым зубом; е – с внутренним зацеплением. Передача Новикова По конструктивным признакам зубчатые передачи делят на два вида: — открытые передачи, не имеющие кожуха для масляной ванны – защиты колес от грязи и пыли, они имеют возможность взаимных перекосов сопряженных зубчатых колес из-за неточности установки опор валов; — закрытые передачи, замкнутые в общий корпус, который одновременно служит масляной ванной и защитой передачи от попадания грязи и пыли; достаточно точно выдерживается правильность взаимного расположения зубчатых колес. По эксплуатационному назначению можно выделить четыре основные группы зубчатых передач: отсчётные, скоростные, силовые и общего назначения. К отсчётным относятся зубчатые передачи измерительных приборов, делительных механизмов металлорежущих станков и делительных машин, счётно-решающих механизмов и т.п. В большинстве случаев колёса этих передач имеют малый модуль и работают при малых нагрузках и скоростях. Основным эксплуатационным показателем делительных и других отсчётных передач является высокая кинематическая точность, т.е. точная согласованность углов поворота ведущего и ведомого колёс передачи. Для реверсивных отсчётных передач весьма существенное значение имеют боковой зазор в передаче и колебание этого зазора. Скоростными являются зубчатые передачи турбинных редукторов, двигателей турбовинтовых самолётов и др. Окружные скорости зубчатых колёс таких передач достигают 60 м/с при сравнительно большой передаваемой мощности. Их основной эксплуатационный показатель — плавность работы, т.е. отсутствие циклических погрешностей, многократно повторяющихся за оборот колеса. С увеличением частоты вращения требования к плавности работы повышаются. Передача должна работать бесшумно и без вибраций, что может быть достигнуто при минимальных погрешностях формы и взаимного расположения зубьев. Для тяжело нагруженных скоростных зубчатых передач имеет значение также полнота контакта зубьев. Колёса таких передач обычно имеют средние модули. Для них часто ограничивают также шумовые характеристики работающей передачи, вибрацию, статическую и динамическую неуравновешенность вращающихся масс и т.п. К силовым относят зубчатые передачи, передающие значительные крутящие моменты при малой частоте вращения (зубчатые передачи шестерённых клетей прокатных станов, подъемно-транспортных механизмов и др.). Колёса для таких передач изготовляют с большим модулем. Основное требование к ним — обеспечение более полного использования активных боковых поверхностей зубьев, т.е. получение наибольшего пятна контакта зубьев. К передачам общего назначения не предъявляют повышенных требований по точности. При выборе материалов зубчатых колес необходимо обеспечивать: — высокую прочность зубьев на изгиб; — высокую стойкость поверхностных слоев материала зубьев против усталостного выкрашивания, износа, заедания и т.д. В качестве материалов зубчатых колес применяют стали, чугуны, пластмассы. Основными материалами для зубчатых колес являются термически или химико-термически обрабатываемые стали. Термическую и химико-термическую обработки выполняют для обеспечения высокой поверхностной твердости зубьев, от которой зависят их контактная прочность, износостойкость и противозадирные свойства, при сохранении вязкой сердцевины. При этом, как правило, Н1 > Н2 на 20-50 НВ (и более для косозубых и шевронных колес), где Н1 и Н2 — твердость зубьев шестерни и колеса. Это позволяет при равных материалах уменьшить опасность заедания и выровнять ресурс (в часах) зубьев шестерни. В зависимости от твердости, обусловленной упрочняющей обработкой, стальные зубчатые колеса можно условно разделить на две основные группы: I группа — колеса твердостью Н ≤ 350 НВ; II группа — колеса твердостью – Н > 350 НВ. Важно знать, что зубчатые колеса этих групп различны по маркам стали, технологии изготовления и упрочнения и, как следствие этого, по способности к приработке, и самое главное – по нагрузочной способности. Зубчатые колеса I группы применяют в условиях мелкосерийного и единичного производства при отсутствии жестких требований к габаритам передачи. Нагрузки на передачу малые или средние. Если при этом передачи косозубые (шевронные), то шестерни должны иметь высокую твердость. Их относим к зубчатым колесам II группы. Материалы – качественные углеродистые стали 40, 45, 50, 50Г по ГОСТ 1050 и легированные – 40Х, 45Х, 40ХН по ГОСТ 4543 и др. Для изготовления колес больших размеров применяют стальное литье, среднеуглеродистые стали 35Л-50Л, литейные марганцовистые и низколегированные стали 40ХЛ, 50Г2 и др. после термической обработки — нормализации. Чугуны: серые СЧ20 и выше, модифицированные и высокопрочные. Чугунные колеса используют в тихоходных, крупногабаритных и открытых передачах. Такие колеса должны быть уже стальных. С целью уменьшения износа и повышения КПД в несиловых передачах (в приборах) часто применяют колеса из латуни ЛС 59-1. Источник |