Способы повышения социальной мобильности

МЕТОДЫ И ПУТИ УЛУЧШЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ МОБИЛЬНОСТИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

Характер процессов мобильности во многих обществах и социальных группах различен и зависит от особенностей структуры общества или группы. Одни общества имеют сложившиеся социальные структуры, препятствующие различным видам социальной мобильности, другие более или менее свободно допускают как социальные подъемы, так и социальные падения. В открытых классовых обществах каждый их член может подниматься и опускаться по статусам, составляющим структуру, на основе собственных усилий и способностей. В закрытых классовых обществах каждая социальная позиция предписана индивиду от рождения, и какие бы усилия он ни предпринимал, общество исключает для него достигаемый социальный подъем или социальное падение. Очевидно, что оба эти общества представляют собой идеальные типы структур и в реальной жизни в настоящее время не существуют. Однако существуют социальные структуры, близко стоящие к идеальным открытым и закрытым классовым обществам. Одним из обществ, близким к закрытому, было кастовое общество в древней Индии. Оно делилось на ряд каст, каждая из которых обладала собственной социальной структурой и занимала строго определенное место среди других каст.

Касты относятся к социальным системам, в которых занятие индивидами позиций основано на происхождении и исключена всякая возможность достижения более высоких статусов при строгих правилах, запрещающих браки между представителями разных каст. Эти правила закрепляются в сознании с помощью религиозных верований. В древней Индии, например, социальные барьеры между кастами были очень значительными и переходы индивидов из одной касты в другую наблюдались чрезвычайно редко. Каждая каста имела специфические виды профессий, использовала отдельные дороги для передвижения, а также создавала свои типы внутренних взаимосвязей. Ранговое место касты в обществе строго соблюдалось. Так, представители высшей касты, «брахманов», как правило, обладали богатством и высоким уровнем образования. Однако, даже если представитель этой высшей касты становился банкротом или по какой-то причине оставался неграмотным, он все равно не мог опуститься в нижнюю касту.

Современные общества в целом не могут быть организованы по кастовому типу по ряду социальных и экономических причин, к которым относятся прежде всего потребности общества в квалифицированных и компетентных исполнителях, в способных людях для решения задач управления сложными социальными, политическими и экономическими процессами.

Но даже в современных обществах существуют социальные группы «закрытого» типа, весьма напоминающие касты. Так, во многих странах такой относительно закрытой группой является элита — верхний слой социальной структуры, имеющий преимущества при занятии наиболее высоких социальных статусов и, стало быть, преимущества при распределении общественного продукта, власти, получении наилучшего образования [4, c.192].

Итак, в обществах существуют некоторые социальные статусные группы, вертикальная мобильность в которых крайне затруднена в силу их замкнутости и барьеров, создаваемых на пути представителей других социальных групп. Вместе с тем, как бы ни была замкнута группа, все равно существует хотя бы незначительное число членов других групп, проникающих в нее. Видимо, есть определенные пути вертикальной социальной мобильности, которые практически невозможно перекрыть, и представители низших слоев всегда имеют шанс проникнуть в высший слой.

Каналы социальной, мобильности. Доступность путей для социальной мобильности зависит как от индивида, так и от структуры общества, в котором он живет. Индивидуальная способность немного значит, если общество распределяет вознаграждения на основе предписанных ролей. С другой стороны, открытое общество мало помогает индивиду, который не подготовлен к борьбе за продвижение к высшим статусам. В некоторых обществах амбиции молодых людей могут находить один или два возможных, открытых для них канала мобильности. В то же время в других обществах молодежь может воспользоваться сотней путей для достижения высшего статуса. Одни пути достижения высшего статуса могут быть закрыты в связи с этнической или социально-классовой дискриминацией, другие в силу того, что индивид из-за индивидуальных особенностей просто не способен применить свои таланты.

Однако, для того чтобы полностью изменить социальный статус, у индивидов часто возникает проблема вхождения в новую субкультуру группы с более высоким статусом, а также связанная с этим проблема взаимодействий с представителями новой социальной среды. Для преодоления культурного барьера и барьера общения существует несколько способов, к которым, так или иначе прибегают индивиды в процессе социальной мобильности.

Читайте также:  Способы построения деревьев решений

Изменение образа жизни. Недостаточно просто зарабатывать и тратить большие деньги в том, случае, когда индивид сравнялся в доходах с представителями более высокого социального слоя. Для усвоения нового статусного уровня ему необходимо принять новый материальный стандарт, соответствующий этому уровню. Устройство квартиры, покупка книг, телевизора, машины и т.д. — все должно соответствовать новому, более высокому статусу. Материальная бытовая культура — это, может быть, и не очень заметный, но весьма значительный способ приобщения к более высокому статусному уровню. Но материальный образ жизни — это только один из моментов приобщения к новому статусу и сам по себе, без изменения других компонентов культуры немного значит [7, c.202].

Развитие типичного статусного поведения. Ориентированная на вертикальную мобильность личность не будет принята в более высокий социально-классовый слой до тех пор, пока не усвоит образцы поведения этого слоя настолько, чтобы следовать им без каких-либо усилий. Аспирант, становясь постепенно профессором, или исполнитель, превращаясь в директора, должен изменить свое поведение, чтобы быть принятым в новой для себя среде. Образцы одежды, словесные обороты, проведение досуга, манера общаться — все подвергается пересмотру и должно стать привычным и единственно возможным типом поведения. Детей часто готовят специально к усвоению поведения, характерного для высокого социально-классового слоя, обучая их музыке, танцам и хорошим манерам. Правда, не все аспекты субкультуры социального слоя или группы могут быть освоены в результате преднамеренного обучения и сознательной имитации, но такие усилия могут ускорить процесс принятия индивидом субкультуры более высокого социального слоя.

Изменение социального окружения. Этот способ основан на налаживании контактов с индивидами и ассоциациями (социальными группами, социальными кругами) того статусного слоя, в который социализируется мобильный индивид. Идеальным условием вхождения в новый слой является положение, когда индивид полностью окружен представителями того слоя, куда он стремится попасть. В этом случае субкультура осваивается очень быстро. Однако положительным моментом налаживания связей всегда служит то, что новое знакомство (индивиды, ассоциации) может создать благоприятное общественное мнение в пользу новичка.

Брак с представителем более высокого статусного слоя во все времена служил наилучшим средством преодоления барьеров, стоящих на пути социальной мобильности. Во-первых, такой брак может в значительной степени способствовать проявлению талантов, если он дает материальное благополучие. Во-вторых, он предоставляет индивиду возможность быстрого подъема, часто минуя несколько статусных уровней (все, конечно, помнят о быстрой вертикальной мобильности Золушки в самые высокие слои общества). В-третьих, брак с представителем или представительницей более высокого статуса в значительной степени разрешает проблемы социального окружения и быстрого освоения образцов культуры высшего статусного слоя. Подобного рода браки позволяли людям преодолевать самые трудные социальные барьеры в кастовом обществе, а также проникать в элитные слои. Но такой брак может быть полезен только в том случае, если индивид из более низкого статусного слоя подготовлен к быстрому усвоению новых образцов поведения и образа жизни нового для него социального окружения. Если он не может быстро усваивать новые культурные статусы и стандарты, то этот брак ничего не даст, так как представители высшего статусного слоя не будут считать индивида «своим» [14, c.268].

Таким образом, доступность путей для социальной мобильности зависит как от индивида, так и от структуры общества, в котором он живет. Индивидуальная способность немного значит, если общество распределяет вознаграждения на основе предписанных ролей.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, подводя итог всему вышесказанному, необходимо сделать ряд следующих выводов.

Природа социальной мобильности в обществе неразрывно связана с перемещением человека из одной социальной страты в другую.

Читайте также:  Способ выражения состава растворов массовая доля молярная концентрация

Учеными-социологами выделены соответствующие типы социальной мобильности. В основе данных классификаций лежит тот или иной определяющий классификационный признак.

Анализируя основные тенденции в развитии социальной мобильности в современном российском обществе, необходимо выделить ряд следующих положений.

На наш взгляд, в основе социальной мобильности современного российского обществам лежат факторы, определяющие, по нашему мнению, направления социальной мобильности населения в современной России:

. многообразие форм собственности;

. распад традиционных институтов социальной мобильности (коммунистическая партия);

. кризис системы образования;

. миграция между странами бывшего СССР;

. формирование «социальных сетей» — информационных взаимосвязей, образующихся в результате взаимообмена социальными ресурсами. Это препятствует увеличению безработицы среди некоторых социальных групп (например, директорский корпус).

Так, мы видим, что процессы нисходящееся из социальной мобильности непосредственно связаны с мировым экономическим кризисом и ростом безработицы.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.— Алпатов П.Ю. Экономическое содержание собственности в условиях формирования социального государства в России. М.: Юркомпани, 2009. 448 с.

. —Албегова Ирина Федоровна. Институционализация Социальной Работы В Современной России: Теория Практика. М.: , 2004. 309 с. 3. —Булавка Л.А. Нонконформизм. Социокультурный портрет рабочего протеста в современной России. М.: Едиториал УРСС, 2004. 176 с.

. — Батурин В.К. Социология образования. М.: Юнити-Дана, 2011. 192 с.

. Бабосов, Е. М. Общая социология: Учебник для вузов/Е. М. Бабосов.- Мн: «Тетра Системс», 2005.- 640с.

. Волков, Ю. Г., Мостовая И. В., Социология: Учебник для вузов/Под ред. Проф. В. И. Добренькова.- М.: Гардарики, 2007.- 432с.

. Габдулина, К., Раисов Е., Социология: Учебник для вузов/К. Габдулина, Е. Раисов.- Алматы: «Нур — пресс», 2005 — 202с.

.—Гусаков Д.Б. История пенсионного обеспечения и социального страхования в России. СпБ.: Санкт-Петербургский государственный институт психологии и социальной работы, 2010. 260с.

. Добреньков В.И. Социология. — М.: ИНФРА-М, 2001. — 265с.

Зборовский, Г. Е. Общая социология: Учебник для вузов.- М.: Гарадарики, 2007.- 592с.

. Кравченко А.И. Социология. Учебник. М — 2001г.- 112с.

. Кравченко А.И. Социология. Учебник, 2-е изд. М — 2003г.- 324с.

. Лавриненко В.Н. Социология. Учебник. М. — 2003. — 231с.

. Ритцер Дж. Современные социологические теории. -Питер, 2002. -155с.

. Трансформация социальной структуры и стратификация российского общества. / Под ред. З.Т. Голенкова. — М.: Изд-во Института социологии РАН, 2000. — с.265-268.

Источник

Как обеспечить социальную мобильность в современном обществе: рекомендации ОЭСР

Наиболее развитые страны мира сегодня стремятся к обеспечению человекоориентированной модели экономического роста, результатом которого является повышение благополучия граждан. Одним из критериев эффективной экономической политики выступает справедливость и равенство возможностей. Эксперты ОЭСР проанализировали взаимосвязь неравенства и социальной мобильности, а также дали рекомендации по повышению эффективности политики в целях обеспечения равенства возможностей для всех.

В результате первого мирового энергетического кризиса 1973-1974 годов многие семьи в разных странах мира попали в ловушку и застряли внизу социальной лестницы, что значительно осложнило процесс социальной мобильности для последующих поколений. Поэтому стало популярным убеждение о том, что социально-экономическое положение семьи является определяющим для развития человека и может ограничить его социальную мобильность (доступ к образовательным, экономическим и финансовым возможностям), что означает упущенную выгоду для экономики и страны в целом. Уменьшение социальной мобильности ведет к снижению удовлетворенности жизнью, подрыву индивидуальной самооценки, социальной сплоченности, чувства значимости, что может привести к сокращению доверия к системе и демократического участия, усиливая политический экстремизм или популизм.

Социальную мобильность можно рассматривать, с одной стороны, как мобильность между родителями и детьми – мобильность между поколениями (inter-generational mobility), с другой стороны, понятие может подразумевать жизнь одного человека и его возможности – мобильность внутри одного поколения (intra-generational mobility).

Мобильность между поколениями проще проследить – мы живем лучше, чем наши родители и прошлые поколения. Мобильность между поколениями растет, особенно если оценивать ее в долгосрочной перспективе и с точки зрения увеличения дохода, во многом благодаря росту производительности труда. Однако, если в развивающихся странах еще есть большой потенциал для совершенствования, в развитых странах, например, темпы роста производительности замедлились в последнее десятилетие, то же самое и в других сферах – не каждый может или хочет быть доктором наук.

Читайте также:  Способ применения жидкого мыла для рук

Мобильность внутри поколения, в рамках одной жизненной траектории (или относительная мобильность) можно описать как набор эскалаторов: все поднимаются, но некоторые группы движутся быстрее других и поэтому их относительное положение изменяется со временем (вниз/вверх). Получается, скорость эскалаторов и, следовательно, шансы восходящей или нисходящей мобильности, не равномерно распределены среди населения.

Фактор социально-экономического статуса семьи – негативный («sticky floors») и позитивный («sticky sailings») эффекты

Образование. Низкий уровень образования родителей влияет на образование детей — лишь один из десяти детей из семей с низким уровнем образования получает высшее образование. Дети из семей с высоким уровнем образования демонстрируют более высокие результаты, особенно в области грамотности и числовых навыков.

Профессия. Около трети детей сотрудников физического труда выбирают ту же профессию, кроме того, мобильность данного класса сокращается ввиду ужесточения условий на рынке труда. Половина людей, чьи родители занимают управленческие позиции, также попадают в управленческий класс. При этом менее четверти детей сотрудников физического труда могут стать менеджерами.

Передвижение по лестнице доходов: эффекты «sticky floors» и «sticky sailings»

С 1990-х годов в странах ОЭСР наблюдается общая тенденция к большей устойчивости дохода в нижней и верхней части распределения. Иными словами, сохраняются более низкие шансы переместиться вверх для тех, кто находится внизу (около 40%), и снижаются риски опуститься вниз для тех, кто наверху (около 30%). Более того, увеличение неравенства доходов не было компенсировано повышением мобильности.

Стоит отметить тот факт, что наиболее высокая мобильность по лестнице доходов наблюдается для среднего класса, который имеет не только больше возможностей, но и в большей степени подвержен влиянию рисков – безработица, развод и т.д. Ввиду возрастающего влияния рисков для среднего класса в последние два десятилетия, эксперты ОЭСР выдвигают предположение о том, что средний класс может вовсе исчезнуть.

Перспективы передвижения по лестнице доходов выше в странах с низким уровнем неравенства в доходах, соответственно, ниже в странах с высоким уровнем неравенства.

Что делать?

На основании проведенного исследования среди стран ОЭСР эксперты делают вывод о том, что ключевой задачей национального руководства должно стать повышение мобильности в обществе и защита домохозяйств от воздействия внешних шоков. Важно не только наращивать объем государственной поддержки сфер образования и здравоохранения, но также повышать качество, эффективность и адресный подход принимаемых мер. Необходимо поддерживать и поощрять детей, особенно из малообеспеченных семей, создавая для всех равные возможности для развития и продвижения вверх.

В области образования необходимо обеспечить доступ к высококачественному раннему обучению и воспитанию, а также осуществлять меры по предотвращению выхода из образования.

В области здравоохранения необходимо принимать меры по профилактике негативных последствий проблем со здоровьем (потеря дохода, смена статуса на рынке труда). Важно осуществлять поддержку детей из низких социально-экономических слоев, с целью разорвать цикл передачи негативных черт между поколениями (в качестве примера –всеобщий доступ к медицинскому страхованию).

Семейная политика должна быть нацелена на поддержание баланса в семье, продвижение раннего образования и ухода, предотвращение передачи недостатков семьи ребенку, поддержку родителей на рынке труда.

Наконец, для поощрения социальной мобильности также требуется политика по сокращению регионального неравенства и пространственной сегрегации в городах. Для этого необходимо развивать городское планирование, включая меры по транспорту и жилью, например, политика инклюзивного зонирования.

В целях сокращения влияния последствий волатильности дохода, эксперты ОЭСР советуют развивать механизмы поддержки безработных, осуществлять активную политику на рынке труда и поддерживать переквалификацию. Важно также совершенствовать механизмы перехода из школы на работу, сокращать барьеры для уязвимых слоев, контролировать прозрачность процесса принятия на работу, развивать новые формы занятости и т.д.

Источник

Оцените статью
Разные способы