Способы повышения уровня правовой культуры вне школы

Способы повышения уровня правовой культуры вне школы

В ст. 32 Конституции РФ записано: «Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в отправлении правосудия».

1. Объясните, как Вы понимаете смысл фразы: «Отправление правосудия».

2. Некоторые взрослые работают в юридической сфере — судьями, адвокатами и т.д. Но в школьные годы главная деятельность — это учёба. Проанализируйте свой уровень правовой культуры. Составьте рассказ о способах повышение своей правовой грамотности, используя следующий план.

1) Каким образом Вы можете повысить свой уровень правовой грамотности вне школы? Для чего Вы будете повышать свой уровень правовой культуры?

2) В каких ситуациях Вы бы могли или уже использовали свои познания в правовой сфере ?

В чём Вы видите пользу таких познаний для себя и своих сверстников?

1) Ответ на первый вопрос, например: разрешение правовых споров, определение совершало ли лицо правонарушение или нет и какое следует назначить наказание. (Может быть дан иной уместный ответ на вопрос.)

2) Рассказ о своей правовой культуре должен включать в себя:

— указание одного или нескольких способов, которыми подросток может повысить свой уровень правовой культуры вне школы;

— объяснение того, каковы цель и/или значение повышения правовой культуры (перечисленных обучающимся способов);

— указание одной или нескольких ситуаций, в которых подростки могли или использовали свои правовые познания на практике;

— объяснение пользы наличия правовых знаний для самого себя и своих сверстников.

Источник

МЕТОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ У ПОДРОСТКОВ

Аннотация: В статье раскрываются понятие правовой культуры, роль правовой культуры в воспитании подростков, методы формирования правовой культуры у подрастающего поколения, выводы, анализируются формы правового воспитания подростков, указываются мероприятия, проводимые в МБОУ «Плехановская СОШ».

Ключевые слова: правовая культура, правовое воспитание, правомерное поведение, правовой всеобуч.

В учебнике «Обществознание» для 8 класса (авторы О.Б.Соболева, В.Н.Чайка под редакцией Г.А. Бордовского) дано определение правовой культуры как «система ценностей, убеждений, навыков и стереотипов правового поведения».[1]Правовая культура вырабатывается на протяжении всей истории человечества, необходимо не одно поколение, чтобы воспитать высокую правовую культуру.

Каждый человек включён в систему норм и правовых традиций. Нельзя уйти от требований общества. Конечно, человек не лишается всякой самостоятельности, возможности поступать так, как ему кажется нужным и справедливым. Общество влияет на его правосознание, способствует усвоению им правовых знаний и навыков, формирует его правовую культуру. Всегда, а сейчас особенно актуален вопрос об укреплении высокой правовой культуры каждого гражданина. Именно правовая культура действий и поступков, чувств и побуждений должна стать главным результатом развития личности гражданина нашего общества.

Каждая личность,чтобы вести себя правомерно в юридически значимых ситуациях должна обладать свободным, зрелым и здоровым правосознанием, беречь, воспитывать и укреплять его в себе. Это необходимо для того, чтобы она стала свободной в строгих рамках права и имела возможность самостоятельно осуществлять правильный выбор варианта поведения, так как только в свободном исполнении закона проявляется нравственное достоинство личности, ее социальная активность.

В основе правовой культуры, во-первых, лежат нравственные взгляды, убеждения. От них зависит качество правовых знаний и умений ими пользоваться; характер отношения к закону (чувство уважения к нему, чувство законности); готовность исполнять правовые нормы. Во-вторых, структурным компонентом правовой культуры является правовая деятельность, которая укрепляет законность и правопорядок, а также осуществляет контроль над исполнением правовых норм. В-третьих, правовая культура представляет собой научные знания, объединяющие в целом весь механизм правового регулирования, а не какие-то отдельные направления.

Государство заинтересовано в воспитании высокой гражданственности личности, уважения к законам и правилам, готовности активно участвовать в охране правопорядка. Именно эти качества составляют существенные стороны правовой культуры, развитие которой позволяет говорить о построении правового общества.

Наиболее важная часть правовой культуры — чувство законности и справедливости — должна вырасти в потребность бороться за справедливость, несмотря на возникающие трудности.

Правовая культура формируется с детства. Сначала закладывается основа. Ребёнок видит простые правила взаимоотношений между людьми. Затем у него формируются представления о необходимости правового поведения в обществе. В последующей жизни ребёнок овладевает минимумом правовых знаний и умений. Это нормы отраслей права (семейного, уголовного, административного и др.).Но для того, чтобы сформировать правовую культуру, недостаточно только знаний.

Читайте также:  Вид его критерии популяция микроэволюция способы видообразования

Правовая культура предполагает оценивание своего поведения уже с точки зрения практики. Живя в обществе, подросток должен определять не только моральное, но и правовое содержание своих поступков, уметь оценить их с юридической точки зрения.

На правовую культуру влияет и правотворческая деятельность государства., законодательная основа жизни общества. Повышение уровня правовой культуры возможно только через преодоление юридической безграмотности всего населения и подростков в том числе.

Основные методы, которыми осуществляется формирование в российском обществе правовой культуры, многочисленны и разнообразны:

1. Система принятия законодательных актов, которые устанавливают государственно-правовые рамки для личности, общества, государства.

2. Принятие нормативных актов о формировании правовой культуры и правом воспитании граждан («Основы государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан», утверждённых Президентом РФ 28 апреля 2011 года).

3. Средства массовой информации и коммуникаций.

4. Организованная система обучения и воспитания.

Задачами формирования правовой культуры являются:

1. Обеспечение условий для формирования правовых компетенций молодого поколения граждан России.

2. Социализация личности через развитие у подростков высокой гражданственности, правового сознания, чувства верности Родине.

3. Готовность выполнять свои права и обязанности в соответствии с Конституцией РФ.

Процесс формирования правовой культуры призван обеспечивать правомерное поведение в деятельности людей и включает в себя:

1. Знание Конституции РФ, основных прав, свобод, обязанностей

2. Знание законодательства РФ

3. Уважительное отношение к праву

4. Правомерное поведение

5. Соблюдение прав других людей

6. Добровольное исполнение своих обязанностей

7. Защита своих прав

8. Справедливость, честность, совестливость, достоинство.

Составной частью формирования правовой культуры является правовое воспитание. Это процесс, который осуществляется государственными органами,должностными лицами, учебными заведениями, обществом в целом.

Формами правового воспитания являются:

1. Правовое самовоспитание — целенаправленная, повседневная, систематическая деятельность человека по овладению правовыми знаниями, формирование позитивных правовых мотивов и установок, навыков правомерного поведения, заключается в самостоятельных усилиях, направленных на выработку привычки к правомерному поведению и саморазвитие.

2. Формирование правовой культуры в семье, так каксемья даёт первые представления о добре и зле, о нормах нравственности, о правилах общежития, первые трудовые навыки. Именно в семье складываются жизненные планы и идеалы человека. (Проведение родительских собраний, конференций по пропаганде правовых знаний).

3. Распространение правовых знаний через СМИ. К ним относятся беседы на правовые темы, дискуссии по актуальным вопросам политико-правовых отношений, тематические передачи «Человек и закон», комментарии нового законодательства специалистами и т.д. Практикой выработаны такие формы массовой правовой работы, как лекционная пропаганда, всевозможные лектории по юридической тематике, недели, декады, месячники правовых знаний, научно-практические конференции, сборы. (Проведение месячников правовых знаний, недель обществознания, лекций, тренингов).

4. Преподавание права в образовательном учреждении имеет принципы: единство правового обучения и воспитания, научность, доступность, связь с жизнью, личным опытом учащихся, обеспечение межпредметных связей, принцип юридической точности и определенности правовых знаний.

5. Популяризация правовых знаний юристамидля становления человека как гражданина. В результате активного освоения правовой культуры через юристов учащиеся будут видеть примерслужения защите прав, обладать гражданской зрелостью, уважением к закону, чувством нетерпимости к любому правонарушению в жизни общества в целом и в собственной жизни, в частности. (Проведение тематических часов общения с приглашением работников правоохранительных органов, посещение судебных заседаний в рамках летнего профильного лагеря, экскурсии в отделение полиции).

6. Система правового всеобуча. Конечная цель правового всеобуча — повышение общей правовой культуры учащихся, их родителей, учителей, формирование политической активности. Все организуемые занятия должны быть ориентированы на выработку элементарных практических навыков защиты личных прав и свобод, на позитивную мотивацию правомерного поведения, на выработку навыков цивилизованных отношений между людьми и строиться на интерактивных развивающих методиках.(Проведение тематических интеллектуальных игр, круглых столов).

Сегодня существует масса проблем в формировании правовой культуры. Это, конечно, правовая безграмотность населения, противоречие нормативно- правовых актов реальной действительности, правовой нигилизм.

Формирование позитивного отношения к закону, праву, знания гражданами своих прав и обязанностей перед государством и обществом является основными задачами в процессе формирования правовой культуры.

Читайте также:  Необычные способы решения примеров по математике

1. Соболева О.Б., Чайка В.Н. Обществознание. М. Издательский центр «Вентана-Граф», 2016, с.42.

Источник

Как повысить уровень правовой культуры в России

Н ациональная юридическая служба АМУЛЕКС вместе с аналитическим центром НАФИ на протяжении нескольких лет проводит исследования уровня правовой грамотности россиян. Исследование 2018 года, которое прошло среди 1600 респондентов в 46 регионах РФ, показало, что каждый четвертый человек сталкивался с нарушением своих прав за последний год. Чаще всего наши права нарушались в сферах ЖКХ (29%), медицинских услуг (28%), трудовых отношений (27%) и розничной торговли (25%).

При этом по итогам исследования можно смело говорить о феномене «правового нигилизма». 40% россиян считают, что существуют только отдельные случаи, когда стоит отстаивать свои права, а 13% уверены, что отстаивать свои права в принципе бесполезно. Основная причина, по которой россияне не борются за свои права, — отсутствие веры в результат (47%). На втором месте — необходимость дополнительных (финансовых, временных и других) усилий и затрат (25%). В общем, нет ни желания, ни возможности защищаться.

Любопытно, что каждый третий житель России оценивает уровень своих правовых знаний ниже среднего. То есть усредненный гражданин России знает, что его права нарушают, но и одновременно отдает себе отчет, что не располагает достаточным для их защиты уровнем знаний. При этом среди россиян есть запрос на обучение правовой грамотности: две трети респондентов хотели бы прокачать свои знания в этой сфере.

Поборы в школах, проблемы с возвратом товаров, конфликты со службами ЖКХ, работодателями или властями — эти ситуации знакомы многим. На практике можно уменьшить вред от всего этого, если знаешь, что закон на твоей стороне. А еще лучше знать, как именно нужно поступить в каждой из этих ситуаций. Да, в сложных случаях все же понадобится консультация юриста, но важно, чтобы человек изначально занимал сильную позицию — знал свои права и был уверен в эффективности их защиты.

Допустим, управляющая компания вовремя не убирает территорию рядом с вашим домом. Вам не нравится это, вы возмущены. Но многие ли из вас задумаются о том, что можно изучить договор с УК и в случае несоблюдения его условий отправить туда претензию или написать жалобу в контролирующую организацию? Все это работает сегодня, нужно просто взять на себя ответственность за происходящее вокруг.

Трудно ломать уже сформировавшийся менталитет, но это не значит, что не нужно ничего предпринимать для изменения ситуации с правовой культурой. Как и любой другой, правовой грамотности просто необходимо обучать с самого юного возраста. Как правило, дошкольники и младшие школьники ничего не знают о законах и юристах, и неудивительно, что из этих детей вырастают граждане, которые не знают своих прав. Понятно также, что тема эта для детей скучная, да и у взрослых людей юрист чаще всего ассоциируется с проблемами. Это вредный стереотип, ведь, как и в любой сфере жизни, профилактика правовых проблем помогает избавить себя от их последствий.

Чтобы «облегчить» тему, сделать ее более «удобоваримой» для детей, в помощь — геймификация: онлайн- и офлайн-игры различных форматов. Игровые сценарии для детей разных возрастов могут постепенно вовлечь их в тему защиты своих прав, рассказать об основах государственного устройства, научить применять полученные знания на практике, выражать свои мысли, прислушиваться к мнению окружающих и искать решение проблем.

Учитывая любовь современных детей к гаджетам и диджиталу, эффективным средством для привлечения внимания может стать правовая образовательная платформа. С ее помощью можно будет пройти образовательный онлайн-курс, поучаствовать в семинарах, узнать правовые новости и реальные истории клиентов, разобранные юристами. Для старших школьников и студентов необходимо разработать блок профориентационных мероприятий.

Таким образом, шаг за шагом, можно воспитать поколение людей, которые знают свои права и готовы взять на себя ответственность за свои действия. А это и есть развитие правовой культуры и гражданского общества.

В эту субботу, 22 июня, в городе детских профессий «КидБург» состоится открытие игротеки «Амулекс», где дети в игровой форме, с элементами погружения в реальность смогут изучить основы правовой грамотности и познакомиться с профессиями юриста и адвоката.

Читайте также:  Совокупность наиболее рациональных способов научной организации труда это

Источник

Пути повышения правовой грамотности молодежи

Описание презентации по отдельным слайдам:

Способы повышения правовой грамотности школьников. Учитель истории Муравьева В.А.

Повышение уровня правовой грамотности населения – путь к светлому будущему современного российского общества!

Правовая грамотность – это тот вид грамотности, который необходим человеку, живущему в современном мире. Правовая грамотность подразумевает определенный багаж знаний отдельной личности или конкретной социальной группы в правовой сфере.

Правовая грамотность включает в себя гражданина РФ: знание законов РФ знание основных принципов, на которых строится политическая система РФ осведомленность гражданина о своих правах и обязанностях осведомленность гражданина о современной политической ситуации в стране и в мире сформированность у гражданина понятия ответственности перед законом, перед обществом за свои поступки

Правовая грамотность – неотъемлемая часть правовой культура человека, социальной группы, общества. Правовая культура — это сфера свободы, позволяющая человеку реализовать свои способности, интересы, потребности. Одновременно с этим правовая культура воспитывает дисциплину и ответственность, без которых свобода в обществе невозможна.

Молодежь, подрастающее поколение – будущее нашей страны!

В целом в механизме, формирующем правовую культуру молодежи, можно выделить три важнейших элемента: а) социальную среду, в которой протекает жизнедеятельность личности; б) саму личность, на которую эта среда воздействует; в) определенную сумму правовых знаний, установок, ценностей, которую общество стремится передать для усвоения личности.

Социологические опросы выявили различия по уровню развития правовой культуры молодежи существуют у разных возрастов. Среди респондентов в возрасте 15-16 лет высокий уровень правосознания отсутствует вообще, средний уровень развит у 5,6% респондентов, ниже среднего – 50%, низкий – 44,4%. В возрасте 17-18 лет высокий уровень – 0,4%, средний – 6,6%, ниже среднего – 40,7%, низкий – 52,3%.

Методы ликвидации правовой безграмотности среди молодежи: 1) Посредством правового просвещения на уроках истории и обществознания 2) По средством внеурочных занятий 3) Дополнительные предметы (право) 4) Лекции, беседы, встречи с интересными людьми 5) Рекомендация специальной литературы и источников

Повышать правовую культуру населения – цель современного образование. Важно привить молодежи мысль о том, что бездействие и правовая неграмотность наносит вред не только конкретным личностям, но и всему современному российскому обществу. Повышение уровня правовой грамотность – путь к светлому и счастливому будущему!

Курс повышения квалификации

Охрана труда

  • Сейчас обучается 95 человек из 45 регионов

Курс профессиональной переподготовки

Библиотечно-библиографические и информационные знания в педагогическом процессе

  • Сейчас обучается 342 человека из 66 регионов

Курс профессиональной переподготовки

Охрана труда

  • Сейчас обучается 171 человек из 48 регионов

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Номер материала: ДБ-482443

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами

Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно

В Тюменской области продлили на неделю дистанционный режим для школьников

Время чтения: 1 минута

Минобрнауки разработало концепцию преподавания истории российского казачества

Время чтения: 1 минута

Минпросвещения разрабатывает образовательный минимум для подготовки педагогов

Время чтения: 2 минуты

Минпросвещения будет стремиться к унификации школьных учебников в России

Время чтения: 1 минута

В Северной Осетии организовали бесплатные онлайн-курсы по подготовке к ЕГЭ

Время чтения: 1 минута

Рособрнадзор откажется от ОС Windows при проведении ЕГЭ до конца 2024 года

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Оцените статью
Разные способы