Способы повышения точности наблюдения

Методы повышения точности и надежности наблюдения.

Обоснованность и устойчивость данных повышается, если выполнять следующие правила:

а)Максимально дробно классифицировать элементы событий, подлежащих наблюдению, пользуясь четкими индикаторами.

б)Если основное наблюдение осуществляется несколькими лицами, они сопоставляют свои впечатления и согласовывают оценки, интерпретацию событий, используя единую технику ведения записей.

в)Один и тот же объект следует наблюдать в разных ситуациях (нормальных, стрессовых, стандартных и конфликтных).

г)Необходимо четко различать и регистрировать содержание, формы проявления наблюдаемых событий и их количественные характеристики (интенсивность, регулярность, периодичность, частоту).

д)Исключительно важно следить за тем, чтобы описание событий не смешивалось с их интерпретацией. Поэтому в протоколе следует иметь специальные графы для записи фактуальных данных и для их истолкования.

Контент-анализ и его виды

Контент-анализ –формализованный метод изучения текстовой и графической информации, заключающийся в переводе изучаемой информации в количественные показатели и ее статистической обработке. Характеризуется большой строгостью, систематичностью.

По функциям: поисковый – направленный на проверку выдвинутой гипотезы, выявление неизвестных тенденций; контрольный – связанный с более точным определением уже известного (более или менее) содержания.

По характеру: направленный, когда точно известно, что нужно измерять;/ ненаправленный, когда исследователь действует интуитивно, не систематизируя заранее объекта исследования.

3. Метод беседы

Метод беседы — психологический вербально-коммуникативный метод, заключающийся в ведении тематически направленного диалога между психологом и респондентом с целью получения сведений от последнего.

Общие сведения

В психологической беседе происходит прямое взаимодействие психолога и респондента в форме устного обмена информацией. Метод беседы широко применяется в психотерапии. Его также используют в качестве самостоятельного метода в консультативной, политической, юридической психологии.

В процессе беседы психолог, будучи исследователем, направляет скрытно или явно разговор, в ходе которого задаёт опрашиваемому человеку вопросы.

Существует два вида беседы:

В ходе управляемой беседы психолог активно контролирует течение разговора, поддерживает ход беседы, устанавливает эмоциональный контакт. Неуправляемая беседа происходит при большей в сравнении с управляемой отдаче инициативы от психолога респонденту. В неуправляемой беседе основное внимание уделяется предоставлению респонденту возможности выговориться, при этом психолог не вмешивается или почти не вмешивается в ход самовыражения респондента.

В случае и управляемой, и неуправляемой беседы от психолога требуется наличие навыка вербальной и невербальной коммуникации. Любая беседа начинается с установления контакта между исследователем и респондентом, при этом исследователь выступает как наблюдатель, анализирующий внешние проявления психической деятельности респондента. Основываясь на наблюдении, психолог осуществляет экспресс-диагностику и корректирует выбранную стратегию проведения беседы. На начальных этапах беседы основной задачей рассматривается побуждение исследуемого субъекта к активному участию в диалоге.

Важнейшим навыком психолога в ситуации беседы является умение устанавливать и поддерживать раппорт, соблюдая при этом чистоту исследования, избегая нерелевантных (мешающих получению достоверного результата) вербальных и невербальных влияний на субъект, которые могут способствовать активному изменению его реакций. К разрушению раппорта с респондентом или же к оказанию побочных внушений на респондента могут привести неосторожные высказывания со стороны психолога, выполненные, например, в форме приказов, угроз, нравоучений, советов, обвинений, оценочных суждений касательно сказанного респондентом, успокоений и неуместных шуток.

Виды беседы

Беседы различаются в зависимости от преследуемой психологической задачи. Выделяют следующие виды:

· Экспериментальная беседа (с целью проверки экспериментальных гипотез)

· Сбор субъективного анамнеза (сбор информации о личности субъекта)

· Сбор объективного анамнеза (сбор информации о знакомых субъекта)

Интервью относят как и к методу беседы, так и к методу опроса.

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.

Источник

Развитие способностей к наблю­дению. Психологическая наблюдательность

Способы повышения точности и надежности наблюдения.

Надежность (обоснованность и устойчивость) данных повышается, если выполнять следующие правила:

а) Максимально дробно классифицировать элементы событий, подлежащих наблюдению, пользуясь четкими индикаторами. Их надежность проверяется в пробных наблюдениях, где несколько наблюдателей регистрируют по единой инструкции одни и те же события, происходящие на объекте, аналогичном тому, который будет изучаться.

Читайте также:  Осмотрофный способ питания характерен для кого

б) Если основное наблюдение осуществляется несколькими лицами, они сопоставляют свои впечатления и согласовывают оценки, интерпретацию событий, используя единую технику ведения записей, тем самым повышается устойчивость данных наблюдения.

в) Один и тот же объект следует наблюдать в разных ситуациях (нормальных и стрессовых, стандартных и необычных), что позволяет увидеть его с разных сторон.

г) Необходимо четко различать и регистрировать содержание, формы проявления наблюдаемых событий и их количественные характеристики (интенсивность, регулярность, периодичность, частоту).

д) Важно следить за тем, чтобы описание событий не смешивалось с их интерпретацией. Поэтому в протоколе следует иметь специальные графы для записи фактуальных данных и для их истолкования.

е) При включенном или невключенном наблюдении, выполняемом одним исследователем, особенно важно следить за обоснованностью интерпретации данных, стремясь к тому, чтобы перепроверить свои впечатления с помощью различных возможных интерпретаций. Например, бурная реакция собрания на выступление может быть следствием одобрения, недовольства по поводу высказанного оратором, реакцией на его шутку или реплику из зала, на допущенную им ошибку или оговорку, на постороннее действие во время выступления. Во всех этих случаях делаются особые заметки, поясняющие протокольную запись.

ж) Полезно прибегнуть к независимому критерию для проверки обоснованности наблюдения. Данные наблюдений «со стороны» можно проконтролировать с помощью интервью с участниками событий; материалы включенного наблюдения желательно проверить невключенными по той же программе или по имеющимся документам.

Развитие способностей к наблюдению. Психологическая наблюдаемость.
Наблюдательность – это способность человека, проявляющаяся в умении подмечать существенные, характерные, в т.ч. и малозаметные, свойства предметов и явлений. Она предполагает любознательность, пытливость и приобретается в жизненном опыте. Развитие наблюдательности – важная задача формирования познавательной установки и адекватного восприятия действительности.
Развитие привычки к наблюдению составляет часть воспитания ума и те, кто будет упражняться в этом, увидят, что их ум сделается более ясным, возрастает в силе и что тогда будет легче направлять его на какой-нибудь намеченный предмет, чем это было раньше. Тогда способность к наблюдению, раз она окончательно установлена, будет действовать автоматически, ментальное и другие тела будут запечатлевать образы, которыми при желании можно будет пользоваться и позже, не требуя уже особого внимания самого человека. В таком случае совершенно не нужно будет, чтобы внимание человека сознательно направлялось к внешним предметам, чтобы воспринять и удержать впечатления от них.
Итак, точное наблюдение есть способность, которую нужно определенным образомразвивать. Большинство людей проходит мир с полузакрытыми глазами, и мы легко можем убедиться в этом, спросив, например, самих себя: «Что я заметил, когда проходил такую-то улицу»?Наблюдения многих будут равны почти что нулю, никаких ясных образов у них не получится. Некоторые заметят лишь несколько предметов; иные не заметят много. Гудини рассказывал, что он приучал своего сына, гуляя по улицам Лондона, замечать предметы, находящиеся на окнах магазинов, мимо которых они проходили, и достиг того, что ребёнок мог, не останавливаясь и бросив лишь мимолетный взгляд, перечислить товары на любом окне. Нормальное дитя, равно как и дикарь, наблюдательны по природе, и соразмерно их способности к наблюдению измеряются и их умственные способности. Привычка к ясному и быстрому наблюдению для среднего человека лежит в основе его ясного мышления. Те, которые мыслят неясно, наблюдают плохо. Исключением является человек с сильно развитым умом, находящихся на очень высокой ступени развития; его мысленный взор обращен на внутренний мир и потому он не замечает многих внешних явлений. Но у обыкновенного человека такого изменения нет. Часто на вопрос о чем-либо виденном, рассеянный человек отвечает: «Я думал о другом и потому не заметил». С этим ответом можно согласиться, но только если человек думал о чем-нибудь серьезном: в таком случае он лишь праздно мечтал, предоставляя своей мысли носиться по произволу, то он лишь потерял свое время и потерял гораздо более, чем если бы он направил свое внимание на внешний мир.

Читайте также:  Топ 5 способов сбежать

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Источник

Пути повышения надежности данных наблюде­ний

Это ответ на вопрос, как вести регистрацию событий и вместе с тем — как контролировать обоснованность и устойчивость информации.

Ведение записей в полевых условиях или простом бесструктурном и невключенном наблюдении — дело навыка и изобретательности исследователя. Одни пользуются кодовыми словами или обозначениями, ко­торые заносят в блокнот при первой возможности, что­бы потом расшифровать записи. Другие имитируют ка­кое-нибудь занятие, связанное с записями (наблюдатель-«стажер» на производстве может спокойно вести регист­рацию впечатлений). Третьи, обладающие очень хоро­шей памятью, все записи ведут в конце дня, пользуясь магнитофоном, а лучше — занося в память компьютера.

Независимо от способа ведения записей в процессе самого наблюдения их следует ежедневно упорядочи­вать по программе исследования и ориентирам наблюдения, разносить в карточки, фиксировать в компьютер­ном файле или в протокол описания ключевых событий, лиц. ситуаций.

Структур изо ванное наблюдение предполагает более строгие приемы ведения записей. Здесь используются бланки-протоколы, разлинованные по пунктам наблюде­ния с кодовыми обозначениями событий и ситуаций.

Приведем пример такого протокола на основе карточ­ки индикаторов наблюдения событий, происходящих во время собрания (схема 15). Наблюдатели и сотрудники ис­следовательского коллектива расчленяют зоны наблюдения (президиум, выступающий, сектор участников собрания из 15—20 человек) и по шкале времени фиксируют происхо­дящее, пользуясь кодовыми обозначениями. В протоколе (схема 16) в каждой строке делается отметка пункта номи­нальной шкалы с учетом времени. Напомним, что другой наблюдатель регистрирует по соответствующей инструкции действия ораторов, после чего можно синхронизировать ре­акции аудитории на выступления с трибуны собрания.

Частоту и интенсивность событий в данном случае регистрируют с помощью шкал ранжирования по схеме 15, графа 2, Современная техника позволяет использовать маг­нитофон, кино- или фотоаппарат, видеозаписи, обеспечиваю­щие подлинность регистрации наблюдаемого.

Надежность (обоснованность и устойчивость) дан­ных повышается, если выполнять следующие правила:

а) Максимально дробно классифицировать элементы событий, подлежащих наблюдению, пользуясь четкими индикаторами. Их надежность проверяется в пробных наблюдениях, где несколько наблюдателей регистриру­ют по единой инструкции одни и те же события, проис­ходящие на объекте, аналогичном тому, который будет изучаться.

б) Если основное наблюдение осуществляется не­сколькими лицами, они сопоставляют свои впечатления и согласовывают оценки, интерпретацию событий, ис­пользуя единую технику ведения записей, тем самым повышается устойчивость данных наблюдения.

в) Один и тот же объект следует наблюдать в раз­ных ситуациях (нормальных и стрессовых, стандартных и конфликтных), что позволяет увидеть его с разных сторон.

г) Необходимо четко различать и регистрировать со­держание, формы проявления наблюдаемых событий и их количественные характеристики (интенсивность, ре­гулярность, периодичность, частоту).

д) Исключительно важно следить за тем, чтобы опи­сание событий не смешивалось с их интерпретацией. Поэтому в протоколе следует иметь специальные графы для записи фактуальных данных и для их ис­толкования.

Пример ошибки регистрации данных наблюдения. Студент-социолог наблюдал поведение москвичей в транспорте и запи­сал в протоколе: «Муж не помог жене поднять сумку в авто­бус». Преподаватель: «Почему Вы решили, что это супруги?» — «Это было ясно по их поведению». — «В чем оно выража­лось?» — «Они обращались друг с другом на «ты». — «Также обращаются друг к другу хорошие знакомые». — «Но они как-то интимно обращались». — «Может быть это очень близкие друзья?»- «Нет, это были супруги». — «Докажите». — «Муж сказал: «. Твой отец. » — «Этого недостаточно». — «Она сказа­ла: ‘Ты опять споришь!» — «Они что, ссорились?» и т. д. Препо­даватель: «Запишите: мужчина примерно таких-то лет не по­мог женщине (примерный возраст) поднять сумку в автобус, хотя в ожидании автобуса они беседовали как знакомые. Те­перь отдельно приведите все аргументы, почему Вы считаете, что это были супруги. Если имела место ссора, запишите это как наблюдаемое событие и комментируйте именно его, а поз­же можете обобщить два события и записать, что Вы наблюда­ли поведение супругов.

Все комментарии делаются на полях записи наблюдае­мых событий.

е) При включенном или невключенном наблюде­нии, выполняемом одним из исследователей, особенно важно следить за обоснованностью интерпретации дан­ных, стремясь к тому, чтобы перепроверить свои впечат­ления с помощью различных возможных интер­претаций. Например, бурная реакция собрания на выс­тупление может быть следствием одобрения, недоволь­ства по поводу высказанного оратором, реакцией на его шутку или реплику из зала, на допущенную им ошибку или оговорку, на постороннее действие во время выступ­ления. Во всех этих случаях делаются особые заметки, поясняющие протокольную запись.

Читайте также:  Вифероновые свечи способ применения

ж) Полезно прибегнуть к независимому критерию для проверки обоснованности наблюдения. Данные на­блюдений «со стороны» можно проконтролировать с по­мощью интервью с участниками событий; материалы включенного наблюдения желательно проверить не­включенными по той же программе или по имеющимся документам.

Место наблюдения среди других методов сбора

Наблюдение — незаменимый источник информации на стадии общей разведки по формулятивному плану. Этот этап связан с выделением особенностей изучаемо-го объекта в первом приближении, и прямой контакт с объектом принесет здесь немало неожиданных впечат-лений, которые будут стимулировать выдвижение гипо­тез и разработку более детальных процедур. Особенно полезны наблюдения при исследовании системы организации, деятельности предприятий и учреждений, т. е. относительно автономных «социальных единиц». В при­кладных исследованиях — это незаменимый метод ра­боты социолога-консультанта, который всегда начинает с комбинации наблюдения, интервью и изучения документов данной организации [276].

Простое наблюдение целесообразно также приме­нять как дополнительный метод в комплексе с другими (изучение документов, опросы).

Структурированное наблюдение может быть основ­ным методом сбора данных по описательным или объяснительным гипотезам, если объект исследования достаточно локализован. Для лабораторных эксперимен­тов этот метод — один из ведущих.

Как самодовлеющий метод наблюдение — основа для относительно узких по объему монографических ис­следований (например, массовых митингов, демонстра­ций, повседневной работы администрации, научного кол­лектива). Более распространенный способ применения этого метода — дополнение к другим источникам полу­чения информации. Так, включенное наблюдение в со­четании с последующими массовыми обследованиями (по документам, опросам) позволяет дополнить сухой, но репрезентативный материал более живыми сведениями, повысить обоснованность интерпретации данных.

В числе недостатков этого метода — указанная выше опасность включенного наблюдателя утратить объективность, становясь в позицию тех, в среде кого он действует. Но такая заинтересованность вместе с тем может быть и преимуществом, если социолог трезво оценивает ситуацию и неуклонно следует хорошо проду­манной концепции исследования.

Отмечают также субъективное воздействие на оцен­ку происходящего и стороннего наблюдателя. Достовер­ность и обоснованность суждений по впечатлению на­блюдателя, согласно некоторым данным, достигает лишь 0,5 корреляции с данными, полученными объективными способами. Имеет место «снисходительность» наб­людателя в отношении наблюдаемых, тенденция оцени­вать ситуации более положительно. Возможен и обрат­ный эффект: излишнее снижение оценок тех или иных действий, а также «ошибка усреднения», т. е. боязнь крайних суждений, и ошибка «контраста», указанная Гилфордом. Последняя состоит в том, что оценивающий других склонен судить о них по своим собственным чертам характера так, что придает им крайнее значение в сравнении с собственными чертами (слишком темпе­раментному кажется, что другие люди, напротив, излиш­не вялы, рассудительны и малоэкспрессивны). Короче говоря, личностные особенности наблюдателя определен­но сказываются на его впечатлениях. И этого не следует забывать. 5

5 Негативные аспекты метода наблюдения детально описаны в . С. 237, 329—334]. О методе наблюдения см, также [170. Кн. 2].

И конечно, наблюдению не подлежат события про­шлого, многие явления и процессы массового характера, вычленение небольшой части которых делает их изуче­ние непредставительным.

В целом же при использовании методологии «жест­кого» (количественного) подхода наблюдение как метод сбора первичных данных либо наводит на гипотезы и служит трамплином, для массового обследования, либо применяется на заключительной стадии массовых об­следований для уточнения и интерпретации основных выводов.

В монографическом, многостороннем исследовании одного или немногих объектов (например, поселений) метод провоцирующего наблюдения, или метод наблюда­ющего участия, равно как и этнометодологические про­цедуры наблюдения 6 , выступают основным инструмен­том регистрации и интерпретации данных.

6 Подробнее см. гл. в, § 2.

В этой стра­тегии наблюдатель активно включается в ход изучае­мых событий, вступает во взаимодействие с наблюдаемыми. Наблюдение является здесь полноценной исследова­тельской методологией.

Источник

Оцените статью
Разные способы