Способы повышения социального статуса детей

Психологический инструктаж «Как помочь непопулярному ребёнку?»
консультация на тему

Среди наиболее частых проблем, с которыми сталкивается педагог в дошкольном образовательном учреждении, есть одна очень сложная в своих проявлениях – это невозможность отдельных детей наладить конструктивные взаимоотношения со сверстниками и педагогами. Очень часто данная категория детей попадает в так называемые “изгои”, которым приходится каждый день чувствовать неприязненное отношение к себе. В этой статье я помогу разобраться с этой проблемой

Скачать:

Вложение Размер
kak_pomoch_nepopulyarnomu_rebenku.doc 56 КБ

Предварительный просмотр:

«Как помочь непопулярному ребёнку?»

Среди наиболее частых проблем, с которыми сталкивается педагог в дошкольном образовательном учреждении, есть одна очень сложная в своих проявлениях – это невозможность отдельных детей наладить конструктивные взаимоотношения со сверстниками и педагогами. Очень часто данная категория детей попадает в так называемые “изгои”, которым приходится каждый день чувствовать неприязненное отношение к себе. Они не любят посещать детский сад, живут в постоянном психологическом дискомфорте. Каждый справляется с этим по-своему. Кто-то замыкается, терпеливо перенося насмешки сверстников и “нелюбовь” педагогов. Кто-то расстраивается, плачет, обижается.

Если попытаться нарисовать портрет ребёнка , который не пользуется авторитетом у сверстников, то этот портрет будет очень противоречив. Специальные исследования показывают, что самые различные дошкольники могут не пользоваться популярностью у сверстников.

Во-первых, это агрессивные, конфликтные, враждебно настроенные дети, т. е. дошкольники, которые стремятся к лидерству, используя формы отрицательного доминирования (заставляют, приказывают, нападают, ругают.

Во-вторых, сюда можно отнести пассивных, необщительных, замкнутых, неуверенных детей, т.е. тех, у кого преобладает отрицательное подчинение (уступают, подчиняются, переживают, терпят).

В-третьих, это дошкольники, у которых отсутствуют элементарные навыки общения или сами мотивы общения (стремление к одиночеству, тяга к уединению и т.п.).

В-четвертых, дети с ярко выраженными эгоистическими наклонностями, желая быть постоянно в центре внимания, подчинить всех и все своим интересам, тем самым отталкивают сверстников, и вместо высокого статуса, к которому они стремятся, начинают занимать достаточно низкое положение.

Отдельную группу составляют дети с физическими отклонениями и недостатками в развитии, дети-инвалиды с видимыми физическими дефектами, врожденными аномалиями, умственной отсталостью или хроническими психическими заболеваниями — «не-такие-как-все».

Новенькие дети , входящие в уже сформировавшийся коллектив или часто болеющие дошкольники — всегда в группе риска. Если ребёнок с самого начала не смог завоевать доверие одногруппников, вызвать их интерес к себе, не стал авторитетен в чём-то, то его начинают отвергать, показывать, что он лишний. К такому ребёнку никто не бросится радостно при встрече после выходных или летнего отдыха, никто не заметит, что его нет в группе. Это ранит не меньше, чем травля.

Немаловажную роль играет и внешняя аккуратность, а также оценки взрослых, воспитателей. Тех, кого воспитатель постоянно ругает, низко оценивает, начинают аналогичным образом оценивать и дети, что сразу же отражается и на их положении в группе и на их ответном поведении.

Отверженному ребенку очень трудно реализовать себя в группе сверстников, стать одним из её членов. Вырастая, он имеет массу комплексов, затруднение в общении со сверстниками, не адаптирован к жизни в обществе. Поэтому детям данной категории надо помочь переступить через ту грань, которая отделяет их от других детей, выявить причины и устранить их, помочь реализовать себя в жизни, чтобы в будущем он чувствовал себя полноценным человеком.

Наша основная задача – помочь социально неблагополучным (непопулярным, отвергнутым) детям завоевать расположение сверстников, стать и в эмоциональном плане более благополучными, помочь увидеть в сверстниках не противников и конкурентов, а близких людей.

Прежде чем перейти к рассмотрению конкретных рекомендаций, хотелось бы отметить, что никакие методы, игры и упражнения не помогут, если у воспитателя не будет искреннего, заинтересованного, доброжелательного отношения к воспитанникам. Очень многое зависит от личностных качеств взрослого и от стиля общения с детьми.

по повышению социального статуса ребёнка в группе

Можно выделить некоторые общие и специальные пути изменения неблагополучного положения ребёнка в группе сверстников:

  • Одной из эффективных стратегий повышения статуса дошкольника является последовательное раскрытие взрослым позитивных сторон личности отвергаемого или пренебрегаемого другими дошкольниками. Здесь важно найти то, что более или менее хорошо умеет ребёнок, например, дошкольник хорошо рисует, следовательно, можно устроить выставку его рисунков, он что-то имеет (кошку, собаку), попросить его при всех рассказать о своем увлечении.
  • Хорошие результаты даёт и такой приём, когда воспитатель «подговаривает» одного из лидеров, с кем у него сложились хорошие отношения, вовлечь отвергаемого ребёнка в игру, занятие и т.п. при условии, что непопулярный дошкольник «симпатизирует» данному лидеру. Другие дети, видя, что отвергаемый ребёнок играет с лидером и его окружением, будут по-иному смотреть на него, то есть статус последнего может повыситься.
  • В ролевой игре периодически нужно привлекать ребёнка с низким статусом на главные роли , не допуская при этом «ревности» детей, которые привыкли к ведущим ролям. Приобретая навыки руководства, непопулярный дошкольник будет постепенно чувствовать себя более уверенно, что незамедлительно отразится и на его статусе.
  • Важно обеспечить реальный успех непопулярному ребёнку, например, воспитатель, организуя групповое взаимодействие детей (коллективная постройка по образцу), заранее обучает необщительного, непопулярного дошкольника, который, включаясь затем в совместную деятельность, справляется с ней наряду с другими детьми.
  • Можно использовать и такой приём, когда педагог организует игру-драматизацию (инсценировку этического содержания) и берёт на себя роль отрицательного персонажа: ведёт себя, как не надо , разговаривает, как не надо , задача непопулярного ребенка — показать, как надо , говорить, как не надо.
  • К специфическим приёмам можно отнести и мини-тренинг , когда всех детей группы поочерёдно воспитатель или психолог просит найти положительное у каждого члена группы: «Что хорошо умеет делать Серёжа, Петя, Наташа», в том числе и у ребёнка низким статусом. Кроме того, полезно использовать упражнения на установление контакта , инициативное общение (подойди к другому и попроси игрушку (задай вопрос, пригласи поиграть, похвали за что-нибудь). А также упражнения на развитие способности выхода из конфликтных ситуаций (Пете и Вите понравилась машинка, Витя забрал машинку себе и не даёт Пете. Ты, Петя, что ты будешь делать? Ты плохо себя вёл, воспитательница на тебя обиделась, что ты будешь делать? и др.).
  • Нельзя слишком хвалить одних и ставить их в пример остальным. Такое оценивание и приведение положительных образцов, разделение детей на «хороших» и «плохих» может только разъединить детей и вызвать отчуждение.
  • Нельзя фиксировать внимание ребёнка на самом себе – на его недостатках или на его достоинствах. Гораздо важнее, чтобы ребёнок думал не о себе (своей успешности, своей оценке) а о результате самой деятельности (будь то игра, рисунок или постройка из кубиков). Тогда ему гораздо легче будет делать что-то вместе с другими и завоёвывать симпатию сверстников.
  • Предоставить непопулярному, обособленному ребёнку возможность самому выразить поддержку другим, помочь им в затруднительных игровых обстоятельствах: спасти от «салочки», помочь в игре беспомощной кукле, или «старенькой бабушке» или уступить дорогу на узком мостике. Все эти действия дети совершают сами, без инструкций и призывов взрослого. Такая поддержка и помощь другим позволяет ребёнку получить удовлетворение от своего доброго поступка. Эта забота не требует от ребёнка особых жертв, поскольку заключается в несложных игровых действиях.
  • Педагоги должны стараться не выделять отдельных детей, не «заводить» себе «любимчиков», потому что дети не всегда понимают, чем «любимчик» лучше их. В этом случае они начинают завидовать захваленному ребёнку, тем самым, ожесточаясь против него. К тому же чаще всего дошкольники хорошо относятся к тем, кого хвалят, и не любят тех, кого постоянно ругают воспитатели.
  • Если детей учить играть вместе , если всегда выслушивать и обиженного, и обидчика, если объединять их совместными мероприятиями (играми, постановками спектаклей), многих проблем можно избежать. Важно обращать внимание на всякие мелкие происшествия в группе, не пренебрегать детскими жалобами, пресекать насмешки.
  • Важно помочь непопулярным детям выявить их значимость для детского коллектива. Так, один ребёнок незаменим в дежурстве, второй, оказывается, отлично поёт, третий занимается гимнастикой, четвертый умеет лепить интересные фигурки и т.д. Именно воспитатель должен знать о способностях дошкольников и помогать им проявлять их.
  • Нельзя обсуждать и оценивать личностные качества детей перед всей группой , высмеивать и сравнивать их. Важно воздерживаться от публичных объявлений и выяснений даже с теми, кто совершил серьёзные проступки (ложь, мелкое воровство). Можно делать это косвенно, обсуждая поступки абстрактного ребёнка, на примерах из жизни, из книг.
  • Очень неприятная вещь для непопулярных детей — это распределение по парам или командам. Воспитатель должен сделать это заранее, не обсуждая состав команды с детьми, даже собственно соревновательной деятельности лучше избегать, если в группе есть отверженные, так как в поражении будут считать виноватыми именно их.
  • Не стоит забывать, что отношения в группе зависят от тактики, выбранной воспитателем с первых дней.
  • Конечно, «лечить» нужно не только обиженных, но и весь коллектив , проводя разные мероприятия по развитию терпимости, вовлекая непопулярных детей в процесс, поощряя их активность.
  • Избежать появления дразнилок в детском коллективе почти невозможно, но бороться с ними необходимо. Родители и педагоги не должны оставлять без внимания ситуации обзывания детьми друг друга. Задача воспитателя — пресечь появление и использование обидных прозвищ в группе. Можно поговорить отдельно с зачинщиками, можно устроить беседу на эту тему.

Если в целом подвести итог, то можно порекомендовать при проведении игровых занятий в группе необходимо, активно вовлекать отвергаемых детей в процесс занятий, поощрять их активность. Следует обратить внимание и на вовлечение ребёнка во внегрупповую деятельность, давать ему посильные поручения, которые бы имели важное значение для группы. Непопулярные дети должны почувствовать успех и свою значимость для коллектива.

Педагогу нужно помочь детям увидеть в «непопулярном» привлекательные стороны, увидеть его другими глазами.

Источник

Консультация для воспитателей «Улучшение социального статуса ребенка в группе»

Ирина Ивановская
Консультация для воспитателей «Улучшение социального статуса ребенка в группе»

Статускак положение субъекта в системе межличностных или общественных отношений включает в себя два понятия: «социальный статус» и «социометрический«. Социальный статус отражает положение, занимаемое человеком в социальной системе общества. Социометрический статус рассматривается как положение личности в системе межличностных отношений и определяется числом выборов или предпочтений, которые получает каждый член группы по результатам социометрического опроса. Положение человека в системе личных взаимоотношений в группезависит от двух систем факторов: качеств самой личности и характерных особенностей группы. Изменение социометрического статуса происходит в процессе социализации детей в дошкольной группе. На него оказывают влияние общение и совместная деятельность в группе, а также степень принятия индивидом групповых норм и ценностей. В отличие от социального статуса социометрический статус включает личностные характеристики, связанные со спецификой межличностных отношений.

Межличностное взаимодействие включает в себя взаимоотношения – общение – взаимооценивание.

Коррекция межличностного взаимодействия в дошкольной группе.

Наиболее типичной и частной является проблема «непопулярности» ребёнка в группе сверстников.Объективно такое положение дополнительно фиксируют: отсутствие или минимум (1-2) социометрических выбора, т. е. статус «непринятый — принятый»; узкий круг общения, отсутствие избирательных контактов неучастия устойчивых игровых объединений, пути оценки личностных качеств. В течение некоторого временного интервала (до 6 мес) ребёнок не осознаёт этих объективных симптомов своей непопулярности. На втором этапе — этапе осознания своего объективного положения в системе взаимодействия и негативного его переживания — могут иметь место различные, порой противоположные, нормы эмоционального с поведенческого реагирования. Это этап открытого конфликта,формами его выражения являются: открыто агрессивное поведение (вербальные агрессии, физические агрессии, шутовство, привлечение, уход в себя, отказ посещать детский сад и прочее.

Цели и задачи коррекционной работы должны быть соотнесены с выявленными причинами «непопулярности» ребёнка.В качестве главных могут быть: несформированность навыков деятельности (игровой, конструктивной); несформированность коммуникативных умений (не находят слов, соответствующих задаче общения и ситуации, не умеют выяснять удовлетворен партнер взаимодействием с ним или нет, не находят приемлемых форм выразить приглашение, отказ, оценку и т. п.); непринимаемый внешний облик ребёнка (некрасивость, неопрятность, физические пороки).

Основным направлением коррекции станет стремление к повышению статуса ребёнка (социометрического, оценочного). Целесообразным способом коррекционных воздействий является «социальная терапия», в которой благодаря устойчивой положительной системе оценок взрослого осуществляется переориентация оценок сверстников. Но эта система оценок должна опираться на объективные оценки ребёнка в деятельности, на действительно заслуживающие поощрения его позиции, формы общения. Поэтому переориентация оценок сверстников — это лишь надводная часть коррекционной работы.

Устойчивая непопулярность дошкольника в системе межличностного взаимодействия детерминируют формирование заниженной самооценки — «Комплекса Золушки». Объективно он характеризуется негативным самовосприятием, симптомами отказа себе в достоинствах, безразличия к себе, небрежности к внешнему виду, безразличии в делах, равнодушием к оценкам, неуверенностью в голосе, отрешенностью. Основу коррекции должно составить формирование адекватной ориентации на свои возможности.Конкретными средствами для этого станут: обеспечение дошкольнику возможностей успешности деятельности внимание воспитателя и участие в активизации интересов, потребностей ребёнка, поддержка его начинаний, положительная оценка, «востребование» потенциальных возможностей ребёнка.

В группе «непопулярных» могут оказаться дети малообщительные, дети с отсутствием или слабой выраженностью игровых мотивов. У последних преобладает стремление не к игровой деятельности, а к рисованию или коллекционированию, или конструированию. Коррекционные усилия, направленные на расширение круга общения детей, на развитие у них социальных мотивов, развитие ориентировки на совместную со сверстниками деятельность. Внимание взрослого должно быть направлено их к внутренним переживаниям ребёнка. Возможны несколько групп причин, обуславливающих малообщительность ребёнка: он первоначально стремиться к общению, но позже пришло это стремление из-за недоброжелательного, несправедливого отношения сверстников; первоначально стремился к общению, но отошел от него, несмотря на доброжелательность сверстников. В первом строе основное усилие коррекции должно быть направлено на устранение недоброжелательности сверстников. Во втором — на развитие и формирование социальных мотивов у ребёнка. Эффективными приёмами выступают: прием эмоционального комментария взрослым наблюдаемого ребёнком взаимодействия других детей; прием комментария происходящего самим ребёнком;приемы арттерапии: восприятие художественных произведений и их анализ с целью выявления постижения (осознания, переживания) дошкольниками особенностей проявления человеческих взаимоотношений, способов воздействия людей друг на друга; театральная деятельность — упрощение ребёнка в накоплении типов выразительных экспрессивно-межличностных движений, интонаций.

Некоторые дети могут иметь низкий социометрический статус, узкий круг общения, новый путь общений, избирательность, но достаточно высокий оценочный статус личности или отдельных личностных качеств. Объективной причиной такому явлению является индивидуально типологические особенности ребёнка, его физический облик.

Внешне наблюдаемым симптомом непринятости ребёнка в группе может быть жесткая фиксированность его признанной роли «подчиненного» во всех видах совместной деятельности и общения. Коррекционная робота направляется в данном случае «расшатывание» фиксированной позиционной структуры объединения. Эффективным приемом коррекции может стать групповая игротерапия: организация воспитателем сюжетно-ролевых игр с детьми, занимающими позиции подчиненных (исполнителей, в которых они обучаются игровым, организаторским умениям; организация оценочной деятельности детей в ходе группового общения конфликтных ситуаций; подключение детей к устойчивым игровым диадам доброжелательных сверстников; создание ситуаций совместных игр настольных группировок. Предметом коррекции в межличностном взаимодействии ребёнка дошкольников должно стать их открыто конфликтующее поведение.

Следует обратить внимание и на такие нарушения в развитии личности, причины которых лежат в характере межличностного общения, взаимоотношений и взаимооценивания в группесверстников как аффект неадекватности и симптом усталости:

Аффект неадекватности развивается в результате систематического завышения ребёнком оценки себя. Это может привести к стойким эмоционально-личностным расстройствам. Коррекционная работа должна иметь целью формирование у дошкольника адекватной самооценки. При этом конкретные тактические шаги будут различны, в зависимости от причины, опосредующих завышение ребёнком своего «Я».Причинами же могут быть: осознание своей непринятости в системе межличностных отношений и общения; принятие «на веру» завышенных оценок родителей и других значимых взрослых; несформированность оценочной и самооценочной деятельности; социальная некомпетентность и др.

«Симптом усталости» проявляется в том, что иногда у ребёнка наступают приступы усталости, при которых отключаются когнитивные механизмы, управляющие поведением. Эти состояния возникают в условиях максимального эмоционального напряжения. Поведение становится деструктивным, ибо регулируется исключительно эмоциями. Ребёнок чувствует полное и глубокое истощение, не способен осмысливать окружающее, «забывает» программу взаимоотношений с другими. Дошкольник пытается помочь себе в таких фрустрационных ситуациях либо в форме агрессивности, либо торможения (плач, отказ от контактов).

Коррекция ребёнка должна быть направлена на снятие факторов эмоциональной напряженности. Основным направлением коррекционной работы должно стать создание условий для реализации доминирующих мотивов детей к взаимодействию. Если младшие будут рады любой ситуации, представляющей возможность общения со старшими, что для последних надо «сделать» ее привлекательной. Следует предусмотреть возможность для реализации старшими детьми мотивы положительного доминирования. Важно постепенное и последовательное увеличение взаимной зависимости детей в совместной деятельности. Это может быть успешно достигнуто не только в сюжетно-ролевой игре, но и в изобразительной, трудовой, конструктивной деятельности путём создания «разрывов» (нарушения ритмичности совместной деятельности) в рабочей цепочке последовательно связанных друг с другом старших детей. Таким образом, вся коррекционная работа направляется на создание благоприятных условий для развития личности дошкольника, на оптимизацию межличностного взаимодействия в группе.

Консультация для воспитателей «Мир, окружающий ребенка-это, прежде всего, мир природы» » Мир, окружающий ребенка — это, прежде всего, мир природы, с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе,.

Консультация для родителей и воспитателей «Йога как инструмент гармоничного развития ребенка» С каждым годом все острее встает вопрос поиска универсального инструмента для гармоничного развития и воспитания ребенка. Современный мир.

Консультация для родителей и воспитателей «Адаптация ребенка в ДОУ» Ранний возраст – период быстрого формирования всех свойственных человеку психофизиологических процессов. Современно начатое и правильно.

Консультация для родителей и воспитателей «Речевое развитие ребенка 5–6 лет» Подготовила: воспитатель МАДОУ № 21 г. Великий Новгород Володина Светлана Александровна Речь – одна из основных линий развития ребенка.

Консультация для воспитателей «Если родители не хотят признавать проблему ребенка» Многие родители мало знают об особенностях развития детей и не сразу могут увидеть,что с их ребенком не все в порядке. Или родители упорствуют.

Консультация для воспитателей «Сюжетные игры в жизни ребенка» Подготовила Шушлебина Елена Валерьевна-воспитатель МБДОУ «Детский сад №32» г. Воркуты. Сюжетно-ролевая игра – наиболее доступный для детей.

Консультация для педагогов «Патриотическое воспитание как компонент социального развития ребенка» 1. Проблема приобщения к социальному миру всегда была и ныне остаётся одной из ведущих в процессе формирования личности ребёнка. Исторический.

Консультация для воспитателей «Работа ДОУ с семьей по воспитанию здорового ребенка» Здоровье детей зависит не только от их физических особенностей, но и от условий жизни в семье, санитарной грамотности и гигиенической.

Консультация для воспитателей «Развитие ребенка в театральной деятельности» Новый нормативный документ «Федеральный Государственный образовательный стандарт» дошкольного образования определяет основу образовательной.

«Театрализованная деятельность-условие всестороннего развития ребенка». Консультация для воспитателей Бочкаева Людмила Николаевна ГБОУ лицей с. Хрящёвка СПДС «Сказка», старший воспитатель Театрализованная деятельность условие всестороннего.

Источник

Читайте также:  Использование различных способов подачи кислорода детям
Оцените статью
Разные способы